Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО ВУЗА'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая компетентность / цифровая образовательная среда / педагоги профессионального обучения / аграрный вуз / цифровая трансформация образования / professional and pedagogical competence / digital educational environment / teachers of vocational training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков В. В., Царапкина Ю. М.

Введение. В статье рассматривается система подготовки будущих педагогов образовательных организаций сельскохозяйственного профиля в цифровой образовательной среде аграрного вуза. Данный вид образования учитывает современное состояние аграрного знания, тенденции цифровизации данного сектора экономики. Целью исследования является обоснование путей формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, которым предстоит работать в системе среднего профессионального аграрного образования. Методология и методы научного исследования. Методологической основой данного исследования являются: концепции научного обоснования образовательного процесса, компетентностный подход в образовании, концепции профессиональной социализации педагога, теоретические основы цифровой трансформации образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-практических литературных источников, анализ, синтез, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа. Результатом исследования является модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде агарного вуза, описывающая целевой и содержательный компоненты процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студентов, этапы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков В. В., Царапкина Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM FOR TRAINING VOCATIONAL EDUCATORS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT OF AN AGRARIAN UNIVERSITY

Introduction. The article discusses the system of training future teachers of agricultural educational organizations in the digital educational environment of an agricultural university. This type of education takes into account the current state of agricultural knowledge, trends in digitalization of this sector of the economy. The purpose of the study is to substantiate the ways of forming the professional competence of future teachers who will work in the system of secondary vocational agricultural education. Methodology and methods of scientific research. The methodological basis of this research is: the theory of cognition and activity in the digital transformation of education, the doctrine of modeling practical situations in the process of training teachers of vocational training, patterns of development of the pedagogical process of vocational training in an agricultural university. Research methods: theoretical analysis of scientific and practical literary sources, analysis, synthesis, generalization of experience, experimental work. The results of the research are: a model of the process of formation of professional competence of future teachers of vocational training in the digital educational environment of the agricultural university, describing the target and content components of the process of formation of professional and pedagogical competence of students, the stages of this process.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО ВУЗА»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Сериков

Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 6. С. 6-17. Domestic and foreign pedagogy. 2021. Vol. 2, no. 6. P. 6-17.

Научная статья УДК 378.096

doi: 10.24412/2224-0772-2021-81-6-17

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО ВУЗА

Ю. М. Царапкина

Владислав Владиславович Сериков1, Юлия Михайловна Царапкина2

1 Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия

2 Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, Россия

1 vladislav.cerikoff@yandex.ru

2 julia_carapkina@mail.ru

Аннотация. Введение. В статье рассматривается система подготовки будущих педагогов образовательных организаций сельскохозяйственного профиля в цифровой образовательной среде аграрного вуза. Данный вид образования учитывает современное состояние аграрного знания, тенденции цифровизации данного сектора экономики. Целью исследования является обоснование путей формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, которым предстоит работать в системе среднего профессионального аграрного образования. Методология и методы научного исследования. Методологической основой данного исследования являются: концепции научного обоснования образовательного процесса, компетентностный подход в образовании, концепции профессиональной

© Сериков В. В., 2021 © Царапкина Ю. М., 2021

социализации педагога, теоретические основы цифровой трансформации образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-практических литературных источников, анализ, синтез, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа. Результатом исследования является модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде агарного вуза, описывающая целевой и содержательный компоненты процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студентов, этапы данного процесса.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, цифровая образовательная среда, педагоги профессионального обучения, аграрный вуз, цифровая трансформация образования

Для цитирования: Сериков В. В., Царапкина Ю. М. Система подготовки педагогов профессионального обучения в цифровой среде аграрного вуза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 6. С. 6-17. doi: 10.24412/2224-0772-2021-81-6-17

Original article

A system for training vocational educators in the digital environment of an agrarian university

Vladislav V. Serikov1, Julia M. Tsarapkina2

1 Institute for Strategy of Education Development

of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2 Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Academy

