Научная статья на тему 'Церковная история Дорогобужского уезда. Новейший период'

Церковная история Дорогобужского уезда. Новейший период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дорогобужский уезд / духовное просвещение / Церковно-археологический комитет / изъятие церковных ценностей / Болдинский монастырь / оккупация / патриотическая деятельность Церкви / религиозное возрождение. / Dorogobuzhsky Uyezd / spiritual enlightenment / Church and Archaeological Committee / confiscation of church valuables / Boldinsky monastery / occupation / patriotic activity of the Church / religious revival.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

История России слагается не только из событий общегосударственного масштаба, но и жизни малых частей нашего Отечества. Дорогобужский уезд (а затем район) представляет собой то место, где формировалась история древней Смоленщины и исторической Руси. Однако не только былые заслуги требуют внимания современников, но и новейшая история этого края достойна внимательного отношения и всестороннего изучения. В настоящей статье на основе архивных материалов, Смоленских епархиальных ведомостей и иной литературы раскрывается церковная жизнь Дорогобужского края. Несмотря на значительные жертвы и испытания, которые выдержала эта земля, Церковь смогла выстоять и в конце прошлого столетия продемонстрировать возрождение духовной жизни, потребность к которой сохранялась у многих людей Дорогобужского района. Центром этого подъема, несомненно, стало восстановление Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecclesiastical history of the Dorogobuzh district. Newest period

The history of Russia consists not only of events on the national scale, but also of the life of small parts of our Fatherland. Dorogobuzhsky Uyezd (and then the district) is the place where the history of the ancient Smolensk region and historical Russia was formed. However, not only past achievements require the attention of contemporaries, but also the recent history of this region is worthy of careful attention and comprehensive study. The present article reveals the church life of the Dorogobuzhsky region on the basis of archival materials, the Smolensk diocesan Gazette and other literature. Despite the significant sacrifices and trials that this land endured, the Church was able to survive and demonstrate at the end of the last century the revival of spiritual life, the need for which remained with many people of the Dorogobuzhsky district. The center of this rise, undoubtedly, was the restoration of the Holy Trinity Boldin Monastery.

Текст научной работы на тему «Церковная история Дорогобужского уезда. Новейший период»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 142-158

УДК 27

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Демьян Анатольевич) Смоленская Православная Духовная Семинария

Церковная история Дорогобужского уезда. Новейший период

Аннотация: История России слагается не только из событий общегосударственного масштаба, но и жизни малых частей нашего Отечества. Дорогобужский уезд (а затем район) представляет собой то место, где формировалась история древней Смоленщины и исторической Руси. Однако не только былые заслуги требуют внимания современников, но и новейшая история этого края достойна внимательного отношения и всестороннего изучения. В настоящей статье на основе архивных материалов, Смоленских епархиальных ведомостей и иной литературы раскрывается церковная жизнь Дорогобужского края. Несмотря на значительные жертвы и испытания, которые выдержала эта земля, Церковь смогла выстоять и в конце прошлого столетия продемонстрировать возрождение духовной жизни, потребность к которой сохранялась у многих людей Дорогобужского района. Центром этого подъема, несомненно, стало восстановление Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря.

Ключевые слова: Дорогобужский уезд; духовное просвещение; Церковно-

археологический комитет; изъятие церковных ценностей; Болдинский монастырь; оккупация; патриотическая деятельность Церкви; религиозное возрождение.

Одним из важнейших направлений служения духовенства в Дорогобужском крае было духовное просвещение, о чем свидетельствует наличие к началу ХХ столетия в этом уезде 19 церковно-приходских школ и 27 школ грамоты1 2. Развитию школьного дела способствовали церковно -приходские попечительства, открытые при многих церквях Дорогобужского уезда. Попечительства строили помещения, приобретали учебные пособия и книги, заготавливали продукты и топливо, содержали общежития.

Кроме работы в школах духовного ведомства, священнослужители, в силу существовавших законов, преподавали Закон Божий в школах, подчинявшихся земству. Причем делали это с большой любовью к учащимся, стараясь повысить их образовательный уровень. Одним из таких священников был

Л

дорогобужский градский протоиерей Андрей Иванович Медведков . Также из законоучителей Дорогобужского уезда известны священники Александр

1 Списки населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 156-183.

2 Петропавловский Н., свящ. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. 1900. № 17. Отдел неофиц. С.

902-903.

142

Исторические исследования

Петрович Богоявленский (г. Дорогобуж) и Борис Аристархович Четыркин (с.

-5

Городок).

Важным направлением просветительской деятельности Церкви во второй половине XIX - начале ХХ в. являлось проведение внебогослужебных чтений на религиозно-нравственные темы. В Дорогобуже по предложению епископа Нестора (Метаниева) чтения стали совершаться в 1883 г. Первоначально они были открыты 27 марта 1883 г. в Покрово-Пятницкой церкви. Предметом чтений стали евангельские события и назидательные статьи из Троицких листков. Сами чтения велись под руководством протоиерея Андрея Медведкова приходскими священниками, число слушателей доходило до 50 человек, преимущественно женщин. 28 апреля состоялось собрание духовенства, на котором было принято решение открыть чтения еще в двух церквях -Духовской и Одигитриевской. В чтениях обязали принимать участие по очереди приходских священников трех названных храмов и священников тех церквей, в которых пока не было чтений. Так как на чтениях присутствовали в основном женщины, духовенство признало целесообразным ограничиться, кроме толкования Евангелия, чтением общедоступных рассказов из Священной истории, объяснением богослужения, чтением житий святых и статей из Троицких листков.

