Научная статья на тему 'Цифровые технологии в подготовке студентов аграрного вуза'

Цифровые технологии в подготовке студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИ / КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / AGRICULTURAL EDUCATION / SMART TECHNOLOGIES / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Лемешко Татьяна Борисовна, Миронов Алексей Геннадьевич

Целью статьи является рассмотрение новых подходов в подготовке студентов аграрного вуза при поддержке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Очевидным является переход аграрного образования и методики подготовки студентов на новые образовательные программы и стандарты, современные информационные платформы, цифровые технологии, информационные ресурсы и онлайн-курсы, позволяющие улучшить профессиональный уровень знаний, умений и навыков. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования это настоящее и будущее АПК России. Для создания и функционирования цифрового аграрного сектора необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями. Подготовка студентов аграрного вуза невозможна без применения практико-ориентированного обучения, концепции умных (smart) технологий, ERP-систем, электронного обучения, цифровых образовательных ресурсов, участия студентов в инновационных проектах. Статья представляет интерес для дальнейшего исследования инновационных решений в области цифровой трансформации аграрного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Лемешко Татьяна Борисовна, Миронов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF STUDENTS OF AGRICULTURAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider new approaches in the training of students of agricultural University with the support of modern information and communication technologies (ICT). The transition of agricultural education and methods of training students to new educational programs and standards, modern information platforms, digital technologies, information resources and online courses to improve the professional level of knowledge and skills is obvious. The relevance of the article is due to the fact that the digitalization of agricultural education is the present and future of the agro industrial complex of Russia. The creation and functioning of the digital agricultural sector requires specialists with new competencies. Training of students of agricultural University is impossible without the use of practice-oriented learning, the concept of smart technologies, ERP systems, e-learning, digital educational resources, students ' participation in innovative projects. The article is of interest for further research of innovative solutions in the field of digital transformation of agricultural education.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в подготовке студентов аграрного вуза»

ресурс] // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. - 2017 - №6(30) - URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ (Дата обращения 13.11.2018)

11. Уромова С.Е., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Каштанова С.Н., Молоткова Н.В. Из опыта обучения плаванию лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. - С. 26-29

12. Фетисов А.М. Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп // Социально-экономические явления и процессы. 2014. - Т. 9. - № 12. - С. 336

Педагогика

УДК 378.01:004

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва); доцент Лемешко Татьяна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Миронов Алексей Геннадьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» (г. Красноярск)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение новых подходов в подготовке студентов аграрного вуза при поддержке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Очевидным является переход аграрного образования и методики подготовки студентов на новые образовательные программы и стандарты, современные информационные платформы, цифровые технологии, информационные ресурсы и онлайн-курсы, позволяющие улучшить профессиональный уровень знаний, умений и навыков. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования - это настоящее и будущее АПК России. Для создания и функционирования цифрового аграрного сектора необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями. Подготовка студентов аграрного вуза невозможна без применения практико-ориентированного обучения, концепции умных (smart) технологий, ERP-систем, электронного обучения, цифровых образовательных ресурсов, участия студентов в инновационных проектах. Статья представляет интерес для дальнейшего исследования инновационных решений в области цифровой трансформации аграрного образования.

Ключевые слова: цифровые технологи, аграрное образование, умные технологи, компетенции.

An^tatton. The purpose of the article is to consider new approaches in the training of students of agricultural University with the support of modern information and communication technologies (ICT). The transition of agricultural education and methods of training students to new educational programs and standards, modern information platforms, digital technologies, information resources and online courses to improve the professional level of knowledge and skills is obvious. The relevance of the article is due to the fact that the digitalization of agricultural education is the present and future of the agro - industrial complex of Russia. The creation and functioning of the digital agricultural sector requires specialists with new competencies. Training of students of agricultural University is impossible without the use of practice-oriented learning, the concept of smart technologies, ERP systems, e-learning, digital educational resources, students ' participation in innovative projects. The article is of interest for further research of innovative solutions in the field of digital transformation of agricultural education.

