Научная статья на тему 'Краткая характеристика высших учебных заведений Минсельхоза России, как драйвера развития цифрового сельского хозяйства'

Краткая характеристика высших учебных заведений Минсельхоза России, как драйвера развития цифрового сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
325
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АГРАРНЫЕ ВУЗЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL ECONOMICS / AGRICULTURAL UNIVERSITIES / COMPETENCES / DIGITALIZATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Полухин А. А.

В статье представлен краткая характеристика высших учебных заведений Минсельхоза России с позиций степени готовности к переходу на новый уровень подготовки кадров, с учётом потребности рынка труда в сельском хозяйстве с переходом на цифровые технологии. Оценка проводилась как с позиций общего позиционирования вуза на этом сегменте образовательных услуг, так и с позиций научного, методического, кадрового задела. Анализировали структурные подразделения, в том числе наличие опытных полей, объектов инновационной инфраструктуры, ориентированных на НИР в условиях цифровизации сельского хозяйства. Анализ показал, что все вузы Минсельхоза России в той или иной степени формируют компетенции цифрового сельского хозяйства у своих обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Полухин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF DESCRIPTION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE OF RUSSIA AS A DRIVER OF DIGITAL AGRICULTURE

The article presents a brief description of higher education institutions of the Ministry of agriculture of Russia from the standpoint of the degree of readiness for the transition to a new level of training, taking into account the needs of the labor market in agriculture with the transition to digital technologies. The assessment was carried out both from the standpoint of the overall positioning of the University in this segment of educational services, and from the standpoint of scientific, methodological, personnel reserve. We analyzed structural units, including the availability of experimental fields, innovative infrastructure facilities focused on research and development in the conditions of digitalization of agriculture. The analysis showed that all universities of the Ministry of agriculture of Russia to some extent form the competence of digital agriculture in their students.

Текст научной работы на тему «Краткая характеристика высших учебных заведений Минсельхоза России, как драйвера развития цифрового сельского хозяйства»

«ЭКОНОМИКА СЕЛА»

УДК 331.5.024.5

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ, КАК ДРАЙВЕРА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А.А. Полухин, доктор экономических наук, доцент, профессор РАН Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий-Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен краткая характеристика высших учебных заведений Минсельхоза России с позиций степени готовности к переходу на новый уровень подготовки кадров, с учётом потребности рынка труда в сельском хозяйстве с переходом на цифровые технологии. Оценка проводилась как с позиций общего позиционирования вуза на этом сегменте образовательных услуг, так и с позиций научного, методического, кадрового задела. Анализировали структурные подразделения, в том числе наличие опытных полей, объектов инновационной инфраструктуры, ориентированных на НИР в условиях цифровизации сельского хозяйства. Анализ показал, что все вузы Минсельхоза России в той или иной степени формируют компетенции цифрового сельского хозяйства у своих обучающихся.

Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, аграрные вузы, компетенции, цифровизация, инновационная инфраструктура, образование.

BRIEF DESCRIPTION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF AGRICULTURE

OF RUSSIA AS A DRIVER OF DIGITAL AGRICULTURE

А.А. Polukhin, Doctor of Economic Sciences, Professor Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research

Institute of Rural Economics

Annotation. The article presents a brief description of higher education institutions of the Ministry of agriculture of Russia from the standpoint of the degree of readiness for the transition to a new level of training, taking into account the needs of the labor market in agriculture with the transition to digital technologies. The assessment was carried out both from the standpoint of the overall positioning of the University in this segment of educational services, and from the standpoint of scientific, methodological, personnel reserve. We analyzed structural units, including the availability of experimental fields, innovative infrastructure facilities focused on research and development in the conditions of digitalization of agriculture. The analysis showed that all universities of the Ministry of agriculture of Russia to some extent form the competence of digital agriculture in their students.

Key words: agricultural Economics, agricultural universities, competences, digitalization, innovative infrastructure, education.

Развитие цифрового сельского хозяйства в России невозможно без соответствующей кадровой подпитки. По нашему мнению особенностью формирования и развития кадрового потенциала в сельском хозяйстве является необходимость работы в сельской местности, доступностью аграрного специализированного образования в регионе. Поэтому, зачастую, кадровый потенциал сельского хозяйства формирует сельские жители, а в условиях цифровой трансформации сельскохозяйственного производства, должны формировать выпускники аграрных вузов. Однако, повышенный спрос на квалифицированных работников сельском хозяйстве, внедрение технологических инноваций, высокий уровень заработной платы может мотивировать и городских жителей на трудоустройство в аграрные предприятия. В этой связи одним из ключевых элементов формирования кадрового потенциала сельского хозяйства в условиях цифровизации аграрного производства являются высшие учебные заведения Минсельхоза России, как специализированные вузы, готовящие инновационно-ориентированные кадры.

Исследование проведено в рамках тематического плана-задания на выполнение ФГБОУ ВО Орловским ГАУ НИР по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2019 году (регистрационный номер НИОКТР АААА-А19-119041290030-8, от 12.04.2019г.) Объектом изучения стали высшие учебные

заведения Минсельхоза России, функционирующие в условиях цифровизации сельского хозяйства. Источниками информации стала информация, размещенная на официальных сайтах аграрных вузов.

По данным 2019 года Минсельхоз России осуществляет координацию деятельности 54 вузов, в которых проходят обучение более 300 тыс. студентов. На базе аграрных вузов действует 7 федеральных центров прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития АПК: рыбохозяйственный комплекс, включая промысел, аквакультуру и переработку водных биоресурсов (Дагестанский ГАУ), точного сельского хозяйства, автоматизации и роботизации (Кубанский ГАУ), переработки сельскохозяйственного сырья в пищевую, кормовую и иную продукцию (Саратовский ГАУ), мелиорации, восстановления земельных ресурсов, эффективного и безопасного использования удобрений и агрохимикатов (Белгородский ГАУ), растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие (Новосибирский ГАУ), платформенные биотехнологии для агропромышленного комплекса (РГАУ- МСХА имени К.А. Тимирязева), животноводства, включая ветеринарию и племенное дело (Ставропольский ГАУ).1

Если рассматривать аграрные вузы в контексте готовности их к формированию профессиональных компетенций в области цифрового сельскохозяйственного производства можно отметить особенности стратегических ориентиров развития, материально-технической базы, реализуемых программ подготовки, наличия объектов научной инфраструктуры, наличия собственной базы для практической подготовки обучающихся.

