Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИИ'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенные пошлины / таможенные органы / федеральный бюджет / customs payments / customs duties / customs authorities / federal budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.М. Петрушина, Т.В. Черникова

Современный этап развития российской экономики характеризуется все возрастающей ее интеграцией с мировым сообществом, развитием новых форм и видов внешнеэкономической деятельности, расширением международных связей и деловых отношений с зарубежными партнерами. В этих условиях повышается роль администрирования таможенных пошлин, за счет которого становится более вероятным решение социально-экономических задач страны, обеспечение национальной и экономической безопасности, научно-технического и общественного прогресса, получение выгоды участниками внешнеэкономической деятельности и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OF CUSTOMS DUTIES IN RUSSIA

The current stage of development of the Russian economy is characterized by its increasing integration with the world community, the development of new forms and types of foreign economic activity, the expansion of international relations and business relations with foreign partners. Under these conditions, the role of customs duties administration increases, which makes it more likely to solve the socio-economic problems of the country, ensure national and economic security, scientific, technical and social progress, benefit participants in foreign economic activity, etc.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИИ»

Источники:

1. Готовятся к худшему: Китай продает госдолг США из-за девальвации доллара [Электронный ресурс] // РИА. Новости. -URL: https://ria.ru/20200609/1572650285.html

2. Жукова Т.В. Длинные циклы доллара // Банковские услуги. 2015. № 10. С. 2-5.

3. Обзор деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте №1 (57). 2021.

4. Саммит ЕС поддержал разработку цифрового евро [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/10998497.

5. Щеголева Н.Г., Мальсагова Р.Г. Коллективные валюты: современная архитектура и тенденции развития // Маркет ДС. 2006. - 288 с.

6. Щеголева Н.Г., Мальсагова Р.Г. Трансформация роли евро в современной мировой валютной системе // Проблемы теории и практики управления. 2020. №11. С.44-64.

7. Ilzetzki E., Reinhart C., Rogoff K. Why is the euro punching below its weight? [Электронный ресурс] // SciencesPo. - URL: https://www.economic-policy.org/wp-content/uploads/2019/09/998_Euro-Punching-Below-its-Weight.pdf.

8. Outlook 2021: Sovereign debt can boost euro's reserve currency status // OMFIF. - URL: https://www.omfif.org/2021/01/outlook-2021-sovereign-debt-can-boost-euros-reserve-currency-status/.

9. The international role of the euro, European Central Bank, 2020. // European Central Bank. - URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdfire/ecb.ire202006~81495c263a.en.pdf.

10. World Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves // IMF. - URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=41175. References

1. Prepare for the worst: China sells the US national debt due to the devaluation of the dollar [Electronic resource] // RIA. News. -URL: https://ria.ru/20200609/1572650285.html

2. Zhukova T.V. Long cycles of the dollar // Banking services. 2015. No. 10. S. 2-5.

3. Review ofthe Bank ofRussia activities related to asset management in foreign currencies and gold No. 1 (57). 2021.

4. The EU Summit supported the development of a digital euro [Electronic resource] // TASS. - URL: https://tass.ru/ekonomika/10998497.

5. Shchegoleva N.G., Malsagova R.G. Collective currencies: modern architecture and development trends // Market DS. 2006 .-- 288 p.

6. Shchegoleva N.G., Malsagova R.G. Transformation of the role of the euro in the modern world monetary system // Problems of management theory and practice. 2020. No. 11. S.44-64.

7. Ilzetzki E., Reinhart C., Rogoff K. Why is the euro punching below its weight? [Electronic resource] // SciencesPo. - URL: https://www.economic-policy.org/wp-content/uploads/2019/09/998_Euro-Punching-Below-its-Weight.pdf.

8. Outlook 2021: Sovereign debt can boost euro's reserve currency status // OMFIF. - URL: https://www.omfif.org/2021/01/outlook-2021-sovereign-debt-can-boost-euros-reserve-currency-status/.

9. The international role of the euro, European Central Bank, 2020. // European Central Bank. - URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdl7ire/ecb.ire202006~81495c263a.en.pdf.

