образом мобилизуется и настраивается на хорошую учёбу, зная о возможности у нашего молодого поколения есть цель получить хорошее образование, и это,
получить «автомат». Он меньше пропускает занятия, выполняет домашние зада- несомненно, вселяет оптимизм.
ния и активен на семинарах. Научная новизна проведённого исследования заключается в изучении мне-
Опрос среди студентов показывает, что они весьма критично и разумно под- ния преподавателей и студентов относительно выставления экзаменов и зачётов
ходят к возможности получения «автоматической» оценки, что говорит о том, что «автоматом», проведении параллели с зарубежными вузами.
Библиографический список
1. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года. Москва: ЦСПиМ, 2010.
2. Лебедь И. Использование рейтинговой системы контроля знаний. Историческая и социально-образовательная мысль. 2003; № 33.
3. Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений. Успехи современного естествознания. 2008; № 9.
4. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса - путь к подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ. Образование и наука. 2012; № 5.
5. Критерии оценивания знаний по дисциплинам подготовки бакалавров. Available at: http://www.fa.ru/org/chair/save/Pages/kriterii-bak.aspx References
1. Chislennost' uchaschejsya molodezhi obrazovatel'nyh uchrezhdenij Rossijskoj Federacii: Srednesrochnyj prognoz do 2014 goda i ocenka tendencij do 2025 goda. Moskva: CSPiM, 2010.
2. Lebed' I. Ispol'zovanie rejtingovoj sistemy kontrolya znanij. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2003; № 33.
3. Levchenko T.A. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya ball'no-rejtingovoj sistemy dlya attestacii uchebnoj raboty studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 9.
4. Sazonov B.A. Individual'no-orientirovannaya organizaciya uchebnogo processa - put' k podlinnoj gibkosti i individualizacii obrazovatel'nyh programm. Obrazovanie i nauka. 2012; № 5.
5. Kriterii ocenivaniya znanij po disciplinam podgotovki bakalavrov. Available at: http://www.fa.ru/org/chair/save/Pages/kriterii-bak.aspx
Статья поступила в редакцию 25.10.21
УДК 378
Sorokina E.A., senior teacher, Department of Economics of Industries and Markets (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORIOGRAPHICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF DIGITAL FINANCIAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS. The relevance and practical significance of historiographical analysis lies in obtaining data aimed at improving the practice of the functioning of the education system and improving the quality of the process of preparing students at the university within the framework of the problem under study. The purpose of this study is to develop provisions (prerequisites) that determine the need for the formation of digital financial literacy among university students. The scientific novelty is the structuring of the conducted historiographical analysis according to the developed criteria: a) the origin and development of the problem of financial literacy; b) the emergence of research in the field of digital literacy; c) the development of the theory and practice of the formation of digital financial literacy of students in universities. Within the framework of these criteria, three key stages of the historiographical analysis of the problem under study were identified: 1) the beginning of the 60s - 90s of the XX century; 2) the 90s of the XX century - until the end of the first decade of the XXI century; 3) since 2010 - to the present. At each historical stage, socio-economic, theoretical-methodological and experimental-practical prerequisites for the emergence and formation of the problem of digital financial literacy are identified, which allow to conclude that at the present stage of society's development there is a persistent need for the formation of digital financial literacy of students who will be able to effectively use digital financial products and predict their financial future.
Key words: historiography, financial literacy, digital literacy, digital financial literacy, professional education.
Е.А. Сорокина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Актуальность и практическое значение историографического анализа состоит в получении данных, направленных на совершенствование практики функционирования системы образования и повышение качества процесса подготовки студентов в вузе в рамках исследуемой проблемы. Цель данного исследования заключается в разработке положений (предпосылок), определяющих необходимость формирования цифровой финансовой грамотности у студентов вуза. Научной новизной является структурирование проводимого историографического анализа по разработанным критериям: а) зарождение и развитие проблемы финансовой грамотности; б) появление исследований в области цифровой грамотности; в) развитие теории и практики формирования цифровой финансовой грамотности студентов в вузах. В рамках данных критериев было выделено три ключевых этапа историографического анализа исследуемой проблемы: 1) начало 60-х - 90-е годы XX века; 2) 90-е годы XX века - до конца перового десятилетия XXI века; 3) c 2010 года - до настоящего времени. На каждом историческом этапе были выявлены общественно-экономические, теоретико-методологические и опытно-практические предпосылки возникновения и становления проблемы формирования цифровой финансовой грамотности, которые позволили сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества сложилась стойкая необходимость в формировании цифровой финансовой грамотности студентов, которые смогут эффективно пользоваться цифровыми финансовыми продуктами и прогнозировать свое финансовое будущее.
