Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS TARIFF / IMPORT / EXPORT / TRADE BALANCE / CUSTOMS OFFENSES / SHADOW ECONOMY IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Августина Сергеевна, Любовцева Елена Геннадьевна

Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в последнее время имеют тенденцию к снижению. В условиях пандемии коронавируса и возрастания выплат из федерального бюджета для поддержания наиболее пострадавших отраслей экономики и населения особую актуальность приобретают вопросы обеспечения устойчивости доходной базы. Для раскрытия темы исследования были использованы методы статистического анализа. В статье проанализированы динамика и структура поступлений от внешнеэкономической деятельности. Проведен анализ внешнеторгового оборота. Выявлена возрастающая роль налога на добавленную стоимость на ввозимые в страну товары при снижении объемов вывозных таможенных пошлин. Противоправная, в том числе криминальная, внешнеэкономическая деятельность причиняет значительный ущерб национальным интересам в сфере экономики, выступая одной из самых серьезных угроз экономической безопасности России, о чем свидетельствуют данные статистики возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям и размерам доначисленных таможенных платежей. В ходе исследования сделан вывод о необходимости совершенствования межстранового взаимодействия по таможенным вопросам для пресечения возможных угроз экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Federal budget revenues from foreign economic activities have recently tended to decline. In the context of the coronavirus pandemic and increasing payments from the federal budget to support the most affected sectors of the economy and the population, the issues of ensuring sustainability of the income base become most pressing. Methods of statistical analysis were used to explore the topic of research. The article analyzes the dynamics and structure of revenues from foreign economic activity. Analysis of foreign trade turnover is carried out. The increasing role of value-added tax on goods imported into the country with a decrease in export customs duties is revealed. The illegal, including criminal, foreign economic activity causes significant damage to the national interests in the sphere of the economy, acting as one of the most serious threats to the economic security of Russia, as evidenced by the statistics of criminal cases initiated on customs offenses and the amount of additional accrued customs payments. The study concludes on the need to improve inter-country cooperation on customs issues to prevent possible threats to the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.47026/2499-9636-2020-4-49-57

УДК 339:338::57.022(470) ББК У428-803-983(2Рос)

А С. ЯКОВЛЕВА, Е.Г. ЛЮБОВЦЕВА

УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: таможенные пошлины, таможенный тариф, импорт, экспорт, сальдо торгового баланса, таможенные правонарушения, теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности.

Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в последнее время имеют тенденцию к снижению. В условиях пандемии коронавируса и возрастания выплат из федерального бюджета для поддержания наиболее пострадавших отраслей экономики и населения особую актуальность приобретают вопросы обеспечения устойчивости доходной базы. Для раскрытия темы исследования были использованы методы статистического анализа. В статье проанализированы динамика и структура поступлений от внешнеэкономической деятельности. Проведен анализ внешнеторгового оборота. Выявлена возрастающая роль налога на добавленную стоимость на ввозимые в страну товары при снижении объемов вывозных таможенных пошлин. Противоправная, в том числе криминальная, внешнеэкономическая деятельность причиняет значительный ущерб национальным интересам в сфере экономики, выступая одной из самых серьезных угроз экономической безопасности России, о чем свидетельствуют данные статистики возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям и размерам доначисленных таможенных платежей. В ходе исследования сделан вывод о необходимости совершенствования межстранового взаимодействия по таможенным вопросам для пресечения возможных угроз экономической безопасности страны.

Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур. Кроме того, уплата платежей - одно из существенных условий осуществления внешнеторговых операций. К таможенным платежам относятся: таможенные пошлины (ввозная и вывозная); налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акцизы; таможенные сборы.

«От эффективности и оперативности осуществления таможенного контроля зависят состояние экономики страны, развитие ее внешнеэкономических связей, положение в мировом сообществе» [9]. Согласно отчету Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета на 1 января 2020 г., на доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию страны, приходилось 5945,3 млрд руб., что составляет 29,4% в доходах федерального бюджета [10].

В теории и практике различают различные виды таможенных пошлин: сезонные (временные), специальные (применяются при ввозе импортных това-

ров, для целей прекращения недобросовестной конкуренции), антидемпинговые (применяются при ввозе товаров через таможенную территорию по цене, которая намного ниже цены в стране производителя), компенсационные.

«Недобросовестная налоговая конкуренция приводит к размыванию налогооблагаемой базы и выводу капитала, а зачастую - и к отмыванию денежных средств преступным путем. Если та или иная налоговая юрисдикция предоставляет налоговые льготы, которые наносят ущерб экономике других стран и мировому благосостоянию в целом, то речь здесь идет о проблеме недобросовестной налоговой конкуренции» [6].

