Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валютное регулирование / валютный контроль / резиденты / валютные операции / currency regulation / currency control / residents / and foreign exchange transactions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.М. Петрушина, С.И. Бурыкин, М.К. Ярославцева

В современных условиях практически все государства решают стоящие перед экономикой ряд таких задач, как эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, формирование денежных резервов, придание устойчивости денежной единице, увеличение значения государственных и иностранных вложений в производство, посредством введения эффективного валютного регулирования и валютного контроля. В статье приводится обзор изменений в законодательстве в области валютного регулирования и контроля, приводятся основные его показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT QUESTIONS ABOUT CHANGES IN CURRENCY LEGISLATION IN RUSSIA

In modern conditions, almost all states solve a number of problems facing the economy, such as effective regulation of foreign economic activity, the formation of monetary reserves, making the monetary unit stable, increasing the value of state and foreign investments in production, through the introduction of effective currency regulation and currency control. The article provides an overview of changes in the legislation in the field of currency regulation and control, its main indicators are given.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10850

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

С.И. Бурыкин - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

S.I. Burykin - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

М.К. Ярославцева - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

M.K. Yaroslavceva - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ CURRENT QUESTIONS ABOUT CHANGES IN CURRENCY LEGISLATION IN RUSSIA

Аннотация. В современных условиях практически все государства решают стоящие перед экономикой ряд таких задач, как эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, формирование денежных резервов, придание устойчивости денежной единице, увеличение значения государственных и иностранных вложений в производство, посредством введения эффективного валютного регулирования и валютного контроля. В статье приводится обзор изменений в законодательстве в области валютного регулирования и контроля, приводятся основные его показатели.

Abstract. In modern conditions, almost all states solve a number of problems facing the economy, such as effective regulation of foreign economic activity, the formation of monetary reserves, making the monetary unit stable, increasing the value of state and foreign investments in production, through the introduction of effective currency regulation and currency control. The article provides an overview of changes in the legislation in the field of currency regulation and control, its main indicators are given.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, резиденты, валютные операции.

Keywords: currency regulation, currency control, residents, and foreign exchange transactions.

В настоящее время сфера валютного регулирования и валютного контроля представляет собой динамично развивающуюся систему, которая с 2017 года постоянно находится в процессе реформирования. Данные изменения существенным образом влияют на правовое обеспечение валютного контроля и валютного регулирования, что существенно повышает немало трудностей для участников ВЭД, повышая вероятность нарушения ими норм валютного законодательства, а, следовательно, наложения органами валютного контроля существенных штрафов на субъекты внешнеэкономических отношений.

Основные вопросы, касающиеся валютного регулирования и валютного контроля, закреплены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Одним из органов валютного регулирования и контроля является ФТС России, который наделён основными полномочиями в сфере осуществления контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с их ввозом и вывозом на таможенную территорию.

К основным направлениям валютного контроля ФТС России относятся:

- контроль сроков репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты (ст. 19 ФЗ № 173-Ф3);

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления и переоформления (в случае внесения изменения) документов учета в срок (уникальный номер контракта);

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок (СПД);

- контроль перемещения иностранной валюты через таможенную границу Союза (единственное направление валютного контроля, унифицированное на уровне Союза).

В 2020 году вступили в силу новые положения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 (далее -Закон № 173-ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле», принятыми основными федеральными законами, которые в основном направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения коснулись либерализации требований о репатриации денежных средств. Согласно ФЗ № 173, статья 19 пункт 1 часть 1, резиденты должны были получать на свои счета в уполномоченных банках денежные средства, которые причитались при осуществлении внешнеторговой деятельности или при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидента.

Теперь согласно изменениям, данные требования о репатриации экспортной выручки зачисления на свои счета в уполномоченных банках по внешнеторговым договорам были отменены в отношении следующих категорий товаров:

- не относящихся к категории сырьевых товаров;

- отменяются поэтапно в отношении товаров, относящихся к категории сырьевых.

Также Статья 19 закона № 173-Ф3 была дополнена частями 6 и 7. Согласно новым дополнениям, денежные средства резидент может получать теперь не только на свои банковские счета, но и на иного получателя (резидента), которому резидент полностью или частично передает свои права на получение этих средств.

Также в соответствии с данными дополнениями, за осуществление операций по переводу денежных средств, требования репатриации денежных средств на суммы комиссионного вознаграждения, уплаченные банкам - корреспондентам за осуществление данных операций, теперь не распространяются.

