Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ О ЕДИНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ О ЕДИНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеев Андрей Алексеевич

В рамках исследования правового регулирования цифровой образовательной среды автор рассматривает и анализирует данный проект через призму внесенных в ст. 71 Конституции Российской Федерации изменений, касающихся создания единых правовых основ образования в Российской Федерации. В статье обосновывается позиция о том, что создание единых правовых основ системы образования должно опираться на фундаментальные программы стратегического характера, которые уже реализуются в рамках развития информационного общества и цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеев Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ELEMENT OF A NEW CONSTITUTIONAL PROVISION ON A UNIFIED LEGAL BASIS FOR THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

As part of the study of the legal regulation of the digital educational environment, the author analyzes this project through the prism of amendments made to Article 71 of the Constitution of the Russian Federation concerning the creation of a unified legal framework for education in the Russian Federation. The article states that the creation of a unified legal framework for the education system should be based on existing programs of a strategic nature in the development of the information society and the digital economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ О ЕДИНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТРИ М: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С.43-52 Values and Meanings. 2022. № 1 (77). P. 43 -52 (In Rus) Научная статья УДК 342.733

doi: 10.24412/2071-6427-2022-1-43-52

Андрей Алексеевич Корнеев А. А. Корнеев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Цифровая образовательная среда как один из механизмов реализации конституционного установления о единой правовой основе системы образования в Российской Федерации

Аннотация. В рамках исследования правового регулирования цифровой образовательной среды автор рассматривает и анализирует данный проект через призму внесенных в ст. 71 Конституции Российской Федерации изменений, касающихся создания единых правовых основ образования в Российской Федерации. В статье обосновывается позиция о том, что создание единых правовых основ системы образования должно опираться на фундаментальные программы стратегического характера, которые уже реализуются в рамках развития информационного общества и цифровой экономики.

Ключевые слова: правовые тенденции в цифро-визации образования, право на образование, цифро-визация, цифровая образовательная среда, система образования.

Для цитирования: Корнеев А. А. Цифровая образовательная среда как один из механизмов реализации конституционного установления единой правовой основы системы образования // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С.43-52. йог. 10.24412/2071-6427-2022-1-43-52

© Корнеев А. А., 2022

43

Original article

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ELEMENT OF A NEW CONSTITUTIONAL PROVISION ON A UNIFIED LEGAL BASIS FOR THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Andrey A. Korneev

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia

Abstract. As part of the study of the legal regulation of the digital educational environment, the author analyzes this project through the prism of amendments made to Article 71 of the Constitution of the Russian Federation concerning the creation of a unified legal framework for education in the Russian Federation. The article states that the creation of a unified legal framework for the education system should be based on existing programs of a strategic nature in the development of the information society and the digital economy.

Keywords: legal trends in the digitalization of education, the right to education, digitalization, digital educational environment, education system.

For citation: Korneev A. A. Digital educational environment as an element of a new constitutional provision on a unified legal basis for the education system in the Russian Federation. Values and Meanings. 2022. № 1 (77). P. 43-52 (In Rus). doi: 10.24412/2071-6427-2022-1-43-52

С принятием поправки к Конституции Российской Федерации (Комментарий 1) в ведении Российской Федерации появилось дополнительное положение, зафиксировавшее новый вектор регулирования образовательной среды — это положение пп. «е» п. 1. ст. 71 Конституции РФ, которое относит к ведению Российской Федерации установление единых правовых основ системы образования, включая непрерывное образование. Данная конституционная новелла на сегодняшний день не нашла достаточного отражения в науке отечественного конституционного права.

Несмотря на то, что исследуемая цифровая модернизация началась до принятия конституционной поправки, рассматривать цифровизацию образования необходимо именно в данном конституционно-правовом подходе единых правовых основ образования. Важным представляется и тот факт, что принятые конституционные положения не могли не рассматриваться при подготовке поправки к Конституции РФ. Принцип системного подхода конституционно-правовой модернизации основывается на учете действующей системы правового регулирования, включающей реализуемые проектно-стратегические документы в области цифровизации образования. Одним из базовых документов модернизации образовательной среды

в текущий период государственного развития является национальный проект «Образование». Таким образом, на сегодняшний день реализация цифровизации образовательной среды в конституционно-правовом контексте определяется уже достигнутыми результатами по реализации национального проекта, а также достижением запланированных целей федерального уровня в данной сфере. При этом создание единых правовых основ системы образования не может не опираться на те фундаментальные программы стратегического характера, которые сегодня реализуются в рамках развития информационного общества и цифровой экономики.

