РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.37.50
О. В. Шумакова, Т. Г. Мозжерина, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ЦИФРОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА: СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Проблема и цель. Одним из базовых проектов, способных обеспечить быстрый переход к шестому технологическому укладу, является массовое внедрение цифровых технологий. Актуальна цифровизация и в сельском хозяйстве как одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Цель статьи - представление конкретных решений, направленных на цифровизацию отрасли, в том числе посредством подготовки профессионально ориентированных на неё кадров. Методы. Исследование проводилось на основе использования методов изучения и теоретического анализа нормативно-правовой базы; мониторинга текущих позиций сельскохозяйственных товаропроизводителей региона; экспертизы информационно-образовательных ресурсов (на примере одного из отраслевых вузов РФ).
Результаты. По результатам проведённых исследований разработана общая схема-модель региональной платформы «Цифровое сельское хозяйство Омской области», обозначены перспективы развития аграрного образования и науки в условиях цифровой трансформации отрасли. Выводы. Цифровая трансформация отрасли для образовательных организаций стала настоящим вызовом в области внедрения инноваций, обеспечения условий для эффективного повышения уровня цифровой грамотности населения и реального расширения информационного пространства региона.
Ключевые слова: цифровая трансформация, сельское хозяйство, регион, цифровые технологии, барьеры на пути цифровизации, цифровая площадка.
Проблема и цель. Цифровые технологии играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики и в стимулировании экономического роста многих стран. Применение цифровых технологий запускает модернизацию традиционных отраслей экономики и создаёт новые отрасли, что становится основой для экономического роста. Внедрение новых цифровых технологий повышает производительность труда, уменьшает издержки бизнеса, повышает доступность информации и снижает барьеры при выходе на новые рынки - всё это оказывает мультипликативный эффект на развитие экономики в целом. Осознавая высокую значимость цифровых технологий, многие страны предпринимают меры по ускорению цифрового развития. По данным ОЭСР, 32 из 36 стран-членов организации, а также 6 стран-партнёров имеют национальные цифровые стратегии. Страны, которым не удастся в полной мере осуществить цифровую трансформацию и реализовать свой потенциал, рискуют отстать от более успешных партнёров и не смогут обеспечить населению высокий
уровень жизни, гарантировать свой экономический суверенитет (рис. 1) [1]. Цифровая экономика -это во многом правильно организуемая и совместно используемая информация, и нам её неоткуда взять или купить - мы её должны научиться производить и использовать сами, точно так же, как мы научились сами добывать нефть или летать в космос [2].
12,0
.................
Рис. 1. Доля цифрового сектора в ВВП, °/о
* Без учёта отрасли оптовой торговли ИКТ-товарами.
Источник: ОЭСР, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, расчёты Института экономики роста.
(Россия и остальные страны - 2017 г. или ближайшие годы)
Низкий уровень занятости и малое число предприятий в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в расчёте на 1 тыс. человек является серьёзным сдерживающим фактором развития российского цифрового сектора (рис. 2).
Рис. 2. Число занятых в секторе ИКТ в расчёте на 1 тыс. человек населения, ед.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, ОЭСР, расчёты Института экономики роста.
(Россия и остальные страны - 2017 г. или ближайшие годы)
В России на федеральном уровне разработано и принято сразу несколько документов стратегического характера: указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Эффективность их реализации находится под влиянием многочисленных факторов, в том числе общего уровня цифровой грамотности населения. В 2018 г. центр интернет-технологий провел четвёртую волну ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», по результатам которого среднее значение индекса составило 4,52 пункта, что на 14,7 % меньше в сравнении с прошлым годом и на 2,7 % меньше, чем в начале исследования - в 2015 г. Такое резкое падение среднего значения объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. По сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью.
Среди ключевых тенденций развития цифровой грамотности в 2018 г. были развитие инфраструктуры и вовлечённости россиян в информационные процессы, а также рост и расширение спектра цифровых компетенций. По данным установочного исследования Mediascope, в первом полугодии 2015 г. среднемесячная доля россиян, пользующихся мобильным интернетом, составляла 51,6 %. В 2018 г. этот показатель достиг уже 67,6 %. В 2018 г. россияне стали больше пользоваться финансовыми онлайн-сервисами (49,7 %). По ряду формальных признаков Россия демонстрирует высокий уровень цифровизации. Так, достаточно высок уровень проникновения Интернета в быт и в сферу бизнеса. В 2017 г. доступ к Интернету имели 76 % домохозяйств и 89 % организаций. Также Россия успешно развивает государственные онлайн-услуги. По состоянию на 2018 г. Россия занимает 25 место (из 193) в рейтинге ООН по уровню развития государственных онлайн-сервисов (ср.: 37 место в 2016 г.)