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Роль таможенных платежей в доходах бюджета. Приведем статистику Федеральной таможенной службы по поступлениям таможенных платежей в 2016-2019 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Поступления таможенных платежей за 2016-2019 гг., млрд руб.

Показатели 2016 2017 2018 2019 2019 к 2016, %

Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами 4406,9 4575,7 6063,2 5729,1 130,0

В том числе: 1) таможенные платежи при импорте 2317,0 2490,2 2945,6 3345,4 144,4

в том числе: - НДС 1762,8 1900,8 2255,5 2613,4 148,3

- ввозные таможенные пошлины 489,8 506,0 578,6 618,2 126,2

- акцизы при ввозе товаров 58,8 76,0 95,2 88,8 151,0

- таможенные пошлины, уплачиваемые физическими лицами 5,6 7,4 16,3 25,0 4,5 раза

2) таможенные платежи при экспорте 2054,1 1968,3 3025,7 2291,3 111,5

в том числе: - вывозные таможенные пошлины 2054,1 1968.3 3025,7 2291,3 111,5

3) таможенные сборы 16,9 18,4 20,3 20,0 118,3

4) иные платежи 18,9 98,8 71,6 72,4 3,8 раза

Источник. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [4].

Как следует из табл. 1, в 2019 г. по сравнению с 2016 г. сумма доходов, администрируемых таможенными органами, увеличилась на 30,0%, в том числе таможенные платежи при импорте - на 44,4%, при экспорте - на 11,5%. За указанный период доля таможенных платежей при импорте увеличилась с 52,6% до 58,4%, при экспорте, наоборот, уменьшилась с 46,6% до 40,0%. Существенное снижение доходов по вывозным таможенным пошлинам в 2019 г. по сравнению с 2018 г. вызвано снижением цен на нефть, налоговым маневром и переходом большинства нефтяных компаний на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Таможенные

пошлины, уплачиваемые физическими лицами, возросли за 4 года в 4,5 раза из-за роста количества ввозимых автомобилей. В составе таможенных платежей, уплачиваемых при импорте, преобладает НДС (его доля в 2016 г. -76,0%, в 2019 г. - 78,1%). Стабильно возрастающая роль НДС и акцизов по ввозимым товарам в доходах федерального бюджета вызвана ослаблением курса рубля [11]. Также ослабление курса рубля благоприятно влияет на динамику вывозных таможенных пошлин на продукты нефтегазовой отрасли.

«Дальнейшее развитие таможенного дела связано с развитием и укреплением международной экономической интеграции России в мировой экономике. Это обстоятельство предъявляет противоречивые требование к таможенной системе: необходимо повысить качество администрирования ВЭД таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить высокую скорость внешнеторгового оборота с иностранными партнерами, а с другой - обеспечить полноту собираемости таможенных платежей, а также соблюдение таможенного законодательства» [1].

Размер таможенных поступлений напрямую зависит от объема экспортно-импортных операций (табл. 2).

Таблица 2

Экспорт и импорт РФ за 2016-2019 гг., млрд долл. США

Показатели 2016 2017 2018 2019 2019 к 2016, %

Внешнеторговый оборот 473,2 591,5 691,8 672,8 142,2

экспорт 281,7 353,1 443,1 418,8 148,7

импорт 191,5 238,4 248,7 254,1 132,7

доля экспорта, % 59,5 59,7 64,1 62,3 104,6

Сальдо торгового баланса (+) 90,2 114,7 194,4 164,7 182,6

Покрытие импорта экспортом, % 147,1 148,1 178,2 164,8 112,0

Экспорт в страны: СНГ 40,0 50,1 56,6 56,3 140,8

дальнего зарубежья 241,7 303,0 386,6 362,5 150,0

доля экспорта в СНГ, % 14,2 14,2 12,8 13,4 94,7

Импорт из стран: СНГ 20,7 25,4 26,4 27,6 133,3

дальнего зарубежья 170,8 213,0 222,3 226,5 132,6

доля импорта из СНГ, % 10,8 10,7 10,6 10,9 100,5

Справочно: курс доллара США к рублю 67,03 58,35 62,71 64,74 96,6

Источник. Россия в цифрах - 2020 г. Росстат [8], Банк России [3].