Ключевые слова: историография, финансовая грамотность, цифровая грамотность, цифровая финансовая грамотность, профессиональное образование.
Актуальность данной статьи заключается в том, что благодаря формирова- ставлено авторское мнение о содержании этапов конструирования педагогом нию единого представления о сущности профессионального развития педагога электронного образовательного ресурса.
можно определить средства его повышения. Для понимания проблемы формирования цифровой финансовой грамот-
Цель статьи - определить возможности процесса конструирования элек- ности студентов высших учебных заведений в настоящее время необходимо тронных образовательных продуктов в качестве средства развития профессио- провести комплексное исторические исследование данного вопроса, поскольку, нальной метакомпетентности педагогов. соглашаясь с позицией Н.О. Яковлевой [1], мы считаем, что историографический
Научная новизна исследования заключается в том, что развитие професси- анализ позволяет избежать ошибок прошлого, однозначно и корректно опреде-ональной метакомпетентности педагогов рассмотрено через призму конструиро- лить сущность исследуемой проблемы.
вания электронных образовательных продуктов, в статье показаны возможности Проведенный историографический анализ позволит выявить тенденцию в
реализации этого процесса в образовательной практике высшей школы, пред- организации процесса подготовки студентов в вузе, раскрыть векторы цифрови-
зации образовательного процесса, а также выявить основу формирования цифровой финансовой грамотности в современных условиях.
Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что она носит комплексный характер, а ее историографический анализ включает изучение трех основных направлений (этапов):
а) зарождение и развитие проблемы финансовой грамотности;
б) появление исследований в области цифровой грамотности;
в) развитие теории и практики формирования цифровой финансовой грамотности студентов в вузах. При этом два первых направления историографического анализа носят общенаучный характер, а третье - конкретно-научный характер. Данный подход к историографическому анализу позволит всесторонне и полно изучить исследуемую проблему.
Историческая справка. Экономическая революция в России в начале XX века способствовала расширению научных представлений о мире и обществе, повышению общей грамотности населения. При этом низкий процент населения, занятого в сфере умственного труда, не способствовал развитию финансовой грамотности общества [2]. Негативные последствия Великой Отечественной войны также оставили свой след в образовании. Исторически сложилось так, что обучения финансовой грамотности в Советском государстве не было, в условиях административно-командной экономики не было такой необходимости: государству невыгодно было иметь финансово грамотное население, что привело бы к неподчинению населения распределительно-принудительным, командным методам государственного управления (малая жилплощадь, заработная плата хоть и была, но товары были в дефиците, талонная система, очереди в магазинах). Таким образом, до 60-х годов о финансовой, а тем более цифровой, грамотности в научных исследованиях речи не шло, следовательно, историографический анализ целесообразно начать именно с этого периода.
Началом историографического анализа можно считать 60-е годы, в данный период развиваются полупроводниковые ЭВМ, а впоследствии - персональные компьютеры, что и послужило толчком для последующей цифровизации. На данном этапе появляются зарубежные исследования в области финансовой грамотности населения. Второй этап считаем целесообразно считать с 90-х годов, что связано с развитием сети Интернет, искусственного интеллекта, введением П. Гилстером термина «цифровая грамотность» и его широким распространением. Третий этап начинается со второго десятилетия XXI века и связан с общемировой цифровой экономикой, утверждением Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, появлением исследований, посвященных цифровой финансовой грамотности.
Опираясь на вышесказанное, были выделены три ключевых этапа историографического анализа исследуемой проблемы:
1. Начало 60-х - 90-е годы XX века.
2. 90-е годы XX века - до конца перового десятилетия XXI века.
3. С 2010 года - до настоящего времени.
Охарактеризуем эти этапы подробнее, выявив значение каждого из них для решения проблемы исследования.
Начало 60-х - 90-е годы XX века
В рамках первого направления историографического анализа, касающегося финансовой грамотности, отметим, что самого термина в данный период не существовало. В Советском Союзе обучение финансовой грамотности не велось, и данный термин в научных исследованиях не встречается.
