Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ / ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ / DIGITAL ECONOMY / AGRICULTURE / TRAINING / MATERIAL EQUIPMENT / COMPETENCE CENTER

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Родимцев С.А., Гуляева Т.И.

В работе представлены результаты исследований потребности современных сельскохозяйственных предприятий в специалистах, обладающих компетенциями в сфере цифровой трансформации отрасли. Дана объективная оценка объема реализации специализированных образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования аграрными вузами России. Установлено, что направления подготовки, позволяющие осваивать компетенции, связанные с управлением предприятием на основе IT-технологий, внедрены в учебный процесс лишь 37% аграрных вузов. Обоснована необходимость создания и развития на базе вузов Минсельхоза России Центров компетенций цифрового сельского хозяйства, как потенциала совершенствования материально-технической базы и площадки для внедрения и сопровождения новой технологической инициативы. В качестве примера приведены основные результаты деятельности регионального центра компетенций в области цифрового сельского хозяйства, созданного на базе Орловского ГАУ. Работа выполнена в рамках тематического плана-задания на научно-исследовательскую работу по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2020 году (регистрационный номер НИОКТР АААА-А20-120021190096-3, от 11.02.2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Родимцев С.А., Гуляева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRAINING FOR DIGITAL AGRICULTURE

The paper presents the results of research on the needs of modern agricultural enterprises for specialists with competencies in the field of digital transformation of the industry. An objective assessment of the volume of implementation of specialized educational programs of secondary, higher and additional education by agricultural universities of Russia is given. It was found that the areas of training that allow mastering the competencies associated with enterprise management on the basis of IT technologies are introduced into the educational process by only 37% of agricultural universities. The necessity of creating and developing on the basis of universities of the Ministry of Agriculture of Russia Competence Centers of digital agriculture as a potential for improving the material and technical base and a platform for the implementation and maintenance of a new technological initiative is substantiated. As an example, the main results of the activities of the regional center of competence in the field of digital agriculture, created on the basis of Oryol State Agrarian University, are given. The work was carried out within the framework of the thematic plan-assignment for research work commissioned by the Ministry of Agriculture of Russia at the expense of the federal budget in 2020 (registration number R&D AAAA-A20-120021190096-3, dated 11.02.2020).

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 631.1

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОДИМЦЕВ С.А.,

доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность», ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», e-mail: rodimcew@yandex.ru, тел. +7 (910) 267-69-64.

ГУЛЯЕВА Т.И.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и статистики, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», тел. +7 (4862) 43-03-17.

Реферат. В работе представлены результаты исследований потребности современных сельскохозяйственных предприятий в специалистах, обладающих компетенциями в сфере цифровой трансформации отрасли. Дана объективная оценка объема реализации специализированных образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования аграрными вузами России. Установлено, что направления подготовки, позволяющие осваивать компетенции, связанные с управлением предприятием на основе IT-технологий, внедрены в учебный процесс лишь 37% аграрных вузов. Обоснована необходимость создания и развития на базе вузов Мин-сельхоза России Центров компетенций цифрового сельского хозяйства, как потенциала совершенствования материально-технической базы и площадки для внедрения и сопровождения новой технологической инициативы. В качестве примера приведены основные результаты деятельности регионального центра компетенций в области цифрового сельского хозяйства, созданного на базе Орловского ГАУ. Работа выполнена в рамках тематического плана-задания на научно-исследовательскую работу по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2020 году (регистрационный номер НИОКТР АААА-А20-120021190096-3, от 11.02.2020 г.).

Ключевые слова: цифровая экономика, сельское хозяйство, подготовка кадров, материальное оснащение, центр компетенций.

ISSUES OF TRAINING FOR DIGITAL AGRICULTURE

RODIMTSEV S.A.,

doctor of technical sciences, acting vice-rector for Research and Development, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Oryol State Agrarian University named after N.V. Parahin", e-mail: rodimcew@yandex.ru, ph. +7 (910) 267-69-64.

GULYAEVA T.I.,

doctor of economics, professor, acting rector, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhin", ph. +7 (4862) 43-03-17.

