СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 342.733
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ЭЛЕМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
С даты утверждения Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам Паспорта национального проекта «Образование» в российской правовой системе активно формируется нормативно-правовая база по реализации его положений. Автором статьи предпринята попытка формулирования тенденций правового регулирования цифровой образовательной среды как составного элемента национального проекта «Образование». В рамках исследования предлагается доктриналь-ное формулирование тенденций правового регулирования цифровой образовательной среды как элемента реализации конституционного права на образование.
Ключевые слова: правовые тенденции в цифро-визации образования, право на образование, цифро-визация, цифровой конституционализм, система образования.
А. А. Корнеев
Аспирант, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва
Andrey Korneev
Postgraduate Student, HSE University, Moscow, Russia
В процессе проектного правового регулирования общественных отношений в разной конфигурации можно наблюдать формирование определенных тенденций, обусловленных последующей реализацией принимаемых нормативных актов. С момента принятия ключевых нормативно-пра-
Как цитировать статью: Корнеев А. А. Формирование тенденций правового регулирования цифровой образовательной среды как элемента реализации конституционного права на образование // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 5 (78). С. 43-51. БО! 10.24412/2224-0772-2021-78-43-51
вовых документов, обеспечивающих реализацию задач и стратегических целей, поставленных в рамках цифровизации образовательного процесса, в частности национального проекта «Образование» [11] и его составной части — федерального проекта «Цифровая образовательная среда», — прошло несколько лет реализации, которые позволяют говорить о формировании определенных тенденций правового регулирования цифровой образовательной среды как элемента реализации конституционного права на образование.
На сегодняшний день сформирован основной нормативно-правовой каркас реализации проектных установлений в области цифровизации образования, происходит постепенное выполнение положений проектных документов в рамках решения стратегических задач цифровизации российского образования. Сформировавшиеся и формирующиеся тенденции в регулировании цифровой образовательной среды являются одним из базовых направлений правового регулирования цифровой трансформации образования и, как следствие, одним из направлений дальнейшего развития различных элементов конституционного права на образование.
Актуальные правовые исследования регулирования цифровизации образовательной среды идут в нескольких направлениях. В частности, цифровизация российского образовательного пространства уже рассматривается в контексте гарантий конституционного права на образование, например в исследовании А. Ю. Александрова, С. Б. Верещак, О. А. Ивановой [1], некоторые аспекты ранней нормативной регламентации цифровизации рассматриваются критически, формулируются конкретные предложения по вопросам изменения положений исследованных документов. Достоинства и недостатки цифровизации обучения через призму социологического исследования правовых аспектов рассматриваются И. В. Ершовой [5]. Часть исследований непосредственно вопросов цифровизации образования не затрагивают, но в той или иной степени рассматривают его грани в рамках юридико-правовых основ общего правового регулирования процессов цифровизации [2; 3; 4; 6]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в силу относительно недавнего принятия всех действующих программных документов, их детального правового исследования (и, как следствие, конституционно-правового анализа) не проводилось.
Таким образом, одной из первых тенденций в контексте разрешае-
мой задачи следует назвать тенденцию концептуального осмысления правового регулирования процессов цифровизации. Внедрение про-ектно-стратегического нормативного регулирования в отношении поставленных целей и решения задач по построению информационного общества и информационного государства в Российской Федерации предполагает их дополнительный концептуальный анализ.
Представляется, что данная тенденция обусловливается необходимостью реализации стратегических задач в сфере тех общественных отношений, которые предполагаются к регламентации на базе стратегического планирования. Следует отметить, что, согласно нормам Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — «Федеральный закон № 172-ФЗ»), стратегическое планирование опирается на системный подход, который подразумевает, что система стратегического планирования — это «механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [8, п. 9, ст. 3], данный подход подразумевает корректировку документов стратегического планирования, а также его методическое обеспечение. Глава 3 указанного федерального закона описывает механизм реализации подобного системного подхода к стратегическому планированию. Таким образом, все указанные нормы применимы и к исследуемой проблематике. Именно концептуальный анализ принятых стратегических документов, а также проектных документов для реализации стратегических целей и задач является важным механизмом в методологическом обеспечении и корректировке нормативно-правовых основ реализации национальных и федеральных проектов.
Тенденция концептуального осмысления проектных документов в области цифровой образовательной среды по сути является неотъемлемой частью любого стратегического планирования, в исследуемой образовательной сфере подобная тенденция проявляется в научно-педагогическом и научно-правовом исследовании проблематики внедрения
цифровой образовательной среды в рамках тех нормативных контуров, которые заложены в стратегических и проектных документах, в частности в национальном проекте «Образование». Актуальные исследования в области реализации национального проекта по цифровой образовательной среде демонстрируют исследование нормативно-правовых аспектов защиты прав граждан в сфере образования, в педагогических науках анализируются гуманистические и профессиональные аспекты внедряемых цифровых технологий и платформ.
