Научная статья на тему 'Церковная история Вяземского уезда Смоленской губернии. Новейший период'

Церковная история Вяземского уезда Смоленской губернии. Новейший период Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вяземский уезд / духовное просвещение / патриотическая деятельность Церкви / религиозное возрождение / Vyazemsky uyezd / spiritual enlightenment / patriotic activity of the Church / religious revival

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

История России слагается не только из событий общегосударственного масштаба, но и жизни малых частей нашего Отечества. Вяземский уезд (а затем район) является тем местом, где формировалась история древней Смоленщины и исторической Руси. Однако не только былые заслуги требуют внимания современников, но и новейшая история этого края достойна внимательного отношения и всестороннего изучения. В настоящей статье на основе архивных материалов, Смоленских епархиальных ведомостей и иной литературы раскрывается церковная жизнь Вяземского края. Несмотря на значительные жертвы и испытания, которые выдержала эта земля, Церковь смогла выстоять и в конце прошлого столетия продемонстрировать возрождение духовной жизни, потребность к которой сохранялась у многих людей Вяземского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecclesiastical history of the Vyazemsky uyezd of the Smolensk province. The newest period

The history of Russia consists not only of events on a national scale, but also of the life of small parts of our Fatherland. Vyazemsky Uyezd (and then the district) is the place where the history of the ancient Smolensk region and historical Russia was formed. However, not only past achievements require the attention of contemporaries, but also the recent history of this region is worthy of careful attention and comprehensive study. In this article, on the basis of archival materials, the Smolensk diocesan Gazette and other literature, the church life of the Vyazma region is revealed. Despite the considerable sacrifices and trials that this land has endured, the Church was able to survive and at the end of the last century demonstrate the revival of spiritual life, the need for which remained with many people of the Vyazemsky district.

Текст научной работы на тему «Церковная история Вяземского уезда Смоленской губернии. Новейший период»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 26-35

УДК 908.470 ББК 63.3(2Рос-4)6-7 Ивочкин Демьян Анатольевич (иеромонах Рафаил), доктор исторических наук, кандидат богословия, доцент

Церковная история Вяземского уезда Смоленской губернии.

Новейший период

Аннотация. История России слагается не только из событий общегосударственного масштаба, но и жизни малых частей нашего Отечества. Вяземский уезд (а затем район) является тем местом, где формировалась история древней Смоленщины и исторической Руси. Однако не только былые заслуги требуют внимания современников, но и новейшая история этого края достойна внимательного отношения и всестороннего изучения. В настоящей статье на основе архивных материалов, Смоленских епархиальных ведомостей и иной литературы раскрывается церковная жизнь Вяземского края. Несмотря на значительные жертвы и испытания, которые выдержала эта земля, Церковь смогла выстоять и в конце прошлого столетия продемонстрировать возрождение духовной жизни, потребность к которой сохранялась у многих людей Вяземского района.

Ключевые слова: Вяземский уезд, духовное просвещение, патриотическая деятельность Церкви, религиозное возрождение

На начало ХХ столетия в Вязьме насчитывалось 24 храма и 2 монастыря. Об отношении советской власти к Русской Православной Церкви известно довольно подробно, поэтому мы остановимся лишь на сведениях, относящихся к истории православия в Вязьме и уезде.

В 1918 г. у священников Сергия Фроловича Волочкова (Никольская церковь г. Вязьмы) и Василия Аполлоновича Зыкова (Троицкая церковь г. Вязьмы) советская власть изъяла («национализировала») дома1.

В 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Согласно «Сводке о ходе работы по изъятию ценностей в Смоленской губернии на 15 апреля 1922 г.», в Вязьме изъятие проходило спокойно2. Согласно сводке об окончательном изъятии ценностей на 20 мая 1922 г., в Вяземском уезде было изъято 2 золотника и 6

Л

долей золота (около 9 г) и 81 пуд 21 фунт серебра (около 1 335 кг) .

1 Ианнуарий (Недачин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 - начала 1919 года. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2013. С. 379.

