Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРВОКУРСНИКОВ (НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 35.03.04 - "АГРОНОМИЯ" ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ)'

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРВОКУРСНИКОВ (НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 35.03.04 - "АГРОНОМИЯ" ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ольга Зориктоевна, Чернов Роман Валерьевич, Павлович Евгения Григорьевна

Цифровизация сельского хозяйства рассмотрена как ведущая тенденция повышения эффективности аграрного сектора России. Обозначены основные направления развития цифрового сельского хозяйства, которые требуют создания системы подготовки специалистов «нового поколения». Отмечено, что новый этап в развитии отрасли выдвигает новые требования к профессиональным и личностным компетенциям специалистов и, в первую очередь, к цифровым. Представлена модель цифровых компетенций, на основании которой исследован уровень цифровой компетентности первокурсников в целом, его отдельные компетенции и их компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCE OF FRESHMEN (AREAS OF TRAINING 03.35.04 - "AGRONOMY" OF THE FSBEI HE OMSK SAU)

The digitalization of agriculture is considered as a leading trend in increasing the efficiency of the agricultural sector in Russia. The main directions of the development of digital agriculture, which require the creation of a system for training specialists of the "new generation" are outlined. It is noted that a new stage in the development of the industry puts forward new requirements for professional and personal competencies of specialists and, first of all, for digital ones. A model of digital competencies is presented, on the basis of which the level of digital competence of freshmen as a whole, its individual competencies and their components are investigated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРВОКУРСНИКОВ (НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 35.03.04 - "АГРОНОМИЯ" ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ)»

Кузнецова О. З., Чернов Р. В., Павлович Е. Г.Цифровая компетентность первокурсников (направления подготовки 35.03.04 - «Агрономия» ФГБОУ ВО Омский ГАУ) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 3 (26) июль - сентябрь - URL http://e-joumaLomgau.ru/images/issues/2021/3/00938.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 378.016

Кузнецова Ольга Зориктоевна

Доцент, канд. пед. наук ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск oz.kuznetsova@omgau.org

Чернов Роман Валерьевич

аспирант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск rv. chernov35.06.01 @omgau. org

Павлович Евгения Григорьевна

аспирант

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск yeg.pavlovich35.06.01@omgau.org

Цифровая компетентность первокурсников (направления подготовки 35.03.04 - «Агрономия» ФГБОУ ВО Омский ГАУ)

Аннотация. Цифровизация сельского хозяйства рассмотрена как ведущая тенденция повышения эффективности аграрного сектора России. Обозначены основные направления развития цифрового сельского хозяйства, которые требуют создания системы подготовки специалистов «нового поколения». Отмечено, что новый этап в развитии отрасли выдвигает новые требования к профессиональным и личностным компетенциям специалистов и, в первую очередь, к цифровым. Представлена модель цифровых компетенций, на основании которой исследован уровень цифровой компетентности первокурсников в целом, его отдельные компетенции и их компоненты.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое сельское хозяйство, направления цифровизации сельского хозяйства, цифровые компетенции, уровни развития цифровых компетенций, цифровая грамотность, федеральный государственный образовательный стандарт.

В настоящий период многие эксперты указывают на тот факт, что такие традиционные ресурсы повышения эффективности сельского хозяйства как механизация, освоение новых земель практически иссякли. Также отмечаются, что аналоговый период в сельском хозяйстве подходит к концу, а повышение эффективности аграрного сектора связывается с использованием информационных технологий. Трансформация агропромышленного комплекса направлена на цифровизацию всех направлений сельскохозяйственного производства: растениеводства, животноводства, рыболовства, птицеводства, селекции и генетики, тепличной отрасли и др. Цифровизация и автоматизация многих

1

сельскохозяйственных процессов в России становится осознанной необходимостью и основным вектором развития АПК, направленным на повышение производительности труда и сокращение затрат производства.

Цифровое сельское хозяйство базируется на современных способах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия с использованием таких технологий как интернет вещей (кибер-физических систем для управления сельхозтехникой, теплицами, инструментами и др.), искусственный интеллект, робототехника, беспилотные летательные аппараты, геоинформационные системы и технологии, анализ больших данных, электронная коммерция и др., обеспечивающих конкурентоспособность российского АПК.

