Д.А. Афиногенов,
доктор политических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС
D. A. Afinogenov,
Doctor of Political Sciences, Professor of the Department ofPublic Administration and National Security, Institute ofLaw and National Security of the RANEPA
Е.В. Виноградова,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, врио первого заместителя директора Института государства и права Российской академии наук
Т.А. Полякова,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и.о. заведующей сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук
БО!:
E. V. Vinogradova,
Doctor of Law, Professor,
ChiefResearcher,
Acting First Deputy Director,
Institute of State and Law
of the Russian Academy of Sciences
T. A. Polyakova,
Doctor of Law,
Professor, Chief Researcher,
Acting Head of the Information Law
and International Information
Security Sector,
Institute of State and Law
of the Russian Academy of Sciences
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ1
Аннотация: в статье авторы обращаются к актуальному вопросу в области государственного управления - повышению эффективности реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации как новых базовых документов стратегического планирования. Целью статьи является выявление особенностей построения системы правового обеспечения информационной безопасности и формирования единого информационного пространства, а также его составляющей - цифрового пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализа, синтеза, диалектического метода) и формально-юридического метода. В рамках исследования новаций (новелл) новых документов стратегического планирования особое внимание уделено проблеме информационной безопасности и государственному управлению в условиях цифровой трансформации. На основе результатов проведенного исследования авторами предложен ряд мер си-
s. а
IT s
■à ^ ^ ш Û) о
Ю -I
S s
S о
s а
? ?
TT T
- О
м ?
(D S
? «
и 2
■с со
Ф ш О X
а s
S S
I о и й
s s.
о fi
iü
M ? 1
23
S S i
Э и ь §?f
§ à ? 22? ü S
2 ,w
1 Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 0136-2021-0042 «Правовое регулиро-
вание цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».
стемного характера по совершенствованию системы стратегического планирования и его приоритетов, вектора на достижение стратегических национальных приоритетов, в том числе переформатирование системы государственных программ РФ, а также организационно-правовых мер по реализации стратегического национального приоритета «Информационная безопасность», впервые включенного в число приоритетов в новой редакции Стратегии национальной безопасности в России.
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегическое планирование, государственная политика, управление, национальные приоритеты, информационная безопасность, цифровые технологии, информационные технологии.
DEVELOPMENT OF STATE POLICY IN THE FIELD OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION: PUBLIC-LEGAL AND SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL PROBLEMS AND PRIORITIES
Abstract: in the article, the authors address an urgent issue in the field of public ^ administration - improving the effectiveness of the implementation of the National Security Strategy of the Russian Federation and the Foundations of .state Policy in the field ^ of Strategic Planning in the Russian Federation as new basic strategic planning documents. The purpose of the article is to identify the features of building a system of legal provision
i
^ of information security and the formation of a unified information space, as well as its O component - the digital space, in the interests of strategic management in the Russian
¡¿^ Federation. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. As part ofthe study ofinnovations (novelties) ^ of new strategic planning documents, special attention is paid to the problem of information security and public administration in the context of digital transformation. Based on the Ж results of the study, the authors proposed a number of systemic measures to improve the ¡5 strategic planning system and its priorities, as well as a vector to achieve strategic national priorities, including reformatting the system of state programs of the Russian Federation, О as well as organizational and legal measures to implement the strategic national priority ^ "Information Security", which was first included among the priorities in the new edition 5 of the National Security Strategy ofRussia. to
0 Keywords: national security, strategic planning, public policy, management, national
1 ^ ^ ^ ^ ^
В последние годы внимание к проблематике националь-24 ных интересов, стратегического планирования и управления, обеспечения национальной безопасности заметно повысилось. Одно CV «.. .из важных изменений российской политической жизни - инкор-® порирование в конституционный текст института публичной власти» ^ [1, с. 56] предопределило необходимость поиска подходов к определению новых государственно-правовых механизмов, в том числе в государственной политике, обусловливающей развитие суверенной государственной безопасности. В российском обществе зреет осмысление того, что государственная политика, направленная на обеспечение на-