Чтения производились перед вечерней, причем народ приглашался колокольным звоном. После чтения священник записывал в специальный журнал тему и название книги, по которой проходило занятие. В помощь духовенству протоиерей А. Медведков приобрел (на собранные священнослужителями деньги) книги и брошюры, выписывал журналы. Кроме того, по предложению архиерея, при храмах стали формироваться приходские библиотеки3 4.

Кроме просветительской деятельности духовенство Дорогобужского уезда занималось социальным служением.

Духовенство Дорогобужского уезда оказывало материальную помощь малоимущим слоям населения, собирая средства на продукты к праздникам. Так, в 1898 г. по пригласительному билету благочинным Дорогобужского уезда священником Симеоном Солнцевым к Пасхе в пользу вдов и сирот было собрано 8 руб. 50 коп. Деньги были распределены между 6 вдовами 1-го благочиннического округа5.

Войны, в которых участвовала Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв., многократно увеличивали число нуждающихся. Организацией помощи армии и флоту, а также мирным жителям, пострадавшим от военных действий,

3 ГАСО. Ф. 2. Оп. 42. Д. 174, 2488.

4 Рапорт дорогобужского градского благочинного протоиерея Андрея Медведкова // Смоленские епархиальные ведомости. 1883. № 12. Отдел неофиц. С. 434-436.

5 Пасхальная помощь бедным г. Смоленска // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 9. Отдел офиц. С. 480.

143

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

активно занимались различные патриотические и благотворительные общества, как общероссийские, так и местные. Наиболее распространенной формой участия Церкви в этом были сборы в храмах в пользу российских обществ -Красного Креста, Комитетов попечения о раненых и больных воинах. Подобные сборы проходили и в церквях Дорогобужского уезда.

Для укрепления веры в победы русской армии над врагами Церкви и Отечества, а также возбуждения патриотических чувств в народе духовенство регулярно проводило молебны, благословляло ратников иконами и крестами. По распоряжению Святейшего Синода от 4 марта 1855 г. во всех церквях Смоленской епархии было прочитано воззвание по случаю организации государственного ополчения. 12 марта 1855 г. Дорогобужское духовное правление рассмотрело предписание духовной консистории, в котором указывалось на необходимость назначения в расквартированные в городах Дорогобуже и Ельне полки ополчения священников для отправления религиозных треб. Консистория распорядилась также выделить церкви, в которых могли бы молиться ратники. Духовное правление постановило: в Дорогобуже для богослужений предоставить Соборный и Богоявленский храмы с их причтами6 7 8.

Духовенство Дорогобужа и уезда активно занималось миссионерской деятельностью. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства, которые направлялись, например, на развитие Смоленского епархиального женского училища, на сооружение православных храмов за пределами России, лечение неимущих духовного звания и др.

В 1896 г. в Смоленской епархии был основан Церковно-археологический комитет. В его состав вошли местные историки и краеведы. Главной задачей комитета являлся поиск предметов церковной старины и исторических сведений. Большинство собранных материалов экспонировалось в особом музее - древлехранилище. В комплектовании его фондов приняли участие священнослужители Дорогобужского уезда. Так, в феврале 1913 г. духовенство Дорогобужа передало в древлехранилище старинный холщовый антиминс Преображенской церкви на посаде 1707 г., освященный митрополитом

о

Сильвестром (Крайским) .

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что духовенство вносило значительный вклад в общественно-духовную жизнь Дорогобужского уезда и Смоленской епархии в целом.

Революционные события 1905-1907 гг. затронули и Дорогобужский край. По замечанию епархиальной прессы: «Центральным пунктом революционного

6 ГАСО. Ф. 786. Оп. 1. Д. 68. Л. 4 об.-5.

7 Подробнее об этом см.: Рафаил (Ивочкин), иером. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Смоленск, 2012.

8 От Смоленского церковно-археологического комитета // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 5. Отдел офиц. С. 180.

144

Исторические исследования

движения является деревня Батищево с имением того же названия. Влиянию революционных агитаций подверглось и церковное богослужение, особенно в приходе с. Овиновщины. В прошлом 1905 г. некоторые деревни вовсе не служили принятых раньше деревенских молебнов и перестали ходить в церковь. В 1906 г. некоторые из них по-прежнему стали служить, но с тем, чтобы не служилось водосвятие. На вопрос священника - почему? Следовал ответ - потому, что там положено петь молитву за царя "победы ему даруя"»9.

Среди жителей Дорогобужа бытовали различные народные религиозные обычаи, о чем сообщает в своей статье В. А. Никитин: «Прежде всего, обратим внимание на интересный своего рода промысел, известный в Дорогобуже под названием "хождение с крестиком", состоящий в том, что некоторые из бедных и при том ленивых граждан, преимущественно из "заднепровья", не желая честным трудом снискивать себе пропитание, набирают разных крестиков, иконок, камешков, кусочков дерева, лоскутьев от одежды и т.п. мелочей, ходят по деревням и продают эти предметы, выдавая их за священные и взятые из замечательных монастырей и святых мест; например, кусочки дерева, как бы взятые от гроба Сергия Радонежского, камешки - из Афонской горы, Голгофы или Иерусалима и т.п.» 10. Подобное занятие имело достаточно широкое распространение, хотя и не приносило значимого дохода.

