Научная статья на тему 'Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной россии'

Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ РФ / DIGITAL ECONOMY / REGIONAL DIGITALIZATION / COUNCIL OF LEGISLATORS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головченко Владимир Иванович

В статье предпринят анализ инициатив и решений Совета законодателей Российской Федерации, касающихся развития цифровой экономики России. Автор акцентирует внимание на ключевых положениях решения Совета законодателей РФ, и, в частности, на вопросах нормативно-правового регулирования, формирования кадрового потенциала и повышения эффективности IT-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головченко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL ASPECT OF SOLVING PROBLEMS OF THE DIGITAL ECONOMY IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the initiatives and decisions of the Council of legislators of the Russian Federation concerning the development of the digital economy. The author focuses on the key provisions of the decision of the Council of legislators of the Russian Federation, and, in particular, on the issues of legal regulation, the formation of human resources and improving the efficiency of IT-education.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной россии»

■^mi

SISK^'

УДК 342.59

региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной россии

THE REGIONAL ASPECT OF SOLVING PROBLEMS OF THE DIGITAL ECONOMY IN MODERN RUSSIA

© Головченко Владимир Иванович

Vladimir I. Golovchenko

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

DSc (Political), Professor of the Department of Theory of State and Law, Saratov National Research University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov).

И golovchenkosgu@mail.ru

Аннотация. В статье предпринят анализ инициатив и решений Совета законодателей Российской Федерации, касающихся развития цифровой экономики России. Автор акцентирует внимание на ключевых положениях решения Совета законодателей РФ, и, в частности, на вопросах нормативно-правового регулирования, формирования кадрового потенциала и повышения эффективности 1Т-образования.

Ключевые слова: цифровая экономика, региональная цифровизация, Совет законодателей РФ.

Abstract The article analyzes the initiatives and decisions of the Council of legislators of the Russian Federation concerning the development of the digital economy. The author focuses on the key provisions of the decision of the Council of legislators of the Russian Federation, and, in particular, on the issues of legal regulation, the formation of human resources and improving the efficiency of IT-education.

Key words: digital economy, regional digitalization, Council of legislators of the Russian Federation.

В:

»настоящее время одним ^из приоритетных направлений развития нашего государства стала цифровая экономика. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Президент страны В.В. Путин обратил внимание на ключевые аспекты цифровой экономики: ««Уже в текущем году необходимо принять генеральную схему развития инфраструктуры цифровой экономики, включая сети телекоммуникаций, мощности по хранению и обработке данных. И здесь также нужно смотреть вперёд. Задача ближайших лет - организовать повсеместный доступ к высокоскоростному интернету, начать эксплуатацию систем связи пятого поколения, 5G. Для настоящей революции в области связи, навигации, создания систем дистанционного зондирования земли необходимо кратно

увеличить возможности нашей спутниковой группировки».

Отвечая на вызовы времени, Правительство РФ в своём постановлении от 28.08.2017 № 1030 утвердило комплексную долгосрочную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - программа), участие в разработке которой приняли не только представители власти, но и бизнес-структур. В программе нашли отражение магистральные направления развития цифровой экономики в стране, предусматривающие совершенствование нормативно-правовой базы, формирование кадрового потенциала, повышение эффективности 1Т-образования. По мнению председателя правления Ассоциации юристов России В. С. Груздева, «юридическое сообщество должно не только работать над снятием существующих правовых ограничений для внедрения новых интеллектуальных разработок, но и начинать проектировать регуляторную среду будущего, основываясь на ежедневно развивающихся технологиях»

[3]. Наряду с этим для развития цифровой экономики необходимо активное вовлечение в эти процессы всех структур представительной демократии, а также органов власти федерального и регионального уровня.

Развитие цифровой экономики - это, безусловно, мощный рычаг для повышения конкурентоспособности страны, улучшения качества жизни граждан, обеспечения экономического роста, и, наконец, национального суверенитета. Именно поэтому цифровая экономика стала приоритетным трендом социально-экономического развития Российской Федерации. Это положение актуализировано в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, от 1 марта 2018 года и от 20 февраля 2019 г.

Правовой основой для формирования национальной цифровой экономики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития национальной цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

Таким образом, в настоящее время создана институциональная основа для реализации программы: утверждены правила разработки, мониторинга, контроля выполнения планов мероприятий по направлениям её реализации; ведётся работа по исполнению перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере, утверждённого Президентом Российской Федерации от 21 октября 2017 года № Пр-2132.

Современный этап реализации программы связан с организацией благоприятной ре-гуляторной среды по следующим базовым направлениям: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Последовательно осуществляются первоочередные меры по снятию правовых ограничений в различных сферах

хозяйственной деятельности, что предполагает изменение ряда законодательных актов.

В связи с установлением приоритетного характера развития цифровой экономики, и, одновременно с этим, придавая первостепенное значение федеративным отношениям как основе регионального развития, Совет законодателей Российской Федерации подчёркивает, что цифровая экономика обладает огромным потенциалом содействия социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации.