В зарубежных исследованиях термин «финансовая грамотность» был упомянут в исследовании H. Jelley [3], под которым рассматриваются способности человека в области управления финансовыми средствами принимать обоснованные и эффективные решения в отношении их использования. Автор оценивал возможности студентов из университета США управлять финансовыми средствами и выявил их высокий уровень. В 80-е годы P. Graham [4] в исследовании, посвященном финансовой грамотности, понимает под данным термином возможности личности в области интерпретации, обобщения, вычисления и развития независимых суждений относительно денежных средств, а также умения принимать меры для того, чтобы быть успешным в сложном, изменяющемся мире.
В конце 80-х годов S.M. Danes и T.K. Hira [5] провели одно из первых фундаментальных исследований для оценки финансовой грамотности населения США и пришли к выводу о том, что исследуемая грамотность находится на среднем уровне, люди научились зарабатывать, но не научились сохранять и преумножать свои деньги. При этом исследователи пришли к выводу о необходимости включения предмета «финансовая грамотность» на всех уровнях образования.
Касаясь второго направления историографии, отметим, что появление исследований в области цифровой грамотности можно связать с информатизацией и компьютеризацией общества в 60-70-е годы. Глобальный процесс информатизации начался в 70-е годы с появлением персональных электронных вычислительных машин [6]. В Советском Союзе компьютеризация наступила позже. В 80-е годы сначала на Западе, а позднее в Советском Союзе на разных уровнях образования начинает преподаваться дисциплина «Информатика», общество постепенно осваивает компьютерную грамотность. Значимым событием является разработка в Советском Союзе «Концепции информатизации общества» в 1989 году, согласно которой информатизация рассматривалась как механизм стабильного экономического и политического развития страны [2; 6]. Таким образом, к концу 80-х годов сложилась устойчивая тенденция к информатизации
общества, а также повышению значения компьютерной грамотности человека для его формирования.
Термин «цифровизация» появился в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, широким применением ЭВМ и появлением в 1982 году сети Интернет, переходом от аналоговых носителей к цифровым, поэтому термин «информационный» имеет базовое значение по отношению к термину «цифровой», также как термин «информационная грамотность» является базовым по отношению к понятию «цифровая грамотность» [7]. Таким образом, на данном этапе началась всеобщая информатизация общества, в дальнейшем она постепенно преобразовалась в цифровизацию, а информационная грамотность становится одной из ключевых компетенций личности.
По третьему направлению историографического анализа отметим, что исследований в области цифровой финансовой грамотности на данном этапе выявлено не было.
На данном историческом этапе выявлены следующие предпосылки для обоснования необходимости и разрешения исследуемой проблемы:
- общественно-экономические - связаны с информатизацией общества, повышением значимости информационных технологий для его развития, информационная грамотность становится одной из ключевых компетенций личности;
- теоретико-методологические - подразумевает появление в научном обиходе термина «финансовая грамотность», исследований в этой области, в сфере информационной грамотности, которые выступили фундаментом для последующих изучений понятия «цифровая грамотность»;
- опытно-практические - связаны с выявлением практических форм и методов в области формирования финансовой грамотности.
90-е годы XX века - до конца первого десятилетия XXI века
В рамках первого направления историографического анализа отметим, что появилось большое количество исследований, посвященных финансовой грамотности. Так, зарубежные исследователи S.J. Huston [8], J. Kim [9], A. Lusardi, O.S. Mitchell [10] под данным термином понимают базовые финансовые знания, необходимые людям для выживания в современном обществе. Интересна точка зрения на исследуемую проблему D.L. Remund [11], по его мнению, финансовая грамотность включает 5 компонентов: 1) знания основных финансовых концепций; 2) способность к обсуждению финансовых вопросов; 3) возможности в области управления собственными финансами; 4) умения принимать обоснованные финансовые решения; 5) планирование достижения финансовых целей, долгосрочное планирование с учетом меняющихся экономических условий. Комплексное освоение данных компонентов приводит к увеличению собственных сбережений.