Keywords: digital technologies, agricultural education, smart technologies, competences.

Введение. В настоящее время инновационное развитие аграрного сектора требует новой подготовки кадров, применения цифровых технологий - современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [71. Вопросы развития аграрного образования и кадрового обеспечения АПК являются сегодня важнейшими приоритетами государственной политики. Именно от высококвалифицированных специалистов зависит будущее АПК и всей страны. В условиях цифровизации технологические платформы должны стать главными средствами поддержки аграрного образования. Для создания и функционирования цифрового аграрного сектора необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями [101.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования и цифровая экономика в сельском хозяйстве - это настоящее и будущее АПК России. Очевидно, что инновации, открытия, идеи будут тогда, когда в сельское хозяйство придут молодые специалисты, обладающие знаниями в области цифровых (умных) технологий и цифровой экономики АПК. Сегодня агропромышленный комплекс нуждается в новых кадрах, способных применять на практике smart-технологии.

В связи с этим нужны новые подходы при подготовке кадров для АПК.

В рамках цифровой трансформации аграрного образования и экономики АПК необходимо внедрение современных информационных платформ, технологий, информационных ресурсов и онлайн-курсов. Для этого следует разработать и внедрить в систему высшего профессионального аграрного образования новые образовательные программы и стандарты обучения по инновационным технологиям цифровой экономики, цифрового земледелия, растениеводства и животноводства.

Целью статьи является рассмотрение новых подходов в подготовке студентов аграрного вуза. Очевидным является переход аграрного образования и методики подготовки студентов аграрного вуза на цифровые технологии, позволяющие в дальнейшем управлять умным сельским хозяйством.

Изложение основного материала статьи. Подготовка студентов аграрного вуза невозможна без применения практико-ориентированного обучения, концепции умных (smart) технологий, ERP-систем, электронного обучения, цифровых образовательных ресурсов, участия студентов в инновационных проектах.

Практико-ориентированный подход в аграрном образовании - это получение опыта практической профессиональной деятельности в ходе учебного процесса. Практико-ориентированное обучение предполагает наличие в вузе (при вузе / при участии вуза на предприятиях и в организациях) особых форм

(мест, площадок) профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности.

Студенты аграрного вуза реализуют данный подход во время учебной, производственной, преддипломной и научно-исследовательской практики. В качестве экспериментальной площадки для исследования в ведущем аграрном вузе страны - Тимирязевской академии рассматривается цифровой кампус университета, опытные поля, Мичуринский сад, овощная и плодовая станции, Тимирязевский парк и другие объекты. В своей работе студенты Тимирязевки стараются использовать современные информационные технологии сбора, анализа и интерпретации полученных данных: геоинформационные системы (ГИС), технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), датчики, дроны, программный комплекс ArcGIS. Актуальные технологии ДЗЗ и ГИС целесообразно и эффективно применять в учебной и научно-исследовательской практике для подготовки ученых агрономов в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

Практико-ориентированное обучение в аграрном вузе предполагает использование ERP-систем [1]. Знание профессионального программного обеспечения, современных ERP-систем, отраслевых программных решений является важнейшим требованием к квалификации специалиста. Фирма 1С предлагает для аграрного сектора программные решения 1С:Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс 2 - предназначено для автоматизации управления агропромышленного комплекса по направлениям деятельности Растениеводство, Молочное животноводство (КРС), Свиноводство.

Все отраслевые и специализированные решения 1С: Предприятие для отрасли сельского хозяйства важны в аграрном вузе, так как способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.