2 Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск, 2008. С. 160.

3 Урбанович Георгий, прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы ХХ века (по материалам смоленских архивов). Смоленск, 2012. С. 114.

На территории Вяземской земли, как и во всей стране, закрывались храмы. К 1941 г. в городе не осталось ни одного действующего храма и монастыря.

Основной причиной закрытия храмов в Вязьме было отсутствие помещений для жилого фонда и культурно-просветительных целей. Поэтому сразу упразднялось по нескольку церквей. Например, в 1929 г. при ликвидации Рождества-Богородицкой, Афанасиевской (Никитской), Петропавловской церквей и Иоанно-Предтечева на первое место были поставлены названные проблемы4.

В 1931 г. рабочие Вязьмы требовали усилить антирелигиозную агитацию среди горожан, и к концу года закрыть все храмы и снять колокола на нужды социалистического строительства. Здания церквей надлежало переоборудовать под клубы и кинотеатры5.

Необходимо отметить, что общины верующих не всегда соглашались с решением районных и областных властей о закрытии церквей - верующие направляли жалобы во ВЦИК (например, сёла Спас-Телепнёво, Фомищёво, Чепчугово).

В начале 1930-х годов репрессиям подверглись монахини из закрытых женских монастырей, проживавшие в Вязьме и уезде6.

Масштабные гонения на Церковь развернулись в конце 1930-х годов. Духовные лица подвергались репрессиям. В это время было расстреляно более 30 священнослужителей Вяземской земли .

Различные сроки исправительно-трудовых лагерей и ссылки получили

о

десятки священнослужителей, монашествующих и мирян .

Во Время Великой Отечественной войны оккупационная власть, желая привлечь на свою сторону симпатии местного населения, не препятствовала возрождению церковной жизни9. 12 ноября 1941 г. для богослужений был открыт Троицкий собор, к концу оккупации на территории Вяземской земли действовали храмы в сёлах Горки, Леонтьево, Побухово, Федяево, Шуйское10.

В годы войны пострадали или были разрушены многие храмы Вяземского района. Они попадали под обстрел с обеих сторон. Никольская церковь в Вязьме была разрушена Красной армией в 1941 г. при отступлении для того, чтобы лишить немецкие войска ориентиров11.

На территории Вяземской земли были уничтожены церкви в сёлах: Афанасово, Беломир, Бессоново, Волково (Третьяково), Гжель, Григорьевское, Новое Село, Сумароково, Царёво-Займище. Кроме того, 10 марта 1943 г. при

4 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 309. Л. 31.

5 ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 1534. Л. 36-43.

6 Смоленский мартиролог. Смоленск, 2001-2008. Т. 1-4.

7 Там же.

8 Там же.

9 Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 86-106.

10 Там же.

11 Иванов А. Вязьма православная. Смоленск, 2016. С. 20.

отступлении немцы взорвали храм села Спас-Телепнёво вместе запертыми в нём местными жителями и военнопленными12.

Оккупанты также взорвали храмы, представлявшие памятники старины. 20 марта 1943 г. жители Вязьмы составили акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе. В документе имеются данные об ущербе, причинённом церковным зданиям.

«Немецкие варвары надругались над религиозными чувствами верующих и над историческими памятниками русского народа. В Троицкой церкви, имеющей историческое значение, немцы устроили скотобойню, в Пятницкой церкви - конюшню. Из 14 церквей города 13 взорваны и сожжены. Среди них архитектурные памятники старины: Богородицкая, Введенская, Ямская церкви и женский монастырь. Кафедральный собор, построенный в память освобождения от наполеоновского нашествия 1812 года, был заминирован немцами и подготовлен к уничтожению. <...> Древний русский город Вязьма

13

полностью уничтожен» .