циональной безопасности, представляет собой не просто часть внутренней и внешней политики РФ и, как это определяет Федеральный
закон от 28 декабря 2010 г. N° 390-Ф3 «О безопасности», совокупность ^
скоординированных и ^ъедишнньк единым замыслом тли™- |
ских, организационных, социально-экономических, военных, право- 3
вых, информационных, специальных и иных мер. 3
Сущность этого понятия в настоящее время значительно рас- 5
ширяется, т.к. государственная политика обеспечения национальной Т
безопасности органически связана с историей развития мировой фило- £
софской, политико-социологической и правовой мысли, опирается |
на целый ряд экономических теорий и инструментарий стратегиче- |
Г I
£ в
ского планирования и стратегического управления. И сегодня такая политика как многофакторное, многогранное и многофункциональное явление влияет практически на все сферы жизни и деятельности личности, общества и государства, формирует, по сути, долгосрочный вектор развития страны и ее гражданского общества, определяет во § 3 многом пути развития экономики, науки и технологий, трансформа цию российской системы права, а также формирование сбалансиро-
5 5
"О 5 3
Со
5 3
5 3
ванного внешнего и военного курса России. § 8
г
Полагаем, что потребность в новом осмыслении сущности го- 3 6 сударственной политики обеспечения национальной безопасности § | неслучайна. В частности, это очевидно в условиях повышения роли § | и значения в общем контуре национальной безопасности проблема- 3 | тики информационной безопасности, что особенно остро проявилось 3 | в условиях мирового кризиса и реалий пандемии COVID-19, а именно | расширения виртуальных возможностей для занятости населения, со- | 3 циальной сферы и сохранения бизнеса. На этом направлении все более § значимым, глобальным вызовом становится противодействие инфор- 5 I мационным преступлениям (киберпреступности), кибертерроризму, 1 .Ц массированному информационно-пропагандистскому (деструктив- "§ 5 ному) информационно-психологическому воздействию на человека и т.д. Нарастает конкуренция и противоборство в массмедийном поле, на идеолого-информационном направлении, а глобальная ин- 25 формационная инфраструктура нередко выступает универсальным ^^ инструментом политического давления на гражданское общество 5 5 ь со стороны не только государственных структур, но и террористи- § £ ческих сетей и формирований. Ряд исследователей, например А. §-|§ Ильницкий, говорят уже о так называемых «ментальных» войнах, 1 в § направленных на формирование мира «постправды» и уничтожение -в -ю самосознания, изменение ментальности и самой цивилизационной основы общества противника [2].
33 § =
В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации делается акцент на обеспечении информационного суверенитета страны как важнейшего элемента общей политики обеспечения национальной безопасности.
В частности, в исследованиях, посвященных публично-правовым механизмам обеспечения национальной безопасности, отмечается, что предлагаемые в рамках стратегического планирования подходы позволят избежать противопоставления понятий государственного суверенитета и национальной безопасности. Этим аргументом обусловлено включение в конституционный текст положения о важности сохранениия общероссийской идентичности. Укрепление информационного суверенитета как части государственного предопределяет независимость публичной власти страны во внешнеполитической деятельности и в международной сфере и направлено на укрепление .а государственности [3].
го В целом мир вступает в период необходимости теоретико-методологического и правового осмысления реальности, новых техноло-№ гических укладов и нового понимания значения в широком смысле § «гуманитарного» фактора в мировой политике, т.к. только на основе § применения военной силы невозможно решение всего спектра задач 2 обеспечения национальной и международной безопасности. Как справедливо отмечает профессор А. И. Подберёзкин,«.. .вопросы внешней
" " " Г /Л
— и внутренней политики сведены в единый смысловой контур» [4], § а это влечет более широкое, чем ранее, понимание государственной ^ политики обеспечения национальной безопасности, опирающейся § не только на военную силу, но и на экономические, гуманитарные, ^ информационные, социальные и иные сферы жизни и деятельности государства. В связи с этим актуальность выработки новых решений, о усиливающих эффективность государственной политики обеспечения ^ национальной безопасности, многократно повышается. С В настоящее время государственная политика обеспечения национальной безопасности в достаточной степени сформирована. Она 26 регламентирована в соответствии с требованиями Закона «О безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации СЧ [5], Основ государственной политики в сфере стратегического планиду рования в Российской Федерации [6], Федерального закона «О стра-^ тегическом планировании в Российской Федерации»[7], стратегий, доктрин, концепций и основ государственной политики, разработанных в рамках реализации стратегических национальных приоритетов.