Проанализировав отечественные исследования [12; 13; 14], относящиеся к данному периоду, мы выявили их основной тезис: у населения выявляется преимущественно низкая финансовая грамотность, что ограничивает их вовлеченность в использование финансовых продуктов в условиях их нарастающего разнообразия. Лишь в начале 2000-х годов Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) и Всемирный банк разрабатывают эффективные принципы финансового образования, в 2002 году был запущен целевой проект по финансовому образованию, к 2010 году деятельность ОСЭР ведется более чем в 240 странах, в том числе и в России. На разных уровнях образования экспериментально внедряются факультативные курсы, посвященные финансовой грамотности. По выводам исследований ОСЭР, финансовое образование должно начинаться как можно раньше и обеспечивать не только теоретические знания, но и практические навыки [15].
Перейдем ко второму направлению историографического анализа и отметим, что в течение 1991 по 2000 гг. информатизация в России проходила без активного вмешательства государства. Лишь в 1998 году разрабатывается и одобряется Концепция государственной информационной политики, в 2002 году принимается Федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2001 году начинает реализовываться Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды». К концу 2010 года создана единая информационная образовательная среда, которая обеспечивает единое образовательное пространство России. Термин «цифровизация» впервые появился в 1995 году в рамках исследования американского информатика N. Negroponte [16]. Цифрови-зация рассматривается как процесс, направленный на оцифровку всех информационных ресурсов, автоматизацию информационного пространства.
Несомненно значимым для нашего исследования является появление и широкое распространение термина «цифровая грамотность», который впервые был упомянут в исследовании P. Gilster в 1997 году. Данный термин автор связывал со способностью критически усваивать и использовать информацию, полученную с помощью компьютерной техники в различной форме из разнообразных источников [17]. Развитие Интернета привело к возникновению нового формата социально-виртуальных взаимоотношений. Все эти факторы привели к необходимости отфильтровки избыточной информации и сохранению своих конфиденциальных данных. Цифровая грамотность, подразумевающая умения ориентироваться и пользоваться виртуальными ресурсами, становится все более актуальной, а во многом даже профессионально необходимой.
В рамках третьего направления историографического анализа можно сказать следующее. N. Negroponte [18] вводит в научный обиход термин «цифровая экономика». К концу 10-х годов xXl века появилось несколько зарубежных ис-
следований в области цифровой экономической грамотности. Так, M.V. Rooij [19] считает, что высокий показатель финансовой грамотности определяется постоянным овладением человеком новой финансовой информацией, в том числе и в сети Интернет. L.J. Servon [20] считает цифровую финансовую грамотность прерогативой банковских работников и специалистов финансового мейнстрима, при этом рядовому обывателю очень сложно овладеть данной грамотностью. К концу исследуемого исторического этапа сложилось представление о необходимости практико-ориентированного подхода к процессу формирования финансовой грамотности в образовательном процессе разного уровня. Цифровое финансовое образование направлено на формирование знаний, умений и навыков в сфере финансовых продуктов, получаемых с помощью интернет-технологий. Таким образом, проблема цифровой грамотности только начинает разрабатываться учеными, при этом нет единого мнения о ее значении и содержательном наполнении.
На данном историческом этапе выявлены следующие предпосылки для разрешения исследуемой проблемы:
- общественно-экономические - связаны с тем, что организация экономического сотрудничества и развития разрабатывает ряд проектов, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в том числе и в Российской Федерации, активно идет цифровизация общества, создается единая информационная образовательная среда;
- теоретико-методологические - подразумевают большое количество теоретических и практических исследований в области финансовой грамотности, выделение ключевых компонентов для ее оценки, формирование методологии цифрового образования;
- опытно-практические - связаны с практико-ориентированными технологиями в области формирования цифровой и финансовой грамотности, при этом форм и методов формирования цифровой финансовой грамотности на данном этапе не выявлено.
С 2010 года - до настоящего времени
Ключевым событием в рамках первого направления этого исторического этапа является внедрение «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [21]. Стратегия определяет необходимость разработки региональных программ повышения уровня финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг Реализация стратегии предполагает организацию курсов повышения квалификации, внедрение в образовательную программу курсов и факультативов, направленных на повышение финансовой грамотности населения. Под «финансовой грамотностью» в Стратегии понимается финансовое образование населения за счет осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, которые необходимы для принятия эффективных финансовых решений и благосостояния общества в целом [21]. Трудностью реализации стратегии является то, что населению Российской Федерации несвойственно долгосрочное финансовое планирование, а значит, необходимо повышение его финансовой дисциплины и культуры. Можно констатировать, что реализация стратегии показывает заинтересованность государства в повышении финансовой грамотности граждан, а также создает все условия для ее формирования, в том числе и в образовательных организациях различного уровня.
