Научная статья на тему 'Деятельность Русской Православной Церкви в начале 1970-хх годов по отчётам Уполномоченного по делам религии при Совете Министров по Смоленской области'

Деятельность Русской Православной Церкви в начале 1970-хх годов по отчётам Уполномоченного по делам религии при Совете Министров по Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимоотношение государства и церкви / религиозные группы / религиозная политика СССР / Русская Православная Церковь / Уполномоченный по делам религии. / the relationship between the state and the church / religious groups / religious policy of the USSR / Russian Orthodox Church / Commissioner for Religious Affairs.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Силина Карина Владимировна

Данная статья написана на основании отчетов Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР в Смоленской области и освещает взаимоотношения советских органов власти и Русской Православной Церкви в начале 1970-х гг. Авторы затрагивают аспекты взаимодействия и контроля со стороны советских органов за православными религиозными общинами, показывая их деятельность и проблемы, с которыми они сталкивались. В ходе написания статьи использовались материалы Государственного архива Смоленской области (далее ГАСО), многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Силина Карина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Russian Orthodox Church in the Early 1970s According to the Reports of the Commissioner for Religious Affairs at the Council of Ministers for the Smolensk Region

This article is written on the basis of the reports of the Plenipotentiary for Religious Affairs at the Council of Ministers of the USSR in the Smolensk region and covers the relationship between the Soviet authorities and the Russian Orthodox Church in the early 1970s. In the course of writing the article, the materials of the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter referred to as GANISO) were used, many of which are introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Деятельность Русской Православной Церкви в начале 1970-хх годов по отчётам Уполномоченного по делам религии при Совете Министров по Смоленской области»

Теологический вестник УДК 908

Смоленской православной духовной Иванов А. М.

семинарии. 2024. №1. С. 58-74 Силина К. В.

Деятельность Русской Православной Церкви в начале 1970-хх годов по отчётам Уполномоченного по делам религии при Совете Министров по Смоленской

области

Аннотация. Данная статья написана на основании отчетов Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР в Смоленской области и освещает взаимоотношения советских органов власти и Русской Православной Церкви в начале 1970-х гг. Авторы затрагивают аспекты взаимодействия и контроля со стороны советских органов за православными религиозными общинами, показывая их деятельность и проблемы, с которыми они сталкивались. В ходе написания статьи использовались материалы Государственного архива Смоленской области (далее ГАСО), многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Ключевые слова: взаимоотношение государства и церкви; религиозные группы; религиозная политика СССР; Русская Православная Церковь; Уполномоченный по делам религии.

Основное внимание Уполномоченного по делам религии по Смоленской области в начале 1970-х годов было сосредоточено на практическом претворении в жизнь политики партии и правительства в отношении религии: выполнение положения о Совете и указаний Совета по делам религии при Совете Министров СССР; контроль за применением и соблюдением законодательства о культах местными религиозными организациями и служителями культа, а также местными советскими органами, должностными лицами, всеми гражданами; изучение религиозной обстановки в Смоленской области; информации Совета, партийных и советских органов о процессах и явлениях в религиях; принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о культах, рассмотрение заявлений и жалоб; оказание помощи комиссиям при исполкомах рай(гор)советах депутатов трудящихся в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах.1

По отчетам Уполномоченного по делам религии в Смоленской области Навозова Ф.Д. в начале 1970-х гг. подавляющее большинство населения области порвало с религией, в области продолжался процесс ее ослабления,

1 Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 58. Л. 22.

58

постепенно снижалась религиозная обрядность. По состоянию на 1 января 1972 г. в Смоленской области оставалось 38 православных церквей, одна из них в течение последних 5- 6 лет (д. Корсики, Шумячского района) из-за отсутствия священника не работала. В связи с недостатком священнослужителей и охлаждением интереса верующих к отправлению религиозных обрядов отдельные церкви, например Николо-Яровна Смоленского района, Липицы Сычевского района и Юрковщина Хиславичского района почти прекратили свою работу. В двух городах областного значения в Сафонове и Ярцеве и шести сельских - Велижском, Краснинском, Духовщинском, Сафоновском и Угранском районах не было действующих церквей. В период с 1961 по 1971 гг. 14 церквей совершенно прекратили свою деятельность.