Выступая на заседании Совета Безопасности РФ, посвященном проблемам стратегического планирования, Президент России отметил,
что «стратегическое планирование задает главные ориентиры и вектор движения в ключевых областях, причем на целые десятилетия вперед. Доктрины и долгосрочные программы развития, стратегии и основы ^ государственной политики определяют важнейшие общенациональ- о ные приоритеты, которые направлены на достижение единых целей. 33 Прежде всего это, конечно, сбережение народа России, укрепление 3 здоровья и улучшение качества жизни наших граждан, это охрана 5 традиционных духовно-нравственных ценностей, устойчивое эко- I номическое развитие и забота об окружающей среде. И конечно, это £ надежная защита нашей страны и граждан от внутренних и внешних | угроз, обеспечение государственного суверенитета» [8].
В связи с этим под влиянием новых вызовов и угроз стратегическое планирование и стратегическое управление становятся одними из ключевых факторов научного обоснования долгосрочных политических,
Г I
£ в
I 5
геостратегических, культурологических и мировоззренческих задач, в | действенным инструментарием методологических исследований § I
в сфере национальной безопасности, идеологической и методологической основой преобразований и реформ на долгосрочную перспективу.
5 3 £ §
5
Такое значение управленческой компоненты обусловлено тем, что § 8
г
§ « 3 §
■С СО
Ф ш 3
3 I I й
всё более востребованными в практике государственного управления 3 й становятся новые фундаментальные теоретико-правовые подходы § | к обоснованию тех значительных перемен, которые в теорию национальной безопасности привносит практика реализации государственной политики. Очевидно, что практика подчас заметно опережает сложившуюся систему фундаментальных взглядов на обеспечение национальной безопасности и влияет на системное развитие государ- | 3
ственной политики в этой области. I 3
2 §
Сегодня в государственной политике обеспечения национальной 5 I
безопасности ряда стран мира отчетливо прослеживается тенденция 1 .Ц
к изменению вектора обеспечения национальной безопасности, ос- "I 5 нованного не только на традиционных «силовых» способах решения проблем в этой сфере, но и на широкой палитре действий и мер экономического, а также гуманитарного характера, расширительном
понимании значения феномена «безопасность» как совокупности ^^
комплексного взаимодействия экономики, военного дела, политики, 5 5 ь
социологии, демографии, информатики и иных компонентов обще- § £
ственного бытия. §1 §
Например, профессор Принстонского университета Р. Ульман 5;о|
еще в начале 80-х гг. прошлого века в своей статье «Заново определяя "в -ю понятие безопасность» отмечал, что «наибольшую угрозу национальной безопасности представляют те действия, которые чреваты
33 § =
27
резким снижением качества жизни населения определенного государства за относительно короткий промежуток времени.». Дж. Най предлагал трактовать безопасность как отсутствие серьезных угроз минимально приемлемому уровню поддержания базовых ценностей, которые признаются необходимыми для выживания [9]. Вместе с тем профессор Б. Бузан, утверждая, что безопасность относится к категории «сущностно оспариваемых понятий» и попытки сформулировать сколько-нибудь ее точное и строгое определение заранее обречены на провал, все же считал это понятие более широким, нежели только военный аспект, и предлагал включить в него политические, экономические, социетальные (культурно-идеологические) и экологические факторы [Там же].