Отличительной чертой современного этапа развития государства и общества является то, что информационные и коммуникационные технологии становятся частью современных систем во всех сферах государственного и муниципального управления, экономической и социальной деятельности, систем обеспечения национальной безопасности и оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики субъектов Российской Федерации.

В настоящее время уже достигнуты определённые успехи в сфере предпринимательства, использующего цифровые сервисы, созданы электронные торговые площадки, увеличилось число домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расширяется перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», действует единая система межведомственного электронного взаимодействия, работает сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Развитию цифровой экономики способствует также созданная в субъектах Российской Федерации инфраструктура науки и инноваций, представленная, в первую очередь, институтами развития, технопарками, бизнес-инкубаторами.

Вместе с тем, эксперты констатируют различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что, безусловно, определяет и разную степень их готовности к переходу на модель управления, предлагаемую цифровой экономикой. К основным сдерживающим факторам, по мнению специалистов, относятся: недостаточно развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура в отдельных субъектах Российской Федерации, высокая стоимость организации электрической связи, недостаточное финансирование по отдельным мероприятиям в сфере информатизации и защиты информации, недостаток квалифицированных кадров для осуществления деятельности в сфере цифровой экономики.

Актуальной и острой остаётся также и проблема так называемого цифрового неравенства, выражающаяся в первую очередь в отсутствии

в малочисленных и труднодоступных населённых пунктах доступа к услугам подвижной радиотелефонной связи и широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Серьёзные проблемы существуют при внедрении информационно-телекоммуникационных технологий и на уровне местного самоуправления. По данным консалтинговых агентств только 10% муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации. Отдельной проблемой является также и отсутствие унификации систем криптографической защиты информации информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления, влекущее несовместимость каналов связи.

В своём решении Совет законодателей Российской Федерации отмечает, что основой эффективного развития цифровой экономики является государственная политика, направленная на формирование законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения цифровой трансформации национальной экономики. Реализация программы требует качественного повышения роли субъектов Российской Федерации в цифровизации с учётом их экономической специализации, территориального размещения высокоточных и наукоёмких производств, использования преимуществ отечественной экономики. Основными критериями для успешной реализации программы в отдельно взятом регионе РФ, по мнению законодателей, следует считать: высокий научный потенциал, низкий государственный долг, возможность наращивания потребительских рынков, наличие ключевых государственных компетенций в таких отраслях, как энергетика, космос, связь, информационные технологии, оборонная промышленность [2].

Следовательно, первоочередными задачами цифровой трансформации экономики являются последовательное формирование политики по развитию цифровой экономики и гармонизация подходов к её нормативно-правовому регулированию на пространстве Евразийского экономического союза.

Подчёркивая важность конструктивного взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации в процессе законодательного обеспечения реализации программы, Совет законодателей Российской Федерации в своём решении определил три важнейших направления в целях развития цифровой экономики.

Во-первых, было рекомендовано палатам Федерального Собрания Российской Федерации применять в рамках своих полномочий в соответствии с Федеральным законом «О парламентском контроле» формы парламентского контроля за подготовкой законопроектов, предусмотренных планом мероприятий по реализации программы по направлению «Нормативное регулирование», и принятием федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, направленных на развитие цифровой экономики. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: проанализировать предложения субъектов Российской Федерации по развитию цифровой экономики, поступившие в Комиссию Совета законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям, и рассмотреть целесообразность внесения изменений в планы мероприятий по направлениям реализации программы;

По мнению законодателей, при подготовке проектов федеральных законов в сфере цифровой экономики следует обращать особое внимание на меры поддержки секторов отечественной экономики, осуществляющих разработку и производство высокотехнологичных продуктов.

Наряду с этим необходимо обеспечить стимулирование создания, производства и широкого использования конкурентоспособного российского программно-технологического обеспечения в сфере цифровизации, предусмотрев налоговые льготы для производителей и потребителей российского программного продукта.

Было решено дополнить программу несколькими новыми направлениями, предусматривающими цифровизацию системы государственного управления, здравоохранения, финансового сектора, транспорта и логистики, предусмотрев участие в реализации этих направлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В пакете мер, направленных на развитие цифровой экономики, законодатели считают целесообразным рассмотреть возможность поддержки проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности построения и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Этот аппаратно-программный комплекс направлен на создание и правовое обеспечение единой унифицированной системы комплексной безопасности, обеспечение единого алгоритма взаимодействия федеральных, региональных

%

sisi®'

и муниципальных органов власти в экстренных случаях.

