Научная статья на тему 'Научно-образовательный производственный центр «Интеграция», как база для апробации инновационных технологий'

Научно-образовательный производственный центр «Интеграция», как база для апробации инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
578
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / AGRICULTURAL ECONOMICS / DIGITALIZATION / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Полухин А.А., Таракин А.В., Наумкин В.В.

В современных условиях апробация инновационных технологий в аграрном вузе возможна лишь при научном сопровождении, доказательной базе в практических условиях учебно-опытного хозяйства. В качестве гипотезы выдвигается положение именно наличие опытных полей у аграрного вуза является лимитирующим фактором динамичного и эффективного процесса апробации инновационных технологий. Объектом изучения стал процесс развития опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. В статье предложена модель развития научно-образовательного производственного центра «Интеграция» структурного подразделения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. Обоснованы основные задачи опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Представлена фактическая тематика научных исследований учёных вуза в рамках экспериментальных опытных полей. Доказана гипотеза, о том, что научные исследования и образовательный процесс в агрономии не возможен без наличия у образовательного учреждения аграрного профиля учебно-опытных полей, которые являются как базой для практической подготовки обучающихся, так и территориальной основой для научных изысканий. Доказана взаимосвязь образовательного, научного и производственных элементов деятельности аграрного вуза, которая прослеживается на всем протяжении научно-образовательного и производственного процесса опытного хозяйства. Авторами предложены основные направления развития научно-образовательной деятельности в рамках производственных и опытных полей. Обосновано, что развитие инновационной деятельности базируется на интеграции знаний, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских работ и прохождения производственной практики, а также на основе новых технологий. Сформулированы векторы развития научно-образовательного производственного центра, как структурной единицы аграрного вуза, с точки зрения апробации цифровых, инновационных, биологизированных технологий сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND EDUCATIONAL PRODUCTION CENTER "INTEGRATION" AS A BASIS FOR APPROVING INNOVATIVE TECHNOLOGIES

In modern conditions, approbation of innovative technologies in the agrarian university is possible only with scientific support, an evidence base in the practical conditions of an educational-experimental farm. As a hypothesis, the proposition is put forward that the presence of experimental fields at the agrarian university is a limiting factor in the dynamic and effective process of innovative technologies approbation. The object of study was development of a pilot farm, created on the basis of a higher educational institution in the digitalization of agriculture. The article proposes a model for the development of the scientific and educational production center "Integration" a structural unit of the FSBEI HE Orel State Agrarian University. The main tasks of the pilot farm created on the basis of a higher educational institution are substantiated. The actual subject of scientific research of scientists of the university in the framework of experimental fields is presented. The hypothesis is proved that scientific research and the educational process in agronomy are not possible without presence of an educational institution in the agrarian institution of the agricultural profile, which are both the basis for practical training of students and the territorial basis for scientific research. The interrelation of the educational, scientific and production elements of the activities of an agricultural university is proved, which can be traced throughout the scientific, educational and production process of the experimental farm. The authors proposed the main directions of the development of scientific and educational activities in the framework of production and experimental fields. It is proved that the development of innovation is based on the integration of knowledge gained in the course of research and practical training, as well as on the basis of new technologies. The vectors for the development of a scientific and educational production center as a structural unit of an agricultural university are formulated from the point of view of testing digital, innovative, biologized agricultural production technologies.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный производственный центр «Интеграция», как база для апробации инновационных технологий»

УДК / UDC 061.62:001.895

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «ИНТЕГРАЦИЯ», КАК БАЗА ДЛЯ АПРОБАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

RESEARCH AND EDUCATIONAL PRODUCTION CENTER "INTEGRATION" AS A BASIS FOR APPROVING INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Полухин A.A.*, доктор экономических наук, доцент, профессор РАН, профессор Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,

Professor of the Russian Academy of Sciences, Professor Таракин A.B., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан факультета агробизнеса и экологии Tarakin A.V., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Agribusiness and Ecology Наумкин B.B., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Naumkin V.V., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: polukhinogac@yandex.ru

Исследование проведено в рамках тематического плана-задания на выполнение ФГБОУ ВО Орловским ГАУ НИР по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета в 2019 году (регистрационный номер НИОКТР АААА-А19-119041290030-8, от 12.04.2019 г.)