В наибольшей степени системный подход к пониманию безопасности отражен в американских взглядах, где, например, в Стратегии „о национальной безопасности США 2017 г. в число национальных интересов включены содействие американскому процветанию и задачи модернизации американской экономики, обеспечения техноло-№ гического лидерства и защиты интеллектуальной собственности [10]. § Вместе с тем такой подход не означает полного «забвения» военной § силы, и она продолжает занимать ключевое место в политике обеспе-2 чения национальной безопасности ведущих стран мира. В указанной ^ Стратегии национальной безопасности США отмечается, что «США — будут искать области сотрудничества со своими соперниками с пози-§ ций силы, в первую очередь путем создания никому не уступающей ^ военной мощи и обеспечения ее полной увязки с потенциалом со-§ юзников и всеми силовыми инструментами» [Там же].
Однако в целом, как справедливо отмечают эксперты, «расширение взглядов на сущность феномена "национальная безопасность" о позволило от сугубо военного содержательного аспекта (например, ^ стратегия "массированного возмездия") подойти к сегодняшнему С пониманию сути обеспечения национальной безопасности США, где гуманитарный, экономический, социальный и информационный 28 факторы имеют не меньшее значение, чем чисто военная компонента»
7 [11, с. 17].
(V Таким образом, очевидно возрастание роли и значения в политике ® безопасности так называемой мягкой силы, авторы которой (Дж. Най, ^ Р. Кеохейн) считали, что именно такая сила «является наиболее эффективным и дешевым способом обеспечения национальной безопасности» [12]. Сегодня именно такой концепт заложен в Стратегию национальной безопасности США, в доктринальные документы Германии и Франции на этом направлении - «Стратегический обзор
обороны и национальной безопасности». По такому же пути развиваются системы взглядов на обеспечение национальной безопасности в Швеции [13]. Аналогичный путь развития теоретических ^ воззрений в сфере обеспечения национальной безопасности избран 3 и в Российской Федерации, где из девяти стратегических националь- 3 ных приоритетов только два - оборона страны и государственная 3 и общественная безопасность - ориентированы на «силовые» меры 5 обеспечения национальной безопасности. I Однако не только в этом наблюдается развитие теоретических 3£ взглядов и воззрений на сущность этого концепта в нашей стране. | Принятый в России и в мире примат принципа «безопасность через § развитие» объективно диктует увеличение роли и значения правовой регламентации государственной деятельности в рамках достижения
551
§ §
национальных целей развития и реализации стратегических нацио- ? | нальных приоритетов. Для решения этой задачи Правительством РФ в | принят Единый план по достижению национальных целей развития § I Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план), предполагающий решение двух ключевых задач - краткосрочной задачи возвращения на устойчивую
5 3
5 3
5£
? з
траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспе- 3 §
чивающую реализацию национальных целей развития, и долгосроч- § Ц
ной задачи движения по этой траектории в условиях «постковидной» § |
экономики - существенно изменившейся и продолжающей меняться 3 5
внешней среды [14]. 31
Важно отметить, что при этом государственная политика все более |
пристальное внимание уделяет значению гуманитарного измерения 133
жизни нации, национальных ценностей и интересов, что соответству- § 8
ет поправкам в Конституцию РФ, прежде всего в части закрепления 5 I
I©
на конституционном уровне важнейших принципов, лежащих в основе § £
общества и государства, а также базовых ценностей, определяющих "I 5
смысл и приоритеты функционирования государства (п. 2.1 ст. 67, ч. 2 §§ ст. 67.1, ч. 3 ст. 67.1, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 69, п. «е» ст. 71 Конституции РФ
и ряд иных) [15]. 29
Безусловно, Единый план неразрывно связан с новой Стратегией ь ь ь
национальной безопасности Российской Федерации. Как утверждают 5 5 ь
эксперты, новая редакция Стратегии «не просто обновленная версия § £
предыдущей Стратегии, принятой в 2015 году, а манифест новой Ц
эпохи» [16]. 5|£
5в
Принципиальное отличие новой редакции Стратегии заключается -в -в кардинальном изменении ее стратегического целеполагания. В чем суть этого утверждения?