Внедрение цифровых технологий осуществляется во всех отраслях сельского хозяйства и на всех этапах производственного цикла. Основные направления цифровизации (по мнению разработчиков проекта Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025 гг.) связаны с реализацией таких проектов как «Цифровые технологии в управлении АПК», «Умное землепользование», «Умное поле», «Умный сад», «Умная теплица», «Умная ферма», «Создание отраслевой платформы, направленной на решение задач по развитию цифровизации АПК» [1]. Работа по цифровизации АПК ведется министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В настоящее время внедряется проект «Цифровое сельское хозяйство. Его задача - создание единой национальной цифровой платформы в АПК обеспечивающей условия для цифрового развития, технологического прорыва, подготовки «сельхозпроизводителей к эволюционному шагу в современной экономике». Первый этап реализации проекта направлен на создание и внедрение национальной платформы цифрового управления сельским хозяйством, интегрированной с региональными и муниципальными субплатформами. Основной задачей второго этапа является внедрение модуля «Агрорешения», направленного на повышение производительности труда, а также на сокращение затрат сельскохозяйственных предприятий. Задача третьего этапа - создание системы непрерывной подготовки и переподготовки специалистов АПК с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики [2]. С этой целью создается отраслевая электронная образовательная среда «Земля знаний», предоставляющая возможности для освоения цифровых технологий и обмена опытом в дистанционном режиме.

Современный этап в развитии отрасли требует создания системы подготовки специалистов «нового поколения», начиная с профориентационной работы в системе общего, затем - профессионального образования и далее в различных формах дополнительного профессионального образования в офлайн и онлайн-форматах и в ходе профессиональной и повседневной деятельности человека. Переход к цифровой экономике меняет парадигму подготовки кадров: от привычной индустриальной модели образования к новой модели, соответствующей потребностям цифровой экономики. Таким образом, подготовка кадров для работы в сельском хозяйстве с учетом требований развития цифровизации АПК становится актуальной задачей и выдвигает новые требования к профессиональным и личностным компетенциям специалистов и, в первую очередь способность к обучению на протяжении всей жизни и владению цифровыми компетенциями.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО [3] и основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) выпускники направления подготовки Агрономия Омского государственного аграрного университета должны понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности; ориентироваться в сквозных цифровых технологиях и инструментах их работы с учетом профессиональных потребностей; управлять информацией и данными, используя цифровые технологии с целью эффективного решения профессиональных задач; использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агрономии; решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации на основе анализа достижений науки и производства с использованием современных информационных технологий, в том числе

базы данных и пакеты программ. Формированию данных компетенций способствует целенаправленное освоение цифровых технологий в процессе теоретического и практического обучения.

Цифровые компетенции (ЦК - далее) - общий термин, используемый для описания или объяснения способности работать в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий (рисунок 1) [4]. Овладение цифровыми компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) подразумевает способность и готовность применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, то есть формирует цифровую компетентность как сложный комплексный феномен, определяющий сегодня жизнедеятельность человека в разных сферах информационного общества [5].

Модель цифровых компетенций включает содержательную составляющую: систему знаний, умений и навыков; мотивацию (целевую установку и осмысленность), ответственность (включающую онлайн безопасность), которые реализуются в разной степени в четырех сферах деятельности в интернете:

- работа с контентом: поиск, оценивание, выбор, создание контента;

- коммуникация: самопрезентация, поддержание отношений, идентичность, репутация,

- техносфера: владение компьютером, программным обеспечением, навыками технической безопасности;

- потребление: использование интернета в потребительских целях.

Соответственно, выделяются четыре вида цифровых компетенций: информационная, коммуникативная, техническая, потребительская [6].

Рисунок 1 - Модель цифровых компетенций

Проблема развития ЦК связана с определением уровней их развития. В процессе профессионального образования последовательно формируются пять уровней цифровых компетенций: начальный, базовый, продвинутый, профессиональный и экспертный. При этом два последних не являются массовыми и достигаются в рамках отдельных специализаций. Основанием для определения уровня сформированности ЦК являются освоение цифровой грамотности и уровень освоения программирования и анализа данных. [4]. Цифровая грамотность, как начальный уровень развития ЦК, определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета [6]. Так как уровень цифровой грамотности первокурсников может быть разным у отдельных категорий студентов, то может быть рекомендована организация пропедевтического тестирования и/или анкетирования студентов с целью дифференциации и индивидуализации образовательных программ и образовательных траекторий. В рамках нашего исследование было организовано

анкетирование студентов первого курса направления 35.03.04 Агрономия с целью определения уровня их цифровой грамотности. В качестве стимульного материала была выбрана методика определения индекса цифровой компетентности подростков, разработанная группой исследователей под руководством Г.У. Солдатовой при поддержке Фонда Развития Интернет. Данный уровень развития ЦК может быть рассмотрен как базовый для абитуриентов/первокурсников. Индекс цифровой компетентности (ИЦК) -интегральный показатель уровня сформированности ЦК позволяет оценить уровень сформированности цифровой компетентности в целом, отдельных компетенций (информационной, коммуникативной, технической и потребительской) и их компоненты -знания, умения, мотивация и ответственность [5].