Кроме того, представители низших классов имели обычай вместе с покойником в гроб класть предмет, которым человек зарабатывал себе на жизнь. Тем самым предполагалось, что в загробном мире человеку будет удобнее работать. Приводятся примеры того, как сапожникам клали шило, пчеловодам - чашку с медом. Но если усопший страдал недугом пьянства, то в гроб клали сосуд с водкой11 12.

В некоторых селах Дорогобужского уезда справлялась так называемая «свеча». Практически все сельскохозяйственные работы сопровождались молебнами.

Говоря о почитании народом святых, канонизированных для всеобщего к ним молитвенного обращения, необходимо отметить благоговейное отношение населения к местным угодникам Божьим. К таким почитаемым подвижникам благочестия относился ученик преподобного Герасима Болдинского - Аркадий, именуемый Дорогобужским. Место его рождения неизвестно. Можно предположить, что он родился в Вязьме в семье купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. Его родители проживали на Олешинской улице . В 1535-1542 гг. в Вязьме преподобный Герасим основал

9 Явление, заслуживающее внимания // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 3. Отдел неофиц. С. 127128.

10 Никитин В.А. Описание города Дорогобужа // Справочная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск, 1894. С. 213.

11 Там же. С. 214.

12 Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань, 1907. С. 95-96.

145

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

Иоанно-Предтечев монастырь. В числе первой братии был и монах Аркадий. После возвращения святого Герасима в Болдинскую обитель, вместе с ним сюда перешел и его ученик Аркадий, подвизавшийся в затворе до конца XVI столетия . После преставления ко Господу, затворник Аркадий был погребен рядом с могилой преподобного Герасима в приделе Троицкого собора13 14. Память преподобного Аркадия, затворника Дорогобужского, почиталась вплоть до второй половины XIX в. наравне с преподобным Герасимом15.

Во многих храмах Дорогобужской земли хранились почитаемые богомольцами иконы. Особым почтением пользовались следующие образа: в Болдином монастыре - Казанская икона Божьей Матери, в Дорогобуже -Смоленская икона Богородицы «Одигитрия», образ Севастийских мучеников, образ Богородицы «Утоли мои печали», Иерусалимская икона Божьей Матери, резные статуи святителя Николая и мученицы Параскевы, в селе Волочке -резная статуя святителя Николая, в селе Засижье - Казанская икона Божьей Матери, в селе Пустынном - икона мученицы Параскевы, в селе Пушкино -резная статуя святителя Николая, в селе Ректы - Киево-Печерская икона Божьей Матери, в селе Рыбки - Борунская икона Божьей Матери. Следует отметить, что на территории Дорогобужской земли особым почитанием пользовались резные образа - статуи. Они имелись также во многих часовнях уезда.

Особым почитанием в Дорогобуже пользовалась Казанская икона Богородицы из Болдинского монастыря. В 1855 г. в городе свирепствовала холера. После того, как икону принесли из монастыря и перед ней на городской площади отслужили молебен, эпидемия прекратилась. В честь этого события была установлена традиция ежегодно приносить крестным ходом из Болдина в Дорогобуж чудотворный образ для служения благодарственных молебнов: «Ежегодно, в первый день после духовских праздников, приносится из Болдина монастыря в наш город высокочтимый здесь чудотворный образ Казанской иконы Богоматери. <...> Все - от богача-купца до бедняка-ремесленника, от домовладельца до последнего квартиранта, спешат принять в дом чтимую икону и помолиться пред ней. И вот начинается хождение с иконой по домам жителей города. Синклит монашествующей братии, с честью переходя из одного дома в другой и совершая моления, чинно, по порядку обходит дома

13 Ратшин А. Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000. С. 451; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1909. С. 620.

14 Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. С. 620.

15 Ратшин А. Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. С. 451; Романенко Е.В. Аркадий Дорогобужский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2008. С. 271.

146

Исторические исследования

граждан и затем, по окончании дела, при такой же торжественной церемонии, отправляется вместе с иконою на место своего постоянного пребывания»16 17 18.

В 1912 г. Россия отмечала 100-летие победы в Отечественной войне. Юбилейные торжества прошли и в Смоленской губернии; наиболее торжественно праздник совершался в тех уездах, где проходили крупные сражения. Дорогобуж с его уездом не остался в стороне от праздничных мероприятий. Как и во всей империи, в юбилее приняло участие духовенство.

Главным юбилейным торжеством в Смоленской губернии стало принесение на Бородинское поле из Смоленска чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрии», находившейся в Надвратном храме. По пути икону планировалось заносить в церкви, расположенные по Старой Смоленской дороге. В наиболее крупных населенных пунктах образ должен был ночевать. Четвертая ночевка приходилась на село Свирковы Луки, пятая -на село Усвятье, шестая - город Дорогобуж, седьмая - на Болдин монастырь, восьмая - на село Чеботово. Во время крестного хода духовенство по просьбе народа совершало молебны перед иконой, в тех местах, где образ ночевал, вечером служили Всенощное бдение, а утром - литургию .

29 августа 1913 г., в рамках празднования 300-летия Дома Романовых, в Дорогобуж прибыл епископ Феодосий (Феодосиев). В этот день архиерей совершил Всенощное бдение в Екатерининском соборе. 30 августа, после литургии, в присутствии губернатора, представителей дворянства, города, земства многочисленных горожан владыка освятил памятник императору Александру II . 5 октября, по тому же поводу, епископ Феодосий освятил храм на подворье Болдина монастыря во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя наследника престола19.

