Научная статья на тему 'Развитие экспериментального цифрового хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, с учетом особенностей агроландшафтных систем земледелия и естественного плодородия почв'

Развитие экспериментального цифрового хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, с учетом особенностей агроландшафтных систем земледелия и естественного плодородия почв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЦИФРОВОЕ ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / AGRICULTURAL ECONOMICS / DIGITALIZATION / EXPERIMENTAL DIGITAL PILOT FARM / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухин А. А., Таракин А. В., Бухвостов Ю. В.

В современных условиях трансферт цифровых технологий в сельское хозяйство возможен лишь при научном сопровождении, доказательной базе в практических условиях эффективности цифровизации и соответствующей системе подготовки молодых специалистов. В качестве гипотезы выдвигается положение, что именно интеллектуальный потенциал в условиях повсеместной цифровизации сельского хозяйства является лимитирующим фактором динамичного и эффективного процесса технологической модернизации. Объектом изучения стал процесс создания экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. Цель исследования разработка модели эффективного функционирования экспериментального цифрового хозяйства, как опытной и демонстрационной площадки для инновационного развития отрасли. В статье предложена модель развития экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Обоснованы основные задачи экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Доказана взаимосвязь образовательного, научного и производственных элементов деятельности аграрного вуза, которая прослеживается на всем протяжении научно-образовательного и производственного процесса экспериментального цифрового опытного хозяйства. Обосновано, что развитие инновационной деятельности базируется на интеграции знаний, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских работ и прохождения производственной практики, а также на основе новых технологий. Приведены ожидаемые результаты реализации задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, повышения эффективности. Экономически обосновано, что уровень эффективности отдачи земли должен превышать средний региональный уровень. Выбор культур экспериментального цифрового опытного хозяйства должен строится исходя из уровня рентабельности и технической оснащенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полухин А. А., Таракин А. В., Бухвостов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL DIGITAL FARMING, CREATED ON THE BASIS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION, TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF AGROLANDSCAPE SYSTEMS OF AGRICULTURE AND NATURAL FERTILITY OF SOIL

In modern conditions the transfer of digital technologies to agriculture is possible only with scientific support, an evidence base in practical conditions of the effectiveness of digitalization and an appropriate system for training young specialists. As a hypothesis, the proposition is made that it is the intellectual potential in the context of widespread digitalization of agriculture being the limiting factor in a dynamic and effective process of technological modernization. The object of study was the process of creating an experimental digital pilot farm on the base of a higher educational institution in the context of digitalization of agriculture. The purpose of the study is to develop a model for the effective functioning of an experimental digital economy as an experimental and demonstration platform for the innovative development of the industry. The article proposes a model for the development of an experimental digital pilot farm created on the base of a higher educational institution. The main tasks of the experimental digital pilot farm based on a higher educational institution are substantiated. The interrelation of the educational, scientific and production elements of the activities of the agricultural university is proved, which can be traced throughout the scientific, educational and production process of the digital experimental farm. It is proved that the development of innovation is based on the integration of knowledge gained in the course of research and practical training, as well as because of new technologies. The expected results of the implementation of the tasks of an experimental digital pilot farm created on the base of the higher education institution to improve efficiency are presented. It is economically justified that the level of efficiency of land return should exceed the average regional level. The choice of crops of the experimental digital pilot farm should be based on the level of profitability and technical equipment.

Текст научной работы на тему «Развитие экспериментального цифрового хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, с учетом особенностей агроландшафтных систем земледелия и естественного плодородия почв»

УДК / UDC 631.117.2:004.9:[631.58+631.452]

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦИФРОВОГО ХОЗЯЙСТВА, СОЗДАВАЕМОГО НА БАЗЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРОЛАНДШАФТНЫХ СИСТЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ЕСТЕСТВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL DIGITAL FARMING, CREATED ON THE BASIS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION, TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF AGROLANDSCAPE SYSTEMS OF AGRICULTURE AND

NATURAL FERTILITY OF SOIL

Полухин А.А., доктор экономических наук, доцент, профессор РАН, профессор1, главный научный сотрудник2 Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Sciences, Professor1, Chief Researcher2

E-mail: polukhinogac@yandex.ru Таракин А.В.1, кандидат сельскохозяйственных наук, декан факультета агробизнеса и экологии Tarakin A.V.1, Candidate of Agricultural Sciences, Dean of the Faculty of Agribusiness and Ecology E-mail: alexei.tarakin@yandex.ru Бухвостов Ю.В.1, кандидат экономических наук, доцент Bukhvostov Yu.V.1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

E-mail: jurasic83@yandex.ru 1ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия ''Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia 2ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, Россия 2Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of Rural Economics, Moscow, Russia

Исследование проведено в рамках тематического плана-задания на выполнение ФГБОУ ВО Орловским ГАУ НИР по заказу Минсельхоза России

за счет средств федерального бюджета в 2019 году (регистрационный номер НИОКТР АААА-А19-119041290030-8, от 12.04.2019 г.)