Essay. The paper presents the results of research on the needs of modern agricultural enterprises for specialists with competencies in the field of digital transformation of the industry. An objective assessment of the volume of implementation of specialized educational programs of secondary, higher and additional education by agricultural universities of Russia is given. It was found that the areas of training that allow mastering the competencies associated with enterprise management on the basis of IT technologies are introduced into the educational process by only 37% of agricultural universities. The necessity of creating and developing on the basis of universities of the Ministry of Agriculture of Russia Competence Centers of digital agriculture as a potential for improving the material and technical base and a platform for the implementation and maintenance of a new technological initiative is substantiated. As an example, the main results of the activities of the regional center of competence in the field of digital agriculture, created on the basis of Oryol State Agrarian University, are given. The work was carried out within the framework of the thematic plan-assignment for research work com-

missioned by the Ministry of Agriculture of Russia at the expense of the federal budget in 2020 (registration number R&D AAAA-A20-120021190096-3, dated 11.02.2020).

Keywords: digital economy, agriculture, training, material equipment, competence center.

Введение. Еще в 2017 г. главой Минком-связи России были озвучены цифры потребности в ^-специалистах, необходимых для эффективного развития цифровой экономики - не менее 1 млн [1. - С.1]. В то время, в России насчитывалось около 500 тыс. программистов, однако, цифровая экономика нуждается не только в разработчиках программного обеспечения, но и в администраторах сети, разработчиках решений, технических инженерах и высококвалифицированных специалистах из многих других сфер. Безусловно, все эти специалисты должны обладать всеми необходимыми компетенциями в области циф-ровизации.

По данным ВШЭ [2. - С.186; 3. - С.97], в 2018 г. Россия занимала 34 место среди 38 стран в рейтинге удельного веса ИКТ-специалистов в общей численности занятого трудового населения (рисунок 1). Доля российских специалистов в области технологий составляла около 2,2%, от всего трудозанятого населения. В то же время, аналогичный показатель для ведущих стран, таких как Финляндия, Швеция, Эстония, Великобритания, Люксембург, Нидерланды составлял от 5,0 до 6,8%.

Как известно, нехватка кадров в отечественной ^-отрасли продолжает оставаться ощутимой проблемой. Это актуально и в отношении агропромышленного комплекса, не-

смотря на то, что результативность последнего сегодня сопоставима с результативностью деятельности ОПК. Длительное время сельское хозяйство в России не являлось бизнесом, привлекательным для инвесторов. Это объясняется значительными рисками потерь урожая, длительным производственным циклом, ощутимой зависимостью от влияющих неблагоприятных факторов и т.д. Использование же технологий, основанных на цифрови-зации и информатизации, ограничивалось применением персональных компьютеров, да и то, исключительно в офисах и при использовании, в основном, программ управления финансовой деятельностью.

В последние годы, благодаря эволюционированию технологий, произошел резкий рывок именно в сегменте АПК. Сельское хозяйство неожиданно стало сектором, располагающим весьма интенсивным потоком данных, поступающих с многочисленных датчиков, контроллеров, автоматических метеостанций, дронов, спутников и других систем. Правильное использование этих данных позволяет минимизировать риски, существенно сократить затраты и потери, на основе научно обоснованного прогноза принять оптимальные управленческие решения. В конечном итоге все это намного улучшает бизнес и способствует заинтересованности потенциальных инвесторов.

Рисунок 1 - Доля специалистов по ИКТ по странам, от общей численности трудозанятых (2018 г.) [2. - С.186]

Рисунок 2 - Использование элементов цифровизации сельского хозяйства профильными предприятиями Орловской области [4. - С.114]

Материал и методика исследования.

Информационную базу исследования составили действующие в настоящее время политико-программные документы государственного уровня, а также публикации и руководства по разработке национальных стратегий; статистические материалы, на основе выполненного социологического опроса руководителей сельскохозяйственных предприятий и информация, полученная на официальных порталах агровузов. В работе использовались принципы комплексного подхода, аналитический метод, метод аналогии и др.

Результаты исследования. По результатам социологического опроса, проведенного

учеными Орловского ГАУ среди специалистов и руководителей хозяйств Орловской области установлено [4. - С.114], что элементы цифровизации сельского хозяйства используют подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций, независимо от их материальной обеспеченности, формы хозяйствования, вида собственности или других условий. Так, почти 53% сельхозпредприятий оснащены системами контроля параметров на технике, немногим менее половины всех опрошенных хозяйств используют видеосистемы и планшеты агронома, весьма популярно применение автоматического весоизмерительного оборудования, с занесением цифровой ин-

формации в базу данных (35,3%), используются системы точного земледелия и параллельного вождения (29,4%), системы автоматизации технологических процессов производства, учета и статистики, обработки данных (29,3%) и другое (рисунок 2).

Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» уже к 2024 г. планируется увеличение рабочих мест, непосредственно связанных с цифровыми технологиями. Доля покрытия различными технологиями связи земель сельхозназначения должна составить не менее 70%, информационными технологиями должно быть охвачено не менее 10% рабочих мест [5. - С.24]. Как результат внедрения новых технологий - рост потребности хозяйств в квалифицированных специалистах. Сегодня, менее чем в 20% сельскохозяйственных предприятий имеются выделенные специалисты, обладающие определенными знаниями в сфере ГГ. В 47% хозяйств такие полномочия выполняются по совместительству, а в 41% сельхозорганизаций, работники ГГ-службы отсутствуют. В то же время, о необходимости и готовности участия в подготовке специалистов для цифровой трансформации своих хозяйств заявляют почти 65% опрошенных руководителей (рисунок 3).

Говоря о подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства, необходимо учитывать, что, как и любая другая отрасль экономики, аграрный сектор имеет свою специфику. Этой специфике будущие профессионалы должны обучаться с детских лет. Как правило, в аграрные вузы поступают абитуриенты из сельской местности. Они уже имеют определенное представление о сельхозпроизводстве. Остается создать условия для их подготовки именно в данной инновационной сфере.

Хорошим стартом подготовки будущих специалистов, уже на школьной скамье, является Всероссийский конкурс «АгроНТИ», предусматривающий сразу 4 номинации по ключевым направлениям цифровой трансформации сельского хозяйства: «Агроробо-ты», «Агрокосмос», «Агрокоптеры» и «Агро-метео». Во время учебы в вузе обучающиеся должны изучать передовые технологии с учетом особенностей их специализации уровня образовательного процесса. Как свидетельствуют результаты исследований, выполненных на основе оценки потенциала аграрных вузов России, в части готовности применения новых технологий [4. - С.262], большинство образовательных организаций реализуют обучение по передовым цифровым и интеллектуальным

производственным системам в АПК. В большинстве, такое обучение проводится в рамках уже имеющихся дисциплин, как дополнение к основной информации по предмету. Кроме того, широко распространено внедрение в учебный процесс факультативных занятий, направленных на изучение новой инициативы. Около 70% образовательных учреждений Минсельхоза имеют специализированные дисциплины вариативного блока образовательных программ, а в 15% вузов - учебные дисциплины, формирующие «цифровые» компетенции в рамках базовых блоков.

Недостаток массовой реализации специализированных направлений и профилей подготовки специалистов в таких сферах, как точное земледелие, умное сельское хозяйство, роботизация производства в АПК, генная инженерия и культивирование культур высокой урожайности, ЮТ в сельском хозяйстве и др., обусловлен отсутствием так востребованных сейчас новых профессиональных стандартов. Как видно из таблиц 1, 2, в образовательный процесс некоторой части вузов (37%) включены направления подготовки, позволяющие осваивать компетенции, связанные с удаленным управлением предприятием, его информационными, материальными ресурсами и бюджетом, на основе ^-технологий. Базовые знания формируются в рамках образовательных программ СПО и направлений подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика, 09.03/04.03 Прикладная информатика, 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 09.03/04.02 Информационные системы и технологии, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, а также профилями (направлениями) Электронный бизнес и электронные государственные услуги, Цифровая экономика и конкурентоспособность бизнеса, Информационные системы и технологии в экономике и др., в составе направления 38.04.01 Экономика.

В то же время, в ряде вузов уже сейчас ведут подготовку кадров по образовательным программам, непосредственно отвечающим задачам цифровой трансформации сельского хозяйства. Так, например, в рамках направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, в Волгоградском ГАУ и РГАУ МСХА осуществляется подготовка будущих специалистов по профилю Автоматизация и роботизация технологических процессов в АПК; в Иркутском ГАУ в образовательный процесс внедрен профиль Робототехнические комплексы и автоматизированные системы; Костромская ГСХА реализует профиль Информационные технологии в электроэнергетике; по про-

филю Информационные системы и цифровые технологии в АПК ведется подготовка будущих специалистов в Уральском ГАУ и Якутской ГСХА. ФГБОУ ВО Орловским ГАУ, в рамках направления 35.04.04 Агрономия реализован профиль Экологически сбалансированное земле-

делие с элементами прецизионных технологий, а в ФГБОУ ВО Тверской ГСХА - профиль Агрохимия и почвоведение с использованием космических систем (направление подготовки -35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение).