После освобождения Смоленской области, в силу изменившихся взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством, усилилась патриотическая деятельность первой. В 1945 г. Вяземский благочинный протоиерей Михаил Соколов занимался сбором средств на патриотические цели. Он неоднократно рассылал письменные указания настоятелям храмов благочиния о проведении сборов, сам принимал участие в сборе средств. В 1945 г. протоиерей сдал в банк 35 000 руб. Несколько раз благочинный обращался к населению с призывом досрочно выполнить государственные обязательства, принимал участие и призывал граждан участвовать в выборах в Верховный Совет СССР14. В первые послевоенные годы отец Михаил призывал народ лучше работать, чтобы быстрее восстановить разрушенное хозяйство15. Однако, по замечанию уполномоченного, «это производится формально, как показное, без всякой души и инициативы, помимо собственного желания»16.

В послевоенные годы верующие неоднократно обращались к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Смоленской области об открытии церквей на территории Вяземского района. Уполномоченный разъяснял верующим, что в настоящее время, когда требуются значительные материальные затраты на восстановление народного хозяйства, нецелесообразно ремонтировать храмы, так как у местных жителей не найдётся таких средств. Кроме того, если в районе 5-6 км действовали другие храмы, которые посещали верующие, уполномоченный обещал: «а вот когда восстановим своё разрушенное хозяйство, зажиточнее

12 Гурская Н.Г., Чижков А.Б. Знаменитые усадьбы Смоленщины. Смоленск, 2011. С. 495.

13 Все судьбы в единую слиты. По рассекреченным архивным документам. К 65-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Смоленск, 2003. С. 99.

14 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д.4. Л. 3.

15 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 5. Л. 25.

16 Там же. Л. 32 об.

станут жить колхозники, улучшится материальное положение их, тогда можно

17

этот вопрос снова поднять» .

С другой стороны, следуя политике партии, сложившейся в годы Великой Отечественной войны по отношению к Церкви, уполномоченный раскрывал представителям советских организаций положение Русской Православной Церкви в СССР18.

Уполномоченный регулярно посещал Вязьму и лично изучал религиозную ситуацию на месте. Так, в конце 1940-х гг. он отметил увеличение числа крещений детей 10-12 лет. По его мнению, это было связано с тем, что церковники распространяли среди своих детей слух о том, что все некрещёные дети попадают после смерти в ад и их ждут вечные мучения. При опросе родителей выяснилось, что детям верующие бабушки регулярно «рассказывают подобные сказки»19.

В 1948 г. на территории Вяземского района была выявлена группа так называемой «Истиннорусской православной Церкви». Руководителем этой организации был иеромонах вяземского Иоанно-Предтечева монастыря Питирим, в состав группы входили священник села Шуйское А. Мемеров, председатель сельсовета того же села А.Ф. Боброва и монахиня Мария Фёдорова. По мнению органов власти, целью деятельности этой группы являлась борьба против государства, подрыв мощи СССР. Все члены группы были арестованы20.

Несмотря на некоторое улучшение взаимоотношений между государством и Церковью во время Великой Отечественной войны, в 1948 г. стали происходить перемены в худшую сторону в положении Русской Православной Церкви в СССР. Они проявились в виде ужесточения антицерковной пропаганды. Уполномоченный негласно осуществлял надзор за архиереем и духовенством Смоленской епархии, регистрировал и снимал священнослужителей с регистрации.

Несмотря на усиление антирелигиозной пропаганды, верующие Вяземской земли продолжали посещать храмы и чтить церковные праздники, что не могло не раздражать соответствующие органы. Это не осталось без внимания уполномоченного. Так, в 1949 г. в Семлёвском колхозе празднование Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Покрова дошло до «абсурдной дикости»: вместо работы в колхозе часть населения вместе с председателями сельских советов и другими ответственными лицами

О 21

«праздновали по 2 дня» и сорвали сроки поставок государству .

В отчете уполномоченного за 1951 г. отмечено, что иногда партийные, советские и хозяйственные работники принимали участие в религиозных

17 Там же. Л. 15.

18 Там же.

19 Там же. Л. 51.

20 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д.7. Л. 45-46.

21 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 9. Л. 30.

обрядах, что, по его мнению, способствовало укреплению религиозности у

22

населения и повышению авторитета духовенства22.