В современных условиях трансферт цифровых технологий в сельское хозяйство возможен лишь при научном сопровождении, доказательной базе в практических условиях эффективности цифровизации и соответствующей системе подготовки молодых специалистов. В качестве гипотезы выдвигается положение, что именно интеллектуальный потенциал в условиях повсеместной цифровизации сельского хозяйства является лимитирующим фактором динамичного и эффективного процесса технологической модернизации. Объектом изучения стал процесс создания экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. Цель исследования - разработка модели эффективного функционирования экспериментального цифрового хозяйства, как опытной и демонстрационной площадки для инновационного развития отрасли. В статье предложена модель развития экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Обоснованы основные задачи экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Доказана взаимосвязь образовательного, научного и производственных элементов деятельности аграрного вуза, которая прослеживается на всем протяжении научно-образовательного и производственного процесса

экспериментального цифрового опытного хозяйства. Обосновано, что развитие инновационной деятельности базируется на интеграции знаний, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских работ и прохождения производственной практики, а также на основе новых технологий. Приведены ожидаемые результаты реализации задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, повышения эффективности. Экономически обосновано, что уровень эффективности отдачи земли должен превышать средний региональный уровень. Выбор культур экспериментального цифрового опытного хозяйства должен строится исходя из уровня рентабельности и технической оснащенности.

Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, цифровизация, экспериментальное цифровое опытное хозяйство, высшее учебное заведение, образование.

In modern conditions the transfer of digital technologies to agriculture is possible only with scientific support, an evidence base in practical conditions of the effectiveness of digitalization and an appropriate system for training young specialists. As a hypothesis, the proposition is made that it is the intellectual potential in the context of widespread digitalization of agriculture being the limiting factor in a dynamic and effective process of technological modernization. The object of study was the process of creating an experimental digital pilot farm on the base of a higher educational institution in the context of digitalization of agriculture. The purpose of the study is to develop a model for the effective functioning of an experimental digital economy as an experimental and demonstration platform for the innovative development of the industry. The article proposes a model for the development of an experimental digital pilot farm created on the base of a higher educational institution. The main tasks of the experimental digital pilot farm based on a higher educational institution are substantiated. The interrelation of the educational, scientific and production elements of the activities of the agricultural university is proved, which can be traced throughout the scientific, educational and production process of the digital experimental farm. It is proved that the development of innovation is based on the integration of knowledge gained in the course of research and practical training, as well as because of new technologies. The expected results of the implementation of the tasks of an experimental digital pilot farm created on the base of the higher education institution to improve efficiency are presented. It is economically justified that the level of efficiency of land return should exceed the average regional level. The choice of crops of the experimental digital pilot farm should be based on the level of profitability and technical equipment.

Key words: agricultural economics, digitalization, experimental digital pilot farm, higher educational institution, education.

Введение. Эффективное развитие сельского хозяйства зависит от квалификации специалистов, а в современных условиях основным ресурсом развития и конкурентоспособности является именно интеллектуальный потенциал в условиях повсеместной цифровизации сельского хозяйства. Поэтому для успешного развития регионального АПК необходимо уделять значительное внимание сфере образования и науки, которые являются базисом интеллектуального потенциала [1].

Цель исследования - разработка модели эффективного функционирования экспериментального цифрового хозяйства, как опытной и демонстрационной площадки для инновационного развития отрасли.

Условия, материалы и методы. Объектом изучения стал процесс создания экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. Источниками эмпирической информации стали данные официальной статистики, данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Математическую и статистическую обработку данных проводили с помощью общепринятых методик экономического анализа. При обосновании направлений развития использовались монографический метод, методы экспертных оценок, анализ и синтез.

Результаты и обсуждение. Важнейшим компонентом развития аграрного вуза является организация практической подготовки обучающихся, реализация научных исследований на опытных участках в условиях, приближенных к производственным, причем опытные хозяйства, создаваемые на базе высшего учебного заведения должны внедрять авангардные цифровые технологии, с целью их научной апробации, формирования соответствующих компетенций у обучающихся [2].