В начале 1970-х годов в Смоленской области продолжался процесс постепенного ослабления и угасания религиозной деятельности Русской Православной Церкви, вместе с этим следует отметить, что данный процесс проходил неравномерно и нередко носил противоречивый характер. Это можно проследить по состоянию религиозной обрядности на примере крещения детей. Так, например, в 1963 г. из всех родившихся детей было крещено 51%, то уже в 1970 г. всего 39 %, а в 1971 г. менее 30 %. Отмечалось четыре случая венчания, в том числе два в старообрядческой церкви. В то же время по отдельным городам и районам Смоленской области религиозная обрядность (крещение) детей в Русской Православной церкви продолжала оставаться довольно высокой и значительно превышала средние областные показатели. Например, в Вязьме - 65,3 %, Рославле - 43,3 %; в районах: Вяземском - 82,3 %, Рославльском - 45,5 %, Сафоновском - 45, 4 %, Хиславичском - 43 %, Демидовском - 42 %, Сычевском - 31 % и других. Не изжиты были факты, когда в некоторых районах области в отправлении религиозных обрядов учавствовали лица из интеллигенции и допускались примиренческие отношения к религии. Вместо того, чтобы в соответствии с Уставом КПСС вести борьбу с религиозными пережитками, отдельные члены партии крестили своих детей, держали в доме иконы, и не всегда по этим фактам принимались своевременные и принципиальные меры.

Примирительное отношение к религии проявлялось со стороны отдельной части комсомольцев, так, например, в г. Вязьме в 1967-1969 гг. прошли обряд крещения двадцать юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет, среди них оказалось девять комсомольцев. На Смоленском льнокомбинате из числа опрошенных молодых рабочих 80 % показали себя убежденными атеистами, 11 % оказались колеблющимися и лишь 9 % верующими, подобные факты, к сожалению, имели место и на других предприятиях. Главная причина такой высокой обрядности по отдельным городам и районам Смоленской области была связана с тем, что уровень атеистической пропаганды, особенно среди молодежи, оставался низким, слабо внедрялась новая обрядность.

На ослабление деятельности Русской Православной церкви оказывал влияние низкий культурный уровень священнослужителей, постоянные

перетасовки и текучесть кадров духовенства. Так, например, в 1971 г. из церквей Смоленской области по разным причинам выбыло 9 священнослужителей, а из духовных учебных заведений не было направлено ни одного человека. Продолжал ухудшатся и качественный состав духовенства, из 65 служителей культа по возрасту двадцать один был старше 60 лет, и 28 человек имели начальное духовное образование, более половины служителей

-5

культа не имели никакого богословского образования. Систематическая нехватка священнослужителей в Смоленской епархии ощущалась и до этого, т.к. кризисное явление с религией являлось закономерным процессом состояния и деятельности религиозных организаций.

