УДК 378:004(574) DOI: 10.25730/VSU.7606.21.005
Формирование читательской культуры студентов -будущих педагогов в условиях цифровизации образования
в Казахстане
З. О. Кекеева1, Э. К. Абдираимова2
1 доктор педагогических наук, профессор, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова.
Россия, г. Элиста. ORCID: 0000-0002-5792-8729. E-mail: [email protected] 2старший преподаватель, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова.
Республика Казахстан, г. Уральск. E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью исследования является изучение и обоснование проблемы формирования читательской культуры будущего педагога как средства развития профессиональной компетентности в условиях цифровизации образования в Казахстане. Исследование основано на предположении о том, что в развитии высшего образования доминирует информационная функция чтения, которая не гарантирует осмысленного освоения культурного опыта и средства развития профессиональной компетентности будущего педагога. И это обусловлено отсутствием научного осмысления данной проблемы в профессиональной подготовке будущих педагогов в системе высшего образования Казахстана. Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение; анкетирование, методы математической обработки данных. Статья обладает научной новизной, поскольку в ней присутствуют авторские определения ключевых терминов; обоснованы читательские предпочтения у будущих педагогов; факторы, снижающие интерес к чтению и роль читательской культуры будущего педагога в профессиональной деятельности, и определены виды учебных проблемно-читательских ситуаций как средства развития профессиональной компетентности. Обоснован вывод о том, что процесс формирования читательской культуры педагога способствует активному познанию и поиску информации в учебно-познавательной и научно-профессиональной деятельности в период обучения в вузе. Линейное и нелинейное чтение изменяет образовательную практику читательской культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе. Область применения результатов - педагогическое образование. Научно-теоретическая новизна исследования состоит в обосновании проблемы формирования читательской культуры студентов - будущих педагогов в условиях цифровизации образования в Казахстане; практическая ценность определяется его возможностью тиражирования материалов исследования в педагогической практике вузов.
Ключевые слова: педагог, профессиональная подготовка, читатель, линейное/нелинейное чтение, читательская культура, книга, цифровизация образования.
Процесс информатизации и глобализации современного общества сопровождается существенными изменениями в технологии обучения. В новой парадигме обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning] роль дистанционного образования усиливается и актуализируется. Одной из перспективных задач в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе является развитие цифровой грамотности, создание цифровой среды в образовательном процессе современной школы. Исследователь И. В. Шулер отмечает, что «...возникала острая необходимость в формировании читательской культуры у обучающихся как ценностно-смыслового освоения содержания образования, представленного в традиционных и новых источниках письменной информации» в период динамичного развития современной образовательной среды в вузе [21, с. 154].
Следует отметить, что подрастающее поколение в XXI веке воспитывается в обществе без нравственных ориентиров, с низким уровнем культуры личности, в атмосфере бездуховности, отсутствия интереса к чтению книг в семье, библиотеке [23; 24; 25]. В учебно-познавательной деятельности школьники совмещают цифровое и бумажное чтение стихийно, педагоги практически не владеют методикой и технологией формирования читательской культуры в цифровизации школьного образования.
В системе высшего образования Республики Казахстан процесс развития цифровизации образования активно реализуется с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан» [2; 6]. Процесс чтения в цифровизации образования принципиально меняет сущ-
© Кекеева З. О., Абдираимова Э. К., 2021
ность читательской культуры обучающихся в учебно-познавательной деятельности с проявлением коммуникативных умений в медийной устной и письменной речи образования. При цифровизации образования читающий испытывает перегрузку из-за обилия цифровых ресурсов, теряется линейный характер процесса чтения, уменьшается возможность глубокого и вдумчивого освоения текста, умение быстро усваивать, понимать содержание прочитанного материала и получить удовлетворение от чтения. Линейное и нелинейное чтение изменяет практику читательской культуры, переход к цифровому чтению в обучении снижает навык внимательного чтения [3; 4; 8; 9; 20].
Педагог является источником читательской культуры обучающихся в освоении научного, профессионального и обыденного знания [3; 11].
Цель исследования - изучение и обоснование проблемы формирования читательской культуры как средства развития профессиональной компетентности будущего педагога в цифровом образовании Казахстана.
