Цифровая грамотность студентов направления подготовки организация работы с
молодежью
Digital literacy of students in the youth work area
Захарова Анастасия Сергеевна
Студент 2 курса
Институт общественных наук и массовых коммуникаций
НИУ "БелГУ"
e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Zakharova Anastasia Sergeevna
Student 2 term
Institute of Social Sciences and Mass Communication ' BSU
e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Городов Даниил Николаевич
Студент 2 курса
Институт общественных наук и массовых коммуникаций
НИУ "БелГУ" e-mail: zorro6470861@yandex.ru
Gorodov Daniil Nikolaevich
Student 2 term
Institute of Social Sciences and Mass Communication ' BSU
e-mail: zorro6470861@yandex.ru
Научный руководитель Чернышева Елена Анатольевна
Кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ "БелГУ"
e-mail: chernysheva@bsu.edu.ru
Scientific adviser Chernysheva Elena Anatolievna
Department of Sociology and Organisation of Work with Youth, BSU
e-mail: chernysheva@bsu.edu.ru
Аннотация.
Сегодня цифровизация проникает во все сферы жизни, в том числе и профессиональную. Деятельность специалистов по работе с молодежью не является исключением.
Annotation.
Today, digitalisation pervades all areas of life, including professional life. The work of youth workers is no exception.
Ключевые слова: Цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровые навыки, информационная грамотность.
Key words: Digital literacy, digital competencies, digital skills, information literacy.
Понятие «цифровая грамотность» может существовать только в контексте постиндустриального (информационного) общество, в эпоху которого человечество вступило по разным мнениям в период от 50-х годов XX в. до последней четверти XX века.
Впервые понятие «цифровая грамотность» было использовано П. Гилстером в 1997 году и определялось, как «способность понимать и использовать информацию в различных форматах из самых разных источников, когда она представлена через компьютеры» [7].
Он выделяет то, что, по его мнению, является неотъемлемым отличием цифровых информационных средств от обычных печатных СМИ. Цифровая грамотность, по его мнению, также подразумевает адаптацию наших навыков к новой вызывающей среде, а опыт работы в Интернете будет определяться тем, как мы освоим его основные компетенции. При этом автор называет эти компетенции не просто «операционными» или «техническими»: цифровая грамотность определяется «владение идеями, а не нажатием клавиш». П. Гилстер выделил четыре ключевые компетенции цифровой грамотности: сбор знаний, оценка информационного содержания, поиск информации в Интернете и навигация по гипертексту. Он подробно описывает каждую из них в своей книге «Цифровая грамотность». Автор утверждает, что нам нужно учить и учиться тому, как правильно пользоваться Интернетом и как быть критичным, то есть, уметь «фильтровать» встречающуюся в интернете информацию.
К. Уилсон, А. Гризл, Р. Туазон рассматривали цифровую грамотность в первую очередь как навыки работы с цифровыми медиа, выделяя ключевые компетенции в этой области:
- определение и формулирование запроса при поиске информации;
- поиск и получение доступа к информации;
- оценка информацию;
- этичное использование информации;
- передача информацию;
- использование навыков в области ИКТ для обработки информации [9].
Также сегодня в обиходе встречается такое понятие как «цифровое мышление».
Навыки мышления (наряду с цифровыми навыками) признаны важным элементом цифровой грамотности в контексте образовательного процесса. Фактически, критическое мышление, креативность и инновации лежат в основе цифровых компетенций. Информационно-коммуникационные технологии, как и поддержка мышления, являются целью обучения в любой школьной программе, а также аналитическое мышление и междисциплинарное мышление.
Однако недавно мы стали свидетелями смещения акцента с изучения того, как использовать информационные и коммуникационные технологии, на их использование с сохранением безопасности в кибер-среде. И именно цифровое мышление будет включать выявление фейковых новостей и дезинформации. Что не менее важно, беспокойство по поводу кибербезопасности особенно возросло во времена политических, социальных или экономических потрясений, таких как, например, пандемия Covid-19 [8].
К слову, важно отметить, что несмотря на то, что понятие «цифровая грамотность» было сформулировано еще в конце XX в., основательно его изучением, как в России, так и в мире, занялись с 2020 года: в период пандемии Covid-19 необходимость обладания цифровыми навыками стала актуальна как никогда.
На сегодняшний день развитие распространение цифровизации характеризуется высокими темпами роста, а также проникновением во все сферы жизни современного человека.
Стремительное развитие сектора ИКТ ставит перед нами новые задачи, которые требуют новых навыков для их решения, навыков, позволяющих интуитивно работать в цифровой среде, а также быстро и эффективно получать доступ к большим объемам информации [3].
