Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Иер омонах Раф аил (Ивочкин), канд. ист. наук, канд. богословия, первый проректор Смоленской Православной Духовной Семинарии [email protected]
2016. Вып. 4 (71). С. 74-83
«Официальный отдел» «Смоленских епархиальных ведомостей» как источник по истории Смоленщины (1865-1918)
Д. А. Ивочкин
Статья раскрывает основные направления публикаций в «Официальном отделе» «Смоленских епархиальных ведомостей». Исследование рассматривает епархиальные ведомости как исторический источник по разным аспектам жизни Смоленской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Изучены такие направления отдела, как текущая жизнь епархии в рассматриваемый период, вопросы социокультурной деятельности и просветительства смоленского духовенства. Большое внимание уделено анализу публикаций о храмостро-ительстве, пастырскому окормлению школ духовного ведомства, генеалогии клириков. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви.
Для изучения церковной истории в епархиях Русской Православной Церкви при рассмотрении роли духовенства в политике, экономике, социальной сфере, развития образования в регионах закономерен исследовательский интерес к провинциальной церковной прессе. Епархиальные ведомости, существовавшие почти в каждой губернии, воспринимаются сегодня в качестве важного исторического источника. Для изучения указанных процессов на Смоленщине особую ценность имеют «Смоленские епархиальные ведомости» — небольшие по объему журналы, выходившие два раза в месяц с 1865 по 1918 г. На данный момент в Смоленске сохранены практически все номера ведомостей. За все время их существования вышло в свет 1280 номеров. В библиотеках Смоленской области не удалось обнаружить только 10 полных номеров, что составляет менее 1% от общего количества изданных журналов, а также несколько приложений к ведомостям за 1913-1914 гг.1
1 См.: Балбышкин Ю. А., СтепченковЛ. Л. Смоленские мемории. Вып. 1: Смоленские епархиальные ведомости. Отдел официальный. Библиографический указатель. Смоленск, 2010.
С. 6.
Епархиальная периодика наравне с губернской периодической печатью участвовала в формировании социокультурного пространства российской провинции. «Смоленские епархиальные ведомости» выступали в качестве потенциальной площадки для установления диалога Церкви и общества, который был столь необходим в кризисных социально-политических условиях России второй половины XIX — начала XX в. Данный исторический опыт нуждается в изучении, поскольку сохраняет актуальность и в наше время.
«Смоленские епархиальные ведомости» начали издаваться по инициативе ректора Смоленской духовной семинарии архимандрита Павла (Лебедева). В 1863 г. архимандрит Павел и ряд преподавателей семинарии направили епископу Смоленскому и Дорогобужскому Антонию рапорт с просьбой о ходатайстве перед Святейшим Синодом о разрешении начать в 1864 г. издание официального епархиального журнала «Смоленский епархиальный вестник» (так первоначально планировали назвать издание)2.
18 октября 1863 г. епископ Антоний, рассмотрев рапорт, наложил следующую резолюцию: «Изготовить о сем рапорте [отношение] Святейшему Синоду с присовокуплением, что я со своей стороны совершенно согласен на издание журнала по приложенной программе при Смоленской семинарии, и просить разрешение на сие Святейшего Синода, равно как учреждения для сей цели в Смоленске цензурного комитета, для чего указать благонадежного кандидата»3.
В 1864 г. Святейший Синод одобрил создание официального епархиального печатного издания — «Смоленские епархиальные ведомости». Главным редактором был назначен архимандрит Павел, цензором — архимандрит Кирилл. Первый номер вышел 1 января 1865 г., его отпечатали в частной типографии А. Н. Переплетчикова4.
Обратимся к анализу журнала.
«Смоленские епархиальные ведомости» состоят из двух тематических разделов. Каждый номер издания включает «Официальный отдел» и «Неофициальный отдел».
В «Официальный отдел» включались:
1) высочайшие манифесты и повеления, касающиеся духовного ведомства;
2) указы и распоряжения Святейшего Синода как общего характера, так и касающиеся отдельных епархий; сообщения о награждениях и поощрениях по епархиям; аналогичные сообщения о действиях епархиального начальства в Смоленской губернии;
3) распоряжения Смоленской духовной консистории как общего характера, так и касающиеся отдельных приходов;
4) сведения о назначениях, увольнениях и перемещениях должностных лиц по епархиальному и духовно-учебному ведомствам;
5) информация о вакантных местах священнослужителей;
2 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 2015. № 1. С. 40.