Перейдем к характеристике второго направления историографического анализа. На данном историческом этапе влияние цифровых технологий на общество значительно усиливается, и они занимают ведущую функцию практически во всех сферах общества. Несомненно, цифровизация обладает огромным потенциалом для экономического развития общества, цифровая трансформация становится актуальной с социальной, экономической и политической точек зрения [22]. В рамках исследования, посвященного темпам цифровизации в различных странах, Россия заняла лишь 39 место.
С 2018 года в Российской Федерации идет реализация Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который предполагает создание центра
Этапы историографического анализа
Характеристики исторических этапов
Начало 60-х - 90-е годы XX века
1. В научный обиход введен термин финансовая грамотность.
2. Проблема финансовой грамотности изучается преимущественно западными учеными.
3. Информатизация началась в 60-е годы, и ее развитие связано с появлением персональных компьютеров.
4. С появлением в 80-е годы сети Интернет начинается процесс цифро-визации.
5. Проблема цифровой финансовой грамотности не затрагивается
Начало 60-х - 90-е годы XX века
1. ОСЭР разрабатывают эффективные принципы финансового образования и запускают целевые проекты.
2. Развитие сети Интернет, появление Web 2.0. привело к переходу от информационных технологий к цифровым.
3. Цифровая грамотность становится ключевым профессионально и личностно значимым качеством человека.
4. Постепенный переход к цифровой экономике привел к необходимости разработки практико-ориентированных технологий в области формирования цифровой финансовой грамотности
С 2010 года
до настоящего времени
1. Этап связан с активной государственной политикой в области формирования финансовой грамотности населения.
2. Разрабатываются практико-ориентиро-ванные формы и методы формирования финансовой грамотности.
3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», создающая условия для формирования цифровой грамотности населения.
4. Проблема цифровой финансовой грамотности начинает активно разрабатываться как в зарубежной, так и в отечественной науке, выявляются формы и методы ее формирования
Предпосылки разрешения поставленной проблемы
1. Общественно-экономические -информатизация общества, повышение значимости информационных технологий для его развития.
2. Теоретико-методологические -появление исследований, посвященных финансовой и цифровой грамотности.
3. Опытно-практические - выявление практических форм и методов в области формирования финансовой грамотности
1. Общественно-экономические -ОСЭР разрабатывает ряд проектов, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в том числе и в Российской Федерации, где активно идет цифровизация общества.
2. Теоретико-методологические - исследования в области финансовой грамотности, формирование методологии цифрового образования.
3. Опытно-практические - разработка технологий в области формирования цифровой и финансовой грамотности
1. Общественно-экономические - связаны с цифровой трансформацией общества и образования, переходом к цифровой экономике, цифровая финансовая грамотность рассматривается как значимое профессиональное и личностное качество студентов.
2. Теоретико-методологические - появление значительного количества исследований в области цифровой финансовой грамотности.
3. Опытно-практические - разработка форм и методов формирования цифровой финансовой грамотности
Рис. 1. Характеристика исторических этапов развития проблемы формирования цифровой финансовой грамотности студентов
цифровой трансформации образования, разработка федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и т.д. Реализация проекта предполагает всеобщую цифровизацию образования, обеспечение образовательных организаций различного уровня современной компьютерной техникой, внедрение модели цифровой образовательной среды. Таким образом, можно констатировать, что реализация данного проекта создает условия для формирования цифровой грамотности населения Российской Федерации.
В программе «Развития цифровой экономики в России до 2035 года» [23] уделяется внимание цифровой грамотности, при этом не выделяется практических форм и методов для ее формирования.
Значимым для нашего исследования является работа D. Belshaw [24], в которой выделено 8 элементов цифровой грамотности: 1) понимание культурного контекста интернет-среды; 2) навыки использования цифровых технологий в целях саморазвития; 3) умение создавать и распространять контент; 4) конфиденциальность в интернет-среде; 5) способность использовать цифровые технологии ответственно и эффективно; 6) умение коммуницировать в онлайн-со-обществах; 7) способность критически различать полезный и вредный контент; 8) цифровая креативность (способность создавать новый цифровой контент).