Основные задачи экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения:

- создать условия для непрерывного профессионального практико-ориентированного аграрного образования, основанного на современных цифровых технологиях (точное земледелие, ресурсосберегающие технологии, биологизация, экологизация);

- обеспечить реализацию государственно-значимых, приоритетных и перспективных направлений научных исследований с использованием авангардных технологий точного агропроизводства;

- создать систему возобновления технического потенциала цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, за счет высоких результатов производственной деятельности;

- обеспечить высокоэффективное товарное производство сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции семеноводства в рамках полей экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения;

- высокоточная апробация новых технологий, биологических и химических препаратов в растениеводстве [3];

- реализация проектов создания Государственных сортоиспытательных участков, с целью испытания новых сортов и размножения перспективных линий;

- реализовать научный потенциал высшего учебного заведения за счет инициативных и диссертационных тем аспирантов, доцентов и профессоров, как демонстрационной площадки передовых научных достижений в области растениеводства [4].

Для реализации задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, необходимо интегрировать его работу по следующим направлениям деятельности вуза:

- образовательная деятельность (реализация практического обучения бакалавров, и магистрантов с использованием потенциала экспериментального цифрового опытного хозяйства);

- научно-исследовательская деятельность (закладка научных опытов аспирантов, соискателей и докторантов с использованием потенциала экспериментального цифрового опытного хозяйства, реализация хоздоговорных тематик по апробации новейших технологических решений, в том числе удобрительных форм и систем защиты растений);

- производственная деятельность (использование результатов научных исследований на производственных участках экспериментального цифрового опытного хозяйства).

Взаимосвязь перечисленных направлений прослеживается на всем протяжении научно-образовательного и производственного процесса. Так, развитие инновационной деятельности базируется на интеграции знаний, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских работ и прохождения производственной практики, а также на основе новых технологий [2].

Ключевой задачей экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, является создание демонстрационной площадки для обоснования эффективности внедрения современных технологий производства. В этой связи уровень эффективности отдачи земли должен превышать средний региональный уровень.

Понятие биоклиматический потенциал подразумевает возможности формирования биомассы растений в определенных почвенно-климатических условиях, как на фоне естественного плодородия, так и при оптимизации питательного и водного режимов [2].

Применительно к Орловской области авторами определены показатели интенсивности использования пашни по районам и хозяйствам области. В таблице 1 представлены данные по посевным площадям отдельных культур в Орловской области.

Таблица 1 - Посевные площади отдельных культур в Орловской области, тыс. га [5]

Культура 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Вся посевная площадь 1111,0 1095,1 1198,0 1255,8 1261,2 1255,9

Озимая пшеница 402,5 368,1 449,0 468,9 420,6 422,2

Ячмень 190,1 207,8 189,2 181,3 160,6 192,3

Овес 26,1 27,4 22,5 21,1 21,4 27,6

Гречиха 74,5 60,6 58,0 76,0 106,2 79,0

Соя 26,2 46,8 57,4 51,4 73,0 96,8

По данным таблицы 1 виден рост площади посевов в Орловской области сельскохозяйственных культур, так рост площади посевов озимой пшеницы, гречихи и сои. В таблице 2 показана урожайность сельскохозяйственных культур в Орловской области.

Таблица 2 - Урожайность сельскохозяйственных культур в Орловской области, ц/ га [5]

Культура 2013 г. 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018г.

Озимая пшеница 38,3 46,5 29,6 37,6 43,9 41,7

Ячмень 27,3 37,4 29,1 28,9 37,4 33,8

Овес 19,3 26,7 21,1 20,4 28,3 25,4

Гречиха 10,1 12,2 14,0 11,3 9,4 9,1

Соя 15,1 8,9 12,7 18,2 13,6 15,8

Доходность от сельскохозяйственных площадей является ключевым показателем для планирования финансового результата [6]. В таблице 3 представлены средние данные землеотдачи по Орловской области.

Таблица 3 - Экономическая оценка уровня землеотдачи сельскохозяйственных угодий в Орловской области_______

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Приходится выручки на 1000 га сельскохозяйственных угодий, млн. руб. 20,44 27,03 32,5 31,5 28,8 37,6

Приходится прибыли на 1000 га сельскохозяйственных угодий, млн. руб. 1,86 5,17 7,95 6,1 1,3 7,3

Из данных таблицы 3 видно, что землеотдача в хозяйствах Орловской области за анализируемый период существенно возросла. Это свидетельствует о росте эффективности использования земельных ресурсов посредством технико-технологической модернизации производства, использования семян,

современных средств защиты растений [7]. Исходя из среднего уровня доходности сельского хозяйства Орловской области и целевых индикаторов развития экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, считаем нормальным уровнем прибыли на 1000 га сельскохозяйственных угодий для хозяйства 10000 тыс. руб.