После революционных событий 1917 г. наступил новый этап в жизни нашего общества. Об отношении советской власти к Русской Православной Церкви известно довольно много, поэтому мы остановимся лишь на сведениях, относящихся к истории Православия в Дорогобуже и уезде.

В 1918 г. от рук новой власти пострадали следующие священники: Н. П. Волочков (убит 19 мая), В. И. Зверев (подвергался аресту и тюремному заключению), М. И. Крастелев (подвергался аресту и тюремному заключению), Л. И. Романов (подвергался аресту и тюремному заключению), П. И. Холодковский (упомянут в списке пострадавших за веру и Церковь как

16 Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Вып. 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск, 2001. С. 240.

17 Порядок торжественного отправления и следования Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» из Надвратной Богоматерской города Смоленска церкви ко дню юбилея Отечественной войны - к 26 августа на Бородинское поле по Старо-Московскому большаку // Смоленские епархиальные ведомости. 1912. № 11. Отдел офиц. С. 230-231.

18 Освящение Его Преосвященством памятника в Дорогобуже // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Отдел неофиц. С. 773.

19 Высочайшая благодарность // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 20. Отдел неофиц. С. 869-870.

147

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

20

принявший мученическую кончину) . На страницах местной прессы репрессии по отношению к духовным лицам представлены как справедливое возмездие за противодействие народной власти20 21.

Во исполнение «Декрета о реорганизации и централизации архивного дела» (1 июня 1918 г.) священнослужителям рассылали «Опросные листы о монастырских и церковных архивах», представлявшие собой своеобразный набор вопросов о состоянии храма, редких и старинных предметов культа, архива, кладбища, памятников и т.д. Подобные документы заполняли и священники Дорогобужского уезда. Работа проходила до 1924 г. Было описано 49 храмов уезда и 1 монастырь22 23.

В 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Согласно «Сводке о ходе работы по изъятию ценностей в Смоленской губернии на 15 апреля 1922 г.» в Дорогобуже изъятие проходило спокойно: «К изъятию ценностей приступлено 9-го марта и изъятие прошло без выдающихся эксцессов. Никаких волнений и выступлений не было, только часть заинтересованных лиц предложила выкупить ценности хлебом и металлом за металл. В городе изъято: 9 крестов и 3 кадила серебряных, из них 3 креста и два кадила сданы в музей, как исторические ценности. Комиссия работала удовлетворительно, но пока ценностей по чьей вине взято очень мало, а потому намечено дополнительное изъятие, что вряд ли не может не отразиться на настроении граждан, т.к. в этой отрасли агитируют, что большевики не остановятся на изъятии только один раз, а заберут все. На этой почве ведется подготовительная работа коммунистами среди воинских частей, рабочих и крестьян, которые <...> высказывались за изъятие. Укрытия ценностей нет, арестованных также нет» .

В сводке от 10 мая сказано, что: «Изъятие ценностей в городе давно закончено. Изъято 9 крестов и 3 серебряных кадила. Укрытия ценностей не было, а наоборот были обнаружены лишние вещи, каковые также были изъяты. Изъятие ценностей по уезду продолжается. Цифровых данных пока нет. Во время изъятия никаких волнений и недоразумений не было. Крестьяне и рабочие к изъятию ценностей относятся удовлетворительно»24.

Согласно сводке об окончательном изъятии ценностей на 20 мая 1922 г., в Дорогобужском уезде было изъято 29 пудов 27 фунтов серебра, т.е. около 475 кг25.

20 Ианнуарий (Недачин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 - начала 1919 года. М., 2013. С. 378-397.

21 Там же. С. 165.

22 ГАСО. Ф. Р-1544. Оп. 1. Д. 1338.

23 Цит. по: Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск, 2008. С. 161.

24 Там же. С. 168.

25 Урбанович Г., прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы ХХ века (по материалам смоленских архивов). Смоленск, 2012. С. 114.

148

Исторические исследования

На территории Дорогобужской земли, как и во всей стране, закрывались церкви. В городе Дорогобуже в 1929 г. были закрыты Екатерининский собор, Духовская, Воздвиженская, Казанско-Пятницкая, Одигитриевская,

Петропавловская, Покрово-Пятницкая, Успенская и Феодоровская церкви. В 1931 г. упразднили Стефаниевский приход. В эти же годы были разобраны колокольни Екатерининского собора, Покрово-Пятницкой, Духовской церквей. Позже всех (1937) был закрыт Богоявленский храм. Когда была упразднена Троицкая тюремная церковь, сведений не найдено.

В 1920 г. был закрыт Болдинский монастырь, на его территории открыли музей. Троицкий собор обители действовал до 1929 г., в монастыре проживали монахи. Окончательно монастырь закрыли в 1930 г. За год до этого всех монахов репрессировали.