Дммжллав шкимнилнвгсшрлшлнц

«К/ШИШ 33 L33 Ш ШЯШкттО-ЗШОЛГШХт

деятяьикш?

41Д

нет

да. выделен к. 11 Р'

ПЛЛ

ла.с]кшл;::ы]:о совыестатеткг^

470%

Сщатут и жбюдшсст ь cpeaawi щи aft1 шт. сшршшял Eawi й opsonin щелкай щ^квитщ?

обучение оршиэоаво

1Щ,

зет

ft."11

Рисунок 3 - Результаты анкетирования руководителей сельскохозяйственных организаций Орловской области [4. - С.118]

Таблица 1 - Программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации кадров, реализуемые образовательными организациями Минсельхоза России, в рамках формирования специализированных компетенций для цифровой экономики_

ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ

Системы и оборудование для точного земледелия

Реализация второго этапа биологизации земледелия: цифровая трансформатизация растениеводства, технологии и техника для внедрения инновационных почво-ресурсосберегающих технологий (No-till, Strip-till), снижение нагрузки на почву при проведении агротехнических мероприятий и др.

Методические основы проведения мониторинга земель сельхозназначения и эффективного управления производством с применением цифровых технологий_

Сельским предпринимателям - цифровые технологии

Современные информационные технологии в профессиональной деятельности Цифровое сельское хозяйство

ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ

Теоретическая и прикладная информатика

ФГБОУ ВО Вятская ГСХА

Бизнес-информатика

Оператор беспилотного летательного аппарата

ФГБОУ ВО ГУЗ

Практическое применение беспилотных летательных аппаратов в землеустроительной, кадастровой и оценочной деятельности (включает обучение пилотов)_

ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА

Управление отраслью молочное скотоводство в сельскохозяйственных предприятиях с использованием информационно-аналитической системы «СЕЛЭКС»_

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Оптимизация обработки данных первичного учета и селекционно-племенной работы с использованием информационно-аналитической системы «Селекс молочный скот»

Продолжение таблицы 1

ФГБОУ ВО Казанский ГАУ_

Формирование и обработка цифровых изображений

Инновационные технологии в сельском хозяйстве: методология и практика_

ФГБОУ ВО Костромская ГСХА_

Внедрение информационно-аналитической системы «СЕЛЭКС» на племенных предприятиях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Организация внедрения электронной ветеринарной сертификации

Автоматизированные системы обработки информации и управления Тема: «Компьютеризация аграрного сектора. Пользователи персональных компьютеров»_

ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ_

Точное земледелие_

ФГБОУ ВО Курская ГСХА_

Информационные технологии в АПК

Электронная ветеринарная сертификация. ФГИС «Меркурий» Пользователь программы 1С: Предприятие ФГБОУ ВО Новосибирский ГА У

Правила организации работ в государственных информационных системах в области ветеринарии (ФГИС «Меркурий»)_

ФГБОУ ВО Омский ГАУ_

Совершенствование селекционно-племенной работы в современных условиях (СЕЛЭКС) Электронная сертификация поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов в

автоматизированной информационной системе «Меркурий»_

Работа в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий». Базовый уровень_

ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ_

Использование навигационных систем и бортовых компьютеров на сельскохозяйственных

агрегатах_

Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с элементами

точного земледелия_

Дифференцированное внесение удобрений и маршрутизация движения агрегатов во время

выполнения полевых работ_

ФГБОУ ВО РГАЗУ_

Информационные системы и технологии ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА Анализ данных на языке R ФГБОУ ВО Рязанский ГАТУ Информатика и информационные технологии Прикладная информатика

ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ_

Цифровые технологии интеллектуального анализа данных в бизнесе ФГБОУ ВО Тверская ГСХА

Оформление электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в системе государственной ветеринарной экспертизы хозяйствующего субъекта ФГИС «Меркурий. Хозяйствующий субъект»_

ФГБОУ ВО Якутская ГСХА_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГИС «Меркурий»

Таблица 2 - Направления и профили подготовки высшего образования, реализуемые образовательными организациями Минсельхоза России, в рамках формирования специализированных компетенций для цифровой экономики__

Наименование

Факультет направления подготовки образовательной программы (бакалавриат /магистратура/ специалитет /аспирантура) Наименование профиля образовательной программы