Анализ Стратегий развития аграрных вузов показал, что формирование компетенций в области цифрового сельского хозяйства является приоритетным направлением как с точки зрения совершенствования образовательного процесса, формирования тематики и инфраструктуры для научных исследований научно -педагогических работников и обучающихся.

Так, например, ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет в пункте 1.2 Совершенствование структуры образовательных программ2 указывает, что «открытие магистерских программ в инновационных областях (точное земледелие, роботизация производства в АПК..) является одной из приоритетных задач. На агрономическом факультете функционирует Центр электронного картографирования, на экономическом факультете базу для понимания обучающимися всех факультетов азов цифровых технологий закладывает кафедра экономики, анализа и информационных технологий. В сельском хозяйстве отраслевым стандартом становится использование систем геопозиционирования, комплексного управления парком техники, точного земледелия, автоматизация процессов в комбикормовом производстве. Непосредственное проведение научных исследований в области цифровизации сельского хозяйства осуществляют ряд инновационных и исследовательских структур. Это «Центр инновационных агротехнологий и почвенно-агрохимических исследований», «Центр агроинженерных исследований», «Центр зооветеринарных исследований и оценки качества продукции животноводства», в рамках которых функционируют специализированные лаборатории непосредственно занимающиеся проблемами цифрового сельского хозяйства: Научно-исследовательская лаборатория дистанционного зондирования Земли; Отраслевая научно-исследовательская лаборатория новой техники и технологий; Лаборатория точного земледелия; Лаборатория «Микроклимат животноводческих помещений».3

В Алтайском институте повышения квалификации агропромышленного комплекса помимо программ косвенно освещающих вопросы цифровых технологий в сельском хозяйстве функционируют программы повышения квалификации напрямую связанные с реализацием потенциала цифровых технологий такие как «Применение технологии no-tile», «Оформление электронных ветеринарных сопроводительных документов в ФГИС "Меркурий. Хозяйствующий субъект"», «Организация сбалансированного кормления КРС с применением АС "Корм Оптима Эксперт"», «Применение АРМ "СЕЛЭКС. Молочный скот"» и другие.4

Образовательный процесс в области непосредственно цифрового сельского хозяйства в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» реализуется на кафедрах «Информатики и информационных технологий», «Почвоведения, агрохимии и точного земледелия» и других5. В рамках программ ДПО можно выделить: «Применение информационных технологий в управлении животновдством и селекционно-племенной работе - ИАС "СЕЛЕК- Молочный скот"», «Автоматизированные системы управления

"Воротников И.Л., Анализ научно-исследовательских работ, выполняемых высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств Федерального бюджета //Участие аграрных вузов в научно - техническом обеспечении развития сельского хозяйства (материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России ,26-29 июня 2018 г., г. Курск.) [Текст]. -Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2018. -с. 5.

2 Стратегии развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» на 2017-2025 гг. http://www.asau.ru/images/documents/prograzv/strategija.pdf

3 http://www.asau.ru/ru/nauka

4http://www.aipk.ru/customers/povyshenie_kvalifikacii/

5https://www.bsau.ru/education/faculties/

технологическими процессами в системах энергоснабжения предприятий. Программирование логических контроллеров ОВЕН, SIEMENS» и ряд других.

ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина» также сформировал комплекс образовательных программ, направленных на подготовку кадров в условиях цифровизации АПК. Так можно выделить программы ДПО «Сельское хозяйство: технические системы в агробизнесе», «Прикладная информатика в экономике и управлении», «Эффективное использование технических средств в инновационных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур», «Разработка и внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции (ХАССП) для общественного питания», «Использование интернет-ресурсов, включая социальные сети, в целях рекламы и реализации продукции, производимой КФХ, ЛПХ, индивидуальными предпринимателями Белгородской области», «Перспективы развития молочного животноводства на промышленной основе с учетом автоматизации и роботизации производственных процессов» и ряд других. Важно также отметить наличие и эффективное использования для образовательных и научных целей производственные мощности, теплицы, Агротехнопарка с лабораториями, ведущими исследовательскую деятельность в том числе по вопросам цифровых технологий. В качестве одних из ключевых направлений научных изысканий учёных вуза выделены: информационные технологии и новые аппаратные комплексы в сельском хозяйстве; разработка и внедрение новых технологий в земледелии.6

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» обладает высоким потенциалом для практического освоения цифровых технологий обучающимися. В первую очередь данные возможности сформированы на базе учебно-опытного хозяйства «Кокино», которое является структурным подразделением вуза. Одним из ключевых направлений научной работы в Брянском ГАУ является «Совершенствование информационных технологий (ГИС технологии) и информационно-консультационной службы (ИКС) в АПК»7 .В рамках программ ДПО можно выбелить программы повышения квалификации «Инновационные технологии в растениеводстве» и «инновационные технологии в животноводстве».

В ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» базовые компетенции в области цифрового сельского хозяйства формируются у обучающихся на кафедрах «Информатики и информационных технологий в экономике» и «Механизация сельскохозяйственных процессов». Одними из ключевых направлений научных исследований в академии выделены: «Агроэкологическое зонирование земель сельскохозяйственного назначения, анализ природно -климатических условий Байкальского региона, мониторинг взаимодействия человека в системе биота-среда, комплексная оценка, учет земель и иной недвижимости на основе использования данных дистанционного зондирования Земли» и «Инженерно-техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие системы АПК республики Бурятия».

Базой для практического освоения современных технологий в растениеводстве в ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» является учебно-опытное поле ВГСХА расположено на территории поселка Майкино и деревни Сергиева Слобода, площадь которого 35,6 га. В рамках ДПО в академии ведутся курсы по компьютерной программе АРМ "Селекс", которая позволяет в цифровом виде вести селекционную и племенную работу.

В ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» основы цифрового сельского хозяйства раскрываются в программах повышения квалификации «Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур в современных условиях», «Актуальные вопросы документоведения в условиях организации (учреждения)»8. Практическая подготовка и научная работа в области цифровизации сельского хозяйства в вузе осуществляется на базе хозяйств лидеров.

Производственная база ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» включает:

• опытное поле;

• дендрологический сад;

• учебно-опытное лесничество;

• учебный полигон и парк тракторов и сельскохозяйственных машин;

• поля учебного хозяйства ГУ СП ВГМХА "Молочное";

• учебные фермерские хозяйства.

Данная материальная база позволяет вузу вести эффективную подготовку обучающихся в области цифровизации аграрного производства.

Техническая сторона цифровых технологий в сельском хозяйстве рассматривается в рамках магистерской программы Профиль «Технические системы в агробизнесе» которая направлена на системную подготовку магистров, способных к осуществлению технической и технологической модернизации

6http://bsaa.edu.ru/science-innovations/achievement/scientific-schools/

7http://www.bgsha.com/ru/science/sciencework/

8http://www.volgau.com/

сельскохозяйственного производства, машин и оборудования, средств автоматизации технологических процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства9.

Современные технологии точного сельского хозяйства достаточно активно используется в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Воронежкий государственный аграрный университет им. императору Петра I». Они раскрываются как в основных образовательных программах, так и в рамках ДПО. В концепции развития ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, принятой на учёном совете 28.11.2018 г., одной из ключевых миссий вуза является обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий России высококвалифицированными, гармонично развитыми специалистами и инновациями в аграрной сфере. В разделе «Образовательный процесс» одним из направлением развития является обучение навыкам практической работы. в том числе с инновационной техникой технологиями аграрной сферы в процессе образования10.

ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия» в рамках тематике научных исследований инженерного факультета можно выделить прикладные темы в области цифровизации «Совершенствование технологических процессов и машин в животноводстве», «Физико-математическое моделирование процессов разделения зерновых материалов», «Совершенствование конструкций технических средств нового поколения на основе автоматизированного проектирования»; на экономическом факультете разрабатывается тема «Организационно-экономические аспекты управления предприятиями АПК и информационное обеспечение принятия управленческих решений с использованием экономико-математических методов и моделей»11

Одной из тем научных исследований ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» является «Разработка и совершенствование технологии и средств механизации и автоматизации для отраслей АПК», которая непосредственно связана с тематикой цифровизации АПК12. Практическая подготовка обучающихся организована на базе учебно-опытного хозяйства, учебного коровника и тепличного комплекса.

Спецификой ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» является его тематическая ориентация. Так основным научным направлением в области цифровых технологий являются вопросы кадастров, геолокации, создание электронных карт и т.д.

В ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» пристальное внимание уделяют развитию цифровых технологий в сельском хозяйстве. Так на инженерном факультете выделена отдельная кафедра - «технических систем и цифрового бизнеса», на которой помимо научных изысканий по тематике цифровизации, ведётся по данному направлению образовательный процесс.

В рамках научной деятельности ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» в качестве ключевого направления выделено научное обеспечение инновационной модернизации АПК Дальневосточного региона13

ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» формирует компетенции цифрового сельского хозяйства как в рамках основных образовательных программ подготовки, так и в рамках отдельных курсов ДПО, таких как «Автоматизация бизнес-процессов на основе современных информационных технологий», «WEB - технологии», «Информационно - коммуникационные технологии в учебной и научной деятельности»14 и т.д.

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева» формирует компетенции обучающихся силами 3-х факультетов: инженерного, агротехнологий и бизнеса и факультета ветеринарной медицины и биотехнологий в животноводстве.15 В рамках ДПО следует выделить следующие программы, непосредственно связанные с цифровыми технологиями в сельском хозяйстве16: «Управление отраслью молочное скотоводство в сельскохозяйственных предприятиях с использованием информационно-аналитической системы "СЕЛЭКС "(Повышение квалификации)», «1С:Предприятие (Бухгалтерия, Зарплата и управление персоналом)(Повышение квалификации)».

В ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» для преподавания основ цифровых технологий создана кафедра экономической кибернетики и информационных технологий17. В рамках ДПО реализуется программа повышения квалификации «Оптимизация обработки данных первичного учёта и селекционно-племенной работы с использованием информационно-аналитической системы «Селэкс молочный скот».

9https://molochnoe.ru/sveden/struct/faculties/fac -ing 1

10http://www.vsau.ru

11http://www.vgsha.info/nauka

12http ://gorskigau. com

13http://www.dalgau.ru/sveden/struct/sluzhba-prorektora-po-nauchnoy-rabote/doc/activityNIR.pdf

14http://www.dongau.ru/obuchenie

15http ://www.ivgsha. ru/about_the_university/departments/

16http ://www.ivgsha. ru/sveden/education/

17http ://izhgsha. ru/sveden/struct#Podrazdelen

Одной из особенностей подготовки обучающихся в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» по вопросам цифровых технологий в АПК является реализация основной профессиональной образовательной программы, уровня бакалавриата 09.03.03 Прикладная информатика (в АПК). Данное направление редко встречается в списке реализуемых ОПОП аграрных вузов. Вопросы цифровизации сельского хозяйства, с точки зрения научных исследований довольно подробно обсуждаются в вузе, так 8-10 октября 2019 года запланирована Международная научно-практическая конференция «Цифровые технологии и системы в сельском хозяйстве».

На агрономическом факультете ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет», в рамках освоения цифровых технологий в растениеводстве функционирует лаборатория «ГИС-технологии». Базовые знания по цифровым технологиям в АПК формируются учёными кафедры высшей математики и информатики экономического факультета.

