Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ДОРОГОБУЖСКОГО УЕЗДА (XII-XIX ВЕКА)'

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ДОРОГОБУЖСКОГО УЕЗДА (XII-XIX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
644
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ДОРОГОБУЖ / ВИТОВТ / ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ДОМЕНИАЛЬНЫЙ ГОРОД / ПЛАН РЕГУЛЯРНОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЕЛЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

В настоящем исследовании рассматривается церковная история Дорогобужской земли со времени христианизации края до наших дней. История данного места тесно связана с ключевыми событиями, происходившими на протяжении многих столетий на территории исторической Руси. Важность изучения регионального аспекта развития православия обуславливается ретроспективностью истории России, социальных институтов и общественной жизни. Исследование продемонстрировало взаимосвязь исторических условий с развитием церковных структур, механизмом их адаптации к меняющимся реалиям. К рубежу XIX-XX столетия в Дорогобужском уезде имелась развитая храмовая сеть. Также велась активная работа в области просвещения и благотворительности. Таким образом, на основе имеющихся материалов при использовании историко- генетического метода автор сделал попытку воссоздать картину становления и развития христианства на древней Дорогобужской земле вплоть до Новейшего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECCLESIASTICAL HISTORY OF THE DOROGOBUZH DISTRICT (XII-XIX CENTURIES)

This research examines the church history of the Dorogobuzh land from the time of the Christianization of the region to the present day. The history of this place is closely connected with the key events that took place over many centuries on the territory of historical Russia. The importance of studying the regional aspect of the development of Orthodoxy is due to the retrospectiveness of the history of Russia, social institutions and social life. The study has demonstrated the interconnection of historical conditions with the development of church structures, the mechanism of their adaptation to changing realities. By the turn of the 19th - 20th centuries, there was a well-developed temple network in the Dorogobuzh district. Also, active work was carried out in the field of education and charity. Thus, on the basis of the available materials, using the historical-genetic method, the author made an attempt to recreate the picture of the formation and development of Christianity in the ancient Dorogobuzh land up to modern times.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ДОРОГОБУЖСКОГО УЕЗДА (XII-XIX ВЕКА)»

Исторические исследования

Теологический вестник УДК27

Смоленской Православной Духовной Иеромонах Рафаил (Ивочкин Демьян Анатольевич) Семинарии. 2021. №2. С. 49-69 Смоленская Православная Духовная Семинария

Церковная история Дорогобужского уезда (Х11-Х1Х века)

Аннотация: В настоящем исследовании рассматривается церковная история Дорогобужской земли со времени христианизации края до наших дней. История данного места тесно связана с ключевыми событиями, происходившими на протяжении многих столетий на территории исторической Руси. Важность изучения регионального аспекта развития православия обуславливается ретроспективностью истории России, социальных институтов и общественной жизни. Исследование продемонстрировало взаимосвязь исторических условий с развитием церковных структур, механизмом их адаптации к меняющимся реалиям. К рубежу Х1Х-ХХ столетия в Дорогобужском уезде имелась развитая храмовая сеть. Также велась активная работа в области просвещения и благотворительности. Таким образом, на основе имеющихся материалов при использовании историко-генетического метода автор сделал попытку воссоздать картину становления и развития христианства на древней Дорогобужской земле вплоть до Новейшего времени.

Ключевые слова: церковная история; Дорогобуж; Витовт; Польско-литовское государство; домениальный город; план регулярной застройки города; секуляризация монастырских земель; народное образование.

Появление христианства на территории, впоследствии составившей Дорогобужский уезд, можно отнести ко времени княжения благоверного князя Ростислава Мстиславича, прозванного современниками «Набожным». В «Уставе Ростислава Смоленского 1136 г.» еще нет упоминания Дорогобужа, он возник как крупный самостоятельный город только в конце XII - начале XIII в.1 В грамоте «О погородьи и почестьи» сказано, что в 1211-1228 гг. Дорогобуж вносил смоленскому епископу «три гривны короткии, а почестья гривна и пять лисиц»2.

Дорогобуж был основан как крепость, призванная оборонять территорию Смоленского княжества от Ростово-Суздальского княжества под управлением князя Юрия Долгорукова. Город стал административным центром округа. Земли вокруг города, судя по курганам, были заселены еще в XI столетии. На западе они граничили со Свирковыми Луками и «уездом княжим» -

1 АлексеевЛ.В. Смоленская земля в К-ХШ вв. М., 1980. С. 183.

2 Там же.

княжескими домениальными землями. Кроме того, город находился на оживленном торговом пути, который вел в страны арабского Востока. Все вышесказанное позволяло смоленским князьям контролировать местное население и собирать с него налоги .

О названии города имеется несколько версий.

Во-первых, основание города исследователи связывают с городом Дорогобужем, находившимся на Волыни. «В Волынском княжестве правил Изяслав, старший брат Ростислава. Преклоняясь перед славой и могуществом любимого брата, смоленский князь решил назвать новый город в честь одного из городов Изяслава. Перенос названий южнорусских городов на вновь закладываемые города Северо-восточной Руси был довольно

4

распространенным явлением того времени» .

Во-вторых, основание города предписывалось разбойнику по имени Буж.

«Трудно также выяснить, откуда произошло самое название города -Дорогобуж? В народе, впрочем, ходят самые разнообразные предания о происхождении этого названия и о появлении города Дорогобужа. Говорят, например, что на том месте, где в настоящее время находится город Дорогобуж со своими окрестностями, жил когда-то, среди непроходимых лесов, разбойник по имени Буж, поселившийся со своей шайкой недалеко от большой дороги, идущей по берегу Днепра и грабивший всех проезжих по этой дороге. В настоящее время за городом, с восточной стороны, существует даже гора, покрытая лесом, и называется "Бужем", так как по преданию разбойник Буж имел главное свое местопребывание как раз именно на этой горе»5.

Однако указанное предание о возникновении Дорогобужа маловероятно, так как в период, когда появился город, «еще не могло быть и речи о каких-либо шайках разбойников, грабивших на большой дороге проезжих, так как в то время в этих местах России еще не было никакой правительственной власти, противниками которой являются разбойники, удаляющиеся в непроходимые места. А также едва ли могли быть в то время большие проезжие дороги»6.

В-третьих, название «Дорогобуж» произошло от слов «дорога» и «буж», причем последнее слово обозначает «лес» на литовском языке. По мнению В.А. Никитина, до появления Дорогобужа на его месте был огромный лес, через который пролегала дорога, на которой началось возведение города. Но, по замечанию Никитина, «это толкование имеет мало основания, поэтому едва ли Дорогобуж мог получить свое название от литовского слова, так как он

3 Там же; Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Выпуск II. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001. С. 7.

4 Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 7.

5 Никитин В.А. Описание города Дорогобужа // Справочная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск, 1894. С. 234.

6 Там же. С. 235.

попал под владычество Литвы гораздо позднее, чем получил свое название, а до

7

того времени о Литве не имели даже никакого понятия» .