В анализируемом документе не только «силовой блок», но и гуманитарно-нравственная составляющая нашей жизни названы важнейшими опорами безопасного развития, что в полной мере коррелирует с положениями обновленной Конституции России, где обеспечение свобод и прав граждан, достоинства человека определены в качестве фундаментальных ценностей и принципов. Таким образом, главным направлением государственной политики обеспечения национальной безопасности России на долгосрочную перспективу становится сочетание опоры на «мягкую силу» с традиционным приоритетом развития силовой компоненты страны. В связи с этим в Стратегии высшим стратегическим национальным интересом РФ определено сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Изменение стратегического целеполагания и опора на национальные интересы и ценности, в том „о числе духовно-нравственные, базируются на акцентах последних го посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, где вопросы сбережения народа России в различной интерпретации определены № как ключевые с 2017 г.
§ Кроме того, в новом базовом стратегическом документе с по-
§ зиции права подчеркивается значимость конституционной системы
2 ценностей, «формирующие основы российского общества, безопас-
^ ности страны, дальнейшего развития России в качестве правового
— социального государства.». Признание важности ценностной основы
§ государственной политики в сфере обеспечения национальной безост
§ пасности нашло свое отражение в определении национальных инте-§ ресов и стратегических национальных приоритетов, где для каждого с сформулировано стратегическое целеполагание.
Такой подход обеспечил решение в рамках Стратегии двуединой о задачи. Основная миссия Российского государства внутри страны -^ это сбережение человека и восстановление социально-экономической С независимости, на международном уровне - это духовное лидерство и объединение вокруг себя государств, критически относящихся 30 к англосаксонской системе ценностей. Последнее представляется особенно значимым, т.к. Россия для создания привлекательной идейной (V основы будущего мироустройства предлагает миру новую модель, ® выстроенную на «идеологии здорового консерватизма». ^ По словам Президента России, консервативный подход - это «не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание
системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчетливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий» [17]. Такой акцент в новейшей российской политической истории ставится впервые и является знаковым для стратегического целеполагания и стратегического планирования.
Так называемый консервативный подход - это качественно новое слово в государственной политике обеспечения национальной безопасности, шаг к формулированию полноценной национальной идеи российского возрождения, радикально расходящийся с неогло-балистским западным подходом. Он подтверждает особую значимость позиционирования страны и модели ее развития в мире как наиболее привлекательного для граждан образца и носит во многом де-факто цивилизационный характер, подчеркивает значение суверенитета в современном хрупком мире и важность опоры на моральные, этические, § &
I 5
правовые и иные ценности. в |
В связи с этим следует согласиться с С.В. Лавровым, утвержда- § I
& а
«I
5 I
5£ в
5 3 £§
§ 3§
■С СО
Ф ш 3
3 I 3 в
ющим, что в мире существует не одна цивилизация, что у России,
Китая и других крупных держав есть своя тысячелетняя история, 5 3
свои традиции, свои ценности, свой образ жизни. «Бесперспективно § 8
ставить во главу угла вопрос о том, чьи ценности лучше или хуже, 3 §
надо просто признать наличие других - по сравнению с западными - ЦЦ форм организации общества, принять как данность, уважать их» [18].
Значительные проблемы на практике имеются и с эффективным достижением стратегических национальных приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности. Например,
упоминавшийся приоритет «Сбережение народа России и развитие | 3
человеческого потенциала» включает в себя демографическую, соци- § 8
альную, экономическую, образовательную, духовную, экологическую 5 I
компоненты, вопросы обеспечения государственной и общественной 1 .Ц
безопасности, научного и научно-технологического развития, ин- "I 5
фраструктурного развития территории, повышения качества жизни § 3 граждан, развития культуры и ряд иных.
