Научная статья на тему '"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ'

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC SYSTEM / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / THE PRINCIPLES OF ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / PROPERTY RIGHTS / ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / OBJECTS OF REFERENCE POWERS OF BODIES OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорченко Ирина Николаевна

В статье исследуются понятие и элементы конституционной категории «экономическое развитие», анализируются конституционные принципы экономического развития во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями, закрепленными федеральных законах. Предложено авторское определение понятия «экономическое развитие Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE ECONOMIC DEVELOPMENT" AS A CONSTITUTIONAL CATEGORY: THE BASIC CONTENT AND STRUCTURAL ELEMENTS

The article examines the concept and elements of the constitutional category of «economic development», analyzes the constitutional principles of economic development in conjunction with concretizing their provisions fixed in the Federal laws. The author’s definition of «economic development of the Russian Federation»

Текст научной работы на тему «"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

УДК - 342 ЕГОРЧЕНКО Ирина Николаевна,

ББК - 67 аспирантка отдела конституционно-правовых исследований

Российского государственного университета правосудия

e-mail: aspirant18@yandex.ru

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация. В статье исследуются понятие и элементы конституционной категории «экономическое развитие», анализируются конституционные принципы экономического развития во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями, закрепленными федеральных законах. Предложено авторское определение понятия «экономическое развитие Российской Федерации».

Ключевые слова: Конституция РФ, экономическое развитие, экономическая система, принципы экономического развития, право собственности, предметы ведения, полномочия органов государственной власти.

EGORCHENKO Irina Nikolaevna,

post-graduate student of the Department Constitutional Law research

of the Russian state University of justice

«THE ECONOMIC DEVELOPMENT» AS A CONSTITUTIONAL CATEGORY: THE BASIC CONTENT AND STRUCTURAL ELEMENTS

Abstract. The article examines the concept and elements of the constitutional category of «economic development», analyzes the constitutional principles of economic development in conjunction with concretizing their provisions fixed in the Federal laws. The author's definition of «economic development of the Russian Federation».

Keywords: Constitution, economic development, economic system, the principles of economic development, property rights, objects of reference powers of bodies of state power.

Конституция Российской Федерации, выступая особым видом нормативного правового акта [2, с. 14—22], определяет конституционные основы экономического развития России. Конституционное регулирование экономического развития представляет собой целенаправленное воздействие Конституции Российской Федерации на экономические отношения с помощью правовых норм, закрепленных в ней. Выявление понятия и содержания экономического развития Российской Федерации как конституционной категории вызывает определенные трудности. Несмотря на использование данно-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

го термина в нормативных правовых актах [3, 19] и в научно-правовых исследованиях [11, с. 84-88; 23, с. 192-195; 16, с. 71, 72; 5, с. 36-60], в российском законодательстве отсутствует нормативное определение данного понятия.

При осуществлении нормативно-правового регулирования в Российской Федерации, как правило, раскрывается не само понятие «экономического развития», а вырабатываются ее стратегии и ориентиры.

Представляется, что экономическое развитие в конституционно-правовом понимании должно быть связано с реализацией конституционно заданных элементов

экономической системы Российской Федерации, то есть должно отражать ее динамическую сторону. Отсюда представляется уместным отождествлять понятия «развитие экономической системы» и «экономическое развитие» как конституционные категории.

Конституция Российской Федерации говорит об экономическом развитии во взаимодействии с другими видами публично значимого развития Российской Федерации — государственного, экологического, социального, культурного и национального (п. «е» ст. 71 Конституции РФ). Экономическое и иные виды развития упоминаются в связи с отнесением к ведению Российской Федерации вопросов установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Как правило, именно в этом контексте принимаются стратегические нормативные акты. Например, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выработаны стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития1.

Ключевым элементом экономической системы являются конституционные принципы экономического развития Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в значительной мере сформирована на основе норм-принципов, среди которых большая часть содержится в гл. 1 «Основы конституционного строя». Принципы экономического развития можно обнаружить также при формулировании гл. 2 («Права и свободы»), гл. 3 («Федеративное устройство»), гл. 4 — 7 («Органы государственной власти»).

Таким образом, в Конституции Российской Федерации определены основные принципы как условия экономического развития: единство экономического про-

1 В работе не преследуется цель разграничения понятий социально-экономического и экономического развития.