Следует отметить, что в конституционно-правовых исследованиях внесение пп. «е» п. 1. ст. 71 Конституции РФ рассматривается с дискуссионных позиций. В частности, часть авторов полагает, что внесенные изменения направлены на расширение предметов ведения и полномочий Федерации, что существенно ограничивает права и полномочия субъектов, (Комментарий 2) другие рассматривают вопросы регламентации новых предметов ведения как новые социальные гарантии гражданам, гарантии обеспечения новых обязательств в сфере образования на федеральном уровне (Комментарий 3). При этом актуальный анализ внесенных конституционных изменений предполагает их рассмотрение с точки зрения информационно-цифровой парадигмы модернизации образовательной среды.

Действующие правовые акты и проектно-стратегические документы, регламентирующие цифровизацию образовательной среды, рассматривают образование как одно из базовых направлений цифровой модернизации и основных направлений национальных целей развития, закрепленных, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (Комментарий 4). Так, данным Указом установлены девять национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, каждая из которых, как отмечается в Национальном проекте «Образование», «может быть достигнута только при условии скоординированной деятельности Федерации и ее субъектов» (Комментарий 5). Образование в рамках цифровой модернизации рассматривается как системообразующая сфера для развития экономики и общества, включающая работу с важнейшим ресурсом развития — человеческим капиталом (Комментарий 6). Таким образом, введение конституционных поправок в части создания единых правовых основ системы образования, включая непрерывное образование, представляется обо-

снованным с точки зрения тех процессов изменения в образовательной среде, которые анализируются в настоящем исследовании. В отношении указанного пункта следует указать, что скорректирован был и пункт «е» ст. 72 Конституции РФ, который дополнен в рамках предметов совместного ведения.

Сущностным вопросом в конституционно-правом подходе регламентации образования и соответствующих гарантий является не просто вопрос о предметах ведения Российской Федерации, а о совокупности тех конституционно-правовых мер, которые направлены на осуществление реализации конституционного права на образование и гарантий его получения вне зависимости от формы образования. В этой связи анализируемые конституционные изменения дополняют сформировавшуюся ранее конституционную конструкцию такой конституционной основы как социальное государство и развивают нормативные положения регламентации образовательной среды.

В формировании цифровой образовательной среды участвуют субъекты федеративного устройства (Российская Федерация и субъекты), (Комментарий 7), при этом стратегическое целеполагание рассматривается как федеральное в рамках унификации цифровизационных процессов посредством формирования единого центра нормативно-правовых изменений, включая вопросы бюджетного финансирования подобных стратегических национальных проектов. Как отмечается Т. Я. Хабриевой и Н. Н. Черногором, «критерии определения границ сферы правового регулирования следует искать в характере самих общественных отношений и свойств права как специфического регулятора социальной жизни». (Комментарий 8). Рассматривая обновленные критерии конституционного регулирования образования, важно подходить к регламентации общественных отношений с точки зрения объективной реальности и трансформации общества в информационно-цифровой парадигме. В этой связи ключевым фактором становится перспективная реализация положений в области цифровизации образовательной среды на тех стратегических принципах и условиях, которые уже заложены в соответствующих стратегических документах.

Конституционно-правовое регулирование сферы образования фактически образует общий конституционный нарратив регламентации правовых основ единого образовательного пространства и фундаментального принципа, закреплённого в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, каса-

ющегося того, что федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, определяющей, что Российская Федерация является социальным государством. Цифровая образовательная среда как метаобразователь-ный проект, не только в сфере школьного образования, может стать важной основой единого цифрового пространства образования в его конституционно-правовом смысле. Цифровая образовательная среда после экспериментального периода может быть доработана в ключевых образовательных направлениях развития человеческого капитала в системе всей цифровой экономики.