Ухудшение качественного состава наблюдалось и в исполнительных органах, а также в «двадцатках», 216 человек было избрано в состав исполнительных органов и ревизионных комиссий, в своем большинстве имели престарелый, пенсионный возраст и являлись или неграмотными, или имели образование не выше начального. Если проанализировать состав «двадцаток» за 1960-1970-ее гг. то становился очевидным тот факт, что в составе религиозных объединений преобладало большинство пенсионеров преклонных лет. Научно-атеистическая пропаганда, проводившаяся в Смоленской области партийными, советскими и другими общественными организациями создавала такие условия, при которых религия почти не получала верующих из молодого поколения. В Смоленской области ни в одном православном религиозном обществе, особенно в составе «двадцаток» практически не было молодежи. О том, что в составе «двадцаток» оставались одни пенсионеры, к тому же преклонных лет, говорили следующие факты. В церковной общине села Уварово (Ельнинский район) в 1963 г. в составе «двадцаток» было 7 пенсионеров, 6 колхозников, один рабочий и 16 домохозяек; а в 1966 г. пенсионеров насчитывалось - 25, колхозников - 2, рабочий - 1 и домохозяек -3. По состоянию на 1 января 1972 г. в составе «двадцаток» преобладали пенсионеры, причем 81 % из них были женщины преклонных лет. В Дорогобужском районе религиозная община церкви села Ректы в 1961 г. насчитывала 23 пенсионера, 4 рабочих, 2 колхозника и одного служащего, тогда как по состоянию на 1 января 1972 г. в составе вышеуказанной «двадцатки» преимущественно были пенсионеры. В Хиславичском районе состав членов «двадцатки» Борисоглебской церкви в 1963 г. состоял из 26 человек, из них 10 пенсионеров, 8 колхозников и 2 рабочих, по состоянию на 1 января 1972 г. - 19 пенсионеров и 4 домохозяйки. Аналогичные примеры имелись и в других районах Смоленской области.4 Следует отметить, что многие пенсионеры, входившие в религиозные объединения, не могли самостоятельно двигаться, церковные богослужения не посещали. Все это говорило о том, что с каждым годом уменьшалось количество верующих и непрерывно продолжался процесс ослабления религиозной обстановки в области.

Духовенство и религиозные объединения верующих не собирались добровольно уступать свои позиции и беспрепятственно идти на снижение религиозной деятельности, если религиозная обрядность в Русской Православной церкви и сокращалась, то в целом она продолжала оставаться довольно высокой. Так, например, в 1963 г. в Смоленской области родилось 17487 детей, крещено было 9031 (51,6 % к составу родившихся), за этот срок умерло 10345 человек, отпето очно 685 человек, заочно 6645 человек. Особенно большой процент обрядности составлял в г. Вязьме, Рославле и в районах: Вяземском, Рославльском, Сафоновском, Хиславичском, Демидовском, Сычевском и др. В этих городах и районах почти каждый второй новорожденный был крещен. Несмотря на уменьшение обрядности в 1971 г. на 10 % по сравнению с 1970 г., доходы Русской Православной Церкви продолжали расти, так в 1969 г. доходы составляли 702 тысячи рублей, а в 1970г. 718 тысяч рублей, то в 1971 г. доходы повысились до 751 тысячи рублей, в том числе по городам они составили 497 тысяч рублей, а по селу - 260 тысяч рублей. Если в среднем на одну церковь денежные доходы в 1970 г. составляли 19 тысяч рублей, то в 1971 г. они выросли до 20 тысяч рублей. Следует обратить внимание, что денежные доходы городских церквей были выше, чем в сельской местности, так, например, в 1971 г. в городах на одну церковь доход достигал 112 тысяч рублей, на селе 81 тысяча рублей. Повышение доходов в 1971 г. происходило за счет увеличения количества продажи свечей, просфор и мелких треб религиозных обрядностей.

Сосредоточение в руках религиозных объединений крупных денежных средств позволяло в ряде церквей использовать эти средства на расширение актива верующих. Исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся, уполномоченный Совета по делам религии оказывали свое влияние на регулирование доходов церквей путем увеличения отчислений доходов церквей в фонд мира и в фонд охраны исторических памятников. Так, например, отчисления в фонд мира православными церквами в 1971 г. составили 50 тысяч рублей, в фонд охраны исторических памятников - 500 рублей.