Что касается перечня, устанавливающего случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, то в части 2 статьи 19 № 173 -ФЗ был дополнен и расширен данный перечень.

Согласно данному перечню, резидент вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случаях:

- оплаты или возмещения нерезидентами местных расходов резидентов по заключенным договорам с нерезидентами в случае сооружения, реконструкции/модернизации резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации;

- уточнен в части проведения зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются в соответствии с принятыми международными организациями правилами в области международных перевозок.

Также были дополнены статьи 19 и 24 закона № 173-Ф3 по обязанностям резидента в случае отмены требований репатриации по контракту.

Статья 24 закона № 173-Ф3 была дополнена частью 4, согласно ей резиденты при осуществлении ВЭД обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств в отношении внешнеторговых договоров, в случае если в отношении таких договоров отменено требование о репатриации.

Статья 19 часть 1.1 дополнена в пункте 1 обязательством, в соответствии с которым резиденты должны представлять информацию уполномоченным банкам о сроках получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты и (или) валюты РФ, исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

Одним из главных нововведений в валютном законодательстве - это отмена требования о репатриации валюты Российской Федерации по внешнеторговым контрактам. В соответствии с данным нововведением, этим предусмотрена поэтапная отмена в отношении контрактов, по условиям которых предусмотрен вывоз товаров, относящихся к категории сырьевых продуктов (нефть и нефтепродукты, газ, природный уголь, отходы и лом металлов, драгоценных камни и другое). Данная отмена контрактов наглядно представлена на рисунке 1.

120%

100%

80%

60%

40%

20

0

с 1 января 2020 с 1 января 2021 с 1 января 2022 с 1 января 2023 с 1 января 2024 года года года года года

Рисунок 1 - Отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов

с 01.01.2020 года - в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта; с 01.01.2021 года - в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта; с 01.01.2022 года - в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта; с 01.01.2023 года - в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта; с 01.01.2024 года - в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Также с 1 января 2020 года, в отношении всей суммы контракта, отменено требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов касательно иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Изучив данные изменения, можно сделать вывод, что новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому со стороны валютного контроля требуется тщательно анализировать внешнеторговый контракт на предмет наименования экспортируемого товара.

В последние годы продолжалась активная работа в направлении валютного контроля. Основные показатели, демонстрирующие рост по сравнению с предшествующим периодом показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели активности работы в направлении валютного контроля

Показатели активности работы 2017г. 2018г. 2019г.

Проверки валютного законодательства, тыс. ед. 36 46 56

Выявленные нарушения, млрд. руб. 10,4 11,9 26,2

Административные правонарушения, тыс. ед. 119 327 143 148 150 968

Сумма наложенных штрафов, млрд. руб. 2,3 6,2 17,2

Репатриация денежных средств, % 19% 30% 40 %

По итогам 2019 года ФТС России проведено 56 тыс. проверок валютного законодательства (в 2017 году -36 тыс. проверок, а в 2018 году - 46 тыс. проверок). Выявлено нарушений на сумму более 26,2 млрд. руб. (2017 г. - 10,4 млрд. руб., а в 2018 году - 11,9 млрд. руб.). Возбуждено 150 968 тыс. дел об административных правонарушениях (в 2017 году - 119 327 тыс. дел об АП, а в 2018 году - 143 148 тыс. дел об АП). Сумма наложенных штрафов составила 7,2 млрд. руб. (в 2017 году - 2,3 млрд. руб., а в 2018 году - 6,2 млрд. руб.).

Основной приоритет в работе - нарушения, связанные с репатриацией денежных средств, как одной из высокорисковых зон отмывания доходов. В структуре возбужденных дел об АП количество дел по таким нарушениям (части 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России) в абсолютном выражении увеличилось до 40 % и составило 386 дел об АП (в 2017 году - 19 % или 173 дело об АП, а в 2018 году - 30% или 246 дел об АП).

В рамках обеспечения мер по противодействию незаконным схемам вывода капитала в стране осуществлялось информационное взаимодействие с налоговыми органами по выявленным фактам отсутствия участников ВЭД по месту регистрации, с правоохранительными органами - по выявленным признакам уголовных преступлений.

Таким образом, валютная система сможет обеспечить более эффективное развитие внешнеэкономической деятельности государства, развитие торговых отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья, продуктивный контроль за перемещение валюты, валютных ценностей, ценных бумаг, гарантированное обеспечение экономической безопасности страны с помощью грамотного применения важнейшего элемента валютного регулирования - валютного контроля.

