Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / СТУДЕНТЫ НЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мойсеенкова Маргарита Аликовна, Богач Мария Аликовна

В статье обоснована актуальность развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки. Проанализированы современные документы по развитию цифровой грамотности, а также работы российских и зарубежных ученых по цифровым компетенциям, информационной и цифровой грамотности. Дан анализ понятийного аппарата по теме исследования - раскрыты понятия «грамотность», «компьютерная грамотность», «цифровая грамотность», «студенты не ИТ-направлений подготовки». Сформулировано понятие «цифровая грамотность студентов вуза не ИТ-направлений подготовки». В соответствии с трактовкой понятия определена его структура, которая представляет собой совокупность следующих компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического. Описаны показатели компонентов развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки. Использованные методы исследования - анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL SUBSTANTIATION OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS IN NON-IT AREAS OF TRAINING

The paper considers the relevance of the development of digital literacy of university students in nonIT areas of training. Modern documents on the development of digital literacy, as well as works on digital competencies, information and digital literacy by Russian and foreign scientists, are analyzed. The analysis of the conceptual apparatus on the research topic is given - the concepts of “literacy”, “computer literacy”, “digital literacy”, “students of nonIT training areas” are revealed. The concept of “digital literacy of university students in non-IT areas of training” is formulated. In accordance with the interpretation of the concept, its structure is defined, which is a combination of the following components: epistemological, praxeological and axiological. The indicators of the components of the development of digital literacy of university students in non-IT areas of training are described. The used research methods are the analysis of scientific literature on the studied problem, the study and analysis of documents.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 147-154. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 11. P. 147-154.

Научная статья УДК 378:372.8

https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.22

Теоретическое обоснование развития цифровой грамотности студентов вуза

не ИТ-направлений подготовки

Маргарита Аликовна Мойсеенкова1, Мария Аликовна Богач2

12Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 1moiseenkova_ma@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9563-1339 2bogach_ma@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6864-9063

Аннотация. В статье обоснована актуальность развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки. Проанализированы современные документы по развитию цифровой грамотности, а также работы российских и зарубежных ученых по цифровым компетенциям, информационной и цифровой грамотности. Дан анализ понятийного аппарата по теме исследования - раскрыты понятия «грамотность», «компьютерная грамотность», «цифровая грамотность», «студенты не ИТ-направлений подготовки». Сформулировано понятие «цифровая грамотность студентов вуза не ИТ-направлений подготовки». В соответствии с трактовкой понятия определена его структура, которая представляет собой совокупность следующих компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического. Описаны показатели компонентов развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки. Использованные методы исследования - анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ документов.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые компетенции, информационная грамотность, компьютерная грамотность, цифровая экономика, цифровизация, структура цифровой грамотности, студенты не ИТ-направлений подготовки

Для цитирования: Мойсеенкова М.А., Богач М.А. Теоретическое обоснование развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 147-154. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.22.

Original article

The Theoretical Substantiation of the Development of Digital Literacy of University Students

in Non-IT Areas of Training

Margarita A. Moiseenkova1, Maria A. Bogach2

12Surgut State University, Syrgut, Russia

1moiseenkova_ma@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9563-1339 2bogach_ma@surgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6864-9063

Abstract. The paper considers the relevance of the development of digital literacy of university students in non-IT areas of training. Modern documents on the development of digital literacy, as well as works on digital competencies, information and digital literacy by Russian and foreign scientists, are analyzed. The analysis of the conceptual apparatus on the research topic is given - the concepts of "literacy", "computer literacy", "digital literacy", "students of non-IT training areas" are revealed. The concept of "digital literacy of university students in non-IT areas of training" is formulated. In accordance with the interpretation of the concept, its structure is defined, which is a combination of the following components: epistemological, praxeological and axiological. The indicators of the components of the development of digital literacy of university students in non-IT areas of training are described. The used research methods are the analysis of scientific literature on the studied problem, the study and analysis of documents.

Keywords: digital literacy, digital competencies, information literacy, computer literacy, digital economy, digitalization, digital literacy structure, non-IT students

For citation: Moiseenkova, M.A. & Bogach, M.A. (2022) The Theoretical Substantiation of the Development of Digital Literacy of University Students in Non-IT Areas of Training. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 147-154. Available from: doi:10.24158/spp.2022.11.22 (In Russian).

