Научная статья на тему 'История Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области'

История Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дорогобуж / Димитрий Солунский / монастырь / Русская Православная церковь / Свято-Духовской храм. / Dorogobuzh / Demetrius of Thessaloniki / monastery / Russian Orthodox Church / Holy Spirit Church.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Силина Карина Владимировна

данная статья посвящена истории Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области, авторы на основании архивных документов в хронологическом порядке пытаюсь восстановить историческую летопись обители. В ходе написания статьи использовались материалы Государственного архива Смоленской области (далее ГАСО) и Государственного архива новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО) многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Dmitrov Monastery and the Holy Spirit Church in Dorogobuzh, Smolensk Region

This article is devoted to the history of the Dmitrov Monastery and the Holy Spirit Church in Dorogobuzh, Smolensk Region, the authors try to restore the historical chronicle of the monastery on the basis of archival documents in chronological order. In the course of writing the article, the materials of the State Archives of the Smolensk Region (hereinafter SASO) and the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter GANISO) were used, many of which are introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «История Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 72-94

УДК 908

Иванов Александр Михайлович, кандидат исторических наук, доцент Силина Карина Владимировна,

студент

История Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области

Аннотация: данная статья посвящена истории Дмитровского монастыря и Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа Смоленской области, авторы на основании архивных документов в хронологическом порядке пытаюсь восстановить историческую летопись обители. В ходе написания статьи использовались материалы Государственного архива Смоленской области (далее ГАСО) и Государственного архива новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО) многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Ключевые слова: Дорогобуж, Димитрий Солунский, монастырь, Русская Православная церковь, Свято-Духовской храм.

В Дорогобуже на левобережье Днепра, восточнее городского крепостного вала, находится возвышенность, которая в прошлом называлась горожанами Дмитровским валом. В наше время этот вал чаще называют больничной горкой, т.к. здесь до недавнего времени располагалась городская больница. История Дмитровского вала ухолит в глубь веков, он был заселен уже в древности, во время возникновения самого города Дорогобужа. О том, что в этом месте жили люди, говорят находки большого количества древнерусской керамики ХП-ХШ вв. Что находилось в те далекие времена на Дмитровском валу, неизвестно, но, вероятно, здесь находилась часть посада, окружавшего Дорогобужскую крепость, на посаде жило торгово-ремесленное население.

Главный храм города находился на крепостном валу. Здесь археологами были найдены кирпичи (лекальный и плинфа), характерные для церквей до монгольского периода, т.е. ХП-ХШ веков.1 Из грамоты «О погородьи и почестьи» (вторая пол. XII нач. XIII вв.) мы узнаем, что Дорогобуж платил самое большое почестье смоленскому епископу среди всех других городов Смоленской земли (исключая Смоленск). Почестье платилось епископу за честь архиерейского служения в главном храме города в престольные праздники.2 Почему платилось такое большое почестье, неизвестно, но можно вполне обоснованно утверждать, что город и в экономическом, и в политическом, и в

1 Хозеров И.М. Белорусское и Смоленское зодчество Х1-Х111 вв. Минск, 1994, С.89.

2 Алексеев Л.В. Смоленская земля в 1Х-Х111 вв. М., 1980, С. 156-157.

72

религиозном отношении играл важную роль в Смоленском княжестве. Естественно предложить, что в Дорогобуже в ХП-ХШ вв. была не одна церковь. Дмитровский вал представляет собой одну из господствующих высот города и идеально подходит для строительства церкви. Поэтому логично предположить, что уже в ХП-ХШ вв. здесь находилась церковь, по крайне мере деревянная. Так как первое упоминание о нахождении в этом месте Дмитриевского храма относится еще к XVI в., т.е. оно достаточно древнее, высока вероятность, что первоначальный храм ХП-ХШ вв. на Дмитровском валу также носил имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Древность Дмитровского храма также косвенно подтверждается тем, что

-5

восточная башня Дорогобужской крепости называлась Дмитровской. Когда это название закрепилось за крепостной башней неизвестно. Известно лишь, что в 1508 г. во время очередного столкновения литовских и московских войск Дорогобужская крепость была сожжена и великий князь московский Василий III (1505-1533) велел итальянским мастерам отстроить ее вновь.4 Вполне возможно, что за башнями новой крепости сохранились старые названия и таким образом, наименование башни Дмитровской достаточно древнее.

Исторические сведения о Дорогобужской земле в XIII-XV вв. крайне скудны. Известно только, что Дорогобужский край вместе со всем Смоленским княжеством в конце XIV - начале XV вв. вошел в состав Великого Княжества Литовского. В 1500 г. Московская рать отвоевала Дорогобуж у Литвы, но еще в течение последующих десятилетий Дорогобужская земля подвергалась разорению от нападений литовцев и многочисленных военных походов московских войск через этот край.

С середины XVI в. постепенно происходит экономический и культурный подъем Дорогобужского края. В немалой степени этот подъем был связан с основанием и последующей деятельностью монастырей. Огромный вклад в нравственное и экономическое развитие, но только Дорогобужского края, но и всей Смоленской земли внесла подвижническая деятельность преподобного Герасима Болдинского.

Основывали монастыри и ученики преп. Герасима, получившие духовное воспитание в основанных им обителях. Так, известно, что монахи Вяземского Иоанна-Предтеченского монастыря основали во второй половине XVI в. 5 новых монастырей. 5 В документах и бумагах, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции находим упоминание о что в 1556г. было дадено благословение на восстановление Дмитриевского мужского монастыря.

Монастыри в то время были духовными, экономическими, культурными и политическими центрами. Они формировали высокую культуру нравственности и хозяйствования. Особенно велика была роль в общем подъеме экономики и культуры больших монастырей. Самым крупным и

3 Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.145. Оп. 1. 1689 г., Д. 5. Л.6.

4 Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966, С. 43.

5 Макаревский А.Г. Вяземский Свято-Предтечев монастырь. В кн. Памятная книжка Смоленской губернии на 1859 год. Смоленск, 1859.

влиятельным монастырем на Смоленщине в XVI в. становится Болдинский

6

монастырь.

В конце XVI в. - начале XVII в. в Дорогобуже действовали три

п

монастыря: Покровский (в центре города, между Днепром и сквером),

о

Архангельский (за рекой Ордышкой, в районе ул. Исаева) и Дмитровский (на Дмитровском валу). После освобождения Дорогобужского края от польской интервенции на месте разоренных монастырей построили приходские храмы. Покровский монастырь был покинут монашками в эпоху Смутного времени. В 1609 г. настоятельница Акилина и 15 сестер оказались в Смоленске. Монастырскую церковь обратили в приходскую.9 Все монастыри предположительно, были деревянными т.к. каменных храмов в городе вероятно не было. Эти монастыри стали центрами духовной жизни, оказали значительное содействие развитию культуры, просвещения, цивилизованности западнорусских земель.

Дмитровский монастырь находился на Дмитровском валу. Когда возник монастырь и кем он был основан, неизвестно. Первое письменное упоминание о нем как о мужской обители относится к 30 декабря 1585 г.10 Отрывочные упоминания о монастыре относятся соответственно к 1576, 1586 и 1595 гг. 11

Большую часть сведений о Дмитровском монастыре мы можем почерпнуть из приходо-расходных книг Болдинского монастыря. В частности, в 1585-1600 гг. Болдин монастырь арендовал у Дмитровского - Скожский пруд с мельницей на речке Искожа. Вот несколько записей из отчетной амбарной книги Болдинского монастыря. 30 декабря 1585 г. - «По меновым записям Болдина монастыря заплачено Дмитровскому игумену Иосифу с братией с мельницы Скожи оброку пять рублей»; 5 января 1592 г. - «в Дорогобуже Дмитровскому игумену Иосифу дано оброку за Схожский пруд, 4 рубля», 1 января 1600 г.- «Дано со Схожского пруда годового оброку Дмитровскому игумену Варлааму с братией 4 рубля».