10. World Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves // IMF. - URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=41175.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11102

О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИИ ADMINISTRATION OF CUSTOMS DUTIES IN RUSSIA

Аннотация: Современный этап развития российской экономики характеризуется все возрастающей ее интеграцией с мировым сообществом, развитием новых форм и видов внешнеэкономической деятельности, расширением международных связей и деловых отношений с зарубежными партнерами. В этих условиях повышается роль администрирования таможенных пошлин, за счет которого становится более вероятным решение социально-экономических задач страны, обеспечение национальной и экономической безопасности, научно-технического и общественного прогресса, получение выгоды участниками внешнеэкономической деятельности и пр.

Abstract. The current stage of development of the Russian economy is characterized by its increasing integration with the world community, the development of new forms and types of foreign economic activity, the expansion of international relations and business relations with foreign partners. Under these conditions, the role of customs duties administration increases, which makes it more likely to solve the socio-economic problems of the country, ensure national and economic security, scientific, technical and social progress, benefit participants in foreign economic activity, etc.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенные органы, федеральный

бюджет.

Keywords: customs payments, customs duties, customs authorities, federal budget.

В настоящее время таможенные платежи, в большей степени таможенные пошлины, являются одними из самых распространенных средств регулирования внешнеторговой деятельности. Ввозные и вывозные таможенные пошлины необходимы для создания рационального соотнесения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов, защита от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции экономику Российской Федерации. Торговая и таможенно-тарифная политика государства основана на таможенно-тарифных мерах, которые участвуют в развитии национальной экономики и отечественного производства главную роль играют ставки таможенных пошлин. Грамотно построенная таможенная политика является основным и самым главным фактором стабильного роста внешнеэкономической деятельности, а таможенные пошлины являются экономическими регуляторами.

Таможенные пошлины представляют собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, а, следовательно, устанавливаются на законодательном уровне. Основными нормативно-правовыми актами в этой области являются Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция), Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция), а также Таможенный Кодекс ЕАЭС.

В процессе администрирования таможенных пошлин проявляются их основные функции:

1. Фискальная, которая имеет своей целью обеспечить формирование доходной части бюджета;

2. Протекционистская - защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов;

3. Балансировочная - оптимизировать товарную структуру экспорта и импорта, а также создать условия для перемен в общественных процессах производства и потребления, перехода на качественно более высокий уровень процессов интеграции в мировую экономику.

Одной из значимых функций таможенных пошлин является фискальная. Именно таможенные пошлины занимают наибольший удельный в структуре доходов, администрируемых таможенными органами. Данные о динамике таможенных пошлин за период-2020 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели администрирования таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации в 2018-2020 гг., млрд руб.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018г. 2019г.

Сумма таможенных пошлин - всего, в т.ч. 3604,3 2909,3 1763,6 48,9 30,6

- ввозных таможенных пошлины 578,6 618,2 615,5 106,4 99,6

- вывозные таможенные пошлины 3025,7 2291,3 1148,1 37,9 50,1

Общая сумма поступлений таможенных платежей в бюджет 6063,2 5729,1 4 751,8 0,78 0,83

Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме таможенных платежей, % 57,55 50,78 37,11 -20,44пп -13,67пп

Как видно по данным таблицы 1, таможенные пошлины составляют основную часть от всех сумм платежей, администрируемых таможенными органами, которые перечисляются в федеральный бюджет государства. Так, в 2020 году удельный вес всех таможенных пошлин в общей сумме таможенных платежей составил 37,11 %, что на 24,44пп меньше по сравнению с 2018 годом и на 13,67пп - по сравнению с 2019 годом. Данное обстоятельство обусловлено общим снижением суммы таможенных пошлин, перечисляемых в федеральный бюджет, которая сократилась более чем в 2 раза.

Удельный вес вывозных пошлин в общей сумме таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации, уменьшалась в периоде с 2018 года по 2020 год, достигнув минимального значение в 2020 году. Так, в отчетном периоде сумма вывозных таможенных пошлин составила 1148,1 млрд. руб., что на 49,9 % меньше по сравнению с 2019 годом, и на 62,1 % меньше по сравнению с 2018 годом. Снижение сумм вывозных таможенных пошлин обуславливается ухудшением совокупного внешнего спроса на экспортную продукцию из России, что в свою очередь связано с различными видами торговых войн и замедлением темпов мирового экономического роста, а также неблагоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей и базовых металлов. Все это спровоцировало негативную динамику внешней торговли России как в целом, так и экспорта в частности.