С 1929 по 1941 г. на территории, ранее занимаемой Дорогобужским уездом, закрыты следующие храмы: Покровский и Никольский в селе Николо-Погорелое (1929), Успенский в селе Селецкое (1930), Михайловский и Андреевский в селе Алексино (1931), Феодоровский в селе Богородицком (1931), Балыкинской иконы Богородицы в селе Елисеенки (1931), Покровский в селе Засижье (1931), Покровский с селе Каськово (1931), Никольский в селе Княщина (1931), Петропавловский в селе Корочарово (1931), Преображенский в селе Красноболотово (1931), Сретенский в селе Кузино (1931), Казанский в селе Михайловском (1931), Никольский в селе Озерище (1931), Никольский в селе Усвятье (1931), Никольский в селе Волочек (1932), Рождества Христова в селе Междуречье (1932), Рождества Богородицы в Пушкино (1932), Георгиевский в селе Ромоданово (1932), Ильинский в селе Васильево (1933), Благовещенский в селе Благовещение (1933), Троицкий в селе Клетки (1933), Преображенский в селе Овиновщина (1933), Михайловский в селе Толстое (1933), Никольский в селе Николо-Кремянное (1934), Покровский в селе Славково (1934), Тихвинский в селе Вержино (1935), Одигитриевский в селе Моисеево (1935), Нерукотворного Образа Спасителя в селе Городок (1936), Никольский в селе Кулево (1937), Вознесенский в селе Рыбки (1937), Троицкий в селе Троицком (1937), Корсунской иконы Богородицы в селе Какушкино (1938), Рождества Богородицы в селе Высоком (1938), Покровский в селе Перстенки (1938), Преображенский в селе Пустынная Пятница (1938), Успенский в селе Шилово (1938), Ильинский в селе Бражино (1939), Одигитриевский в селе Новый Городок (1939), Никольский в селе Мытишино (1940), Одигитриевский в селе Ректы (1940), Тихвинский в селе Неелово (1941). Сведений о том, когда были закрыты церкви в селах Буда, Мстиславская Слобода, Пустошка, Рождество, Чеботово и Ярилово, автором данного исследования не найдено. Таким образом, перед Великой Отечественной войной на территории Дорогобужской земли не осталось ни одного действующего храма.

149

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

Утварь упраздненных церквей обычно уничтожалась, если верующим не удавалось вовремя разобрать ее по домам. Колокола шли на «нужды индустриализации», т.е. на переплавку. В зданиях церквей устраивали школы, клубы, зернохранилища и склады.

На фоне закрытия церквей усиливалась антирелигиозная пропаганда. На страницах местной прессы можно найти публикации с призывами обратить внимание на безбожную работу: «Антирелигиозная работа сейчас, в момент развертывания культурной революции, в период 3-го решающего года пятилетки, должна иметь важное значение, ибо борьба с религией, с предрассудками, суевериями - борьба за социализм. А между тем на безбожном фронте у нас неблагополучно. Слабо работает совет Союза воинствующих безбожников (СВБ), еще слабее ячейки СВБ. Часть ячеек развалилась. Вся антирелигиозная работа носит случайный характер. Думать, что церкви закрыты и, следовательно, религиозная волна спадает - значит не понимать задач СВБ. Надо раскрыть классовую подоплеку, внедрив в сознание трудящихся никчемность и вред религии, показав, что под маской религии скрываются классовые враги социалистической стройки, которые пользуются ею в работе по подрыву социалистического строительства. Учителя в ячейках не состоят, безбожная литература выписывается в мизерном количестве, группы юных безбожников в школах не созданы, борьбы с сектантством не ведется. Партийно-комсомольские ячейки совершенно отмахнулись от СВБ. Наступающие пост, "пасха" должны быть использованы для усиления антирелигиозной работы, превращая ее в повседневную и организованную. Надо собрать конференцию членов ВСБ, обсудить методы и план дальнейшей работы, переизбрать райсовет СВБ. Начать усиленную безбожную работу, помня, что борьба и победа на безбожном фронте, есть борьба и победа на фронте культурной революции»26.

Духовенство критиковали за стремление обогатиться за счет местного населения, приписывали вмешательство в общественную жизнь, попытки сорвать проводимые правительством и партией мероприятия. Масштабные гонения на Церковь развернулись в конце 1930-х годов. Духовные лица подвергались репрессиям. В эти годы арестованы следующие священнослужители Дорогобужской земли: В. А. Алексеев (5 лет ИТЛ), И. В. Афонский (10 лет ИТЛ, расстрелян), А. Р. Атрушкевич (расстрелян), В. И. Афонский (расстрелян), Н. П. Быстров (расстрелян), М. И. Клитин (расстрелян), И. Б. Лазарев (расстрелян), К. В. Маслов (расстрелян), И. М. Модринский (расстрелян), К. П. Нечаев (расстрелян), П. А. Пляшкевич (расстрелян), Т. В. Смирягин (расстрелян), В. С. Соколов (расстрелян), А.

26 Больше внимания безбожной работе // Коллективный путь. Пятидневная газета Дорогобужского РК ВКП (б), РИКА и Райпрофсовета. 1931. № 13. С. 2.

150

Исторические исследования

Ф. Спиридонов (расстрелян), К. Я. Чанцев (расстрелян), С. Я. Чанцев (расстрелян), В. И. Левченков (10 лет ИТЛ) .

Как уже отмечалось выше, в бывшем Дорогобужском уезде перед Великой Отечественной войной не осталось ни одного действующего храма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время оккупации новая власть, желая привлечь на свою сторону симпатии местного населения, не препятствовала возрождению церковной

28 29

жизни . В 1942 г. была открыта Одигитриевская церковь в селе Ректы .

Весной 1943 г. немцы взорвали все храмы Дорогобужа, кроме Петропавловской церкви. Кроме того, гитлеровцы взорвали все старинные постройки Болдинского монастыря - Троицкий собор, трапезную палату с Введенской церковью, колокольню. Во время войны были уничтожены храмы в селах Бражино, Елисеенки, Какушкино, Каськово, Княщина, Корочарово, Николо-Погорелое, Озерище, Селецкое, Толстое, Усвятье. Значительно пострадали церкви сел Мстиславская Слобода, Мытишино, Перстенки.