странства; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, иной не запрещенной законом экономической деятельности; запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и целый ряд иных принципов.

Следует различать конституционные принципы экономического развития и конкретизирующие их принципы экономического развития, закрепляемые в федеральных законах в экономической сфере (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.). В частности, к ним можно отнести принципы, устанавливающие конституционный режим наиболее значимых экономических ресурсов; закрепляющие порядок создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; регламентирующие порядок осуществления экономической деятельности, ее стандарты и нормативы; устанавливающие денежно-кредитный и налоговый режим; закрепляющие порядок внешнеэкономических отношений.

Другими важными элементами экономической системы являются основные экономические права и свободы, институт собственности, институт компетенции органов государственной власти в экономической сфере и процедурные основы, определяющие порядок экономической деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Основные экономические права, свободы и обязанности закреплены в гл. 2 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации среди всех элементов экономической системы выделяется институт собственности, поскольку именно отношения собственности составляют фундамент развития любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

Собственность, выступая элементом экономической системы общества, включе-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

на в состав основ конституционного строя и объектов основных прав и свобод человека. В части 2 ст. 8 Конституции РФ провозглашено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Право собственности (как объективное право) — это комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм конституционного, гражданского, административного, уголовного и других отраслей права, регулирующих правовые отношения собственности, т.е. регламентирующих право собственности как субъективное право.

Вопросы собственности раскрываются и в ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». При анализе рассматриваемой конституционно-правовой нормы в правовой литературе неоднократно обращалось внимание на то, что вопрос о собственности на природные ресурсы является довольно сложным [7, с. 138—143; 14, с. 61-63; 10, с. 51-55; 8, с. 32-42; 9, с. 26-28].

Право собственности на природные ресурсы выделяется наличием особых конституционных норм, отличающих природные ресурсы от иных объектов права собственности, имеющих особую значимость для общества и государства в целом, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [7].

Вопросам собственности посвящена также ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашается: «Право частной собственности охраняется законом». Охрана права частной собственности законом представляет собой закрепление в федеральных законах гарантий для частных собственников, позволяющих им беспрепятственно реализовы-вать свои права, а также защищающих их от незаконного изъятия собственности.

Право частной собственности на землю закрепляется в ст. 36 Конституции РФ: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение,

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2017

пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Таким образом, в Конституции Российской Федерации закреплены следующие основные положения права частной собственности на землю:

- конституционное право частной собственности на землю базируется как на началах дискреции: «...владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно», так и на началах императивности: «.если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (принцип - «собственность обязывает»);

- исследуемое право может быть ограничено федеральным законом;

- земля представлена в Конституции в качестве природного ресурса, основы жизни и деятельности, а также в качестве предмета права собственности.

Вопросы регулирования отношений частной земельной собственности нередко становятся причинами спорных ситуаций и коллизий [15, с. 5-7; 18, с. 37-39; 1, с. 157164; 17; 20, с. 101-105; 21, с. 76-82; 22, с. 7079; 4, с. 95-97]. Д.А. Ольнев обращает внимание, что земля в современном российском праве одновременно выступает как имущество, природный объект и природный ресурс, территория государства, средство производства и основа хозяйственной деятельности человека. При наличии недостаточно разработанных правовых норм велика вероятность ущемления либо чрезмерного усиления правового статуса земли как объекта права частной собственности, что может привести к негативным последствиям [17].

Конституционное право частной собственности на землю как правовой институт, во-первых, имеет комплексный характер, поскольку развивается нормами земельного, гражданского, экологического

права, и, во-вторых, составляет часть более общей правовой конструкции - генерального института конституционных прав, свобод и обязанностей человека.

Основные положения о признании, защите и неприкосновенности частной собственности на землю относятся к конституционным основам экономического развития. Закрепление этих положений, с одной стороны, влечет за собой обязанность государства по созданию такой правовой базы, которая регулирует равенство отношений частной собственности на землю, с другой стороны, ограничивает возможности государства посягать на частную собственность, а также закрепляет формы и методы защиты нарушенного конституционного права частной собственности на землю [12].