В 2018 году произошел значительный рост цен на нефть, увеличив, таким образом, поступления от вывозной таможенной пошлины. Однако в 2019 году наблюдалась обратная тенденция, поскольку было принято решение о постепенном снижении ставки таможенной пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов в пользу роста налога на добычу полезных ископаемых до 2024 года в рамках налогового маневра.

Стоит отметить, что сумма вывозных таможенных пошлин все еще преобладает над суммой ввозных пошлин. Так, доходность по ввозным таможенным пошлинам в 2020 году составила 615,5 млрд руб., что 6,4 % больше по сравнению с 2018 годом, но на 0,4 % меньше по сравнению с 2019 годом.

Положительная динамика объясняется не только ростом курса доллара, но и повышением эффективности работы таможенных органов, улучшением качества администрирования платежей. Также является очевид-

ным, что доля таможенных пошлин за последние годы отражает тенденцию экспорта и импорта - незначительный подъем наметился после кризиса. Прослеживается следующая ситуация: на фоне уменьшения объемов внешней торговли (при сравнении с показателями до кризиса), воздействия ограничений со стороны ВТО (например, снижения ставок пошлин на ряд товаров), ФТС России справляется с пополнением бюджета. Этот фактор является «внутренней» причиной снижения объема внешней торговли. Некоторые эксперты считают, что ограничительные меры, оказываемые на Россию, обнажили имеющиеся проблемы. Тем не менее, они служат мотивацией для развития производств.

Уменьшение поступлений в федеральный бюджет от ввозных таможенных пошлин в 2020 году обусловлено тем, что совет Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) обнулил пошлины на ввоз на территорию Союза ряда продуктов, лекарств и медицинских товаров на фоне пандемии коронавируса. Кроме того, на динамику перечислений сумм таможенных пошлин в федеральный бюджет государства повлияло изменение с 1 января 2020 года норм беспошлинного ввоза в международных почтовых отправления (далее - МПО). На сегодняшний день беспошлинно можно пересылать в МПО товары стоимостью не более 200 евро в эквиваленте и весом не более 31кг. При превышении этих норм пошлина составит 15 % от суммы превышения, но не менее двух евро за 1 кг. Тем не менее, на протяжении рассматриваемого периода таможенные пошлины (как ввозные, так и вывозные) составляли порядка 50 % от доходов, администрируемых ФТС России.

Подводя итог, следует отметить, что таможенные пошлины - это один из важнейших инструментов проведения экономической и таможенно-тарифной политики государства. Так как с одной стороны, они позволяют стимулировать производство товаров отечественного производителя, с другой - стимулируют импортный поток товаров, которые не производятся на территории Российской Федерации. Таким образом, таможенные пошлины являются одними из самых доходных статей бюджета, что делает их эффективное администрирование стратегически важным для существования государства.

Источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.11.2020).

2. Андреева А.Р., Меркулова А.И., Петрушина О.М. К вопросу о предоставлении тарифных льгот//Вестник Калужского университета. 2020. № 2 (47). С. 30-32.

3. Гомон И.В., Непарко М.В., Решетова Н.И. Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета/Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86). С. 37-40.

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://customs.ru (дата обращения: 28.03.2021).

5. Petrushina О.М., Golysheva N.V. Foreign trade activity of the Russian Federation: modern trends and development pro-spects//Business: Theory and Practice. 2019. № 4-1. С. 158.

6. Петрушина О.М., Алексеева Е.В., Филиппов М.И. Администрирование взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет России//Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 344-348.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation of 23.05.2020 N 1388-r "Strategy for the development of the customs Service of the Russian Federation until 2030". Access from help.- legal system "ConsultantPlus" (date of application: 06.11.2020).

2. Andreeva A. R., Merkulova A. I., Petrushina O. M. On the issue of granting tariff benefits//Bulletin of the Kaluga University. 2020. No. 2 (47). pp. 30-32.

3. Gomon I. V., Neparko M. V., Reshetova N. I. Customs payments as the basis for the formation of the federal budgets/Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 9-3 (86). pp. 37-40.

4. Official website of the Federal Customs Service. URL: http://customs.ru (accessed: 28.03.2021).

5. Petrushina O. M., Golysheva N. V. Foreign trade activity of the Russian Federation: modern trends and development pro-spects//Business: Theory and Practice. 2019. No. 4-1. p. 158.

6. Petrushina O. M., Alekseeva E. V., Filippov M. I. Administration of collection of customs payments to the federal budget of Russia//Financial economics. 2018. No. 8. pp. 344-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.