Следующей тенденцией является тенденция к дополнительной нормативной регламентации феномена цифровой образовательной среды вне границ федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Исследование действующих правовых документов и их доктринальный анализ показывает, что понятие «цифровая образовательная среда» может рассматриваться в рамках двуединого подхода: как непосредственно нормативный термин указанного федерального проекта и как обобщающий феномен метапроцесса цифровизации образования. В частности, данная тенденция прослеживается в принятых параллельных федеральному проекту нормативно-правовых документах, регламентирующих реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [10], таким документом является Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 836 «О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"» [7].
Анализ приведенных нормативно-правовых документов демонстрирует параллельное использование термина «цифровая образовательная среда» в правовом конструкте «современная цифровая образовательная среда», относящегося к государственной информационной системе. Согласно п. 2 Положения о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда», обозначенная система создается в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами [7].
Следует отметить, что терминологического совпадения не обнаруживается непосредственно на программном уровне (Комментарий 1), в частности в государственной программе по научно-техническому развитию Российской Федерации термин «цифровая образовательная среда» не предусмотрен, в ней используется понятие «цифровая платформа», а в приведенном Положении используется термин «образовательная платформа» (Комментарий 2). Обращаясь к действующим нормам регулирования на уровне федерального законодательства, можно увидеть также иную терминологию, в частности ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — «Закон об образовании») [9] регулирует статус информационных систем в системе образования, при этом данная статья не содержит перечисленные выше термины. Согласно п. 1 указанной статьи, в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы [9]. Таким образом, термин «Современная цифровая образовательная среда» рассматривается в системе действующего правового регулирования как государственная информационная система для граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования. Напомним, что в нормативных документах национального проекта «Образование» (включая исследуемую федеральную программу) цифровая образовательная среда к подобным государственным системам не относится и нормативно не подпадает под регулирование ст. 98 Закона об образовании.
Другим важным отличием, которое влияет на формирование обозначенной тенденции в регулировании, является использование единого термина нескольких уровней образования. Так, цифровая образовательная среда в рамках федерального проекта и национального проекта «Образование» направлены на реализацию потребностей программ общего, основного общего и среднего общего образования (п. 3 Положения о проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной
среды), в то время как приведенное Постановление Правительства Российской Федерации № 1836 регламентирует введение современной образовательной среды как государственной информационной системы по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования. Как видно из представленного анализа проектных документов и норм действующего федерального законодательства, сформирована тенденция к диффузной нормативной регламентации феномена «цифровая образовательная среда» в действующем правовом регулировании. Представляется, что данная тенденция одной из своих характеристик имеет терминологическую путаницу в правовом регулировании, так как не учитывает совпадение понятий именно на уровне национальных проектов и, как следствие, на уровне нормативно-правовых актов их реализации. Следует признать, что подобная тенденция требует дополнительного пересмотра федеральных проектов с позиций единообразия терминов в отношении рассматриваемых феноменов. К негативным факторам данной тенденции следует отнести и то, что в рамках научного анализа и доктринальной оценки цифровой образовательной среды как элемента реализации конституционного права на образование подобная тенденция вносит дополнительную правовую неопределенность дальнейшего регулирования процессов цифровизации образования.
В части реализации программных целей национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» прослеживается тенденция на продолжающуюся конкретизацию проектных положений, принятые подзаконные правовые акты формируют нормативное регламентирование цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта как соответствующего эксперимента. Систему принятых актов составляют все перечисленные ранее проектные документы и нормативно-правовые акты, утвержденные в рамках федеральных документов стратегического планирования.
Все перечисленные тенденции предопределяют дальнейшие перспективы развития регуляторных механизмов цифровой образовательной среды в системе российского законодательства с позиции реализации гражданами конституционного права на образование. Рассматривая правовое регулирование как определенный процесс нормативно-правовой реализации конституционно детерминированных концептов, то есть таких правовых конструкций, которые зафиксированы в кон-
ституционном акте и реализуются с учетом эволюции общественных отношений в связке индивид-общество-государство в свете достигнутых научно-технических результатов, необходимо учитывать и стадии реализации данного процесса.
Исследуя обозначенные тенденции в совокупности, можно говорить о сформировавшейся практике проектного нормативно-правового регулирования цифровизации образования. В этой связи весь перечень тенденций отображает актуальное состояние правового регулирования общественных отношений, формирующихся вокруг феномена цифровой образовательной среды. С одной стороны, общие обнаруженные тенденции формируются на основании стратегического экспериментального подхода к внедрению новых механизмов конституционных гарантий как дополнительных элементов реализации конституционного права на образование, с другой — наблюдается сложившееся нормативно-терминологическое совпадение используемых понятий, что приводит к диффузной нормативной регламентации феномена «цифровая образовательная среда»; подобная тенденция не может быть охарактеризована как положительная, так как ее дальнейшее усиление может войти в противоречие с принципом правовой определенности, что приведет к искажению в правоприменительной практике, а следовательно, эрозии реализации закрепленных конституционных гарантий в отношении права на образование.