В-четвертых, В.А. Никитин сделал предположение, что первоначально город назывался «Дорогобудец». Слово включает в себя два - «дорога» и старинное славянское «будовать», что обозначает - строить. Такое название города указывает на ремесло древних жителей - строительство дорог. «И действительно, если взглянуть на карту России и вглядеться в положение города Дорогобужа в том месте, где прежде сходились сухопутные пути из Новгорода, Ростова, Суздаля в городе Киеве по Днепру, в верховьях которого расположен Дорогобуж, или в Черниговскую и Переяславскую области по реке Десне, верховье которой находится всего в 40 верстах от Дорогобужа, а также и река Угра, принадлежащая к Волжскому бассейну, от Дорогобужа протекает всего в 25-30 верстах, и что лично для поддержания этого сообщения необходимо было присматривать за устройством дорог: поддерживать, чинить их, а может быть и вновь прокладывать - следует заключить, что такое объяснение происхождения слова более чем правдоподобно, да к тому же устройством или «будованием» пути, кроме Дорогобужа, некому было и заниматься в то время. <...> Можно также толковать в том смысле, что вторая часть слова Дорогобуж произошла от слова «буда», означавшего в древнерусском наречии понятие временного строения, в роде современного слова «барак», т.е. строения, предназначенного не для постоянного жилья, а только для временной остановки во время, например, путешествия, как-бы наподобие современных вокзалов или почтовых станций, что очень естественно и могло быть ввиду описанного нами географического положения Дорогобужа среди

о

разных водных путей сообщения» .

Дорогобуж расположен на берегах Днепра. Наиболее древняя его историческая часть сложилась в ХП-Х^ столетиях на левом берегу Днепра. Здесь находился укрепленный детинец, впоследствии разросшийся до 3 замков и неукрепленный посад. По своему местоположению город напоминал Киев и отличался красотой местоположения.

«Город расположен по обе стороны реки Днепра, причем главная и большая часть его находится на левом берегу и лежит на пяти главных довольно высоких холмах, протягиваясь по берегу Днепра не менее, как на три версты. Обе половины города соединены между собой деревянным плавучим мостом, который снимается во время разлития Днепра, и тогда, на месте моста, ходит паром. <...> Будучи расположен на гористой местности, Дорогобуж изобилует красивыми видами. В особенности он красив, если подъезжать к нему с восточной стороны, по большой дороге из Москвы: с этой стороны Дорогобуж напоминает несколько собою Киев, который известен своим

9

красивым местоположением» .

Там же.

: Там же. С. 235-236.

' Там же. С. 207.

Когда в Дорогобуже появились христиане, точно сказать нельзя. Учитывая факт, что город находился на Днепре - главнейшем пути распространения христианства - можно предположить, что православие здесь начало распространяться вскоре после крещения киевлян. Кроме того, исходя из грамоты «О погородьи», предписывавшей выплачивать епископу дань, в это время в Дорогобуже была крепкая христианская община, так как было бы неуместным требовать выплат епископу от язычников.

Первый каменный храм Дорогобужа был выстроен на городском детинце в ХП-ХШ вв., что подтвердилось археологическими раскопками. Как и в других домениальных городах княжества - Рославле и Мстиславле, в Дорогобуже имелась церковь из плинфы. Таким образом, в 1211-1218 гг. Дорогобуж был центром домена с большим храмом и мог выплачивать смоленским архиереям сравнительно крупное почестье10.

По мнению исследователей, первая церковь Дорогобужа была освящена в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. После ее разрушения в память о древнем храме на детинце в XVII столетии выстроили одноименную деревянную шатровую церковь11.

К детинцу примыкал посад, предположительно возникший в XIII столетии. В нем имелись церкви Параскевы Пятницы, Троицы и Покрова Богородицы12.

В XIII в. Дорогобуж и Вязьма образовали Вяземско-Дорогобужское княжение, входившее в состав Смоленского княжества под управлением князей

13

из смоленского княжеского рода .

На территории Дорогобужского края издавна существовали поселения, которые платили городу подати и повинности. К таким населенным пунктам относилось село Волочек, в котором в XI столетии имелось селище. О древности Волочка свидетельствовали и курганы, раскопанные представителями Императорской Археологической Комиссией в конце XIX в. Судя по обнаруженным предметам с изображением креста, а также преобладанию погребений с трупоположением, можно предположить, что здесь проживали христиане.

Еще одним старинным населенным пунктом, упоминаемым в документах XII в., являлось село Свирковы Луки. Не исключено, что здесь имелся храм, так как этот населенный пункт многолюдным и считался границей княжеского

14

домена14.

Монголо-татарское нашествие не коснулось Дорогобужа. Первое упоминание города в летописях относится к 1300 г. в связи с его осадой князем Александром Глебовичем, который «много зла людем сотвори»15.

10 Алексеев Л.В. Смоленская земля в К^Ш вв. С. 183-184.

11 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 155.

12 Алексеев Л.В. Смоленская земля в К^Ш вв. С. 184.

13 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 155.

14 Алексеев Л.В. Смоленская земля в К^Ш вв. С. 130.

15 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 8.

«Того же лета Александр Глебович из Смоленска приходил ратию к Дорогобужу, и отступя город воду отъял. Андрей Вяземский князь придя с Вяземца и поможе дорогобужцем, и убиша у Олександра сына, а самого Олександра рании князя, и брата его Романа, а смольнян убили 200 человек, и Олександр возвратился всвояси»16.

История Дорогобужа тесно связана с историей Смоленска. В XIV столетии Дорогобужская земля оказалась между двух противоборствующих государств -Московским и Литовским княжествами. В 1404 г. Дорогобуж попал под власть Литвы, в составе которой находился до 1500 г. Начавшиеся при Великом Литовском князе Александре гонения на православие и попытки насильственной католизации коренного русского населения, побудили Великого Московского князя Иоанна III вступиться за своих единоверцев. В 1492 г. началась война, завершившаяся победой русских 14 июля 1500 г. у реки Ведроши (недалеко от села Алексино). С этого времени Дорогобуж стал

17

входить в состав Московского государства .

О церковной истории Дорогобужской земли в рассматриваемый период известно немного. По мнению И.П. Сперанского, во время литовского

владычества жители Смоленщины сохранили свою духовную свободу и

18

независимость .

По замечанию В. Бочкарева, население края разделилось на два лагеря. Жители западных областей нашего региона не испытывали неприязни к литовским государям, и, в первую очередь - к Витовту, так как он показал себя мудрым правителем.

«Правя мудро и справедливо, Витовт скоро заслужил искреннюю признательность побежденных смолян, получивших от победителя Магдебургское право и другие привилегии, льготы и милости, не раз подтверждавшиеся его преемниками. <...> Сам будучи индифферентным в делах веры, <...> Витовт не стеснял и религиозной совести своих новых подданных - смолян, и этим также привлек к себе сердца искони верных

19

православию смолян» .

Веротерпимость Витовта, равно оказывавшего покровительство православным и католикам, даже заслужило похвалу одного из смолян - он оставил запись в 1428 г. в списке слов преподобного Исаака Сирина, сделанном для смоленского епископа Герасима. Из этого документа видно, каким уважением пользовался Витовт в конце своего княжения. В записи показано,

16 Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание г. Дорогобужа и уезда его // Памятная книжка Смоленской губернии на 1860 год. Смоленск, 1860. С. 77.

