Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/497 (Дата обращения: 12.11.2018)
7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
8. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
9. Хрестоматия по нейропсихологии: учебное пособие / Ред. Е.Д. Хомская. - М.: Российское психологическое общество, 1999. - С. 360-366.
Педагогика
УДК: 796.011.3
старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент 1 курса Уромов Георгий Дмитриевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ
Аннотация. Данная статья является продолжением экспериментального исследования возможностей использования нейропсихологических профилей при обучении спортивным способам плавания на этапе отработки техники симметричных и ассиметричных способов работы рук и ног. Авторы приводят примеры использования индивидуальных латеральных профилей в процессе обучения спортивным способам плавания.
Ключевые слова: индивидуальные латеральные профили, спортивные способы плавания, умственно отсталые обучающиеся.
Annotation. This article is a continuation of the experimental study of the possibility of using neuropsychological profiles in teaching sports swimming methods at the stage of working out the technique of symmetric and asymmetric methods of work of hands and feet. The authors give examples of the use of individual lateral profiles in the process of teaching sports methods of swimming.
Keywords: individual lateral profiles, sports swimming methods, mentally retarded students.
Введение. В современной системе специального образования адаптивная физическая культура выступает составной частью коррекционно-развивающего процесса. Активно расширяющееся использование многообразных средств и форм адаптивной физической культуры как инновационной образовательной области, что обусловлено действительно неординарными потенциальными возможностями АФК в решении стратегических задач специального образования [4].
Нам представляется весьма интересным преломление известных современных данных нейропсихологии детского возраста относительно возможностей развития двигательных навыков в области плавательной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями.
Несмотря на изученность проблемы развития двигательной сферы при умственной отсталости, мы практически не встретили работ, раскрывающих роль межполушарного взаимодействия в этих процессах [2, 3, 8]. Нарушения согласованности, точности и темпа движений наблюдаемые практически у всех умственно отсталых школьников, можно объяснить с точки зрения нейрофизиологических причин со стороны центрального аппарата управления движениями, о которых мы уже писали в более ранних публикациях [6, 7, 10].
Изложение основного материала статьи. В настоящее время олигофренопедагогика располагает скромным багажом специальных пособий и методических разработок, которые посвящены проблеме использования плавания в коррекционно-образовательном процессе на фоне общего признания необходимости внедрения данного направления физической культуры в обучение [3, 12]. Это связано, прежде всего, с наличием в этой группе разнородности состояний и клинических проявлений как по степени выраженности, так и по качественному своеобразию механизмов и причин, нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида [2, 8, 10].
Основной сложностью в процессе обучения является невозможность единовременного усвоения учебного материала и достижения одинакового конечного результата за определенное количество часов нормально развивающимися детьми и детьми с умственной отсталостью. Это во многом обусловлено и вариативным характером индивидуальных латеральных профилей с нечетко выраженной доминантой [1, 10].
Ассиметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения. Однако в традиционных подходах к методике учебно-тренировочных занятий недостаточно учитывается индивидуальные особенности спортсменов и их соответствие специфике требований избранного вида спорта, что отрицательно сказывается на подготовленности, физическом развитии и психологическом состоянии спортсмена. При этом огромная роль для правильного выбора методики обучению плаванию отводится комбинированной работе рук и ног. Так, сочетание правой руки и левой ноги (или левой руки и правой ноги) характеризуют способы кроль и на спине; сочетание правой руки и правой ноги (или левой руки и левой ноги) характеризуют способы брасс и дельфин. Но все это в первую очередь связано с ИПЛ.
Проблема диагностики функциональных асимметрий (ФАМ) напрямую связана с запросами практики, в частности, дифференциации при обучении. Экспериментальным путем нами были определены наиболее эффективные по различным критериям (способ предъявления, сложность техники выполнения, информативность) и проведена диагностика, позволившая определить индивидуальные латеральные предпочтения умственно отсталых обучающихся с ошибками, наиболее характерными в технике плавания,
которые учитывали при построении индивидуальной работы в процессе учебно-тренировочного занятия [5, 9].
Вся работа по обучению спортивным способам плавания проводилась в течение 2016-2018 г.г. частота тренировок составила от 3 до 5 занятий. Занятия проводятся в группе из 5-6 человек. Структура занятий с точки зрения решения задач социальной реабилитации на примере их организации в нашем бассейне бала подробно представлена в одной из статей журнала «Теория и практика физической культуры» [11]. В организацию работы по обучению непосредственно спортивным способам плавания включается индивидуальная работа, предполагающая участие тренера - посредника (помощника тренера, родителя) и ребенка. Учебное занятие предполагало наличие как минимум 2 частей: разминка на суше, состоящая из ОФП и СФП и тренировка в воде.
