Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бынкина А., Петрушина О. М.

В современных экономических условиях роль таможенного регулирования, качественного таможенного администрирования имеет приоритетное значение для эффективного развития внешнеэкономической деятельности как в государствах-членах Евразийского экономического союза в целом, так и в Российской Федерации, в частности. Приоритетными задачами таможенной службы являются обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. В статье проводится исследование фискальной функции таможенных органов, представлены показатели динамики и структуры таможенных платежей, поступающих в бюджет РФ. Выявляются основные проблемы и пути их решения в области осуществления фискальной функции таможенными органами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бынкина А., Петрушина О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FISCAL FUNCTION OF CUSTOMS BODIES

In modern economic conditions, the role of customs regulation and high-quality customs administration is of priority importance for the effective development of foreign economic activity both in the member states of the Eurasian Economic Union in general and in the Russian Federation in particular. The priority tasks of the customs service are to ensure the collection of customs payments, improve customs administration, and create favorable conditions for the development of foreign trade activities. The article studies the fiscal function of customs authorities, presents indicators of the dynamics and structure of customs payments received by the budget of the Russian Federation. The main problems and ways of their solution in the field of implementation of the fiscal function by the customs authorities of Russia are identified.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

А. Бынкина, студент

О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-1-72-75

Аннотация. В современных экономических условиях роль таможенного регулирования, качественного таможенного администрирования имеет приоритетное значение для эффективного развития внешнеэкономической деятельности как в государствах-членах Евразийского экономического союза в целом, так и в Российской Федерации, в частности. Приоритетными задачами таможенной службы являются обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. В статье проводится исследование фискальной функции таможенных органов, представлены показатели динамики и структуры таможенных платежей, поступающих в бюджет РФ. Выявляются основные проблемы и пути их решения в области осуществления фискальной функции таможенными органами России.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, таможенные платежи, таможенная стоимость, информационные таможенные технологии.

Таможенная служба Российской Федерации на современном этапе развития играет все большую роль, поскольку таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые пошлины, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность расчета и своевременность уплаты таких пошлин, налогов и сборов, применяют меры по их принудительному взысканию. Следует отметить, что именно на таможенные органы возложена задача по увеличению объёмов собираемости таможенных пошлин и налогов, путём совершенствования таможенных операций, а

также внесение предложений по совершенствованию законодательства, предупреждение и минимизация правонарушений среди участников ВЭД.

Таможенные платежи служат одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета. При этом повышение собираемости таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешнеторговой деятельности. Наглядно динамика поступления таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации в 2018-2020 годах представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика таможенных платежей, поступающих в бюджет РФ за 2018-2020

года, млрд. руб.

Виды таможенных платежей 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Налог на добавленную стоимость 2255,5 2613,4 2 701,6 119,8 103,4

Ввозная таможенная пошлина 578,6 618,2 615,5 106,4 99,6

Вывозная таможенная пошлина 3025,7 2291,3 1 148,1 37,9 50,1

Акцизы 95,2 88,8 98,0 102,9 110,4

Таможенные сборы 20,3 20,0 19,9 98,0 99,5

Прочие 87,9 97,4 168,7 191,9 173,2

Итого: 6063,2 5729,1 4751,8 78,4 82,9

По данным таблицы 1 видно, что общая сумма таможенных платежей имеет тенденцию к уменьшению. Так за 2020 год она составила 4751,8 млрд. руб., что на 21,6% меньше по сравнению с 2018 годом и на 17,1% по сравнению с 2019 годом. На уменьшение общей суммы таможенных платежей за 2020 год существенное влияние оказало уменьшение поступлений от вывозной таможенной пошлины. В отчётном году данные поступления составили 1148,1 млрд. руб., что на 62,1% меньше по сравнению с базисным годом и на 49,9% по сравнению с прошлым годом. Данная динамика экспортной составляющей, объясняется резким изменением конъюнктуры мировых рынков и значительным падением цен на углеводороды в условиях применения «налогового» маневра, расширением дополнительных мер регулирования налогообложения нефтяной отрасли.

Размер ввозной таможенной пошлины в 2020 году составил 615,5 млрд. руб., что на 6,4% больше по сравнению с 2018 годом и на 0,4% меньше по сравнению с 2019 годом. На перечисление платежей при ввозе товаров повлияло в первую очередь снижение объемов облагаемого импорта, что частично нивелировалось девальвацией рубля, компенсируя выпадающие доходы

федерального бюджета от импорта товаров.

Из общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в отчетном году на долю НДС пришлось 2701,6 млрд. руб., что на 19,8% больше по сравнению с базисным годом и на 3,4% по сравнению с прошлым годом. Сложившаяся динамика обусловлена, прежде всего, увеличением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18% до 20%. Необходимо также отметить, что в 2020 году доходность по акцизам составила 98,0 млрд. руб., что на 2,9% больше по сравнению с

2018 годом и на 10,4% по сравнению с

2019 годом. Данная сфера претерпела некоторые изменения с начала 2020 года. Так, с 1 января 2020 года перечень облагаемых налогом товаров был расширен. В новой редакции НК РФ в ст. 181, были введены дополнительные подпункты «г», «д», «е» и «ж».