Одним из ключевых критериев при выборе культур для посева является их рентабельность. В таблице 4 представлен ранжированный ряд распределения основных сельскохозяйственных культур по уровню рентабельности (убыточности).

Таблица 4 - Ранжированный ряд распределения основных сельскохозяйственных культур по уровню рентабельности (убыточности), %

2013 г. 2015 г. 2018 г.

№ ранга Культура Уровень рентабельности (убыточности), % № ранга Культура Уровень рентабельности (убыточности) % № ранга Культура Уровень рентабельности (убыточности), %

1 Соя 61,25 1 Гречиха 174,3 1 Овощи защищенного грунта 142,7

2 Картофель 55,56 2 Подсолнечник 114,8 2 Соя 61,0

3 Подсолнечник 53,64 3 Рапс 92,8 3 Сахарная свекла 56,7

4 пшеница 41,78 4 Картофель 78,9 4 Ячмень 53,3

5 Сахарная свекла 37,83 5 Сахарная свекла 75,4 5 Рожь 48,5

6 Ячмень 35,76 6 Горох 72,8 6 Рапс 44,2

7 Рапс 28,8 7 Ячмень 55,1 7 Пшеница 43,9

8 Овес 13,99 8 пшеница 50,5 8 Картофель 37,2

9 Рожь 6,74 9 Соя 35,2 9 Подсолнечник 43,3

Исходя из уровня рентабельности культур и технической оснащенности считаем целесообразным возделывание в экспериментальном цифровом опытном хозяйстве, создаваемом на базе высшего учебного заведения Орловской области, пшеницы (товарной и семенной), ячменя, овса, гречихи (товарной и семенной), гороха, сои (товарной и семенной), а также безвирусного семенного картофеля.

Исключительно важным вопросом для экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения Орловской области, является анализ и контроль сбыта товарной продукции. К основным задачам анализа сбыта следует отнести:

1. Анализ потребительского рынка (работа с контрагентами, поставщиками, посредниками), отслеживание предложений, спроса и динамики цен на рынке пшеницы, сои, гречихи, овса, ячменя, зернобобовых культур.

2. Определение эффективной работы в целом, т.е. сравнение результатов с планом по объему продаж, росту доли рынка продукции, прибыли.

3. Эффективность выбранной стратегии завоевания рыночных позиций и удовлетворения целевых сегментов.

Важным вопросом вместе во взаимосвязи с маркетинговой деятельностью являются логистические процессы, т.е. управление материальными и другими потоками. Для экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения Орловской области, особое внимание следует уделить физическому перемещению продукции, что позволит

отслеживать и мониторить качество продукции, остатки продукции, закупочные цены на продукцию, обеспеченность ресурсами посредством цифровых технологий учёта, анализа, мониторинга логистики и рынка [8].

Таким образом, основными маркетинговыми мероприятиями на сегодня для экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, будет являться:

1. Создание электронной площадки для обзорной информации по предложениям для экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения.

2. Проведение маркетинговых исследований рыночной конъюнктуры для повышения стратегии роста бизнеса экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения.

3. Моделирование логистической системы продвижения продукции на рынки сбыта экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения.

Опираясь на данные мероприятия предлагаются альтернативные варианты их реализации:

1. Закрепление за соответствующими кафедрами вуза перечисленных функций и учет работы через стимулирующие выплаты или эффективный контракт.

2. Создание отдела маркетинга на экономическом факультете или в экспериментальном цифровом опытном хозяйстве, создаваемом на базе высшего учебного заведения, с привлечением ученых вуза [9].

Заключение. Движение по пути к поставленной цели предполагает повышение внутренней и внешней эффективности деятельности экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения, кафедр факультетов и руководства университета. Ожидаемые результаты реализации задач экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения повышения эффективности:

1. Создание более действенной системы контроля за исполнением принимаемых решений.

2. Увеличение доходов от производственной деятельности.

3. Повышение эффективности коммерциализации результатов научных исследований.

4. Создание условий для практической подготовки по профилям «Агробизнес», «Селекция и семеноводство», «Агроинжененрия» и других.