Содержание исследуемого права образуют те юридические правомочия, которые предоставляются собственнику земли конституционным правом. Отмеченные в Конституции Российской Федерации, они являются основой гражданско-правового регулирования и, в силу специфики изложения конституционных норм, не устанавливают возможности собственника использовать землю в качестве основы для жизни и деятельности, и соответственно гражданско-правовое регулирование права частной собственности на землю представляет собой продолжение конституционного регулирования, а, следовательно, является частью последнего [17].

Л.В. Лазарев обращает внимание на то, что Конституция Российской Федерации не ограничивает круг субъектов права частной собственности (а также аренды, пользования и др.) на землю и другие природные ресурсы. Некоторые ограничения права частной собственности на землю могут вытекать из конституционных положений о политике Российской Федерации как социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в частности на жилищное строительство и т.п. (ч. 2 и 3 ст. 40), на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и др. Право частной собственности, особенно на землю, является одним из таких ус-

ловий, особенно если оно сопровождается устранением незаконных препятствий достойной жизни и свободному развитию со стороны властей, других лиц (соседей), предпринимателей, скупающих земли для застройки для создания новых латифундий, и т.п. [13]

Положение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ о том, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц», как представляется, относится не только к земле, но и к другим природным ресурсам, являющимся объектом предусмотренных в Конституции форм собственности. Данная конституционная норма посвящена главным образом объему полномочий собственников этих ресурсов. Эти полномочия охватывают и традиционные, но ограниченные права владения, пользования и распоряжения.

Принципиально новым в «постсоциалистических» условиях является право распоряжения, то есть право купли-продажи, сдачи внаем (аренду), дарения, наследования и т.д. Все эти полномочия, согласно -Конституции Российской Федерации, осуществляются собственниками свободно, но с двумя ограничениями: нельзя наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Еще более важное ограничение всех этих правил вытекает из основ конституционного строя, установленных Конституцией Российской Федерации [13].

Конституционное регулирование института частной собственности обладает следующей спецификой: перечень форм права собственности, закрепленный в Конституции Российской Федерации, не является исчерпывающим. Тем самым допускается возможность появления иных смешанных форм собственности (общественных объединений, акционерной и др.).

Важным элементом экономической системы является институт компетенции органов государственной власти Российской Федерации в экономической сфере. Экономическое развитие подразумевает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

процесс реализации компетенции органов государственной власти.

В главах 4-6 Конституции РФ определяется компетенция органов государственной власти в экономической сфере. Так, согласно ч. 4 ст. 80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со ст. 34 п. «е» Конституции РФ Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Широкий круг компетенции в сфере экономического развития у Правительства РФ (ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Компетенция органов государственной власти реализуется с помощью специальных процедур обеспечения экономического развития. Процедурные основы, определяющие порядок экономической деятельности органов государственной власти Российской Федерации, определены непосредственно в Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о: а) федеральном бюджете; б) федеральных налогах и сборах; в) финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Особые процедуры - судопроизводство, предусмотрены в отношении рассмотрения судебных споров в сфере эко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

номических отношений, в осуществлении судебного обоснования и юридической квалификации правонарушений в сфере экономики.

Обобщая изложенное, отметим следующее.

Экономическое развитие Российской Федерации как конституционная категория означает понятие, подразумевающее поступательное и устойчивое развитие экономической системы на основе конституционных принципов экономического развития, путем реализации конституционных экономических прав и свобод и конституционных основ собственности, осуществления компетенции органов государственной власти Российской Федерации в экономической сфере и проявления иных, конституционно установленных форм экономической деятельности.

В структуре элементов обеспечения экономического развития конституционные принципы экономического развития составляют ключевую характеристику, определяющую основы законодательной деятельности и правоприменения в экономической сфере.

Список литературы:

[1] Аверина М.А. Право частной собственности на землю как конституционная защита прав и свобод человека // Современные проблемы юридической науки: сборник научных статей. Новосибирск, 2010. Вып. 8.

[2] Алешкова И.А., Власова Т.В., Дуэль В.М. Конституция РФ как особый вид нормативного правового акта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». М., 2014. № 2 (14).

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.10.2014), ст. 173.

[4] Волков А.М., Трофимова И.А. Проблемы организации государственного контроля за использованием и охраной земель, находящихся в частной собственности // Закон и право. М., 2011. № 8.