В отчетах уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области отмечено, что в 1960-е гг. духовенство «в своей практической деятельности всеми способами стремится привлечь в церковь молодёжь. Ставка на молодёжь - главное в деятельности Православной Церкви и религиозных культов». Имелись случаи подачи заявлений молодых людей на обучение в духовных учебных заведениях. В 1961 г. жители Вязьмы направили уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР В. Куроедову заявление с жалобой на протоиерея Владимира Лелявского. По мнению вязьмичей, он активно занимался привлечением в храм молодёжи, что не соответствовало государственной атеистической политике23.

Уполномоченный отмечал и увеличение числа совершаемых религиозных треб. Так, в первом полугодии 1963 г. в Вязьме родилось 307 человек, из них приняли крещение 198 человек (64,4%), скончалось за тот же период 171

24

человек, погребено по церковному обряду 115 человек (67,2%) . Высокий процент религиозной обрядности уполномоченный объяснял низким внедрением «гражданской обрядности». По его мнению, культурно-просветительские учреждения не стали центрами проведения этой работы, а руководители предприятий и учреждений не обращали на атеистическую работу должного внимания25.

В 1964 г. увеличился процент совершения крещений и отпеваний. Как отмечено в отчете уполномоченного, это было связано с несерьёзным отношением на местах к внедрению гражданских обрядов, слабой атеистической работой и слабым контролем над соблюдением законодательства о религиозных культах26.

Несмотря на антирелигиозную пропаганду, народ продолжал посещать святые места. Так, в день Владимирской иконы Богородицы 6 июля 1964 г. в деревне Зенкино Каснянского сельсовета около почитаемого источника

27

собралось около 100 человек . К 1967 г. посещение верующими святого источника резко сократилось. Причина, по мнению уполномоченного, заключалась в том, что местные партийные и советские организации района проводили научно-атеистическую работу с верующими, направленную на

22 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 2. Д. 19. Л. 26.

23 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 37. Л. 53-54.

24 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 42. Л. 18.

25 Там же.

26 Там же. Л. 4.

27 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 45. Л. 84.

разоблачение «антинаучных вымыслов духовенства и о так называемых

28

"святых местах"» . Кроме того, в 1967 г. в Вязьме прошёл фестиваль научно-атеистических фильмов29.

В 1965 г. в Вязьме родилось 147 человек, были крещены 41 человек (27,8%), умерло 99 человек, погребено по церковным обрядам 14 человек 914,1%), зарегистрировано 83 брака, венчаний не было. В вяземском районе родилось 136 человек, приняли крещение 23 человека (16,8%), умерло 96 человек, отпеваний не было, заочно отпето 82 человека, зарегистрировано 72

30

брака, венчаний не было .

В 1966 г. В Вязьме родилось 583 человека, крещены 393 человека (67,4%), умерло 399 человек, отпето очно 52 из них (13,2%), заочно - 242 человека. В районе родилось 454 человека, приняли крещение 315 человек (69,3%), умерло 376 человек, отпето очно 32 (8,5%), заочно отпето 276

31

человек .

В 1967 г. зафиксирован рост совершения церковных таинств и обрядов. В Вязьме родилось 506 человек, было крещено 428 человек (84,3%), в районе

32

родилось 575 человек, приняли крещение 302 человека (80, 5%) .

В 1971 г. наблюдался высокий процент совершения религиозных обрядов на территории Вяземского района. Родилось 652 человека, крещены 426 человек (65,3%), в районе родилось 311 человек, приняли крещение 242 человека (77,8%)33.

Одной из причин высокой религиозности власти считали слабый контроль над соблюдением законодательства о религиозных культах. Кроме того, отмечалось воздействие верующих людей старшего поколения на

34

молодёжь34.

В начале 1970-х гг. религиозная обстановка в районе начала изменяться. Несмотря на то, что на Вяземской земле процент крещения детей оставался высоким (65,3%), в основной массе населения наблюдался процесс постепенного ослабления религии.