[5].
Исследование Центра финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» 2018 г. (индекс «Цифровая Россия») также продемонстрировало сохранение региональных диспропорций и неравномерность развития федеральных округов (табл. 1).
Таблица 1.
Результаты рейтинга «Цифровая Россия» (по федеральным округам)
Федеральный округ 2018 год 2017 год Изменение, %
Уральский 65,81 57,17 (1) 15,11
Центральный 59,82 50,05 (3) 19,52
Приволжский 59,55 46,93 (4) 26,89
Северо-Западный 58,95 50,9 (2) 15,82
Сибирский 53,48 41,91 (7) 27,61
Дальневосточный 52,28 44,2 (5) 18,28
Южный 51,35 43,06 (6) 19,25
Северо-Кавказский 43,44 33,37 (8) 30,18
Выборка исследования составляет 1600 человек (8 федеральных округов). Индекс отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, производстве продукции, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ. Наибольшую стабильность в развитии цифровой грамотности показывают Уральский, Центральный, Приволжский и Северо-Западный ФО [6].
Безусловно, актуальна цифровизация и в сельском хозяйстве как одной из важнейших отраслей народного хозяйства, на долю которой приходится более 4 % ВВП РФ. В свою очередь, Омская область занимает второе место в СФО среди аграрных регионов и имеет устойчивую позицию в топ-10 в РФ. На текущий момент, несмотря на резкий скачок развития цифровой экономики в России и стабильно положительную динамику в отдельных федеральных округах и в отдельных регионах, существует множество барьеров на пути цифровизации в целом и в сельском хозяйстве в частности: высокий уровень дефицита на отраслевом рынке труда специалистов, способных эффективно работать с инновационными технологиями, низкий уровень развития отечественного рынка цифровых технологий и решений и инфраструктурного обустройства, низкий уровень информационного обеспечения отрасли. В свою очередь, среди недостатков информационного обеспечения сельского хозяйства отмечается несовершенство системы информационного обеспечения, недостаточно высокий уровень доступа сельхозтоваропроизводителей к информационным ресурсам и применения информационных технологий. Сельское хозяйство действительно становится сектором с очень интенсивным потоком данных. Информация поступает с различных устройств, расположенных в поле и на ферме: от датчиков, агротехники, метеорологических станций, дронов, спутников, внешних систем, партнёрских платформ, поставщиков. В настоящее время одним из важнейших источников получения отраслевой информации являются веб-сайты (например, такие как сайт ФГБНУ «Росинформаг-ротех»), в отношении которых не теряют актуальности вопросы повышения информативности и актуальности новостной информации из различных источников федеральных и региональных порталов. Для решения обозначенных проблем необходимы грамотные кадры и современные технологии как
результат проектного управления, основы которого формируются у молодого поколения со школьного возраста. Безусловно, образование и наука в регионах в настоящее время оказались перед серьёзными внешними вызовами, противопоставить которым можно только современные образовательные и научные проекты в области цифровизации и подготовки кадров, готовых к работе в её условиях, чётко понимающих её преимущества и применяющих на практике её уникальные возможности.
Методы. Исследование проводилось на основе использования методов изучения и теоретического анализа:
• нормативно-правовой базы; за основу взяты нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы цифровизации экономики в целом и образования в частности, определяющие национальные задачи развития науки и образования в Российской Федерации;
• мониторинга текущих позиций сельскохозяйственных товаропроизводителей региона в отношении цифровизации бизнес-процессов в сфере АПК;
• экспертизы применяющихся на практике информационно-образовательных ресурсов и научно-производственных проектов (на примере одного из отраслевых вузов РФ - ФГБОУ ВО Омский ГАУ).
Результаты. Основными современными направлениями развития информационных технологий в сельском хозяйстве являются точное земледелие (по данным аналитического центра МСХ РФ, в настоящее время применяется только в 28 регионах РФ), геоинформационные и интеллектуальные системы агромониторинга, системы поддержки принятия решений. Политика государства направлена на формирование единого информационного пространства, которое должно представлять собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных сетей и систем, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам. В Омской области всё это нашло отражение в структуре ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» [7].