В силу своей специализации на ветеринарных исследованиях ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»18 обладает рядом особенностей в области формирования компетенций цифрового сельского хозяйства. Базовые знания в области цифровизации формируются у обучающихся на кафедре «экономики, организации, менеджмента и информационных технологий». Подавляющая доля научных исследований посвящены вопросам развития животноводства, ветеринарии, кормопроизводства.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет» является крупным научно -образовательным центром, где в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ используются потенциал для освоения цифровых технических решений в сельском хозяйстве функционирующих Учебно-демонстрационного центра, Учебно-производственного центра. Основными направлениями научных исследований кафедры экономики и информационных технологий являлось обоснование оптимальных параметров сельскохозяйственных предприятий, создание автоматизированных систем управления предприятием. Научно-исследовательская работа кафедры экономики и информационных технологий ведется по следующим направлениям: разработка методик и программ решения задач автоматизации обработки экономической информации сельскохозяйственных предприятий, обоснование стратегии формирование территориальных систем в условиях модернизации экономики19

Одной из инициативных тем научной исследовательской работы ФГБОУ ВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия» «Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава». В результате проведения научных исследований планируется разработка мероприятий по обеспечению трудовыми ресурсами отраслей АПК в условиях цифровизации экономики20.

Тематика научных исследований ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» включает в себя «Разработка и освоение зональных интенсивных ресурсосберегающих технологии возделывания, уборки и первичной обработки льна-долгунца и зерновых культур в Российской Федерации на основе создания и применения новых комплексно-устойчивых высококачественных сортов, новейших средств механизации и автоматизации», «Совершенствование технологических процессов и средств механизации в животноводстве и растениеводстве», «Информационное обеспечение агропромышленного комплекса Центрального района Российской Федерации», «Автоматизация технологических процессов», «Разработка и исследование технических средств электрификации и автоматизации технологических процессов с.х. производства»21. Данная тематика достаточно полно раскрывает вопросы и тенденции цифрового развития сельского хозяйства региона.

Базовые знания в области цифровизации сельского хозяйства ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» формируются кафедрой «Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем». В вузе реализуются программы ДПО направленные на освоение обучающимися цифровых технологий «Использование информационно - коммуникационных технологий», «Логистические технологии в управлении предприятиями».

Ключевым элементом изучения тенденций цифрового развития сельского хозяйства в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» является созданный в вузе «Центр прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития АПК в области точного сельского хозяйства, автоматизации и роботизации». В рамках государственного задания Минсельхоза России создан Центр прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития АПК: технологии точного сельского хозяйства, включая автоматизацию и роботизацию. Целью функционирования Центра является создание системы мониторинга и прогнозирования научно-технологического развития АПК и инновационной деятельности в соответствующей

18http://kazanveterinary.m/

19http://ie.kazgau.ru/institute/struktura/stranica_kontenta1/ekonomicheskaya_kibernetika/

20http://www.ksai.ru/content/742/nauchnye-temy/iniciativnye-nauchnye-issledovanija-kollektivov-uchenyh.html

21 https ://kgsxa. ru/nauchnaya-rabota/prioritetnye -nauchnye-napravleniya

профилю Центра тематической области (технологии точного сельского хозяйства, включая автоматизацию и роботизацию) и содействие подготовке информационных, аналитических и прогнозных материалов для целей научно-технологического развития АПК Российской Федерации22. В рамках работы данного центра были собраны эксперты по тематике технологий точного земледелия, цифровизации АПК. Сотрудниками вуза, на основе проводимых центром разработок опубликовано значительное количество трудов по тематике цифровизации сельского хозяйства прикладного и аналитического характера23: Результаты анкетирования по направлению ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», Мониторинг и прогнозирование в области цифрового сельского хозяйства по итогам 2018 г., Разработка программного обеспечения для обработки снимков, полученных с беспилотных летательных аппаратов, Использование элементов точного сельского хозяйства в России и многие другие.

В ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева» сформировались и ведут научную деятельность 14 научных школ, 3 из которых непосредственной связаны с цифровыми технологиями в сельском хозяйстве: Совершенствование технологий и технических средств», «Технологии и средства механизации сельского хозяйства», «Проблемы интенсификации АПК»24. Академия располагает научной базой, необходимой для выполнения исследований по различным научным направлениям. Для проведения агрономических научных исследований в академии имеется: опытное поле площадью 188 га, овощной участок - 5 га, коллекционно-опытные участки по ботанике, растениеводству, селекции и семеноводству - 1 га, а также лаборатория диагностики болезней и вредителей растений, лаборатория агрохимии и почвоведения; на факультете биотехнологии функционирует виварий, сформированы модельные стада по 10-20 голов высокопродуктивных коров, овец, свиней, лошадей, кроликов, птицы; на инженерном факультете - учебный класс, оснащенный оборудованием и учебными материалами для изучения современной сельхозтехники, демонстрационная площадка с сельскохозяйственной техникой «Ростсельмаш». В состав научно-исследовательского института «Изучение проблем АПК» входят четыре научно-исследовательских лаборатории: лаборатория ресурсосберегающих технологий в животноводстве; лаборатория ресурсосберегающих технологий в растениеводстве; лаборатория фундаментальных исследований аграрной экономики (; лаборатория инженерно-технического обеспечения АПК, а также селекционно-семеноводческий центр картофелеводства «ИнноваАгро». В состав центра «ИнноваАгро» входят лаборатория клонального микроразмножения растений и ПЦР-лаборатория.

В ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова» реализуются программы непосредственно связанные с реализацией потенциала цифровых технологий ДПО «Ресурсосберегающие технологии в растениеводстве», «Правовое и информационное обеспечение деятельности», «Инженерно- техническое обеспечение интенсивных ресурсосберегающих технологий в современных условиях АПК», «Особенности бухгалтерского учета с применением программного продукта 1С: Бухгалтерия 8.0».