Введение. Цифровые технологии сегодня влияют на все аспекты человеческой деятельности, и образование не является исключением. Использование интернета в обучении и интеграция с ним образовательных технологий уже стали распространёнными явлениями. Мы пришли к пониманию того, что совсем необязательно переезжать в другой город или страну, если хочешь

© Мойсеенкова М.А., Богач М.А., 2022

учиться в престижном вузе. Достаточно иметь компьютер и стабильное подключение к интернету. Используя цифровые технологии, студент может определиться со временем и местом обучения, а также используемыми ресурсами. В цифровой среде появилось гораздо больше возможностей обмениваться опытом и делиться идеями.

В настоящее время в практике обучения студентов в сфере высшего образования все большую популярность приобретают «системы управления обучением»1. Такие системы позволяют обучать студентов посредством специализированных веб- и мобильных приложений с использованием интерактивных элементов и геймификации, а в будущем - систем дополненной или виртуальной реальности (Артамонова, Артамонов, 2021: 65). Чтобы получать качественное образование в рамках таких систем, студенту необходимо иметь цифровые компетенции на достаточно высоком уровне. Ключевой особенностью развития цифровых компетенций студентов в вузе является применение цифровых технологий в изучаемых дисциплинах. Конечно же, студенты специальностей ИТ-профиля имеют базовую компьютерную грамотность уже к моменту поступления в вуз, так как они подготовлены к этому еще со школьного периода. Однако студенты, поступающие на другие специальности, не всегда владеют цифровыми технологиями на должном уровне. Как показывает практика, студентам, не использовавшим цифровые технологии до момента начала обучения в вузе, очень тяжело адаптироваться к современным требованиям. По результатам многочисленных опросов было установлено, что студенты обладают в основном средним и низким уровнем цифровой грамотности, как стало очевидно в разгар пандемии COVID-19. Все это говорит о необходимости введения в вузе дополнительной учебной дисциплины по цифровой грамотности.

Подготовка кадров для цифровой экономики в Российской Федерации. В рамках Указа Президента РФ № 2042 задан курс на внедрение в Российской Федерации проекта «Цифровая экономика». Однако для перехода к экономике «индустрии 4.0»3, или к постиндустриальной экономике, обществу необходим переходный период, который получил название цифровой трансформации4. В Указе Президента РФ № 4745 заданы основные направления деятельности и результаты, которые должны быть достигнуты в период цифровой трансформации экономики страны, а именно:

- ключевые отрасли экономики и социальной сферы должны быть максимально цифрови-зированы (это касается здравоохранения и образования, а также государственного управления);

- 95 % социально значимых услуг должны быть доступны в электронном виде;

- количество домохозяйств, обеспеченных услугами широкополосного доступа в интернет, должно составить не менее 97 %;

- объем инвестиций в импортозамещение в ИТ-сфере должен быть выше в четыре раза по сравнению с 2019 г.

С целью решения проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики правительство Российской Федерации разработало национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации»6, в которой есть раздел «Кадры для цифровой экономики»7. Для реализации проектов цифровой трансформации в различных сферах бизнеса, производства, научно-исследовательской работы требуются совершенно новые высококвалифицированные кадры, которые обладают компьютерной грамотностью, быстро осваивают новые профессии и получают компетенции в сфере цифровой экономики. Освоение ключевых компетенций цифровой экономики, а также подготовку высококвалифицированных кадров на основе преемственности в сфере

1 Система управления обучением (англ. learning management system, LMS) - это программный комплекс для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения.

2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 30.09.2022).

3 Четвертая промышленная революция (индустрия 4.0) предполагает новый подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленность, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта.

4 Цифровая трансформация - глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств.

5 О национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 30.09.2022).

6 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7. URL: https://clck.ru/32LtFg (дата обращения: 30.09.2022).

7 Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/direc-tions/866/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 30.09.2022).

образования планируется осуществить к 2024 г. Чтобы достичь этого результата, предлагаются некоторые проекты, которые обеспечат россиянам дополнительную цифровую подготовку («Цифровые профессии», «Готов к цифре», «CDO»). На основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ цифровые компетенции внесены в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования для бакалавриата и специалитета1.