На региональном уровне в Омской области создаются конкретные механизмы, направленные на массовую цифровизацию сельского хозяйства, идёт процесс согласования проектов соответствующих документов, в частности проекта региональной программы по цифровизации экономики Омской области, в рамках которого Омским ГАУ инициировано создание региональной платформы «Цифровое сельское хозяйство Омской области» (рис. 3). Основными результатами реализации данного проекта станут создание цифровой региональной инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, переработки и распределения в сфере АПК, устранение неэффективных, избыточных звеньев в цепочках поставок «от поля до прилавка», распространение и массовое внедрение в аграрном секторе региона эффективных бизнес-моделей.
Рис. 3. Схема региональной платформы «Цифровое сельское хозяйство Омской области»
Вклад университета в разработку региональной платформы осуществлялся посредством применения проектного подхода для исключения вероятности принятия неэффективных управленческих решений и включал в себя разработку проекта региональной цифровой платформы с учётом содержания документов стратегического планирования социально-экономического развития Омской области, программы «Цифровая экономика РФ» и приоритетов, обозначенных в проекте программы (в перспективе национального проекта) «Цифровое сельское хозяйство РФ» (рис. 4). Определены ключевые участники проекта, а также ключевые элементы стратегии внедрения региональной цифровой платформы.
Рис. 4. Вклад ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» в разработку региональной цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство Омской области»
Информационно-консультационной службой ФГБОУ ВО Омский ГАУ был проведён мониторинг, по результатам которого определены текущие позиции сельскохозяйственных товаропроизводителей региона в отношении цифровизации бизнес-процессов в сфере АПК. Результаты мониторинга показали, что только 20 % товаропроизводителей региона готовы к цифровизации своих бизнес-процессов, остальные же 80 % имеют слабый уровень развития человеческого потенциала и технических возможностей, связанных с цифровизацией, и являются потенциальной целевой аудиторией университета в рамках развития информационно-консультационной деятельности в области цифровизации бизнес-процессов в сфере АПК. Таким образом, становится ещё более очевидной актуальность прямого вмешательства научных и образовательных организаций в вопросы цифровиза-ции и не только по части подготовки кадров «новой формации», но и в области внедрения в производство результатов научно-инновационной деятельности.
Имеющийся в Омском ГАУ научный потенциал позволил разработать элементы инфраструктурного компонента отраслевой цифровой платформы в виде набора методик и алгоритмов работы с данными. Создание цифровой демонстрационной площадки заключается в интеграции существующих цифровых технологий в сфере растениеводства, эффективность которых подтверждена учёными вуза.
Виртуальные лаборатории селекции и генетики дают возможность наглядно проиллюстрировать создание новых сортов яровой мягкой пшеницы в лабораториях Омского ГАУ.
В рамках отдельного проекта планируется разработка автоматизированной информационной системы «Агрометеорология» для сбора и анализа метеоданных, таких как температура воздуха и почвы, осадки, скорость ветра и т. д. Ознакомиться с управлением ею можно на территории учебно-опытного хозяйства университета. Исследования проводятся совместно с индустриальным партнёром ООО «Метеоприбор», занимающим на российском рынке лидирующие позиции в сфере производства гидрометеорологических приборов и систем. Планируется реализация проектов «Умное поле», «Умная тепли-
ца», «Эффективный гектар». Учёными вуза создана цифровая модель учебно -опытного хозяйства, включающая многослойную цифровую карту, сервисы сбора и анализа данных о состоянии посевов в режиме реального времени, о потребности в удобрениях, сервисы контроля роста и развития растений в пределах выделенных опытных зон более чем по 200 видам и сортам товарных и кормовых культур.
Реализация проектов предполагает не только изучение опыта применения соответствующих цифровых технологий на базе крупных товаропроизводителей - партнёров вуза и передачу этого опыта товаропроизводителям Омской области посредством разработки онлайн-курсов и проведения информационно-консультационной работы, но и активное внедрение собственных разработок. К 2021 г. базы данных всех товаропроизводителей региона должны быть интегрированы в региональную платформу «Цифровое сельское хозяйство Омской области». В рамках проекта в 2019 г. запланирована стопроцентная оцифровка полей региона. От внедрения и использования ГИС-технологий и технологий точного земледелия планируемое сокращение затрат в расчёте на 1 га составит не менее 15 %, а повышение рентабельности - до 20 %. Планируемый уровень снижения трансакционных издержек на поиск информации и доступа к ней составит около 10 %, что, в свою очередь, повлечёт за собой повышение эффективности принимаемых управленческих решений.