Однако все эти составляющие уже отражены в существующих 31
государственных программах и национальных проектах, но недо- ьь:ь
статочно увязаны в рамках единого приоритета ни стратегическим 5 5 ь
целеполаганием, ни бюджетной политикой, ни организационной про- § £
цедурой реализации. Например, сегодня перечень государственных 85§
программ РФ [19] предусматривает реализацию 42 государственных 5 й§
программ по пяти приоритетным направлениям - «Новое качество -0' -ю жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное
региональное развитие» и «Эффективное государство». При этом по направлению «Новое качество жизни» тематика приоритета «Сбережение народа России.» реализуется в десяти из одиннадцати программ. Направление «Инновационное развитие и модернизация экономики» включает в себя реализацию восемнадцати государственных программ, восемь из которых в той или иной степени затрагивают темы реализации данного стратегического национального приоритета.
Таким образом, следует признать, что практически все важнейшие направления деятельности в рамках нового приоритета «Сбережение народа России.» уже в той или иной мере регламентированы действующими государственными программами и национальными проектами. Соответственно, по ним определены и параметры расходования бюджетных (внебюджетных) средств, привлечения инвестиций, что „о крайне затрудняет отслеживание эффективности их использования го в рамках одного крупного направления. Исследование показывает, что аналогичная ситуация прослеживается и по всем другим стратегическим национальным приоритетам, касающимся и информационной
32
безопасности.
Полагаем, что такое переформатирование существующих сегод-
■в
(£ ня управленческих принципов и устоявшихся тенденций является
^ крупной научной организационно-правовой задачей, т.к. направлено
— на обеспечение единого руководства процессами стратегического
§ планирования в Российской Федерации на основе принципа «безост ~ § пасность через развитие», ликвидирует «двойственность» или ду-
§ блирование в системе документов стратегического планирования,
^ формирует единую и непротиворечивую архитектуру документов
стратегического планирования на этом направлении.
о Итогом данной работы могла бы стать выработка единой государ-
^ ственной политики в этом направлении и формирование отдельной
С государственной программы сбережения российской нации, а в целом
- формирование единого перечня государственных программ РФ и национальных проектов, соотнесенных со стратегическими национальными приоритетами, вводимого в действие как единый документ СЧ для обеспечения национальной безопасности и социально-экономи-® ческого развития РФ указом Президента РФ.
^ Следует обратить внимание на то, что Правительством РФ был принят упоминавшийся Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, предусматривающий стратегические приоритеты на ближайшие 10 лет. Однако с научной точки зрения
"О о
а
определенный интерес представляет и иной подход, заключающийся в переходе на принцип «одно стратегическое направление (приоритет) - один документ стратегического целеполагания - одна государственная программа» [20, с. 17], в рамках которого возможно оптимизировать весь «пакет» государственных программ РФ, формирующихся в соответствии со стратегическими национальными приоритетами.
В завершение, учитывая формат данной статьи, хотелось бы обратить внимание на еще один новый документ стратегического планирования, принятый в этом году, - Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Документ такого содержания в России утвержден указом | Президента РФ впервые [6]. Указанные Основы отражают государ- ^ §
ственную политику в сфере стратегического планирования, опреде- | *
а ?
ляют цели, задачи и ее основные направления, а также механизмы ? |
реализации этой политики и обеспечения стратегического плани- * о
рования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости § О
социально-экономического развития и национальной безопасности, ® О
в том числе в рамках реализации такого стратегического националь- § §
ного приоритета, как «Информационная безопасность». § |
Учитывая динамику развития информационного права, появление | д
цифрового права, связанного с экспоненциальным развитием цифро- 1 §
вых технологий, расширением информационного пространства, заслу- § |
живает научного внимания постановка вопросов на государственном | §
уровне о «цифровой зрелости» [21], формировании (развитии) систе- § | мы международной информационной безопасности. При этом следует |
отметить, что 12 апреля 2021 г. указом Президента РФ утверждена | 8
новая редакция Основ государственной политики в области между- §
народной информационной безопасности [22]. я I.