Результаты и дискуссия: исследования в области цифровой грамотности. В данной работе был использован публикационный метод прогнозирования, который базируется на анализе литературных источников. Теоретическую основу нашего исследования составляют работы по информационной грамотности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.Н. Ващук, И.А. Володарская, Н.И. Гендина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.) и цифровой грамотности (С.Г. Давыдов, М.С. Добрякова, О.В. Ельцова, М.В. Емельянова, Е.Ю. Зотова, А.М. Кондаков, М.В. Кузьмина, И.В. Кузора, О.В. Кучмаева, П.О. Лукша, О.С. Логунова, Т.К. Ростовская, С.В. Рязанцев, А.В. Шариков, Л. Твитчетт, Н.М. Тимофеева, Г.У. Солдатова, Т.Л. Нестик, Е.И. Рассказова и др.). Из зарубежной научной литературы за основу взяты исследования по вопросам цифровой грамотности и цифровых компетенций (М. Олкок, М.Л. Фишер, С. Харгадон, Дж. Авила, Дж.З. Пандья, М. Банзато, А. Картелли, Т. Дракри, Д. Эликсен, С. Эванс, П. Кларк, Р. Гесснер, П. Гилстер, Ф.Т. Хофстеттер, П. Сайн, А. Хоук, К. Богарт, Х. Дженкинс, Р. Пурушотма, М. Вайгель, М. Листер, Л.Э.М. Мартин, К. Макэнени, Э. Маккирди, Дж. Монако, Д.У. Мур, Х.Р. Пей-джелс, Д. Портер, Р. Стаки, Н.Л. Вебер, У.В. Пелфри).

Но в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос о процессе развития цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки. С целью решения поставленной задачи - теоретически обосновать развитие цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки - мы использовали следующие теоретические методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме и анализ нормативных документов. Чтобы уточнить понятие «цифровая грамотность студентов не ИТ-направлений подготовки», необходимо определить такие понятия, как:

- «грамотность»;

- «цифровая грамотность»;

- «информационная грамотность»;

- «компьютерная грамотность»;

- «студенты вуза не ИТ-направлений подготовки».

Одним из показателей уровня развития общества, культуры народа и страны является грамотность. В традиционном понимании грамотность означает уровень владения гражданином чтением и письмом на родном языке на должном уровне грамматики2. Такое определение грамотности являлось традиционным и общепринятым в доиндустриальном обществе. В индустриальном периоде развития экономики возникла потребность в другом понимании грамотности - не только как владении навыками чтения и письма, но и как степени образованности в какой-либо сфере жизнедеятельности. В связи с этим в конце 60-х гг. ХХ в. появилось новое понятие - «функциональная грамотность». В настоящее время можно выделить три вида функциональной грамотности:

- компьютерная грамотность,

- политическая грамотность,

- экономическая грамотность.

Ранее исследователи считали, что такое явление, как неграмотность, существует только в развивающихся странах. Однако практический опыт показывает, что с неграмотностью населения можно столкнуться и в развитых странах. В период перехода к постиндустриальному обществу понятие «грамотность» стало двойственным. С одной стороны, ученым необходимо рассматривать проблему получения базовой грамотности (т. е. умения читать и писать) для развивающихся стран, а с другой - существует проблема функциональной грамотности для жителей развитых стран.

По мнению российского ученого О.Е. Лебедева (2004: 3), развитая компетентная личность, базируясь на сформированной у нее функциональной грамотности, способна успешно решать любые функциональные проблемы.

А.С. Русина считает, что функциональная грамотность носит ситуативный характер, раскрывает способности человека быстро вступать в отношения с внешним миром, адаптироваться к изменяющимся условиям и функционировать в них3.

1 О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 нояб. 2020 г. № 1456. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Кузьмин М.Н. Грамотность // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 227.

3 Русина А.С. Формирование электоральной грамотности у обучающихся в образовательных организациях : дис. ... канд. пед. наук: Саратов, 2020. 250 с.