1 2 3

ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ

Экономический 38 04 01 Экономика (м) Электронный бизнес и электронные государственные услуги

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

Экономический 38.03.05 Бизнес-информатика (б) Информационные системы в бизнесе

ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ

Инженерный 09.03/04.03 Прикладная информатика (б, м) Прикладная информатика в экономике

ФГБОУ ВО Брянский ГА У

Институт экономики и агробизнеса 09.03/04.03 Прикладная информатика (б, м) Прикладная информатика в экономике

ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА

Агробизнеса и межкультурных коммуникаций 09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика в экономике АПК

ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Экономический 09.03.03 Прикладная информатика (в экономике) (б) Прикладная информатика (в экономике)

ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ

Электроэнергетический 35.03.06 Агроинженерия (б) Автоматизация и роботизация технологических процессов в АПК

38.03.05 Бизнесинформатика (б) Бизнесинформатика в АПК

Цифровая экономика

Эколого-мелиоративный 09.03.03 - Прикладная информатика (б) Прикладная информатика

09.04.03 - Прикладная информатика (м) Управление сопровождением и проектами создания ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы

ФГБОУВО Воронежский ГАУ

Гуманитарно-правовой 09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика

ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ

Экономический 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Экономический 09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика в экономике агропромышленного комплекса

ФГБОУ ВО Иркутский ГА У

Институт экономи- 38.03.05 Бизнес-информатика (б) Электронный бизнес в АПК

ки, управления и прикладной информатики 09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика (в АПК)

Энергетический 35.03.06 Агроинженерия (б) Робототехнические комплексы и автоматизированные системы

Продолжение таблицы 2

1 2 3

ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ

Экономики и управления 38.04.01 Экономика (м) Цифровая экономика и конкурентоспособность бизнеса

ФГБОУ ВО Казанский ГАУ

Институт экономики 38.04.01 Экономика (м) Информационные системы и технологии в экономике

ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА

Экономический 38.04.05 Бизнес-информатика (м) Моделирование и оптимизация бизнесс-процессов

ФГБОУ ВО Костромская ГСХА

Инженерно-технологический 35.03.06 Агроинженерия (б) Информационные технологии в электроэнергетике

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Институт экономики и управления АПК 01.03.02 Прикладная математика и информатика (б) Математическое и информационное обеспечение производственно-экономических процессов в агропромышленном комплексе

09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ

Прикладной информатики 09.03.02 Информационные системы и технологии (б) Информационные системы и технологии

Создание, модификация и сопровождение информационных систем, администрирование баз данных

09.03.03 Прикладная информатика (б) Менеджмент проектов в области информационных технологий, создание и поддержка информационных систем

09.04.02 Информационные системы и технологии (м) Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Инженерный институт 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (б) Системы автоматизированного проектирования

ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

Институт управления рисками и комплексной безопасности 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (б) Автоматизированные системы обработки информации и управления

10.03.01 Информационная безопасность (б) Безопасность автоматизированных систем

27.03.04 Управление в технических системах (б) Интеллектуальные системы обработки информации и управления

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

Агробизнеса и экологии 35.04.04 Агрономия (м) Экологически сбалансированное земледелие с элементами прецизионных технологий

ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ

Прикладной информатики 09.03.02 Информационные системы и технологии (б) Информационные системы и технологии

09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика в экономике

09.03.04 Программная инженерия (б) Разработка программно-информационных систем

09.04.03 Прикладная информатика (м) Программирование сложных информационных систем

Продолжение таблицы 2

1 2 3

ФГБОУ ВО РГАУ-М ГСХА

Институт экономики и управления АПК 09.03.02 Информационные системы и технологии (б) Информационные системы и технологии в бизнесе

Информационные технологии анализа данных

09.03.03 Прикладная информатика (б) Прикладная информатика в экономике

Институт механики и энергетики имени В.П. Горячкина 35.03.06 Агроинженерия (б) Автоматизация и роботизация технологических процессов

Экономики и финансов 38.03.05 Бизнес-информатика (б) Электронный бизнес

Институт экономики и управления АПК 09.04.02 Информационные системы и технологии (м) Информационные системы и технологии в бизнес-аналитике

09.04.03 Прикладная информатика (м) Информационные системы в логистике

Цифровые технологии в экономике

09.06.01 Информатика и вычислительная техника (а) Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)

ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ

Экономический 09.03.02 Информационные системы и технологии (б) Информационные системы и технологии в бизнесе