В современных условиях апробация инновационных технологий в аграрном вузе возможна лишь при научном сопровождении, доказательной базе в практических условиях учебно-опытного хозяйства. В качестве гипотезы выдвигается положение именно наличие опытных полей у аграрного вуза является лимитирующим фактором динамичного и эффективного процесса апробации инновационных технологий. Объектом изучения стал процесс развития опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. В статье предложена модель развития научно-образовательного производственного центра «Интеграция» - структурного подразделения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. Обоснованы основные задачи опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения. Представлена фактическая тематика научных исследований учёных вуза в рамках экспериментальных опытных полей. Доказана гипотеза, о том, что научные исследования и образовательный процесс в агрономии не возможен без наличия у образовательного учреждения аграрного профиля учебно-опытных полей, которые являются как базой для практической подготовки обучающихся, так и территориальной основой для научных изысканий. Доказана взаимосвязь образовательного, научного и производственных элементов деятельности аграрного вуза, которая прослеживается на всем протяжении научно-образовательного и производственного процесса опытного хозяйства. Авторами предложены основные направления развития научно-образовательной деятельности в рамках производственных и опытных полей. Обосновано, что развитие инновационной деятельности базируется на интеграции знаний, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских работ и прохождения производственной практики, а также на основе новых технологий. Сформулированы векторы развития научно-образовательного производственного центра, как структурной единицы аграрного вуза, с точки зрения апробации цифровых, инновационных, биологизированных технологий сельскохозяйственного производства. Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, цифровизация, интеграция науки и образования, высшее учебное заведение.

In modern conditions, approbation of innovative technologies in the agrarian university is possible only with scientific support, an evidence base in the practical conditions of an educational-experimental farm. As a hypothesis, the proposition is put forward that the presence of experimental fields at the agrarian university is a limiting factor in the dynamic and effective process of innovative technologies approbation. The object of study was development of a pilot farm, created on the basis of a higher educational institution in the digitalization of agriculture. The article proposes a model for the development of the scientific and educational production center "Integration" - a structural unit of the FSBEI HE Orel State Agrarian University. The main tasks of the pilot farm created on the basis of a higher educational institution are substantiated. The actual subject of scientific research of scientists of the university in the framework of experimental fields is presented. The hypothesis is proved that scientific research and the educational process in agronomy are not possible without presence of an educational institution in the agrarian institution of the agricultural profile, which are both the basis for practical training of students and the territorial basis for scientific research. The interrelation of the educational, scientific and production elements of the activities of an agricultural university is proved, which can be traced throughout the scientific, educational and production process of the experimental farm. The authors proposed the main directions of the development of scientific and educational activities in the framework of production and experimental fields. It is proved that the development of innovation is based on the integration of knowledge gained in the course of research and practical training, as well as on the basis of new technologies. The vectors for the development of a scientific and educational production center as a structural unit of an agricultural university are formulated from the point of view of testing digital, innovative, biologized agricultural production technologies. Key words: agricultural economics, digitalization, integration of science and education, higher education institution.

Введение. Научно-образовательный производственный центр «Интеграция» - ведущий образовательный и научно-исследовательский центр, который включает в себя производственные и опытные участки, для работы на которых привлекаются помимо производственных специалистов, ученые факультета агробизнеса и экологии, экономического факультета и факультета агротехники и энергообеспечения.

Миссия НОПЦ «Интеграция» - организация практической подготовки современных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций в области агрономии, агробизнеса, экологии, почвоведения, защиты растений, формируемых на основе интеграции передовых знаний в области образования и науки, готовых к высокоэффективной профессиональной работе в аграрной сфере, как в крупных агрохолдингах, так и в малых формах хозяйствования на селе [3].

Цель исследования - обоснование направлений развития научно-образовательного производственного центра «Интеграция» как модельной структурной единицы аграрного вуза, в направлении создания базы для разработки и апробации инновационных технологий в сельском хозяйстве.

Условия, материалы и методы. Объектом изучения стал процесс развития опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего учебного заведения в условиях цифровизации сельского хозяйства. Источниками эмпирической информации стали данные официальной статистики, данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Математическую и статистическую обработку данных проводили с помощью общепринятых методик экономического анализа. При обосновании направлений развития использовались монографический метод, методы экспертных оценок, анализ и синтез.