В 2019 г. по сравнению с 2016 г. внешнеторговый оборот увеличился на 42,2%, в том числе экспорт - на 48,7%, импорт - на 32,7%. Доля экспорта с 59,5% в 2016 г. увеличилась до 62,3% в 2019 г. При этом за весь указанный период сальдо торгового баланса остается положительным, покрытие импорта экспортом составляет в 2019 г. 164,8%.

В величине экспорта доля стран СНГ составляет незначительную величину: 14,2% в 2016 г. Она имеет тенденцию к снижению и в 2019 г. составила

13,4%. Импорт из стран дальнего зарубежья за указанный период увеличился на 32,6%, из стран СНГ - на 33,3%, что привело к незначительному увеличению в импорте доли стран СНГ с 10,8% до 10,9%.

С 2016 г. по 2019 г. в среднем курс доллара США к рублю составлял 63,2. Ослабление курса рубля может смягчить влияние падения объема внешнеторговых операций на доходы федерального бюджета.

Рассмотрим, как менялась роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета (рисунок).

Доходы федерального бюджета - всего, млрд руб.

Поступления от ВЭД (с учетом НДС и акцизов), млрд руб.

Доходы от ВЭД, млрд руб.

Доля поступлений от ВЭД (с учетом НДС и акцизов), %

Динамика доходов федерального бюджета и доходов от внешнеэкономической деятельности за 2010-2019 гг. (диаграмма построена авторами на основе данных Федерального казначейства [10])

При росте общего объема доходов федерального бюджета за исследуемый период наблюдается замедление в динамике поступлений от внешнеэкономической деятельности (с учетом НДС и акцизов по импортным операциям). Доля поступлений от внешнеэкономической деятельности снизилась с 53% в 2010 г. до 29% в 2019 г. Данное снижение было обусловлено тем, что в структуре всех поступлений от внешнеэкономической деятельности удельный вес доходов от ВЭД (ввозных и вывозных таможенных пошлин, таможенных пошлин, уплачиваемых физическими лицами, таможенных сборов и иных платежей) уменьшился с 73% в 2010 г. до 51% в 2019 г. Из рисунка видно, что зависимость доходов федерального бюджета от поступлений по экспортно-импортным операциям снижается.

Таможенные правонарушения, теневая экономика в сфере ВЭД. Теневая экономика во внешнеэкономической деятельности наносит огромный ущерб экономической безопасности государства.

На практике выделяют три уровня влияния теневого сектора на налоговую нагрузку:

- высокий уровень - предпринимательство уходит в тень в связи с непосильной налоговой нагрузкой;

- низкий уровень - влияние налогов на выбор ведения бизнеса в легальной или нелегальной сфере незначительно по сравнению с другими факторами;

- нет влияния - в связи с незначительностью налогов их влияние на форму ведения бизнеса ничтожно.

Нарушения таможенного законодательства также является формой ухода от уплаты налогов. К формам нарушений на таможне относятся занижение таможенных пошлин с использованием запрещенных схем таможенного оформления, заполнения таможенных деклараций с нарушением установленных правил, нелегальный ввоз товаров и др.

«К методам уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей относятся также фальсификация информации о стране происхождения товаров в целях применения режима наибольшего благоприятствования, изменение технических характеристик товаров, искажение номенклатуры и нарушение идентификации товаров, занижение их реальной стоимости и др.» [5].

Имеет место также псевдоэкспорт: оформляются документы на экспорт товара, а фактически товар реализуется на территории страны, а не вывозится. Таким образом, из федерального бюджета возмещается сумма «входного» НДС от товара, якобы использованного при изготовлении экспортной продукции.

Воздействие коррупционных процессов на коммерческую составляющую участников ВЭД в таможенной сфере выражается в многочисленных «серых» схемах импортно-экспортного товарооборота, ухода от уплаты таможенных платежей и налогов, незаконном вывозе валютных средств, отмывании доходов, полученных преступным путем.

В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, ориентированной на переход к цифровым технологиям в деятельности таможенных органов, в качестве одной из целей заявлены эффективное противодействие угрозам национальной безопасности и полнота взимания таможенных платежей1. Однако внедрение цифровых технологий в деятельность таможенных органов сопровождается появлением новых видов угроз, потому что «научно-технический прогресс способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики» [2].

По информации пресс-службы ФТС, сумма выявленного в рамках таможенного контроля экономического ущерба, причинённого предпринимателями государству в сфере таможенного регулирования, составила в 2019 г.