38.04.05 Бизнес-информатика (м) Информационные технологии бизнес-процессов

09.04.02 Информационные системы и технологии (м) Территориальные информационные системы

Разработка и сопровождение информационных систем

ФГБОУ ВО Тверская ГСХА

Агротехнологиче-ский институт 35.04.03 Агрохимия и агропочвове-дение (м) Агрохимия и почвоведение с использованием космических систем

ФГБОУ ВО Уральский ГАУ

Инженерных технологий 35.04.06 Агроинженерия (м) Информационные системы и цифровые технологии в АПК

ФГБОУ ВО Якутская ГСХА

Инженерный 09.03.02 Информационные системы и технологии (б) Управление аграрными проектами в области информационных технологий

35.03.06 Агроинженерия (б) Информационные системы и технологии

Таблица 3 - Программы среднего профессионального образования, реализуемые образовательными организациями Минсельхоза России, в рамках формирования специализированных

компетенций для цифровой экономики_

ФГБОУ ВО Белгородский ГА У, ФГБОУ ВО Волгоградский ГА У

09.02.05 Прикладная информатика_

ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА, ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ_

09.02.04 Информационные системы_

ФГБОУ ВО Ставропольский ГА У, ФГБОУ ВО Якутская ГСХА ~

09.02.07 Информационные системы и программирование

Дополнительное профессиональное образо- сельского хозяйства, также реализуется рядом вание (ДПО) по направлениям цифровизации вузов (таблица 3).

Как видно из результатов проведенного исследования, имеющиеся в отраслевых вузах образовательные программы, далеко не в полной мере отвечают задачам подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства, что подтверждает выводы специалистов Тимирязевской сельскохозяйственной академии [6. - С.17]. Согласно этим данным, из пятидесяти трех действующих образовательных стандартов по уровням образования (СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура), в десяти отсутствуют компетенции по цифровой грамотности студентов. В остальных ФГОС, имеющиеся компетенции направлены лишь на формирование начальной ступени цифровой подготовки.

Анализ выполненного обзора выявляет ряд важных проблем развития системы подготовки сельскохозяйственных кадров в современных условиях, решение которых должно стать одним из приоритетов политики образования.

Важно отметить, что одним из определяющих условий подготовки квалифицированных специалистов и ученых для цифрового сельского хозяйства является обеспеченность вуза современной учебно-лабораторной базой, учебно-научно-производственным комплексом, объектами инфраструктуры и процессами, имеющими возможность использования тех самых инноваций. Однако, в настоящее время, полномасштабное переоснащение образовательных организаций современным оборудованием и цифровой техникой за счет собственных средств весьма маловероятно. Современные технологии дороги и их приобретение вузами не всегда оправданно. Научно-технологический прогресс в России имеет ускоряющуюся динамику, технологии и средства их программно-технического сопровождения быстро устаревают, практически ежедневно на рынке появляются все новые и новые цифровые продукты и их модификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решением этой проблемы может стать сотрудничество образовательных организаций с представителями бизнеса, занимающихся производством, поставкой и техническим сервисом сельхозтехники, предприятиями-разработчиками технологий и технических средств в области П1, а также сельхозтоваропроизводителями.

Результатом такого взаимодействия, на базе партнерского договора, являются техническое оснащение вуза, обеспечивающее повышение качества подготовки специалистов, реклама продукции отечественного производителя, популяризация и сопровождение новой технологической инициативы в конкретном регионе [7. -С.439]. При этом, помимо обычно практикуемой формы взаимодействия, на основе договоров об

ответственном хранении оборудования и машин, следует обратить внимание на возможность создания на базе аграрных вузов специализированных Центров компетенций.

Значительный потенциал создания Центров компетенций в области цифровой трансформации сельского хозяйства именно на базе аграрных вузов очевиден. Именно образовательные учреждения высшего образования Минсельхоза России располагают необходимой инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, устойчивыми профессиональными связями с производством и, главное - имеют собственные производства, учебные хозяйства, опытные поля и фермы, как базы для практической подготовки обучающихся всех уровней образования. Данные условия вполне позволяют создать и эффективно развивать экспериментальные цифровые опытные хозяйства, создание которых анонсировалось проектом программы цифровизации сельского хозяйства. Целью деятельности таких структур станут отработка и внедрение новых технико-технологических решений, их научное сопровождение, использование в качестве профильных базовых предприятий в учебном процессе, а также, как информационно-консультационных площадок, направленных на освещение и пропаганду цифровой трансформации сельхозпроизводства.