Для организации практико-ориентированного обучения необходимо сотрудничество аграрного вуза с агрохолдингами, агрокомпаниями. Недавно РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и компания Panasonic Россия подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве в области исследований по выращиванию овощных культур в городских вертикальных теплицах, оснащенных системой мониторинга и автоматическим управлением уровня углекислого газа, влажности, температуры, энергопотребления. Сотрудничество с компанией Panasonic - это возможность соединить научный опыт и реальный бизнес, а также расширить возможности студентов в практическом применении полученных знаний и использовании опыта работы с крупнейшей компанией в таком актуальном направлении, как создание умных городов устойчивого развития. Интеграция бизнеса и образования во внедрении современных цифровых технологий с одновременным оснащением специализированных лабораторий находит свое воплощение в проектах Красноярского государственного аграрного университета. Так, сотрудничество с ПАО «Росбанк» позволило создать учебный класс-модель современного банка, что существенно повысило качество подготовки обучающихся экономических направлений и их дальнейшее трудоустройство в отрасли; ООО "Малтат", один крупнейших рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих предприятий Красноярского края качественно изменил подход к практико-ориентированному обучению за счет внедрения в вузе специализированной лаборатории по ихтиологии с цифровыми технологиями обучения. Получение практических навыков работы на сельскохозяйственной технике с цифровым управлением стало возможным благодаря открытию класса "Современная сельскохозяйственная техника" предприятием «Ростсельмаш». Объединение возможностей бизнеса и науки создает основу для реализации принципов устойчивого развития России и подготовки высокопрофессиональных кадров.

В результате совместной работы с агрохолдингом «Черкизово» университет начнет готовить специалистов в области автоматизации производства. Представители агрохолдинга озвучили предложение организовать учебные классы на базе технологического факультета и Института экономики и управления АПК. Аудитории будут оснащены самым современным оборудованием. На сегодняшний день многие российские аграрные холдинги остро нуждаются в притоке профессиональных кадров: животноводов, птицеводов, ветеренаров, агроинженеров, агрономов, растениеводов, технологов.

Тимирязевские студенты являются резидентами фонда Сколково, разрабатывают инновационные проекты, стартапы. В настоящий момент 23 сколковские команды работают в области технологий, информационных систем для сельского хозяйства, земледелия, мелиорации, растениеводства и производства кормов. Следует отметить, что Тимирязевка является абсолютным лидером среди аграрных вузов страны по количеству проектов -резидентов Сколково. Активное участие принимает Отраслевой аграрный бизнес-инкубатор (ОАБИ) Тимирязевки, который работает с фондом Сколково.

Например, коллектив сколковской компании «AlST» участвует в проекте ОАБИ «Интеллектуальная ресурсосберегающая система дифференцированного полива с/х культур». Команда занимается разработкой интеллектуальной модульной системы дистанционного управления дифференцированной подачей воды для полива сельскохозяйственных культур. В основе «AIST» - энергонезависимой информационной аппаратно-программной системы лежат концепция точного земледелия и объектно-ориентированный подход. Система позволяет осуществлять энерго- и водосбережение при поливе сельскохозяйственных культур, а также дифференцированный полив и внесение жидких удобрений с использованием данных о поливаемом поле, полученных при помощи ГИС-технологий. В результате применения этой системы происходит увеличение урожайности культур. Так, в ходе экспериментов, проведенных командой «AIST», только за счет грамотного полива урожайность люцерны увечилась примерно на треть.

Следующий пример предполагает участие коллектива сколковской компании «Agronote» с проектом ОАБИ «Бюро ландшафтного планирования и проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия». Эта информационная система улучшает качество и скорость планирования размещения культур по полям и технологий их возделывания. Система построена на основе облачных технологий и существующего кроссплатформенного приложения «Дневник агронома», в ней используются материалы агроэкологической оценки земель: АгроГИС и данные дистанционного зондирования земли, информация по истории полей, мониторинг техники, метеоданные.

В Тимирязевке на базе института механики и энергетики им. В.П. Горячкина разрабатываются проекты, направленные на механизацию сельского хозяйства. Совместно с ЗАО «Космос комплект» ученые института и студенты разработали агротехнологический роботизированный комплекс GreenBot - робот, состоящий из зондо-сенсорной системы и платформы, которая обеспечивает общий бортовой контроль, перемещение по RFID меткам или GPS/ГЛОНАСС-координатам. Полученная информация считывается с сенсоров робота,

обрабатывается и поступает в базу хранения. В настоящий момент ведутся исследования по созданию действующего прототипа.