Когда возводилась мельница на реке Искоже не известно, но известно, что с конца XVII века, на том месте уже была мельница, фактических сведений об истории мельницы нет, но мельничная плотина с каменным стоком сохранилась до наших дней, располагается в трех километрах западней города Дорогобужа. Так же имеются сведения, что за Дмитриевским монастырем еще с конца XVI века числилась деревня Елисеенки (находится в 5 километрах в восточной стороне от города). Первое упоминание о деревне относится к 1594 г., известно, что в 1632 г. она была отдана князю Вистицкому, а с 1854 г. принадлежала князьям Барановским. С 1847 г. деревня Елисеенки стало селом, в нем была построена каменная церковь с престолами Балыкинской иконы

6 Карта гостя. Бизнес и история Смоленской области. Смоленск. 2009. С. 104-105.

7 Смутное время Московского государства. Памятники обороны Смоленска 1609-11 гг. М., 1912, С. 10.

8 Российская историческая библиотека (далее РИБ). Т. 37. Петроград, 1923-1924, стб. 197.

9 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 156.

10 Российская историческая библиотека (далее РИБ). Т. 2. СПБ. 1875, стб. 292.

11 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001. С. 82.

Божьей Матери, св. Симеона Богоприимца, Анны Пророчицы и св. Димитрия

Ростовского), церковь разрушена в Великую Отечественную войну. В 1897 году

12

открыта земская школа. В 1904 году в селе было 210 жителей . Известно, что службу в монастырской церкви проводили не монахи, а священники из города. Такая же практика обслуживания монастырской церкви белым духовенством

13

существовала и в Архангельском монастыре. 13 Приходо-расходные книги называют нам имена двух игуменов Дмитровского монастыря - Иосифа (15851592 гг.) и Варлаама (1600 г.).

В 1590 г. на Дмитриевском валу было два храма Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. Все постройки в монастыре были деревянными, только фундаменты каменные из валунов. Монастырское кладбище, вероятнее располагалось в восточной части Дмитриевского вала.

Смутное время начала ХУП в., польская интервенция разорили Дорогобужский край. Дорогобуж переходил из рук в руки противоборствующих сторон. В 1614 г. Дорогобужский воевода Никита Лихарев отписал в Москву: «... дорогобужен посацких людей после Литовского (т.е. польского) разорения осталось только 10 человек, а уездом владеют казаки.». В 1617 г. в результате похода королевича Владислава Дорогобуж окончательно переходит к Польше. В польский период Дмитровский монастырь, как и остальные православные монастыри, фактически прекратили свое существование, так как большинство монахов покинули обитель, но монастырская церковь продолжала действовать.

В конце XIX в. в ризнице Смоленского архиерейского дома хранился печатный антиминс, благословленный в 1623 г. Киевским митрополитом Иовом (Борецким) для совершения на нем божественной литургии в приделе одного из сельских храмов. На этом антиминсе имелась надпись: «...Освятися в Дорогобуже во храме Страстотерпца Христова Димитрия Солунского», а ниже собственноручная подпись митрополита: «Иов Борецкий митрополит Киевский

14

рукою властною». Но через какое-то время и последние иноки оставили монастырь.

В 1632 г. при оставлении Дорогобужа польские войска сожгли Дмитровский монастырь, в следующем году они же, подступая к городу, сожгли и Архангельский.15 В 1634 г. при передаче Дорогобужа Речи Посполитой из еще не закрытого официально, но уже опустевшего Свято-Дмитриевского мужского монастыря с благословения игумена Пафнутия уходят в Сергиеву Лавру настоятели: игумен Иосиф (упоминается в 1575-1592 гг.), игумен Варлаам (упоминается в 1600 г.), старцы Иона, Логин и Игнатии, оставались с игуменом Пафнутием до 1634 г.16

12 Елисеенки. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н // Смоленская область: Энциклопедия. Т. 2: А - Я /Отв. ред. Г. С. Меркин; Смоленский гос. пед. ун-т (СГПУ). - Смоленск: Б. и., 2003. С. 148.

13 Там же. С. 197.

14 Смоленские епархиальные ведомости (далее СЕВ). 1874 г., №21, С. 797.

15 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 142.

16 Там же. С. 142.

В 1633 г. польский король Владислав (1632 - 1648) своей грамотой передал в управление униатскому протопопу Себежскому Иосифу Григоровичу монастыри Архангела Михаила и Св. Димитрия с владениями в городе и уезде

17

для возобновления богослужения чтобы «хвала Божая в церквях религии греческое не уставала». В грамоте указывалось, что инок Роман, живший в Архангельском монастыре, и инок Пафнутий, ведавший церковью святого Дмитра другого монастыря, сбежали за границу до панства Московского, и служба в храмах не ведется. Монастыри передаются для возобновления службы, а с ними и все, что им принадлежало: мещане в Дорогобуже, проживающие на церковных землях, фольварки с пустошами, деревнями и землями пашенными и не пашенными, мельницы, реки, озера, сеножати

(покосы - прим. автора), сады, леса, боры (хвойные леса) с данью медовою и

1 8

деревом бортным...» .

Перед самой войной 1654 г. архиепископ Андрей (Квашнин-Золотой) совершил визитацию приходов Смоленской епархии. Несмотря на наличие во многих храмах антиминсов от православных владык (Иова Борецкого и Петра Могилы), сам по себе факт таких объездов означал номинальное признание

19

духовенством и мирянами юрисдикции греко-католического архиепископа.

В апреле 1653 г. проезжавший через Дорогобуж русский гонец, подьячий Д. Мордасов, в город «на третьей недели Великого поста» неожиданно прибыл Смоленский униатский архиепископ Андрей (Золотой Квашнин). Приезд его был связан с тем, как узнал подьячий, что архиепископу от посланника Речи Посполитой Казимира Униховского, посетившего Москву в 1652 г., стало известно, что четверо жителей Дорогобужа, приехавшие в Москву вместе с посольством, там «стали в попы»20 и, получив в русской столице антиминсы, стали служить в дорогобужских церквах. Поэтому приехав в Дорогобуж, архиепископ стал проверять, на каких антиминсах служат местные священники.21

Униатский Смоленский Епископ Андрей (Квашнин - Золотой), изымал в храмах антиминсы, полученные от московских патриархов. При этом оставлял свои антиминсы, освящённые киевскими православными митрополитами, где не было киевских антиминсов служба должна была прекратиться. В сообщение послов, проезжавших Дорогобуж, содержатся сведения, что один московский патриарший антиминс был изъят в храме Дмитровском, в храме не оказалось киевских антиминсов, и служба там должна была прекратиться, но вскоре

17 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 143.

18 Строганов П.А. Патриарший Бизюков монастырь. Опыт церковно-исторического исследования. Могилев, 1914. Приложение, С.2.

19 Про униатство на Смоленщине и в районах Восточной Белоруссии в XVII-XIX-х веках. URL: https://v-strane-i-ш1ге.Иуе_|оигпа1.сот/215796.Ы:т1(доступ от: 16.02.2024).

20 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. Т. III (1651-1654 гг.). М. 1954. Документ № 156. С. 276.

21 Флоря Б.Н. Смоленщина и Московская патриархия накануне русско-польской войны. // Славянский альманах. 2003. С. 49. URL: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/smo1enschina-i-moskovskaya-patriarhiya-nakanune-russko-po1skoy-voyny/viewer_(доступ от: 16.02.2024).

Бизюков монастырь уступил запасные киевские антиминсы Дмитровскому и другим храмам.

Последние упоминания о Дмитровском монастыре находим в городских описаниях 1639 и 1642 гг., но после освобождения города войсками Алексея Михайловича в 1654 г. в источниках уже нет монастыря. С этого времени Свято-Дмитровская церковь действует как приходская, а бывшие монастырские земли отданы помещикам и больше монастырь не возобновлялся до 1998 г.

В 1654 г. в результате похода войск московского царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) Дорогобуж вместе с другими смоленскими землями был возвращен в состав России. После освобождения города от поляков Дмитровская церковь продолжала существовать как приходская. В 1659-1665 гг. в росписных списках Дорогобужа назван священник храма Димитрия Солунского - Иоким (Яким) Семенович в 1677 г. - дьячок. В росписных списках города Дорогобужа 1689-1694 гг. среди крепостных башен названа Дмитрововская башня. Это свидетельствует в пользу того, что храм Димитрия Солунского, находящийся в восточной части города Дмитровского вала на высоком холме, был важной доминантой в архитектурном облике Дорогобужа и играл важную роль в жизни города.