Результаты и обсуждение. На факультете агробизнеса и экологии сосредоточен мощный научный и методический потенциал, позволяющий охватить широкий круг фундаментальных и прикладных вопросов современного сельскохозяйственного производства. Развитие НИР на факультете следует ориентировать на повышение признания достижений, как на российском, так и международном уровне [2, 5].

Научно-образовательная деятельность на базе НОПЦ «Интеграция» ведется в рамках опытного поля. По данным 2019 года наибольший удельный вес в структуре посевных площадей занимают следующие товарные культуры: озимая пшеница, ячмень и гречиха. на их долю приходится 62,8% всей площади НОПЦ «Интеграция» (табл. 1).

Таблица 1 - Структура посевных площадей НОПЦ «Интеграция»

Культура 2017 год 2019 год

Площадь, га Удельный вес, % Площадь, га Удельный вес, %

Озимая пшеница 1200 24,1 1955,1 39,3

Ячмень 150 3,0 606,8 12,2

Овес 110 2,2 398,3 8,0

Гречиха 530 10,7 563,1 11,3

Соя 110 2,2 402,6 8,1

Опытное поле 100 2,0 100 2,0

Сидеральный и чистый пар 1750 30,2 902,9 18,2

Многолетние травы 1022 20,6 43,2 0,9

Итого 4972 100,0 4972 100,0

Опытное поле занимает 2% от посевных площадей НОПЦ. На этом участке возделывается целый спектр культур, необходимый для научных исследований. Поэтому он требует особого подхода с точки зрения системы удобрений и защиты растений [4, 6].

Если рассматривать НОПЦ «Интеграция» как базу для апробации инновационных технологий можно выделить два ключевых направления его использования:

1. Материальная база для практической подготовки обучающихся.

2. Место для проведения научных исследований [3, 7].

Практическая подготовка обучающихся агрономических специальностей вуза в условиях НОПЦ «Интеграция» ведется по следующим направлениям:

1. НОПЦ «Интеграция» используется как база для производственной практики обучающихся 3 курса на направлениях подготовки бакалавриата 35.03.04 Агрономия, профиль «Агробизнес», 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение профиль «Агроэкология».

2. НОПЦ «Интеграция» используется как база для преддипломной практики обучающихся 4, 5 курса на направлениях подготовки бакалавриата 35.03.04 Агрономия, профиль «Агробизнес», 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение профиль «Агроэкология» (очной и заочной формы обучения).

3. НОПЦ «Интеграция» используется как база для научно-производственной, производственной и преддипломной практик обучающихся 1, 2 курса на направлениях подготовки магистратуры 35.04.04 Агрономия, 35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение.

Проведение научных исследований в рамках НОПЦ «Интеграция» ведется как на опытном поле, так и на производственных площадях. Ежегодно на участке опытного поля закладывается ряд опытов по различным тематикам по озимым и

яровым культурам. Также этот участок активно используется в учебном процессе и научных исследованиях аспирантов [5, 8].

Опытное поле в НОПЦ «Интеграция» используется как база для научных исследований при выполнении работ при разной системе финансирования:

1. НИР в рамках тематики финансируемой Министерством сельского хозяйства РФ.

2. НИР финансируемые на грантовой основе.

3. Инициативные НИР в рамках диссертационных исследований.

4. НИР финансируемые на хоздоговорной основе.

5. Научно-исследовательская работа обучающихся в рамках прохождения практики, работы кружков, написания ВКР бакалавра и магистра.

I. В таблице 2 представлены наиболее значимые научные тематики, проводимые на базе НОПЦ «Интеграция».

Таблица 2 - Исследования за счет средств тематического плана-задания Министерства сельского хозяйства РФ_

Год Тематика

2013 г. Разработка технологии использования биологических мелиорантов нового поколения в посевах высокоэнергетических культур, направленной на повышение продуктивности пашни и восстановление почвенного плодородия

2014 г. Исследование влияния принципов органического и ресурсосберегающего земледелия на повышение экологической устойчивости агроценозов высокоэнергетических культур в условиях изменяющегося климата

2015 г. Биологические методы получения экологически безопасного зерна сои в условиях химической мелиорации

II. На полях НОПЦ «Интеграция» закладываются опыты в рамках грантов. В таблице 3 представлена информация о опыте в рамках гранта РНФ.