Для достижения данной цели решались следующие задачи: 1] изучить состояние проблемы формирования читательской культуры у будущего педагога в цифровом образовании Казахстана; 2] обосновать читательские предпочтения у будущих педагогов и факторы, снижающие интерес к чтению и роль читательской культуры будущего педагога в профессиональной деятельности; 3] определить виды учебных проблемно-читательских ситуаций как средства развития профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом трудов зарубежных и отечественных ученых по изучению проблемы формирования читательской культуры будущего педагога как средства развития профессиональной компетентности в цифровом образовании Казахстана.
Практическая ценность статьи связана с определением видов учебных проблемно-читательских ситуаций (ситуация рефлексии и идентификации читательской задачи; ситуация выбора средств читательских действий; ситуация реализации функций и целевых установок читательского общения; ситуация выбора и выработки собственной модели читательского поведения; ситуация работы с различными информационными источниками] как средства развития профессиональной компетентности у будущих педагогов.
В исследовании были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдение; анкетирование, методы математической обработки исследовательских результатов.
Чтение является одним из важнейших компонентов профессионального развития учителя как источника самообразования. Сегодня от учителя требуется умение быстро решать нестандартные жизненные ситуации, проявлять профессиональную компетентность, мен-тальность педагога в новых способах деятельности. В качестве важнейшего условия достижения профессиональной компетентности учителя сегодня рассматривается способность и готовность самостоятельно учиться, что, в свою очередь, напрямую связано с читательской культурой как источника самообразования и саморазвития личности [2; 3; 26].
Понятие «читательская культура» является более широким, разноплановым, объемным, чем культура чтения. Оно характеризует культуру читателя, которая проявляется в интересах, уровне начитанности, в отношении к книге, ее спасению, распространению.
Культура чтения является ядром читательской культуры личности и проявляется в процессе собственно чтения. Эти понятия составляют диалектическое единство и взаимозависимость друг от друга (общий запас знаний имеет существенное влияние на восприятие литературных текстов, а восприятие, усвоение информации и новые способы чтения обогащают читательскую культуру, совершенствуют аналитические и когнитивные навыки, интеллект человека] [22].
По мнению Т. Г. Галактионовой, понятие «читательская культура» включает в себя «...освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, информационном самообеспечении, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет и др.» [5, с. 107].
В подготовке будущего педагога в Казахстане особое внимание уделяется развитию способностей у молодого поколения в умении работать с цифровыми технологиями, технологическими стартапами, обладать критическим и творческим мышлением, владеть практическими умениями и навыками работы с разного рода текстами, проявлять готовность к самообразованию и саморазвитию в условиях развития цифрового образования.
В цифровизации образования в Казахстане эффективным инструментом в воспитании творческой личности, активизации коммуникативных умений, развитии когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления] и интеллектуальных способностей человека является сформированность культуры чтения. Однако в развитии высшего образования Казахстана доминирует информационная функция чтения, которая не гарантирует осмысленного освоения культурного опыта и средства развития профессиональной компетентности будущего педагога в условиях развития цифрового образования.
Для изучения читательских предпочтений у будущих педагогов, определения факторов, снижающих интерес к чтению и роли читательской культуры будущего педагога в профессиональной деятельности, было предложено анкетирование. В анкетировании приняли участие 232 обучающихся Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова.
Результаты исследования. Анализ результатов показал, что более 54 % обучающихся по программе высшего образования сделали осознанный выбор педагогической профессии и желание обучаться в вузе, 46 % указали иные цели (по окончании планируют поступать на магистратуры других направлений; просто хотят получить образование и т. д.; выбор сделан по настоянию родителей и т. д.], 5 % респондентов отметили, что выбрали профессию одного из родителей, который много лет работает учителем.
В условиях обучения в вузе более 50 % обучающихся испытывают трудности в организации самостоятельной работы с текстами и умения их интерпретировать.
При этом анализ результатов анкетирования показал, что 13 % будущих педагогов любят читать книги, уделяют внимание быстрому чтению. Практически все обучающиеся уделяют много времени чтению текстов, литературы, которые задают преподаватели для самостоятельной подготовки к занятиям.
Следует отметить, что 14 % респондентов получают удовольствие от чтения, они дочитывают книги до конца часто, либо всегда. Низкая читательская активность будущих педагогов обуславливает и то, что только 20 % респондентов обсуждают прочитанные книги с другими (с семьей, друзьями], 5 % будущих педагогов указали, что чтение книг способствует формированию социального опыта в жизни.
