Научная статья на тему 'ОККУПАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1812 Г. И РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ'

ОККУПАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1812 Г. И РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА / ОККУПАЦИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ / THE PATRIOTIC WAR OF 1812 YEAR OCCUPATION / ORTHODOX SHRINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аксёнова Е.К., Иванов А.М.

В статье рассматривается один из эпизодов оккупации в 1812 г. наполеоновскими войсками территории Смоленской губернии. Православные священники всячески старались сохранить святыни и материальные ценности от расхищения. Некоторые шли на сотрудничество с окупационными властями, некоторые вдохновляли паству на вооруженное сопротивление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OCCUPATION OF SMOLENSK GOVERNORATE IN 1812 AND THE DESTRUCTION OF ORTHODOX SHRINES

The article is analyzing one of the episodes occupations in 1812 Napoleonic troops of the Smolensk Gubernia territory. Orthodox priests have struggled to save the relics and material assets from plundering. Some went to cooperating with occupation authorities, some inspiration flock to the armed resistance.

Текст научной работы на тему «ОККУПАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1812 Г. И РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И «ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

УДК 94(47) 118121:271.2(470.332)(09)

ОККУПАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1812 Г. И РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ

Е.К. Аксёнова

кафедра гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленский филиал СГЮА

А.М. Иванов

кафедра гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленский филиал СГЮА еmail: aleks-i-82@yandex.ru

В статье рассматривается один из эпизодов оккупации в 1812 г. наполеоновскими войсками территории Смоленской губернии. Православные священники всячески старались сохранить святыни и материальные ценности от расхищения. Некоторые шли на сотрудничество с окупационными властями, некоторые вдохновляли паству на вооруженное сопротивление.

Ключевые слова: Отечественная война 1812 года, оккупация, православные святыни.

THE OCCUPATION OF SMOLENSK GOVERNORATE IN 1812 AND THE DESTRUCTION OF ORTHODOX SHRINES

Е.К. Aksenova, A.M. Ivanov

(Smolensk, Russia) еmail: aleks-i-82@yandex.ru

The article is analyzing one of the episodes occupations in 1812 Napoleonic troops of the Smolensk Gubernia territory. Orthodox priests have struggled to save the relics and material assets from plundering. Some went to cooperating with occupation authorities, some inspiration flock to the armed resistance.

Key words: The Patriotic War of 1812 year occupation, Orthodox shrines.

12 июня 1812 г. наполеоновская армия численностью 608 тыс. человек без объявления войны перешла р. Неман и вторглась в пределы Российской империи. Спустя столетие смоленский историк В.М. Вороновский писал: «Вступая в Россию, армия Наполеона сначала шла по губерниям Ковенской, Виленской, Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской, входившей некогда в состав Польско-литовского государства (как и Смоленская). Литовское и польское население не оказывало сопротивления французам. Вильна восторженно приняла Наполеона и праздновала день его тезоименитства. Минск цветами и музыкой встретил французского маршала Даву, который объявил от имени императора, что армия Наполеона пришла для возвращения полякам отечества. В Могилёве архиепископом при торжественной обстановке в кафедральном соборе возносилась моление за здравие Наполеона1. Могилев был предельным пунктом льготного похода великой армии. За ним началась коренная Русь, и на пути нашествия Наполеона резкой гранью залегла граница Смоленской губернии, которую французы называли границей старой России. <...> В коренной русской области народ грудью своей загородил дорогу врагу»2.

Позиция Русской православной Церкви в Отечественной войне 1812 г., и в целом в эпоху наполеоновских войск не раз становилась объектом исследовательского интереса историков3. Но относительно Смоленской губернии такая исследовательская задача как самостоятельная до недавнего времени не ставилась4.

На территории Смоленщины интервенты появились в конце июля. Но, принимая во внимание повседневные солдатские поведенческие практики той эпохи, разницу конфессий оккупантов и

1 Поступок архиепископа Могилевского и Витебского Варлаама, принесшего присягу на верность Наполеону и призвавшего сделать то же священников своей епархии, был расценен как измена. - прим. ред.

2 Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии: 1812-1912. СПб., 1912. С. 89.

3 Например: Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. М., 2002; Она же. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007.

4 Сычев Д. Монашество, духовенство и духовные святыни Смоленского края - память о войне 1812 г. // Новая книга России. № 8. М., 2003.