Таблица 3 - Исследования, выполненные в рамках гранта РНФ на базе НОПЦ «Интеграция» в 2018-2019 годах_

Тема исследования Изучение биоконтрольной функции ризосферных бактерий в агроценозах картофеля.

1 2

Цель и задачи исследования Цель - изучить влияние биопрепаратов на основе ризосферных бактерий на устойчивость картофеля к фитопатогенам. Задачи: 1. Изучение влияния новых полифункциональных штаммов ризосферных бактерий на прорастание клубней и корневую экссудацию у картофеля в лабораторных экспериментах. 2. Изучение влияния биопрепаратов на основе данных ризосферных бактерий в сочетании с химическими средствами защиты растений на продукционный процесс, доступность в ризосфере и потребление растениями питательных элементов, а также биоконтроль фитопатогенов в условиях полевых опытов. 3. Изучение роли биопрепаратов в формировании микробиома ризосферы картофеля. 4. Установление взаимосвязей между корневой экссудацией, продуктивностью растений, минеральным питанием и структурой ризосферного микробиома при использовании биопрепаратов. 5. Экономическая оценка совместного применения изучаемых биопрепаратов и химических средств защиты в агроценозах картофеля с целью обоснования эффективности данной биотехнологии для получения стабильно высокого и качественного урожая.

Продолжение таблицы 3

1 2

Объект и предмет исследования Растительным объектом исследований является сорт картофеля Гала, районированный по 3 региону, селекции NORIKA GMBH. Микробным объектом исследований являются перспективные штаммы ростстимулирующих ризосферных бактерий различных таксономических групп из ведомственной коллекции полезных микроорганизмов сельскохозяйственного назначения (ФГБНУ ВНИИСХМ, Санкт-Петербург): Pseudomonas fluorescens SPB2137,Sphingomonassp. K1B, а также биопрепарат Мизорин на основе штамма Arthrobactermysorens 7. Предмет исследования - устойчивость картофеля Гала к заболеваниям.

Научная новизна исследования (ожидаемое приращение знаний в теоретико-методологическом и прикладном планах (как минимум по сравнению с предыдущими исследованиями отдела по данной тематике) Научная новизна исследований заключается в изучении влияния новых штаммов ризосферных бактерий, обладающих комплексом полезных (ростстимулирующих, антистрессовых и защитных) свойств на корневую экссудацию, продукционный процесс, трансформацию в ризосфере и потребление растениями питательных элементов, а также на устойчивость картофеля к фитопатогенам. Впервые изучено влияние комплекса факторов (биопрепаратов ризосферных бактерий и химических средств защиты) на состав микробного сообщества ризосферы картофеля в полевых условиях методами высокопроизводительного секвенирования. Впервые установлены взаимосвязи микробиологических и экохимических процессов и ризосфере картофеля и роль интродуцируемых микроорганизмов в этих процессах. Были получены оригинальные данные о рациональном использовании химических средств защиты в сочетании с биопрепаратами при выращивании картофеля.

Методика исследования, используемое оборудование Традиционные и современные инструментальные методы анализа. Оборудование ЦКП НО и НОПЦ «Интеграция» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, а также ФГБНУ ВНИИСХМ (г. Санкт-Петербург).

Ожидаемый результат (количество публикаций в Web of science, Scopus, РИНЦ, внебюджетный доход, защиты диссертаций) Внебюджетный доход - 2 года по 1,5 млн. руб. 1 публикация в Scopus, 3 публикации в РИНЦ.

III. НОПЦ «Интеграция» используется как база для научных исследований инициативных тем в рамках диссертационных исследований, далее представлены укрупненные тематики:

- Тема исследований: «Изучение влияния приемов обработки почвы, средств химической защиты растений и техники различных производителей на рост, развитие и продуктивность сельскохозяйственных культур» (10 вариантов). Опыт длится более 10 лет.

В результате проведенных исследований было отмечено, что засоренность посевов овса была на 23-25% выше на вариантах с нулевой и плоскорезной обработкой почвы. Это повлияло на развитие растений овса и нашло отражение в продуктивности этой культуры. Урожайность овса на вариантах с нулевой и плоскорезной обработкой почвы была наименьшей и составила 23-25 ц/га. Вспашка с оборотом пласта снизила уровень засоренности посевов и позволила сформировать максимальную урожайность (37,4 ц/га). Высокая урожайность на варианте со вспашкой была также обусловлена большей полевой сохранностью

растений к уборке и более высокой семенной продуктивностью (защищено более 10 диссертаций) [9].