Согласно исследованиям И.А. Колесниковой (2013), в современном мире существуют следующие виды грамотности:

- грамотность чтения;

- естественно-научная грамотность;

- математическая грамотность;

- библиографическая грамотность;

- визуальная грамотность;

- научная и технологическая грамотность;

- медиаграмотность;

- аудиовизуальная грамотность;

- компьютерная грамотность;

- сетевая грамотность;

- культурная грамотность;

- поликультурная грамотность;

- грамотность в сфере национальной (традиционной) культуры;

- экологическая грамотность.

В этом же исследовании обозначены и виды «новой грамотности»: многократная грамотность, многомодальная грамотность, полиграмотность, мультиграмотность, трансграмотность (Колесникова, 2013).

Опираясь на результаты данных исследований, мы приходим к выводу, что человек не может обладать функциональной грамотностью без определенных знаний, умений и опыта в какой-либо сфере деятельности. Кроме того, функциональная грамотность подразумевает, что знания и умения должны беспрепятственно адаптироваться к новым условиям деятельности. Информационная и компьютерная грамотность являются аспектами функциональной грамотности.

Термин «информационная грамотность» был впервые введен в США в 1977 г. Под информационной грамотностью подразумевалось умение человека выявлять, размещать, оценивать информацию и качественно ее использовать.

Непосредственно сама информационная грамотность рассматривается многими исследователями в контексте информационной культуры. Российский исследователь И.А. Вдовина разделила информационную культуру на три составляющие1:

- информационное мировоззрение;

- информационная грамотность;

- компьютерная грамотность.

В трудах И.А. Вдовиной исследуется, как информационная грамотность систематизирует приемы и способы взаимодействия с различными видами информации, которые применяются в многочисленных видах деятельности человека2.

В исследованиях А.В. Худяковой под информационной грамотностью подразумевается уровень владения человеком нормами языка и всеми видами систематизированного обмена информацией с окружающей средой3.

В своих исследованиях О.А. Горобец приходит выводам о том, что информационная грамотность возникает из способности человека решать простые информационные проблемы, которые возникают в процессе учебы или досуга, с помощью навыков в области информационной деятельности в соответствии со своей ценностной системой4.

В зарубежной и российской научной литературе исследователи отмечают, что информационная грамотность схожа по своей сущности с компьютерной грамотностью. Но необходимо дифференцировать эти понятия. Ранее как зарубежные, так и российские исследователи полагали, что компьютерная грамотность - это способность использовать компьютер.

Под компьютерной грамотностью Н.Д. Берман понимает навыки эффективного поиска информации в Сети, правильной оценки ее и классификации, применения найденных данных в своей профессиональной деятельности, а также грамотное владение технологиями сетевых коммуникаций (Берман, 2017а).

1 Вдовина И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/joumal/2017/200/Eidos-Vestnik2017-214-Vdovina.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

2 Там же.

3 Худякова А.В. Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 241 с.

4 Горобец О.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/upload/iblock/99c/Jurnal_6_2014_51-53.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

Переход от компьютерной грамотности к цифровой в конечном итоге означает взаимодействие с Сетью, устройствами и платформами. Еще полвека назад трудно было предположить, что большинство вычислений будет происходить на смартфонах, а не на больших ЭВМ.

Появление термина «цифровая грамотность» впервые было отмечено в конце 90-х гг. в монографии П. Гилстера, американского писателя и журналиста. Пол Гилстер дает определение цифровой грамотности как возможности понимания и применения информации, собранной с различных ресурсов посредством компьютерной техники. Также он в свое понятие цифровой грамотности включает и оценку собранной информации, и навык решения проблем, которые возникают в процессе работы с ней. По мнению Гилстера, составляющими цифровой грамотности являются информационная грамотность, коммуникативные компетенции - навыки общения с другими пользователями, медиаграмотность, креативные компетенции ^^ег, 1997: 51).

С другой стороны, утверждается, что цифровая грамотность имеет сходство с таким понятием, как «ноу-хау», и понимается как функциональное использование техники. Однако в недавних научных исследованиях цифровая грамотность превратилась в огромную концепцию. Например, в последнее время среди исследователей сложилось общее мнение, что цифровая грамотность не имеет отношения к оборудованию, не связана только с программным обеспечением, поскольку она имеет когнитивные, социальные и критические аспекты. Подобным образом мыслят и авторы программы «Цифровая экономика Российской Федерации», под цифровой грамотностью1 они подразумевают целую систему знаний и умений, которые необходимы человеку постиндустриальной эпохи для качественной жизни в цифровом обществе. Формирование подобных навыков должно быть осознанным выбором со стороны гражданина, ведь только при таком условии достигается главная цель цифровизации экономики - рост уровня жизни граждан нашей страны.