После освобождения Смоленской области, в силу изменившихся взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством, усилилась патриотическая деятельность первой. Важным направлением стал сбор средств в Фонд обороны. В 1945 г. крупную сумму в Госбанк сдал настоятель Одигитриевского храма села Ректы Дорогобужского района Владимир Городецкий .

В 1945 г. верующие Дорогобужа обратились к епископу Сергию (Смирнову) с просьбой открыть Петропавловскую церковь. Однако архиерей из-за отсутствия средств на ремонт храма не поддержал просьбу народа. В 1947 г. уже сам епископ поднимал вопрос об открытии храма в Дорогобуже в связи с отсутствием хотя бы одной церкви во втором титулярном городе епархии, но безрезультатно . С 1965 г. архиереи Смоленщины перестали именоваться Смоленскими и Дорогобужскими.

В 1960-1980-е гг. на территории Дорогобужской земли не было открыто ни одного храма. Единственной действующей церковью в районе оставалась Одигитриевская в селе Ректы.

После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между Церковью и государством. Начался период церковного возрождения. Повсеместно стали открываться приходы, реставрироваться старые и строиться новые храмы. Возрождение церковной 27 28 29 30 31

27 Сведения о репрессированных священнослужителях см.: Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1-4. Смоленск, 2003-2004.

28 О возрождении церковной жизни на Смоленщине см.: Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 81-106.

29 Серафим (Амельченков), иером. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск, 2012. С. 100.

30 Там же. С. 176.

31 ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 7. Л. 134-147.

151

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Дорогобуж не остался в стороне от этих преобразований. Воскрешение духовных традиций и духовной жизни города началось с возобновления богослужений в Петропавловском храме в 1988 г.32 33

В Смоленской епархии были открыты новые и возрождены древние монастыри. В их числе - Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь и Свято-Димитриевский женский монастырь в Дорогобуже.

В 1964 г. по инициативе и под руководством П. Д. Барановского началось восстановление архитектурного ансамбля Болдина монастыря, завершившееся уже в XXI столетии освящением восстановленного Свято-Троицкого собора в 2010 г. На протяжении более чем 20 лет на восстановлении Болдина монастыря трудился студенческий строительный отряд исторического факультета Смоленского пединститута. 31 июля 1989 г. во время работ стройотряда монастырь посетил архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл. Было принято решение о возрождении монашеской жизни в обители. В январе 1991 г. решением Священного Синода Болдинский монастырь был возрожден. Монастырские постройки переданы Смоленской епархии в руинированном состоянии. Настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Мезенцов), начавший восстановление обители.

В 1998 г. по благословению митрополита Кирилла при полуразрушенной Свято-Духовской церкви г. Дорогобужа стал действовать Свято-Димитриевский женский монастырь. В октябре того же года Священный Синод утвердил открытие монастыря. Первой игуменьей стала монахиня Михаила (Коровина). В настоящее время возрождение монастыря продолжается под руководством игуменьи Антонии (Егоровой).

В 1993 г. открыт приход во имя мученика Андрея Стратилата в селе Алексино, в 1994 г. - во имя праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Верхнеднепровском, в 1995 г. - в честь Казанской иконы Божьей Матери в

33

Дорогобуже (подворье Болдина монастыря) .

Ныне Дорогобужский район входит в состав Ярцевского благочиния Смоленской епархии. На территории района насчитывается 7 храмов.

1. Петропавловская церковь, г. Дорогобуж.

2. Казанская церковь, г. Дорогобуж.

3. Церковь во имя праведного Иоанна Кронштадтского, пос. Верхнеднепровский.

4. Церковь во имя мученика Андрея Стратилата, с. Алексино.

5. Михайловская церковь, с. Алексино.

32 Пунин И., игум., Худовеков С., свящ., Кононов В. Слово, благодать несущее. 20 лет служения Смоленской земле. Смоленск, 2005. С. 132.

33 Там же. С. 137-140.

152

Исторические исследования

6. Одигитриевская церковь, с. Ректы.

7. Церковь во имя великомученицы Ирины (строящаяся), д. Полибино.

Кроме того, в 2018 г. освящена отреставрированная Успенская часовня, до революции принадлежавшая Успенской церкви в Дорогобуже.

В 2010 г. Дорогобужскую землю посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 6 июня во время визита в Болдинский монастырь Патриарх Кирилл в сослужении сонма архиереев и духовенства Смоленской епархии освятил новый Свято-Троицкий собор обители. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в обитель почитаемую Казанскую икону Богородицы, считавшуюся утраченной после разрушения монастыря, но обнаруженную в ризнице одного из храмов. Также Его Святейшество вручил церковные награды настоятелю монастыря архимандриту Антонию (Мезенцову) и благотворителям Болдинского монастыря.

Исследование истории Православия на Дорогобужской земле показывает, что Русская Православная Церковь, как и встарь, продолжает служить Богу и людям, неся свет Христовой Истины, несмотря на все испытания, которые выпали на долю нашего народа в XX-XXI столетиях. Автор статьи надеется, что данный труд, раскрывающий основные страницы истории Православия в одном из уголков Смоленщины - Дорогобужской земле, позволит читателям узнать новые, не известные ранее сведения и предоставит фактический материал по данной теме, которая становится актуальной для поколения смолян, живущего в начале третьего тысячелетия.

153

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

Источники

1. ГАСО. Ф. 2. Оп. 42. Д. 174.