- Тема исследований: «Влияние сроков сева на продуктивность озимой пшеницы в условиях аридности климата».

Сроки сева озимой пшеницы не могут быть строго постоянными. В условиях аридизации климата посев озимой пшеницы необходимо осуществлять в более поздние сроки. В результате исследований установлено, что посев на 10-15 дней позже установленных для Орловской области обеспечивает повышение урожайности и качества зерна озимой пшеницы. Кроме того, сев озимой пшеницы в более поздние сроки обеспечивает увеличение продолжительности периода подготовки поля и использование предшественников, убираемых в более поздние сроки (соя и т.д.). (защищена докторская диссертация) [10, 15, 17].

- Тема исследований: «Повышение эффективности возделывания сортов сои при формировании ассоциаций с АЦК-утилизирующими ризобактериями».

Цель - изучить влияние биопрепаратов на основе ризосферных бактерий на устойчивость сои к фитопатогенам.

Задачи:

1. Изучение влияния новых полифункциональных штаммов ризосферных бактерий на прорастание и формирование клубеньков у сои в лабораторных экспериментах.

2. Изучение влияния биопрепаратов на основе данных ризосферных бактерий в сочетании с химическими средствами защиты растений на продукционный процесс, доступность в ризосфере и потребление растениями питательных элементов, а также биоконтроль фитопатогенов в условиях полевых опытов.

3. Изучение роли биопрепаратов в формировании микробиома ризосферы

сои.

4. Установление взаимосвязей между корневой экссудацией, продуктивностью растений, минеральным питанием и структурой ризосферного микробиома при использовании биопрепаратов.

5. Экономическая оценка совместного применения изучаемых биопрепаратов и химических средств защиты в агроценозах сои с целью обоснования эффективности данной биотехнологии для получения стабильно высокого и качественного урожая (защищено 2 диссертации) [19].

IV. Темы выполняемые в рамках хоздоговорной тематики (темы 2019 года представлены в табл. 4).

Таблица 4 - Хоз,с оговорная тематика по испытаниям агрохимикатов

Культура Агрохимикат Производитель-заказчик

1 2 3

Соя, гречиха, рапс яровой и озимая пшеница Жидкие комплексные удобрения ООО «ФосАгро Орёл»

Яровая пшеница Регистрационные испытания минерального удобрения Агрилайф, марки: АгрилайфПавер ООО «АГРИВЕТ Инвест Групп», 241903, Россия, г. Брянск

Соя, сахарная свёкла, яровая пшеница Регистрационные испытания агрохимиката Удобрения органоминеральные «БРУЕРС-АМК» ООО «БРУЕРС», 215850, Смоленская обл.

Продолжение таблицы 4

1 2 3

Картофель Регистрационные испытания агрохимиката Иперен марки: Коло 10-538+3 MgO + микроэлементы - 1,4 кг, предоставленного Ван Иперен Интернэшнл БВ Ван Иперен Интернэшнл БВ, Смидсвег24, Вестмаас,3273 LK, Нидерланды

Гречиха Регистрационные испытания агрохимиката Кате марки: Микрокат зерновой Финал, предоставленного Атлантика Агрикола С.А. Атлантика Агрикола С. А., Корредера, 33-Ентло, 03400 Виллена (Аликанте) Испания

Соя Регистрационные испытания агрохимиката Олиго Бор, предоставленного Ван Иперен Интернэшнл БВ Ван Иперен Интернэшнл БВ, Смидсвег24, Вестмаас,3273 LK, Нидерланды

Сахарная свекла Регистрационные испытания агрохимиката ОРГАНОБОР марки: ДИРЕКТ, предоставленного ООО «АГРОЛИДЕР» ЗАО «ПЕТРОХИМ», адрес местонахождения: 308017, г. Белгород

Гречиха Регистрационные испытания агрохимиката Органоминеральное удобрение Л-экспресс-Питание марки Л-экспресс-Мангамино Лебозол Дюнгер ГмбХ, Вейсенгассе 28, D-67471, Эльмштайн, Германия

Сахарная свёкла Регистрационные испытания агрохимиката Комплексное удобрение с микроэлементами «ФИТАКТИВ» марки: Урожай, предоставленного ООО «НПО «БИНАМ» ООО «НПО «БИНАМ», 309535, Белгородская обл.