В справочнике по цифровой грамотности ЮНЕСКО приведено следующее определение: «цифровая грамотность - это способность получать доступ, управлять, понимать, интегрировать, общаться, оценивать и создавать информацию безопасно и надлежащим образом с помощью цифровых технологий для обеспечения занятости, достойных рабочих мест и предпринимательства. Она включает в себя компетенции, которые по-разному называются: компьютерная грамотность, грамотность в области ИКТ, информационная грамотность и медиаграмотность»2.

Под цифровой экономикой понимается такая хозяйственная деятельность, в которой основой самого производства являются данные, представленные в цифровой форме. В ходе обработки таких данных и в результате анализа их создается продукт с более высокой прибыльностью. В результате этого значительно повышается эффективность как самого производства, так и других различных технологий: эксплуатации оборудования, логистических цепочек поставки товара и т. д.3

Нам близка концепция Н.Д. Бермана, где под цифровой грамотностью имеется в виду совокупность знаний и навыков, необходимых для эффективного применения цифровых технологий и интернет-ресурсов с соблюдением правил информационной безопасности. Цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность - вот три главных составляющих цифровой грамотности (Берман, 2017б).

Вследствие активного развития информационно-коммуникационных технологий появился термин «цифровизация», это понятие уже закреплено на законодательном уровне в Российской Федерации4. Бизнес-процессы, которые ранее выполнялись гражданами и компаниями без использования цифровых продуктов, на современном этапе выполняются в цифровой среде, таким образом, в каждый аспект жизнедеятельности внедрены информационные технологии. Вот что имеется в виду под термином «цифровизация» («цифровое развитие»).

Необходимо разграничивать цифровую грамотность студентов вуза в соответствии с выбранными специальностями. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Программная инженерия», изучают современные компьютерные технологии и основы программирования, открытые информационные системы, работу с базами данных, банков-

1 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ...

2 A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2 [Электронный ресурс] : Information Paper no. 51. June 2018. UIS/2018/ICT/IP/51. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/fNes/docuiTients/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4 Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : приказ Минкомсвязи России от 1 авг. 2018 г. № 428. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

скими технологиями. Также они получают навыки работы с алгоритмами, методами защиты данных, выполнения веб-разработок и др. В соответствии с общепрофессиональными компетенциями, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям подготовки обучающихся в ИТ-сфере (ОПК-1-9)1, можно сделать вывод, что выпускники ИТ-направлений хорошо подготовлены в области цифровой грамотности. Но реалии современного мира диктуют свои правила жизни, согласно которым каждый человек должен обладать цифровой грамотностью. В связи с этим в нашем исследовании мы делаем акцент на развитие цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки.

Проанализировав нормативно-правовую базу и научную литературу, мы определили, что цифровая грамотность студентов не ИТ-направлений - это способность обучающихся потреблять цифровой контент, а также пользоваться цифровыми технологиями и сетью Интернет для своих профессиональных и учебных целей с соблюдением норм и правил информационной безопасности. В нашей работе мы выделяем три компонента цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки: гносеологический, праксиологический и аксиологический (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура цифровой грамотности студентов вуза не ИТ-направлений подготовки

