Научная статья на тему 'Либерализация в валютном законодательстве, затрагивающем деятельность участников внешнеторговой деятельности'

Либерализация в валютном законодательстве, затрагивающем деятельность участников внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ / РЕЗИДЕНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ" / РЕПАТРИАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / LIBERALIZATION OF CURRENCY OPERATIONS / RESIDENTS / FEDERAL LAW "ON CURRENCY REGULATION AND CONTROL" / REPATRIATION OF CURRENCY PROCEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ольга Владимировна

Россия последовательно проводит либерализацию внешнеэкономической деятельности. Свидетельством этому является новая инициатива по внесению изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле». Намечено осуществить ряд важных шагов, в частности юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций, а также обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о движении средств по упомянутым счета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalization of currency control regulations affecting foreign trade participants

Russia is consistently liberalizing its foreign economic activity. This is evidenced by the new initiative to amend the Federal law «on currency regulation and control». It is planned to implement a number of important steps, in particular, legal entities and individuals will be able to carry out currency transactions without restrictions with funds credited to such accounts in accordance with the requirements of the currency legislation, except for prohibited currency transactions, and are required to submit to the tax authorities a report on the movement of funds.

Текст научной работы на тему «Либерализация в валютном законодательстве, затрагивающем деятельность участников внешнеторговой деятельности»

Либерализация в валютном законодательстве, затрагивающем деятельность участников внешнеторговой деятельности

УДК [339.9+336.73] : 341 Ольга Владимировна ЛЕОНОВА,

ББК [65.5+65.26] : 67.412 кандидат экономических наук,

Л-476 Всероссийская академия внешней торговли

(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра финансов и валютно-кредитных отношений -профессор, тел.: 8(499) 143-15-56

Аннотация

Россия последовательно проводит либерализацию внешнеэкономической деятельности. Свидетельством этому является новая инициатива по внесению изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле». Намечено осуществить ряд важных шагов, в частности юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций, а также обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о движении средств по упомянутым счета.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, либерализация валютных операций, резиденты, Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле», репатриация валютной выручки.

Liberalization of currency control regulations affecting foreign trade participants

Olga Vladimirovna LEONOVA,

Candidate of Economic sciences, Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of Finance, Monetary and Credit Relations - Professor, phone: 8 (499) 143-15-56

Abstract

Russia is consistently liberalizing its foreign economic activity. This is evidenced by the new initiative to amend the Federal law «on currency regulation and control». It is planned to implement a number of important steps, in particular, legal entities and individuals will be able to carry out currency transactions without restrictions with funds credited to such accounts in accordance with the requirements of the currency legislation, except for prohibited currency transactions, and are required to submit to the tax authorities a report on the movement of funds.

Keywords: foreign economic activity, liberalization of currency operations, residents, Federal law «on currency regulation and control», repatriation of currency proceeds.

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

В августе и октябре текущего года в Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле» были внесены изменения с целью либерализации валютного регулирования и контроля. Отдельные статьи закона были изменены Федеральными законами № 265 ФЗ от 02.08.2019.г. и № 341 ФЗ от 16.10.2019 г.

Принятие законов связано с реализацией нацпроекта «Международная корпорация и экспорт» и требованиями бизнеса об ослаблении валютного контроля за внешнеторговыми сделками.

Новое валютное законодательство дает все больше возможностей юридическим лицам - участникам внешнеторговой деятельности, а также гражданам, желающим заниматься бизнесом за границами государства, открывать счета без ограничений не только в банках, но и в «иных финансовых организациях». Такие организации, согласно определению, содержащемуся в новом законе, имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств и иных финансовых активов для управления, хранения, инвестирования или иных сделок в интересах резидента и за счет резидента.

Кто подразумевается под «иных финансовых организаций» - разумеется, иностранные брокеры, дилеры, операторы платежных систем, депозитарии. Обязанность резидентов уведомлять налоговые органы обо всех открытых счетах в финансовых организациях, движении по данным счетам денежных средств, как и изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, осталось.

По общему правилу юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций, а также обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о движении средств по упомянутым счетам. Центральному банку предстоит более тщательно прописать режим данных счетов. Таким образом, можно предположить, что в целом регулирование операций по счетам в иностранных организациях финансового рынка будет иметь сходство с регулированием операций по счетам в банках нерезидентах.

Либерализация коснулась также напрямую юридических лиц, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Требования статьи 19 части 1и 2 осталось неизменным относительно требования репатриации валютной выручки в иностранной валюте при экспорте товара и возврата аванса за навезённый товар на территорию РФ импортером. Большинство поправок вступят в силу с 1 января 2020 года.

Главное достижение нового законодательства для участников внешнеторговой деятельности - отмена репатриации валютной выручки с января 2020 года по несерьевым товарам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, за исключением товаров под кодами 4401-4403 99 0009, а именно: раздела 9 «Древесина и изделия из нее»: группе 4401

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

(Древесина и изделия из нее); 4402 (Уголь древесный) 4403 (Лесоматериалы необработанные). В отношении всей суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом.

Учитывая, что положения валютного законодательства об отмене репатриации содержит отсылку к классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, по каждому отдельному случаю потребуется тщательный анализ внешнеторгового договора (контракта) на предмет наименования экспортируемого товара, а значит, во внешнеторговом контракте теперь следует в разделе «Предмет контракта» указывать соответствующий код ТН ВЭД на соответствующий товар.