Цифровая компетентность стала важным элементом как в бытовой и повседневной, так и в профессиональной или учебной деятельности. Основными потребителями информационных технологий являются молодые люди. Так, исследование Mediascope показало, что доля пользователей интернета обратно пропорциональна возрасту: наибольший процент соответствует возрастной категории от 12 до 24 лет (97,1%).
Молодежь в возрасте от 25 до 34 лет пользуется интернетом в 95,8% случаев. Для возрастных категорий 35-44, 45-54, 55 и старше данный показатель составляет 93,7%, 84,2% и 49,7% соответственно.
Не смотря на такие высокие показатели использования интернета, стоит отметить, что согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ в целом лишь 64,3% молодежи в возрасте от 15 до 24 лет обладают как минимум базовыми цифровыми навыками (36,2% представителей данной возрастной группы владеют цифровыми компетенциями на базовом уровне, 28,1% - на высоком)[4].
Процесс формирования цифровой грамотности направлен на овладение:
- знаниями информационных ресурсов и контента цифровой среды, основных алгоритмов поиска информации; знаниями особенностей взаимодействия в цифровой среде в определенном контексте; знаниями рисков и угроз в цифровой среде, а также мер по обеспечению безопасности;
- умениями эффективного поиска, анализа, структурирования, оценки информации и контента в цифровой среде; умениями создания, редактирования и представления цифрового контента; умениями эффективного взаимодействия в цифровой коммуникации;
- навыками анализа и оценки качества и надежности информации и цифровых данных; навыками ориентации в цифровой среде;
- способностью осознанно и целенаправленно использовать ресурсы цифровой среды для решения проблем и задач в определенном контексте [5].
Важное значение в приобретении цифровых навыков и повышении цифровой грамотности, несомненно, играет высшая школа.
Деятельность организаций высшего образования должна осуществляться с учетом актуальных тенденций и закономерностей общественного развития. Процессы формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов могут успешно протекать лишь при условии понимания того, что в настоящий момент является значимым для социума в целом и для представителей студенческой молодёжи, в частности. Именно поэтому с течением времени все более значимой становится всесторонняя информатизация высшего образования, которая характеризуется как создание и использование систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельно приобретать знания с помощью современных технологий, модернизация способов управления системой образования за счет использования автоматизированных банков данных, обучение языкам базового программирования и повышение информационной грамотности [6].
А. Т. Булатова выделяет 4 группы компетенций, которыми должен обладать специалист по работе с молодежью:
- профессиональные;
- проективные;
- управленческие;
- инструментальные.
Рассмотрим подробнее последнюю группу.
К инструментальным компетенциям относятся:
- умение осуществлять сбор и классификацию информации;
- владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме;
- способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации;
- владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи [2].
В современных условиях первые три из перечисленных компетенций неразрывно связаны с цифровыми навыками специалиста. Кроме того, специфика работы с молодежью предполагает использование цифровых технологий: значительная часть работы «перекочевала» в онлайн.
В ходе проведенного экспертного опроса были выявлены наиболее приоритетные цифровые навыки специалистов по работе с молодежью. По мнению экспертов к ним, в первую очередь, можно отнести:
- работу с офисными программами
- обработку информации
- использование программных средств для организации и координации командной работы
- навыки дизайна.
Кроме того, специалисты упоминали навыки поиска и хранения информации, а также работы в программах по обработке фото-, видео- и аудиофайлов.
При этом студенты, обучающиеся по направлению подготовки организация работы с молодежью оценивают свои навыки следующим образом:
поиск информации обработка информации
хранение информации
использование программ для редактирования фото-, аудио- м видеофайлов
поиск, загрузка, установка программного обеспечения работа с офисными программами навыки дизайна навыки ЙММ
установка или переустановка операционной системы
работа на платформах грантов, культурных инициатив
программные средства для реализации управленческих
задач, для групповой работы (например, Битрикс24)
Диаграмма 1. Самооценка студентов ОРМ цифровых навыков.
Итак, ниже всего студенты оценивают именно навыки в работе с программами, напрямую связанными с выполнением обязанностей специалиста по работе с молодежью. Кроме того, всего на 3,3 из 5 баллов в среднем оценены навыки работы с офисными программами, не смотря на их использование в учебных целях.
Только 47% опрошенных студентов смогли перечислить известные им платформы грантов и культурных инициатив. Среди наиболее часто упоминаемых оказался Президентский фонд культурных инициатив, некоторые студенты также называли платформу Гранты.РФ. При этом лишь 14% респондентов имеют опыт работы на этих платформах.
Говоря о программных средствах для реализации управленческих задач и координации командной работы, только двое опрошенных смогли назвать известные им программы такого рода: в обоих случаях упомянут сервис Битрикс24.