Общеразвивающие и специальные упражнения плавания выполняют на суше, в вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части занятия, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Содержание основной части занятия определяется исходя из следующих принципов построения: обучение сложным по координации движениям целесообразно начинать через ведущую сторону; повышение эффективности переноса навыков с ведущей на субдоминантную сторону; направленная тренирующая стимуляция неведущей стороны менее результативна; при обучении двигательным действиям в субдоминантную сторону целесообразно уменьшать количество тонких координационных структур элементов движения, упрощая адаптацию техники к индивидуальным способностям. Исходя из данных литературы и результатов эксперимента нами были выделены некоторые особенности включения в структуру учебного занятия отдельных упражнений и приемов, основанных на ИПЛ при моделировании индивидуальных заданий:
1. При доминировании левшества в двух системах из трех (конечности - тело - общая направленность движений) - увеличить долю коротких серий, т.к. они проявляют более худшую выносливость по сравнению с правшами.. Им целесообразно чередовать серии с упражнениями на баланс, начиная с ведущей стороны, увеличить количество упражнений на координацию движений, например при разминке на суше. Левши видят лучше целостный образ, поэтому нуждаются в показе движения целиком, при этом в процессе показа применяется физический уровень воздействия (совместные действия). Поскольку по данным статистики у левшей отмечается минимальное количество ошибок в реакции на движущийся предмет, целесообразно включать приемы при формировании правильного направления движения и вытяжения рук мячи и игровые приемы по типу «догонялок» (с колобашкой).
Приведем пример индивидуальной программы с учетом данного варианта ИПЛ:
Игорь Т., 12 лет. ИПЛ: ЛЛАлП. Среди ошибок техники плавания можно выделить следующие: 1) Симметричные способы: Слабый гребок,. Левая рука опережает правую, волна ногами редкая с большой амплитудой. Неправильное положение тела с креном на левый бок (баттерфляй). Нет захвата руками, нет толчка ногами, замена ног брассом на ноги - дельфин (брасс). 2) Ассиметричные способы: ножницеобразные движения выполняет с большой амплитудой. Отсутствует фаза скольжения, нет полного вытяжения руки и кисти. Нет фазы гребка. Большой крен из-за тонущих ног (кроль н/груди). Руки разводит в стороны при сохранении общего правильного направления. Нет прямого продвижения тела (зигзагообразные) по дорожке (кроль н/сп).
Таблица 1
Фрагмент индивидуальной программы формирования техники спортивных способов плавания для организации индивидуальной работы на занятии Игоря Т.
На суше В воде
Симметричные (брасс, баттерфляй) Асимметричные (кроль на груди, на спине)
Имитация работы ног кролем: упражнение «Футболист». Для дельфина упражнения на спину с преимущественным долей движений расправляющих грудную клетку (прогиб и выгиб спины, выгиб спины назад): «Кошка сердится» с фазой выгиба, «Кошка подлезает через забор», «Кошка лижет молоко», «Большая волна», «Обратная волна»). Ноги брасс сидя с удержанием позы. Руки брасс - около стенки с опорой с фазе падения вперед. Зацепление руками ног с помощью: упражнения «Качели», «Кораблик», «Жаренная золотая рыбка». «Кроль». Исключить прыжки на двух ногах. Руки дельфин на спине. Работа ног с доской всеми способами. При выполнении симметричных движений брассом с толчком от неподвижной опоры и механической помощью в начальной фазе движения. Все технические движения всеми способами выполняются преимущественно на спине либо на груди с руками брассом. Разноименные движения руками и ногами: Упражнение «Руки-брасс - ноги кроль», на спине «Руки-дельфин - ноги-кроль». Включение в работу доски или др.неподвижной опоры. Упражнения на удержание позы (с одной рукой, начиная с ведущей стороны, увеличивая количество подходов субдоминантой). Работа ног с доской всеми способами. На спине упражнение «Руки вперед - ноги кроль».
2. При смешанном типе ИПЛ по аналогичным показателям направленность движений, что проявляется в дисбалансе и увеличении времени на его поддержание в безопорной среде. В этом случае в большей
степени страдает согласованная работа верхними и нижними конечностями, особенно в синхронных видах (брасс, баттерфляй). Поэтому следует начинать освоение спортивного способа брасс, баттерфляй - с упражнений на отдельное включение синхронных рук при кролевых движениях ногами и неподвижной опоре для рук (доска, подражание, совместная работа с физическим удержанием правильной позиции рук, ног, туловища). Кроме того, в разминку на суше включали различные упражнения на ноги с руками стрелочкой.