1 vladislav.cerikoff@yandex.ru

2 julia_carapkina@mail.ru

Annotation. Introduction. The article discusses the system of training future teachers of agricultural educational organizations in the digital educational environment of an agricultural university. This type of education takes into account the current state of agricultural knowledge, trends in digitalization of this sector of the economy. The purpose of the study is to substantiate the ways of forming the professional competence of future teachers who will work in the system of secondary vocational agricultural education. Methodology and methods of scientific research. The methodological basis of this research is: the theory of cognition and activity in the digital transformation of education, the doctrine of modeling practical situations in the process of training teachers of vocational training, patterns of development of the pedagogical process of vocational training in an agricultural university. Research methods: theoretical analysis of scientific and practical literary sources, analysis, synthesis, generalization of experience, experimental work. The results of the research are: a model of the process of formation of professional competence

of future teachers of vocational training in the digital educational environment of the agricultural university, describing the target and content components of the process of formation of professional and pedagogical competence of students, the stages of this process.

Keywords: professional and pedagogical competence, digital educational environment, teachers of vocational training

For citation: Serikov V. V., Tsarapkina Ju. M. A system for training vocational educators in the digital environment of an agrarian university. Domestic and Foreign Pedagogy. 2021;2(6):6-17. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2021-81-6-17

Введение. Изменения в аграрном производстве, которое, как и все другие сферы экономики, переживает период цифровой трансформации, создают вызовы системе подготовки кадров для сферы сельскохозяйственного производства, которая, соответственно, нуждается в преподавателях, способных работать в цифровой образовательной среде. Нововведения касаются целевых установок, содержания и технологий подготовки будущих специалистов для сферы аграрного образования, формирования их готовности к профессионально-педагогической деятельности в цифровой образовательной среде. У современного педагога, избравшего направление подготовки 44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям), необходимо сформировать системное и критическое мышление, способность к разработке и реализации образовательных идей и проектов, которые бы развивали у обучаемых опыт решения производственных задач, развить способность к командной работе и проявлению лидерских качеств, формировать опыт коммуникации в процессе межкультурного взаимодействия на основе сетевых технологий, формировать способность выстраивания собственной траектории саморазвития на основе модели «образования через всю жизнь». И, что сегодня особенно важно, он должен знать и понимать сущность и потенциал цифровых технологий, преобразующих производственный процесс в аграрном секторе и образующих своего рода современную политехническую основу сельскохозяйственных производств и профессий.

Цель статьи — раскрытие особенностей подготовки будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде аграрного вуза.

Методология и методы исследования. Методологической основой данного исследования явились концепции научного обоснования обра-

зовательного процесса (А. Г. Бермус, Н. В. Бордовская, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, В. М. Полонский, В. В. Сериков, В. В. Юдин), ком-петентностный подход в образовании (В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской), концепции профессиональной социализации педагога (Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин), теоретические основы цифровой трансформации образования (В. В. Гриншкун, А. М. Кондаков, И. В. Роберт, Б. Б. Ярмахов) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. В соответствии с данными основами ключевой идеей исследования явилось построение процесса подготовки будущего педагога как последовательности ситуаций, моделирующих различные педагогические практики, реализуемые посредством цифровых технологий и ресурсов [11; 12; 13; 14; 15]. Методы, использованные авторами исследования,— анализ отечественных и зарубежных научных источников, наблюдение, анализ, синтез, опытно-экспериментальная работа на базе Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва.

Результаты исследования. Результат исследования — обоснование модели процесса формирования педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения в цифровой среде аграрного вуза, описывающей условия, критерии успешности и этапы данного процесса.

В качестве таких этапов выделены:

Адаптационный этап. Целью данного этапа является формирование у большинства студентов мотивации к саморазвитию в предстоящей педагогической деятельности в колледже аграрного профиля; потребности в получении новых знаний о последних достижениях аграрного сектора экономики и педагогического мастерства; выработка новых педагогических умений, профессиональная апробация которых будет проходить в практической деятельности на практике в колледже. На этом этапе происходит своего рода «профессиональная проба» — студенты рефлексируют адекватность своего профессионального выбора, т.е. происходит осознание и самооценка правильности выбора педагогической профессии, принятие роли педагога, возникновение потребности в глубоких отраслевых и психолого-педагогических знаниях, полученных на занятиях в вузе, в период полевой практики, технологической практики на предприятии, педагогической практики, на лекциях от работодателей ведущих отраслевых компаний и системы профессионального образо-

вания, научных конференциях [20; 21]. Для достижения данной цели в соответствии с моделью применялись такие педагогические средства, как построение будущим педагогом своей личной профессионально направленной электронной библиотеки, обретение опыта групповой работы в социальных сетях, разработка интерактивных видеолекций по предмету, использование кейс-технологий.

