Научная статья на тему 'К вопросу об ослаблении ограничений на валютные операции резидентов'

К вопросу об ослаблении ограничений на валютные операции резидентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЗИДЕНТЫ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / FOREIGN EXCHANGE REGULATION / FOREIGN EXCHANGE CONTROL / RESIDENTS / FOREIGN EXCHANGE TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жалоб А.В.

В настоящее время государства решают стоящие перед экономикой ряд таких задач, как эффективное регулирование внешнеэкономической работы, формирование денежных резервов, придание устойчивости денежной единице, увеличение значения государственных и иностранных вложений в российское производство, посредством введения эффективного валютного контроля. В статье приводится обзор изменений в законодательстве в области валютного регулирования и контроля, приводятся аргументы «за» и «против».At present, states are solving a number of tasks facing the economy, such as effective regulation of foreign economic work, formation of monetary reserves, making the monetary unit stable, increasing the importance of state and foreign investments in Russian production, through the introduction of effective currency control. The article provides an overview of changes in legislation in the field of currency regulation and control, provides arguments " for "and"against"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ослаблении ограничений на валютные операции резидентов»

К ВОПРОСУ ОБ ОСЛАБЛЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

РЕЗИДЕНТОВ

А.В. Жалоб, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10403

Аннотация. В настоящее время государства решают стоящие перед экономикой ряд таких задач, как эффективное регулирование внешнеэкономической работы, формирование денежных резервов, придание устойчивости денежной единице, увеличение значения государственных и иностранных вложений в российское производство, посредством введения эффективного валютного контроля. В статье приводится обзор изменений в законодательстве в области валютного регулирования и контроля, приводятся аргументы «за» и «против».

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, резиденты, валютные операции.

Известно, что в настоящее время действует Федеральный закон № 265-ФЗ [1], ослабляющий ограничения на валютные операции резидентов, использующих счета и депозиты в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, а также касающиеся репатриации наличных денег (Закон).

Отдельные положения закона вступили в силу со 2 августа 2019 года, а некоторые из них применяются ретроактивно к правоотношениям, возникшим после 1 августа 2016 года. Основная часть закона вступила в силу с 1 января 2020 года, однако отдельные положения о репатриации валютных поступлений вступят в силу поэтапно в период с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года.

Ниже приведен обзор положений закона, которые мы считаем наиболее значимыми.

Положения вступившие в силу со 2 августа 2019 года:

1. Валютные операции за пределами Российской Федерации допускаются по договорам об оказании образовательных услуг между физическими лицами-резидентами, находящимися за рубежом более 183 дней в совокупности в течение календарного года, и российскими государственными вузами и их зарубежными филиалами. Данное положение применя-

ется ретроактивно к правоотношениям, возникшим после 1 августа 2016 года.

2. В то же время такие поставщики образовательных услуг и их зарубежные филиалы могут, если образовательная услуга оказывается за пределами России, воздержаться от использования банковских счетов в уполномоченных банках для осуществления вышеуказанных валютных операций, а также валютных операций по договорам об оказании образовательных услуг с физическими лицами-нерезидентами. Опять же, эти положения применяются ретроактивно к образовательным услугам и соответствующим правоотношениям, возникающим после 1 августа 2016 года. В вышеуказанных случаях средства могут быть зачислены на счета поставщиков образовательных услуг в иностранных банках, а в случае поступления средств от физических лиц-нерезидентов требование о возврате валютной выручки на счета в российских банках не применяется.

Положения, вступившие в силу с 1 января 2020 года:

1. Перечень валютных операций, разрешенных между резидентами, был дополнен включением денежных переводов физических лиц-резидентов со своих счетов (депозитов) в уполномоченных банках на счета (депозиты) иностранных банков физических лиц-резидентов, находящихся

за рубежом в общей сложности более 183 дней в течение календарного года и являющихся индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством принимающей страны. Перечисления могут осуществляться в оплату за поставленные товары, оказанные услуги или информацию и интеллектуальную продукцию (включая исключительные права на ИС), переданные физическим лицам-резидентам. Перечисления освобождаются от ограничения на максимальный размер платежа в операционный день.

2. Правовое действие валютного законодательства распространяется на иностранные банковские счета (депозиты) и в равной степени на счета (вклады) резидентов с другими участниками финансового рынка (ФМП), расположенными за пределами России.

В ходе рассмотрения законопроекта были отмечены различные подходы к определению понятия «участник финансового рынка», существующие в российской правовой системе. Для включения в законопроект была выбрана формулировка Налогового кодекса. Учитывая, что норма налогового права была включена в закон, мы считаем возможным также опираться на иллюстративный перечень ФМП в п. 2 ст. 142.1 НК РФ для целей применения соответствующего положения валютного законодательства. Следовательно, обсуждаемые положения закона могут применяться, в частности, к счетам, открытым резидентами с иностранными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими брокерские услуги.