Приведем пример индивидуальной программы с учетом этого варианта ИПЛ:
Григорий Т., 14 лет. ИПЛ: ПЛПЛ. Среди ошибок техники плавания можно выделить следующие: 1) Симметричные способы: Очень жесткие движения руками и ногами. Маленький вынос рук из воды (руки по поверхности воды). Нет плавности движений телом при общей согласованности движений руками и ногами (баттерфляй). Не разводит стопы. Нет согласованности рук и ног. Нет гребкового движения руками (гладит воду). Гребок руками правильный (брасс). 2) Ассиметричные способы: Согласованная работа рук и ног, но нет окончания гребка руками под водой. Неподвижная короткая шея, вдох не сторону, а вперед. Отклонение положения руки от медиальной оси: гребок начинает не от средней линии, не под себя, а в сторону (кроль н/груди). Согласованные движения руками и ногами. Гребок руками в стороны (аналогичные отклонения от средней оси тела). Нет плавности движений ногами и руками (рубит воду), колени выносит из воды при наличии большой амплитуды движений ногами (кроль н/сп).
Таблица 2
Фрагмент индивидуальной программы формирования техники спортивных способов плавания для организации индивидуальной работы на занятии Григория Т.
На суше В воде
Симметричные (брасс, баттерфляй) Асимметричные (кроль на груди, на спине)
Наклоны вправо-влево-вперед-назад, с руками в замке, вращения руками, упражнение «маятник», на мате из положения сидя -гибкость, кошка сердится, кошка лижет молоко, подлезает под забор, большая и малая волна, обратная волна. Имитация брасса сидя на скамье с механическим вмешательством, по подражанию, лежа на удержание позы. Упражнение кроль лежа на животе (попеременная работа рук и ног), восьмерки (упор присев - упор лежа - упор присев -выпрыгивание и т.п. на смену двигательных программ в сложном движении). Имитация спортивных способов плавания на суше с непосредственным контролем. Выкруты руками с непосредственным контролем синхронности и амплитуды движений. Работа с резиной, отжимания. Стоя у бортика - «Волна» (руки в стрелку). Удержание вертикального положения тела на глубокой части за счет работы ног дельфином. Упражнение для брасс -плавание в паре с помощниками (1- разводит стопы, другой работает руками), у бортика с отталкиванием и удержанием стоп на бортике. Удержание вертикального положения тела на глубокой части за счет работы ног кролем. Упражнения на сцепление. Упражнения с колобашкой одними ногами с вытянутой рукой. Гребок одной рукой по типу догонялок с фиксацией другой руки с колобашкой по центру (непосредственный контроль). Плавание в ластах. На спине плавание с колобашкой в ногах ноги кроль.
3. В случае выраженной односторонней доминанты на фоне демонстрации более низкого качества техники выполнения синхронных способов плавания с рассогласованностью работы рук и ног (либо в отдельности) целесообразно включать такие упражнения, в которых четко фиксируется одновременное начало и конец движения конечностями (имитация у бортика, отталкивание от бортика). Увеличивается доля упражнений на баланс («правая - левая - двумя», кроль с поворотом на бок). На суше особое внимание уделяется упражнениям в субдоминантную сторону (сохранение амплитуды движения). В отличие от суши все упражнения в воде начинать с ведущей стороны.
Приведем пример индивидуальной программы с учетом этого варианта ИПЛ:
Дарья Ш., 14 лет. ИПЛ: ПППП. Среди ошибок техники плавания можно выделить следующие: 1) Симметричные способы: Нет согласованной работы руками ногами (при согласованности работы только верхними / нижними конечностями), не выносит руки из воды. Размашистые движения ногами при отсутствии работы корпусом (баттерфляй). Колени раздельно. Замена на дельфинообразные движения. Нет согласованности работы верхними и нижними конечностями. Застревание на промежуточной фазе обучения (1-2). Руками замена гребка на глажение воды: нет захвата воды (брасс). 2) Ассиметричные способы: Вдох только в одну правую сторону, сбивается с ритма. Нет скольжения на груди, т.к. нет вкладывания прямой кисти в воду (рубит воду). Замена скольжения на силовое вложение руки. Колени сгибаются, бьет пятками по попе (кроль н/груди). Работа коленями, а не пальчиками. Нет согласованности в работе руками мельницей (выбрасывает руки по одной). Не может принять положение прямой руки: маховые движения от локтя (кроль н/сп).