3 См.: Там же.
4 См.: Там же.
6) сообщения о смерти должностных лиц Смоленской епархии и священнослужителей, некрологи5.
Охарактеризуем содержание «Официального отдела» с точки зрения источника по истории края.
Основную массу публикаций в «Официальном отделе» составляют официальные документы — постановления Святейшего Синода, церковные известия и распоряжения Смоленской духовной консистории6. Если официальные распоряжения Синода и отчеты его обер-прокурора публиковались во многих общецерковных изданиях7, то публикации о жизни епархии можно найти только на страницах епархиальных ведомостей.
В «Официальном отделе» «Смоленских епархиальных ведомостей» содержится качественное разнообразие сведений о жизни епархии. Здесь представлены данные о текущей жизни епархии, генеалогии священно- и церковнослужителей, известия о представителях духовного и иных ведомств, представленных и награжденных высочайшими и епархиальными наградами, а также священнослужителях, награжденных богослужебно-иерархическими наградами, о пожертвованиях на нужды храмов и монастырей Смоленской епархии, объявления о наборе в духовные учебные заведения, известия по духовно-училищному ведомству, воззвания с призывом оказать помощь на строительство церквей по епархии8. Кроме того, блок публикаций отдела включает в себя отчеты православных общественных организаций, действовавших в регионе9.
Рассмотрим наиболее важные из указанных направлений «Официального отдела» епархиальных ведомостей.
Распоряжения епархиального начальства относительно открытия и деятельности церковно-приходских попечительств10. Согласно «Положению о приходских попечительствах» их деятельность была направлена на содержание приходской церкви, улучшение материального положения приходского духовенства, оказание благотворительной и медицинской помощи бедным слоям населения в рамках прихода, народное образование. Первый отчет о деятельности приходских
5 Балбышкин, Степченков. Указ. соч. С. 8.
6 См., напр.: Смоленские епархиальные ведомости. 1865. Отдел официальный. № 1. С. 1; № 3. С. 72; № 6. С. 83.
7 См.: Барсов Т. В. Сборник действующих и руководствующих церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб., 1885; Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1866-1914 гг. СПб.; Пг., 1868-1916; Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; Полные духовные законы для православных священно- и церковнослужителей, монашествующих, настоятелей монастырей. Подробные указания для церковных старост и попечительств. СПб., 1877 и др.
8 См., напр.: Смоленские епархиальные ведомости. 1875. Отдел официальный. № 2. С. 36 и др.; 1881. № 5. С. 84 и др.; 1888. № 11. С. 409 и др.; 1892. № 5. С. 202 и др.; 1899. № 9. С. 480 и др.; 1904. № 5. С. 278-279 и др.
9 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Смоленск, 2012. С. 7.
10 Смоленские епархиальные ведомости. 1865. Отдел официальный. № 1. С. 1-7; Подробно о направлениях деятельности приходских попечительств см.: Ивочкин Рафаил, иеромонах. Указ. соч. С. 7.
попечительств был опубликован в 1866 г.11 Всего на страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» за период их существования было помещено 69 отчетов церковно-приходских попечительств (см. табл.). Так как сначала в отчетах не наблюдалось единообразия в их построении, для приведения отчетов к единому виду в 1871 г. была опубликована «Программа отчета о действиях приходских попечительств», которой стали руководствоваться приходские попечительства12.
Таблица
Отчеты церковно-приходских попечительств Смоленской епархии
№№ Название уезда Количество отчетов
1 Смоленский 4
2 Вельский 6
3 Вяземский 3
4 Гжатский 16
5 Дорогобужский 4
6 Духовщинский 4
7 Ельнинский 4
8 Краснинский 7
9 Поречский 5
10 Рославльский 5
11 Сычевский 6
12 Юхновский 5
Всего 69
Отчеты смоленских архиереев об обозрении епархии. В них отмечены как положительные, так и отрицательные стороны приходской жизни. Так, при осмотре епархии в 1864 г. епископ Антоний выявил ряд нарушений литургической жизни и богослужебного устава, недолжного содержания храмов и приходских кладбищ13. В 1866 г. был замечен ряд нравственных пороков сельского населения — пьянство, азартные игры и т. п.14
Наряду с обличительными данными отчеты показывают положительные примеры пастырской деятельности священнослужителей и достойного поведения прихожан. Например, в «Извлечении из отчета о состоянии Смоленской епархии в 1866 г.» сказано, что «нравственное состояние духовенства большей частью неукоризненно и соответствует великому делу служения Церкви», а «состояние благочестия в народе, по благодати Божией, удовлетворительно»15.