Тем не менее, как представляется, закон не в состоянии полностью решить сохраняющуюся проблему разграничения банковских счетов и счетов с ФМП, например, следует ли брокерский счет в иностранном банке, несущий наличные средства резидента, классифицировать как банковский счет или счет ФМП. В рассматриваемом случае еще одна неопределенность в применении закона заключается в том, что, в отличие от средств на банковских счетах и депозитах, денежные средства на счетах (депозитах) ФМП, расположенных за рубежом, формально не относятся ни к рос-

сийской валюте, ни к какой-либо категории валютных активов, перечисленных в части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Это также затуманивает понимание того, что в принципе может быть признано в качестве валютной операции с денежными средствами на счетах (депозитах) с ФМП.

3. Как и в случае с иностранными банковскими счетами, резиденты должны уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов (депозитов) в ФМП и сообщать о любой деятельности по счету (вкладу). Соответствующий порядок уведомления и отчетности будет утвержден Постановлением Правительства РФ и Положением о ФНС.

В то же время закон предлагает ряд исключений, когда уведомления и отчеты в налоговые органы о счетах (вкладах) ФМП и счетах (вкладах) в иностранных банках не требуются. В частности, некоторые из этих исключений применяются к счетам (депозитам) в иностранных банках и ФМП, расположенных в иностранных государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, являющихся участниками соглашений об автоматическом обмене финансовой информацией.

4. Открываются новые возможности для использования резидентных счетов (депозитов) в иностранных банках.

Теперь резиденты могут использовать свои счета в иностранных банках для начисления выручки от продажи драгоценных металлов, зарезервированных на их счетах в банках, оплаченных в соответствии с иностранным законодательством, в обход российских банковских счетов.

Расширены возможности для зачисления средств на счета (депозиты) физических лиц-резидентов, открытые в банках стран-членов ОЭСР и ФАТФ:

- денежные средства, ранее переведенные физическим лицом-резидентом на доверительное управление доверительному управляющему-нерезиденту, могут быть зачислены обратно на счет;

- неограниченные суммы денежных средств, полученные от нерезидентов, могут быть зачислены на счета (депозиты)

при условии, что иностранное государст- Если такие договоры регулируют по-

во, в котором открыты банковские счета, ставку нерезиденту определенных видов присоединяется к информационному об- минерального и (или) иного сырья, в том мену в соответствии с многосторонним числе определенных видов углеводород-соглашением компетентного органа об ав- ного сырья, продукции черной и цветной томатическом обмене информацией о фи- металлургии, применяется поэтапное уве-нансовых счетах от 29 октября 2014 года личение денежных сумм, освобожденных или иным международным соглашени- от зачисления на счета уполномоченных ем/конвенцией, заключенным Российской банков:

Федерацией для автоматического обмена - с 1 января 2020 года: до 10% от стои-

финансовой информацией. мости внешнеторгового контракта;

5. Пересмотрены требования к репат- - начиная с 1 января 2021 года: до 30%

риации валютной выручки по отдельным от стоимости внешнеторгового контракта; видам внешнеторговых контрактов. - начиная с 1 января 2023 года: до 70%

Требование по репатриации резидента- от стоимости внешнеторгового контракта; ми валютных поступлений по внешнетор- - после 1 января 2024 года - вся стои-

говым контрактам с нерезидентами отме- мость внешнеторгового контракта. няется, если обязательство деноминирова- Вышеуказанная отмена требования о

но и платежи осуществляются в руб- репатриации не распространяется на дого-лях. Однако это исключение не распро- воры между нерезидентами и резидентами, страняется на внешнеторговые контракты участвующими в федеральном бюджетном на поставку определенных видов древеси- процессе, федеральными государственны-ны, древесного угля и лесоматериалов не- ми бюджетными (автономными) учрежде-резидентам. ниями и федеральными государственными

унитарными предприятиями.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

2. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления: Инструкция Банка России [от 16.08.2017 №181-И] // официальный сайт Банка России (http://www.cbr.ru), (ред. от 05.07.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282089/ (дата обращения: 10.04.2020).

3. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 сентября 2010 года №136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»: Указание Банка России [от 13.04.2016 № 3994-У] // Вестнике Банка России. - 2016. - №49. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041042/ (дата обращения: 12.04.2020).

4. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. № 2. - С. 177-181.

5. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Практика и результаты осуществления валютного контроля и валютного регулирования // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». - 2017. - С. 294-297.

1S7

6. Петрушина О.М., Гажва В.О. Анализ деятельности органов валютного регулирования и контроля в Российской Федерации// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №11 (58). - С. 238-241.

7. Станкевич Г.В., Касевич Е.В. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля: отдельные актуальные аспекты // Гуманитарные и юридические исследования. - 2018. - № 2. - С. 183.

TO THE QUESTION OF RELAXING THE LIMITATIONS ON CURRENCY

TRANSACTIONS OF RESIDENTS

A.V. Zhalob, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. At present, states are solving a number of tasks facing the economy, such as effective regulation of foreign economic work, formation of monetary reserves, making the monetary unit stable, increasing the importance of state and foreign investments in Russian production, through the introduction of effective currency control. The article provides an overview of changes in legislation in the field of currency regulation and control, provides arguments " for "and"against"

Keywords: foreign exchange regulation, foreign exchange control, residents, foreign exchange transactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.