Этап стабилизации. Целью данного этапа является развитие профессионально-педагогической компетентности на основе полученных новых знаний, принятия роли педагога, переосмысление модели профессионального действия на основе нового опыта в цифровой образовательной среде, планирование собственной траектории развития в профессионально-педагогической деятельности и апробация на практике необходимых навыков. На этом этапе происходит планомерное развитие профессиональных качеств, необходимых в дальнейшей педагогической деятельности, формирование профессионально-педагогической направленности на основе профессиографического подхода в решении профессионально-педагогических ситуаций [16; 17; 18; 19]. Для достижения данной цели опробовалось такое педагогическое средство, как технология применения дополненной реальности в учебном процессе, которую студенты должны были освоить как инструмент обучения. Также ими осваивался профессионально-педагогический контент робототехники, ее возможностей в сельском хозяйстве. Применялась также БУОБ-технология.

Этап профессиональной самоактуализации. Целью данного этапа является постоянное стремление к саморазвитию личности педагога, основанное на профессиональном самосовершенствовании и самореализации на самодостаточном уровне. Данный этап характеризуется осмыслением, саморазвитием, трансформаций знаний в умения и навыки в цифровой среде, реализацией опыта профессиональных умений в период педагогической и технологической практики на предприятии аграрной отрасли и системы профессионального образования. Для достижения данной цели применяются такие педагогические средства, как рефлексивные технологии, электронное портфолио.

В исследовании представлены новые критерии оценки эффективности разработанной модели: мотивация к будущей профессиональной деятельности; владение опытом включения знаний о новейших агротехнологиях в содержание профессионального образования своих

будущих студентов; наличие у будущих педагогов умения актуализировать деятельностно-процессуальные механизмы усвоения содержания и применять системно-деятельностный подход в решении профессионально-педагогических задач; применение навыков проектирования образовательной среды на основе современных цифровых технологий; владение опытом использования цифровых технологий в процессе профессионального обучения.

Как показало исследование, условиями развития профессиональной компетентности в цифровой образовательной среде аграрного вуза будут выступать: осознание значимости будущей профессии и необходимости формирования профессиональных компетенций студентами в процессе профессионального обучения в агарном вузе; формирование готовности будущих педагогов к построению профессиональной траектории развития своих будущих обучающихся в агарном колледже на основе современных трендов аграрного производства в цифровой реализации; развитие у студентов опыта профессиональной деятельности в процессе личностного роста, позволяющего в дальнейшем осуществлять педагогическую работу со студентами колледжа на основе сотрудничества, формирования мотивации к профессиональному поиску различных новшеств в области сельскохозяйственного производства.

Профессионально-педагогическая компетентность педагога профессионального обучения в сфере цифровизации образования подразумевает готовность к реализации когнитивного компонента (знание последних достижений в цифровом секторе преподаваемой отрасли и знания психолого-педагогические). Например, в отрасли сельского хозяйства: «цифровое земледелие», «цифровая ферма», «умное поле», «умная теплица» и др. Содержание практической готовности отражает умения применять полученные знания в профессиональной реализации, а также наличие организаторских и коммуникативных умений. Например, умения управлять агророботами, сельскохозяйственными дронами, получать и обрабатывать данные спутниковой навигации, а также пользоваться другими цифровыми технологиями. Владение опытом преподавания дисциплин отраслевой подготовки, в том числе в сетевом режиме, является важным составляющим профессиональной компетентности педагога. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде аграрного вуза предполагает

расширение границ данной среды.