Указом президента поставлена задача по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность образования всех видов и уровней. В программе «Цифровая экономика РФ» самостоятельное направление «Кадры и образование» предполагает разработку новых форм ускоренного образования, направленную на удовлетворение потребности цифровой экономики в кадрах. В рамках этого направления предусмотрены, кроме всего прочего, разработка перечня ключевых компетенций цифровой экономики, увеличение числа обучающихся по ГГ-направлениям. «Дорожная карта» направления включает «развитие цифровой грамотности у широких слоёв населения», поддержку технологических образовательных проектов. Так, согласно документу, к 2024 г. не менее 800 тыс. выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области информационных технологий «на среднемировом уровне», не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования будут готовиться по ГТ-специальностям. Доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2021 г. должна в соответствии с планом составить не менее 40 %. В связи с этим проектом Омского ГАУ, объединившим науку и образование и ставшим базой для разработки двух самостоятельных проектов («Цифровой вуз» и «Цифровая грамотность»), стала цифровая образовательная онлайн-платформа «Университет, открытый региону», включающая открытую науку, открытое образование, информационно-консультационный центр и другие сервисы [8]. Это современная площадка для обучения и обмена опытом, расширения возможностей сетевого партнёрства, повышения эффективности научных разработок и инноваций. Эффективному решению указанной выше задачи также будет способствовать создание центра компетенций цифровой экономики и цифрового сельского хозяйства Омской области на базе аграрного вуза. Он позволит объединить усилия сторон: университета, органов государственной власти, бизнесменов, заинтересованных в решении любых вопросов по цифровизации как на уровне обсуждений за круглым столом, так и в формате проектной деятельности. Для университета это означает открытие новых направлений подготовки, включение цифровых компетенций в действующие образовательные программы, расширение списка программ дополнительного профессионального образования. Результат - подготовка так называемых кадров новой формации, готовых к работе с разнообразными цифровыми платформами, имеющими цифровое портфолио и определённый «цифровой след» для эффективной профессиональной ориентации на рынке труда.
Выводы. Цифровизация - новая парадигма развития, в основе которой лежит серьёзный мировой опыт внедрения инноваций и проведения мероприятий, цель которых - повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Это и технологическое инновационное предпринимательство, и повышение цифровой грамотности населения через обучение, подготовку и переподготовку кадров, и расширение информационно-коммуникационной инфраструктуры при условии обеспечения информационной безопасности. В ситуации продовольственного эмбарго цифровизация открывает новые возможности для экономического роста отечественных товаропроизводителей и для повышения конкурентоспособности отрасли в целом на международном агропродовольственном рынке. При этом цифровая трансформация неизбежно влечёт за собой необходимость преодоления целого ряда технологических, экономических и социальных барьеров. Для образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений она стала настоящим вызовом в области внедрения инноваций, обеспечения условий для эффективного повышения уровня цифровой грамотности населения и для реального расширения информационного пространства каждого отдельно взятого региона и страны в целом.
Библиографический список
1. Титов Б. Россия: от цифровизации к цифровой экономике. URL http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf
2. Куприяновский В. П., Соколов И. А., Талашкин Г. Н., Дунаев О. Н., Зажигалкин А. В., Распопов В. В., Намиот Д. Е., Покусаев О. Н. Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в промышленности, строительстве, транспорте и логистике // International Journal of Open Informtian Technologies. 2017. Vol. 5. № 6.
3. Президент Российской Федерации (с 07.05.2000 - В. В. Путин). Указы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) // Сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
4. Правительство Российской Федерации. Национальные проекты. Цифровая экономика Российской Федерации : паспорт национального проекта : утв. решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf
5. Информационный портал «Цифровая грамотность.рф». URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb. xn--p1ai/
6. Информационный портал Центра финансовых инноваций и безналичной экономики МШУ «Сколко-во». URL: https://finance.skolkovo.ru/ru/sfice/research-reports/1779-2018-10-15/
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Цифровое сельское хозяйство : ведомственный проект // Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http ://mcxac.ru/upload/medialibrary/
8. Шумакова О. В., Мозжерина Т. Г. Современная модель непрерывного аграрного образования для устойчивого развития отрасли: тренды и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования № 4 (34). Омск : Изд-во ОмГА, 2018. С. 81-89.