На этом направлении приоритетное внимание должно быть уде- 1 лено информационно-аналитическому обеспечению стратегического О § планирования, в том числе за счет формирования единого цифрового § § информационного пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации, совершенствования управления 33 информационными потоками, повышения эффективности использо- ^ вания распределенной информации, содержащейся в государственных И и ь информационных системах, информационных ресурсах государствен- Ц-& ных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ §1 1
^ а |
с государственным участием. о 1
С точки зрения совершенствования государственного управления -в -ю эта задача сегодня, безусловно, имеет стратегический характер и направлена на обеспечение положений Конституции РФ как Основного
Закона государства, т.к. формирование единого информационного (цифрового) пространства является непременным фактором трансформации правовой системы, включая информационное право, развитие публичного права, а также общественно-экономической системы и способствует ее переходу к новой ступени развития - цифровой экономике и информационному обществу. Единое информационное пространство обеспечивает совместимость информационных ресурсов и систем участников стратегического планирования и непротиворечивость содержащихся в них сведений, дает возможность по-новому организовать производственные процессы, финансовые и информационные (цифровые) услуги.
Таким образом, значение «цифры», а в ближайшей перспективе, как следует из Стратегии научно-технологического развития (2016), и квантовых технологий [23] объективно возрастает, и вполне оче-„о видно, что механизмы и инструменты стратегического планирования го должны быть встроены в систему экономических отношений, основу ванных на использовании цифровых информационно-коммуникаци-№ онных технологий, а процессы цифровизации неизбежно повлияют § и на трансформацию системы российского права, включая информа-§ ционное право.
2 Следует признать, что в связи с утверждением новой Стратегии ^ национальной безопасности, а также ряда указанных в настоящей — статье иных документов стратегического планирования назрела необ-§ ходимость внесения изменений и в Доктрину информационной безо-5 пасности (2016) [24], требующую новых концептуальных подходов. § Кроме того, после ряда дискуссий и исследований пришло по-^ нимание необходимости формирования единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления о в Российской Федерации [25], формирования национальной системы ^ правовой информации [26]. Задача формирования такой платформы, С ее содержательное наполнение также определены Основами государственной политики в сфере стратегического планирования. Вместе 34 с тем применительно к системе стратегического планирования необходима разработка параметров перехода к «цифровизации» процессов
(V и иные организационные решения [27].
® Несмотря на принятые решения, применение цифровых техно-^ логий в документах уровня стратегирования сегодня представляется весьма проблематичным. Полагаем, что в настоящее время преждевременно в парадигму «цифры» включать формат выработки того или иного стратегического решения на различном уровне управления. Пока вызывает активные дискуссии вопрос о том, какую роль в этом
может сыграть Концепция машиночитаемого права, разработанная Минэкономразвития России и утвержденная в октябре 2021 г. [28] Должно быть понимание, что может быть реализовано с помощью новых «цифровых» технологий, и прежде всего это аспект индикаторов и показателей. Однако представляется, что существующая управленческая среда еще не готова к переходу на новые стандарты процессов экономической жизни. При этом определенная неготовность организационной и информационной среды взаимодействия участников в сфере стратегического планирования является сегодня определенным сдерживающим фактором для внедрения «цифровых» подходов. I
Вместе с тем, принимая во внимание неизбежность новой парадигмы перехода всей государственной жизни на рельсы цифровой экономики, объективно возникает необходимость развития существующего и формирования, при необходимости, нового инструментария а ^ стратегического планирования развития страны и обеспечения на- § 3 циональной безопасности, предполагающего четкое стратегическое 3 | целеполагание, баланс ресурсов для реализации долгосрочных целей £ 3
стратегического развития и обеспечения национальной безопасности, 55 5
£3
прогнозирование. ? §
3§
Список литературы:
а
IT S
3 I
1. Виноградова, Е.В. Укрепление конституционных гарантий поправ- | -З ками 2020 года в Конституцию Российской Федерации : монография / Е.В. Виноградова, П.А. Виноградова. - М. : Эдитус, 2020. - 199 с. ||
2. Советник министра обороны России рассказал о новом типе войны. а ^ URL: https://ria.ru/20210822/mentalnye-1746750876.html (дата обращения 07.10.2021).