Критериями сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего педагога профессионального обучения и такого ее аспекта, как готовность к переносу в профессиональную практику опыта работы в цифровой среде аграрного вуза, выступают: (1) готовность будущих педагогов аграрного профиля к дальнейшей профессиональной самореализации в процессе обучения своих будущих студентов на основе моделирования профессионально-педагогических ситуаций, использования новых знаний о современных цифровых аграрных достижениях, организационных умений управления образовательным процессом на основе использования цифровых ресурсов; (2) мотивация будущих педагогов профессионального обучения к подготовке ими своих учеников к поиску путей применения цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве; (3) опыт профессионально-педагогической деятельности на основе применения современных цифровых технологий аграрной отрасли в системе среднего профессионального образования.

Процесс формирования профессионально-педагогической компетентности будущего педагога аграрного профиля в период его обучения в вузе основан на усвоении знаний о новых аграрных достижениях в отраслевом секторе и опыта эффективного применения образовательных электронных ресурсов, цифровых средств и способов обучения, социальных сетей в процессе рефлексивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. При реализации этого процесса осуществлялась дифференциация студентов по уровням развития компетентности — необходимый, достаточный, продвинутый,— которые отражают степень владения педагогической деятельностью, что проявлялось в осознании и принятии данной профессии в процессе ценностного переосмысления своего выбора. Как показал опыт, важно было обеспечить овладение студентами теми функциональными умениями аграриев, обучение которым им предстояло осуществлять в своей будущей педагогической деятельности. Словом, речь идет об усвоении студентами-педагогами умений готовить своих будущих учеников к профессиональной деятельности в цифровом производственном пространстве. А для этого и сами будущие педагоги должны «пройти» через цифровую среду.

Опытно-экспериментальное исследование по проверке эффективности работы данной модели проводилось на базе Российского государственного

агарного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева в естественных условиях в процессе апробации цифровых технологий: личной электронной библиотеки (ЛЭБ), робототехники агарного направления, электронного портфолио, социальных сетей, видеолекций, технологии BYOD, дополненной реальности, кейс-технологий, контекстного обучения, социального проектирования, рефлексивных технологий (Рис. 1).

Рисунок 1. Визуализация модели процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения в цифровой

образовательной среде

Результатами опытно-экспериментального исследования по проверке эффективности модели процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения в цифровой образовательной среде аграрного вуза являлось отслеживаемое с помощью указанных критериев повышение готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Применение цифровых образовательных технологий — личной электронной библиотеки, социальных сетей, кейс-технологий, электронного портфолио — способствовало повышению мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности: в экспериментальной группе число студентов, находящихся на продвинутом уровне, выросло на 38%. Внедрение робототехники,

кейс-технологий, социальных сетей позволило развить у студентов опыт включения знаний о новейших агротехнологиях в содержание профессионального образования своих будущих студентов. Применение рефлексивных технологий, видеолекций, кейс-технологий способствовало выработке умений актуализировать деятельностно-процессуальные механизмы усвоения содержания и применять системно-деятельностный подход в решении профессионально-педагогических задач, о чем свидетельствуют показатели в экспериментальной группе (уменьшение числа студентов на необходимом уровне на 59%, прибавление на достаточном — на 1%, на продвинутом — на 61%). Технологии «дополненной реальности», БУОБ, самостоятельно создаваемые студентами видеолекции способствовали выработке навыков проектирования и использования возможностей цифровой образовательной среды, о чем свидетельствовал переход студентов на более высокий уровень «готовности». Опыт использования цифровых технологий в процессе профессионального обучения формировался также при создании студентами собственного электронного портфолио. С его помощью студенты на себе самих испытывали возможности электронных средств в осуществлении мониторинга личностного и профессионального роста своих будущих подопечных.