Во второй половине ХУП в. пока найдено только одно упоминание о Дмитровской церкви. В 1656 г. в Дорогобуже рассматривалось «дело о

возвращении в церковь Димитрия Солунского церковной книги, найденной у

22

попа той же церкви Иоакима».

В 1698 г. в г. Дорогобуже была проведена ревизия храмов, по которой указывалось, что в храме Димитрия Солунского служить нельзя из-за ветхости, и поэтому служба шла в храме Рождества Пресвятой Богородицы, куда и было перенесено самое ценное имущество.

В начале XVIII в. на месте ветхой деревянной Дмитровской церкви строится первая в городе каменная церковь, которая получила наименования Духовской. В отношении даты основания этого храма существуют разночтения. Известно, что грамота, разрешающая строительства храма была выдана митрополитом Сильвестром (Черницким). В одних источниках эта грамота датируется 1703 г., в других - 1711 г. Правильным следует считать 1703 г., а 1711г. - ошибочным. В качестве обоснования именно этой датировки можно сослаться на ряд документов. Так, в материалах Архива документов духовной консистории за 1774 г. в качестве даты основания Духовского храма называется - 1703 г. Под тем же 1703 г. обозначена Духовская церковь на плане г.

23

Дорогобужа 1780 г. Ну и самое главное: Сильвестр (Черницкий) был митрополитом Смоленским и Дорогобужским в 1699-1704 гг. (в 1706 г. он

24

умер), а в 1711 г. Смоленским митрополитом был уже Сильвестр (Крайский).

16 апреля 1703 г. митрополитом Смоленским и Дорогобужским Сильвестром (Черницким) была выдана «благословенная грамота» на

22 Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 15. М., 1908, С. 328.

23 Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Ф. ВУА, Д.21584.

24 Никитин П. История города Смоленска. Приложение, М., 1848. С. 5.

77

построение нового каменного храма. В которой сказано: «Церковь Великомученика Димитрия Солунского деревянная ветха и служить в ней нельзя, а служат в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы.».25 Грамота выдана вследствие просьбы прихожан просили разрешения у митрополита «на том месте построить вновь церковь каменную, во имя Сошествия Святого Духа, да придел Великомученика Димитрия Солунского».26 Строилась церковь на деньги дорогобужских посадских людей Петра Кондратьева и Демида Иванова.

4 июня 1711 г. построенный храм был освящен митрополитом Сильверстом (Крайским). Храм был кирпичный высоким (считался в городе первым каменным храмом, если не считать тех первоначальных храмов города, которые не дошли до нашего времени).

Первоначально церковь имела ассиметричный план. К летнему Свято-Духовскому храму с запада примыкала зальная постройка с расположенным со смещением к югу приделом Димитрия Солунского. Первоначальная, видимо, невысокая шатровая колокольня стояла не по оси главного, а по оси придельного храма. От старой колокольни до наших дней уцелел только

27

фундамент в подземной части.

По документам 1716 и 1722 гг. в городе Дорогобуже числилось семь храмом, в том числе и Свято-Духовская церковь. В описании Свято-Духовской церкви 1774 г. Сказано: «.Оная церковь стоит на прекрасном, ровном, высоком месте. При ней устроены: каменная колокольня и деревянная ограда.».

В 1774 г. у Свято-Духовской церкви был самый большой причт среди городских церквей - 10 человек: 3 священника, 1 диакон и 6 причетников.

В 1777 г. Екатерина II (1762 -1796) пожертвовала в пользу причта Свято-Духовской церкви 8 десятин 1444 квадратных сажаней земли (8,72 га 6498 кв. метров). По Экономическим примечаниям к Генеральному межеванию (1776-79 гг.) церкви принадлежал луг Татарка «при большой Вяземской дороге и при безымянном заливе», причем храм в этом документе по-прежнему именуется Дмитровским. В других исторических источниках XVIII в. за церковью так же сохраняется название Дмитровской. Вероятно, это дань устойчивой традиции.

В конце XVIII века были начаты работы по реконструкции западной части. В 1780-х гг. по оси главного храма была возведена высокая колокольня в стиле, переходном от барокко к классицизму. Нижний ярус был барочный по стилю и плохо сочетался в боковых фасадах со вторым ярусом, что указывает на возможную закладку колокольни в 1770-е гг. Достраивалась колокольня при

25 Справочная книжка Смоленской губернии (далее СКСГ) на 1894 г. Смоленск, 1894. Никитин В.А. Описание города Дорогобужа. С. 220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Там же. С. 220.

27 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 164.

участии архитектора Мещерского, составлявшего в тот период новый генеральный план города Дорогобужа.28

В 1799 г. по просьбе священнослужителей и прихожан Свято-Духовской церкви Преосвященным Дмитрием дана храмозданная грамота, разрешающая

29

устройство придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Для переноса престола и иконостаса из сносимой по ветхости старой деревянной церкви, стоявшей на кирпичном подклете к северо-востоку от Духовской, в 1798-1799 гг. после окончания возведения колокольни симметрично Димитровскому приделу возводится придел Рождества Богородицы. После этой переделке здание снаружи становится строго симметричным, т.к. архитектура нового

30

придела повторила архитектуру старого храма.

Таким образом, с 1799 года в Свято-Духовской церкви стало три престола: главный - холодный, во имя Сошествия Святого духа, и в теплых пределах - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. По словам современников: «Внутри церковь довольно красива и не бедна, так что на иконах ее много ценных риз и

31

ризница не из бедных».

В начале XIX в. к нижнему ярусу колокольни с севера была пристроена небольшая пристройка под ризничную палатку, симметрично стоявшему с южной стороны нижнему ярусу старой колокольни. Эта пристройка до

32

настоящего времени не сохранилась.

В 1812 г. во время наполеоновского нашествия, город Дорогобуж был захвачен французами и подвергся разорению. Следуя за отступающими русскими войсками, французы 13 (25) августа заняли Дорогобуж. Вначале в город вошли войска Мюрата, затем прибыл французский император Наполеон Бонапарт (1804-1815). Французы, войдя в город, первым делом бросились на поиски съестных припасов. Это объясняется тем, что тылы французской армии отстали, и в войсках ощущалась нехватка продовольствия. Французы ничего не нашли в погребах и амбарах. Почти все было вывезено жителями. Большинство горожан ушло с отступающей русской армией и нашло временный приют в

33

Сычевке. Единственное пропитание, найденное французами в Дорогобуже, это большое количество капусты на огромном пространстве городских огородов. Из-за этого они даже прозвали Дорогобуж «городом капусты».34

28 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 164.

29 Справочная книга Смоленской губернии (далее СКСГ) на 1894 г., С.221.

30 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 164.

31 Никитин В.А. Описание города Дорогобужа. С. 220.

32 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 164.

33 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 70.

34 Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. - СПб., 1912. С. 160.

Наполеон пробыл в Дорогобуже два дня. По свидетельству адъютанта Наполеона Армана де Коленкура, «...император жил в большой усадьбе, нечто вроде замка, стоявшего на возвышенности. Там нашли немного муки...

35

Несколько корпусов получили хлеб в Дорогобуже, от этого они уже отвыкли».

Дом, который занимал Наполеон в Дорогобуже, находился на городском валу. Это было административное здание, занимаемое городничим. Дорогобуж в то время был в основном застроен деревянными домами. После занятия города французами до двух третей его выгорела. Арман де Коленкур так объясняет причину пожара: «Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров наших бивуаков, расположенных слишком близко от жилых домов. Многие деревни в эти дни постигла та же участь. Пожар Смоленска, устроенный русскими, ожесточил наших солдат, впрочем, у нас и так было мало порядка...». 36

Неприятелем были осквернены дорогобужские церкви, многие из них сильно пострадали. Вот каким увидел город Генрих Росс, французский врач, прибывший в Дорогобуж спустя две недели после его захвата французами: «Всё деревянное предместье Дорогобужа на правой стороне Днепра оказалось покинутым. Ранним утром 1 сентября мы перешли прочно построенный мост и очутились в развалинах города, тянущегося вдоль по Днепру. Зловеще выглядели обгоревшие стены домов, стоявших по обеим сторонам улиц пустыми, почерневшими от дыма покоями. Пожар две недели тому назад пощадил только большую красивую церковь да несколько жилищ. Дома эти были в руках небольшого гарнизона вестфальцев, которые заняты были печением хлеба, церковь же - первая русская церковь, которую я видел изнутри - являла собой такой вид, как будто неистовые грабители искали там того, что

37

отнято было у них пожаром города».