Таблица 3
Фрагмент индивидуальной программы формирования техники спортивных способов плавания для организации индивидуальной работы на занятии Дарьи Ш.
На суше В воде
Симметричные (брасс, баттерфляй) Асимметричные (кроль на груди, на спине)
Имитация кроля на груди, на спине: Упражнение «Мельница», «Лыжник» в наклоне (одновременно, попеременно, разноименные движения, встречные махи),. Все упражнения с положением «руки в стрелку» (приседания, выпрыгивания, наклоны). Круговые движения руками вперед-назад, руки в замок за спиной с наклонами. Все упражнения выполняются с пластиковой трубкой и стрелой на руках с фиксацией локтя. Для брасс: плавание в паре с механическим разведением ног. Отталкивания от бортика с имитацией. Для батта: упражнение «2 удара - 1 рука - 2 удара ногами - 2 рука - 2 удара - 2 руки с выносом рук». Вертикальные кролевые движения с удержанием тела (руки в стрелку). Плавание в восьмерках и треугольных лопатках. Для прямоты движений ногами колобашка между ног, упражнения с колобашкой в догонялки. Упражнения на сцепление в воде: вдох-выдох -гребок. Плавание ногами на спине в различных положениях (с одной рукой, поднятой рукой, флажок). Плавание в ластах. Плавание на баланс (с поворотом на бок и вытянутой рукой).
Данные таблиц 1-3 демонстрируют, что комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания отрабатывается или изучается в данный момент. Для каждого спортсмена были подобраны индивидуальные комплексы упражнений, реализующихся в индивидуальной части занятия.
Формирующий эксперимент проводился в течение длительного времени, показанные результаты выступлений на соревнованиях. Сравнительный анализ динамики позволил выявить зависимость показателей эффективности применения ИПЛ на занятиях от:
1) степени владения техникой спортивного способа плавания: чем меньше период технической подготовки (в данном способе), тем больше Кдинамики , который составляет в основной группе от 4,5 сек (у спортсменов 1-2го г.г. обучения) до 1,5-2 сек вне зависимости от длины дистанции.
2) необходимости синхронного или асинхронного способа работы конечностей: в синхронизированных способах (брасс, баттерфляй) данная разница более стабильна и существенна, в отличие от асинхронных (кролевых), где наблюдался сильный разброс показателей. Возможно, данная разница обусловлена наличием вариативной картины мозаичности ИПЛ по линии рука - тело - ноги, наблюдаемая по результатам диагностики.
3) способа предъявления заданий и учете индивидуального латерального профиля при формировании сложнокоординированного навыка и принадлежности спортсменов к группе левшей/правшей.
Выводы. Таким образом, процесс технической подготовки целесообразно организовать с учетом ИПЛ с включением средств, качественно воздействующих на внутреннюю структуру плавательных движений. Это обеспечивает формирование более рационального варианта техники плавания. Учитывая вариативность литеральных профилей детей с умственной отсталостью и неустойчивой доминанты, работу необходимо проводить индивидуально с точки зрения приемов показа и начала включения в работу ведущей конечности.
Литература:
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
2. Бердичевская Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры. - 1999. - URL: http://sportfiction.ru/articles/profil-mezhpolusharnoy-asimmetrii-i-dvigatelnye-kachestva/ (Дата обращения 13.11.2018)
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997. - 128 с.
4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 Т. - Т.1. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.
5. Медведева Е.Ю., Уромова С.Е. Исследование профилей латеральной организации сенсомоторных функций у детей с умственной отсталостью как психологическая основа обучения плаванию // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. Ч.8. - С. 300-306
6. Медведева Е.Ю., Уромова С.Е. Характеристика двигательных навыков при обучении плаванию инвалидов // Современные тенденции развития науки технологий: сбор. науч. тр. по материалам II Международной научно-практической конференции 31 мая 2015г.: в 7 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. -Белгород: ЭГИЦЕНТР, 2015. - Часть V. - С. 89-93.