Заключение. Исследование показало целесообразность включения опыта использования возможностей цифровой среды в образовательном процессе в структуру профессионально-педагогической компетентности педагогов профессионального обучения, готовящихся к работе в образовательных организациях аграрного профиля. В исследовании были опробованы критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Выделены уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения: (1) необходимый как способность применять современные образовательные технологии на основе отраслевых знаний с учетом последних содержательных основ цифровой экономики агарного сектора; (2) достаточный как готовность к решению профессионально-педагогических задач на основе профессиографического подхода в цифровой образовательной среде; (3) продвинутый как способность к саморегуляции на самодостаточном уровне в цифровой образовательной среде. Обоснованы условия развития педагогической компетентности педагога профессионального обучения в цифровой среде аграрного вуза: (1) принятие и осознание

личностной и социально-экономической значимости профессии преподавателя профессиональной организации аграрного профиля; (2) принятие требований к предметной подготовке будущего педагога на основе коммуникативного и организационного взаимодействия в цифровой образовательной среде; (3) направленность на сотрудничество с будущими студентами сельскохозяйственного колледжа, понимания их ценностей и менталитета будущих жителей села, их культуры и особенностей, обусловленных усилением «сетевого контента» в развитии личности; (4) стимулирование развития у будущих педагогов опыта применения средств и способов педагогического взаимодействия в цифровой среде.

Список источников

1. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М. и др. Педагогическое образование в контексте вызовов XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России. Стратегические ориентиры: монография / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов-н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. С. 21-36.

2. Вербицкий А. А. Теория контекстного обучения как концептуальная основа реализации компетентностного подхода // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: мат-лы XV Всерос. науч.-метод. конф. М.-Уфа: ИЦПКПС, 2005. С. 31-38.

3. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учеб. пос. для студентов пед. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 447 с.

4. Иванова С. В. Формирование «человека познающего» как актуальная задача образования // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С. 44-49.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26.

6. Круглов В. В., Волкова Д. Л. Потенциалы и риски цифровой среды для воспитания в дистанционном образовании // Народное образование. 2020. № 5 (1482). С. 89-93.

7. Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы. М.: Дрофа, 2009. 156 с.

8. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: ИОСО РАО, 1998. 225 с.

9. Реморенко И. М., Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: «Умная аудитория» // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. 2013. № 4 (44). С. 59-68.

10. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / под ред. И. В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. Л. Босовой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 69 с.

11. Селевко Г. К. Технология мастерских // Современные образовательные технологии. 2016. № 2. С. 161-166.

12. Селиванова Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 107-114.

13. СеливановаН. Л. Как изменится роль классного руководителя при дистанционном обучении // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., включ. в пр-му Всерос. форума / под ред. М. В. Шакуровой. М., 2020. С. 3-9.

14. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знания. Опыт методологической рефлексии: монография. М.: Ред.-изд. дом Российского нового университета, 2018. 291 с.

15. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.

16. Ivanova S. V. Adverse external factors neutralization model for decision-making in education

and science // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. P. 381-389.

17. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the fourth industrial revolution: development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture (India). 2020. Vol. 7, No. 5. P. 70-79.

18. Selivanova N. L., Stepanov P. V., Kruglov V. V., et al. Risks of modern digital environment hindering the implementation of upbringing programs // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students' National Identity. М., 2021. P. 766-779.

19. Shustova I. Yu., Kruglov V. V., Strizhak O. V., et al. Theatricalization in education: dialog of cultures // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 1186-1194.

20. Tsarapkina Ju. M., Anisimova A. V., Gadzhimetova B. D., et al. The impact of digital education transformation on technical college teachers // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 2001, Iss. 1. doi: 10.1088/1742-6596/2001/1/012030.

21. TsarapkinaJu. M., Lyapunzova E. V., Anisimova A. V., et al. Overview ofEuropean Universities with Open Distance Learning // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 258. doi: 10.1051/e3sconf/202125807066.

References

1. Bolotov V. A., Levickij M. L., Remorenko I. M. i dr. Pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste vyzovov XXI veka: aktual'nost' transformacii // Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii. Strategicheskie orientiry: monografiya / nauch. red. Yu. P. Zinchenko. Rostov-n/D; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2020. S. 21-36. [In Rus].

2. Verbickij A. A. Teoriya kontekstnogo obucheniya kak konceptual'naya osnova realizacii kompetentnostnogo podhoda // Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ih resheniya v kontekste evropejskih i mirovyh tendencij: mat-ly XV Vseros. nauch.-metod. konf. M.-Ufa: ICPKPS, 2005. S. 31-38. [In Rus].