Исследование проектно-стратегических документов в области циф-ровизации образовательной среды показывает возможные модели правовой регламентации цифровизационных процессов в образовании в целом. Важным представляется, какие именно механизмы внедрения цифровых технологий напрямую затронут соответствующие конституционные права, и как эти права будут регламентированы с точки зрения нового правового регулирования после завершения соответствующих национальных и федеральных проектов. В этой связи следует особое внимание обратить на решение обозначенных выше проблем, которые могут иметь следующие направления:

• терминологическая унификация по итогам реализации всех проектов с точки зрения создания единого образовательного пространства в цифровой среде;

• создание единообразного нормативно-правового регулирования циф-ровизации в рамках единых правовых основ системы образования, включая непрерывное образование;

• формирование гибких нормативно-правовых механизмов регламентации цифровой образовательной среды на всех уровнях образования (это подразумевает формулирование достаточных дискреционных полномочий субъектам образования на принципе академических свобод).

При решении указанных вопросов нормативно-правовое регулирование должно быть направлено на безусловную реализацию конституционных принципов и гарантий в образовании. Логика приведенных выше конституционных изменений в перераспределении предметов ведения предопределяет ответственность федерального законодателя в создании таких единых правовых основ образовательной системы, ко-

торые будут согласовываться с реализацией конституционно-правового нарратива в области создания цифрового государства, включающего в себя все возможные элементы информационно-цифровой инфраструктуры. Базовой особенностью новейшего периода такой правовой регламентации является учет не просто проведённых и реализованных механизмов национальных проектов, но и учет тех целей и задач, которые будут поставлены перед обществом в других документах национального стратегического планирования.

Особое внимание следует уделить тем направлениям правового регулирования, которые связаны с функционированием информационной инфраструктуры. Так, в качестве задач, поставленных в Стратегии развития информационного общества (Комментарий 9), первой задачей устойчивого функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации указывается обеспечение единства государственного регулирования, централизованного мониторинга и управления функционированием информационной инфраструктуры Российской Федерации на уровне информационных систем и центров обработки данных, а также на уровне сетей связи. Если обратиться к другим стратегическим документам и нормативно-правовым актам сфер регламентации именно в области цифровой инфраструктуры, то в этой связи следует подчеркнуть необходимость разделения правовой регламентации обозначенных общественных отношений.

Рассматривая вопросы конституционно-правового подхода к регламентации единых правовых основ системы образования, включая непрерывное образование в рамках цифровизационных процессов, следует дополнительно выделить несколько направлений анализа данного подхода, подразумевающего общий и специальный форматы внедрения цифровой образовательной среды посредством правовой регламентации реализованных задач и достигнутых целей в рамках действующих стратегических документов. Фундаментальная роль образования как конституционно-правовой ценности и как базовой сферы развития человеческого потенциала в информационном обществе признана и развивается на основании конституционно-правового нарратива о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Вместе с тем проведенный анализ демонстрирует отсутствие единообразного подхода к цифровизации образовательной среды. С одной стороны, национальный проект «Образование» интегрирует действующие на момент

его принятия приоритетные и ведомственные проекты (Комментарий 10), что подразумевает общее правовое пространство проектной документации, а следовательно и общую терминологическую базу их реализации; с другой — выявлена терминологическая паралеллизация в указанных документах, что следует рассматривать как недостаточную степень описанной интеграции в правовом пространстве.

Учитывая данную проблему в рамках предложенной дифференциации направлений правового регулирования на общий и специальный, в рамках первого, общего направления, потребуется нормативно-правовая корректировка действующих стратегических документов в области создания единого правового глоссария, к которому необходимо будет отнести и исследуемый формат цифровой образовательной среды как единой информационной системы, затрагивающей цифровые аспекты модернизации всех уровней российского образования. В этой связи следует указать и на то, что с точки зрения стратегического целепола-гания после вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации предпринят первый шаг к общему направлению правового регулирования, сделанный на уровне принятия Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Комментарий 11).

