Источники:
1. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России//Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 36-38.
2. Гомон И.В., Петрушина О.М., Непарко М.В. Иностранные инвестиции как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности//Экономика и предпринимательство. 2016. № 113 (76). С. 312-317.
3. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.
4. Петрушина О.М., Непарко М.В. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации//Вестник Калужского университета. 2018. № 4. С. 49-53.
5. Экспорт и импорт России по товарам и странам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-stat.com.
References:
1. Akhmetzyanov R. R., Miguel A. A., Vorobyeva E. D. The state and directions of development of the export control system in Russia//Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). pp. 36-38.
2. Gomon I. V., Petrushina O. M., Neparko M. V. Foreign investment as a tool for regulating foreign trade activity//Economics and entrepreneurship. 2016. No. 11-3 (76). pp. 312-317.
3. Petrushina O. M., Golysheva N. V. Foreign trade activity of the Russian Federation: current trends and development prospects//Economics and Business: theory and practice. 2019. No. 4-1. pp. 158-162.
4. Petrushina O. M., Neparko M. V. Problems of ensuring food security in the Russian Federation/Bulletin of the Kaluga University. 2018. No. 4. pp. 49-53.
5. Export and import of Russia by goods and countries [Electronic resource]. - Access mode: https://ru-stat.com.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-229-233
О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
В.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
V.N. Chicherova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ DIGITAL ECONOMY AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Аннотация. В данной статье изучено актуальное положение цифровой экономики в Российской Федерации, а также участие государства в развитии цифровой экономики; рассмотрены возможности использования цифровой экономики для сектора малого и среднего предпринимательства. Предложены возможные перспективы развития, продемонстрированы ключевые угрозы развития сектора малого и среднего предпринимательства в среде применения программы цифровой экономики.
Abstract. This article examines the current situation of the digital economy in the Russian Federation, as well as the state's participation in the development of the digital economy; the possibilities of using the digital economy for the small and medium-sized business sector are considered. Possible development prospects are proposed, key threats to the development of the small and medium-sized business sector in the environment of the digital economy program application are demonstrated.
Ключевые слова: цифровая экономика, развитие, цифровое общество, драйвер роста, цифровые технологии.
Keywords: digital economy, development, digital society, growth driver, digital technologies.
Цифровая экономика представляет собой одну из актуальнейших тем для исследования за последние несколько лет. Целый ряд научных публикаций ставят задачей раскрыть
суть термина «цифровая экономика», рассмотреть проблемы становления цифрового общества в России, изучить компоненты организационно-технической системы цифровой экономики, которая включает в себя электронное правительство, аспекты трудовой сферы в цифровой экономике, такие как мотивация сотрудников, формирование компетенций, востребованных новой экономикой и их моделей, анализ ключевых путей цифровой трансформации системы государственного управления и другие.
Тем не менее, вопрос о месте, занимаемым цифровой экономикой в экономической системе, до сих пор открыт. Исходя из трактовки термина «цифровая экономика», который отражен в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», - это хозяйственная деятельность, в которой основным фактором производства считаются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования дают возможность значительно увеличить эффективность производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Невзирая на разные трактовки понятия цифровой экономики и возникающие относительно него научные дискуссии, многие авторы пришли к тому мнению, что сегодня цифровая экономика устанавливает социальное и экономическое развитие государства.
В ближайшей перспективе драйвером экономического развития нашей страны станет именно цифровая экономика. Вместе с тем, установление развитой цифровой экономики представляет собой достаточно трудный и противоречивый процесс, который занимает в ведущих странах десятилетия. По всей видимости, в условиях мировой конкуренции, когда целый ряд государств вырвался в экономическом плане значительно вперед, форсированное развитие данного процесса видится необходимым. Согласно оценки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, от лидеров в сфере ИКТ - Кореи, Швеции, Финляндии - Российская Федерация отстает в 2-3 раза. Имеет место предположение, что сохранение в России нынешних темпов развития цифровой экономики сделает данное отставание более весомым.
Нельзя не отметить, что значительные шаги в направлении формирования цифровой экономики в России были осуществлены. К примеру, в целях достижения цели по обеспечению быстрого внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ создана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» включены такие федеральные проекты, как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление». До 2024 года на данную программу выделено 1,6 млрд. руб. Существенную роль играет то, что, по словам бывшего вице-премьера М. Аверина, «цифровая экономика имеет сквозной, системный характер и создает основу для успешной реализации других национальных проектов». В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, соавтором которой является член РАН В. Л. Квинт, отражено, что «развитие цифровой экономики представляет собой важный фактор производства в каждой сфере социально-экономической деятельности, повышения конкурентоспособности и обеспечения экономического роста». Тем не менее, по мнению В. Л. Квинта, организации, который входят на глобальный формирующийся рынок или уже ведут свою деятельность на рынке в условиях цифровизации экономики, зачастую испытывают дефицит в ИТ-системах.
По мнению Президента, особенное внимание необходимо уделить реформированию нормативной базы, развитию государственной поддержки компаний, которые занимаются цифровыми технологиями, формированию с помощью бизнеса опорной инфраструктуры цифровой экономики, подготовке кадров в этой сфере.