1 Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 2388-р [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/sto-rage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf

свыше 26 млрд руб., что в полтора раза выше, чем в 2018 г. (свыше 17 млрд руб.). Размер ущерба включает в себя:

- свыше 17 млрд руб. доначисленных таможенных платежей и штрафов;

- более 1 млрд руб. составила стоимость конфискованных товаров (для сравнения в 2018 г. эта сумма составила всего 100 млн);

- почти на 8 млрд руб. наложено штрафов, доначислено платежей по результатам таможенных проверок другими госорганами [7].

В 2019 г. таможенными органами было возбуждено 1928 уголовных дел, что на 26 больше значения 2018 г. На ст. 194 Уголовного кодекса РФ1 (далее - УК РФ) (уклонение от уплаты таможенных платежей) в 2018 и 2019 гг. приходилось по 338 дел. Наблюдается увеличение количества возбужденных уголовных дел по фактам незаконного перемещения леса и лесоматериалов (222 уголовных дела в 2019 г. против 171 дела в 2018 г.). Среди уголовных преступлений по контрабанде наркотиков (ст. 226.1 и 229.1 УК РФ) в 2019 г. насчитывалось 447 дел, в 2018 г. - 556 дел. [4].

Таким образом, в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза2 содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается УК РФ. Практически все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой.

УК РФ преступления в таможенной сфере относит к экономическим преступлениям, совершаемым при ведении внешнеэкономической деятельности. В частности, в ст. 189 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный экспорт из РФ или передачу сырья, материалов, технологии, которые могут быть использованы при создании вооружения; ст. 200.1 УК РФ -ответственность за контрабанду наличных денежных средств; ст. 200.2 УК РФ - контрабанду табачных изделий и алкогольной продукции; ст. 194 УК РФ - уклонение от уплаты таможенных платежей.

Все приведенные и другие предусмотренные УК РФ преступления, совершаемые при перемещении товаров, услуг через таможенную территорию РФ, направлены против интересов государства, нарушают закон, уменьшают экономическую безопасность государства и регионов. При этом по сведениям ФТС России, преобладают контрабанда, уклонение от уплаты платежей на таможне.

Следует отметить, что в настоящее время многие государства придают большое значение нормам международного права, что объясняется необходимостью обеспечения международной безопасности и усилением интегра-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315.

ционных процессов. Совершенствование обмена информацией между таможенными органами разных стран позволит снизить ущерб экономике, наносимый преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, для обеспечения внешнеэкономической безопасности страны следует снизить роль экспорта природных ресурсов в доходах федерального бюджета, для этого нужно повышать конкурентоспособность внутренней экономики, развивать высокие технологии (в том числе информационные) на уровне развитых стран, добиваться лидерства российских несырьевых компаний в рейтинге глобальных лидеров мировой экономики, вести грамотную внешнюю политику, не приводящую к возникновению конфликтных ситуаций. Постоянный мониторинг развития ситуация на мировой арене и внутри страны позволит выявлять вызовы и угрозы на этапе их формирования.

Литература

1. Аванесов С.Б. Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях // Наука и современность, 2012. № 15-3. С. 125-129.

2. Бекетов Н.В., Тарасов М.Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5, № 8 (41). С. 30-32.

3. Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс] // Банк России: офиц. сайт. URL: https://cbr.ru/currency_base/dynamics (дата обращения: 16.09.2020).

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба РФ: офиц. сайт. URL: http://customs.gov.ru/activity/ re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 16.09.2020).

5. Криничная Е.П. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / Российская таможенная академия, Ростовский филиал. Ростов н/Д., 2018. С. 207-214.

6. Миронова М.А., Шахмаметьев А.А. Международно-правовая основа противодействия недобросовестной налоговой конкуренции // Вопросы экономики и права. 2018. № 117. С. 27-33.

7. Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2019 году выявили ущерб на сумму более 26 млрд рублей [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: офиц. сайт. URL: http://customs.gov.ru/press/federal/document/224209 (дата обращения: 16.09.2020).

8. Россия в цифрах - 2020 г. [Электронный ресурс] // Росстат: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/ b20_11/Main.htm_(дата обращения: 16.09.2020).

9. Сидоренков Г.Н., Демина И.Д. Основные направления управления рисками и таможенного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность // Финансы и кредит, 2007. № 24(264). С. 23-38.

10.Федеральный бюджет [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство: офиц. сайт. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 16.09.2020).

11. Фрадина Т.И., Павлова Т.А., Шегал С.Э. Особенности аудита внешнеэкономической деятельности // Экономика и управление, 2015. № 8(118). С. 19-23.

ЯКОВЛЕВА АВГУСТИНА СЕРГЕЕВНА - ассистент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (avgserg@yandex.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-4879-0091).

ЛЮБОВЦЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lyubovceva_elena@mail.ru; ОКСШ: https://orcid.org/0000-0003-2408-1442)._

Avgustina S. YAKOVLEVA, Elena G. LYUBOVTSEVA

THREATS TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Key words: customs duties, customs tariff, import, export, trade balance, customs offenses, shadow economy in the sphere of foreign economic activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal budget revenues from foreign economic activities have recently tended to decline. In the context of the coronavirus pandemic and increasing payments from the federal budget to support the most affected sectors of the economy and the population, the issues of ensuring sustainability of the income base become most pressing. Methods of statistical analysis were used to explore the topic of research. The article analyzes the dynamics and structure of revenues from foreign economic activity. Analysis offoreign trade turnover is carried out. The increasing role of value-added tax on goods imported into the country with a decrease in export customs duties is revealed. The illegal, including criminal, foreign economic activity causes significant damage to the national interests in the sphere of the economy, acting as one of the most serious threats to the economic security of Russia, as evidenced by the statistics of criminal cases initiated on customs offenses and the amount of additional accrued customs payments. The study concludes on the need to improve inter-country cooperation on customs issues to prevent possible threats to the economic security of the country.

References

1. Avanesov S.B. Rol' tamozhennogo regulirovaniya VED v sovremennykh usloviyakh [The role of customs regulation of foreign economic activity in modern conditions]. Nauka i sovremennost', 2012, no. 15-3, pp. 125-129.

2. Beketov N.V., Tarasov M.E. Problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti gosu-darstva v sfere vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti [Problems of ensuring the economic security of the state in the field of foreign economic activity]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2009, vol. 5, no. 8 (41), pp. 30-32.

3. Dinamika ofitsial'nogo kursa zadannoi valyuty [Dynamics of the official rate of a given currency]. Available at: https://cbr.ru/currency_base/dynamics (Accessed 2020, Sept. 16).

4. Ezhegodnyi sbornik «Tamozhennaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii» [Annual collection "Customs Service of the Russian Federation"]. Available at: http://customs.gov.ru/activity/re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (Accessed 2020, Sept. 16).

5. Krinichnaya E.P. Tenevaya ekonomika v sfere vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti [Shadow economy in the field of foreign economic activity]. In: Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of 5th Rus. Sci. Conf. «Features of state regulation of foreign economic activity in modern conditions»]. Rostov-on-Don, 2018, pp. 207-214.

6. Mironova M.A., Shakhmamet'ev A.A. Mezhdunarodno-pravovaya osnova protivodei-stviya nedobrosovestnoi nalogovoi konkurentsii [International legal framework for counteracting unfair tax competition]. Voprosy ekonomiki iprava, 2018, no. 117, pp. 27-33.

7. Podrazdeleniya tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov FTS Rossii v 2019 godu vyyavili ushcherb na summu bolee 26 mlrd rublei : of. sait Federal'noi ta-mozhennoi sluzhby [The divisions of customs control after the release of goods by the FCS of Russia in 2019 revealed damage in the amount of more than 26 billion rubles]. Available at: http://customs.gov.ru/press/federal/ document/224209 (Accessed 2020, Sept. 16).

8. Rossiya v tsifrakh - 2020 g. [Russia in Figures - 2020]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ bgd/regl/b20_11/Main.htm (Accessed 2020, Sept. 16).

9. Sidorenkov G.N., Demina I.D. Osnovnye napravleniya upravleniya riskami i tamo-zhennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organizatsii, osushchestvlyayushchikh vneshneekono-micheskuyu deyatel'nost' [The main directions of risk management and customs control over the activities of organizations engaged in foreign economic activity]. Finansy i kredit, 2007, no. 24(264), pp. 23-38.

10. Federal'nyi byudzhet [Federal budget]. Available at: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Accessed 2020, Sept. 16).

11. Fradina T.I., Pavlova T.A., Shegal S.E. Osobennosti audita vneshneekonomiche-skoi deyatel'nosti [Features of the audit of foreign economic activity]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 8 (118), pp. 19-23.

AVGUSTINA S. YAKOVLEVA - Assistant Lecturer, Finance, Credit and Economic Security Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (avgserg@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4879-0091).

ELENA G. LYUBOVTSEVA - Candidate of Economics, Associate Professor, Finance, Credit and Statistics Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia (lyubovceva_elena@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2408-1442)._

Формат цитирования: Яковлева А.С., Любовцева Е.Г. Угрозы обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2020. - № 4. - С. 49-57. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2020/4/7. DOI: 10.47026/2499-9636-2020-4-49-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.