Большое внимание в отчетах архиереев уделено пожертвованиям на украшение, ремонт и строительство церквей16. Впоследствии (с 1871 г.) на страницах
11 Смоленские епархиальные ведомости. 1866. Отдел официальный. № 15. С. 318—327.
12 Смоленские епархиальные ведомости. 1871. Отдел официальный. № 8. С. 84—89.
13 Там же. 1865. № 5. С. 74-75.
14 Там же. 1867. № 13. С. 140-141.
15 Там же. С. 138-139.
16 Там же. С. 141-150.
издания была выделена специальная рубрика по данной тематике17. Отчеты епископов содержат сведения о народном образовании (открытие и состояние церковных школ, количество обучающихся), социальной деятельности приходов и монастырей (учреждение богаделен), ведомости о вероисповедной принадлежности народонаселения епархии18.
На страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» помещены четыре отчета о жизни епархии за 1864-1868 гг. 19
Программы торжеств, посвященных значимым государственным событиям, проводимых в рамках епархии. Данные публикации позволяют узнать о государственно-церковных мероприятиях, осуществляемых на территории Смоленщины, и о том патриотическом резонансе, которые они вносили в жизнь провинциального общества.
3 июня 1911 г. исполнилось 300 лет со дня героической обороны и падения Смоленска в Смутное время. Данное событие по заранее утвержденному плану молитвенно отметили в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе и храмах города. На западной стене собора по инициативе Смоленской ученой архивной комиссии была укреплена памятная доска с текстом, посвященным героическому подвигу архиепископа Сергия, воеводам Михаилу Шеину, Петру Горчакову, «доблестным воинам и гражданам, мученикам — погибшим с семействами под развалинами взорванного древнего Мономахова собора»20.
В 1912 г. Россия отмечала 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Юбилейные торжества прошли и в Смоленской губернии. Наиболее торжественно праздник совершался в тех уездах, где проходили крупные сражения. Главным юбилейным торжеством стало принесение на Бородинское поле из Смоленска чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», находившейся в Надвратном храме. Согласно Высочайше утвержденному плану, икону планировалось заносить в церкви, расположенные по старой Смоленской дороге. В наиболее крупных населенных пунктах образ должен был ночевать. Как и во всей империи, в юбилее приняло участие духовенство и многочисленное население региона21. 26 августа в благодарность за проведение юбилейных торжеств в Смоленской епархии, а также в память доблестных защитников Отечества епархии, «паства и духовенство коей в памятные дни Отечественной войны, ради блага и спасения Родины, явили выдающиеся подвиги гражданской доблести и самопожертвования», епископ Феодосий был награжден памятной императорской панагией, усыпанной драгоценными камнями22.
Выражения верноподданнических чувств и всплеск патриотического настроения в среде провинциального населения. По данному направлению имеется ряд статей. Во-первых, публикации связаны с покушениями на жизнь императора Александра II. Так, после апрельского покушения 1879 г. крестьяне села Кли-
17 Там же. 1871. № 10. С. 118-130.
18 Смоленские епархиальные ведомости. 1867. Отдел официальный. № 14. С. 161-168.
19 Там же. 1865. № 5. С. 74-77; 1867. № 14. С. 161-173; 1868. № 11. С. 142-158; № 12. С. 184205; 1869. № 9. С. 77-95; № 10. С. 110-114.
20 Там же. 1911. № 9. С. 211-219.
21 Там же. 1912. № 11. С. 225-237.
22 Там же. № 17. С. 485-486.
мово Юхновского уезда направили императору «Всеподданнейший адрес» с выражением чувств по поводу спасения царя от смерти. Кроме того, на средства благотворителей для приходского храма была изготовлена памятная Иверская икона Божией Матери в дорогом серебряном окладе, а также состоялись торжественные богослужения, привлекшие большое количество богомольцев23. Необходимо сказать, что заказ икон и утвари для церквей, приветственные адреса и молитвы связаны со всеми случаями проявления верноподданнических чувств, сопровождаясь всплеском патриотизма на местах.