Пандемия коронавирусной инфекции показала пробелы цифрового образования и низкий уровень цифровой готовности общества в целом. Большое значение для нашего исследования имеют появившиеся на данном историческом этапе научные изыскания в области цифровой дидактики, направленной на исследование специфики организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровая дидактика учитывает три ключевых особенности: цифровое поколение, цифровая экономика и новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду. Цифровая дидактика предполагает активное использование активных педагогических методов обучения, так как динамическая цифровая среда и предъявляет новые требования к цифровой грамотности студентов.
Перейдем к третьему направлению историографического анализа. Стоит отметить, что именно данный исторический этап связан появлением большого количества исследований зарубежных и отечественных ученых в области цифровой финансовой грамотности. Так, M. Setiawan [25] выяснил, что обучение цифровой финансовой грамотности коррелирует с прогнозированием будущих расходов и сбережений, положительно влияет на текущее расходование средств. Y. Shen,W. Hu и C. Hueng [26] выяснили, что люди с высокой финансовой грамотностью в большей степени склонны использовать цифровые финансовые продукты. По мнению M. Cohen и C. Nelson [27], финансовая грамотность подразумевает сочетание знаний, навыков и способностей, необходимых для принятия адекватных решений по личным финансовым вопросам и обеспечивающих финансовое благополучие. Финансовая грамотность - важный инструмент для устранения дисбаланса между обеспеченным и бедным слоями населения в использовании цифровых финансовых услуг. Таким образом, цифровая грамотность становится все более важным аспектом образования в эпоху цифровых технологий, в ближайшем будущем людям будет необходимо полностью самостоятельно принимать решения относительно собственного финансового планирования. ОСЭР в 2018 году выпустило руководство по политике в области цифро-визации и финансовой грамотности, где большое внимание уделяется цифровой финансовой грамотности. В данном документе описываются такие компоненты
Библиографический список
цифровой финансовой грамотности, как знание цифровых финансовых продуктов и услуг осведомленность о цифровых финансовых рисках, знание финансовых прав и обязанностей.
В качестве практических методов и технологий формирования цифровой финансовой грамотности выделяют:
- включение образовательных дисциплин и факультативов, посвященных цифровой финансовой грамотности в образовательные программы различного уровня;
- информационные кампании, образовательные сайты для всех групп населения, посвященные исследуемой грамотности;
- семинары, тренинги, выгодные финансовые цифровые предложения, цифровые платформы для обучения;
- конференции, хакатоны, когнитоны и другие инновационные формы обучения.
Обобщив взгляды западных ученых на цифровую финансовую грамотность, мы выяснили, что единого подхода к определению данного термина не существует, он многоаспектен, при этом все отмечают его значимость для эффективного функционирования во все более цифровизированном обществе.
В отечественной науке термин «цифровая финансовая грамотность» появился в научном обиходе лишь последние 5 лет, при этом в первую очередь он привлек внимание экономистов и психологов. При этом педагогическим технологиям формирования цифровой финансовой грамотности не уделено должного внимания. Обобщив взгляды отечественных ученых [28; 29], отметим, что большинство из них данный термин связывают со способностью человека к совершению разумных финансовых операций в цифровом формате.
По результатам третьего этапа историографического анализа были выделены следующие предпосылки исследуемой проблемы:
- общественно-экономические - связаны с цифровой трансформацией общества и образования, переходом к цифровой экономике, важности цифровой финансовой грамотности как значимого профессионального и личностного качества студентов;
- теоретико-методологические - появление значительного количества исследований в области цифровой финансовой грамотности, большинство ученых связывают ее со способностью к совершению разумных финансовых операций в цифровом формате;
- опытно-практические - характеризуются выделенными формами и методами формирования цифровой финансовой грамотности.
Общая характеристика историографического анализа проблемы формирования цифровой финансовой грамотности студентов представлена на рис. 1.
Таким образом, проведенный историографический анализ проблемы исследования позволил выявить общественно-экономические, теоретико-методологические и опытно-практические предпосылки возникновения и становления проблемы формирования цифровой финансовой грамотности, определяющие стойкую необходимость в формировании цифровой финансовой грамотности студентов на современном этапе развития общества, технологий и образования. Достаточный уровень знаний, умений и навыков в области цифровой финансовой грамотности способствует эффективному использованию цифровых финансовых продуктов и прогнозированию своего финансового будущего.