Соя Регистрационные испытания агрохимиката Терра Макс Драй ООО «АГРОТЕРРА ЭЛЕВАТОРЫ», 306800, Курская обл.

Кукуруза Регистрационные испытания агрохимиката ФoлиaCтимMnZn, предоставленного Ван Иперен Интернэшнл БВ Ван Иперен Интернэшнл БВ, Смидсвег24, Вестмаас,3273 LK, Нидерланды

V. Основные темы, реализуемые в рамках образовательного процесса обучающихся ФГБОУ ВО Орловский ГАУ:

- Тема: «Продуктивность и качество зерна озимой пшеницы в зависимости от фитосанитарного состояния посевов».

Фитосанитарная ситуация посевов озимой пшеницы вегетационного периода 2017-2019 годов, в связи с погодными условиями, складывалась не однозначно. В результате проведенных исследований было установлено, что урожайность и качество зерна озимой пшеницы в вариантах, где были применены современные пестициды и проведены своевременные обработки были достаточно продуктивнее и лучшего качества. Среди видового состава в достаточно большей численности преобладали наиболее опасные вредители: хлебные клопы, пьявицы, щелкуны, пилильщики, хлебные блошки [13, 15].

- Тема «Обоснование системы интегрированной защиты растений».

В производственном опыте на площади 110 га показана эффективность

современных гербицидов в посевах сои и повышение ее урожайности на 0,5 т/га по сравнению с защитой хозяйственных посевов традиционными препаратами [11, 15].

- Тема «Использование отходов спиртового производства в системе применения удобрений в агроэкосистемах ЦЧР».

Научная новизна состоит в том, что впервые будет проведена комплексная оценка воздействия на функционирование агроэкосистем посредством использования отходов спиртового производства - фильтрата спиртовой барды, изучены процессы, активизирующие микробиологическую деятельность почвенных микроорганизмов, улучшающие агрохимические свойства пахотных земель, а также усиливающие физиологические процессы культурных растений в агроценозе при использовании фильтрата спиртовой барды. Полученные результаты позволят обеспечить утилизацию отходов спиртового производства, снизить экологическую нагрузку очистных сооружений. Установленные оптимальные уровни внесения фильтрата спиртовой барды обеспечат прибавку зерновых культур (ячмень) не менее 23%, кормовых культур (тимофеевка луговая) в 1,5-2,2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Тема «Повышение устойчивости люпина узколистного к неблагоприятным абиотическим и биотическим факторам».

Изучены физиологические механизмы устойчивости люпина узколистного к абиотическим и биотическим стрессорам. Расширен или заменен существующий ассортимент пестицидов на более эффективные и экологические безопасные. Обработка посевов люпина узколистного современными средствами защиты позволит получить прибавку урожайности семян на 15-20%. При этом себестоимость 1 ц семян снизится на 12-15% [12].

- Тема «Вредные организмы в посевах сои и меры борьбы с ними».

В системе управления ростом и развитием сортов сои местной селекции разработаны мероприятия по защите сои от вредных организмов на основе современных отечественных инсектицидов, фунгицидов, гербицидов, регуляторов роста растений, позволяющие стабильно получать высокие урожаи качественного зерна. Разработана система возделывания сои с учетом использования современных средств защиты от вредных организмов и регуляторов роста [19].

- Тема «Разработка способов воспроизводства плодородия почвы на основе активизации использования биологических ресурсов».

Впервые будут определены основные направления биологизации применительно к конкретным почвенно-климатическим и хозяйственным условиям; будут разработаны новые методы диагностики состояния почвенной среды; предложена дифференциация использования способов интенсификации биологических факторов с учетом эколого-ландшафтного аспекта; будут исследованы агроэкологические аспекты явления почвоутомления; разработана методика оптимизации севооборотов по фактору почвоутомления; будут обоснованы оптимизация агрофитоценозов, структура севооборотов на основе биологических особенностей сельскохозяйственных культур с целью стабилизации и повышения эффективности растениеводства; будет разработано положение о вспомогательном характере использования химических средств борьбы с вредоносными объектами в фитоценозах и приоритетности фитоценологического фактора [18].