11 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 8.

18 Сперанский И.П. Завоевание Смоленска Литвою и краткий очерк его церковного состояния во время зависимости от Литвы 1404-1514 гг. // Смоленские епархиальные ведомости. 1871. № 4. Отдел неофиц. С. 4466.

19 Бочкарев В. Смоленские полки в битве при Грюнвальде. (15 июля 1410 года) // Смоленские епархиальные ведомости. 1915. №19. Отдел неофиц. С. 659.

что все окрестные князья во главе с московским, оказывают Витовту честь и преподносят дары20.

Иначе относились к Витовту жители восточных регионов, в их числе - и дорогобужцы. Невзирая на родство Витовта с Василием Дмитриевичем, само имя литовского князя было ненавистно, о чем можно заключить из памфлета «О крале Витовте», помещенного в житии преподобного Пафнутия Боровского в списке XVI столетия. Здесь Витовт представлен горящим в аду с золотом в руках за жадность, лихоимство, неправедный суд и т.п.21

В 1508 г. Дорогобуж был сожжен литовцами. По распоряжению Великого

князя Василия III в городе возвели новую деревянную крепость, для чего из

22

Москвы прислал итальянских мастеров .

В состав Дорогобужской земли по перемирию 1503 г. вошли следующие населенные пункты, во многих из них впоследствии появились церкви: Погорелая (Николо-Погорелое), Негомля (по реке Неговке), Игумново (Орехово-Селишки), Мстиславец (Николы), Лучин (Городище), Мошкова Гора (Мошково), Жулин (Жулино-Ефремово), Ощитов (Федотково на реке Щитовке), Кременая (Николо-Кремянное), Селечна (Копыревщина), Ведоса (на реке Ведосе), Некрасово, Редынь, Ведрошь (Алексино), Рехты (Ректы), Озерище, Хомчичи (Фомино), Васильково (Василево-Староселье), Холм, Бятино, Хотомычи, Великое Поле (Великополье), лопатино, Прость, Заопье, Вышково, Копылье (Рождество), Свирковы Луки. В духовном завещании Иоанна III (1504 г.) дополнительно указаны Усвятье, Косково (Каськово), Ескино село Климова (Клемятино), Слободка Владычня в Черткове, сельцо

23

Путятино с деревнями .

Из церквей до литовского разорения известен храм Рождества Божией

24

Матери в селе Васильево .

В 1530 г. преподобный Герасим в 15 км восточнее Дорогобужа основал Свято-Троицкий Болдин монастырь. Кроме того, этот святой возобновил монашескую жизнь и выстроил церкви в Свирколуцком Богородичном монастыре, разрушенном безнравственным поведением боярина

9 S

Я.А. Салтыкова .

В XVI столетии в Дорогобуже появились Димитриевский (1576) и Архангельский (1586) мужские монастыри, Покровский женский монастырь (1595). В уезде существовали Волочковский Никольский мужской монастырь (1586) и Шиловский Богородичный мужской монастырь (1598)26.

20 Соболевский А.И. Запись начала ХУ века // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Книга 9. Отдел II. Киев, 1895. С. 219-222.

21 Бочкарев В. Смоленские полки в битве при Грюнвальде. (15 июля 1410 года). С. 660.

22 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 9.

23 Там же. С. 35.

24 Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1872. Отдел неофиц. С. 337.

25 Андрей (Васильев), архим. Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893. С. 39-40.

26 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 168-170.

Во второй половине XVI в. развернулось большое каменное строительство в Болдином монастыре. В этот период в обители зодчий Ф.С. Конь возвел большой пятикупольный собор в честь Святой Троицы с приделами Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезную палату с шатровой Введенской церковью, столпообразную трехъярусную колокольню. «Каждое отдельно взятое сооружение Болдинского монастыря представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль в окружении лесов, лугов и водной глади, запруженной речки Болдинки, представал сказочным градом»27.

В XVI столетии на территории края появились следующие деревянные храмы: Афанасиевский и Преображенский в Дорогобуже, Успенский в Озерище (1503), Никольский в Каськово (1504), Воскресенский в Громово (XVI в.), Параскевинский в Пустынной Пятнице (XVI в.), храм в Ректах (XVI в.).

Во время Смуты многие села с их церквями были разрушены,

«составилось скопище мятежников, которые жгли, опустошали селения,

28

грабили, не щадили и святыни церквей» . Дорогобуж несколько раз переходил от одной противоборствующей стороны к другой. В 1606 г. через город по пути в Москву проехала Марина Мнишек, ей горожане поднесли дары, а сановные

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лица вручили письмо от жениха с богатыми подношениями . В том же году дорогобужцы ходили в Москву на помощь от тушинцев, о чем упоминал митрополит Ростовский Филарет (Романов) в грамоте протопопу Устюжскому: «Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, смоленские и вяземские и окрестные их грады, воинские и посадские и по селам все люди помнят, на чем крест целовали, <...> пошли к Москве из Смоленска и из Вязьмы, и из Дорогобужа, и из Серпейска дворяне и дети

30

боярские и всякие служилые люди» .

В 1614 г. дорогобужский воевода Н. Лихарев сообщил в Москву, что в городе «после польского разорения осталось только 10 человек, а уездом

31

владеют казаки» .

В 1617 г. Дорогобуж окончательно захватили поляки, город по условиям Деулинского перемирия 1618 г. вошел в состав Польши. В 1625 г. Дорогобуж получил от короля первый герб с изображением Богородицы с младенцем

32

Иисусом32.

Политика Сигизмунда III по делам веры и Церкви, вследствие угроз со стороны России, Швеции и Турции, первоначально отличавшаяся терпимостью, резко сменилась к 1625 г.

«По-видимому, король Сигизмунд III оказался вполне веротерпимым и без пристрастия щедрым: православному архиепископу Сергию он дал право

27 Там же. С. 164.

28 Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание г. Дорогобужа и уезда его. С. 85.

29 Там же.

30 Никитин В.А. Описание города Дорогобужа. С. 241.

31 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 9.

32 Там же. С. 132.

свободного вероисповедания и удовлетворил его житейские нужды, и католикам, своим единоверцам, оказал те же милости. Но в то же время, как эти последние изошли из его душевного желания оказать покровительство католичеству, и были неизменными, дары его православным оказались вынужденными и временными. Королю, как правителю государства, естественно было желать возможно теснее слить с общегосударственной жизнью новоприсоединенный Смоленский край различными льготами, чем, с одной стороны, и объяснялись его милости Смоленску - свобода вероисповедания и право городского самоуправления. Кроме этого, в описываемое время Польско-литовское государство находилось в затруднительном положении вследствие враждебного отношения к нему России, Швеции и Турции, угрожавших ему войной. Этим положением воспользовался православный литовско-русский народ и главнейшая сила государства - казачество, и под угрозой отказа защищать последнее, в случае правительственных религиозных преследований, потребовали свободы вероисповедания. Угроза возымела свое действие: Сигизмунд <...> дал православным религиозную свободу. Но как только минуло первое сильное впечатление от упомянутой опасности, усилилось влияние на короля иезуитов, направлявших политику своего питомца к религиозному и гражданскому порабощению православного населения, положение последнего во всем государстве, не исключая и Смоленского края, так же скоро ухудшилось, как неожиданно улучшилось. <...> По всему государству начались новые гонения на православных, не желавших принимать унии, и для усиления последней в

33

1625 г. была открыта униатская северо-смоленская архиепископия» .