[5] Голоскоков Л.В. О влиянии решений Конституционного Суда Российской Федерации на законодательство, обеспечивающее экономическое развитие России // Публичное и частное право. М., 2013. № II (XVIII).

[6] Гридчина А.В., Костин А.В. Совершенствование законодательства по вопросу правового регулирования собственности на природные объекты и ресурсы // Вестник КРАГСиУ. Сыктывкар, 2010. № 13.

[7] Егорова М.Б. Конституционные основы права государственной собственности на природные ресурсы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 25 с.

[8] Забавко Р.А. Режим права собственности на природные ресурсы в перспективе уголовной ответственности за неправомерное завладение ими // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень, 2013. № 4 (26).

[9] Забавко Р.А. Социальные предпосылки уголовно-правовой охраны природных ресурсов и права собственности на них // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2014.

[10] Заботнова Н.В. Право собственности на природные ресурсы: понятие и формы // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: Материалы IX Международной научно-практической Интернет-конференции. Тамбов, 2012.

[11] Ивонина Е.В. Взаимосвязь права и экономики: экономическое развитие и дотацион-ность регионов ПФО // Право и практика. Киров, 2013. № 2 (12).

[12] Ильичева О.А. Конституционное право частной собственности гражданина на землю: проблемы теории и судебной защиты: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. - 22 с.

[13] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.ред. Л.В. Лазарева. М., 2009 г. // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Малахова И.А. Право собственности на природные ресурсы и объекты окружающей среды // Правовое регулирование: исторический, теоретический и практический аспекты: Материалы всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых (7-8 апреля 2011 года). Владимир, 2011.

[15] Мухаметзянова Г.Р. Право частной собственности на землю: естественное право человека и гражданина или нет? // Естественные права человека и гражданина как высшая ценность демократического общества: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей, студентов, 24 апреля 2009 г. М., 2010.

[16] Немудрякина А.Б., Широкова В.В. Влияние коррупции на экономическое развитие России // Современная юриспруденция: правовая мысль и практика правоприменения, I международная научно-практическая конференция, 20 октября 2012 г. Йошкар-Ола, 2012.

[17] Ольнев Д.А. Конституционное регулирование права частной собственности на землю: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. - 29 с.

[18] Ольнев Д.А. Понятие гарантий конституционного права частной собственности на землю // Пробелы в российском законодательстве. М., 2011. № 2.

[19] Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1; ред. от 05.05.2014), ст. 7.

[20] Проценко Е.В. Сущность и правовое содержание права частной собственности на землю // Юридическая мысль. СПб., 2011. № 2 (64).

[21] Фучко А.С. Конституционные основы права частной собственности на землю // Вестник НГУ. Новосибирск, 2012. Т. 8 Вып. 2.

[22] Фучко А.С. Право частной собственности на землю как предмет конституционной защиты прав и свобод человека // Вестник НГУ. Новосибирск, 2012. Т. 8 Вып. 1.

[23] Шепелев А.Н. Предпринимательство и экономическое развитие // XV Державинские чтения. Институт права: Материалы общероссийской научной конференции. 2010. Февраль. Тамбов, 2010.

Spisok literatury:

[1] Averina M.A. Pravo chastnoj sobstvennosti na zemlyu kak konstitucionnaya zashhita prav i svobod cheloveka // Sovremenny'e problemy' yuridicheskoj nauki: sbornik nauchny'x statej. Novosibirsk, 2010. Vy'p. 8.

[2] Aleshkova I.A., Vlasova T.V., Due'V V.M. Konstituciya RF kak osoby'j vid norma-tivnogo pravovogo akta / / Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universite-ta. Seriya «Yuridicheskie nauki». M., 2014. № 2 (14).

[3] Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 04.10.2014), st. 173.

[4] Volkov A.M., Trofimova I.A. Problemy' organizacii gosudarstvennogo kontrolya za ispol'zovaniem i oxranoj zemel', naxodyashhix-sya v chastnoj sobstvennosti // Zakon i pravo. M., 2011. № 8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Goloskokov L.V. O vliyanii reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii na zakonodatel'stvo, obespechivayushhee e'kono-micheskoe razvitie Rossii // Publichnoe i chastnoe pravo. M., 2013. № II (XVIII).