Вопросы, связанные с рассмотрением перспективы дальнейшего правового регулирования цифровой образовательной среды как одного из элементов реализации конституционного права на образование, должны быть определены в рамках обобщения перечисленных тенденций как основных сформированных на текущий период реализации проектных документов, а также принятых на их основании нормативно-правовых актов; при этом в рамках дальнейшей концептуализации результатов национальных проектов (включая их составные единицы — федеральные проекты) потребуется дополнительная переработка нормативно-терминологической составляющей всей проектной документации для введения единого правового глоссария федерального законодательства в области цифровизации образовательной среды, а следовательно, и цифровой образовательной среды как феномена и части общей цифровой системы российского образования.
Комментарии
1) Обратим внимание, что сам паспорт проекта был принят до рассматриваемых государственных программ, а также национального проекта «Образование» [см.: 12].
2) Под данным понятием в п. 3 Положения подразумевается следующее: «информационные площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» [7].
Литература
1. Александров А. Ю., Верещак С. Б., Иванова О. А. Цифровизация российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 73-82.
2. Антонова Н. В., Бальхаева С. Б., ГауноваЖ. А. и др. Юридическая концепция роботизации: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. Нанба. М.: Проспект, 2019. 240 с.
3. Белицкая А. В., Белых В. С., Беляева О. А. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.
4. Государство и право в новой цифровой реальности / под общ. ред. И. А. Умновой-Конюховой, Д. А. Ловцова. М.: РАН. ИНИОН, 2020, 259 с.
5. Ершова И. В. Цифровизация образования: pro et contra // Предпринимательское право.
2019. № 3. С. 61-68.
6. Козлова Н. В., Суханова Н. В., Ворожевич А. С. и др. Цифровая трансформация в контексте приоритетов государственной научно-технической политики и вопросы совершенствования правового регулирования цифровой экономики в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 3-16.
7. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»: постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1836 // Собрание законодательства РФ.
2020. № 47. Ст. 7538.
8. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 15 (Ч. III). Ст. 1750.
11. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) // СПС «КонсультантПлюс».
CURRENT TRENDS IN THE REGULATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
The Russian legal system is actively developing a legal framework for the implementation of the provisions of the national project "Education". The author of the article formulates current trends in the legal regulation of the digital educational environment as a constituent element of this project. The article proposes the author's formulation of the identified trends in the legal regulation of the digital educational environment as an element of the implementation of the constitutional right to education.
Keywords: digital educational environment, education, the right to education, digitaliza-tion, digital constitutionalism, education system.
References
• Aleksandrov A. Yu., Vereshchak S. B., Ivanova O. A. Cifrovizaciya rossijskogo obrazovatel'nogo pros-transtva v kontekste garantij konstitucionnogo prava na obrazovanie // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. T. 28. № 10. S. 73-82. [In Rus].
• Antonova N. V., Bal'haeva S. B., Gaunova Zh. A. i dr. Yuridicheskaya koncepciya robotizacii: mono-grafiya / otv. red. Yu. A. Tihomirov, S. B. Nanba. M.: Prospekt, 2019. 240 s. [In Rus].
• Belickaya A. V., Belyh V. S., Belyaeva O. A. i dr. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskih otnosh-enij v sovremennyh usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki: monografiya / otv. red. V. A. Vajpan, M. A. Egorova. M.: Yusticinform, 2019. 376 s. [In Rus].
• Ershova I. V. Cifrovizaciya obrazovaniya: pro et contra // Predprinimatel'skoe pravo. 2019. № 3. S. 61-68. [In Rus].
• Gosudarstvo i pravo v novoj cifrovoj real'nosti / pod obshch. red. I. A. Umnovoj-Konyuhovoj, D. A. Lovcova. M.: RAN. INION, 2020, 259 s. [In Rus].
• Kozlova N. V., Suhanova N. V., Vorozhevich A. S. i dr. Cifrovaya transformaciya v kontekste prioritetov gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politiki I voprosy sovershenstvovaniya pravovogo regu-lirovaniya cifrovoj ekonomiki v Rossijskoj Federacii // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4. S. 3-16. [In Rus].
• O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda»: post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 16.11.2020 № 1836 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 47. St. 7538. [In Rus].
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.04.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598. [In Rus].
• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tekhnologicheskoe raz-vitie Rossijskoj Federacii»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2019 № 377 (red. ot 31.03.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2019. № 15 (Ch. III). St. 1750. [In Rus].
• O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 26 (chast' I). St. 3378. [In Rus].
• Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strate-gicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // SPS «Konsul'tantPlyus». [In Rus].
• Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 № 9) // SPS «Konsul'tantPlyus». [In Rus].