Разумеется, сфера цифровой экономики достаточно многообразна и вызывает большой интерес, который подкреплен не менее значительным потенциалом. Например, цифровая трансформация бизнеса представляет собой важную причину и драйвер процессов слия-
ний и поглощений, которые происходят не только в ГГ-компаниях, но и в компаниях нетехнологического сектора.
Цифровые технологии представляют собой важнейший фактор, который ведет к трансформации технологий формирования инновационных экосистем. Как демонстрируют последние исследования, роль цифровых технологий в развитии цифровой экономики огромна. Цифровые технологии оказывают огромное воздействие на процессы формирования и модернизации экосистем, структуры экосистемы, что ведет к последующему развитию теории экосистем, развитию реального сектора экономики, формированию цифрового бизнеса, на наличие новых вызовов и угроз экономической безопасности, содействуют кластеризации промышленности, росту конкурентоспособности.
Кроме того, на сегодняшний день открыты вопросы о повышении эффективности труда, сокращения расхода природных ресурсов, увеличения скорости предоставления услуг. Одним из решений данных вопросов является электронная (цифровая) экономика - среда, которая существует с помощью комплекса телекоммуникационных сетей и информационных систем (программных комплексов).
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Установлены некоторые качественные и количественные показатели, которые необходимо достигнуть в процессе выполнения данной программы в ведущих сферах социально-экономического развития государства:
Кадры и образование - достижение к 2024 году 120 тысяч человек ежегодно - выпускники образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, которые связаны с информационно-телекоммуникационными технологиями; 800 тысяч человек ежегодно - число выпускников высшего и среднего профессионального образования, владеющих знаниями в сфере информационных технологий на среднемировом уровне.
Информационная инфраструктура - достижение к 2024 году 97 % - доля домашних хозяйств, которые будут иметь широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве домашних хозяйств; 100 мбит/с — устойчивое покрытие по территории всей страны (скорость доступа в сеть Интернет); 50+ - устойчивое покрытие (стандарт беспроводной связи) во всех крупных городах (1 млн. человек и более).
Информационная безопасность - достижение к 2024 году 50 % - доли населения, повысившей грамотность в области информационной безопасности, медиапотребления и использования интернет-ресурсов; 97 % - доля граждан, которая использует средства защиты информации от общего числа населения, пользующихся сетью Интернет в течение последнего года; 75 % - доля субъектов, которые применяют стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов.
Исследование проблематики реализации основных направлений программы «Цифровая экономика» (2017) и национальной программы (2020) дает возможность отметить серьезную неравномерность процесса цифровизации разных областей жизни общества. Например, введение цифровых технологий в государственном управлении производится достаточно давно, такой проект как Портал государственных услуг РФ «Госуслуги» действует с 2009 года, а количество зарегистрированных пользователей данной системы в 2020 году, достигло 75 млн. Имеют место весомые результаты введения цифровых технологий в Федеральном казначействе, Федеральной службе государственной статистики и других. Однако, на данный момент ситуация остается на стадии внедрения программных продуктов и конкурсов, что является характерным для информационно-аналитических систем, которые работают с виртуальными образами.
Имеются определенные результаты, которые характеризуют установление цифровой экономики на региональном уровне. Например, в 2019 году в Санкт-Петербурге Комитетом по информатизации и связи совместно с Комитетом по образованию было создано мобильное приложение портала «Петербургское образование», которое в конце года вышло в финал Национальной премии IT-решений для повышения эффективности «Цифровые вершины». В октябре 2020 года сформирована Единая региональная информационно-справочная служба «122», осуществляющая консультации граждан по вопросам транспортной инфраструктуры, выплат и льгот, строительства и образования, культуры, туризма и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня цифровая экономика в основном реализована посредством информационных систем и взаимодействия с помощью данных систем. Исходя из необходимости увеличения результативности производства, рационального использования ограниченных ресурсов, такая экономика будет содействовать уверенному развитию общества как достаточно малозатратный и эффективный метод управления.
Важность создания и развития цифровой экономики для нашей страны высока. Важные аспекты жизнедеятельности страны - суверенитет и национальная безопасность и благосостояние его граждан находятся в прямой зависимости от того, насколько быстро и качественно пройдет процесс ее формирования. Тем не менее, является очевидным, что для обеспечения социально-экономического развития на базе собственных ресурсов, на сегодняшний день не достаточна эволюционная и поступательная динамика трансформации, видится необходимым «перерыв постепенности» - значительный скачок, границы которого пока не выявлены.
Источники:
1. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А. Те-нишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е. Войниканис, Е. Семенова. - М. : Высшая Школа Экономики, 2018. - 312 с.
2. Беликова, К. М. Цифровая интеллектуальная экономика: понятие и особенности правового регулирования (теоретический аспект) / К. М. Беликова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 8 (99). С. - 82-85. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330055 (дата обращения: 23.08.2021).