В 1984 г. на Смоленскую кафедру был назначен архиепископ Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Благодаря его энергичной деятельности началось постепенное возрождение церковной жизни на Смоленщине. С другой стороны, по замечанию уполномоченного, происходил процесс воспроизводства религии в новых поколениях граждан. Государство связывало религиозную активность с мировоззренческой незрелостью части

28 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 50. Л. 37.

29 Там же. Л. 43.

30 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 44. Л. 5.

31 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 50. Л. 69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Там же.

33 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 58. Л. 7.

34 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 50. Л. 14.

молодёжи, её увлечение иконами, нательными крестиками считалось проявлением нездорового интереса к религиозному прошлому, от чего проистекало неосознанное участие в церковных праздниках и обрядах. Оставался высоким процент крещений, в Вяземском районе он составлял 56% от общего числа новорождённых. Как и прежде, продолжал оставаться высоким уровень отпеваний умерших, в Вязьме процент отпетых в 1986 г. составил 68,3%, по району - 61%. По мнению уполномоченного, к анализу обряда

35

отпевания следовало подходить достаточно глубоко .

На начало 1985 г. в Вязьме действовал лишь Троицкий собор.

1988 г. стал поворотным во взаимоотношениях Церкви и государства. Торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси, охватили всю страну. После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между Церковью и государством. Начался период церковного возрождения. Повсеместно стали открываться приходы, реставрироваться старые и строиться новые храмы. Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла. Вязьма не осталась в стороне от этих преобразований.

После неоднократных обращений верующих 26 мая 1989 г. Смоленской епархии был передан комплекс Иоанно-Предтечева монастыря в Вязьме. 20 марта 1990 г. решением Священного Синода монастырь открыт, его настоятелем назначен игумен Аркадий (Недосеков). В 1995 г. решением Синода Иоанно-Предтечев монастырь переведён в разряд женского36. На территории района началась реставрация руинированных церквей, были открыты новые монастыри. В 2001 г. установлено ежегодное празднование Дня города Вязьмы в день Святой Троицы.

3 мая 1993 г. Вязьму посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

6 июня 2010 г. Вязьму посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главная встреча с духовенством и мирянами состоялась в Иоанно-

37

Предтечевом монастыре37.

В 2005-2009 гг. существовало Вяземское викариатство Смоленско-Калининградской епархии под управлением епископа Вяземского Игнатия (Пунина).

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 г. произошло учреждение Смоленской митрополии, в состав которой вошла новообразованная Вяземская епархия в административных границах Вяземского, Гагаринского, Новодугинского, Сафоновского, Сычёвского, Тёмкинского, Угранского и Холм-Жирковского районов Смоленской области.

35 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 75. Л. 7.

36 Рафаил (Ивочкин), иером., Беспалёнок Е.Д. Вяземские святыни. Смоленск, 2010. С. 30.

37 Вяземский вестник. 18 июня 2010 г.

Правящим архиереем с титулом Вяземский и Гагаринский был избран настоятель Рославльского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Сергий (Зятьков).

Кроме древних обителей, на территории Вяземской епархии появились и новые монастыри: Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра (деревня Дудкино Сычёвского района), Спасо-Богородицкий женский монастырь (д. Всеволодкино Вяземского района).

Исследование истории православия на Вяземской земле показывает, что Русская Православная Церковь, как и встарь, продолжает служить Богу и людям, неся свет Христовой Истины, несмотря на все испытания, которые выпали на долю нашего народа в ХХ-ХХ1 столетиях. Автор статьи надеется, что данный труд, раскрывающий основные страницы истории православия в одном из уголков Смоленщины - вяземской земле, позволит читателям узнать новые, не известные ранее сведения и предоставит фактический материал по данной теме, которая становится актуальной для поколения смолян, живущего в начале третьего тысячелетия.

Источники и литература

1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. 192 с.

2. Все судьбы в единую слиты. По рассекреченным архивным документам. К 65-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Смоленск, 2003. 152 с.