-Тема «Агробиологическое обоснование приемов повышения семенной продуктивности сои за счет экзогенных факторов воздействия различной природы».

Дано агробиологическое обоснование приемов повышения семенной продуктивности сои за счет экзогенных факторов воздействия различной природы, проведена сравнительная оценка их эффективности. Выявлены

наиболее эффективные препараты и их комбинации для предпосевной обработки семян и обработки посевов во время вегетации сои в Орловской области, доказана экологическая и экономическая целесообразность их применения На основании проведенных исследований рекомендованы наиболее эффективные схемы применения изучаемых препаратов для повышения семенной продуктивности сои [19].

-Тема «Природно-антропогенная эволюция почв и почвенного покрова, мониторинг их состояния в условиях лесостепи ЦФО».

Доказана необходимость систематического проведения мониторинга состояния почв агроландшафтов в зонах антропогенно-техногенных воздействий с установлением количественных и качественных изменений показателей плодородия, химического и гранулометрического состава, агрофизических, биологических свойств почвы [10, 14].

Выводы. НОПЦ «Интеграция» является одновременно образовательным, научным и производственным структурным подразделением нашего ВУЗа. В этой связи и взаимоотношения факультета агробизнеса и экологии с НОПЦ «Интеграция» строятся по трём основным направлениям:

1. Для совершенствования образовательного процесса студентов факультета и их практической подготовки в период полевых работ в соответствии с календарным планом организована производственная практика студентов. Однако, для повышения эффективности взаимодействия с НОПЦ и повышения качества практической подготовки студентов считаем целесообразным создание, на время производственной практики, студенческой производственной бригады.

2. По направлению научной работы, взаимоотношения кафедр факультета и НОПЦ «Интеграция» не замыкаются на 100 гектарах опытных делянок, которые закреплены за кафедрами. Работы на этих делянках осуществляются сотрудниками и аспирантами факультета. Эта работа налажена, закладка и приемка опытов осуществляется комиссией.

3. С точки зрения участия кафедр в совершенствовании производственной деятельности НОПЦ «Интеграция» следует обозначить следующие нижеприведенные направления.

Разработать систему защиты сельскохозяйственных культур, возделываемых в НОПЦ «Интеграция», от вредных организмов, с учетом планируемой урожайности. Увеличение эффективности производственных процессов, повышение количества и качества получаемой продукции, снижение материальных и энергозатрат, снижение экологической нагрузки на природную среду, восстановление природного баланса на земельном участке университета, создание условий для позитивного освещения деятельности НОПЦ «Интеграция», как структурного подразделения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, улучшения условий и безопасности труда в подразделении и т.д. Совместно с агрономической службой участвовать в мониторинге фитосанитарного состояния с.-х. культур, возделываемых в НОПЦ «Интеграция», проводить контроль использования средств защиты растений.

Проводить виды практик, отдельные занятия по дисциплинам кафедр для бакалавров направления агрономия.

Направления развития научно-образовательной деятельности:

1. Закладка полевых опытов на всей территории опытного поля (площадь 100 га) на актуальные, практикоориентированные темы исследования с использованием цифровой карты полей.

2. Активизация научных исследований аспирантов на территории НОПЦ «Интеграция». Подбор тем исследований аспирантов с учетом возможностей НОПЦ «Интеграция». Обновление тематики ВКР с учётом приоритетных направлений развития АПК, в т.ч. АПК области и потребностей заказчиков на базе НОПЦ «Интеграция».

3. Приобретение и установка вегетационного домика (теплицы) для закладки опытов и проведения образовательной деятельности по программам магистратуры и тематикам аспирантов [1].

4. Создание условий для осуществления ряда опытов по различным тематикам, культурам и сортам, в рамках выполнения плановых заданий Минсельхоза России, коммерческих опытов, исследований по грантам, длительных экспериментов, инициативных исследований; активное использование участка в учебном процессе и для научных исследований аспирантов; привлечение к опытной работе в растениеводстве представителей иных научных направлений; разработка агротехнических мероприятий по вовлечению в опытный процесс второго участка опытного поля, с целью увеличения его общей площади;

5. Организация эффективной деятельности созданного при университете центра компетенций в области цифрового сельского хозяйства; реализация проекта по внедрению комплексной системы управления «Agro Network Technologies» в хозяйственную и планово-экономическую деятельность НОПЦ «Интеграция»; формирование и развитие исследований в области цифровизации сельского хозяйства, как нового научного направления в университете.