Важным направлением была признана задача цифровизации системы государственного управления. В связи с этим намечена разработка программно-аппаратного комплекса («платформы») обеспечения нормотворческой деятельности, позволяющего создать условия для безбумажного характера взаимодействия участников нормотворческого процесса, редактирования проектов нормативных правовых актов в режиме реального времени, включая разработку панели управления, предоставляющей возможность отслеживать ход работы над проектами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации федеральных конституционных законов, федеральных законов, и подключение к указанному комплексу электронных ресурсов палат Федерального Собрания Российской Федерации;

Наряду с этим, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодатели предлагают поддержать пилотные проекты по направлениям программы с целью создания государственного информационного ресурса по представлению успешных практик в сфере цифровой экономики. В связи с этим признано целесообразным расширить практику применения механизма регулятивных площадок на территориях субъектов Российской Федерации, учитывая технологические возможности субъектов Российской Федерации, с целью тестирования решений, использующих цифровые технологии, в том числе по направлениям программы, для исключения рисков нарушения законодательства Российской Федерации.

На долгосрочную перспективу в рамках Евразийского экономического союза предложено продолжить осуществление Основных направлений реализации цифровой повестки ЕврАзЭс до 2025 года, утверждённых решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12, с целью формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза. В русле этого направления признано крайне важным продолжить работу по гармонизации национального законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере цифровой экономики, в том числе с учётом опыта Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств по гармонизации национального законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств [1]. Эта многоплановая деятельность, в свою очередь, предполагает создание благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки персональных медицинских данных. При этом должна быть предусмотрена ответственность

за нарушение прав пациентов посредством утечки информации из интегрированной электронной медицинской карты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

В сфере образования для целей цифровой экономики было решено реализовать целый ряд мероприятий по созданию условий для дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления кадрами, готовыми к участию в цифровой трансформации системы государственного управления.

Во-вторых, законодатели приняли решение рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации: актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней и форм профессионального образования и увеличить количество бюджетных мест по подготовке специалистов в сфере информационных систем и технологий с целью удовлетворения потребности в кадрах. Особое внимание необходимо обратить на обеспечение всех форм содействия образовательным учреждениям высшего образования в заключении соглашений с ведущими российскими 1Т-компаниями о получении студентами практических навыков в решении задач в сфере цифровых технологий. И, наконец, разработать концепцию среднесрочных мер по информированию населения о цифровых технологиях и об обучении их использованию (дистанционное оказание государственных и муниципальных услуг, медицинских услуг, в банковской и других сферах).

В-третьих, рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации: рассмотреть возможность соотнесения системы документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации с программой посредством пересмотра и обновления концепций, программ, комплексных проектов, касающихся вопросов развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации; включить в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации задачи развития цифровой экономики в качестве приоритетных.

С этой целью проанализировать существующие технологические возможности субъектов Российской Федерации и сформировать уникальные наборы технологических компетенций, среди которых выделяются такие, как: «умная специализация»: кластеры производственных, исследовательских и образовательных организаций. Кроме того следует дополнить стратегии социально-экономического развития субъектов

Российской Федерации соответствующим разделом о технологическом развитии [2].

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время цифровая экономика становится своеобразным локомотивом роста промышленного и производственного индексов. Вместе с тем она является

неизменным условием обеспечения социального благополучия, реализации новых стартапов, разработки и внедрения новых технологий и инноваций. Всё это вызывает необходимость актуализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Материалы поступили в редакцию 30.01.2019 г.

Библиографический список (References)

1. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года [Электронный ресурс] : решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12. URL: https://www.alta.ru/tamd0c/17vr0012/ (дата обращения: 17.01.2019).

2. Цифровая экономика: региональный аспект [Электронный ресурс] : решение Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации от 27 апреля 2018 г. (проект). URL: http:// szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/ d0Cument_news/0i6/003/792/2_SZ_ TsIFROVAYa_ekonomika_sa491.pdf (дата обращения: 19.01.2019).

3. АЮР призвала разработать правовую базу цифровой экономики Россия [Электронный ресурс] // Russian Business Guide : сайт. URL: http://www. rbgmedia.ru/post.php?id=373 (дата обращения: 14.01.2019).

1. (2017). Ob Osnovnyh napravlenijah realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza do 2025 goda. Rereshenie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta ot 11 oktjabrja 2017 g. № 12. [On the Main directions of implementation of the digital agenda of the Eurasian economic Union until 2025: decision No 12 of the Supreme Eurasian economic Council of October 11, 2017.] URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/i7vrooi2/ (accessed 17 January, 2019).

2. Cifrovaja jekonomika: regional'nyj aspekt: reshenie Soveta zakonodatelej Rossijskoj Federacii pri Federal'nom Sobranii Rossijskoj Federacii ot 27 aprelja 2018 g. (proekt). [Digital economy: regional aspect [Electronic resource]: decision of the Council of legislators of the Russian Federation at the Federal Assembly of the Russian Federation of April 27, 2018 (draft)]. URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/ upload/site53 / document_news/016/003/792/2_ SZ_TsIFROVAYa_ekonomika_sa491.pdf (accessed 19 January, 2019).

3. AJuR prizvala razrabotat' pravovuju bazu cifrovoj jekonomiki Rossija [AYUR called for the development of a legal framework for the digital economy Russia ]. URL: http://www.rbgmedia. ru/post.php?id=373 (accessed 14 January, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.