3. Виноградова, Е.В. Конституционные поправки. Российский опыт государственных преобразований / Е.В. Виноградова // Государство и право. а 5 - 2021. - № 5 - С. 19-25. | "
4. А. Подберёзкин: В документе закреплен весь спектр актуальных угроз и ряд новых приоритетов госполитики. - URL: http://eurasian-defence. 3 I ru/?q=node/50736 (дата обращения: 07.10.2021).
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Официальный интернет
I « I %
S S.
е -S
портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения:
35
Н ь о О
20.10.2021). 33
6. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегиче- К о £ ского планирования в Российской Федерации : указ Президента РФ от 8 но- | g 5 ября 2021 г. № 633 // Официальный интернет-портал правовой информации. | g - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 08.11.2021).
7. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр.
I
законодательства Рос. Федерации. - 2014. - N° 26, ч. 1, ст. 3378; 2020. - № 31, ч. 1, ст. 5023.
8. Заседание Совета Безопасности. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ security-council/66777 (дата обращения: 17.10.2021).
9. Юдин, Н.В. Расширение проблематики исследования безопасности / Н.В. Юдин // Международные процессы. - 2017. - Т. 15. - № 1 (48). - С. 60-78.
10. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
11. Алексеева, Т.А. Повышение научной обеспеченности политики в области национальной безопасности: влияние зарубежного опыта / Т.А. Алексеева, В.П. Назаров, Д. А. Афиногенов // Международные процессы. - 2020. - Т. 18. - № 1 (60). - С. 6-28.
12. Nye, J.S. Limits of American Power / J.S. Nye // Political Science Quarterly. - 117(4):15. - Winter, 2002-2003.
13. Sweden, Prime Minister's Office (2017). National Security Strategy Retrieved 2017-12-18.
14. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_ po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_
§ do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html (дата обращения: ^ 15.10.2021).
15. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными § в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.10.2021).
^ 16. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/254036710 (дата об-
^ ращения: 15.10.2021).
§ 17. Заседание дискуссионного клуба «Валдай». - URL: http://www.
^ kremlin.ru/events/president/transcripts/66975 (дата обращения: 22.10.2021). g 18. URL: https://bigasia.ru/content/news/politics/sergey-lavrov-bespers
С pektivno-stavit-vo-glavu-ugla-vopros-o-tom-chi-tsennosti-luchshe/ (дата обра-сс щения: 15.10.2021).
со 19. О перечне государственных программ Российской Федерации :
со распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р // Собр. за-2 конодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 47, ст. 6166.
20. Назаров, В. П. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности 36 Российской Федерации / В.П. Назаров, Д.А. Афиногенов // Власть. - 2020.
- Т. 28. - № 1. - С. 9-19.
(у 21. Полякова, Т.А. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» /
О Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев // Государство и право. - 2021. - № 9.
- С. 107-116.
22. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности : указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. № 213 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.07.2021).
«V
23. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2021). а
24. Об утверждении Доктрины информационной безопасности I Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // | Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. д pravo.gov.ru (дата обращения: 20.10.2021). g
25. Троян, Н.А. Информационно-правовое обеспечение развития С Национальной системы правовой информации : дис. ... канд. юрид. наук / 3 Н.А. Троян. - М., 2021. - 204 с. З
26. Троян, Н. А. Информационно-правовое обеспечение развития нацио- S нальной системы правовой информации в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации / Н.А. Троян // Мониторинг правоприменения. Ц ^ - 2020. - № 4 (37). - С. 28-32.
27. Полякова, Т. А. Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : монография / Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, А.А. Чеботарева и др.; под. общ. ред. Т.А. Поляковой. - Саратов : Амирит, 2020. - 254 с.
28. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_pravitelstve_
а
II
s
I
s
г
utverdili_koncepciyu_razvitiya_tehnologiy_mashinochitaemogo_prava.html (дата | обращения: 10.10.2021). е
g а
оа
о
13
■С 00 Ф ш С X
е s
П о
и
S с
I %
s s.
I 5 3 5
Ii TT
31
37
н нь о О ь
а и ь. üf
t&f
§ 3 а g