O. V. Shumakova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Rector of Stolypin Omsk State Agrarian University, 1Institutskaya Square, Omsk, 644008, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3647-4497 Scopus AuthorID: 56446882500 e-mail: adm@omgau.ru T. G. Mozzherina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Administration and Organizational Development Stolypin Omsk State Agrarian University, 1Institutskaya Square, Omsk, 644008, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6765-1014 Scopus AuthorID: 57189523688 e-mail: tg.mozzherina@omgau.org
REGIONAL DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORM: THE CONTENTS AND VALUE FOR THE DEVELOPMENT OF THE BRANCH
Introduction. Mass introduction of digital technologies is one of the basic projects capable to provide fast transition to the sixth technological way. Digitalization in agriculture, which is one of the most important branches of a national economy, is also actual. The purpose of the article is to introduce specific decisions directed to digitalization of the branch, including preparation of the professionally-oriented personnel.
Materials and Methods. The research was conducted based on the methods of studying and theoretical analysis of regulatory and legal framework; the monitoring of the current positions of regional agricultural producers; the examination of information and education resources (in terms of one of the branch higher education institutions of the Russian Federation).
Results. The results of the conducted researches enabled to develop a general model structure of the regional platform "Digital Agriculture of Omsk Region; to define prospects of development of agricultural science and education in the conditions of digital transformation of the branch.
Conclusions. Digital transformation of the branch for the educational institutions became a true challenge regarding the introduction of innovations, the conditions provided for effective increase of the digital literacy level of the population and real expansion of information space of the region.
Keywords: digital transformation, agriculture, region, digital technologies, digitalization barriers, digital platform.
References
1. Titov B. Russia: From Digitalization to Digital Economy. Available at: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf (accessed 28.03.2019). (In Russian).
2. Kupriyanovskiy V.P., Sokolov I.A., Talashkin G.N., Dunayev O.N., Zazhigalkin A.V., Raspopov V.V., Namiot D.E., Pokusayev O.N. Digital Joint Economy: technologies, platforms and libraries in industry, construction, transport and logistics. International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. No 6.
3. Russian Federation Presidential Decree of 07.05.2018 N 204 (an edition of 19.07.2018) "On national pur-poses and strategic problems of the development of the Russian Federation for the period until 2024" // Website of the legal reference system Consultant Plus [An electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 / (accessed 28.03.2019). (In Russian).
4. Passport of the national project "Digital Economy of the Russian Federation". Website of the legal refer-ence system Consultant Plus [An electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12.03.2019). (In Russian).
5. The information portal "Digital literacy.rf". Available at: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn - p1ai / (accessed 12.03.2019). (In Russian).
6. Information portal of the Center of Financial Innovations and Electronic Economy of MShU "Skolkovo". Available at: https://finance.skolkovo.ru/ru/sfice/research-reports/1779-2018-10-15/ (accessed 12.03.2019). (In Russian).
7. Departmental project "Digital Agriculture" // Website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation [An electronic resource] Available at: http://mcxac.ru/upload/medialibrary/ (accessed 12.03.2019). (In Russian).
8. Shumakova O. V., Mozzherina T.G. Modern model of continuous agricultural education for sustainable development of the branch: trends and prospects. The science of person: humanitarian researches. No 4 (34), 2018. Pp. 81-89. (In Russian).
Поступилa в редaкцию 24.04.2019 © О. В. Шумaковa, Т. Г. Мозжерига, 2019
Авторы статьи:
Оксана Викторовна Шумакова, доктор экономических гаук, профессор, ректор Омского госудaрственного arpapHoro университетa им. П. А. Столыпинa, 644008, Омск, Институтскaя пл., 1, e-mail: adm@omgau.ru Татьяна Геннадьевна Мозжерина, кaндидaт экономических гаук, доцент, нaчaльник службы упpaвления делши pектopaтa и opгaнизaциoнным paзвитием, Омский гoсудapственный aгpapный университет им. П. А. Стoлыпинa, 644008, Омск, Институтскaя пл., 1, e-mail: tg.mozzherina@omgau.org Рецензенты:
Ю. П. Дусь, доктор экономических гаук, профессор, деган фaкультетa междугародного бизнесa, Омский го-судapственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Е. В. Хpaпoвa, кaндидaт экономических гаук, доцент, Омский институт водного тpaнспopтa (филиaл) Сибирского гoсудapственнoгo унивеpситетa водного тpaнспopтa.