2. ГАСО. Ф. 2. Оп. 42. Д. 2488.

3. ГАСО. Ф. 786. Оп. 1. Д. 68.

4. ГАСО. Ф. Р-1544. Оп. 1. Д. 1338

5. ГАСО. Ф. Р-1620. Оп. 1. Д. 7.

Литература

6. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Свиток, 2006.

7. Амельченков С., иером. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск: Свиток, 2012.

8. Больше внимания безбожной работе // Коллективный путь. Пятидневная газета Дорогобужского РК ВКП (б), РИКА и Райпрофсовета. 1931. № 13. С. 2.

9. Высочайшая благодарность // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 20. Отдел неофиц. С. 869-870.

10. Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань: Церк. ист.-археол. о-во Казан. епархии, 1908.

11. Ианнуарий (Недачин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 -начала 1919 года. М.: Соловецкий монастырь, 2013.

12. Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. (Голод. Изъятие церковных ценностей. Раскол. Процесс смоленских церковников на Смоленщине). Смоленск: Смолен. гос. ун-т, 2008.

13. Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1-4. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003-2004.

14. Никитин В.А. Описание города Дорогобужа // Справочная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск, 1894. С. 213-214.

15. От Смоленского церковно-археологического комитета // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 5. Отдел офиц. С. 180.

16. Освящение Его Преосвященством памятника в Дорогобуже // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Отдел неофиц. С. 773.

17. Петропавловский Н., свящ. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. 1900. №

17. Отдел неофиц. С. 902-903.

18. Пунин И., игум., Худовеков С., свящ., Кононов В. Слово, благодать несущее. 20 лет служения Смоленской земле. Смоленск: Маджента, 2005.

19. Пасхальная помощь бедным г. Смоленска // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 9. Отдел офиц. С. 479-482.

20. Порядок торжественного отправления и следования Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» из Надворотней Богоматерской города Смоленска церкви ко дню юбилея Отечественной войны - к 26 августа на Бородинское поле по Старо-Московскому большаку // Смоленские епархиальные ведомости. 1912. № 11. Отдел офиц. С. 230-231.

154

Исторические исследования

21. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909.

22. Прохоров В.А., Шорин Ю.Н. Дорогобужская старина. Вып. 2. Из истории Дорогобужского края. Сборник статей. Смоленск: Смядынь, 2001.

23. Рафаил (Ивочкин), иером. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. Смоленск: Свиток, 2012.

24. Романенко Е.В. Аркадий Дорогобужский // Православная энциклопедия. Т. 3. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 271.

25. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М.: Университетская типография, 2000.

26. Рапорт дорогобужского градского благочинного протоиерея Андрея Медведкова // Смоленские епархиальные ведомости. 1883. № 12. Отдел неофиц. С. 434-436.

27. Списки населенных мест Смоленской губернии. Смоленск:

Смолен. губ. стат. ком., 1904.

28. Урбанович Г., прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы ХХ века (по

материалам смоленских архивов). Смоленск: Смоленская Православная Духовная

Семинария, 2012.

29. Явление, заслуживающее внимания // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 3. Отдел неофиц. С. 127-128.

155

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

Hieromonk Raphael (Ivochkin Demyan Anatolyevich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

Ecclesiastical history of the Dorogobuzh district.

Newest period

Abstract: The history of Russia consists not only of events on the national scale, but also of the life of small parts of our Fatherland. Dorogobuzhsky Uyezd (and then the district) is the place where the history of the ancient Smolensk region and historical Russia was formed. However, not only past achievements require the attention of contemporaries, but also the recent history of this region is worthy of careful attention and comprehensive study. The present article reveals the church life of the Dorogobuzhsky region on the basis of archival materials, the Smolensk diocesan Gazette and other literature. Despite the significant sacrifices and trials that this land endured, the Church was able to survive and demonstrate at the end of the last century the revival of spiritual life, the need for which remained with many people of the Dorogobuzhsky district. The center of this rise, undoubtedly, was the restoration of the Holy Trinity Boldin Monastery.

Keywords: Dorogobuzhsky Uyezd; spiritual enlightenment; Church and Archaeological Committee; confiscation of church valuables; Boldinsky monastery; occupation; patriotic activity of the Church; religious revival.

References

Amel'chenkov V.L. Smolenskaia eparkhiia v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Smolensk diocese during the Great Patriotic War]. Smolensk, 2006.

Amel'chenkov S., ierom. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov’ i obshchestvo v period Velikoi Otechestvennoi Voiny 1941-1945 godov (na materialakh Smolenskoi oblasti) [The Russian Orthodox Church and Society during the Great Patriotic War of 1941-1945 (based on materials from the Smolensk Region)]. Smolensk, 2012.

Bol'she vnimaniia bezbozhnoi rabote [More attention to godless work]. Kollektivnyi put'. Piatidnevnaia gazeta Dorogobuzhskogo RK VKP (b), RIKA i Raiprofsoveta - Collective path. Five-day newspaper of the Dorogobuzhskiy RK VKP (b), RIKA and Raiprofsovet, 1931, no. 13, p. 2.

Vysochaishaia blagodarnost' [Highest gratitude]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti -Smolensk Diocesan Bulletin, 1913, no. 20, Otdel neofits., pp. 869-870.

Dimitrii (Sambikin), arkhiep. Tverskoi paterik: kratkie svedeniia o tverskikh mestnochtimykh sviatykh [Tver paterikon: brief information about the Tver locally revered saints]. Kazan, 1908.