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» функционирует лаборатория точного земледелия. Стержнем технологии точного земледелия являются геоинформационные системы, позволяющие снимать, накапливать и обрабатывать информацию. Техника, применяемая для точного земледелия, оснащается мощными компьютерами, системами глобальной системы позиционирования (GPS), бортовыми датчиками и другими автоматическими устройствами. Главная задача лаборатории заключается в проведении исследований в области точного земледелия с целью оптимизации экономических и энергетических затрат в растениеводстве. К приоритетным направлениям деятельности подразделения следует отнести обучение бакалавров, магистрантов, аспирантов, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета. В настоящее время в распоряжении сотрудников лаборатории имеется современная модель квадрокоптера - беспилотного летательного аппарата, управление которым осуществляется дистанционно с помощью соответствующей программы на планшете. Дрон оснащен современной камерой, позволяющей создавать качественное аэрофото-, видеоизображение и тепловизором, с помощью которого возможно вести наблюдение за распределением температуры практически любой исследуемой поверхности (почвы, теплотрассы, линии электропередач и прочее)25.

ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина»26 специализируется на обучении компетенциям по обслуживанию животных: ветеринария, зоотехния, кинология, биология, биотехнология, продукты питания из растительного сырья, продукты питания животного происхождения, Ветеринарно-санитарная экспертиза, товароведение. При этом элементы цифровых технологий раскрываются внутри основных профессиональных образовательных программ в качестве инструментальных методов.

22 https://foresight.kubsau.ru/about/

23 https://foresight.kubsau.ru/publications/

24 http://www.ksaa.zaural.ru/nauka-i-innovacii

25 http://www.mgau.ru/news/novosti-universiteta/v-michurinskom-gau-sozdana-laboratoriya-tochnogo-zemledeliya/

26 http://www.mgavm.ru/

В ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» функционирует Центр цифрового развития и отраслевых проектов27. Актуальным направлением деятельности центра является координация усилий структурных подразделений Нижегородской ГСХА, направленных на цифровое развитие агропромышленного комплекса региона.

В ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет» функционирует Отраслевой центр прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития АПК, основная цель деятельности которого - создание отраслевой системы мониторинга и прогнозирования научно-технологического развития агропромышленного комплекса и инновационной деятельности в соответствующей профилю отраслевого центра тематической области (растениеводство, включая семеноводство и органическое земледелие) и содействие подготовке информационных, аналитических и прогнозных материалов для целей научно-технологического развития АПК Российской Федерации28.

ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» располагает Учебно-опытным хозяйством, которое служит базой для выполнения учебно-научного и производственного плана практической подготовки обучающихся и проведения научно-исследовательской работы университета29. Также в рамках ДПО реализуется программа « Электронная сертификация поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов в автоматизированной информационной системе «Меркурий»30.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»31 в рамках основных профессиональный образовательных программ реализует, помимо традиционных для аграрных вузов, ряд узконаправленных на цифровые технологии, такие как 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 10.03.01 Информационная безопасность, 21.03.02 Землеустройство и кадастры, 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем, в том числе аспирантура 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Данные компетенции далеко не каждый аграрный вуз может формировать у своих студентов. В этой связи в вузе сформирован по данным направления особый научный и методический задел.

ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» реализует образовательный процесс и научную деятельность в области цифровизации как на базе опытного хозяйства НОПЦ «Интеграция», где цифровые технологии проходят практическую апробацию, а студенты получают практические навыки, так и в рамках основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования. Также в Орловском ГАУ функционирует Центр компетенций по цифровому сельскому хозяйству.

Основные направления работы Центра цифрового сельского хозяйства:

- проведение опытных работ по цифровизации ведения хозяйства в научно-образовательном производственном центре (НОПЦ) «Интеграция»;

- внедрение в процессы управления сельскохозяйственными предприятиями области технологий «национальной технологической инициативы» - АгроНТИ;

- сравнительный анализ использования оперативных данных ДЗЗ, беспилотных летательных аппаратов и полевых исследований. Разработка на основе сравнительного анализа рекомендаций для различных категорий сельхозтоваропроизводителей;

- подготовка и внедрение системы обучения и переподготовки профессиональных кадров для цифрового сельского хозяйства;

- подготовка ИТ-специалистов для агропредприятий по техническим, технологическим, экономическим направлениям.

В целях повышения эффективности производственной деятельности НОПЦ «Интеграция» внедрены программы по цифровизации сельского хозяйства:

Система АНТ позволяет провести инвентаризацию и паспортизацию полей, контролировать соблюдения технологических карт, планировать сезоны с учётом истории севооборота и химического состояния почвы, планировать календарный план мероприятий на полях с учётом метеоусловий, проводить спутниковый мониторинг посевов, определять зоны неоднородности развития поля с дальнейшим их фитосанитарным обследованием, осуществлять мониторинг техники с оценкой качества выполнения работ.32

В структуре ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» пять факультетов (агрономический, технологический, инженерный, экономический, факультет среднего профессионального образования) и другие подразделения. Вуз формирует базовые компетенции в области точных технологий в сельском хозяйстве в рамках основных профессиональных, образовательных программ33.

27 https://nnsaa.ru/centr-cifrovogo-razvitiya-i-otraslevyh-proektov/

28 https://nsau.edu.ru/nir/ocpmntrapk/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 https://www.omgau.ru/uchhoz/

30 https://www.omgau.ru/education/povyshenie-kvalifikatsii1.php

31 https://orensau.ru/

32 http://www.orelsau.ru/science/nopts-integratsiya/tsentr-kompetentsiy-po-tsifrovomu-selskomu-khozyaystvu/

33 http://agrovuz. ru/vuzi/penzenskayagsxa

В ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова» на факультете экономики и информационных технологий функционируют 2 специализированные кафедры: Информационных технологий и программной инженерии, Информационных систем и телекоммуникаций34, которые в рамках научной и образовательной деятельности ведут направление цифровизации.

В ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» для апробации результатов исследований научную базу составляют: Учебно-научно-производственный комбинат, гдеОпытное поле является основным полигоном для проведения научных исследований в области агрономии, земледелия, почвоведения, агроэкологии. Именно там, на площади 280 га, закладываются опыты по проведению диссертационных и дипломных исследований, изучаются новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур; Учебно-опытное лесное хозяйство «Дальневосточный» функционирует с 1960 года, однако в связи с реорганизацией, проводимой в лесном хозяйстве страны из-за изменения лесного законодательства, в 2007 году лесхоз был переведен в собственность Приморского края; Центр диагностики болезней животныхявляется структурным подразделением Института животноводства и ветеринарной медицины, активно сотрудничает с международными организациями: WCS, WWF, Лондонским зоологическим обществом и др. В Центре студенты и аспиранты проходят производственные практики и набираются опыта как специалисты. Специалисты Центра проводят судебно-ветеринарную экспертизу животных, вскрытия, оформляют и выдают заключения о состоянии как продуктивных, так и непродуктивных животных, а также проводят экспертизу домашних и экзотических животных; Учебно-научно-производственная пасекаявляется структурным подразделением Института животноводства и ветеринарной медицины - это территория для

35

прохождения практик студентов.35

Специфика ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет» заключается в том, что образовательный процесс реализуется только в заочной форме. Однако приоритетами вуз является интеграция образования, науки и производства путем использования результатов научных исследований в учебном процессе и установления взаимовыгодных связей между образовательными, научными, опытно -производственными, научно-производственными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как единой коллективной системы получения и использования новых научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере36. Основные научные направления включают разработку высокоэффективных технологий в растениеводстве, животноводстве, механизации, электрификации, информатике, экологии сельскохозяйственного производства, совершенствование организации бухгалтерского учёта и финансовой отчётности и управления производством в период рыночных

"37

отношений3'.

ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет- МСХА имени К.А. Тимирязева» является одним лидирующих аграрных вузов, в том числе по вопросам развития цифрового сельского хозяйства. Научные исследования помимо кафедр ведутся научных подразделениях, оборудованных цифровых научным и производственным оборудованием38:

• Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения

• Лаборатория защиты растений

• Учебно-опытная пасека

• Лаборатория плодоводства

• Информационно-аналитический центр регистра и кадастра

• Испытательная лаборатория по качеству молока

• Метеорологическая обсерватория имени В.А. Михельсона

• Лаборатория агроэкологического мониторинга, моделирования и прогнозирования экосистем

• Учебно-научный консультационный центр «Лесная опытная дача»

• Учебно-научный консультационный центр «Спортивного газоноустройства и ландшафтного газоноведения»

• Центр зерновых бобовых культур и производства растительного белка

• Отдел новых технологий

• Учебно-научный центр коллективного пользования - сервисная лаборатория комплексного анализа химических соединений

• Центр молекулярной биотехнологии

34 https://pgsha.ru/faculties/

35 http://primacad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6190&Itemid=703

36 http://www.rgazu.ru/ru/faculty/ieiu/

37 http://www.rgazu.ru/ru/science/

38 https://www.timacad.ru/science/nauchnye-podrazdeleniia

• Полевая опытная станция

• Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке теоретических основ управления водным, солевым и тепловым режимами на мелиорируемых землях

• Учебно-научный консультационный центр «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов»

• Лаборатория генетики, селекции и биотехнологии овощных культур

• Конно-спортивный комплекс

• Центр развития животноводства

• Учебно-научно-производственный центр «Овощная опытная станция имени В.И. Эдельштейна»

• Испытательный центр почвенно-экологических исследований

• Центр гео - и гидроинформатики

• Центр устойчивого развития сельских территорий (ЦУРСТ).

В ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева» базовые компетенции цифровых технологий преподаются на кафедре бизнес - информатики и прикладной математики, а далее уже развиваются в рамках изучаемом направлении подготовки на специализируемых кафедрах.

В списке основных направлений научных исследований и научных школ ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» можно выделить ««Разработка научных основ управления и системы информационного обслуживания АПК региона в условиях развития рыночных отношений», как создающую элементы новых знаний механизма продвижения в том числе цифровых технологий. В вузе функционирует Агротехнопарк в составе которого производственные поля 550 тыс. га, опытное поле 100га, целый спектр научных лабораторий, в число которых входит Научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) «Агрокибернетика». Основными целями НИЛ «Агрокибернетика» являются:

- обеспечение развития единой научной работы и производственной деятельности с учебно -воспитательным процессом в Университете;

- обеспечение межвузовской и межрегиональной кооперации при разработке, исследовании и трансферте новых цифровых технологий в агропромышленный комплекс региона;

- постоянное развитие материально-технической базы и информационного обеспечения (посредством оснащения НИЛ «Агрокибернетика» новым лабораторным оборудованием и современными техническими средствами);

- расширение научно-исследовательской деятельности;

- обеспечение заказчиков достоверной информацией об эффективности предлагаемых цифровых

"39

решений39.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины» ведет образовательных процесс используя современные инструментальные методы, в том числе и цифровые технологии, специфичные профилю вуза.

В рамках научных исследований ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» можно выделить тему 4., которая напрямую связана с технической стороной цифровизации производственных процессов «Повышение эффективности, экологической безопасности и ресурсосбережения машиноиспользования в агропромышленном комплексе за счет совершенствования конструкции, мониторинга состояния и управления технологическими процессами совершенствование конструкций и повышение износостойкости высоконагруженных рабочих поверхностей сельскохозяйственных машин и орудий»40.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» обладает обширной инновационной инфраструктурой, реализующей все передовые технологии, так в аграрном производстве, так и в научной сфере, в том числе и с использованием цифровых технологий41.

В ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» вопросы цифровизации сельского хозяйства поставлены как одни из самых приоритетных, по словам ректора у аграриев появилась возможность использовать новейшие технические достижения, позволяющие значительно повысить производительность труда, такие как беспилотные летательные аппараты, роботизированные теплицы и фермы, новейшая агротехника, снабженная GPS-навигаторами. С учетом активного внедрения новых технологий в АПК, отрасли требуются компетентные кадры. Перед академией стоит задача готовить специалистов, способных работать в высокотехнологичном интеллектуальном сельском хозяйстве42.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» сформировал обширную инновационную инфраструктуру.Структурные подразделения, ответственные за организацию научно-исследовательской и инновационной деятельности, призваны обеспечить интеграцию образования, науки и

39 http://ssaa.ru/ssaa/nauchno-proizvodstvennyj -kompleks-agrotekhnopark/

40 http://spbgau.ru/files/nid/5521/plany_nir_2017_2021_30.07.2019.pdf

41 http://www.sgau.ru/upravlenie-nauchno-innovacionnoi-deyatelnosti/nauchno-issledovatelskie-laboratorii-i-centry

42 https://www.sgsha.ru/

производства в рамках реализации инновационной модели образовательно-научно-производственного кластера для формирования эффективной системы подготовки кадров аграрного сектора экономики России. В представленном перечне представлены лишь те научные подразделения которые используют в исследованиях цифровые технологии:

1.Научно-инновационный учебный центр

2.Учебно-опытное хозяйство

3.Учебно-научно-технический центр «Проектирование и оптимизация механических систем и производственных процессов»

4. Учебно-научная лаборатория моделирования управленческих технологий

5. Учебно-научная лаборатория информационных и коммуникационных технологий

6.Проектно-учебная лаборатория организации и управления бизнес-процессами в АПК

7.Лаборатория агрохимического анализа

8.Лаборатория кадастра и землеустройства

9.Лаборатория мониторинга почв

10. Учебно-научная лаборатория экологического мониторинга

11. Лаборатория «Автоматика, электроника и метрология»

12. Студенческое конструкторское бюро «Спектр»

13. Учебно-научная лаборатория технологии возделывания полевых культур

14. Сертифицированный учебный центр финансово-аналитических программ Audit и ProjectExpert

15. Учебно-научная испытательная лаборатория

16. Мобильная лаборатория энергоаудита

17. Лаборатория «Энергоэффективные технологии теплопотребления и диспетчеризации»43.

Миссия обозначенная ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» предоставление высококачественных образовательных, консультационных и других услуг посредством сочетания традиционных, инновационных и информационных технологий с целью утверждения академии как лидера аграрного образования Верхневолжья на базе высококвалифицированного кадрового потенциала. Если проанализировать приоритетные темы научных исследований то можно выделить ряд, непосредственно связанных с созданием и развитием цифровых технологий: Тема 5: Формирование высокопродуктивных посевов полевых культур и разработка инновационных технологий производства продукции растениеводства в условиях адаптивного земледелия и ресурсосбережения (код ГРНТИ 68.29.07; 68.35.31; 68.35.49); Тема 9: Повышение эффективности использования с.-х. животных и птицы в условиях Тверской области (код ГРНТИ 68.39.15; 68.39.19); Тема 12: Разработка инновационных технологическо -конструктивных мероприятий, обеспечивающих повышение эффективного применения технологических и транспортных машин и комплексов (код ГРНТИ 68.85.35); Тема 16: Разработка перспективных технологий и технических средств для сельскохозяйственных предприятий (код ГРНТИ 68.85.35; 68.85.39; 68.85.85)44.

В ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного зауралья» базовые знания по вопросам цифровизации обучающиеся получают на кафедре математики и информатики на следующих дисциплинах: экономическое моделирование в АПК, экономико-математические методы и моделирование, информационные технологии в биологии, основы математического моделирования, геоинформационные системы, географические и земельные информационные системы, информационные технологии, экономико -математические методы и модели в логистике, моделирование и оптимизация процессов, экономико -математические методы, математическое моделирование и проектирование, математическое моделирование и проектирование в садоводстве, математическое моделирование, компьютерные технологии в биологии, математические методы анализа результатов экспериментальных данных, информационные технологии и математические методы обработки информации в биологии.45

Основу знаний в вопросах цифрового сельского хозяйства обучающимся ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А Столыпина» закладываются на кафедре «Информатики». Преподавателями кафедры проводятся занятия по таким дисциплинам как «Информатика», «Информатика и современные информационные технологии», «Информатика с основами математической биостатистики», «Основы компьютерных технологий», «Информационные технологии», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математические модели ЭП», «Математические методы решения задач на ЭВМ», «Информационные ресурсы в менеджменте», «Базы данных». По указанным дисциплинам разработаны учебно-методические комплексы и методические пособия.

Преподаватели кафедры осуществляют руководство курсовым проектированием (перечень тем курсовых работ) и консультируют дипломников других кафедр по направлениям «Экономико-математическое

43 http://www.stgau.ru/science/index.php

44 http://tvgsha.ru/nauka/nauchnye-trudy-i-issledovaniya/prioritetnye-napravleniya-nir

45 http://www.tsaa.ru/o-nas/strukturnyie-podrazdeleniya/institutyi/mexaniko-texnologicheskij-institut_2/matematiki-i-informatiki

обоснование и оптимизация производства сельскохозяйственной продукции», «Моделирование экономических процессов в производстве сельскохозяйственной продукции и исследование их эффективности», «Использование информационных технологий в бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий»46.

Развитие образовательного процесса в области цифровых технологий ФГБОУ ВО «Южно -уральский государственный аграрный университет» осуществляют следующие кафедры: «Агротехнологии, селекции и семеноводства», «Эксплуатация машинно-тракторного парка, и технология и механизация животноводства», Энергообеспечение и автоматизация технологических процессов» 47.

Основными кафедрами, формирующими компетенции цифрового сельского хозяйства ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет» являются кафедра математики и информационных технологий, кафедра электрооборудования и автоматизации технологических процессов 48.

ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» организована подготовка обучающихся к работе с цифровым оборудованием на кафедрах механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства; математики, физики и информационных технологий49.

Одним из приоритетов научной работы научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» является «Цифровизация агропромышленного комплекса. Региональный аспект»50. В силу специфики региона практически не ведутся исследования в области растениеводства, в тоже время уделено внимание ветеринарии, животноводству, в том числе традиционному.