Свято-Духовская церковь пострадала меньше других храмов. Богослужение в ней продолжалось в течение всего 1812 г. Совершалось оно священником Александром Юденичем, которому дана была особая грамота от французов, разрешавшая проводить службу в своей церкви и гарантирующий его безопасность. Запрещено было только звонить в колокола, а в место них была дана чугунная доска, в которую стучали перед службой. По какой причине французы были расположены к отцу Александру, неизвестно. Все ценное имущество Свято-Духовского храма на время пребывания неприятеля в

38

городе было скрыто под полом церкви, в подвале.38

В историко-статистическом описании Смоленской епархии Трофимовского Н. есть сведения, несколько отличающиеся от сказанного выше: «В 1812 г. неприятели обратили эту церковь в род кухни, разводили

35 Коленкур, Арман де. Мемуары. Поход Наполеона в Россию: - Смоленск: Смядынь, Б. г. (1991). С. 44.

36 Там же. С. 67.

37 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001. С. 161.

38 Никитин В.А. Описание города Дорогобужа. С. 221.

огонь и варили себе пищу, но повреждений больших не было сделано, сожжены были одни северные двери». 39

Факты, содержащиеся в очерке В.А. Никитина, взяты почти наверняка из церковной летописи, и у нас нет оснований им не доверять. Если Трофимовский ничего не путает, можно допустить, что французы использовали под кухню лишь часть церкви, возможно северный Рождественский придел. Всего в городе Дорогобуже во время «грозы 1812 года» были сожжены три церкви: Богоявленская, Покрово-Пятницкая и Иоанна-Богословская; остальные городские церкви осквернены и ограблены настолько, что ни в одной из них нельзя было, совершат богослужение.40

После 1812 г. здание Свято-Духовской церкви заново покрывается жестью и делается новая главка на старом храме. Во второй половине XIX в. старая часть здания была уже сильно обветшавшей. Помимо расслоения цоколя, выкрошились и выветрились оконные наличники, полуколонки, в местах протечек - карнизы. Самые серьезные повреждения заключались в образовании расселин в стенах приделов, по-видимому, с разрывом в поясе стеновых связей; небольшая расселина было и в четверике храма, под одним из проходов в алтарь. В связи с ветхим состоянием храма в конце XIX в. проводится его первая реставрация. Валунно-бутовыми прикладками были усилены в основании фундаменты юго-западного и северо-западного углов приделов, исправлен цоколь, переложены в местах расселин оконные перемычки с исправлением связей, частично разобран и выложен заново свод Димитровского придела храма. Мелкие дефекты храма архитектурного убранства устранялись подмазкой цементно-известняковым раствором, все здание заново было отштукатурено. Первоначально снаружи была оштукатурена только колокольня, кроме нижнего яруса, который, подобно старой части храма, имел только затирку и двухколерную офарбовку. В различные периоды истории здания офарбовка была различной. Архитектурные детали всегда были белыми. Фон стен бывал светло-червонным, темно-жёлтым, сиреневым разных оттенков. При реставрации конца XIX в. возобновили первоначальную бело-червонную окраску фасадов.41

В 1873 г. в причте Свято-Духовской церкви состоял из 2 священников, 1 диакон и 4 причетников. В приходе в это время насчитывалось - 196 дворов. А в 1898 г. причт: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Прихожан при Свято-Духовском храме: из города - 260 мужчин и 285 женщин; из уезда - 356 мужчин и 405 женщин.

Известны некоторые имена служителей Свято-Духовской (Дмитровской) церкви: священник, «староста поповский» Яков (Иванов) упоминается в 1747 г.42; Елисей (Добрынский) упоминается в 1768 г.43; прот. Александр (Юденич)

39Трофимовский Н. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб., 1864, С. 291.

40 Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. - СПб., 1912. С.323-324.

41 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 164-165.

42 Сперанский И. Очерк истории Смоленской Духовной семинарии. Смоленск 1892, С.49.

упоминается с 1800 по 1824 гг.; прот. Михаил (Волочков) упоминается в 1856 г.; священник Симеон (Волочков)44 (? - 18.09.1889 г.), священник Мануил (Капутовский)45 (? - 06.05.1889 г.); священник Симеон (Оглоблин)46 (? -09.02.1897 г.), благочинный округа, учитель богословия в вяземской семинарии, заштатный священник храма в 1891 - 1895 гг.; дьякон Медведков Лев

АН

Феодорович (? - 22.03.1913 г.), умер в возрасте 50 лет; прот. Николай Петропавловский упоминается с 1895 - 1920 гг.; псалмовщик Мануил Изгородин - послушник Болдинского монастыря переведен в 1893 г. в Дмитровский (Духовской храм); псалмовщик Стефан (Ширяев) упоминался в 1900 г. прот. Александр Петрович (Попов) являлся служителем в храме с 1898 по 192? гг.

Коренной перелом в отношении религиозных святынь произошел после Октябрьской революции 1917 г. С первых дней советской власти большевики открыли гонения на Русскую Православную Церковь. Согласно Декрету СНК РСФСР о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января

48

1918 г., все молитвенные здания (храмы) стали собственностью государства.

Постановлением Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918г. все имущество церквей передавалось лицам или организациям в бессрочное и бесплатное пользование. Механизм передачи был достаточно прост: на двери храма вешалось объявление о его сдаче или была публикация в местной прессе. Если в течение семи дней желающих взять здание в пользование не находилось, то дело передавалось в ведомство Наркомата Просвещения.49

В 1918-20-хх годах главным бедствием советской власти были эпидемии гриппа (испанка) и сыпного тифа. Распространёнными было заболевание брюшного тифа, завезенного мешочниками, выезжавшими за хлебом, но еще более заразу распространяли солдаты, находившиеся в г. Дорогобуже, осенью 191 9 г. сыпной тиф стал угрожать всему населению. В помощь городской больнице врачи, медсестры на общественных началах организовали небольшой госпиталь для населения, кроме того, были оборудованы шесть госпиталей. Многие больные тифом оставались в домашних условиях, и получали должную помощь среднего медперсонала. Зимой 1920 г. врачам удалось приостановить дальнейшее распространение эпидемии, а к весне она пошла на убыль. 50 Но существует и другая версия о причинах спада эпидемии в городе и уезде. Со слов настоятельницы сыпной тиф пошел на убыль, только после крестного хода. По настоятельной просьбе населения и священства города, Исполком пошел на встречу и в январе 1920 г. первый и последний раз новая власть

43 Там же, С. 95.

44 Балбышкин Ю.А., Степченков Л.Л. Смоленские мемории: Смоленские епархиальные ведомости: Отдел официальный: библиографический указатель. Выпуск I. Смоленск, Коллекция, 2010. С. 56.

45 Там же. С. 95.

46 Там же. С. 152.

47 Там же. С. 137.

48 Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. С. 11.

49 Там же. С. 12.

50 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 101.

разрешила провести крестный ход с достопочтимыми иконами. Участвовали священники, монахи, прихожане храмов, которые находились на тот момент в городе. Все, кто мог держаться, были на ногах, больные и выздоровевшие все шли со священниками вокруг города. Обносили город с иконами, шли службы с молебнами в храмах и к весне эпидемия пошла на спад.