95

оккупируемых, руководство Церкви загодя побеспокоилось о сохранении православных святынь, да и материальных ценностей. Так, 17 июля 1812 г. Преосвященным епископом Смоленской епархии Иринеем был издан указ, предписывающий духовенству епархии «употребить все средства к сохранению церковного имущества от расхищения неприятеля»5. Причты церквей вместе со старостами прятали церковное имущество в стенах, под полами храмов, в куполах на колокольнях, зарывали в землю, а также увозили с собой в более безопасные места.

27 июля 1812 г. по 1-ой Западной армии был издан приказ № 75, в котором, в частности, говорилось: «Русские солдаты должны отмстить злодеям, истребляющим православную веру их, и Бог будет им помощником».6 Следуя этому приказу, в деревнях вдохновляемые местными священниками, создаются вооруженные отряды, которые оказывают отпор врагу, не давая разорять свое хозяйство, свои дома и храмы Божьи. Так, священник села Негошева Дорогобужского уезда отец Федор Павлинов с самого начала войны регулярно организовывал беседы с крестьянами, сообщая им последние новости о боевых действиях и возбуждая в них патриотические чувства. Когда наполеоновская армия вступила в пределы Смоленской губернии, он собрал всех прихожан в церкви, объявил им о приближении неприятеля, и велел двое суток держать пост и причаститься, а потом готовиться к достойной встрече врага7.

30 августа 1812 г. отряд французских мародеров численность 70 человек прибыл в село Новоспасское Ельнинского уезда. Прихожане со священником Иоанном Стабровским укрылись за коваными дверьми церкви, желая не допустить разграбление храма. После неудачной попытки ворваться в церковь один из солдат выстрелил в окно, но пуля ни кого не задела. Разграбив помещичью усадьбу, дома священников и причту, французы покинули село. После этого отец Иоанн перенес церковную утварь и иконы в безопасное место в лес. За оборону храма отец Иоанн получил

5 Вороновский В.М. Указ. соч. С. 91.

6 Соколов Н. Смоленская епархия в 1812 г. // Смоленские епархиальные ведомости. 1886 г. № 23. С. 1097.

7 Там же.

из рук М.И. Кутузова награду, став одним из священников-орде-ноносцев8.

На своем пути французы не оставляли невредимым не одного храма, расхищали, ломали и уничтожали все, что только привлекало их внимание. В надежде найти церковные ценности они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали потолки, стены, поджигали храмы. Так, например, престарелый священник Духово-Рождественской церкви Смоленска Герасим Измайлов был поставлен оккупантами на черную работу и подвергался регулярным побоям. От этих издевательств он умер, но не выдал святыни и драгоценностей своего храма, которые были спрятаны на сени над престолом. В селе Стабна Смоленского уезда священник Емельян Волочков отказался выдавать врагам церковные деньги. Озверевшие мародеры сожгли церковь со всем имуществом, а отца Емельяна привязали за волосы к лошадиному хвосту и потащили по дороге к селу Печерск, а затем обратно в Стабну. От этой бесчеловечной пытки священник скончался. Монахи Болди-на монастыря почти все были перебиты французами, но не выдали сокровищ обители9. Найденные напрестольные антиминсы разрывали на части, используя их в качестве портянок и носовых платков, а в церковные облачения и ризы, одевались во время холодов.

Накануне сражения 4-5 августа 1812 г. смоленский епископ Ириней увез первописанный образ Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в Москву, а после оставления столицы русскими войсками, образ был перенесен в Ярославль. 25 декабря после изгнания врагов из Смоленска, икона была возвращена в Успенский собор и поставлена на прежнее место. Здесь она находилась до начала 1940-х гг., дальнейшая ее судьба не известна10.

Годуновский список иконы Смоленской Божьей Матери находившийся к началу войны 1812 г. в Благовещенской церкви (т.к. построенный для нее новый каменный храм не был еще освящен)

8 Рафаил (Ивочкин). Ельнинская земля: православные храмы. Смоленск, 2005. С. 91.

9 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 325.

10 Вороновский В.М. Указ. соч. С. 129.

оставался в городе до отхода русских войск. На рассвете 6 августа по распоряжению генерала А.П. Ермолова, прикрывавшая отход основных сил русской армии 1-ая артиллерийская рота капитана Глухова взяла образ Смоленской Божьей Матери с собой, «укрывая его от бесчинств и поруганий»11. На следующий день икона Одигитрии была доставлена в русский лагерь. Барклай-де-Толли в своих записках сообщает: «Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон»12.