Примером эффективного взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и власти в реализации задач, связанных с новыми технологическими инициативами, можно считать работу регионального Центра компетенций в области цифрового сельского хозяйства, созданного на базе Орловского аграрного университета [8. -С.107]. Партнерами данного проекта выступили компании-резиденты кластера ГЛОНАСС К57, Департамент сельского хозяйства Орловской области, а также сельхозтоваропроизводители. Экспериментальной площадкой для отработки и производственного внедрения новых технологий стало опытное хозяйство вуза - научно-образовательный производственный центр «Интеграция» созданное на его основе экспериментальное цифровое опытное хозяйство [9. -С.118].

Результативность данного проекта, в применение к сопровождению учебного процесса, повышению качества подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства, реализации собственной научно-инновационной деятельности и популяризации новой стратегической инициативы очевидна. Уже в первый год работы над совместным проектом, коллегами из компаний -разработчиков цифровых решений, была обору-

дована средствами мониторинга и контроля технологических процессов большая часть сельскохозяйственной и транспортной техники опытного хозяйства. Предоставленное компанией ООО «Фарватер-CAN технологии» оборудование и оснащение машин системами датчиков, контроллеров и видеокамер позволяет обеспечить отслеживание параметров технологических процессов по более, чем 20 показателям. Внедрение в производственную среду и подключение специалистами компании «Агрофлагман» автоматической метеостанции «Сокол-М» с интегрированной системой датчиков температуры и влажности почвы и листа предоставляет широкие возможности по отслеживанию метеорологического прогноза, накоплению данных и своевременному реагированию на изменение условий, принятию обоснованных управленческих реше-

ний. Немалую поддержку в оцифровке границ участков, мониторингу состояния посевов (в том числе, с использованием индексов NDVI), подготовке карт уклонов, стоков, границ водосборов и т.д., университет получает благодаря активному использованию квадрокоптера, разработанного специалистами ООО «AgroFly». Вся информация с отдельных элементов цифровизации опытного хозяйства сводится и аккумулируется в базе университетского сервера. С помощью комплексной системы управления предприятием AgroNetwork Technologies (ANT), подключенной экспертами ООО «Единая национальная диспетчерская система», это позволяет отслеживать, контролировать и оперативно управлять технологическими процессами по всему циклу сельскохозяйственных работ в опытном хозяйстве (рисунок 4).

Рисунок 4 - Цифровая платформа опытного хозяйства Орловского ГАУ - комплексная система управления предприятием ANT

Последовательная реализация планов проекта по Центру компетенций позволила не только оснастить собственное производство новыми технологиями и обеспечить техническую поддержку учебного процесса. Уже второй год совместной работы выявил потенциал ученых университета в новых научных направлениях. Так, в 2019 году, в содружестве со специалистами компаний-резидентов Кластера ГЛО-НАСС К57, в рамках выполнения тематического плана-задания Минсельхоза России, университетом была успешно выполнена НИР «Разработка концепции по развитию экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего образовательного учреждения (на примере Орловского ГАУ)». В 2020 году университет работает в рамках тематики «Исследования, разработки и практические мероприятия по комплексному применению методов дистанционного зондирования, сенсоров, датчиков ГГ технологий», направленную, в том числе, на разработку системы передачи данных с удаленных участков полей (совместно с ООО «Фарватер-САК технологии»).

Безусловно, деятельность университета в разработке и внедрении на своей базе новых технологических решений направлена не только на повышение эффективности производства и открытие новых научных направлений. Основ-

ная задача вуза - подготовка высококвалифицированных кадров. В условиях новой технологической революции увеличивается востребованность специалистов, успешно ориентирующихся в быстро меняющихся условиях цифрового сельскохозяйственного производства. Оснащение аграрных вузов современной материально-технической базой способно решить задачи формирования кадров, отвечающих вызовам времени, способствовать развитию новой аграрной политики государства.

Выводы. Проведенные исследования позволяют установить недостаточный уровень соответствия аграрных вузов задачам подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства. Одной из проблем перехода образовательных организаций Минсельхоза России на рельсы цифровой экономики - недостаточное техническое оснащение, требующее значительных финансовых вливаний. Выходом из создавшейся ситуации может стать организация на базе аграрных вузов региональных Центров цифровых компетенций, позволяющих создать условия для качественной подготовки специалистов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства и способствовать реализации задач новой аграрной политики государства.