Источники:

1. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

2. Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Якунина М.В., Дорожкина Т.В. Цифровое право: новые гарантии и стимулы становления инновационного предпринимательства будущего//Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 604-606.

3. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России//Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 177-181.

4. Петрушина О.М., Гажва В.О. Анализ деятельности органов валютного регулирования и контроля в Российской Федерации/Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 238-241.

5. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.

References:

1. Federal Law No. 265-FZ of 02.08.2019 (as amended on 02.12.2019) "On Amendments to the Federal Law" On Currency Regulation and Currency Control"regarding the Liberalization of restrictions on foreign exchange transactions by residents using Accounts (Deposits) opened in Banks Located outside the Territory of the Russian Federation and the repatriation of funds".

2. Krutikov V. K., Kosogorova L. A., Yakunina M. V., Dorozhkina T. V. Digital law: new guarantees and incentives for the formation of innovative entrepreneurship of the future//Economics and entrepreneurship. 2019. No. 3 (104). pp. 604-606.

3. Miguel A. A., Shulikova M. A. Improving currency control in the system of Countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of Terrorism in Russia. 2020. Vol. 3. No. 2. pp. 177-181.

4. Petrushina O. M., Gazhva V. O. Analysis of the activities of currency regulation and control bodies in the Russian Federation/Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 11 (58). pp. 238-241.

5. Petrushina O. M., Neparko M. V., Guzha V. O. Performance indicators of currency regulation and currency control bod-ies//Herald of the Kaluga state University. 2019. No. 2. S. 73-77.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10851

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

Л.Р. Хвиць - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, L.R. Hvic - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.Э. Краснова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, V.E. Krasnova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS UNION ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В современных экономических условиях роль таможенного регулирования, качественного таможенного администрирования имеет приоритетное значение для эффективного развития внешнеэкономической деятельности как в государствах-членах Евразийского экономического союза в целом, так и в Российской Федерации, в частности. Рассматривая вопросы таможенного администрирования, необходимо подчеркнуть, что в современных экономических условиях таможенные процедуры играют важную роль с позиций влияния на эффективность внешнеэкономической деятельности. Это связано с высоким уровнем интеграции и сопутствующим этому явлению процессом глобализации экономических систем. При этом, интеграционные объединения стимулируют рост производств и создают комфортные условия для торговли между странами.

Таможенное администрирование как вид управленческой деятельности таможенных органов является одним из основных элементов эффективного функционирования таможенной системы.В настоящее время таможенная служба России все больше внедряет в повседневную практику современные информационные технологии, постоянно работает над совершенствованием таможенного администрирования по наиболее приоритетным направлениям.

Abstract. In modern economic conditions, the role of customs regulation and high-quality customs administration is of priority importance for the effective development of foreign economic activity both in the member States of the Eurasian Economic Union as a whole and in the Russian Federation in particular. Considering the issues of customs administration, it is necessary to emphasize that in modern economic conditions, customs procedures play an important role from the standpoint of influencing the effectiveness of foreign economic activity. This is due to the high level of integration and the accompanying process of globalization of economic systems. At the same time, integration associations stimulate the growth of production and create comfortable conditions for trade between countries.

Customs administration as a type of management activity of customs authorities is one of the main elements of the effective functioning of the customs system.Currently, the Russian Customs Service is increasingly introducing modern information technologies into everyday practice, and is constantly working to improve customs administration in the most priority areas.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные платежи, таможенное администрирование Keywords: customs authorities, customs payments, customs administration

В настоящее время в мире все более значимую роль приобретают интеграционные процессы, происходящие на уровне государств. В результате интернационализации и глобализации национальных экономик стран, появляется необходимость в гармонизации и унификации торговых операций. Рассматриваемые процессы как на региональном, так и на национальном уровне являются областью задач таможенного дела, основным компонентом которого служит таможенное администрирование.

Данное понятие широко используется как в нормативно-правовых актах, так и в научной литературе, однако официальное закрепление ни в законодательстве РФ, ни на уровне ЕАЭС оно не получило, поэтому вопрос о том, как наиболее корректно интерпретировать термин «таможенное администрирование» остается открытым.

Прежде чем раскрыть понятие «таможенное администрирование», необходимо проследить подходы к определению термина «администрирование». Обобщение подходов к пониманию сущности данного термина приведено в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.