3. Буряк, В. В. Deep Web / Dark Net: баланс между конфиденциальностью (individual privacy) и информационной безопасностью (cybersecurity) / В. В. Буряк // Наука через призму времени. -№10 (19). - 2018 http://www.naupri.ru/journal/1245.
4. Давыденко, Е. А. Эволюция концепции сбалансированной системы показателей: от истоков к цифровому предприятию / Е. А. Давыденко // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19, № 2. - С. 457-472. - doi: 10.18334/rp.19.2.38773 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/38773 (дата обращения: 23.08.2021).
5. Дорожкина Т. В., Петрушина О.М., Гусакова А.А. Цифровизация как аспект ускорения: использование китайского потенциала / Т.В. Дорожкина, О.М. Петрушина, А.А. Гусакова // Вестник калужского университета. - 2019. № 1. - С. 14-18.
6. Дорожкина Т. В., Татарченко К.Р., Гусакова А.А. Построение цифрового поля в ЕАЭС: результаты и перспективы / Т.В. Дорожкина, К.Р. Татарченко, А.А. Гусакова // Финансовый бизнес. -2020. №6 (209). - С. 127-130.
7. Кораблев, А. Ю. Информационные технологии как фактор повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса / А. Ю. Кораблев, Р. Е. Бобкин // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 1. - С. 44-48.
8. Меновщикова, А. Н. Развитие информационной экономики в России / А. Н. Меновщикова, И.Д. Белая, О. В. Селина // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 3. - С. 177-181 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35233041 (дата обращения: 23.08.2021).
9. Панкратов, И. Ю. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации / И. Ю. Панкратов, Н. В. Свертилова, Е. Н. Лидэ // Государственная служба. - 2018. - № 1. - С. 38-43.
10. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России [Электронный ресурс] / А. С. Сагынбекова // Теория. Практика. Инновации. - 2018. - № 4. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpinauka.ru/2018/04/Sagynbekova.pdf (дата обращения: 23.08.2021).
11. Тебекин, А. Б. Проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики // Журнал педагогических исследований. - 2018. - № 4 - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003689 (дата обращения: 23.08.2021). References:
1. Antimonopoly regulation in the digital era / A. Tsarikovsky, N. Galimkhanova, A. Tenishev, M. Khamukov, A. Ivanov, E. Voynikanis, E. Semenova. - Moscow: Higher School of Economics, 2018.
- 312 p.
2. Belikova, K. M. Digital intellectual economy: the concept and features of legal regulation (theoretical aspect) / K. M. Belikova / / Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. - 2018. - № 8 (99). P. - 82-85 - [Electronic resource]. - Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330055 (accessed: 23.08.2021).
3. Buryak, V. V. Deep Web / Dark Net: the balance between privacy (individual privacy) and information security (cybersecurity) / V. V. Buryak / / Science through the prism of time. - №10 (19). -2018 http://www.naupri.ru/journal/1245.
4. Davydenko, E. A. Evolution of the concept of a balanced system of indicators: from the origins to a digital enterprise / E. A. Davydenko / / Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19, No. 2. - pp. 457-472. - doi: 10.18334/rp. 19. 2. 38773 [Electronic resource]. - Access mode: https:// creativecon-omy.ru/lib/38773 (accessed: 23.08.2021).
5. Dorozhkina T. V., Petrushina O. M., Gusakova A. A. Digitalization as an aspect of acceleration: using the Chinese potential / T. V. Dorozhkina, O. M. Petrushina, A. A. Gusakova // Bulletin of the Kaluga University. - 2019. No. 1. - P. 14-18.
6. Dorozhkina E., Tatarchenko, K. R., Gusakova, A. A. Construction of numeric fields in the EAEU: results and prospects / T. V. Dorozhkina, K. R. Tatarchenko, A. A. Gusakov // Financial business. -2020. №6 (209). - P. 127-130.
7. Korablev, A. Yu. Information technologies as a factor of increasing the competitiveness of small and medium-sized businesses / A. Yu. Korablev, R. E. Bobkin / / Azimut of scientific research: economics and management. - 2018. - No. 1. - pp. 44-48
8. Menovshchikova, A. N. The development of the information economy in Russia / A. N. Menovsh-chikova, I. D. Belaya, O. V. Selina / / Actual issues of modern economics. - 2018. - No. 3. - pp. 177181 [Electronic resource]. - Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=35233041 (accessed: 23.08.2021).
9. Pankratov, I. Yu. Digital state: a new matrix of competencies for digital transformation / I. Yu. Pank-ratov, N. V. Svertilova, E. N. Lide / / State Service. - 2018. - No. 1. - pp. 38-43.
10.Sagynbekova A. S. Digital economy: concept, prospects, development trends in Russia [Electronic resource] / A. S. Sagynbekova // Theory. Practice. Innovations. - 2018. - No. 4. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.tpinauka.ru/2018/04/Sagynbekova.pdf (accessed: 23.08.2021).
11.Tebekin, A. B. Problems of the development of higher education and science in the conditions of the formation of the digital economy / / Journal of Pedagogical Research. - 2018. - No. 4 - [Electronic resource]. - Access mode: http://znanium.com/catalog/product/1003689 (accessed: 23.08.2021).