Указом определены национальные цели, из них к целям в области образования следует отнести следующие: возможности для самореализации и развития талантов, цифровая трансформация (пп. «б», «д» п. 1 Указа). Поэтому в рамках настоящего исследования и приведенного отнесения правового регулирования к общему направлению следует перечислить целевые показатели, которые выделены как характеризующие достижения национальных целей:

1) «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования (пп. «б» п. 2 Указа)»;

2) «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономи-

ки и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года (пп. «д» п. 2 Указа)».

Таким образом, следует констатировать факт дальнейшего развития стратегического целеполагания, связанного с цифровой модернизацией российской образовательной среды. Отметим, что представленные в обозначенном Указе целевые показатели в стратегическом смысле трансформируют и дополняют уже действующие показатели национального проекта «Образование». Общее направление дальнейшего развития нормативно-правового регулирования вопросов цифровизации образования в свете указанных конституционных изменений будет опираться именно на создание единого правового регулирования образования в Российской Федерации. В связи с этим наиболее значимым аспектом в общем направлении построения единых правых основ на федеральном уровне в области образования должен стать аспект создания общих принципов регламентации цифровой модернизации в образовании, а также создания отдельных принципов общего характера, связанных с цифровой образовательный средой как базовым направлением в циф-ровизации образования в целом.

В настоящий момент среди действующих нормативно-правовых актов в области образования основополагающим актом является Федеральный закон Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (Комментарий 12), однако данный акт практически не регламентирует вопросов цифровой модернизации образовательной среды. Следует подчеркнуть, что решение вопросов общего направления регламентации цифровизации в образовании потребует дополнительного рассмотрения возможности принятия нового закона об образовании с учетом достижения конституционно-значимых целей в области его цифровой модернизации.

Комментарии

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2. См. напр.: Кондрашев А. А. Конституционные поправки — 2020:

о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3-8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18-29.

3. См. напр.: Ткаченко Р. В. Финансово-правовые отношения и ключевые юридические категории в сфере мегасайенса // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 5. С. 55-62; Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 89-102; Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19-24.

4. Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

5. Раздел 6 Паспорта национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Там же.

7. В настоящий момент участвуют субъекты Российской Федерации, подавшие соответствующие заявки на участие в эксперименте по проекту «Цифровая образовательная среда».

8. Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 98.

9. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

10. См. раздел 6 Паспорта национального проекта «Образование».

11. Собрание законодательства РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

12. Собрание законодательства РФ. 2012.№ 53 (ч. 1). Ст. 7598

Литература

1. Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 89-102.

2. Кондрашев А. А. Конституционные поправки — 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3-8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18-29.

3. Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19-24.

4. Ткаченко Р. В. Финансово-правовые отношения и ключевые юридические

категории в сфере мегасайенса // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 5. С. 55-62.

5. Хабриева Т.Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 98.

References

• Antonova N. V., Eremina O. Yu. Social'nye funkcii gosudarstva: novye vektory razvitiya // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. № 12. S. 89-102. [In Rus].

• Kondrashev A. A. Konstitucionnye popravki — 2020: o kolliziyah i defektah, po-rozhdayushchih neustranimye konflikty mezhdu «vechnymi glavami» i glavami 3-8 Konstitucii Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 3. S. 18-29. [In Rus].

• KrasheninnikovP. V., Badulina E. V. Podderzhka instituta sem'i: konstitucionnye popravki // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2020. № 4. S. 19-24. [In Rus].

• Tkachenko R. V. Finansovo-pravovye otnosheniya i klyuchevye yuridicheskie kategorii v sfere megasajensa // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021. № 5. S. 55-62. [In Rus].

• Habrieva T. Ya., Chernogor N. N. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2018. № 1. S. 98. [In Rus].

Информация об авторе

А. А. Корнеев — аспирант НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия Information about the authors

Andrey A. Korneev — Postgraduate Student, HSE University, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 30.12.2021; одобрена после рецензирования 12.01.2022; принята к публикации 14.01.2022. The article was submitted 30.12.2021; approved after reviewing 12.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.