Список использованных источников

1. Глава Минкомсвязи: России нужен 1 млн айтишников. «Взгляд». Деловая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vz.rU/news/2016/12/5/847705.html (Дата обращения 01.11.2020).

2. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

3. Шапорова З.И., Титовская Н.В. Цифровизация в сельском хозяйстве - прорыв в будущее // В кн.: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. - Красноярск. Изд-во: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. - С. 96-98.

4. Создание и развитие экспериментального цифрового опытного хозяйства аграрного вуза. Монография / С.А. Родимцев, Т.И Гуляева, О.Г. Слепец и др. - Орел: Изд-во: Орловский ГАУ, 2020. - С. 370.

5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утв. распоряжением Правительством РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]: (Пояснительная записка к предложению о реализации нового направления «Цифровое сельское хозяйство» федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Министерство сельского хозяйства РФ)) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.11.2020).

6. Трухачев В.И. О подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства // Вестник российской сельскохозяйственной науки, ^.1.], п. 2, р. 15-19, янв. 1970.

7. Опыт Казанского ГАУ в подготовке инженерных и научных кадров для цифрового сельского хозяйства / А.Р. Валиев, Б.Г. Зиганшин, А.В. Дмитриев и др. // Инновации в сельском хозяйстве. - 2018. - №4(29). - С. 434-442.

8. Родимцев С.А. Создание и развитие цифровой платформы опытного хозяйства аграрного вуза // Роль аграрных вузов в реализации национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России. -Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. - 2019. - С. 105-110.

9. Полухин А.А., Таракин А.В., Бухвостов Ю.В. Развитие экспериментального цифрового хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, с учетом особенностей агро-ландшафтных систем земледелия и естественного плодородия почв // Вестник аграрной науки. -2020. - № 2 (83). - С. 115-121.

List of sources used

1. The head of the Ministry of Telecom and Mass Communications: Russia needs 1 million IT specialists. "Sight". Business newspaper [Electronic resource]. - Access mode: https://vz.ru/news/2016/12/5/847705.html (Date of treatment 11/01/2020).

2. Indicators of the digital economy: 2019: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg and others; Nat. issled. un-t I60 "Higher School of Economics". - M .: NRU HSE, 2019. - 248 p.

3. Shaporova ZI, Titovskaya N.V. Digitization in agriculture - a breakthrough into the future // In the book: Science and education: experience, problems, development prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference. - Krasnoyarsk. Publishing house: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2018. - P. 96-98.

4. Creation and development of an experimental digital experimental farm of an agricultural university. Monograph / S.A. Rodimtsev, T.I. Gulyaeva, O.G. Blind man, etc. - Oryol: Publishing house: Oryol State Agrarian University, 2020. - P. 370.

5. The program "Digital Economy of the Russian Federation" approved. by order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r [Electronic resource]: (Explanatory note to the proposal to implement a new direction "Digital Agriculture" of the federal program "Digital Economy of the Russian Federation" (Ministry of Agriculture of the Russian Federation)) - Access from the reference legal system "Consultant Plus" (date of access: 02.11.2020).

6. Trukhachev V.I. On training personnel for digital agriculture // Bulletin of the Russian agricultural science, [S.l.], n. 2, p. 15-19, Jan. 1970.

7. Experience of Kazan State Agrarian University in the training of engineering and scientific personnel for digital agriculture / А.Р. Valiev, B.G. Ziganshin, A.V. Dmitriev et al. // Innovations in agriculture. - 2018. - No. 4 (29). - S. 434-442.

8. Rodimtsev S.A. Creation and development of a digital platform for an experimental farm of an agricultural university // The role of agricultural universities in the implementation of the national project "Science" and the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025: Proceedings of the All-Russian Seminar-Meeting of Vice-Rectors for Scientific Work of Universities Ministry of Agriculture of Russia. - Saratov: FGBOU VO Saratov GAU. - 2019. - S. 105-110.

9. Polukhin A.A., Tarakin A.V., Bukhvostov Yu.V. Development of an experimental digital economy created on the basis of a higher educational institution, taking into account the peculiarities of agro-landscape farming systems and natural soil fertility // Bulletin of Agrarian Science. - 2020. - No. 2 (83). - S. 115-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.