Первым униатским архиепископом стал Лев Кревза Ревуский. Для материального обеспечения униатской кафедры следовало получить государственные полномочия по управлению епархией. После избрания коронационным сеймом в 1632 г. в Кракове королем Владислава IV, начались милости смоленскому униатскому архиерею. 9 февраля 1633 г. Владислав дал архиепископу Кревзе первый привилей на обеспечение униатской кафедры и на утверждение иерархических прав ее владык. По этой дарственной к униатам отошли владения смоленских церквей и монастырей, а также многочисленные монастыри и церкви в Белом, Дорогобуже, Ельне, Красном, Рославле и других

34

городах .

В годы польского владычества были разорены Волочковский, Поляновский, Лужецкий уездные монастыри, Покровский, Архангельский и Димитриевский монастыри в Дорогобуже. Монахи покинули Болдинский монастырь, около 1621 г. обитель с ее землями передали иезуитскому

35

коллегиуму .

33 Церковная уния в Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 4. Отдел неофиц. С. 162-163.

34 Там же. С. 209.

35 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 165.

После архиепископа Льва Кревзы в 1637 г. униатскую епархию возглавил Андрей Золотой-Квашнин. Вступая в должность, он дал клятву в том, что всех православных в Смоленске, Дорогобуже и других главных городах кафедры приведет в унию. Насколько он исполнил свое обещание, сказать сложно. Из «Дорогобужских переписных книг Даниила Чернцова» (1668) видно, что после присоединения Смоленска и его городов к Москве, в двух станах, лежавших на восток от Дорогобужа, на небольшом пространстве закрылись церкви в 16 селах и 2 монастыря (Волочковский и Поляновский). Однако того, чтобы на их месте появились униатские храмы, не сказано. Закрылись церкви и монастыри, скорее всего, по нескольким причинам. Во-первых, их могли разорить поляки. Во-вторых, из-за естественной убыли духовенства и отсутствия им замены36.

За короткое время унии на Смоленщине с 1625 по 1654 г. гонимому православию много послужил Крестовоздвиженский Бизюков монастырь Дорогобужской земли. По желанию своего ктитора боярина Федора Михайловича Салтыкова эта обитель находилась в номинальной зависимости от Константинопольского Патриарха и в фактической от митрополита Киевского. Поэтому монастырь смог независимо от униатского архиепископа

37

осуществлять свое служение и противостоять католичеству37.

После возвращения Смоленска в состав Московского государства, вместе с ним к России отошел и Дорогобуж. В 1657 г. назрела необходимость учреждения православной епархии, о чем было решено на соборе 1657 г. Отцам этого собора было доложено: «В многочеловечном граде Смоленске, недавно отторгнутом храбростью и силой десницы русского царя от проклятой римской ереси и польского короля мучительства, с окрестными городами и весями прежде всегда был свой архиерей, поставляемый в Москве. И теперь

38

необходимо, чтобы там был особый архиерей» .

Собор восстановил епископскую кафедру в Смоленске, приписал к ней Дорогобуж, Рославль и Белый с уездами, а Патриарх Никон назначил на кафедру архиепископа Филарета с титулом архиепископа Смоленского и Мстиславского, благодаря которому произошло восстановление православной веры и церковной жизни на Смоленщине.

Во второй половине ХУ11 столетия масса оставшихся незанятыми «порозжих земель» была отдана служилому классу в поместье, и новые владельцы спешили выстроить усадьбы и поселить крестьян. По мере увеличения населения возникала нужда в храмах.

О количестве храмов на территории Дорогобужской земли известно следующее. Деревянные церкви имелись в Дорогобуже и селах Васильево (1658), Княщина (1658), Сретенское (1661), Красно-Болотово (1668), Ректы

36 Бугославский Г. Состояние унии в г. Смоленске и его области в польскую эпоху (1611-1654 гг.) // Смоленские епархиальные ведомости. 1911. № 7. Отдел неофиц. С. 469-470.

37 Патриарший Бизюков монастырь. (К столетию упразднения) // Смоленские епархиальные ведомости. 1903. № 24. Отдел неофиц. С. 1529.

38 Церковная уния в Смоленской епархии. С. 258.

(1668), Красно-Болотово (1676), Бражино (1687), Никольский в Рождество (1700), Вержино (XVII в.), Мстиславская Слобода (XVII в.).

Первая половина XVIII в. ознаменовалась строительством храмов в Дорогобуже и Дорогобужском уезде. Возводились в основном деревянные церкви. В это время были построены храмы в следующих населенных пунктах Дорогобужской земли: Петропавловский в Корочарово (1702), Никольский в Мытишино (1703), Покровский в Басманово (1706), Успенский в Озерище

(1706), Никольский в Волочке (1707), Никольский в Княщине (1707), Покровский в Перстенках (1707), Никольский в Красном (1707), Воскресенский в Неелово (1707), Успенский в Селецком (1707), Димитриевский в Чеботово

(1707), Успенский в Шилово (1707), Никольский в Николо-Погорелом (1713), Рождества Богородицы в Пушкино (1713), Рождества Богородицы в Высоком (1713), Вознесенский в Рыбках (1713), Благовещенский в Благовещенье (1720), Никольский в Николо-Кремянном (1720), Троицкий в Троице (1721), Ильинский в Васильево (1747), Покровский в Вержино (1747), Рождества Богородицы в Мстиславской Слободе (первая половина XVIII в.).

В Дорогобуже воздвигли деревянные церкви в честь Преображения Господня (1707), Афанасия и Кирилла (1713), Воздвижения креста Господня (1713), Михаила архангела (1716), Покрова Богородицы (1716), Параскевы Пятницы (1716), Успения Богородицы (1729). Афанасиевский и Воздвиженский храмы выстроил Я.А. Старков, остальные - прихожане. Кроме того, в 103 г. появился первый каменный храм Дорогобужа - Свято-Духовской.

8 марта 1730 г. Военная Коллегия Правительствующего Сената утвердила герб Дорогобужа - «в золотом щите на красном поле три серебряные бунта

39

пеньки, поставленные на зеленой земле»39. Этот герб принадлежал Дорогобужскому гарнизонному пехотному полку, поэтому официальным гербом города его считать нельзя.

Во второй половине XVIII столетия продолжалось строительство церквей как в Дорогобуже, так и в уезде. Возникали новые села (Буда, Городок, Засижье, Кузино, Междуречье, Овиновщина, Пустошка, Славково), в которых местные жители стремились построить церковь и открыть приход. Однако на территории Дорогобужской земли многие села имели давнюю историю, поэтому по сравнению с другими уездами Смоленщины, здесь было открыто не так много новых сел. В одних населенных пунктах храм строился на средства прихожан (в основном это были крестьяне), в других - землевладельцев. Из дворян, возводивших церкви, известны семьи Обруцких, Станкевичей, Хрущевых, Воронцов, Рыдванских, Вакселей, Азанчеевых, Храповицких, Ушаковых, Лыкошиных, Друцких-Соколинских, Кардо-Сысоевых. Некоторые из дворянских родов выстроили по несколько церквей на территории Дорогобужской земли.