[6] Gridchina A.V., Kostin A.V. Sovershen-stvovanie zakonodatel'stva po voprosu pravo-vogo regulirovaniya sobstvennosti na prirodny'e ob»ekty' i resursy' // Vestnik KRAGSiU. Sy'kty'vkar, 2010. № 13.

[7] Egorova M.B. Konstitucionny'e osnovy' prava gosudarstvennoj sobstvennosti na prirodny'e resursy': Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. - 25 c.

[8] Zabavko R.A. Rezhim prava sobstvennosti na prirodny'e resursy' v perspektive ugolovnoj otvetstvennosti za nepravomernoe zavladenie imi // Yuridicheskaya nauka i pravooxra-nitel'naya praktika. Tyumen', 2013. № 4 (26).

[9] Zabavko R.A. Social'ny'e predposy'lki ugolovno-pravovoj oxrany' prirodny'x resursov i prava sobstvennosti na nix // Deyatel'nost' pravooxranitel'ny'x organov v sovremenny'x usloviyax: Materialy' XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2014.

[10] Zabotnova N.V. Pravo sobstvennosti na prirodny'e resursy': ponyatie i formy' // Problemy' gosudarstva, prava, kul'tury' i obrazovaniya v sovremennom mire: Materialy' IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. Tambov, 2012.

[11] Ivonina E.V. Vzaimosvyaz' prava i e'konomiki: e'konomicheskoe razvitie i dotacionnost' regionov PFO // Pravo i praktika. Kirov, 2013. № 2 (12).

[12] Il'icheva O.A. Konstitucionnoe pravo chastnoj sobstvennosti grazhdanina na zemlyu: problemy' teorii i sudebnoj zashhity': Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. - 22 s.

[13] Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod obshh.red. L.V. Lazareva. M., 2009 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».

[14] Malaxova I.A. Pravo sobstvennosti na prirodny'e resursy' i ob»ekty' okruzhayushhej sredy' // Pravovoe regulirovanie: istoricheskij,

teoreticheskij i prakticheskij aspekty': Materialy' vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molody'x ucheny'x (7-8 aprelya 2011 goda). Vladimir, 2011.

[15] Muxametzyanova G.R. Pravo chastnoj sobstvennosti na zemlyu: estestvennoe pravo cheloveka i grazhdanina ili net? // Estestvenny'e prava cheloveka i grazhdanina kak vy'sshaya cennost' demokraticheskogo obshhestva: Materialy' IV Vserossijskoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii kursantov, slushatelej, studentov, 24 aprelya 2009 g. M., 2010.

[16] Nemudryakina A.B., Shirokova V.V. Vliyanie korrupcii na e'konomicheskoe razvitie Rossii // Sovremennaya yurisprudenciya: pravovaya my'sl' i praktika pravoprimeneniya, I mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, 20 oktyabrya 2012 g. Joshkar-Ola, 2012.

[17] OVnev D.A. Konstitucionnoe regulirovanie prava chastnoj sobstvennosti na zemlyu: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2012. - 29 c.

[18] OVnev D.A. Ponyatie garantij konstitu-cionnogo prava chastnoj sobstvennosti na zemlyu // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. M., 2011. № 2.

[19] Osnovy' zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture (utv. VS RF 09.10.1992 № 3612-1; red. ot 05.05.2014), st. 7.

[20] Procenko E.V. Sushhnost' i pravovoe soderzhanie prava chastnoj sobstvennosti na zemlyu // Yuridicheskaya my'sl'. SPb., 2011. № 2 (64).

[21] Fuchko A.S. Konstitucionny'e osnovy' prava chastnoj sobstvennosti na zemlyu // Vestnik NGU. Novosibirsk, 2012. T. 8 Vy'p. 2.

[22] Fuchko A.S. Pravo chastnoj sobstvennosti na zemlyu kak predmet konstitucionnoj zashhity' prav i svobod cheloveka // Vestnik NGU. Novosibirsk, 2012. T. 8 Vy'p. 1.

[23] Shepelev A.N. Predprinimatel'stvo i e'konomicheskoe razvitie // XV Derzhavinskie chteniya. Institut prava: Materialy' obshhe-rossijskoj nauchnoj konferencii. 2010. Fevral'. Tambov, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.