5. Активизация работы по интенсификации практической подготовки обучающихся.

6. Обновление тематики ВКР с учётом приоритетных направлений развития АПК, в т.ч. АПК области и потребностей заказчиков.

7. Активизация защит диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, подготовленных на базе экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения.

8. Разработка перспективного плана научно-исследовательской деятельности факультетов с учетом государственных программ развития образования, науки и отрасли.

9. Расширение практики осуществления хоздоговорных исследований, в т. ч. с учётом потребностей сельхозтоваропроизводителей.

10. Повышение качества образования за счет повышения квалификации НПР, участия преподавателей в научно-исследовательских проектах и стратегиях, международном сотрудничестве и внедрения новых образовательных технологий и практик в реализацию образовательного процесса по очной и заочной форме обучения.

11. Разработка совместных программ исследований с научными

сотрудниками и коллективами ближнего и дальнего зарубежья.

12. Создание госсортоучастка для оценки качественных характеристик

современных сортов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Развитие селекции и семеноводства на базе экспериментального

цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения.

14. Модернизация технического парка.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Программа развития Научно-образовательного производственного центра «Интеграция» на 2017-2025 гг. Утв., обсуждено и рекомендовано на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ № 15 от 30 августа 2017 г.

2. Учебно-методическое пособие по подготовке выпускных квалификационных работ для бакалавров направления подготовки «Агрономия» / М.А. Внукова, Е.М. Титова [и др.]. Орел: изд-во Орловский ГАУ, 2017. 34 с.

3. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства: проблемы и решения / И.С. Санду [и др.] // АПК: экономика, управление. 2014. № 12. С. 53-59.

4. Учебное пособие по самостоятельной работе студентов магистратуры / Н.В. Парахин, Г.И. Дурнев, А.В. Амелин [и др.]. Орел: изд-во ОрелГАУ, 2014. 126 с.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области // https://orel.gks.ru/ (дата обращения: 25.02.2020).

6. Полухин А.А. Экономическая оценка экспортного потенциала российского сельскохозяйственного машиностроения // АПК: экономика, управление. 2018. № 2. С. 15-21.

7. Парахин Н.В., Полухин А.А. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2014. № 4. С. 48.

8. Маркетинг / Т.Л. Мищенко [и др.]. Орел: изд-во Орловский ГАУ, 2016. 126 с.

9. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне / П.И. Бурак [и др.] // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 11-19.

REFERENCES

1. Programma razvitiya Nauchno-obrazovatelnogo proizvodstvennogo tsentra «Integratsiya» na 2017-2025 gg. Utv., obsuzhdeno i rekomendovano na zasedanii Uchenogo soveta FGBOU VO Orlovskiy GAU № 15 ot 30 avgusta 2017 g.

2. Uchebno-metodicheskoe posobie po podgotovke vypusknykh kvalifikatsionnykh rabot dlya bakalavrov napravleniya podgotovki «Agronomiya» / M.A. Vnukova, Ye.M. Titova [i dr.]. Orel: izd-vo Orlovskiy GAU, 2017. 34 s.

3. Tekhniko-tekhnologicheskaya modernizatsiya selskogo khozyaystva: problemy i resheniya / I.S. Sandu [i dr.] // APK: ekonomika, upravlenie. 2014. № 12. S. 53-59.

4. Uchebnoe posobie po samostoyatelnoy rabote studentov magistratury / N.V. Parakhin, G.I. Durnev, A.V. Amelin [i dr.]. Orel: izd-vo OrelGAU, 2014. 126 s.

5. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Orlovskoy oblasti // https://orel.gks.ru/ (data obrashcheniya: 25.02.2020).

6. Polukhin A.A. Ekonomicheskaya otsenka eksportnogo potentsiala rossiyskogo selskokhozyaystvennogo mashinostroeniya // APK: ekonomika, upravlenie. 2018. № 2. S. 15-21.

7. Parakhin N.V., Polukhin A.A. Ekonomicheskaya otsenka tekhnicheskogo pereosnashcheniya rastenievodstva Orlovskoy oblasti // Selskokhozyaystvennye mashiny i tekhnologii. 2014. № 4. S. 48.

8. Marketing / T.L. Mishchenko [i dr.]. Orel: izd-vo Orlovskiy GAU, 2016. 126 s.

9. Formirovanie strategicheskikh napravleniy modernizatsii tekhnicheskoy bazy selskogo khozyaystva na regionalnom urovne / P.I. Burak [i dr.] // Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2014. № 10. S. 11-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.