Основными факторами, снижающие интерес к чтению, являются интернет - 15 %, трудности в построении текстов различных стилей и жанров с помощью линейного и нелинейного чтения в открытом образовании - 17 %, отсутствие навыков внимательного чтения - 19 %, материальные трудности - 3 %.
Следует отметить, что 49 % респондентов 1 курса посещает систематически библиотеку и 76, 5 % студентов 2 курсов признают значимость читательской культуры в профессиональной деятельности педагога.
Наш анализ результатов анкетирования показал, что у будущих педагогов недостаточное осознание своей педагогической миссии и необходимости повышения уровня читательской культуры в преодолении дефицита знаний в профессиональной подготовке в вузе; неумение эффективно использовать читательские навыки для решения поставленных задач; не формированные навыки самостоятельной работы в процессе освоения и присвоения ценностно-смыслового содержания различных информационных источников.
По нашему мнению, в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе необходимо формировать читательскую культуру педагога как специфическую способность, способствующую освоению различных источников в цифровом образовании. Читательская культура будущего педагога определяется нами как процесс и результат последовательного овладения различными видами решения учебных проблемно-читательских ситуаций. Учебная проблемно-читательская ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой будущий педагог проявляет читательскую и речевую активность в оценке ценностно-смыслового содержания различных информационных источников, собственную читательскую культуру поведения, систему знаний по формированию читательской деятельности. Виды учебных проблемно-читательских ситуаций:
- ситуация рефлексии и идентификации читательской задачи;
- ситуация выбора средств читательских действий;
- ситуация реализации функций и целевых установок читательского общения;
- ситуация выбора и выработки собственной модели читательского поведения;
- ситуация работы с различными информационными источниками в педагогической деятельности.
Так, например, будущие педагоги при решении учебной проблемно-читательской ситуации «Подготовка к педагогическим чтениям» учились публично выступать, используя различные способы изложения материала, привлечения внимания аудитории, поддержки контакта с аудиторией, определять тип речи, тему и читательскую культуру.
Студенты-будущие педагоги, выполняя данное задание, отрабатывали читательские и языковые навыки (развитие речи], а также умение творчески подойти к решению проблемно-читательской ситуации, проявить творчество, самостоятельность. Данный подход позволил с первого курса формировать у студентов индивидуальную читательскую культуру в работе с текстами разных стилей, жанров и осознавать значимость культуры чтения в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в процессе овладения различными видами решения учебных проблемно-читательских ситуаций будущие педагоги выполняли различные действия, которые требовали от них сделать выбор, дать оценку, проявить читательскую и речевую активность, а также провести рефлексивный анализ собственных высказываний, в которых реали-зовывались читательские умения, коммуникативная компетентность, культура чтения в условиях цифровизации общества.
Заключение. Результаты исследования показали, что будущие педагоги проявляют интерес к изучению читательской культуры, осознавая необходимость знаний о нормах литературного языка как основы для успешной читательской деятельности. В представленных результатах исследования осуществлен анализ состояния проблемы формирования читательской культуры у будущего педагога в цифровом образовании Казахстана; обоснованы читательские предпочтения у будущих педагогов и факторы, снижающие интерес к чтению, роль читательской культуры будущего педагога в профессиональной деятельности; определены виды учебных проблемно-читательских ситуаций как средства развития профессиональной компетентности.
По нашему мнению, читательские предпочтения будущих педагогов - это характерные черты, которые мотивируют обращение студентов к чтению как предмету общей культуры и успешной педагогической деятельности.
Результаты исследования можно использовать для разработки образовательных программ, лекций в вузе по цифровой педагогике, сравнительной педагогике, а также в организации педагогической практики студентов-будущих педагогов в работе с родителями по воспитанию культуры чтения у обучающихся в семейном воспитании.
Список литературы
1. Аскарова В. Я. Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности /
B. Я. Аскарова, С. Б. Синецкий, В. С. Цукерман / / Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 5. С. 542-555.
2. Бердигалиева Роза. Чтение в Казахстане / Р. Бердигалиева // Чтение с листа, с экрана и «на слух» : опыт России и других стран : сб. матер. для руководителей программ по продвижению чтения. М. : РШБА, 2009. С. 198-217.
3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homo-суЬеги5.ги/УегЬ^5к1у_АА_1_2019_(дата обращения: 13.09.2020].
4. Волкова Е. А. Трансформация чтения студенческой молодежи : монография / Е. А. Волкова. Краснодар : ЮИМ, 2013. 155 с.
5. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПБ. 2008. 432 с.
6. Кайдарова А. Д. Развитие теории содержания высшего педагогического образования Республики Казахстан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5.
C. 185-188. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5368 (дата обращения: 14.09.2020].
7. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность: научное издание / Ю. П. Мелентьева; РАН, Научный совет «История мировой культуры», Научный центр исследования книжной культуры при академиздатцентре «Наука». М. : Наука, 2013. С. 180.
8. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение в обучении и образовании / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. 2018. № 10. С. 29-33.
9. Мухаметшина Р. Ф. «Экранное чтение» как одно из направлений формирования читательской культуры школьников / Р. Ф. Мухаметшина, Е. В. Александрова // Читательская культура в современном
обществе: формирования и социально-педагогическая поддержка : в 2-х ч. М. : Совпадение, 2017. Ч. 1. С. 111-115.
10. Плотников С. Н. Читательская культура в России / С. Н. Плотников. М. : Homo legens, 1999. С. 272.
11. Перова Г. М. Читательская культура педагога : монография / Г. М. Перова. Тамбов : Изд-во ТОИПКРО, 2018. 252 с.
12. Петровская Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения? / Е. В. Петровская // Universum : Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 51-54.
13. Русских Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге / Е. В. Русских / / Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 236-240.
14. Светловская Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 305 с. (Серия : Образовательный процесс).
15. Скитневский В. О. История чтения в Казахстане / Методология вопроса и методы исследования. СПб. : Скиф, 2005. 144 с.
16. Стефановская Н. А. Экзистенциальные основы чтения = Existential fundamentals of reading / Н. А. Стефановская; Федер. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2008. 264 с.
17. СухомлинскийВ. А Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев : Радянська школа, 1972. 243 с.
18. Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография : сб. ст. / Вят. гос. гуманитар. ун-т; [сост., науч. ред. и введ. Е. О. Галицких]. Киров : Радуга-Пресс, 2013. 470 с.
19. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное : коллективная монография / Под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М. : Совпадение, 2016. 200 с.
20. Чушкина С. Е. О подходах к определению понятия «читательская культура» / С. Е. Чушкина // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 600-605.
21. Шулер И. В., Лазутина Т. В. Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 31 С. 151-160.
22. Blaab^k E. H. Reading when the sun does not shine: The effect of reading on children's academic performance. Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 67. 100485. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.rssm.2020.100485.
23. The effects of reading and language intervention on literacy skills in children in a remote community: An exploratory randomized controlled trial / C. Mesa, D. F. Newbury, M. Nash [et al.] // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 100. 101535. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101535.
24.Jiménez E. del P., Alarcón, R., de Vicente-Yague M.-I. Reading intervention: Correlation between emotional intelligence and reading competence in high school students // Revista de Psicodidáctica (English Ed.). 2018. Vol. 24. No. 1. Pp. 24-30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2018.10.001.
25. Insua G. (2015). The Slow Book Revolution: Creating a New Culture of Reading on College Campuses and Beyond, Meagan Lacy (Ed.), Libraries Unlimited, Santa Barbara, CA (2014), (160 pp. $50.00. ISBN 978-1-61069-715-6). The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41 (2). Pp. 220-221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2015.02.003.
26. Skaar H., Elvebakk L., Nilssen J. H. Literature in decline? Differences in pre-service and in-service primary school teachers' reading experiences. Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 69. Pp. 312-323. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate. 2017.10.019.
Formation of the reading culture of students - future teachers in the conditions of digitalization of education in Kazakhstan
Z. O. Kekeeva1, E. K. Abdiraimova2
JDoctor of Pedagogical Sciences, professor, Kalmyk State University n. a. B. B. Gorodovikov.
Russia, Elista. ORCID: 0000-0002-5792-8729. E-mail: [email protected] 2senior lecturer, West Kazakhstan State University n. a. M. Utemisov.