Накануне Бородинского сражения 25-го августа, во время молебна, по приказанию фельдмаршала М.И. Кутузова икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии была торжественно обнесена по всем рядам русских войск. Очевидец этого события, Федор Глинка, писал в своих мемуарах: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовало сама собой, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала чалом к земле, которую была готова упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышалось рыдание. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли»13.

Чудотворная икона находилась в 3-й гренадерской дивизии до изгнания французской армии из Смоленской губернии, а 6 ноября 1812 г., по распоряжению М.И. Кутузова, была возвращена в Смоленск (ровно три месяца пробыв в русских войсках)14. 16 марта 1813 г. она была перенесена в новую Надворотную Богома-терскую церковь, где находилась до 1941 года. Сейчас эта икона занимает место утерянной первописанный иконы Божьей Матери в Смоленском Успенском кафедральном соборе, придя куда, можно поклониться этой святыне.

6 августа 1812 г. французы вошли в Смоленск. Накануне почти все население города вслед за иконой Божией Матери Одигитрии покинуло город. В занятом городе оставалось не более 1 ты-

11 Суханова В.А. Памятные места Смоленщины. Смоленск, 2002. С. 119.

12 Там же. С. 119-120.

13 Глинка Ф.И. Письма русского офицера. М., 1985. С. 149.

14 Суханова В.А. Указ. соч. С. 22-23.

сячи жителей, в том числе и первый историк Смоленска священник Н.А. Мурзакевич.

Во время штурма французами города 4-5 августа 1812 г. Ни-кифор Мурзакевич находился на крепостных стенах, благословляя и ободряя солдат и офицеров, исповедуя и причащая раненых, отпевая убитых, но, не покидая поля боя. Все 3 месяца французской оккупации города он фактически был главой православной церкви в Смоленске, защитником местного населения перед французскими властями. Помогал оставшимся в городе раненым, старался спасти городское имущество, достопримечательности, подвергался аресту со стороны французских властей и как говорится в одном из документов, был французами «бит, дран за волосы и бороду»15. Главной его заслугой стало спасение от разграбления богослужебной утвари и иного имущества Успенского кафедрального собора (по его настоянию Мюрат поставил караул в Успенском соборе) и других церквей города. Именно Мурзакевич был последним собеседником приговоренного к расстрелу П.И. Энгельгардта, принял его завещание и предал земле тело героя16.

Для спасения церковного имущества ему порой приходилось обращаться к представителям французского командования и оккупационной администрации. Эта забота о Смоленске и привела его 28 октября 1812 г. к пресловутой «встрече с Наполеоном», что и стало впоследствии основанием враждебного отцу Никифору духовенству для несправедливого обвинения в сотрудничестве с врагом. Два года длилось «дело Мурзакевича», ему было запрещено священнослужение, и он находился под следствием. За это время наполовину сократилась его семья: умерли мать, жена, две дочери, тетка и воспитанница Софья Каховская. В 1814 г. за отсутствием состава преступления дело было прекращено, а в 1818 г. Никифор Мурзакевич по несколько запоздалому представлению участника обороны города Смоленска 5-6 августа 1812 г. генерала

15 Тени минувших столетий: очерки истории и культуры Смоленского края конца XVIII - первой половины XIX вв. Смоленск, 2004. С. 56.

16 Там же. С. 56-57.

И.Ф. Паскевича был награжден бронзовым владимирским крестом за храбрость17.

7 августа 1812 г., после захвата Смоленска, сам Наполеон с многочисленной свитой посетил Успенский кафедральный собор. «Он горделиво вошел в храм, не снимая своей знаменитой треуголки. Однако, дойдя до середины, пораженный величием собора, прославленный завоеватель обнажил голову. Его примеру последовала вся его свита»18.

5 ноября 1812 г. Смоленск был освобожден от французов. В благодарность Пречистой Богородице за избавление от нашествия галлов были установлены крестные ходы в Смоленске 5 ноября и в Вязьме 22 октября19.