В ФГБОУ ВО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» функционирует научно-исследовательская лаборатория энергосберегающих технологий, целью деятельности которой является совершенствование, а также разработка и внедрение в производство новых экологически безопасных, энергосберегающих технологий производства продукции растениеводства, обеспечивающих эффективное ведение хозяйственной деятельности и направленных на развитие агропромышленного комплекса Ярославской области. Также в вузе функционирует Инновационный аграрный центр, функциями которого заявлены оказание информационной и консалтинговой поддержки исследователям и разработчикам при подготовке и реализации в Академии инновационных проектов, осуществлении трансфера технологий, инициировании и реализации бизнес-проектов; организация проведения научно-исследовательских работ и оказание консультационно-информационных услуг для широкого круга лиц в области растениеводства, кормопроизводства, зоотехнии, ветеринарии, агроинженерии, других сферах аграрного производства, переработки сельскохозяйственной продукции, внедрения в аграрное производство ресурсосберегающих технологий51.

Следует отметить, что в рамках основных профессиональных образовательных программ всех вузов Минсельхоза России раскрываются элементы цифровизации сельского хозяйства с учетом особенностей специальностей подготовки бакалавров, магистров, и аспирантов. Также можно увидеть, что научные изыскания также реализуются по направлениям развития технологий точного сельского хозяйства.

Литература

1. Воротников И.Л., Анализ научно-исследовательских работ, выполняемых высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств Федерального бюджета //Участие аграрных вузов в научно - техническом обеспечении развития сельского хозяйства (материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России ,26-29 июня 2018 г., г. Курск.) [Текст]. -Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2018. -с. 5.

2. Стратегии развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» на 2017-2025 гг. http://www.asau.ru/images/documents/prograzv/strategija.pdf

3. http://www.asau.ru/ru/nauka

4. http://www.aipk.ru/customers/povyshenie_kvalifikacii/

5. https://www.bsau.ru/education/faculties/

6. http://bsaa.edu.ru/science-innovations/achievement/scientific-schools/

7. http://www.bgsha.com/ru/science/sciencework/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. http://www.volgau.com/

9. https://molochnoe.ru/sveden/struct/faculties/fac 1

10. http://www.vsau.ru

46 https://www.ulsau.ru/sveden/struct/department-of-computer-science.php

47 https://юургау.рф/about/structure/

48 http://www.urgau.ru/sveden/struct

49 http://чгсха.рф/inzhenernyj-fakultet/kafedra-matematiki-fiziki-i-informacionnyh-tehnologij/

50 http://ysaa.ru/akademiia/fakultety/ekonomicheskii-fakultet/nauchno-issledovatelskaia-rabota-fakulteta

51 http://www.yaragrovuz.ru/index.php/about/podrazdeleniya/tsentr-delovoj-karery

11. http://www.vgsha.info/nauka

12. http://gorskigau.com

13. http://www.dalgau.ru/sveden/struct/sluzhba-prorektora-po-nauchnoy-rabote/doc/activityNIR.pdf

14. http://www.dongau.ru/obuchenie

15. http://www.ivgsha.ru/about_the_university/departments/

16. http://www.ivgsha.ru/sveden/education/

17. http://izhgsha.ru/sveden/struct#Podrazdelen

18. http://kazanveterinary.ru/

19. http://ie.kazgau.ru/institute/struktura/stranica_kontenta1/ekonomicheskaya_kibernetika/

20. http://www.ksai.ru/content/742/nauchnye-temy/iniciativnye-nauchnye-issledovanija-kollektivov-uchenyh.html

21. https://kgsxa.ru/nauchnaya-rabota/prioritetnye-nauchnye-napravleniya

22. https://foresight.kubsau.ru/about/

23. https://foresight.kubsau.ru/publications/

24. http://www.ksaa. zaural. ru/nauka-i-innovacii

25. http://www.mgau.ru/news/novosti-universiteta/v-michurinskom-gau-sozdana-laboratoriya-tochnogo-zemledeliya/

26. http://www.mgavm.ru/

27. https://nnsaa.ru/centr-cifrovogo-razvitiya-i-otraslevyh-proektov/

28. https://nsau.edu.ru/nir/ocpmntrapk/

29. https://www.omgau.ru/uchhoz/

30. https://www.omgau.ru/education/povyshenie-kvalifikatsii1.php

31. https://orensau.ru/

32. http://www.orelsau.ru/science/nopts-integratsiya/tsentr-kompetentsiy-po-tsifrovomu-selskomu-khozyaystvu/

33. http://agrovuz.ru/vuzi/penzenskayagsxa

34. https://pgsha.ru/faculties/

35. http://primacad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=б190&Itemid=703

36. http://www.rgazu.ru/ru/faculty/ieiu/

37. http://www.rgazu.ru/ru/science/

38. https://www.timacad.ru/science/nauchnye-podrazdeleniia

39. http://ssaa.ru/ssaa/nauchno-proizvodstvennyj-kompleks-agrotekhnopark/

40. http://spbgau.ru/files/nid/5521/plany_nir_2017_2021_30.07.2019.pdf

41. http://www.sgau.ru/upravlenie-nauchno-innovacionnoi-deyatelnosti/nauchno-issledovatelskie-laboratorii-i-centry

42. https://www.sgsha.ru/

43. http://www.stgau.ru/science/index.php

44. http://tvgsha.ru/nauka/nauchnye-trudy-i-issledovaniya/prioritetnye-napravleniya-nir

45. http://www.tsaa.ru/o-nas/strukturnyie-podrazdeleniya/institutyi/mexaniko-texnologicheskij-institut_2/matematiki-i-informatiki

46. https://www.ulsau.ru/sveden/struct/department-of-computer-science.php

47. https://юургау .рф/аЬоиМтсШге/

48. http://www.urgau.ru/sveden/struct

49. http://чгсха.рф/inzhenemyj-fakultet/kafedra-matematiki-fiziki-i-informacionnyh-tehnologij/

50. http://ysaa.ru/akademiia/fakultety/ekonomicheskii-fakultet/nauchno-issledovatelskaia-rabota-fakulteta

51. http://www.yaragrovuz.ru/index.php/about/podrazdeleniya/tsentr-delovoj-karery

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.