22 марта 1922 г. был издан Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, которое проводилось по всем храмам страны. В сводке о ходе работы по изъятию ценностей в Смоленской губернии на 15 апреля 1922 г. видим следующие данные по г. Дорогобужу: «К изъятию ценностей преступлено 9-го Марта и изъятие прошло без выдающихся эксцессов. Никаких волнений и выступлений не было, только часть заинтересованных лиц предложила выкупить ценности хлебом и металлом за металл. В городе изъято: 9 крестов и 3 кадила серебряных, из них 3 креста и два кадила сданы в музей, как исторические ценности. Комиссия работала удовлетворительно, но пока ценностей взято очень мало, а потому намечено дополнительное изъятие, что вряд ли не может не отразиться на настроении граждан, т.к. в этой отрасли агитируют, что большевики не остановятся на изъятии только один раз, а заберут все. На этой почве ведется подготовительная работа коммунистами среди воинских частей, рабочих и крестьян, которые высказывались за изъятие, укрытия ценностей нет, арестованных также нет». 51

В сводке о ходе работы по изъятию ценностей по Смоленской губернии 10 мая 1922 г. по г. Дорогобужу: «Изъятие ценностей в городе давно закончено. Изъято 9 крестов, и 3 серебряных кадила. Укрытия ценностей не было, а наоборот были обнаружены личные вещи, каковые также были изъяты. Изъятие ценностей по уезду продолжается. Цифровых данных пока нет. Во время изъятия никаких волнений и недоразумений не было. Крестьяне и рабочие к изъятию ценностей относятся удовлетворительно».52

В 1921-1922 гг. начали закрывать храмы и из них вывозились оклады икон, ризы снимались, так случилось и с Свято-Духовским храмом, иконы из которого были в золотых и серебряных ризах. С Николая Чудотворца было снято серебряное облачение, даже митра (которая сама по себе, ничего не стоила), были отломаны руки, в которой чудотворец держал город и меч. Служба разрешалась в воскресенье и в великие праздники, священники были приходящими, те, у кого не было своего прихода.

В Сведениях по изъятию церковных ценностей в Смоленской губернии (данные по 20-ое мая 1922 г.) по Дорогобужскому уезду изъято: 44 золотн. 48 долей золота (189,30 гр.), 29 пуд. 27 фунт серебряных изделий (487, 26 кг.), 1

53

пуд 39 ф. 82 зол. медных изделий (34.356 кг. ).

51 Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 168.

52 Государственный архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 3. Оп. 1, Д. 1227. Л. 7274.

53 ГАНИСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1227. Л. 75.

Сведений о деятельности Свято-Духовской церкви в первые годы становления Советской власти у автора не иметься, но исходя из ситуации в Смоленской губернии, приходские храмы продолжали действовать до особого распоряжения властей. В документах Государственного архива Смоленской области удалось найти документы, посвященные закрытию Дмитриевской церкви. 13 марта 1936 г. в Дорогобужский райисполком «... Дмитриевская церковь закрыта, и здание пришло в ветхость, оно может быть снесено за счет средств, которые будут выручены от продажи полученных в результате сноса здания строительных материалов. Оставшиеся за покрытием расходов по сносу здания суммы подлежат внесению в доход государства».54

21 марта 1936 г. Комиссия в составе Члена Президиума Горсовета тов. Родченкова, группа по строительству при Дорогобужском Райисполкоме тов. Курилло, начальника пожарной команды тов. . инспектор тов. Рожков, . составила акт, в котором указала: «. согласно распоряжению райисполкома произвела осмотр для определения технического состояния быв. Дмитриевской церкви - при осмотре комиссией установили: 1) Церковь около десяти лет назад - все внутренности ея оборудования давно изъяты и церковь несколько лет занимается под склад Заготзерно. 2) Церковь находится рядом с больницей и загораживает проезд к таковой, каковой весьма поэтому, узкий и обычно бывает трудно проехать в осенне и весенне время. 3) Техническое состояние церкви весьма плохое, т.к. более 15 лет никакого ремонта здание не делалось, ... железо пришло в совершенное негодность, везде иметься течь, причиной чего здание во многих местах начало обваливаться и могут быть несчастные случаи. Здание с наружной стороны все закопченное и имеет удручающий вид, портящий весь вид городской больницы. А поэтому Комиссия считает целесообразным указанное здание быв. Дмитриевской церкви разобрать и на сем месте на данной площади построить намеченный по плану строительства на 1936 год Дезопункт-пропускник, какая площадка является всеми удобной для строительства Дезопункта и утверждено Областной Комиссией, о чем и составлен нижайший акт». 55

23 марта 1936 г. Президиум Дорогобужского райисполкома слушали акт технической комиссии о разборе бывшей Дмитриевской церкви как угрожающей обвалом и оформление ее закрытия. Постановили: представленный акт технической комиссии о разборе быв. Дмитриевской церкви как угрожающей обвалом - утвердить. Просить Облисполком санкционировать ее закрытие и разборку т.к. не функционирует около десяти лет, давно используется под склад Заготзерно, официальных же документов о закрытие церкви в архивных делах Рика не обнаружено. Заявок от группы верующих на открытие этой церкви не имеется, к тому же в городе имеется еще три церкви свободных неиспользуемых общинами верующих.56

54 Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф.Р. 2360. Оп. 1. Св. 27. Д. 300. Л. 97-98.

55 ГАСО. Ф.Р. 2360. Оп. 1. Св. 27. Д. 300. Л. 97.

56 ГАСО. Ф.Р. 2360. Оп. 1. Св. 27. Д. 300. Л. 94, 99.

16 апреля 1936 г. Президиум Западного Областного Исполнительного Комитета издал Постановление № 328/0 «О закрытие Дмитриевской церкви в г. Дорогобуже» в котором говорилось: Принимая во внимание, что здание Дмитриевской церкви около 10-ти лет не функционирует, в результате пришло в ветхость и разрушается, что установлено актом технического осмотра от 21 марта с. г. Президиум Западного Областного Исполнительного Комитета, на основании ст. ст. 50 и 52 постановления ВЦИК и СНК от 8-го апреля 1924 года, ПОСТАНОВЛЯЕТ: Дмитриевскую церковь в г. Дорогобуже, как молитвенное здание закрыть, разрешить райисполкому снос здания церкви, с использованием строительных материалов на строительство Дезпункта.57

В 1930-е гг. церкви города Дорогобужа в большинстве своем закрывались, а здания передавались под нужды новой власти. Так в книге учета церквей по Смоленской области, составленной 1 июля 1938 г. находим сведения: «В городе Дорогобуже 6 церквей, закрытых постановлением облисполкома, и используемые под: 1) под дезпункт, 2) под зернохранилище 3 церкви, 3) электростанцию, 4) под военведом, 5) синагога под общежитие и склад. На обороте листа - Дмитриевская церковь - закрыта постановлением Облисполкома № 328/0 - 36 г. 58

Возрождение Свято-Дмитровского храма произойдет через полвека, в 1996 г. когда начнётся возражение обители на прежнем месте. В 1996 г. игумен Антоний (Мезенцев) настоятель Болдинского монастыря добился передачи здания Свято-Духовского храма общине верующих, и с этого периода начинаются восстановительные работы. Разбитый потолок, провалившийся гнилой пол, зияющие дырами стены - в таком виде предстала перед ними когда-то прекрасная Духовская церковь.

Летом 1998 г. братией Болдинского монастыря был отремонтирован и приспособлен для церковной службы северный придел чудом сохранившейся части древнейшей из известных построек города начала XVIII в. - церкви Сошествия Святого Духа.

4 октября 1998 г. высокопреосвященнейший Кирилл (Гундяев), Митрополит Смоленский и Калининградский, освятил восстановленный в Свято-Духовском храме придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы59 это стало началом формирования будущего Свято-Димитриевского женского монастыря. Решением Священного Синода от 6 октября 1998 года монастырь был возобновлен как женский.60

В 1998 г. по благословению митрополита Кирилла здесь была создана женская община из 9-ти сестер, переехавших из Никольского прихода города Сургута, Тобольской и Тюменской епархии. В отремонтированном деревянном доме, стоявшем рядом с церковью, появились первые насельницы женского монастыря. Первой настоятельницей Епархиального женского монастыря Димитрия Солунского - она же первая монахиня Михаила (в миру Коровина

57 Там же. Л. 99.

58 Там же. Л. 23-24.

59 Приходько Т. Воскрешение древнего города // Сафоновская правда. 2006. 1 ноября. № 84. С. 4.

60 Троица и Духов день. URL: Шр://81го1ттопа8йг.ги/еуеп1Лго1са-1^ихоу^еп/(доступ от: 17.02.2024).