Православная церковь на Смоленщине также пострадала, после «грозы 1812 года» в Смоленске целыми осталось только 3 храма (Успенский собор и Сергиевская зимняя церковь Вознесенского женского монастыря), остальные были поруганы, осквернены, разграблены, а некоторые сожжены до основания. Теплый Богоявленский собор был превращен в лазарет, иконостас попорчен, иконы уничтожены, похищена одна половина серебряных царских врат, а другая изломана. Разрушены были престол и жертвенник, похищен антиминс. Авраамиевский монастырь, уцелевший от пожара благодаря тому, что в нем в верхнем этаже жили французские офицеры, а в нижнем располагался хлебный склад. Троицкий монастырь уцелел, но внутри все было настолько разорено, что его предполагалось упразднить. Свирская церковь пострадала внутри, на церковном кладбище французские солдаты разводили костры и поддерживали огонь досками от клиросов и жгли иконы. Петропавловская церковь также была сожжена20.

Не меньше пострадали и сельские храмы Смоленского уезда: церкви в селах Хохлове, Богородицком, Цурикове были сожжены. В селах Панском, Дресне, Катыни, Бобырях храмы остались целы, но имущество было разграблено. В Красном обе церкви - соборная и кладбищенская - были разорены, в обеих церквях разграб-

17 Тени минувших столетий... С. 57.

18 Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 177.

19 Вороновский В.М. Указ. соч. С. 333.

20 Трофимовский Н.В. Указ. соч. С. 325.

100

лено все имущество, ризница и сосуд. В Дорогобуже были сожжены 3 церкви: Богоявленская, Покрово-Пятницкая и Иоанна-Богословская. Остальные храмы города уцелели, но подверглись поруганию и разграблению.

Болдинский монастырь, брошенный настоятелем игуменом Дорофеем с братией, наполеоновские войска разграбили. Один инок сего монастыря, Алексий, впоследствии иеродьякон, остался в монастыре. «При вступлении французов в монастырь, один из офицеров войдя в собор, сказал: «Виват Наполеону!», требуя от присутствовавшего там монаха Алексия повторения «Виват Наполеону!», на что монах смело ответил: «Виват Александру». В раздражении офицер ударил монаха саблей по щеке, но вновь услышал от него прежний ответ. Офицер вновь замахнулся саблей, но не ударил, а плюнул в Алексия и вышел из храма».21 Вскоре захватчики «нагнали, целый монастырь пленных русских воинов, а иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а в прочих церквах лошадей ставили, и прочие нелепости творили»22. Монах Алексей благополучно дождался возвращения братии.

В Духовщине при отходе IV корпуса вице-короля Е. Богарне в ночь на 31 октября 1812 г. французы подожгли город. Были уничтожены оба каменных храма и один деревянный23. В целости осталась только Духовская церковь, из которой были похищены деньги, одежда с престола и жертвенника.

Епископ Феофикл писал А.Н. Голицыну в декабре 1812 г. из Вязьмы, что «шестая часть только уцелела от разорения. Из 24 городских церквей осталось только восемь»24. В Троицком соборе французы разрушали все алтари, изломали иконостасы, утварь, ризницу, иконы похитили. Стены колокольни треснули во время пожара, а в уцелевшей части французы устроили соляной склад. Полностью сгорел храм Аркадьевского монастыря, остались лишь стены; утварь и ризница исчезли. Введенский храм и церковь

21 Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма Очерки истории. М., 1997. С. 45.

22 Рафаил (Ивочкин). Указ. соч. С. 91, 69-70.

23 Иванов Ю.Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. Смоленск, 2006. С. 207.

24 Вороновский В.М. Указ. соч. С. 322.

101

Рождества Христова, сильно пострадал во время боя с французами 22 октября 1812 года.

Богородицкая церковь, тоже пострадала связи с событиями Отечественной войны 1812 г., Е.Н. Клетнова в книге «Отзвуки Отечественной войны», так описывает события тех далеких времен. «В августе 1812 г. перед тем, как город был занят французами, священником Петром Кирилловским с прихожанами у стен храма «спрятаны сундуки с церковной утварью, образами, богословскими книгами», которые после изгнания французов были выкопаны и возвращены в сильно пострадавший от пожара храм. При отступлении армии казаки зажгли Смоленский мост на реке Вязьма, чтобы удержать натиск французов. От него загорелись деревянные лавки, дом священника и церковь25.