1. Яковлева Н.О. Историография научной проблемы как результат историко-педагогического анализа. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009; № 4: 60-66.
2. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Диссертация ... доктора педагогических наук. Грозный, 2019.
3. Jelley H. Measurement and Interpretation of Money Management Understandings of Twelfth-Grade Students. Doctoral dissertation. University of Cincinnati, 1958.
4. Graham P. Whither the equality of educational opportunity? Daedalus. 1980; Vol. 109 (3): 115 - 132.
5. Danes S.M., Hira T.K. Money management knowledge of college students. Journal of Student Financial Aid. 1987; Vol. 17 (1): 4 - 16.
6. Носуля О.С. Генезис развития информатизации современного общества. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020; № 2: 148-156.
7. Терекулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающегося во франкоговорящих странах (Франция, Канада). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2019.
8. Huston S.J. Measuring financial literacy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44: 296 - 316.
9. Kim J. Financial knowledge and subjective and objective financial well-being. Consumer Interests Annual. 2001; Vol. 47: 1 - 3. Available at: www.consumerinterests.org/files/ public/Kim-Financialknowledge.pdf
10. Lusardi A., Mitchell O.S. Financial literacy and retirement preparedness. Business Economics. 2007; Vol. 42: 35 - 44.
11. Remund D.L. Financial Literacy Explicated: The Case for a Clearer Definition in an Increasingly Complex Economy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44 (2): 276 - 295.
12. Попокова Е.Г. Повышение финансовой грамотности населения на примере центра финансового образования «City professors». Финансовые исследования. 2009; № 3 (24): 56 - 59.
13. Кочмола К.В., Евлахова Ю.С. Повышение финансовой грамотности как института позитивной социализации. Успехи современного естествознания. 2008; № 9: 79 - 81.
14. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009; № 4 (92): 157 - 177.
15. Белехова Г.В. «Век живи - век учись»: концептуальный дискурс о финансовой грамотности населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018; Т. 11, № 6: 143 - 162.
16. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
17. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley, 1997.
18. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
19. Rooij M.V., Lusardi R., Alessie J. Financial literacy and stock market participation. Journal of Financial Economics. 2011; Vol. 101, Issue 2: 449 - 472.
20. Servon L.J., Kaestner R., Cons J. Consumer financial literacy and the impact of online banking on the financial behavior of lower-income bank customers. Journal of consumer affairs. 2008; Vol. 42: 271.
21. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
22. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы/Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363
23. Развития цифровой экономики в России до 2035 года: программа. Available at: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
24. Belshaw D. What is «digital literacy». Degree of Doctor of Education. Durham University, 2011.
25. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., Dewi V.I. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight. Economics of Innovation and New Technology. 2020: 1 - 19.
26. Shen Y., Hu W., Hueng C. The Effects of Financial Literacy, Digital Financial Product Usage and Internet Usage on Financial Inclusion in China. MATEC Web of Conferences. 2018; Vol. 228: 5 - 12.
27. Cohen M., Nelson C. Financial Literacy: A Step for Clients towards Financial Inclusion. Global Microcredit Summit, Commissioned Workshop Paper. Valladolid, Spain, 2011. Available at: http://partnershipsagainstpoverty.org/wpcontent/uploads/2013/03/CohenM_Financial_Literac
28. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 107 - 113.
29. Гимранова ГХ. Цифровая финансовая грамотность в эпоху цифровой трансформации экономики. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021; № 1 (157): 98 - 102.
30. Грибанов Ю.В. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. Диссертация ... доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2019.
References
1. Yakovleva N.O. Istoriografiya nauchnoj problemy kak rezul'tat istoriko-pedagogicheskogo analiza. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2009; № 4: 60-66.
2. Gnatyshina E.V. Cennostno-smyslovye orientiry formirovaniya cifrovojkultury buduschegopedagoga. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2019.
3. Jelley H. Measurement and Interpretation of Money Management Understandings of Twelfth-Grade Students. Doctoral dissertation. University of Cincinnati, 1958.
4. Graham P. Whither the equality of educational opportunity? Daedalus. 1980; Vol. 109 (3): 115 - 132.
5. Danes S.M., Hira T.K. Money management knowledge of college students. Journal of Student Financial Aid. 1987; Vol. 17 (1): 4 - 16.
6. Nosulya O.S. Genezis razvitiya informatizacii sovremennogo obschestva. Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2020; № 2: 148-156.