Уполномоченный по делам религии Смоленской области Навозов Ф.Д., используя рекомендации Совета, направленные на недопущение постоянной оплаты членам ревизиционных комиссий, также принимал меры по ограничению платного состава исполнительных органов, обслуживающего персонала, хористов и усилению контроля за учетом всех средств религиозных обществ. Эта работа проводилась с определённым тактом, дабы не дать повод обвинить во вмешательстве во внутренние дела Церкви. Духовенство стремилось укрепить свои позиции путем приспособления к действительности и модернизации религиозной идеологии. Это делалось путем усиления правоведческой деятельности, направленной на внушение верующим, будто духовенство во всем следовало духу коммунистического строительства в стране и врастания религии в социализм. Обращаясь к верующим Успенского собора, епископ Смоленский и Вяземский Гедеон говорил: «Православные

христиане, братья и сестры, наша святая церковь русская, в лице своих архипастырей, пастырей и всех верующих мирян продолжала собирательство, патриотическое и миротворческое делание на благо нашей любимой Родины, на достижение новых успехов в строительстве новой жизни, с тем, чтобы вся деятельность Русской Православной церкви служила прославлением жизни Божия и утверждения мира на земле».

Проявляя полную лояльность к советскому государству, духовенство, проживавшее в Смоленской области, принимало активные меры к модернизации религиозной идеологии, чтобы приспособиться к новым условиям жизни и тем самым продлевая существования религии, используя для этих целей всевозможные средства, направленные на оживление религиозных пережитков, на усиление влияния религии на массы верующих. Заботясь о своем будущем, духовенство стремилось пополнить свои ряды молодежью. В Смоленскую область за 1963 - 1971 гг. было направлено 10 священников в возрасте до 40 лет, среди этих духовных лиц можно назвать епископа Гедеона 1929 года рождения, направленного в Смоленскую епархию в 1967 г. Большинство лиц из этого молодого поколения имели высшее и среднее светское и духовное образование. С целью усиления своего влияния на молодежь и детей, церковники вели активную правоведческую деятельность среди пожилых женщин и пенсионеров. В своих проповедях перед верующими епископ Гедеон, а также другие священники старались внушить престарелым людям мысль о необходимости строгого соблюдения религиозных обрядов детьми и молодежью и тем самым опутать молодое поколение религиозными пережитками и предрассудками. Так, например, в 1971 г. по городам областного подчинения из родившихся 6583 человека, окрещено 1905, в том числе в возрасте до 3 лет - 1382 человека, от 3 до 7 лет - 347, от 7 до 18 лет -138, старше 18 лет - 38 человек, что составляло 29,9 % к общему числу родившихся. Наибольший процент крещения детей приходился на г. Вязьму (65,3 %), г. Рославль (43,3 %).5 По городам и районам Смоленской области за 1971 г. приняли участие в религиозных обрядах крещения детей до 20 тысяч молодых людей. Среди опрошенных молодых рабочих в области более 50 % высказали свои безразличное отношение к религии. Не будучи убежденными атеистами, они могли принимать участие в религиозных обрядах и праздниках, примиренчески относясь к распространению религиозных взглядов.

В Смоленской области принимались меры по внедрению новых обрядов, так, в 1971 г. было зарегистрировано в торжественной обстановке во дворцах и домах культуры, клубах 8064 новорожденных из 13906 родившихся (58,1%), из 10608 браков было зарегистрировано бракосочетаний в торжественной обстановке 6684 (61,1 %). Наибольший процент регистрации бракосочетаний в торжественной обстановке составлял по городам: Сафоново (77,9 %), Вязьме (76,9%), Смоленске (63,8 %) и по районам: Духовщинский (90,7 %), Монастырщинский (84,4 %) Руднянский (83,2 %), Краснинский (81,6 %). Недостаточно проводилась торжественная регистрация новорождённых и

бракосочетаний в таких районах, как Велижский, Ельнинский, Сычевский, Хиславичский и др.