На сегодняшний день наиболее обсуждаемой темой во всем мире является цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровое сельское хозяйство, цифровое образовательное пространство [91. Достижения цифровой эпохи, такие как облака, аналитика, мобильность, социальные медиа, умные устройства, блокчейн, способны коренным образом изменить жизнь людей, производство и образование [5, 6].

Основными цифровыми технологиями, которые влияют на эффективность производства, и которые нужно знать, и уметь применять на практике, являются:

- большие данные;

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

- системы распределенного реестра;

- квантовые технологии;

- новые производственные технологии;

- промышленный интернет;

- компоненты робототехники и сенсорика;

- технологии беспроводной связи;

- технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В качестве инновационного подхода в подготовке студентов следует рассмотреть концепцию умных (smart) технологий.

В аграрном образовании и сельском хозяйстве выделяют следующие инновационные решения, которые можно отнести к концепции умного сельского хозяйства:

- облачные решения и интернет вещей (1оТ-платформы);

- беспилотные транспортные средства;

- беспилотные летательные аппараты;

- датчики и сенсоры;

- ГЛОНАСС/GPS в сельском хозяйстве;

- геоинформационные системы и технологии дистанционного зондирования Земли [31.

В РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева на агрономическом направлении в учебном процессе и на практике студенты, магистры и аспиранты изучают и применяют перечисленные технологии, которые необходимы для мониторинга, оценки и анализа растительности, рельефа, почвы и состояния сельскохозяйственных посевов и земель. У студентов формируются знания, умения и навыки в области технологии ««точного земледелия».

Рассматривается также новый подход к обучению при поддержке облачных решений и интернет вещей (IoT в растениеводстве, Microsoft Azure IoT Hub, Power BI, Machine Learning и др.), которые позволяют осуществлять мониторинг, аналитику, прогнозы. Главным является обеспечение студентов доступом к средствам объективного контроля вегетационного периода сельскохозяйственных культур, инструментам планирования и управления производством с элементами Big Data и AI, платформе макропрогнозирования спроса, тесной интеграции процессов цифрового сельского хозяйства с платформами, разрабатываемыми в процессе реализации цифровой экономики. Требуется развитие цифровой среды дистанционного аграрного образования и рынка профессионального агроконсультирования.

Преимущества smart-технологий: мобильность, удобство и гибкость, автоматизация решений, целостность картины, анализ данных и масштабируемая система аналитики, точные и достоверные данные и др.

Получение практического опыта на базе современных информационных (умных) технологий должно стать приоритетным направлением аграрной вузовской подготовки [31.

Интеграция единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний с типовыми сайтами сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных НИИ и ВУЗов; типовыми ИУС и системами первичного учета, реализованных с помощью Интернет-технологий составляют основу цифровой платформы, логическая структура которой готова к интеграции с различными цифровыми устройствами и приборами в дальнейшем.

Выводы. Цифровые технологии находят все большее применение не только в производственно-технических и экономических аспектах деятельности сельскохозяйственных предприятий, но и в сфере профессионального аграрного образования и переподготовки. Руководители и преподаватели в сфере аграрного образования должны быть адаптированы к необходимости все более активного использования цифровых образовательных инструментов в своей работе, поскольку их применение существенно повышает качество и эффективность профессионального обучения студентов.

Следует сделать акцент на практико-ориентированное обучение при поддержке цифровых (умных) технологий. Необходимость усиления практической подготовки в образовании определена требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-Ф3 и Федеральных государственных образовательных стандартов [4, 51.

Необходимо адаптировать образовательные программы под потребности современного бизнес-сообщества, чтобы процесс перехода от учебы к работе стал более эффективным как для молодого специалиста, так и для будущего работодателя.

Для эффективного развития аграрного образования обязательным условием является создание современной цифровой платформы-информационно-образовательного пространства как необходимого информационно-технологического базиса социально-экономической подготовки студентов для АПК [21.