39 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 133.

После пожара 1763 г., который уничтожил большую часть города с его деревянными церквами, в Дорогобуже появились следующие каменные храмы: Богоявленский (1764), Екатерининский соборный (1767), Казанско-Пятницкий (1786), Одигитриевский (1792), Покрово-Пятницкий (1778), Успенский (1790). Кроме того, были выстроены деревянные церкви: Успенская (1758), Преображенская (1759), Феодора Смоленского (1776).

После пожара по указу императрицы Екатерины II для Дорогобужа составили один из первых в государстве планов регулярной застройки города. Работы по застройке выполняли ученики известного архитектора Д.В. Ухтомского. Один из них, князь Н. Мещерский, руководил строительством, под его наблюдением была выстроена большая часть градских храмов, торговые и административные здания. Церкви, возведенные в стиле барокко, стали доминантами Дорогобужа, органично вписавшись в его ландшафт40.

Церковное строительство развернулось в Бизюковом монастыре. Здесь выстроили каменные Михайловскую (1759), Успенскую (1774), Варваринскую (1794) церкви и колокольню с усыпальницей (1762).

Деревянные храмы в честь Рождества Богородицы и святителя Николая (1789) появились в Свирколуцком монастыре.

В Дорогобужском уезде были выстроены следующие храмы: Покровский в Николо-Погорелом (1751), Свято-Духовский в Ректах (1753), Михайловский в Алексино (1754), Рождества Богородицы в Ярилово (1757), Преображенский в Овиновщине (1763), Благовещенский в Благовещенье (1764), Преображенский в Красно-Болотово (1765), Ильинский в Михайловском (1765), Иоанна Предтечи в Усвятье (1765), Успенский в Шилово (1766), Георгиевский в Буде (1767), Преображенский в Кузино (1769), Никольский в Волочке (1769), Рождества Христова в Междуречье (1770), Никольский в Николо-Кремянном (1771), Покровский в Басманово (1772), Никольский в Княщине (1772), Воздвиженский в Мстиславской Слободе (1772), Петропавловский в Корочарово (1776), Троицкий в Троице (1777), Никольский в Мытишино (1779), Георгиевский в Ромоданово (1783), Нерукотворного образа Спасителя в Городке (1783), Рождества Богородицы в Высоком (1787), Ильинский в Бражино (1788), Покровский в Вержино (1788), Покровский в Славково (1789), Никольский в Каськово (1792), Покровский в Рождестве (1792), Рождества Богородицы в Васильево (1793), Никольский в Пустошке (1793), Тихвинский в Неелово (1796), Свято-Духовский в Ректах (1796), Покровский в Засижье (1797).

Всего за XVIII в. на Дорогобужской земле было возведено 89 храмов, из них 28 каменных; одна церковь воздвигнута по повелению императрицы Екатерины II, 55 - на средства дворян, 32 на средства прихожан, 2 - на средства священнослужителей.

Там же. С. 10.

Для сравнения скажем, что в других уездах Смоленской губернии количественное соотношение возведенных каменных и деревянных храмов было следующим (данные взяты по Гжатскому, Духовщинскому, Ельнинскому, Краснинскому, Поречскому и Рославльскому уездам)41.

Возведение церквей в XVIII в. на территории Гжатского, Дорогобужского, Духовщинского, Ельнинского, Краснинского, Поречского и Рославльского уездов Смоленской губернии

Уезд Количество каменных храмов Количество деревянных храмов Всего

Гжатский 10 33 43

Ельнинский 14 37 51

Дорогобужский 28 61 89

Духовщинский 16 45 61

Краснинский 7 52 59

Поречский 8 26 34

Рославльский 7 28 35

Из представленной таблицы видно, что в Дорогобужском уезде за XVIII столетие по сравнению с другими уездами было выстроено наибольшее количество как каменных, так и деревянных церквей.

В 1764 г. во время секуляризации монастырских земель вотчины потеряли Бизюков, Болдин монастыри; Свирколуцкий монастырь был упразднен и переведен в разряд прихода. Однако Бизюков монастырь по-прежнему

42

оставался ставропигиальным .

В 1778 г. произошло окончательное определение границ Смоленской епархии. Шесть старинных городов: Смоленск, Вязьма, Дорогобуж, Рославль, Белый и Красный были оставлены по-прежнему уездными городами. Из прежних волостей Смоленщины сформировали три уезда: Поречский, Ельнинский и Духовщинский, еще три - из присоединенных участков: Гжатский, Сычевский и Юхновский43.

10 октября 1780 г. вместо полкового Дорогобуж получил официальный герб - «в щите красном с серебром три бунта пеньки»44.

41 Рафаил (Ивочкин), иером. Рославльская земля: православные храмы. Смоленск, 2004; Он же. Ельнинская земля: православные храмы. Смоленск, 2005; Он же. Поречская земля: православные храмы. Смоленск, 2007; Он же. Духовщинская земля: православные храмы. Смоленск, 2009; Он же. Краснинская земля: православные храмы. Смоленск, 2012; Он же. Гжатская земля: православные храмы. Смоленск, 2015.

42 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 209.

43 Там же. С. 15.

44 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 134.

В 1787 г. Дорогобуж посетила императрица Екатерина II. Ей понравилось красивое местоположение Екатерининского собора, напоминающее храм Андрея Первозванного в Киеве, и государыня сделала крупное пожертвование

45

на возведение колокольни и двух приделов .

Говоря об истории православия на Дорогобужской земле в XVIII столетии, следует сказать о духовном образовании. После открытия Смоленской духовной семинарии (1728), епископ Гедеон (Вишневский) положил основание и духовным училищам в уездных городах Смоленщины: Белом, Дорогобуже, Рославле и Торопце. Училище в Дорогобуже было открыто в 1733 г. Данное учебное заведение находилось в ведении местного духовного правления, в число учеников входили дети духовенства и иных сословий, за исключением детей солдат и крестьян. Первоначально училище находилось возле Богоявленской церкви, но сгорело во время пожара 28 апреля 1763 г. Для постройки нового училища духовенство пожелало приобрести новое здание, но это не удалось осуществить. В 1782 г. игумен Болдина монастыря Варлаам донес епископу Парфению (Сапковскому), что «в городе Дорогобуже школы для обучения священно-церковно-служительских детей не имеется; и место под нее не отведено, а ученики обучались доселе в крепостном монастырском подворье, но что ныне градский городничий письменно заявил ему, чтобы то старое строение, занимаемое училищем, было срыто и заменено новым домом, устроенным по плану. Но так как в означенном монастырском подворье монастырю нет никакой надобности, и строить нового дома не на что, то не благоугодно ли будет преосвященному на том монастырском месте построить

46

новую школу, на каковую постройку у него несколько имеется и денег» .