7. Молоткова Н.В, Уромова С.Е., Земкова С.В, Способы обучения плаванию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Современные подходы реабилитации, адаптивной физической культуры в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы V международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Н. Фомичевой, Ю.П.Зверева, В.А. Оринчука. - Н.Новгород: ООО "Цветной МИР",2014. - С .81-84
8. Москвина Н.В., Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека [Электронный ресурс] - URL: https://www.litmir.co/br/?b=203703 (Дата обращения 15.11.2018)
9. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / Е.Д.Хомская, И.В.Ефимова, Е.В. Будыка и др. - М.: «Академия», 2011. - С. 33
10. Уромова С.Е., Медведева Е.Ю. Проблема межполушарной асимметрии в определении индивидуальных латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный
ресурс] // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. - 2017 - №6(30) - URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ (Дата обращения 13.11.2018)
11. Уромова С.Е., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Каштанова С.Н., Молоткова Н.В. Из опыта обучения плаванию лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. - С. 26-29
12. Фетисов А.М. Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп // Социально-экономические явления и процессы. 2014. - Т. 9. - № 12. - С. 336
Педагогика
УДК 378.01:004
кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва); доцент Лемешко Татьяна Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Миронов Алексей Геннадьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» (г. Красноярск)
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение новых подходов в подготовке студентов аграрного вуза при поддержке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Очевидным является переход аграрного образования и методики подготовки студентов на новые образовательные программы и стандарты, современные информационные платформы, цифровые технологии, информационные ресурсы и онлайн-курсы, позволяющие улучшить профессиональный уровень знаний, умений и навыков. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования - это настоящее и будущее АПК России. Для создания и функционирования цифрового аграрного сектора необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями. Подготовка студентов аграрного вуза невозможна без применения практико-ориентированного обучения, концепции умных (smart) технологий, ERP-систем, электронного обучения, цифровых образовательных ресурсов, участия студентов в инновационных проектах. Статья представляет интерес для дальнейшего исследования инновационных решений в области цифровой трансформации аграрного образования.
Ключевые слова: цифровые технологи, аграрное образование, умные технологи, компетенции.
An^tatton. The purpose of the article is to consider new approaches in the training of students of agricultural University with the support of modern information and communication technologies (ICT). The transition of agricultural education and methods of training students to new educational programs and standards, modern information platforms, digital technologies, information resources and online courses to improve the professional level of knowledge and skills is obvious. The relevance of the article is due to the fact that the digitalization of agricultural education is the present and future of the agro - industrial complex of Russia. The creation and functioning of the digital agricultural sector requires specialists with new competencies. Training of students of agricultural University is impossible without the use of practice-oriented learning, the concept of smart technologies, ERP systems, e-learning, digital educational resources, students ' participation in innovative projects. The article is of interest for further research of innovative solutions in the field of digital transformation of agricultural education.
Keywords: digital technologies, agricultural education, smart technologies, competences.
Введение. В настоящее время инновационное развитие аграрного сектора требует новой подготовки кадров, применения цифровых технологий - современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [71. Вопросы развития аграрного образования и кадрового обеспечения АПК являются сегодня важнейшими приоритетами государственной политики. Именно от высококвалифицированных специалистов зависит будущее АПК и всей страны. В условиях цифровизации технологические платформы должны стать главными средствами поддержки аграрного образования. Для создания и функционирования цифрового аграрного сектора необходимы специалисты, обладающие новыми компетенциями [101.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования и цифровая экономика в сельском хозяйстве - это настоящее и будущее АПК России. Очевидно, что инновации, открытия, идеи будут тогда, когда в сельское хозяйство придут молодые специалисты, обладающие знаниями в области цифровых (умных) технологий и цифровой экономики АПК. Сегодня агропромышленный комплекс нуждается в новых кадрах, способных применять на практике smart-технологии.
В связи с этим нужны новые подходы при подготовке кадров для АПК.
В рамках цифровой трансформации аграрного образования и экономики АПК необходимо внедрение современных информационных платформ, технологий, информационных ресурсов и онлайн-курсов. Для этого следует разработать и внедрить в систему высшего профессионального аграрного образования новые образовательные программы и стандарты обучения по инновационным технологиям цифровой экономики, цифрового земледелия, растениеводства и животноводства.
Целью статьи является рассмотрение новых подходов в подготовке студентов аграрного вуза. Очевидным является переход аграрного образования и методики подготовки студентов аграрного вуза на цифровые технологии, позволяющие в дальнейшем управлять умным сельским хозяйством.
Изложение основного материала статьи. Подготовка студентов аграрного вуза невозможна без применения практико-ориентированного обучения, концепции умных (smart) технологий, ERP-систем, электронного обучения, цифровых образовательных ресурсов, участия студентов в инновационных проектах.
Практико-ориентированный подход в аграрном образовании - это получение опыта практической профессиональной деятельности в ходе учебного процесса. Практико-ориентированное обучение предполагает наличие в вузе (при вузе / при участии вуза на предприятиях и в организациях) особых форм