Republic of Kazakhstan, Uralsk. E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the research is to study and substantiate the problem of forming the reader's culture of the future teacher as a means of developing professional competence in the conditions of digitalization of education in Kazakhstan. The study is based on the assumption that the information function of reading dominates in the development of higher education, which does not guarantee the meaningful development of cultural experience and the means of developing the professional competence of the future teacher. And this is due to the lack of scientific understanding of this problem in the professional training of future teachers in the higher education system of Kazakhstan. Research methods: theoretical analysis, observation, questionnaires,
methods of mathematical data processing. The article has a scientific novelty, since it contains the author's definitions of key terms; the reader's preferences of future teachers are justified; factors that reduce interest in reading and the role of the future teacher's reading culture in professional activity, and the types of educational problem-reading situations as a means of developing professional competence are identified. The conclusion is based on the fact that the process of forming the teacher's reading culture contributes to the active knowledge and search for information in educational, cognitive, scientific and professional activities during the period of study at the university. Linear and non-linear reading changes the educational practice of the future teacher's reading culture in the process of professional training at the university. The field of application of the results is pedagogical education. The scientific and theoretical novelty of the research consists in substantiating the problem of forming the reading culture of students-future teachers in the conditions of digitalization of education in Kazakhstan; its practical value is determined by its ability to replicate the research materials in the pedagogical practice of universities.
Keywords: teacher, professional training, reader, linear/non-linear reading, reader culture, book, digitalization of education.
References
1. Askarova V. Ya. Stimuly chteniya v sisteme sociokul'turnoj regulyacii chitatel'skoj deyatel'nosti [Stimuli of reading in the system of socio-cultural regulation of reading activity] / V. Ya. Askarova, S. B. Sinetsky, V. S. Zukerman // Observatoriya kul'tury - Observatory of culture. 2018. Vol. 15. No. 5. Pp. 542-555.
2. Berdigalieva Roza. Chtenie v Kazahstane [Reading in Kazakhstan] / R. Berdigalieva // Chtenie s lista, s ekrana i "na sluh": opyt Rossii i drugih stran : sb. mater. dlya rukovoditelej programm po prodvizheniyu chteniya -Reading from a sheet, from the screen and "by ear": the experience of Russia and other countries : coll. materials for managers of reading promotions programs. M. Russian School Library Association. 2009. Pp. 198-217.
3. Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy [Digital learning: problems, risks and prospects] / A. A. Verbitsky // Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal "Homo Cyberus" - Electronic scientific journal "Homo Cyberus". 2019. No. 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_ 1_2019 (date accessed: 13.09.2020).
4. Volkova E. A. Transformaciya chteniya studencheskoj molodezhi: monografiya [Transformation of reading of student youth : monograph] / E. A. Volkova. Krasnodar. South Management Institute. 2013. 155 p.
5. Galaktionova T. G. Chtenie shkol'nikov kak social'no-pedagogicheskij fenomen otkrytogo obrazovaniya [Reading by schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education]. SPb. 2008. 432 p.
6. Kajdarova A. D. Razvitie teorii soderzhaniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Respubliki Ka-zahstan [Development of the theory of the content of higher pedagogical education in the Republic of Kazakhstan] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij - International Journal of Applied and Fundamental Research. 2014. No. 5. Pp. 185-188. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=5368 (date accessed: 14.09.2020).
7. Melent'eva Yu. P. Chtenie: yavlenie, process, deyatel'nost': nauchnoe izdanie [Reading: the phenomenon, process, activities: scientific publication] / Yu. P. Melent'eva; RAS, Scientific Council "History of world culture", Research center for the study of book culture in the publishing center "Science". M. Nauka (Science). 2013. P. 180.
8. Melent'eva Yu. P. Cifrovoe chtenie v obuchenii i obrazovanii/ Yu. P. Melent'eva [Digital reading in teaching and education] / Yu. P. Melent'eva // Shkol'naya biblioteka - School library. 2018. No. 10. Pp. 29-33.
9. Muhametshina R. F. "Ekrannoe chtenie" kak odno iz napravlenij formirovaniya chitatel'skoj kul'tury shkol'nikov ["Screen reading" as one of the directions of the formation of the reading culture of students] / R. F. Muhametshina, E. V. Aleksandrova // Chitatel'skaya kul'tura v sovremennom obshchestve: formirovaniya i social'no-pedagogicheskaya podderzhka : v 2-h ch. - The culture of reading in the modern society: the formation and socio-pedagogical support : in 2 parts. M. Sovpadenie (Coincidence). 2017. Part 1. Pp. 111-115.
10. Plotnikov S. N. Chitatel'skaya kul'tura v Rossii [The culture of reading in Russia] / S. N. Plotnikov. M. Homo legens. 1999. P. 272.