Уполномоченный по делам религии по Смоленской области совместно с партийными организациями и местными органами власти принимал меры по укреплению связи с органами народного образования, школами, комсомольской и родительской общественностью, обращая их внимание на всемерное улучшение атеистического воспитания, индивидуальную работу с верящими родителями школьников. При проведении такой работы партийно-советскими органами и уполномоченным не допускалось администрирование, с этой целью в Смоленской области и районах принимался ряд мер, направленных на повышение уровня знаний пропагандистских кадров атеистов, обмен опытом работы и овладение лекторским искусством атеистической пропаганды. Например, в течение 1971 г. отделом пропаганды и агитации Смоленского обкома КПСС было проведено совещание лекторов-атеистов Смоленской области, на котором серьезное внимание было уделено строгому соблюдению ленинских принципов политики партии и государства в отношении религии, выполнению законодательства о культах. По ряду районов области был проведен обмен опытом научной атеистической пропаганды.6

На ослабление деятельности православных церквей Смоленской епархии существенное влияние оказывал не только недостаток священнослужителей, но и ухудшение качественного состава исполнительных органов и «двадцаток» религиозных обществ. Из 228 человек, избранных в состав исполнительных органов и ревизионных комиссий, более 90 % являлись пенсионерами престарелого возраста, малограмотными женщинами. Качественный состав исполнительных органов по отдельным приходам Смоленской области характеризовался следующим образом. Так, например, исполнительный орган Казанской церкви Новодугинского района состоял из лиц в возрасте от 70 до 83 лет, в силу своей неработоспособности церковь там находилась в запущенном состоянии, влачила жалкое существование, ее внешний и внутренний вид был непригляден, в ней холодно и неуютно. Само здание и организация службы не привлекали, а отталкивали население. Неудивительно, что религиозная обрядность в данной церкви с каждым годом падала, так если в 1973 г. было окрещено 6 человек, то в 1974 г. 4 человека. Средняя посещаемость церкви составляла 8-12 человек, а годовой доход не превышал 3,5-4 тысячи рублей в год, такое же состояние имела Преображенская и Николаевская церкви Новодугинского района. Новодугинский район Смоленской области большего всего был насыщен церквями, в нем на 1974 г. работало 6 церквей, и несмотря на это религиозная обрядность с каждым годом падала. В 1972 г. крещение составляло - 62 %, в 1973 г. - 52 %, в 1974 г. - 28 %. Все это объяснялось слабой работой исполнительных органов, запущенностью церковных зданий, плохой организацией службы, низким культурным и богословским уровнем

7

священников.

6 Там же. Л. 21.

7 ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 62. Л. 10-11.

Аналогичное положение складывалось и в Преображенской церкви Вяземского района, где в силу таких же причин религиозная обрядность снижалась, так, в 1972 г. процент крещенных составлял - 51 %, в 1973 г. - 27 %, в 1974 г. - 20,8 %. Отпето умерших в 1974 г. всего 27 человек, денежный доход в 1973 г. составлял 7,3 тысячи рублей, а в 1974 г. - 5,8 тыс. рублей. В Никольской церкви исполнительный орган два года подряд с 1973 по 1974 гг. не был в состоянии оплатить расходы, так в 1972 г. доход составлял 3273 рубля, в 1973 г. 2856 рублей, в 1974 г. 2726 рублей. Церковь находилась на грани закрытия.