85

Нина Алексеевна), родилась 18 октября 1939 г. в городе Намангане Узбекской ССР. В 1946 г. поступила в 1 класс средней школы в г. Намангане, которую окончила в 1956 г. В 1958 г. вышла замуж и уехала с мужем в поселок Сеймчан Магаданской области. С 1961 по 1965 гг. работала воспитателем в детском саду п. Сейчман. В 1963 г. поступила учиться в Магаданский педагогический институт, в 1965 г. переехала жить в г. Донецк Украинской ССР, где с 1965 по 1971 гг. работала в школе учителем. В 1971 г. переехала на жительство в г. Сургут Тюменской области, где с 1971 по 1977 гг. работала заведующей в детском саду «Солнышко», с 1977 г. по 1990 г. работала председателем Всероссийского добровольного пожарного общества. В 1988 г. открыли приход в честь святителя Николая. Вот что дальше говорит сама настоятельница: «В 1990 г. я ушла на пенсию и перешла трудиться в церковь. Была казначеем, старостой. В 1994 г. в ноябре 21 числа приняла иноческий постриг, с именем Михаила, в декабре 16 числа этого же года приняла монашеский постриг с этим же именем». В 1998 г. приехала в г. Дорогобуж Смоленской области.

Вместе с настоятельницей в освещении храма 4 октября 1998 г. и дальнейшем его восстановление принимали участие монахи Болдинского монастыря: иеромонах Тихон Болдинский монастырь; иеромонах Серафим Болдинский монастырь; иеромонах Петр Болдинский монастырь; иеромонах Силуан Болдинский монастырь; целибат Потапий (Зобков) Болдинский монастырь; протоиерей Григорий (Кикинзон) 09.2013 г.; иерей Григорий (Кикинзон) Белоруссия (Витебск); иерей Николай (Новиков) с 2001 по август 2003 гг.; иерей Сергий (Романов) с 15.08.2013 по 25.05.2013 гг.; иерей Владимир (с 2010 г.) замена; иерей Геннадий (Смоленск с 21.05.2013 г.); иерей Алексий (с 03.01.2014 по сентябрь 2014 г. в Алексино).

Открытие Димитриевского женского монастыря в октябре 1998 г. благословил Священный Синод Русской Православной Церкви. В 1998-2013-хх гг. проводились работы по реставрации храма, ремонту переданных корпусов и благоустройству территории.

В 1999 г. начали укреплять и восстанавливать фундамент Духовского храма с приделами Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. На месте несохранившейся апсиды Свято-Духовского храма были проведены археологические раскопки (руководитель - Т.В. Сергина, ИА РАН), показавшие наличие на Димитровой горе Дорогобужа «сухого» культурного слоя мощностью до 1.5 метров. Большую часть его составлял слой городского некрополя, предварительная дата которого - XVI - XVIII вв. Как показали дальнейшие раскопки, валунный фундамент апсиды церкви начала XVIII в. накрыл несколько рядов без инвентарных погребений, совершенных в песчаном материке и плохо сохранившихся. 61 В ходе раскопок нашли множество мелочей, по которым можно узнать, что вал был заселен в IX - X веках. Было найдено захоронение XIV - XV веков, сохранились небольшие фрагменты

61 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 167.

украшений. В дальнейшем было восстановлено: шапочка (покойницкая) с узором и красные кожаные сапожки. Ныне все находится в краеведческом музее города Дорогобужа. Во время раскопок 1999 года удалось найти хорошо сохранившиеся фундаменты апсиды и четверика Свято-Духовской церкви.62

В 2000 г. начали возводить кирпичную ограду, архитектор Андрей Романовский, построены ворота и калитка, а с 2001 г. с помощью солдат было построено и огорожено с входа от отделения сестринского ухода (стардома) для отказных стариков и башенки на углу спуска.

В 2002-2003 гг. архитектором А.А. Романенковым (Дорогобуж) было проведено обследование здания Свято-Духовского храма для принятия противоаварийных мер и подготовки проекта его полной реставрации. Обследование выявило серьезные дефекты фундамента первоначальной части храма. Валунно-бутовый фундамент выкладывался в 1703 г. неквалифицированными рабочими без укрепления стенок котлована. Внутри здания он сложен удовлетворительно, с расширением бута до подошвы, но снаружи от осыпания стенок котлована оказался к подошве местами заужен; осыпавшийся грунт, в котором было много органики, не выкапывался, а был закидан сверху булыжником. В подошве валуны и бут положены по глине, а выше пролиты раствором с расщебёнкой кремневым щебнем и кирпичным боем от стоящего неподалеку древнего здания. Подошва фундамента опирается на крупный материковый песок, вблизи фундамента - сплошь старые захоронения, валуны во многих местах выпадали в могильные ямы - там, где бут был в подошве заужен, а верхние валуны нависали над нижними.

В ходе обследования было принято решение обкопать отдельными захватками приделы храма до подошвы фундамента и усилить его снаружи бутобетонной прикладкой, чтобы валуны не сдвигались в старые могильные ямы. Расселины в фундаменте заполнялись, после промывки водой, цементным раствором. Участки, усиленные подобным способом в конце Х1Хв., были оставлены без изменений. Фундамент колокольни, сложенный на прочном растворе романовского цемента или гидравлической извести, усилений не требовал. Выяснилось, что при закладке новой колокольни из-под западной стены Димитровского храма часть старого мелко заложенного бута была выбрана и делался общий фундамент глубокого заложения. Стены в нижнем ярусе колокольни составные и не имеют до отметки в 4 метра перевязки рядов, щели между стенами 1703 г. и кладкой 1780-х гг. нет. Ввиду значительных разрушений и сильного повреждения сохранившихся частей здания было решено при восстановлении полностью разрушенных частей здания, не имевших изначальных конструктивных ошибок, не использовать современные материалы, а повторить кирпичную кладку по старым порядковым, ранее применявшимся в данной части здания, на известняковом растворе. Так же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Троица и Духов день. URL: Шр://81го1ттот8йг.ги/еуеп1Лгоюа-1^ихоу^еп/(доступ от: 17.02.2024).

87

было решено утраченные связи восстановить из толсто-полосатой связевой стали, подобно первоначальным.63

Работы начались с реставрации колокольни, 2003 г. начался поиск входа на колокольню и почти сразу найден, когда убрали кирпичи, открылись ступеньки на колокольню. Доски, что лежали на кирпичных ступеньках истлели, в ходе реставрационных работ укрепили ступеньки, но класть доски не стали, потом ступеньки высокие и крутые. Все лето 2003 г. расчищали и подготавливали все необходимое для стройки колокольни. В 2004 г. продолжилась постройка колокольни и возведение ограды вокруг монастыря, в 2011 г. колокольня была приведена в первоначальное состояние.

Восемь лет ушло на разбор кирпичных завалов, восстановление одного из приделов и жилого корпуса. По обе стороны от центрального входа в храм были обнаружены уникальные фрески свв. Петра и Павла начала XVIII в. со следами пуль и замазанные грязью. Видимо, святых расстреляли из винтовок и попытались стереть из истории в богоборческие 1930-е годы. Стараниями архимандрита Антония на территорию монастыря был проведен газ, проложена канализация, для богослужения предоставлена утварь.64

17 декабря 2009 г. на заседании Администрации Дорогобужа состоялось первое рабочее совещание по сохранению историко-культурного наследия и развитию туризма и паломничества в Дорогобужском крае. Во вступительном слове глава администрации Дорогобужского района В. Е. Цуренков сказал о том, что во время встречи в Москве с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом губернатора Смоленской области С. В. Антуфьева и других руководителей районных центров было принято решение о создании туристических и паломнических маршрутов в Дорогобужском крае. В г. Дорогобуж должны быть построены гостиницы для туристов и православных паломников, отреставрированы все здания Свято-Димитриевского женского монастыря, проложены и отремонтированы дороги, в том числе в Свято-Троицкий Болдин монастырь, а также в деревню Алексино, известную своими архитектурными памятниками усадебного типа.

Настоятельница Свято-Димитриевского женского монастыря игумения Михаила (Коровина) в свою очередь напомнила, что на территории монастыря много заброшенных и полуразрушенных старинных зданий. Монастырь значительно преобразится, если эти здания будут отреставрированы.