Цифровая умная платформа необходима для инновационного развития аграрного образования, цифровой экономики сельского хозяйства, формирования профессиональных компетенций студентов.

Литература:

1. Лемешко Т.Б. ERP-система как средство обучения для аграрного вуза / В сборнике: Новые информационные технологии в образовании Сборник научных трудов 18-й международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Чистова. 2018. С. 373-375

2. Лемешко Т.Б. SMART-технологии в аграрном образовании / В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем / Сборник статей по материалам Всероссийской научно-

практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 200-202.

3. Лемешко Т.Б. Цифровое пространство аграрного образования / В сборнике: Научное и творческое наследие А.В. Чаянова в аграрной экономике XXI века. Материалы международной научной конференции. 2018. С. 268-271.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

5. Царапкина Ю.М. Информационные технологии в профессиональном самоопределении молодежи: Монография / Ю.М. Царапкина / Иркутск: ООО "Мегапринт", 2017. - 208 с.

6. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: Монография // М.: Из- во РГАУ-МСХА, 2011. - 202 с.

7. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптаптивной компетенции обучающихся. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1. С. 119-133.

8. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 102-104.

9. Шабунина В.А. Дунаева Н.В., Шабунина А.К., Миронов А.Г. Современные подходы в терминологии профессионального образования. Москва-Красноярск, 2017. - 562 с.

10. Шабунина В.А., Илларионова Л.П., Тимофеева С.В., Алдошина М.И., Нужный М.Ю., Сладкова О.Б., Миронов А.Г., Царапкина Ю.М. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе / Коллективная монография / Москва, 2018. - 184 с.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Горохов Алексей Юрьевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Макаров Юрий Васильевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА

ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье описаны основные результаты изучения психологического портрета сотрудников ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. В современных условиях работа в ведомственной охране имеет ярко выраженный стрессогенный характер. В практической области применения психологических знаний это отражается, как задача формирования новой модели управления персоналом.

Исследование выполнено для повышения эффективности труда сотрудников и создания возможностей для реализации нового подхода к профессиональному отбору кандидатов.

Ключевые слова: психологический портрет, стресс, память, интернальность, тревожность, внимание, темперамент, профессиональная деятельность.

Annotation. The article describes the main results of the study of the psychological portrait of the departmental security officers of the Ministry of Transport of the Russian Federation. In modern conditions, work in the departmental security has a pronounced stressor character. In the practical field of application of psychological knowledge, this is reflected as the task of forming a new model of personnel management.

The study was carried out to increase the efficiency of employees' work and create opportunities for the implementation of a new approach to the professional selection of candidates.

Keywords: psychological portrait, stress, memory, internality, anxiety, attention, temperament, professional activity.

Введение. В настоящее время проблема повышения продуктивности труда специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни.

Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении форм и факторов повышения эффективности трудовой деятельности обусловлены прежде всего богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, дискретностью, непрерывностью, сложностью измерения.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии большинством ученых (Б.Г. Ананьев, А.Ц. Пуни, Н.Б. Стамбулова, С.Л. Рубинштейн) [1, 3, 5, 10] признается, что психические свойства личности формируются и закрепляются в двух вариантах. В первом случае, это общее, что помогает для разных сфер жизни и деятельности. Во втором случае, специфичное, определяемое конкретными условиями разных видов деятельности и выражающееся в специфичных свойствах, состояниях и процессах, способствующих успешности данной деятельности. Объединение общего и специфического направлений является основой для гармоничного формирования психических свойств личности. А.Ю. Горохов, Ю.В. Макаров обращали внимание на возможности использования психологического тренинга в качестве инструмента повышения эффективности труда [4].

Таким образом, любое качество в деятельности получает свое общее и специальное развитие. Необходимость изучения профессионально-значимых качеств подчеркивал В.Л. Марищук [8].

По мнению некоторых авторов (А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А. А. Смирнов, В.Н. Скворцова) [6, 7, 9 12], к общим качествам следует относить некоторые генетически обусловленные морфологические особенности, а также формируемые в процессе воспитания и становления профессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.