При этом эксперты утверждают, что для практики в молодёжной сфере полезно владеть наглядными цифровыми инструментами для групповой работы (как, например, Padlet, Google-сервисы, система Мотив) и т.д. Такая восприимчивость к новым цифровым условиям помогает быстрому выстраиванию рабочих процессов, коммуникации и результату, который пользуется популярностью среди молодежи.
Каким образом ВУЗ может повлиять на развитие цифровых навыков? На данный момент многие вузы страны нацелены на развитие цифровых и информационных технологий, а недавние реалии периода пандемии обязали как обучающихся, так и преподавателей в ускоренных темпах осваивать цифровую среду. Тем не менее, всего этого недостаточно для приобретения непосредственно профессиональных цифровых навыков.
На вопрос, где приобретена большая часть цифровых компетенций, респонденты чаще всего отвечали: «В процессе обучения в ВУЗе (при выполнении домашних заданий, подготовке докладов, рефератов, презентаций, проектов, научных работ и т.д.)» (33%). При этом лишь 15% опрошенных считают, что основные навыки были приобретены на занятиях по информатике и ИКТ в высшей школе.
ВУЗ, несомненно, вносит огромный вклад в наращивание навыков проектного управления, организации и проведения мероприятий, навыков командной работы и командообразования для студентов направления ОРМ, да и основные навыки работы в цифровых системах высшая школа тоже развивает, однако этого может быть недостаточно (что подтверждают результаты проведенного опроса) для выпускников, которые, трудоустроившись, сталкиваются с реальными рабочими задачами. Так, абсолютное большинство опрошенных затруднились ответить на вопрос о том, каких именно цифровых навыков им не хватает, чтобы стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда (83%). Остальные 17% в равных долях считают, что им достаточно навыков для трудоустройства по специальности.
Отвечая на вопрос, «Достаточно ли, на Ваш взгляд, ВУЗ делает для развития профессиональных цифровых компетенций?», студенты чаще резюмируют (44%), что им хотелось бы посещать тренинги или дополнительное обучение с целью наращивания профессиональных цифровых навыков.
■ Хотелось бы видеть больше тем, связанных с профессиональной областью, на занятиях по информатике
■ Хотелось бы, чтобы ВУЗ проводил тренинги, дополнительные обучения, привлекал студентов к программам повышения квалификации в этой области
■ Оба варианта: развивать это направление как в учебном плане, так и при реализации дополнительного образования
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Достаточно ли, на Ваш взгляд, ВУЗ делает для развития профессиональных цифровых компетенций?»
Таким образом, невозможно оспорить значимость высокого уровня профессиональных цифровых компетенций для будущих специалистов по работе с молодежью. ВУЗ, являясь главным проводником в профессию, должен обеспечивать студентов возможностью наращивания этих самых компетенций. Полезными практиками в данном случае могут оказаться тренинги, обмен опытом с представителями данной специальности, работодателями, бывшими выпускниками направления ОРМ, работающими по специальности, организация курсов повышения квалификации, делающими упор на цифровые инструменты, полезные для специалистов по работе с молодежью.
Список используемой литературы:
1. Бузыкова, Ю. С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы [Электронный ресурс] / Ю. С. Бузыкова, Е. С. Гафиатулина // Режим доступа к изд.: https://www.ttspo.ru/jour/article/view/141 -Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.
2. Булатова, А. Т. Развитие профессиональных компетенций и культуры добровольчества у студентов ОРМ в процессе летней педагогической практики (опыт ПГГПУ) [Электронный ресурс] / А. Т. Булатова // Режим доступа к изд.: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/32111/1/m21-2013-01-30.pdf - Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.
3. Князькова, В. С. Теоретико-методологический подход к дефиниции понятия «цифровая грамотность» / В. С. Князькова // Новая Экономика. - 2019. - № 2. - С. 92-97.
4. Коммерсантъ. Мониторинг IT [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.kommersant.ru/doc/5481130 - Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.
5. Малетова, М. И., Новикова, Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsifrovaya-gramotnost-studentov-vuzov-vyzovy-i-vozmozhnosti.
6. Умарова, Н. Р. Формирование цифровой грамотности у студентов [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-gramotnosti-u-studentov.
7. Gilster, P. (1997) Digital Literacy, New York, Wiley. 276 p.
8. Tinmaz, H., Lee Y., Fanea-Ivanovici, M., Baber, H. A. Systematic review on digital literacy. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9175160/.
9. Wilson C., Grizzle A., Tuazon R., Akyempong K., Ch. ChiKim. Media andinformation literacy: curriculum for teachers [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971.rus.