Во-вторых, постановлением Святейшего Синода от 21 октября — 4 ноября 1888 г. было определено совершать ежегодные церковные торжества по случаю избавления императора Александра и его семьи от смерти во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г.24 Спасение от гибели царственного семейства произвело всплеск патриотического настроения в крестьянской среде по всей империи, в том числе и в Смоленской губернии. Епархиальные ведомости зафиксировали степень народного усердия. В благодарность Богу за спасение царя на Смоленщине даже воздвигали храмы. Например, уже в начале 1889 г. прихожане села Разрытое (Корсики) Рославльского уезда постановили воздвигнуть взамен деревянного храма новую каменную церковь во имя Рождества Богородицы с приделами во имя благоверного князя Александра Невского (покровителя императора) и святителя Николая. Решение верующих было исполнено, построенный ими храм сохранился до наших дней25.
В-третьих, выражения верноподданнических чувств происходили после неудавшегося покушения на наследника престола Николая Александровича в Японии 29 апреля 1891 г. По епархии в храмах совершались благодарственные молебны, возводились приделы и колокольни, жертвовались иконы и утварь26.
В-четвертых, по случаю царского коронования27.
Обо всех выше указанных проявлениях верноподданнических чувств смоленские архиереи докладывали обер-прокурору Святейшего Синода, который в свою очередь извещал рапортом императора. Царь всегда на рапортах накладывал резолюции: «Читал с удовольствием», «Благодарю», «Благодарить», «Искренно благодарим» и т. д.28
Генеалогия священно- и церковнослужителей. Источники по изучению генеалогии духовенства несколько иные, нежели документы по составлению родословной представителей других сословий. Кроме метрических книг существует ряд специфических материалов, без которых не обойтись исследователю истории православного духовенства Смоленской епархии. К ним относят клировые
23 Смоленские епархиальные ведомости. 1879. Отдел официальный. № 20. С. 400-412.
24 Там же. 1889. № 1. С. 1-2.
25 Смоленские епархиальные ведомости. 1889. Отдел офиц. № 11. С. 493; Постройка храма в селе Корсиках, Рославльского уезда, в память спасения Августейшей Семьи 17 октября 1888 года, и торжество освящения его 17 и 18 октября 1896 г. // Смоленские епархиальные ведомости. 1897. Отдел неофиц. № 1. С. 48-59; Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. Смоленск, 2011. С. 151.
26 Смоленские епархиальные ведомости. Отдел офиц. № 19. С. 889-891.
27 Там же. 1897. № 15. С. 825-827.
28 Там же. 1892. № 19. С. 889-891.
ведомости церквей и послужные списки. Так, согласно этим документам, мы можем узнать возраст, образование и семейное положение священника, диакона и псаломщика одной отдельно взятой церкви (монастыря)29. Однако не всегда в них можно найти информацию о награждениях, рукоположении, возведении в какую-либо должность, перемещении в пределах Смоленской епархии. Восполнить пробелы позволяют «Смоленские епархиальные ведомости».
Во-первых, на их страницах имеются упоминания о конкретных людях, их должности и месте проживания. Причем есть данные не только о представителях духовного ведомства, но и о дворянах, купцах, крестьянах. В основном это связано с упоминанием их имен в связи с пожертвованиями, открытиями попе-чительств, назначениями на должность церковного старосты и т. д.30
Во-вторых, ведомости содержат сведения о времени рукоположения в священный сан с указанием мест назначения31.
В-третьих, находится информация о перемещении священнослужителей с одного прихода на другой и о вакантных местах дьяконов, священников, псаломщиков32. Кроме того, при указании вакантного места на страницах ведомостей помещена краткая справка о приходской церкви: из чего выстроен храм, сколько имеет престолов, количество церковной земли, сколько положено жалованья и т. д.33 Данная информация стала публиковаться с 1907 г. и позволяет исследователю, изучающему историю храмостроительства на Смоленщине, сопоставить, уточнить и дополнить сведения по проблеме изучения истории приходов с другими источниками.
В-четвертых, можно узнать и даты смерти по спискам умерших священно-служителей34.