Результаты анкетирования показали, что ИЦК студентов первого курса по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия равен 78,12%. Среднее значение таких компонентов индекса цифровой компетентности как знания, мотивация, ответственность и умения (в %) представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Значение компонентов индекса цифровой компетентности (в %)

Результаты демонстрируют высокую цифровую компетентность на базовом уровне по компоненту ответственность/безопасность, что говорит о способности респондентов использовать интернет безопасно и критично. Диагностика ответственности, по мнению исследователей [5] позволяет проанализировать отношение человека к технологиям, гражданскую позицию, знания правил поведения в цифровом мире, осознание угроз и рисков онлайн коммуникаций. Средний показатель данного компонента - 92.61%. Вместе с тем у респондентов отмечаются такие затруднения как «неумение очищать компьютер от вирусов, попавших в него через интернет» (30,7%), определять причины технических проблем при сбое подключения к интернету (15,3%), определять степень конфиденциальности и безопасности передачи личных данных при пользовании услугами через интернет (15,3%).

По компонентам умения, знания также продемонстрированы достаточно высокие результаты (88,81% и 85,87% соответственно). Что касается затруднений в области знания наибольшее количество отрицательных ответов связано с техносферой и сферой потребления, а по компоненту умения - с использованием интернета в техносфере - 19.2%, в потребительских целях - 15,5%, в сфере коммуникации - 7,7%, в сфере контента - 6,4%

Самые низкие результаты продемонстрированы по компоненту мотивация, что, возможно говорит о том, что обучающиеся не проявляют устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Полагаем, что низкая мотивация может быть следствием иллюзорной грамотности. Следует отметить, что высокая мотивация является

источником личностного и профессионального саморазвития, направляет в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность в достижении целей, развитии цифровой компетентности в будущем. И этот аспект необходимо особо учитывать при организации учебного процесса с исследуемым контингентом обучающихся. Развитие мотивации является задачей равноценной наравне с другими задачами обучения в период обучения в вузе.

Уровень развития цифровой компетентности в основных сферах деятельности в интернете представлены на рисунке 3._

ЦК в сфере погребли и ия

■ ЦК в техносфере

■ ЦК в сфере коммуникации

ЦК в сфере контента

65 70 75 80 85 90

Рисунок 3 - Цифровая компетентность студентов в разных сферах (в %)

В целом, студенты наиболее компетентны в сфере работы с контентом в интернете (96,8%) и наименее компетентны в техносфере - 82,6%. В сферах коммуникации и потребления показатели цифровой компетентности составляют 94,4% и 90% соответственно.

Обобщенный профиль цифровой компетентности по всем компонентам и сферам представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Профиль цифровой компетентности: детальный анализ, %

На данном этапе исследования можно сделать следующие выводы:

- готовность к профессиональной деятельности в сфере АПК в настоящих условиях связывается с овладением цифровыми компетенциями;

- цифровая компетентность включает в себя не только знания и умения, но и такие важные компоненты как мотивация человека на развитие и ответственность «цифрового гражданина»;

- исследование уровня цифровых компетенций первокурсников показало, что они обладают базовой цифровой грамотностью, достаточной для дальнейшего совершенствования цифровых компетенций, при этом уровень сформированности мотивации к целенаправленному и осознанному освоению цифрового мира недостаточен;

- цифровая компетентность выше в сфере контента и коммуникации и ниже в техносфере и сфере потребления;

- следует изучать особенности сформированности цифровых компетенций и их компонентов у обучающихся с целью уточнения и дифференциации образовательных программ как в содержательном, так и мотивационном плане.

Ссылки на источники

1. Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025 гг. Исследование кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» Москва/Берлин, декабрь 2018 [Электронный ресурс]. - URL https://agrardialog.ru/files/prints/apd_studie_2018_russisch_fertig_formatiert.pdf [дата обращения 01.04.2021].

2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. - 48 с. [Электронный ресурс]. - URL https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf [дата обращения 01.04.2021].

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия [Электронный ресурс]. - URL http://fgosvo.ru/news/3/1582 [дата обращения 01.04.2021].

4. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/docs/379771437.html [дата обращения 14.04.2021].

5. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. — 122 с.

Olga Kuznetsova

Associate Professor, Cand. of Ped. Sciences FSBEI HE Omsk GAU, Omsk

Roman Chernov

postgraduate student FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Eugenia Pavlovich

postgraduate student FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Digital competence of freshmen (areas of training 03.35.04 - "Agronomy" of the FSBEI HE Omsk SAU)

Abstract. The digitalization of agriculture is considered as a leading trend in increasing the efficiency of the agricultural sector in Russia. The main directions of the development of digital agriculture, which require the creation of a system for training specialists of the "new generation" are outlined. It is noted that a new stage in the development of the industry puts forward new requirements for professional and personal competencies of specialists and, first of all, for digital ones. A model of digital competencies is presented, on the basis of which the level of digital competence of freshmen as a whole, its individual competencies and their components are investigated.

Key words: digitalization, digital agriculture, directions of digitalization of agriculture, digital competencies, levels of development of digital competencies, digital literacy, federal state educational standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.