После донесения епархиальное начальство предписало игумену Варлааму выстроить новую школу, употребив имевшиеся средства, а также призвать градское духовенство пожертвовать для этого деньги. Однако игумен Варлаам, из-за слабого здоровья, отказался от постройки школы, а архиерей ведение

47

этого дела поручил священнику Покровской церкви Григорию Щировскому .

В 1787 г. школа была преобразована и при ней открыли русскую нормальную школу. В таком виде она существовала до 1812 г., была разорена

48

неприятелем и больше не возобновлялась .

В начале XIX столетия в городе Дорогобуже и уезде были построены следующие храмы: Стефаниевский в Дорогобуже (1807), Нерукотворного Образа Спасителя в Вержино (1802), Иоанна Предтечи в Николо-Погорелом (1802), Одигитриевский в Моисеево (1812).

45Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. С. 201.

46 Сперанский И.П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года. Смоленск, 1892. С. 94.

47 Там же.

48 Аксенов М.В. Очерки из истории народного просвещения в Смоленском крае с древнейших времен до начала XIX столетия. Смоленск, 1909. С. 149.

В 1803 г. из-за отсутствия средств на содержание был упразднен Бизюков монастырь. Его каменные церкви стали приходскими новообразованного села Бизюково.

Война 1812 года нарушила мирное течение жизни на Смоленщине. Наполеоновское нашествие плачевно сказалось на состоянии храмов и монастырей. По сравнению с другими уездами губернии, на Дорогобужской земле неприятели разрушили и разграбили наибольшее количество храмов.

«Вслед за Смоленском и его уездом разорение церквей последовало в Дорогобужском уезде. В городе Дорогобуже разграблены и сожжены три церкви: Богоявленская, Покрово-Пятницкая и Иоанно-Богословская (вероятно -Казанско-Пятницкая - и. Р.). Остальные городские церкви осквернены и ограблены настолько, что ни в одной из них нельзя было совершать богослужение. Дорогобужский уезд в церковном отношении пострадал больше всех других уездов губернии, и множество сельских храмов уезда были разграблены, а частью сожжены и разрушены до основания. Пострадали или даже вовсе уничтожены церкви в селах: Свирколучье, Усвятье, Засижье, Болотове, Устье, Горках, Язвине, Стрелках, Трисвятье, Корочарове, Глубоком, Прости, Ульхове, Чамове, Мстиславской Слободке, Беловостье, Бизюкове, Ратчине, Егорье, а также и других, сведений о которых не имеется»49.

Одигитриевскую и Успенскую церкви Дорогобужа французы превратили в конюшни, в Болдином монастыре храмы обратили в тюрьму для пленных русских солдат, иконы использовали для постройки шалашей50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После освобождения Дорогобужа 26 октября под командованием генерала М.А. Милорадовича, в город стали возвращаться жители. Первая благодарственная молитва состоялась перед Екатерининским собором.

«Едва замолкли выстрелы орудий боевых, чуть минуло полчаса по уходе из города неприятеля, как стеклись в него отовсюду, из лесов и дебрей, граждане Дорогобужа, не верившие от изумления глазам своим и насилу могшие от смертельного изнурения чувствовать радость свою о том, что город их перешел во власть воинов отечественных. Прежде всех приспел к нам старец-священник в изорванной рясе, со впутавшеюся соломою в волосах головы его, свалявшихся почти в колтуны. Он бросился в благочестивом восторге, со слезами умиления к ногам генерала Юрковского, бывшего на отдаленном крае города с егерями полков его, и, стоя на коленях, призывал: «Господне благословение на воинов, подвизавшихся во спасение Отечества от обдержания вражия»51.

Война нанесла значительный урон экономическому благосостоянию Дорогобужа и его уезда. Из 1 тыс. зданий в городе во время войны сгорело 667. В уезде неприятелем разорено и сожжено 100 из 251 помещичьих домов, 2253

49 Вороновский В.М. Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии. Репринтное издание. Санкт-Петербург, 1912. С. 324.

50 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. С. 207.

51 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 79.

из 7495 крестьянских. Еще в 1813 г. значительная часть горожан и крестьян получала пособия на пропитание52.

Несмотря на экономические трудности после войны, в истории Смоленской епархии начался плодотворный период, связанный с ростом приходов, строительством новых церквей, возникновением учебных заведений, благотворительных учреждений и православно-общественных организаций. Этот процесс не обошел Дорогобуж и его уезд.

В первой половине XIX столетия в уезде построены храмы: Успенский в Селецком (1813), Успенский в Озерище (1814), Корсунской иконы Божией Матери в Какушкино (1814), Феодоровской иконы Божией Матери в Богородицком (1817), Иоанна Предтечи в Усвятье (1817), Димитриевский в Чеботово (1822), Казанский в Михайловском (1822), Никольский в Николо-Кремянном (1826), Рождества Богородицы в Свирковых Луках (1827), Рождества Богородицы в Мстиславской Слободе (1838), Покровский в Каськово (1846), Андрея Стратилата в Алексино (1847), Всех Святых в Овиновщине (1848).

В Дорогобуже были воздвигнуты Петропавловская (1835) и Воздвиженская (1840) церкви.

Во второй половине XIX в. строительство церквей продолжалось. Были выстроены храмы: Варваринский в Буде (1854), Одигитриевский в Ректах (1854), Троицкий в Клетках (1856), Никольский в Кулево (1860), Рождества Богородицы в Пушкино (1862), Рождества Богородицы в Ярилово (1864), Балыкинской иконы Божией Матери в Елисеенках (1874), Тихвинский в Вержино (1886), Вознесенский в Рыбках (1888), Сретенский в Кузино (1890), Одигитриевский в Новом Городке (1893), Никольский в Усвятье (1894).

При тюремном замке Дорогобужа в 1859 г. на средства П.С. Крапухина и других жертвователей был оборудован домовый храм в честь Святой Троицы.

Всего за XIX столетие в Дорогобуже и уезде появилось 34 церкви (24 каменных и 10 деревянных). Для сравнения скажем, что в других уездах Смоленщины количественное соотношение возведенных каменных и деревянных храмов было следующим (данные взяты по Гжатскому, Духовщинскому, Ельнинскому, Краснинскому, Поречскому и Рославльскому

53

уездам) .

52 Там же. С. 80.

53 Рафаил (Ивочкин), иером. Рославльская земля: православные храмы; Он же. Ельнинская земля: православные храмы; Он же. Поречская земля: православные храмы; Он же. Духовщинская земля: православные храмы; Он же. Краснинская земля: православные храмы; Он же. Гжатская земля: православные храмы.

Возведение церквей в XIX в. на территории Гжатского, Дорогобужского, Духовщинского, Ельнинского, Краснинского, Поречского и Рославльского уездов Смоленской губернии

Уезд Количество каменных храмов Количество деревянных храмов Всего

Гжатский 21 21 42

Ельнинский 16 13 29

Дорогобужский 24 10 34

Духовщинский 33 10 43

Краснинский 12 28 40

Поречский 20 11 31

Рославльский 21 18 39

Из представленной таблицы видно, что в Дорогобужском уезде за XIX столетие хоть и было выстроено значительное число храмов, уезд уступал по данному показателю другим уездам. Однако по числу каменных церквей Дорогобужский уезд стоял на втором месте после Духовщинского.