В целом отметим, что аграрному вузу в обязательном порядке необходимы площади для научных изысканий, так как именно учебные хозяйства дают возможность проводить качественно как научные опыты, так и практикоориентированный учебный процесс.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Программа развития Научно-образовательного производственного центра «Интеграция» на 2017-2025 гг., утв. на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ №15 «30» августа 2017 г.

2. Комплексный план научной, производственной и инновационной деятельности структурных подразделений университета на базе НОЦП «Интеграция» в 2019 году.

3. Учебно-методическое пособие по подготовке выпускных квалификационных работ для бакалавров направления подготовки «Агрономия» / М.А. Внукова, Е.М. Титова [и др.]. Орел: изд-во Орловский ГАУ, 2017. 34 с.

4. Маркетинг/ Т.Л. Мищенко [и др.]. Орел: изд-во Орловский ГАУ, 2016. 126 с.

5. Учебное пособие по самостоятельной работе студентов магистратуры / Н.В. Парахин [и др.]. Орел: изд-во ОрелГАУ, 2014. 126 с.

6. Парахин Н.В., Полухин A.A. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2014. № 4. С. 48.

7. Полухин A.A. Экономическая оценка экспортного потенциала российского сельскохозяйственного машиностроения // АПК: экономика, управление. 2018. № 2. С. 15-21.

8. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства: проблемы и решения / И.С. Санду [и др.] // АПК: экономика, управление. 2014. № 12. С. 53-59.

9. Бобкова Ю.А. Изменение урожайности и качества полевых культур в зависимости от приема основной обработки почвы // Вестник аграрной науки. 2019. № 3 (78). С. 3-8.

10. Научные основы производства качественного зерна озимой пшеницы в Орловской области: рекомендации / А.Ф. Мельник, H.H. Лысенко, А.И. Золотухин, Е.В. Кирсанова, A.B. Таракин. Орёл: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2019. 26 с.

11. Лысенко H.H. Вредные организмы сельскохозяйственных растений и защита от них на современном этапе развития адаптивного растениеводства. Орел: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2018. 215 с.

12. Резвякова C.B. Влияние азотных удобрений на урожайность люпина узколистного // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области. 2018. С. 216-220.

13. Еремин Л.П. Качество зерна озимой пшеницы в связи с фитосанитарным состоянием посевов // Защита растений в современных условиях развития АПК: сборник материалов Национальной научно-практической конференции, приуроченной к открытию ООО Байер современной IT-аудитории на факультете агробизнеса и экологии. 2019. С. 129-133.

14. Мельник А.Ф., Шуметов В.Г., Кондрашин Б.С. Использование процедуры обобщенной линейной модели для анализа результатов сельскохозяйственных исследований // Успехи современного естествознания. 2019. № 2. С. 23-29.

15. Агробиологические факторы повышения урожайности и качества зерна озимой пшеницы в условиях Орловской области / А.Ф. Рогулев, А.Ф. Мельник, Л.П. Степанова, Н.В. Калашникова. Орёл, 2018. 92 с.

16. Мельнике А.Ф., Кондрашин Б.С. Биологизированные технологии - фактор повышения продуктивности озимой пшеницы // Зерновое хозяйство России. 2018. № 5 (59). С. 3-6.

17. Мельник А.Ф., Рогулев А.Ф. Перспективы повышения урожайности озимой пшеницы в условиях Орловской области // Вестник аграрной науки. 2018. № 3 (72). С. 60-65.

18. Сорокина С.Ю., Лобков В.Т. Воздействие нетрадиционных препаратов активизации процессов роста растений при использовании NO-TILL // Паритетность отношений в аграрном секторе экономики: научно-практическое обеспечение и механизмы реализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 282-285.

19. Влияние известкования на засоренность сои и эффективность гербицидных обработок / H.H. Лысенко, Ю.В. Береговая, И.Л. Тычинская, Н.И. Ботуз // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 5. С. 80-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.