Для изучения истории храмостроительства на территории Смоленской епархии ценны указания о пожертвованиях на нужды храмов и монастырей Смоленской епархии. В данном разделе помещены имена и фамилии благотворителей, отмечена сумма пожертвования, сказано о подаренной церквям богослужебной утвари и т. д. Как уже было сказано выше, данный блок появился в 1871 г. и просуществовал до 1918 г. Иногда благодаря анализу сведений о пожертвованиях можно установить, в честь кого был освящен тот или иной храм. Например, долгие годы историки не знали, в честь кого была освящена церковь в селе Максимково Рославльского уезда, где был крещен скульптор-монументалист М. О. Микешин. Даже в таком важном для изучения истории православия на Смоленщине фонде «Иван Иванович Орловский» Государственного архива Смоленской области, где отложились описания многих церквей Смоленской губернии, в документах о селе Максимково не было указано, в честь кого освящен приходской храм. Лишь благодаря рассматриваемому раз-
29 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 47. Оп. 1. Д. 146.
30 См., напр.: Смоленские епархиальные ведомости. 1889. Отдел офиц. № 6. С. 278-279.
31 См., напр.: Там же. 1887. № 1. С. 10-13.
32 См. напр.: Там же. № 17. С. 809- 810.
33 См. напр.: Там же. 1907. № 10. С. 214-215.
34 См., напр.: Смоленские епархиальные ведомости. 1891. Отдел офиц. № 8. С. 388.
делу удалось узнать, что церковь, построенная в 1752 г., была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери35.
О построении храмов дают представление отчеты строительных комитетов. Например, в 1884 г. был опубликован «Отчет о приходе, расходе и остатке сумм и материалов временного строительного комитета по устройству церкви в селе Рыбках, Дорогобужского уезда за 1883 год»36.
В рамках изучения данной проблематики важны воззвания с призывом оказать помощь на строительство церквей по епархии. Всего за 1865-1918 гг. было опубликовано восемь воззваний с просьбой об оказании помощи на возведение храмов в селах Дмитровец Юхновского уезда, Зверовичи Краснинского уезда, Архангельское Сычевского уезда, Федоровское Рославльского уезда, Сверколу-чье Дорогобужского уезда, Бехтеево Сычевского уезда, Красноболотово Дорогобужского уезда, Новоселки Рославльского уезда37.
Кроме того, на страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» публиковались воззвания с просьбой оказать помощь на реставрацию Смоленско-Свято-Успенского кафедрального собора, а также на строительство домовых храмов при Вяземском духовном училище, Рославльском духовном училище и изготовление иконостаса домового храма Смоленского епархиального женского
училища38.
Ценную информацию о церковно-административном устройстве епархии, а также о пастырском окормлении приходами школ духовного ведомства дают «Список благочиний, с показанием причтов при каждой церкви Смоленской епархии» и «Список распределения причтов по десяткам для училищных округов Смоленской епархии»39.
Благодаря анализу указанных публикаций становится возможным проследить историю церквей Смоленской епархии, уточнить и дополнить имеющиеся данные, в том числе и архивные.
Важной публикацией в епархиальных ведомостях, оказавшей влияние на формирование ценного источника по истории Смоленской епархии, ныне находящегося в Государственном архиве Смоленской области, известного как фонд № 391 «Иван Иванович Орловский», стала «Программа по описанию епархии», опубликованная в 1903 г.40
О просветительском воздействии Смоленской епархии на провинциальное общество позволяют судить публикации, которые можно подразделить на две
35 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 169-171; О фонде И. И. Орловского см.: Ивочкин Рафаил, иеромонах. Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник по истории Русской Православной Церкви // Третьи Авраамиевские чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2005. С. 150-159; Смоленские епархиальные ведомости. 1890. Отдел офиц. № 19. С. 885; Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля. С. 167-168.
36 Смоленские епархиальные ведомости. 1884. Отдел офиц. № 16. С. 704-707.
37 Там же. 1865. № 12. С. 196-198; 1897. № 2. С. 81-82; 1900. № 7. С. 342-343; 1902. № 2. С. 62; № 18. С. 979-280; 1904. № 5. С. 279-280; 1907. № 23. С. 506; 1908. № 4. С. 71-72.