Как и в XVIII в., храмы строились на средства прихожан и частных благотворителей. Из 34 зданий 26 возведено на деньги помещиков, 8 - на пожертвования прихожан.

Дворяне выстроили 24 каменных и три деревянных храма, прихожане - 1 каменный и 6 деревянных. Следует отметить, что представители семьи Барышниковых воздвигли 5 каменных церквей. Всего же представители этой фамилии в XVIII - XIX вв. выстроили на Дорогобужской земле 6 храмов (5 каменных и 1 деревянный).

На 70-80-е гг. XIX столетия пришелся новый расцвет Болдина монастыря. Благодаря настоятелю архимандриту Андрею (Васильеву) были отремонтированы практически все здания обители и выстроены новые Святые врата, братские и настоятельские кельи, заложен сад. На месте, где молился преподобный Герасим, воздвигли каменную часовню54.

В начале XX в. на Дорогобужской земле было построено 11 молитвенных зданий. Это каменные храмы: Рождества Богородицы в селе Свирковы Луки (1904), Михайловский в селе Толстом (1904), Тихвинский в селе Неелово (1909), Тихвинский в селе Вержино (1912), Преображенский в селе Красно-Болотово (1912), Благовещенский в селе Благовещенье (1914), Рождества Богородицы в селе Пушкино (1914), Одигитриевский в селе Ректы (1914), Георгиевский в селе Ромоданово (1916) и деревянные церкви: Серафима

54 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. С. 165.

Саровского в селе Красно-Болотово (1904) и Рождества Богородицы в селе Высоком (1914).

Вторая половина XIX - начало ХХ в. характеризуются как период активной деятельности приходов Смоленской епархии в деле образования, благотворительности и социального служения местному населению. Так как в предыдущих книгах данной серии и монографии автора, посвященной социально-просветительской деятельности Смоленской епархии, указанная деятельность духовенства достаточно освещена55, то в настоящей статье рассмотрим лишь факты, относящиеся к истории Дорогобужской земли.

Смоленская епархия приняла деятельное участие в развитии начального народного образования в губернии. Сеть начальных церковных школ и приходских училищ стала развиваться в первой половине XIX в. Для поднятия духовно-нравственного образования среди сельского населения, с 1844 г. при церквях епархии было введено «катехизическое ученье». К 1852 г. оно проводилось при многих церквях, кроме того, сельское училище действовало при Болдином монастыре56.

В 1820 г. в Дорогобуже появилось городское приходское училище, в котором обучалось более 100 человек. Образование в училище было

57

бесплатным, содержание обходилось в 1026 руб.

На первых порах учебные заведения духовного ведомства открывали и обучали в них детей приходские священники и диаконы, позднее - выпускники семинарии и духовных училищ, не имеющие сана. Нередко сельские священнослужители жертвовали на организацию и содержание школ личные сбережения, сами приобретали учебные пособия и, за неимением специальных помещений, размещали школы в своих домах. Одной из первых в Дорогобужском уезде была церковно-приходская школа, открытая в 1858 г. в

58

селе Мытишино58.

В 1854 г. министр народного просвещения разрешил дьякону Срединскому открыть в Дорогобуже частную школу для детей обоего пола59.

Школы для крестьян в Дорогобужском уезде у себя в домах содержали священники Арсений Карцев и Иоанн Солнцев (с. Волочек), Александр Станкевич (с. Мстиславская Слобода), Александр Конокотин (с. Пушкино).

Еще одним типом начальных учебных заведений были школы грамоты. Они создавались по инициативе сельских сходов и финансировались крестьянами. Контроль над школами осуществляли приходские священники.

55 Рафаил (Ивочкин), иером. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Смоленск, 2012.

56 Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. Смоленск, 1899. С. 60.

57 Там же. С. 84.

58 Там же. С. 95.

59 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 567 (1854 г.).

Дорогобужский край, как и вся Смоленщина, в наиболее значимые исторические события для нашего Отечества находился в центре исторических событий. Многочисленные храмы и монастыри этой земли являлись ярким свидетельством того высокого места, которое занимало Православие среди ее населения. И во многом Церковь разделяла со своим народом все испытания, выпадавшие на его долю в связи с частыми войнами и приграничным положением. Жители Дорогобужа внесли значительный вклад в сохранение своей веры, языка и культуры. В дальнейшем, в более мирные времена духовенство Дорогобужского края нередко оказывалось инициатором создания школ и социальных учреждений для наименее защищенных. Подобная деятельность внесла значительный вклад в развитие не только Дорогобужа, но и всей Смоленщины.

Источники

1. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 567 (1854 г.).

Литература

2. Алексеев Л.В. Смоленская земля в К-КЮ вв. М.: Наука, 1980. 261 с.

3. Андрей (Васильев), архим. Житие преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1893. 66 с.

4. Аксенов М.В. Очерки из истории народного просвещения в Смоленском крае с древнейших времен до начала XIX столетия. Смоленск: Тип. П. А. Силина, 1909. 204 с.

5. Бочкарев В. Смоленские полки в битве при Грюнвальде. (15 июля 1410 года) // Смоленские епархиальные ведомости. 1915. № 19. Отдел неофиц. С. 685-693.

6. Бугославский Г. Состояние унии в г. Смоленске и его области в польскую эпоху (1611 — 1654 гг.) // Смоленские епархиальные ведомости. 1911. № 7. Отдел неофиц. С. 469-470.

7. Вороновский В.М. Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии. Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1912. 428 с.

8. Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1872. № 4. Отдел неофиц. С. 331-342.

9. Никитин В.А. Описание города Дорогобужа // Справочная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск: Губернская типография, 1894. С. 205-248.

10. Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание г. Дорогобужа и уезда его // Памятная книжка Смоленской губернии на 1860 год. Смоленск: Тип. губ. управления, 1860. С. 65-89.

11. Патриарший Бизюков монастырь. (К столетию упразднения) // Смоленские епархиальные ведомости. 1903. № 24. Отдел неофиц. С. 1528-1537.

12. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Вып. II. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск: Смядынь, 2001. 332 с.

13. Рафаил (Ивочкин), иером. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Смоленск: Свиток, 2012. 131 с.

14. Рафаил (Ивочкин), иером. Рославльская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2004. 175 с.

15. Рафаил (Ивочкин), иером. Ельнинская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2005. 143 с.

16. Рафаил (Ивочкин), иером. Поречская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2007. 183 с.

17. Рафаил (Ивочкин), иером. Духовщинская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2009. 351 с.

18. Рафаил (Ивочкин), иером. Краснинская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2012. 183 с.

19. Рафаил (Ивочкин), иером. Гжатская земля: православные храмы. Смоленск: Свиток, 2015. 351 с.

20. Сперанский И.П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года. Смоленск: Тип. Е. П. Позняковой, 1892. 532 с.

21. Сперанский И.П. Завоевание Смоленска Литвою и краткий очерк его церковного состояния во время зависимости от Литвы 1404-1514 гг. // Смоленские епархиальные ведомости. 1871. № 4. Отдел неофиц. С. 44-66.

22. Соболевский А.И. Запись начала XV века // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Книга 9. Отдел II. Киев, 1895. С. 219-222.

23. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск: Свиток, 2013. 271 с.

24. Церковная уния в Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 4. Отдел неофиц. С. 159-163.

25. Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. Смоленск: Смолен. Губ. стат. ком, 1899. 112 с.

Monk Raphail (Ivochkin Demyan Anatolyevich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

Ecclesiastical history of the Dorogobuzh district (XII-XIX centuries)

Resume: This research examines the church history of the Dorogobuzh land from the time of the Christianization of the region to the present day. The history of this place is closely connected with the key events that took place over many centuries on the territory of historical Russia. The importance of studying the regional aspect of the development of Orthodoxy is due to the retrospectiveness of the history of Russia, social institutions and social life. The study has demonstrated the interconnection of historical conditions with the development of church structures, the mechanism of their adaptation to changing realities. By the turn of the 19th - 20th centuries, there was a well-developed temple network in the Dorogobuzh district. Also, active work was carried out in the field of education and charity. Thus, on the basis of the available materials, using the historical-genetic method, the author made an attempt to recreate the picture of the formation and development of Christianity in the ancient Dorogobuzh land up to modern times.

Key words: church history; Dorogobuzh; Vitovt; Polish-Lithuanian state; domain city; a plan for the regular development of the city; secularization of monastic lands; public education.

References

Alekseev L.V. Smolenskaia zemlia v IX-XIII vv. [Smolensk land in the IX-XIII centuries]. Moscow, 1980.

Andrei (Vasil'ev), arkhim. Zhitie prepodobnogo Gerasima, Boldinskogo chudotvortsa [The life of the Monk Gerasimus, the wonderworker of Boldin]. Moscow, 1893.

Aksenov M.V. Ocherki iz istorii narodnogo prosveshcheniia v Smolenskom krae s drevneishikh vremen do nachala XIX stoletiia [Essays on the history of public education in the Smolensk region from ancient times to the beginning of the 19th century]. Smolensk, 1909.

Bochkarev V. Smolenskie polki v bitve pri Griunval'de. (15 iiulia 1410 goda) [Smolensk regiments in the battle of Grunwald. (July 15, 1410)]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti -Smolensk Diocesan Gazette, 1915, no. 19, Otdel neofits., pp. 685-693.

Bugoslavskii G. Sostoianie unii v g. Smolenske i ego oblasti v pol'skuiu epokhu (1611-1654 gg.) [The state of the union in the city of Smolensk and its region in the Polish era (1611-1654)]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk eparchial vedomosti, 1911, no. 7, Otdel neofits., pp. 469-470.

Voronovskii V.M. Otechestvennaia voina 1812 goda v predelakh Smolenskoi gubernii [Patriotic War of 1812 within the Smolensk province]. Saint Petersburg, 1912.

Materialy dlia tserkovnykh letopisei po Smolenskoi eparkhii [Materials for Church Chronicles for the Smolensk Diocese]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk eparchial vedomosti, 1872, no. 4, Otdel neofits., pp. 331-342.

Nikitin V.A. 1894. Opisanie goroda Dorogobuzha [Description of the city of Dorogobuzh]. Spravochnaia knizhka Smolenskoi gubernii na 1894 god [Reference book of the Smolensk province for 1894]. Smolensk, 1894, pp. 205-248.

Nikiforov F., Neverovich V. 1860. Istoriko-statisticheskoe opisanie g. Dorogobuzha i uezda ego [Historical and statistical description of the city of Dorogobuzh and its district]. Pamiatnaia knizhka Smolenskoi gubernii na 1860 god [Commemorative book of the Smolensk province for 1860]. Smolensk, 1860, pp. 65-89.

Patriarshii Biziukov monastyr'. (K stoletiiu uprazdneniia) [Patriarchal Bizyukov Monastery. (To the centenary of abolition)]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk eparchial vedomosti, 1903, no. 24, Otdel neofits., pp. 1528-1537.

Prokhorov V.A., Shorin Iu.N. Dorogobuzhskaia starina. Vyp. II. Iz istorii Dorogobuzhskogo kraia. Sbornik statei [Dorogobuzh antiquity. Issue II. From the history of the Dorogobuzh region. Digest of articles]. Smolensk, 2001.

Rafail (Ivochkin), ierom. Sotsial'naia i prosvetitel'skaia deiatel'nost' Smolenskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX- nachale KhKh vv. [Social and educational activities of the Smolensk diocese in the second half of the XIX - early XX centuries]. Smolensk, 2012.

Rafail (Ivochkin), ierom. Roslavl'skaia zemlia: pravoslavnye khramy [Roslavl land: Orthodox churches]. Smolensk, 2004.

Rafail (Ivochkin), ierom. El'ninskaia zemlia: pravoslavnye khramy [Elninskaya land: Orthodox churches]. Smolensk, 2005.

Rafail (Ivochkin), ierom. Porechskaia zemlia: pravoslavnye khramy [Porech land: Orthodox churches]. Smolensk, 2007.

Rafail (Ivochkin), ierom. Dukhovshchinskaia zemlia: pravoslavnye khramy [Dukhovshchinskaya land: Orthodox churches]. Smolensk, 2009.

Rafail (Ivochkin), ierom. Krasninskaia zemlia: pravoslavnye khramy [Krasninskaya land: Orthodox churches]. Smolensk, 2012.

Rafail (Ivochkin), ierom. Gzhatskaia zemlia: pravoslavnye khramy [Gzhatskaya land: Orthodox churches]. Smolensk, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Speranskii I.P. Ocherk istorii Smolenskoi dukhovnoi seminarii i podvedomykh ei uchilishch so vremeni osnovaniia seminarii do ee preobrazovaniiapo ustavu 1867 goda [Essay on the history of the Smolensk Theological Seminary and the schools subordinate to it from the time of the founding of the seminary to its transformation according to the charter of 1867]. Smolensk, 1892.

Speranskii I.P. Zavoevanie Smolenska Litvoiu i kratkii ocherk ego tserkovnogo sostoianiia vo vremia zavisimosti ot Litvy 1404-1514 gg. [The conquest of Smolensk by Lithuania and a brief outline of its ecclesiastical state during the dependence on Lithuania in 1404-1514]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk eparchial vedomosti, 1871, no. 4, Otdel neofits., pp. 44-66.

Sobolevskii A.I. 1895. Zapis' nachala XV veka [Record of the beginning of the 15th century]. Chteniia v Istoricheskom obshchestve Nestora Letopistsa [Readings in the Historical Society of Nestor the Chronicler]. Kiev, 1895, book 9, part 2, pp. 219-222.

Trofimovskii N.V. Istoriko-statisticheskoe opisanie Smolenskoi eparkhii [Historical and statistical description of the Smolensk diocese]. Smolensk, 2013.

Tserkovnaia uniia v Smolenskoi eparkhii [Church Union in the Smolensk Diocese]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk eparchial vedomosti, 1907, no. 4, Otdel neofits., pp.159-163.

Shperk F.F. Kratkii istoricheskii ocherk narodnogo obrazovaniia v Smolenskoi gubernii [A brief historical outline of public education in the Smolensk province]. Smolensk, 1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.