3. Gromkova M. T. Pedagogika vysshej shkoly: ucheb. pos. dlya studentov ped. vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2017. 447 s. [In Rus].

4. Ivanova S. V. Formirovanie «cheloveka poznayushchego» kak aktual'naya zadacha obrazovaniya // Cennosti i smysly. 2021. № 1 (71). S. 44-49. [In Rus].

5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Ustojchivoe razvitie v neustojchivom mire: obrazovatel'nyj aspekt // Cennosti i smysly. 2021. № 3 (73). S. 6-26. [In Rus].

6. Kruglov V. V., Volkova D. L. Potencialy i riski cifrovoj sredy dlya vospitaniya v distancionnom obrazovanii // Narodnoe obrazovanie. 2020. № 5 (1482). S. 89-93. [In Rus].

7. Kuznecov A. A., Grigorev S. G., Grinshkun V. V. Obrazovatel'nye elektronnye izdaniya i resursy. M.: Drofa, 2009. 156 s. [In Rus].

8. Panyukova S. V. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v lichnostno orientirovannom obuchenii. M.: IOSO RAO, 1998. 225 s. [In Rus].

9. Remorenko I. M., Grigorev S. G., Grishkun V. V. Podhody k integracii sredstv informatizacii obrazovaniya: «Umnaya auditoriya» // Vestnik Kazahskogo nacional'nogo pedagogicheskogo universiteta im. Abaya. 2013. № 4 (44). S. 59-68. [In Rus].

10. Robert I. V., Lavina T. A. Tolkovyj slovar' terminov ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya / pod red. I. V. Robert, T. A. Lavinoj, L. L. Bosovoj. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2011. 69 s. [In Rus].

11. Selevko G. K. Tekhnologiya masterskih // Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. 2016. № 2. S. 161-166. [In Rus].

12. Selivanova N. L. Aprobaciya i vnedrenie primernoj programmy vospitaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 1 (67). S. 107-114. [In Rus].

13. Selivanova N. L. Kak izmenitsya rol' klassnogo rukovoditelya pri distancionnom obuchenii // Pedagogicheskaya real'nost': sistemnost', sobytijnost', sotrudnichestvo: mat-ly Vseros. nauch.--prakt. konf., vklyuch. v pr-mu Vseros. foruma / pod red. M. V. Shakurovoj. M., 2020. S. 3-9. [In Rus].

14. Serikov V. V. Pedagogicheskaya real'nost' i pedagogicheskoe znaniya. Opyt metodologicheskoj refleksii: monografiya. M.: Red.-izd. dom Rossijskogo novogo universiteta, 2018. 291 s. [In Rus].

15. Slastenin V. A., IsaevI. F., ShiyanovE. N. Pedagogika. M.: Akademiya, 2013. 576 s. [In Rus].

16. Ivanova S. V. Adverse external factors neutralization model for decision-making in education

and science // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. P. 381-389.

17. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the fourth industrial revolution: development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture (India). 2020. Vol. 7, No. 5. P. 70-79.

18. Selivanova N. L., Stepanov P. V., Kruglov V. V., et al. Risks of modern digital environment hindering the implementation of upbringing programs // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students National Identity. M., 2021. P. 766-779.

19. Shustova I. Yu., Kruglov V. V., Strizhak O. V., et al. Theatricalization in education: dialog of cultures // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 1186-1194.

20. Tsarapkina Ju. M., Anisimova A. V., Gadzhimetova B. D., et al. The impact of digital education transformation on technical college teachers // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 2001, Iss. 1. DOI: 10.1088/1742-6596/2001/1/012030.

21. Tsarapkina Ju. M., Lyapunzova E. V., Anisimova A. V., et al. Overview of European Universities with Open Distance Learning // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 258. DOI: 10.1051/ e3sconf/202125807066.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. Сериков—доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Ю. М. Царапкина—кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования

Information about the authors

Vladislav V. Serikov — Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education Julia M. Tsarapkina — PhD (Education), Associate Professor at the Chair ofVocational Education Pedagogy and Psychology

Статья поступила в редакцию 15.10.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 29.10.2021. The article was submitted 15.10.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 29.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.