11. Perova G. M. Chitatel'skaya kul'tura pedagoga : monografiya [Reader's culture of the teacher : monograph] / G. M. Perova. Tambov. Tomsk Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers Publishing House. 2018. 252 p.
12. Petrovskaya E. V. [The crisis of reading or the crisis of the quality of reading?] / E. V. Petrovskaya // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta - Universum: Herald of the Herzen University. 2007. Pp. 51-54.
13. Russkih E. V. Sovremennoe molodezhskoe chtenie i elektronnye resursy kak sposob priobsheniya k kniga [Modern youth reading and electronic resources as a way of familiarizing with the book] / E. V. Russkih / / Vestnik Bryanskogogosudarstvennogo universiteta - Herald of the Bryansk State University. 2015. No. 3. Pp. 236-240.
14. Svetlovskaya N. N. Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu : ucheb. posobie dlya vuzov [Methodology of teaching creative reading : textbook for universities] / N. N. Svetlovskaya, T. S. Piche-ool. 2nd ed., corr. and add. M. Yurayt 2018. 305 p. (Series: Educational process).
15. Skitnevskij V. O. Istoriya chteniya v Kazahstane [History of reading in Kazakhstan] / Metodologiya vo-prosa i metody issledovaniya - Methodology of the question and methods of research. SPb. Skif. 2005. 144 p.
16. Stefanovskaya N. A. Ekzistencial'nye osnovy chteniya = Existential fundamentals of reading [Existential fundamentals of reading = Existential fundamentals of reading] / N. A. Stefanovskaya; Feder. agency for Education, Tambov State University n. a. G. R. Derzhavin. Tambov. TSU. 2008. 264 p.
17. Suhomlinskij V. A. Serdce otdayu detyam [I give my heart to children] / V. A. Sukhomlinsky. Kiev. Radyansk school. 1972. 243 p.
18. Chtenie kak iskusstvo: germenevticheskij aspekt: kollektivnaya monografiya : sb. st - Reading as art: hermeneutical aspect : collective monograph : collection of articles / Vyatka State Humanitarian University [comp., scientific ed. and introduction by E. O. Galitskykh]. Kirov. Raduga-Press. 2013. 470 p.
19. Chtenie sovremennogo shkol'nika: programmnoe, svobodnoe, problemnoe: kollektivnaya monografiya -Reading of a modern schoolboy: software, free, problem : collective monograph / Ed. by E. S. Romanicheva, E. A. Asonova. M. Sovpadenie (Coincidence). 2016. 200 p.
20. Chushkina S. E. O podhodah k opredeleniyu ponyatiya "chitatel'skaya kul'tura" [On approaches to the definition of the concept of "reader's culture"] / S. E. Chushkina // Vestnik Bashkirskogo universiteta - Herald of the Bashkir University. 2015. Vol. 20. No. 2. Pp. 600-605.
21. Shuler I. V., Lazutina T. V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya chitatel'skoj kul'tury studenta tekhnich-eskogo vuza v usloviyah sovremennoj informacionnoj sredy [Pedagogical conditions for the development of the reader's culture of a technical university student in the conditions of the modern information environment] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Herald of the Tomsk State University of Cultural Studies and Art History. 2018. No. 31. Pp. 151-160.
22. Blaab&k E. H. Reading when the sun does not shine: The effect of reading on children's academic performance. Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 67. 100485. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.rssm.2020.100485.
23. The effects of reading and language intervention on literacy skills in children in a remote community: An exploratory randomized controlled trial / C. Mesa, D. F. Newbury, M. Nash [et al.] / / International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 100. 101535. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101535.
24.Jiménez E. del P., Alarcón, R., de Vicente-Yague M.-I. Reading intervention: Correlation between emotional intelligence and reading competence in high school students // Revista de Psicodidáctica (English Ed.). 2018. Vol. 24. No. 1. Pp. 24-30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2018.10.001.
25. Insua G. (2015). The Slow Book Revolution: Creating a New Culture of Reading on College Campuses and Beyond, Meagan Lacy (Ed.), Libraries Unlimited, Santa Barbara, CA (2014), (160 pp. $50.00. ISBN 978-161069-715-6). The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41 (2). Pp. 220-221. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.acalib.2015.02.003.
26. Skaar H., Elvebakk L., Nilssen J. H. Literature in decline? Differences in pre-service and in-service primary school teachers' reading experiences. Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 69. Pp. 312-323. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate. 2017.10.019.