38 Там же. 1894. № 10. С. 444; 1900. № 7. С. 343; № 23. С. 1151-1152; 1903. № 21. С. 1225; 1907. № 12-13. С. 249-251.
39 Там же. 1881. № 7. С. 103-116.
40 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1903. Отдел официальный. № 14. С. 798-801.
группы: документы о деятельности Смоленской духовной семинарии и подведомственных ей духовных училищ, а также материалы о работе церковноприходских школ и школ грамоты, образцовых воскресных школ, учительских школ41.
К первой группе относятся распоряжения духовно-училищного начальства, отчеты о состоянии семинарии и училищ за отдельные учебные годы, списки их воспитанников (окончивших курс обучения, принятых, переведенных, отчисленных), журналы окружных училищных съездов, документация Смоленского епархиального училищного совета42. Хозяйственная жизнь духовных школ отражена в так называемых «Экономических отчетах»43.
Ко второй группе принадлежат известия и распоряжения по делам церковноприходских школ, отчеты о состоянии приходских школ и школ грамоты44.
Об истории социальной деятельности православного духовенства Смоленской епархии позволяют судить опубликованные на страницах ведомостей отчеты православных общественных организаций, таких как «Общество попечения о раненых и больных воинах», «Общество улучшения народного труда», «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Смоленского епархиального женского училища», «Отчеты о состоянии епархиальной богадельни», и др. Во многих отношениях «Смоленские епархиальные ведомости» являются уникальным и порой единственным источником, где можно найти сведения для раскрытия данной темы45.
Таковы основные направления публикаций в «Официальном отделе» «Смоленских епархиальных ведомостей».
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно полностью рассмотреть все направления публикаций епархиальных ведомостей. Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что официальный печатный орган Смоленской епархии является многоплановым историческим источником по многим вопросам как истории Церкви, так и Смоленской земли. «Официальный отдел» в большинстве своих публикаций отражал современную читателям жизнь Русской Православной Церкви и Смоленской епархии. Необходимо подчеркнуть, что возрожденные в 1993 г. «Смоленские епархиальные ведомости» продолжают традиции дореволюционного издания и являются ценным источником о современной жизни Смоленской епархии.
Ключевые слова: Смоленская епархия, «Смоленские епархиальные ведомости», исторический источник, просветительство, социальная деятельность.
41 Подробно о просветительском воздействии Смоленской епархии см.: Ивочкин Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность. С. 7.
42 См., напр.: Смоленские епархиальные ведомости. 1865. Отдел официальный. № 19. С. 302; 1899. № 5. С. 235-245; № 12. С. 649-661; № 20. С. 1068-1071; № 5. С. 250-252.
43 См., напр.: Там же. 1882. № 17. С. 523-525.
44 См., напр.: Там же. 1892. № 7. С. 303-305; 1895. № 6. С. 217-230.
45 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность. С. 207-222.
«Official Section» «Smolensk Diocesan Gazette» as a Source on the History of Smolensk (1865-1918)
R. Ivochkin
The article reveals the main directions of the publications in the «Official Section» «Smolensk Diocesan Gazette». The study looks at the diocesan statement as a historical source on different aspects of the life of the Smolensk diocese in the second half of 19th — early 20th centuries. Studied such directions of the department, as the current life of the diocese in the period under review, the issues of social and cultural activities and enlightenment Smolensk clergy. Much attention is paid to the analysis of publications about hramostroitelstva, pastoral care of schools of spiritual department, genealogy clergy. While working on the article used an integrated approach, general scientific dialectical method of study and analysis of social phenomena, including the principles of objectivity, historicism and systematic. The results will enable objectively present not only the history of the Smolensk diocese, but the Russian Orthodox Church.
Keywords: Diocese of Smolensk, «Smolensk Diocesan Gazette», a historical source, enlightenment, social activities.
Список литературы
1. Балбышкин Ю. А., Степченков Л. Л. Смоленские мемории. Вып. 1: Смоленские епархиальные ведомости. Отдел официальный. Библиографический указатель. Смоленск, 2010. С. 6.
2. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководствующих церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб., 1885.
3. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883.
4. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. Смоленск, 2011.
5. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Смоленск, 2012.
6. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник по истории Русской Православной Церкви // Третьи Авраамиевские чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2005. С. 150-159.