Iannuarii (Nedachin), arkhim. Dukhovenstvo Smolenskoi eparkhii v goneniiakh kontsa 1917 -nachala 1919 goda [The clergy of the Smolensk diocese in the persecutions of the late 1917 - early 1919]. Moscow, 2013.

Kail' M.V. Vlast' i pravoslavnye veruiushchie v rossiiskoi provintsii nachala 1920-kh godov. (Golod. Iz"iatie tserkovnykh tsennostei. Raskol. Protsess smolenskikh tserkovnikov na Smolenshchine) [Power and Orthodox believers in the Russian provinces in the early 1920s.

156

Исторические исследования

(Hunger. Withdrawal of church valuables. Schism. The process of the Smolensk churchmen in the Smolensk region)]. Smolensk, 2008.

Kniga pamiati zhertv politicheskikh repressii. Smolenskii martirolog. [Book of memory of victims of political repression. Smolensk Martyrology]. Smolensk, 2003-2004, vol. 1-4.

Nikitin V.A. 1894. Opisanie goroda Dorogobuzha [Description of the city of Dorogobuzh]. Spravochnaia knizhka Smolenskoi gubernii na 1894 god [Reference book of the Smolensk province for 1894]. Smolensk, 1894, pp. 213-214.

Ot Smolenskogo tserkovno-arkheologicheskogo komiteta [From the Smolensk Church-Archaeological Committee]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk Diocesan Bulletin, 1913, no. 5, Otdel ofits., p. 180.

Osviashchenie Ego Preosviashchenstvom pamiatnika v Dorogobuzhe [Consecration by His Grace of the monument in Dorogobuzh]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk Diocesan Bulletin, 1913, no. 13, Otdel neofits., p. 773.

Petropavlovskii N., sviashch. Nekrolog [Obituary]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti -Smolensk Diocesan Bulletin, 1900, no. 17, Otdel neofits., pp. 902-903.

Punin I., igum., Khudovekov S., sviashch., Kononov V. Slovo, blagodat' nesushchee. 20 let sluzheniia Smolenskoi zemle [Word, carrying grace. 20 years of service to the Smolensk land]. Smolensk, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Paskhal'naia pomoshch' bednym g. Smolenska [Easter aid to the poor of Smolensk]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk Diocesan Bulletin, 1898, no. 9, Otdel ofits., pp. 479-482.

Poriadok torzhestvennogo otpravleniia i sledovaniia Smolenskoi ikony Bozhiei Materi «Odigitrii» iz Nadvratnoi Bogomaterskoi goroda Smolenska tserkvi ko dniu iubileia Otechestvennoi voiny - k 26 avgusta na Borodinskoe pole po Staro-Moskovskomu bol'shaku [The order of the solemn departure and following of the Smolensk Icon of the Mother of God "Hodegetria" from the Gateway Church of the Mother of God of Smolensk on the day of the anniversary of the Patriotic War - by August 26 to the Borodino field along the Old Moscow Bolshak]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk Diocesan Bulletin, 1912, no. 11, Otdel ofits., pp. 230-231.

Pravoslavnye russkie obiteli. Polnoe illiustrirovannoe opisanie vsekh pravoslavnykh russkikh monastyrei v Rossiiskoi imperii i na Afone [Orthodox Russian monasteries. Complete illustrated description of all Orthodox Russian monasteries in the Russian Empire and on Athos]. St. Petersburg, 1909.

Prokhorov V.A., Shorin Iu.N. Dorogobuzhskaia starina. Vyp. 2. Iz istorii Dorogobuzhskogo kraia. Sbornik statei [Dorogobuzh antiquity. Issue 2. From the history of the Dorogobuzh region. Digest of articles]. Smolensk, 2001.

Rafail (Ivochkin), ierom. Sotsial'naia i prosvetitel'skaia deiatel'nost' Smolenskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX- nachale KhKh vv. [Social and educational activities of the Smolensk diocese in the second half of the XIX - early XX centuries]. Smolensk, 2012.

Romanenko E.V. 2008. Arkadii Dorogobuzhskii [Arkady Dorogobuzhsky]. Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2008, vol. 3, p. 271.

Ratshin A. Polnoe sobranie istoricheskikh svedenii obo vsekh byvshikh v drevnosti i nyne sushchestvuiushchikh monastyriakh i primechatel'nykh tserkvakh v Rossii [Complete collection of historical information about all the ancient and existing monasteries and notable churches in Russia]. Moscow, 2000.

Raport dorogobuzhskogo gradskogo blagochinnogo protoiereia Andreia Medvedkova [Report of the Dorogobuzh city dean Archpriest Andrei Medvedkov]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti -Smolensk Diocesan Bulletin, 1883, no. 12, Otdel neofits., pp. 434-436.

Spiski naselennykh mest Smolenskoi gubernii [Lists of the populated areas of the Smolensk province]. Smolensk, 1904.

157

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А. Церковная история Дорогобужского уезда...

Urbanovich G., prot. Tserkov' i sovetskaia vlast' v Smolenske v 20-e gody KhKh veka (po materialam smolenskikh arkhivov) [Church and Soviet Power in Smolensk in the 1920s (based on materials from the Smolensk archives)]. Smolensk, 2012.

Iavlenie, zasluzhivaiushchee vnimaniia [Phenomenon deserving attention]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti - Smolensk Diocesan Bulletin, 1907, no. 3, Otdel neofits., pp. 127-128.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.