3. Вяземский вестник. 18 июня 2010 г.

4. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р-1620. Оп. 1. Д.4.

5. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 5.

6. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д.7.

7. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 9.

8. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 2. Д. 19.

9. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 37.

10. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 42.

11. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 45.

12. ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 309.

13. ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 1534.

14. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 44.

15. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 50.

16. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 58.

17. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 75.

18. Гурская Н.Г., Чижков А.Б. Знаменитые усадьбы Смоленщины. Смоленск, 2011. 192 с.

19. Ианнуарий (Недачин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 -начала 1919 года. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2013. 431 с.

20. Иванов А. Вязьма православная. Смоленск, 2016. 214 с.

21. Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск, 2008. 251 с.

22. Рафаил (Ивочкин), иером., Беспалёнок Е.Д. Вяземские святыни. Смоленск, 2010. 30 с.

23. Смоленский мартиролог. Смоленск, 2001-2008. Т. 1-4.

24. Урбанович Георгий, прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы ХХ века (по материалам смоленских архивов). Смоленск, 2012. 230 с.

Ivochkin Demyan Anatolyevich (Hieromonk Raphael) Doctor of Historical Sciences, Candidate of Theology.

Ecclesiastical history of the Vyazemsky uyezd of the Smolensk province. The newest period

Abstract. The history of Russia consists not only of events on a national scale, but also of the life of small parts of our Fatherland. Vyazemsky Uyezd (and then the district) is the place where the history of the ancient Smolensk region and historical Russia was formed. However, not only past achievements require the attention of contemporaries, but also the recent history of this region is worthy of careful attention and comprehensive study. In this article, on the basis of archival materials, the Smolensk diocesan Gazette and other literature, the church life of the Vyazma region is revealed. Despite the considerable sacrifices and trials that this land has endured, the Church was able to survive and at the end of the last century demonstrate the revival of spiritual life, the need for which remained with many people of the Vyazemsky district.

Keywords: Vyazemsky uyezd, spiritual enlightenment, patriotic activity of the Church, religious revival

References

• Amelchenkov V.L. Smolensk Diocese during the Great Patriotic War. Smolensk, 2006.

• All destinies are merged into one... According to declassified archival documents. On the 65th anniversary of the liberation of the Smolensk region from the Nazi invaders. Smolensk, 2003.

• Vyazemsky bulletin. June 18, 2010.

• The State Archive of the Smolensk region (GASO). F. R-1620. Op. 1. D.4.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D. 5.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D.7.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D. 9.

• GASO. F. R-1620. Op. 2. D. 19.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D. 37.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D. 42.

• GASO. F. R-1620. Op. 1. D. 45.

• GASO. F. R-2360. Op. 1. D. 309.

• GASO. F. R-2360. Op. 1. D. 1534.

• GASO. F. R-985. Op. 2. D. 44.

• GASO. F. R-985. Op. 2. D. 50.

• GASO. F. R-985. Op. 2. D. 58.

• GASO. F. R-985. Op. 2. D. 75.

• Gurskaya N.G., Chizhkov A.B. Famous estates of Smolensk region. Smolensk, 2011.

• Iannuarius (Nedachin), Archim. The clergy of the Smolensk Diocese were persecuted in late 1917 - early 1919. Spaso-Preobrazhensky Solovetsky Stavropol Monastery, 2013.

• Ivanov A. Orthodox Vyazma. Smolensk, 2016.

• Kail M.V. Power and Orthodox believers in the Russian province of the early 1920s. (Hunger. Seizure of church valuables. The split. The process of the Smolensk churchmen in the Smolensk region). Smolensk, 2008.

• Raphael (Ivochkin), Jerome, Bespalenok E.D. Vyazma shrines. Smolensk, 2010.

• Smolensk Martyrology. Smolensk, 2001-2008. Vol. 1-4.

• Urbanovich Georgy, prot. The Church and the Soviet government in Smolensk in the 20s of the twentieth century (based on the materials of the Smolensk archives). Smolensk, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.