Далее, необходимо определить долю каждого вида таможенных платежей поступающих в бюджет РФ и проследить их динамику в общей структуре таможенных платежей. На основании таблицы 2 следует изучить структуру перечисленных в федеральный бюджет РФ таможенных платежей и их изменение за анализируемый период.

Таблица 2. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть бюдже-

та РФ в 2018-2020 гг., в %

Виды таможенных платежей Изменение (+,-) в 2020 по сравне-

2018 г. 2019 г. 2020 г. нию с

2018 г. 2019 г.

НДС 37,2 45,62 56,85 +19,65 +11,23

Ввозная таможенная по- 9,54 10,79 12,95 +3,41 +2,16

шлина

Вывозная таможенная 49,9 39,99 24,16 -25,74 -15,83

пошлина

Акцизы 1,57 1,55 2,06 +0,49 0,51

Таможенные сборы 0,34 0,35 0,45 +0,11 +0,1

Прочие 1,45 1,70 3,55 +2,1 +1.85

Итого 100 100 100 - -

Представленные данные свидетельствуют о том, что наибольший вес в структуре таможенных платежей на протяжении последних трёх лет имеют вывозная таможенная пошлина - в среднем около 40%;

НДС - порядка 47% в среднем; ввозная таможенная пошлина занимает чуть более 11% от общей суммы; акциз - примерно 1,7%; прочие таможенные платежи занимают - 2% в среднем и, наконец, самую

незначительную часть составляют таможенные сборы - 0,38%.

При взыскании таможенных платежей таможенные органы испытывают ряд проблем, как на законодательном, так и на исполнительном уровнях. К таким проблемам можно отнести: сложное нормативно-правовое регулирование вопросов уплаты таможенных платежей, отсутствие в положении основного законодательного акта, то есть в ТК ЕАЭС законодательно закрепленного определения понятия «таможенные платежи», что указывает на неоднозначное трактование понятия в научной литературе.

Также в качестве еще одной проблемы выделим высокий уровень таможенных платежей. Соответственно участники ВЭД стараются предпринимать попытки по снижению таможенной стоимости, в целях уменьшения сумм уплаты таможенных платежей. Отсюда вытекает следующая проблема - это неверное определение таможенной стоимости. Необходимо сказать, что таможенная стоимость играет значимую роль в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, так как выступает базой для определения таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорной ставке.

Таким образом, указанные выше проблемы приводят к уклонению участниками ВЭД от уплаты таможенных платежей, что в значительной степени подрывает их защитное и регулирующее воздействие, при этом федеральным бюджетом теряется значительная часть доходов, нарушается условие равноправной конкуренции внутри страны и создаются серьезные препят-

ствия для развития внутреннего производства.

Если говорить о перспективах развития системы администрирования уплаты таможенных платежей, то первым условием является приведение к единообразию таможенного законодательства. Информационные таможенные технологии, которые были построенные с учётом строгого соблюдения правил, закрепленных законодательством, должны обеспечивать единообразие в применении требований и правил к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Отметим, что это особо актуально в рамках функционирования ЕАЭС, который на данный момент подразумевает единую унифицированную нормативно-правовую базу таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.

Также необходимо провести упрощение нынешнего порядка учета денежных сумм таможенными службами на лицевых счетах декларантов, которые не обеспечивают должным образом нужный уровень контроля полных и своевременных поступлений таможенных платежей в бюджет государства. Стоит отметить, что внедрение института таможенного аудита и технологии таможенного мониторинга как дополнительных инструментов таможенного контроля будут благоприятно влиять на полноту взимания таможенных платежей, а главное не повлекут дополнительных финансовых нагрузок на проверяемых лиц.

Таким образом, выявленные в процессе анализа проблемы, а также предлагаемые способы их решения, несомненно, будут способствовать улучшению всей финансо-

вой системы государства.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения: 28.03.2021).

3. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России // Экономика: теория и практика. - 2018. - № 2 (50). - С. 51-55.

4. Петрушина О.М. Статистика перечислений таможенных платежей в бюджет Российской Федерации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №10 (57). - С. 619-622.

5. Петрушина О.М., Алексеева Е.В., Филиппов М.И. Администрирование взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет России // Финансовая экономика. - 2018. -№8. - С. 344-348.

STUDY OF THE FISCAL FUNCTION OF CUSTOMS BODIES A. Bynkina, Student

O. M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. In modern economic conditions, the role of customs regulation and high-quality customs administration is of priority importance for the effective development of foreign economic activity both in the member states of the Eurasian Economic Union in general and in the Russian Federation in particular. The priority tasks of the customs service are to ensure the collection of customs payments, improve customs administration, and create favorable conditions for the development offoreign trade activities. The article studies the fiscal function of customs authorities, presents indicators of the dynamics and structure of customs payments received by the budget of the Russian Federation. The main problems and ways of their solution in the field of implementation of the fiscal function by the customs authorities of Russia are identified.

Keywords: Federal Customs Service, customs payments, customs value, customs information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.