В 2012 г. были проведены работы по расчистке и укреплению фундаментов разрушенных частей храма. Фундамент был очищен от остатков расслоившейся кирпичной кладки, обветшалые участки бутовой кладки переложены. Снаружи, по периметру, фундамент обкапали траншеей и расширили монолитный обоймой-прикладной, связанной арматурными связями со сделанными по фундаментам четверика и алтарной абсиды нижним поясом

63 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 167-168.

64Дорогобужский женский монастырь. Официальный сайт. URL:

http://dorogobuzh.cerkov.ru/http://dorogobuzh.cerkov.ru/(доступ от: 16.02.2024).

железобетонных связей, которых ранее здание не имело. На укрепленном фундаменте большемерным кирпичом заново выложили цоколь четверика и абсиды методом повтора старой порядовки. Работы были выполнены под наблюдением руководителей Смоленскреставрации Б.Г. Аптекина и С.П. Тарасова, которые лично выезжали на объект. Так же был переложен большой массив стеновой кладки, в примыкании абсиды Димитровского придела к четверику храма, где между двумя расселинами вся старая кладка была смята и расслоилась.65

В 2013-14 гг. проводилась подготовка к продолжению работ по восстановлению центральной части здания на отреставрированном цоколе. В монастыре был устроен сарай и сделана напольная печь для изготовления семи тысяч штук различного фасонного большемерного кирпича на кирпичные пояски, карнизы, полуколонны, оконные наличники храма. Сафоновский кирпичный завод оказал помощь монастырской общине, подготовил один из цехов для изготовления большемерного кирпича по образцу из с. Салово бывшей Щучейской волости Поречского уезда, где сохранился старинный завод и делался большемерный кирпич для строительства сельских зданий.66

Первый постриг в монастыре состоялся в 2000 г. среди них: Мария - ин. Екатерина; Тамара - ин. Елизавета (Новоселова) - подстригал иеромонах из Болдина монастыря и епископ Серафим. В январе 2002 г. пострижены в ин. Васса - Екатерина (Меньшикова); ин. Мария - Галина - подстригал иеромонах Игнатий и епископ Серафим. В мае 2003 г. ушла в мир ин. Елизавета; в декабре того же года ушла в мир ин. Мария; в 2004 г. ушла в мир ин. Магдалина (умерла в октябре 2007 г.), похоронена в Сычевке, на отпевание ездили о. Анатолий (Чайкин) и о. Павел.

В мае 2001 г. в Димитровский монастырь приехали вяземские монахини: схимонахиня Агнесса, мон. Антония, мон. Феодосия. Все трое девы - мон. Антония и мон. Феодосия были духовными чадами и сестрами Лаврения Черговского. Монахиня Антония (23.03.1927 г.р.) постриглась в возрасте 18 лет в Черниговском женском монастыре, мон. Феодосию (1923 г.р.) постригли в 25 лет. Обе родные сестры прожили в Димитровском монастыре пять лет, и уехали в мае 2005 г.

После их уезда из монастыря через год умерла схиномонахиня Агнесса, до этого сильно болевшая, свое послушание она несла спокойно, никогда не грубила, у нее всегда находили слова поддержки и успокоения, как бы плохо не было всегда на службе. Монахиня Феодосия через год после схим. Агнессы умерла, так же сильно болела и два месяца лежала в больнице с инсультом, а после перевезена была в монастырь, где и умерла.

В 8 декабря 2006 г. состоялся, подстриг в Богородичном приделе, присутствовали насельницы монастыря. Матушка вела ин. Вассу и ин. Екатерину, посл. Александру на постриг. Постригал игумен Гавриил, иер.

65 Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 168.

66 Там же. С. 168, 173.

Сергий (Романов) и прот. Павел который привез сильно больную прихожанку своего храма Марию, 84 года. Также были пострижены: послушница Александра - ин. Апция (Ковалева); ин. Екатерина - мон. Филофея; ин. Васса -мон. Мастридия (Меньшикова); Мария - мон. Августа (дева). По церковной традиции на ночь оставляли постриженец в храме. На полуношницу приходили и служили вместе, а потом до утра отставляли молиться и читать Псалтырь.

27 августа 2006 г. был освящен придел в честь святого великомученика Димитрия Солунского (церковное празднование его памяти - 8 ноября).67 Среди почитаемых святынь - ковчег с мощами неск. святых, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ прп. Серафима Саровского.

15 октября 2011 г. при архиерейской вечерней службе, на которой присутствовало шесть священников и епископ Пантелеймоном по прочтении Евангелия, прочитав молитву и сказав напутственное слово, игумене Михаиле был вручен игуменский посох, приказ, о чем был подписан еще в июне 2011 г.

4 апреля 2014 г. при епископе Исидор и насельницах были пострижены: посл. Валентина - ин. Матрона; посл. Раиса - ин. Апполинария; посл. Вера -ин. Аглаида; посл. Ирина - ин. Дарья. Епископ Исидор Владыко сказал напутственное слово и уехал в Болдино на службу. Священники приглашены не были.

20 января 2014 г. умерла мон. Мастридия, 23 января ее отпевали в храме, в Димитриевском пределе на отпевании были прот. Николай, прот. Григорий, иер. Владимир и иер. Алексий, присутствовали все насельници и человек 20 прихожан. Во время отпевания ярко светило солнце, на улице был небольшой мороз. На следующий день над кладбищем была радуга, а посередине сияло солнце.

В марте 2015 г. в монастырь были привезены схим. Елена из Смоленска.

4 апреля 2015 г. на страстной неделе состоялся постриг в г. Смоленске в новом женском монастыре постригал еп. Исидор - посл. Фатинию - ин. Таисию и еще несколько послушниц нового монастыря.

25 ноября 2016 г. привезли ин. Гермогену (Галину Кирилловну) из пос. Печерска Смоленской области (пострижена в 2007 г.)

К 2007 г. в Димитровском монастыре проживало настоятельница мон. Михаила (Коровина), 2 монахини и неск. послушниц. В настоящее время (на июнь 2020 г.) в монастыре четырнадцать насельниц. В монастыре имеется свое хозяйство: коровы, телята, куры, индюки, цесарки, утки, кролики, иногда прихожане жертвуют коз.

С 2000 г. в монастыре живут воспитанницы с разных городов, первой из них была - Люда Кикинзон (дочь священника о. Григория), она жила и училась почти год. Приезжали девочки из Смоленска, Сычевки, Брянска, Сургута, Воронежа, Кагалыма - не только жили, но и работали. Приходили девушки и из г. Дорогобужа. Почти с самого начала становления монастыря работает воскресная школа, где преподают православие, делаются поделки, учатся

67 Дорогобужский женский монастырь. Официальный сайт. URL:

http://doшgobuzh.cerkov.ш/http://doшgobuzh.cerkov.ш/(доступ_от: 16.02.2024).

90

молитвам и церковному пению. С 2021 г. обитель возглавляет игумения Антонина (Егорова).68 В настоящее время в монастыре 15 насельниц (данные август 2022 г.).

Таким образом, более чем за 20 лет деятельности монастыря была восстановлена колокольня, укреплён фундамент, отремонтированы здания: монашеский корпус, кухня с трапезной, две не большие гостиницы на 5 и 10 человек, два бывших здания администрации больницы и скорой помощи, построена баня, разбит и посажен новый сад и два огорода, отремонтирован хозяйственный двор, пристроены курятник слева и с права сарая для сена. На территории монастыря много заброшенных и полуразрушенных старинных зданий. Монастырь значительно преобразится, когда эти здания отреставрируют.

Литература и источники Источники

1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 1227. Л. 72-74.

2. Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф.Р. 2360. Оп. 1. Св. 27. Д. 300. Л. 97-98.

3. ГАСО. Ф.Р. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 23-24.

4. Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА), Ф.145, Оп. 1, 1689 г., Д. 5, Л.6.

5. Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Ф. ВУА, Д.21584.

6. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). 1874 г., №21, С. 797.

7. Справочная книга Смоленской губернии (СКСГ) на 1894 г., С.221.

Литература

1. Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX-XIII вв. М., 1980, С. 156-157.