Вяземский Свято-Предтечевский мужской монастырь был разграблен и разорен, от церковных и монастырских зданий остались лишь стены. Архимандрит мужского монастыря Апполо-ний был убит французскими солдатами. Ризница с хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека с древними книгами и документами, утварь, иконы, были уничтожены или разграблены. От богатой обители после ухода неприятеля остались лишь обгорелые стены. По сохранившемуся устному преданию, записанному краеведом Е.Н. Клетновой в 1911 г. в книге «Отзвуки Отечественной Войны», говорится, что «вся братия покинула монастырь, кроме старика иеромонаха Иоасафа и послушника Ионы. При обстреле города из орудий иеромонах был убит, а послушник отправился к самому Наполеону требовать людей для рытья могилы и погребения старца». Для этого были отряжены несколько гренадеров»26. Желая отдать особую почесть праху убитого старца, солдаты, не придумали ничего лучше, как перевернуть свои головные уборы задом наперед, когда опускали в могилу его бренные останки27.

25 Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. М., 1997. С. 113-114.

26 Сычев Д. Монашество, духовенство и духовные святыне Смоленского края - память о войне 1812 г. // Смоленские Епархиальные Ведомости. 2003. № 7. С. 47.

27 Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма, 2008. С. 140.

102

Все ценное монастырское имущество, в том числе слитки серебра и золота, хотя и были спрятаны братией, отыскали и забрали французы. Всего убытков монастырь понес на сумму в 40 тысяч рублей28.

При освобождении Вязьмы, 22 (4 ноября) октября 1812 г. «...майор Трештатный, шедший во главе своего батальона, гоня французов по Духовской улице, бросился в горевший Предтечев монастырь и спас там многих пленных, запертых французами и обреченных в жертву пламени...»29.

С огромным трудом братия исправила Вознесенский трапезный храм. Каменная трапезная церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, была повреждена французами до такой степени, что в 1842 г. «вновь переложена с самого фундамента».30 Одигидриевская церковь оставалась в развалинах до 1832 г., освящена была только 1837 году31. В церкви Петра и Павла, именуемой в народе Георгиевской, были поставлены лошади, а алтари служили помещениями для французских генералов. В приходно-расходных книгах этого храма под 1812 г. значится следующая запись: «В августе месяце неприятелем унесено 1182 руб. 67 коп. кошельковых денег»32.

В Гжатске не осталось ни одной церкви, только самые дорогие вещи (позолоченные ковчеги, сосуды, евангелие, кресты и ризы) гжатское духовенство спасло, спрятав в ближайшем лесу. Богоявленская церковь настолько пострадала от неприятеля, что, по словам местного священника «стала служить для города не украшением, а только одним безобразием». Крыша на ней была уничтожена, иконы частью сожжены, царские врата, окна, двери разломаны, потайные места в стенах открыты и находившиеся там антиминсы, книги, лампады, подсвечники были разбиты или по-

28 Трофимовский Н.В. Указ. соч. С. 325.

29 Клетнова Е.Н. Избранные труды... С. 212.

30 Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда. Смоленск, 1911. Вып. I. С. 53.

31 Краткое описание Вяземского Иоанновского Свято-Предтечева монастыря // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. С. 473-481.

32 Клетнова Е.Н. Избранные труды... С. 137.

103

хищены. Никольская церковь полностью сгорела. Колочский монастырь подвергся беспощадному разорению33.

В Поречье значительно пострадала соборная церковь. В Сы-чевском уезде было разорено 13 церквей. И только в Рославле все церкви уцелели, т.к. город находился в отдалении от центра губернии. Сама губерния не смогла бы справиться с восстановлением разрушенного и разоренного хозяйства. Города губернии испрашивали беспроцентную ссуду на восстановление: Смоленск -1 358 947 рублей, Вязьма - 130 000 руб.; Гжатск - 1 000 000руб., До-рогобуж - 500 000 руб., Поречье - 350 000 руб., Красный - 124 800 руб., Ельня - 60 000 руб., Духовщина - 20 000 руб.34

В этих условиях государство было вынуждено помогать пострадавшим губерниям. Так «смоленское дворянство получило вспомоществование на сумму в 3 552 680 рублей, на продовольствие крестьян и на посевы их полей было роздано 3 081 488 руб., пособие городским жителям из пожертвований Костромской губернии - 2 443 470 рублей. На возобновление Смоленской епархии было отпущено всего - 200 570 рублей, а на пропитание, постройку домов, семян для посева выдано смоленскому духовенству - 281 544 руб.»35.

Долго еще после 1812 г. сказывались на Смоленщине следы наполеоновского нашествия. Медленно восстанавливались из развалин города, села, деревни, соборы и храмы губернии.

33 Трофимовский Н.В. Указ. соч. С. 325, 356.

34 Вороновский В.М. Указ. соч. С. 332.

35 Там же. С. 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.