Исключение коснулось внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, и нерезидентами, т.е. ФГБУ и ФГУП - работающих через казначейство.

Репатриация валютной выручки от экспорта несерьевых товаров подлежат отмене с 2020 года, по сырьевым товарам поэтапной отмены - частично начиная с 2020 года в объеме от 30 процентов в последующие годы до 70 процентов и в 2024 году полной отмены. Валютное регулирование и валютный контроль не будет применяться в отношении внешнеторговых договоров включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под следующими разделами и кодами: раздела V: группы 25-27 (Минеральные продукты), товарные позиции 2711 21000 0 (газ природный); 27 12- 2713 90 9 00 0; 2714-271490 000 0; 271500 000;

кроме кодов 27 11 12 1100 (газ природный), а также коды товарных позиций относящиеся к газам нефтяным и углеводородам газообразным и прочим: 27 11 12 19 00, 27 11 12 94 00, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 27 11 13 970 0, 271 14 0001, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0;

раздела VI: группа 29 (Органические и химические соединения) товарные позиции: 2902 (Углеводороды циклические);

раздела ХУ1: группа 71 (жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты) товарная позиция 7101-7103 99 000 9, 7112-711299 000 0;

кроме кодов товарных позиций 710239 000 0, 710391000-7103 99 000 8; Группа 72 (черные металлы) товарные позиции: 7204-7204 50 000 0; Группа 74 (медь и изделия из нее) товарные позиции:740100 000 0; 740400-7404 00 990 0.

Группа 75 (Никель и изделия из него) товарные позиции: 7501;75 03 00-7503 00 900 0;

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

Группа 76 (Алюминий и изделия из него) товарные позиции:760200-

Группа 79 (Цинк и изделия из него) товарная позиция: 790200 000.

Группа 80 (Олово и изделие из него) товарная позиция 8002 00 000 0:

Группа 81(Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них) товарная позиция: 8101 97 000 0; 8102 97 000 0; 8103 30 000 0; 8104 20 000 0; 8105 30 000 0; 8107 30 000 0; 8108 30 000 0;8109 30 000 0; 8110 20 000 0; 811 00 190 0; 812 13 000 0; 8112 22 000 0; 8112 52 00 0 0; 8112 92 210; 8113 00 400 0.

Либерализации подвергнут обширный перечень экспортных товаров составляющих значительную часть российского экспорта.

Требование о репатриации создавало большие сложности для экспортеров, поскольку нарушение данного требования влечет за собой штрафные санкции не только для юридического лица, но также и для должностных лиц по статье 15.25 КОАП, а в ряде случаев может являться основанием для привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по статье 193 УК РФ. Закон несколько смягчает данные требования в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для наращивания несырьевого экспорта из России.

С 1 января 2020 года полностью отменяются требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта всех иных товаров, за исключением выше перечисленных.

Требования по репатриации не будут применяться в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами, если в соответствии с контрактными условиями сумма обязательств определена в рублях, и оплата производится в рублях.

Вводится поэтапная отмена требования репатриации экспортной выручки большей части сырьевых товаров (в частности минеральных продуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) вводится поэтапно:

□ С 1 января 2020 г. в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

□ С 1 января 2021 г. в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

□ С 1 января 2022 г. в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

□ С 1 января 2023 г. в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

□ С 1 января 2024 г. в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Отмена репатриации вводится поэтапно и в зависимости от вида товара, поставляемого нерезиденту. Без изменений осталось требование по репатриации денежных средств, зачисленных нерезиденту по договорам займа.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Репатриация денежных средств в валюте РФ была одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала за рубеж и стабильности валютного курса. Снижение административной нагрузки на российских экспортеров создает наиболее комфортные условия для расширения несыревого экспорта из России, а также расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Федеральный закон 173 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и контроле» (последняя редакция). Изменения внесены в статьи 9, 12, 14, 19, 23 и 24 закона.

2. Федеральными законами № 265 ФЗ от 02.08.2019г. («О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

3. Федеральный закон № 341 ФЗ от 16.10.2019г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и контроле» в части осуществления операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансфера-бельных) аккредитивов».

Б1БЫ00КАР1УА:

1. Federal'nyj 7акоп 173 й 10.12.2003 «О уа1уи1пош ге^Игоуапи 1 коЩгок» (роБ^пуауа redakciya). ^шепетуа упеБепу V 81а1'1 9, 12, 14, 19, 23 1 24 7акопа.

2. Federa1'nyшi 7акопаш1 № 265 FZ о! 02.08.2019g. («О vnesenii 17шепепу V Federa1'nyj 7акоп «О va1yutnom regu1irovanii ! коШток» V сИаБИ 1ibera1izacii ogranichenij па sovershenie va1yutnyh орегасу rezidentami б ispo1'zovanieш schetov (vk1adov), о!Ьу!уИ v ЬапкаИ, raspo1ozhennyh za prede1aшi territorii Rossijskoj Federacii, i repatriacii denezhnyh sredstv»

3. Federa1'nyj zakon № 341 FZ О! 16.10.2019g. «О vnesenii izшenenij v 19 i 23 Federa1'nogo zakona «О va1yutnoш regu1irovanii i коп^ок» v chasti osushchestv1eniya operacij mezhdu rezidentaшi i nerezidentaшi б ispo1'zovanieш perevodnyh (transferabe1'nyh) akkreditivov».

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.