2. Балбышкин Ю.А., Степченков Л.Л. Смоленские мемории: Смоленские епархиальные ведомости: Отдел официальный: библиографический указатель. Выпуск I. Смоленск, Коллекция, 2010. С. 56.

3. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. - СПб., 1912. С. 160.

4. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. Т. III (1651-1654 гг.). М. 1954. Документ № 156. С. 276.

5. Дорогобужский женский монастырь. Официальный сайт. URL: http://dorogobuzh.cerkov .ru/http://dorogobuzh.cerkov.ru/(доступ от: 16.02.2024).

6. Елисеенки. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н // Смоленская область: Энциклопедия. Т. 2: А - Я / Отв. ред. Г. С. Меркин; Смоленский гос. пед. ун-т (СГПУ). - Смоленск: Б. и., 2003. С. 148.

7. Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. С. 11.

8. Из описания документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции Книга 15. Москва. 1908 г. с. 328.

68 Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Дорогобужская земля: православные храмы. - Смоленск, Свиток. 2022. С. 127.

91

9. Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 168.

10. Карта гостя. Бизнес и история Смоленской области. Смоленск. 2009. С. 104-105.

11. Коленкур, Арман де. Мемуары. Поход Наполеона в Россию: - Смоленск: Смядынь, Б. г. (1991). С. 44.

12. Макаревский А.Г. Вяземский Свято-Предтечев монастырь. В кн. Памятная книжка Смоленской губерни на 1859 год. Смоленск, 1859.

13. Никитин П. История города Смоленска. Приложение, М., 1848. С. 5.

14. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 15. М., 1908, С. 328.

15. Приходько Т. Воскрешение древнего города // Сафоновская правда. 2006. 1 ноября. № 84. С. 4.

16. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей // Дорогобужская старина. Вып. II. Смоленск, 2001.С. 156.

17. Про униатство на Смоленщине и в районах Восточной Белоруссии в XVII-XIX веках. URL: кйр8://у-8№апе-ьт1ге.Нуе]оигпа1.сот/215796.Ыт1(доступ от: 16.02.2024).

18. Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966, С. 43.

19. Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Дорогобужская земля: православные храмы. - Смоленск, Свиток. 2022. С. 127.

20. Романенков А.А. Работы по реставрации Свято-Духовского храма в городе Дорогобуже. // Смоленск и Вязьма. Страницы истории и современность: материалы III Клетновских чтений (Вязьма, 19-20 апреля 2013 г.). Вязьма. 2014. С. 163-175.

21. Смутное время Московского государства. Памятники обороны Смоленска 1609-11 гг. М., 1912, С. 10.

22. Строганов П.А. Патриарший Бизюков монастырь. Опыт церковно-исторического исследования. Могилев, 1914. Приложение, С.2.

23. Сперанский И. Очерк истории Смоленской Духовной семинарии. Смоленск 1892, С.49.

24. Троица и Духов день. URL: кйр://8№о1ттопа8йг.т/еуеПЛго1са-ьёихоу-ёеп/(доступ от: 17.02.2024).

25. Трофимовский Н. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб., 1864, С. 291.

26. Хозеров И.М. Белорусское и Смоленское зодчество XI-XIII вв. Минск, 1994, С.89.

27. Флоря Б.Н. Смоленщина и Московская патриархия накануне русско-польской войны. // Славянский альманах. 2003. С. 49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smolenschina-i-moskovskaya-patriarhiya-nakanune-russko-po1skoy-voyny/viewer (доступ от: 16.02.2024).

Ivanov Alexander Mikhailovich Candidate of Historical Sciences, Professor.

Silina Karina Vladimirovna, Student.

History of the Dmitrov Monastery and the Holy Spirit Church in Dorogobuzh, Smolensk Region

Abstract. This article is devoted to the history of the Dmitrov Monastery and the Holy Spirit Church in Dorogobuzh, Smolensk Region, the authors try to restore the historical chronicle of the monastery on the basis of archival documents in chronological order. In the course of writing the article, the materials of the State Archives of the Smolensk Region (hereinafter SASO) and the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter GANISO) were used, many of which are introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: Dorogobuzh, Demetrius of Thessaloniki, monastery, Russian Orthodox Church, Holy Spirit Church.

References

• AlekseevL.V. Smolensk land in the IX-XIII centuries, Moscow, 1980, pp. 156-157.

• Balbyshkin Yu.A., Stepchenkov L.L. Smolensk memorials: Smolensk diocesan Gazette: Official department: bibliographic index. Issue I. Smolensk, Collection, 2010. p. 56.

• Voronovsky V.M. The Patriotic War within the Smolensk province. - St. Petersburg, 1912. p. 160.

• Reunification of Ukraine with Russia. Documents and materials. Vol. III (1651-1654). M. 1954. Document No. 156. p. 276.

• Dorogobuzhsky convent. The official website. URL: http://dorogobuzh.cerkov.ru/http://dorogobuzh.cerkov.ru /(accessed on: 02/16/2024).

• Eliseenka. Prokhorov V.A., Shorin Yu.N. // Smolensk region: Encyclopedia. Vol. 2: A - Ya / Ed. by G. S. Merkin; Smolensk State Pedagogical University. UN-t (SGPU). - Smolensk: B. I., 2003. p. 148.

• Ivanov A.M. Orthodox Vyazma. Smolensk: Magenta, 2016. p. 11.

• From the description of documents and papers stored in the Moscow Archive of the Ministry of Justice Book 15. Moscow. 1908, p. 328.10.

• Kail M.V. Power and Orthodox believers in the Russian province of the early 1920s (Famine. Seizure of church valuables. The split. The process of the Smolensk churchmen in the Smolensk region). Smolensk: SmolGU, 2008. p. 168.

• Guest card. Business and history of the Smolensk region. Smolensk. 2009. pp. 104-105.

• Caulaincourt, Armandde. Memoirs. Napoleon's campaign in Russia: - Smolensk: Smyadyn, B. G. (1991). p. 44.

• Makarevsky A.G. Vyazemsky Holy Forerunner Monastery. In the book. A commemorative book of the Smolensk province for 1859. Smolensk, 1859.

• NikitinP. The history of the city of Smolensk. Appendix, M., 1848. p. 5.

• Description of documents and papers stored in the Moscow Archive of the Ministry of Justice. Book 15. M., 1908, p. 328.

• Prikhodko T. The Resurrection of the ancient city // Safonovskaya pravda. 2006. November 1st. No. 84. P. 4.

• Prokhorov V.A., Shorin Yu.N. From the history of Dorogobuzhsky krai. Collection of articles // Dorogobuzhskaya antiquity. Issue II. Smolensk, 2001.P. 156.

• About uniatism in the Smolensk region and in the regions of Eastern Belarus in the XVII-XIX-x centuries. URL: https://v-strane-i-mire.livejournal.com/215796.html (accessed from: 02/16/2024).

• Bit book of 1475-1598. M., 1966, p. 43.

• Raphael (Ivochkin), hieromonk. Dorogobuzhskaya zemlya: Orthodox churches. - Smolensk, the Scroll. 2022. p. 127.

• Romanenkov A.A. Restoration of the Holy Spirit Church in Dorogobuzhe. // Smolensk and Vyazma. Pages of history and modernity: materials of the III Kletnov readings (Vyazma, April 19-20, 2013). Vyazma. 2014. p. 164.

• The Time of Troubles of the Moscow state. Monuments of the defense of Smolensk 1609-11, Moscow, 1912, p. 10.

• Stroganov P.A. Patriarchal Bizyukov Monastery. The experience of church historical research. Mogilev, 1914. Appendix, p.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Speransky I. An essay on the history of the Smolensk Theological Seminary. Smolensk 1892, p.49.

• Trofimovsky N. Historical and statistical description of the Smolensk diocese. - St. Petersburg, 1864, p. 291.

• Khozerov I.M. Belarusian and Smolensk architecture of the XI-XIII centuries. Minsk, 1994, p.89.

• Florya B.N. Smolenshchina and the Moscow Patriarchate on the eve of the Russian-Polish war. // Slavic Almanac. 2003. p. 49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smolenschina-i-moskovskaya-patriarhiya-nakanune-russko-polskoy-voyny/viewer (accessed on: 02/16/2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.