Гносеологический компонент цифровой грамотности студентов не ИТ-направлений подготовки отражает знания в области цифровых технологий. К показателям когнитивного компонента мы отнесли знания функций поисковых запросов, открытых образовательных ресурсов, возможностей офисного пакета приложений Microsoft, инструментов обмена информацией в Сети, принципов удаленного взаимодействия, инструментов для проектирования цифрового контента, рисков информационной безопасности, классификации виртуальной коммуникации, принципов цифровой этики в сетевом пространстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праксиологический компонент цифровой грамотности студентов не ИТ-направлений подготовки отражает способность применять знания в области цифровых технологий. Мы выделили следующие показатели праксиологического компонента: умения характеризовать полученную в Сети информацию, определять свои действия при необходимости получить государственную или муниципальную услугу, анализировать данные в MS Excel, визуализировать информацию в MS Power Point, работать с текстовыми документами в MS Word, проектировать цифровой контент в зависимости от потребности, определять возможные угрозы информационной безопасности, характеризовать виртуальную языковую личность, выполнять финансовые операции в онлайн-бан-кингах, владеть навыками организации в Сети совместной и командной работы и коммуникации с учетом цифрового права, поиска информации в Сети, работы с сервисами онлайн-услуг.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сент. 2017 г. № 929. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4/9 (дата обращения: 30.09.2022).

Аксиологический компонент цифровой грамотности студентов не ИТ-направлений подготовки отражает мотивацию к применению цифровых технологий в профессиональной деятельности, которая проявляется в стремлении к получению знаний, умений и навыков в области цифровых технологий при обучении в вузе.

Показатели аксиологического компонента:

- мотивация к успеху в своей рабочей и учебной деятельности с применением цифровых технологий;

- осознанное применение цифровой грамотности в своей профессии;

- осмысление цифровых технологий как ценностных мотивов в своей деятельности;

- мотивация к постоянному развитию в области цифровых технологий;

- осознание оснований цифровой грамотности как основ общенаучной компетенции и своих личностно-деловых качеств.

Выводы. В результате проведенного исследования мы определили, что влияние цифровых технологий на образование и профессиональную подготовку неизбежно. Развитие цифровых технологий приведет к более высокому спросу на образование и снижению потребности в большем количестве оборудования и инструментов. Также в постиндустриальной экономике принцип «непрерывного образования в течение всей жизни» (англ. lifelong learning) становится основным в сфере образования, это означает появление новой ниши образования для взрослых людей. Студент любой специальности (не обязательно ИТ) должен быть подготовлен с молодых лет к обучению новым навыкам и знаниям в течение всей дальнейшей жизни, без цифровой грамотности ему не обойтись в этом вопросе (Артамонова, Артамонов, 2021: 65).

Мы считаем, что выработка у студентов не ИТ-направлений подготовки навыков и знаний в области цифровой грамотности дает возможность формирования у обучающихся компетенций в области ИТ, способностей к разработке прикладного программного обеспечения и приложений, необходимых для их профессиональной деятельности. И конечно же, такие навыки и знания необходимо закладывать именно в рамках программ высшего образования.

Список источников:

Артамонова Е.В., Артамонов В.А. Проблемы образования в постиндустриальную эпоху // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С. 65-79. https:doi.org/10.31249/snsn/2021.01.06.

Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 2-2. С. 28-34. https:doi.org/10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.

Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. T. 8, № 6-2. С. 35-38. https:doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38.

Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). C. 1-14.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

Gilster P. Digital Literacy. N. Y., 1997. 276 p.

References:

Artamonova, E. V. & Artamonov, V. A. (2021) Problems of education in the post-industrial era. Social Novelties and Social Sciences. (1), 65-79. Available from: doi:10.31249/snsn/2021.01.06. (In Russian)

Berman, N. D. (2017a) Formation of information competence of students. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 8 (2-2), 28-34. Available from: doi:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34. (In Russian)

Berman, N. D. (2017b) To the question of digital literacy. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 8 (6-2), 35-38. Available from: doi:10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38. (In Russian). Gilster, P. (1997) Digital Literacy. New York, Wiley. 276 p.

Kolesnikova, I. A. (2013) New literacy and new illiteracy of the XXI century. Lifelong Education: The XXI Century. 2 (2), 1-14. (In Russian).

Lebedev, O. E. (2004) Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [Competency-Based Approach in Education]. Shkol'nye tekhnologii. (5), 3-12. (In Russian).

Информация об авторах М.А. Мойсеенкова - преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета, Сургут, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=955577

М.А. Богач - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета, Сургут, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=705945

Information about the authors M.A. Moiseenkova - Lecturer, Pedagogy of Professional and Additional Education Department, Surgut State University, Surgut, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=955577

M.A. Bogach - PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogy of Professional and Additional Education Department, Surgut State University, Surgut, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=705945

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 22.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.