7. Terekulova I.N. Cifrovaya sreda kak pedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschegosya vo frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2019.
8. Huston S.J. Measuring financial literacy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44: 296 - 316.
9. Kim J. Financial knowledge and subjective and objective financial well-being. Consumer Interests Annual. 2001; Vol. 47: 1 - 3. Available at: www.consumerinterests.org/files/ public/Kim-Financialknowledge.pdf
10. Lusardi A., Mitchell O.S. Financial literacy and retirement preparedness. Business Economics. 2007; Vol. 42: 35 - 44.
11. Remund D.L. Financial Literacy Explicated: The Case for a Clearer Definition in an Increasingly Complex Economy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44 (2): 276 - 295.
12. Popokova E.G. Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya na primere centra finansovogo obrazovaniya «Sity professors». Finansovye issledovaniya. 2009; № 3 (24): 56 - 59.
13. Kochmola K.V., Evlahova Yu.S. Povyshenie finansovoj gramotnosti kak instituta pozitivnoj socializacii. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 9: 79 - 81.
14. Kuzina O.E. Finansovaya gramotnost' molodezhi. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2009; № 4 (92): 157 - 177.
15. Belehova G.V. «Vek zhivi - vek uchis'»: konceptual'nyj diskurs o finansovoj gramotnosti naseleniya. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2018; T. 11, № 6: 143 - 162.
16. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
17. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley, 1997.
18. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
19. Rooij M.V., Lusardi R., Alessie J. Financial literacy and stock market participation. Journal of Financial Economics. 2011; Vol. 101, Issue 2: 449 - 472.
20. Servon L.J., Kaestner R., Cons J. Consumer financial literacy and the impact of online banking on the financial behavior of lower-income bank customers. Journal of consumer affairs. 2008; Vol. 42: 271.
21. Ob utvezhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2017 № 2039-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
22. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody/ Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363
23. Razvitiya cifrovoj 'ekonomiki v Rossii do 2035 goda: programma. Available at: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
24. Belshaw D. What is «digital literacy». Degree of Doctor of Education. Durham University, 2011.
25. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., Dewi V.I. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight. Economics of Innovation and New Technology. 2020: 1 - 19.
26. Shen Y., Hu W., Hueng C. The Effects of Financial Literacy, Digital Financial Product Usage and Internet Usage on Financial Inclusion in China. MATEC Web of Conferences. 2018; Vol. 228: 5 - 12.
27. Cohen M., Nelson C. Financial Literacy: A Step for Clients towards Financial Inclusion. Global Microcredit Summit, Commissioned Workshop Paper. Valladolid, Spain, 2011. Available at: http://partnershipsagainstpoverty.org/wpcontent/uploads/2013/03/CohenM_Financial_Literac
28. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 107 - 113.
29. Gimranova G.H. Cifrovaya finansovaya gramotnost' v 'epohu cifrovoj transformacii 'ekonomiki. 'Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskijzhurnal. 2021; № 1 (157): 98 - 102.
30. Gribanov Yu.V. Cifrovaya transformaciya social'no-'ekonomicheskih sistem na osnoverazvitiya instituta servisnojintegracii. Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2019.
Статья поступила в редакцию 04.11.21
УДК 373.3
Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE VALUE BASIS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN ARCTIC SCHOOLS. The article deals with the problem of the value basis of eth-no-cultural education in schools of the Arctic region. The theory and practice of implementing the program "Child self-development: creating an environment for children and youth" in the Republic of Sakha (Yakutia) are described, the ideal of ethno-cultural education in the Sakha people is revealed in a meaningful way, the basic moral values and key concepts in the traditional system of education contained in the sources of the Olonkho epic are determined. The article reveals the correlation between the national activity paradigm, within which federal standards have been developed and a modern school is functioning, and the activity essence of Olonkho pedagogy technology as a source and at the same time the embodiment of the wisdom of the people, its educational humanistic traditions.
Key words: ethno-cultural education, values, olonkho pedagogy, spiritual and moral development of personality, ethnopedagogy, school.
Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОСНОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИКИ
В статье рассматривается проблема ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона. Описываются теория и практика по реализации программы «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи» в Республике Саха (Якутия), содержательно раскрыт идеал этнокультурного воспитания в народе саха, определены основные нравственные ценности и ключевые понятия в традиционной системе воспитания,