За 1974 г. религиозная обрядность крещения детей в православных церквях Смоленской области составляла 27,3 %. Обряд крещения детей по области по сравнению с 1973 г. увеличился на 1,1 %, в г. Гагарине на 20 %, г. Рославле на 12 %, г. Ярцево на 12,5 %, в районах: Хиславичском - 22,9 %, Смоленском - 21,8 %, Руднянском - 16,4 %, Починковском - 13,2 %, Угранском - 12,4 %, в то же время отпето было умерших на 2000 человек меньше чем в 1973 г. По некоторым районам Смоленской области процент крещения детей по сравнению с 1973 г. несколько уменьшился: по Новодугинскому району на 24,8 %, Темкинскому - 22 %, Ярцевскому - 16,8%, Дорогобужскому - 10 %, Духовщинскому - 7,8 % Шумячскому - 7 %, Холм-Жирковскому на 2,6 %. В то же время религиозная обрядность в целом по области и особенно в гг. Гагарине, Рославле, Ярцево и районах Демидовском, Ельнинском, Ершичском, Починковском, Руднянском, Смоленском, Угранском, Хиславичском продолжала оставаться довольно высокой. Это все говорило, что в Смоленской области, особенно в указанных районах, как не раз отмечалось, недостаточно эффективно велась научно-атеистическая работа среди населения, не была создана стройная система научно-атеистического воспитания. Это объяснялось неправильным, односторонним пониманием принципа свободы совести, как права на свободное отправление религиозных обрядов, забывая об антирелигиозной пропаганде как важнейшей задачей по научному атеистическому воспитанию. В связи с этим во многих районах Смоленской области не создавалось общественного атеистического мнения о религиозных обрядах, проявлялось равнодушное отношение к таким явлениям со стороны партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, все еще не были изжиты случаи крещения детей коммунистами и комсомольцами.

Одной из причин серьезных недостатков в организации атеистической работы среди населения являлось ослабление контроля за соблюдением законодательства в отдельных городах и районах, еще не были изжиты случаи нарушения принципа обоюдного согласия родителей на совершение религиозных обрядов над детьми. Клубы и Дворцы культуры, призванные сыграть важную роль в утверждении безрелигиозных обрядов, таких как торжественная регистрация новорожденных, регистрация браков и организация свадебных вечеров, дней рождения, совершеннолетия, посвящения в рабочие или колхозники, проводы в Советскую Армию или на пенсию, еще недостаточно внедряли гражданскую обрядность. Между тем, в Вяземском,

Новодугинскому, Духовщинском, Гагаринском, Краснинском и других районах проведение красочных, торжественных безрелигиозных праздников и обрядов служили эффективным средством атеистического воспитания различных категорий населения и вели к резкому сокращению религиозных обрядов,

О

особенно крещения детей.

В 1974 г. в торжественной обстановке в Домах культуры и клубах Смоленской области было зарегистрировано браков 9746 (84,7 %), новорожденных 11270 (76,6 %). В перечисленных выше районах стало традицией проведение праздников: «Проводы русской зимы», «Весны и труда», «Первой борозды», «Урожая» и других. Широкое распространение получило проведение в Домах культуры и клубах вечеров чествования лучших людей села, передовиков производства. Большое одобрение у молодежи вызывали проводимое в Домах культуры вручение первого паспорта. Следует также отметить, что в 1974 г. в Смоленской области произошло снижение роста доходов в Русской Православной церкви, если в 1973 г. доходы церкви составляли 861 тыс. рублей, то в 1974 г. они уменьшились до 839 тыс. рублей, то есть рост доходов сократился на 21,5 тыс. рублей.

Исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся, уполномоченный Совета по делам религии в целях регулирования доходов церкви оказывали влияние на религиозные объединения путем всемерного поощрения их патриотической деятельности по отчислению ими взносов в Советский фонд мира, а также на охрану памятников истории и культуры, в 1974 г. в фонд мира церквями Смоленской области было внесено 88648 рублей. Широко использовались рекомендации Совета о недопустимости исполнительными органами религиозных общин всевозможных излишеств в расходовании денежных средств. Принимались меры по снижению активности церковной жизни и ослаблению ее влияния на население путем сокращения аппарата церквей, особенно церковных хоров, пресечению излишеств по линии украшательства церквей, пышности богослужений и всякого рода архиерейских выездов и т.д., не допускалось проведение благотворительных сборов на вознаграждение церковного актива.9

В результате проведенной работы по укреплению исполнительных органов религиозных объединений проверенными лояльными людьми и проведения с ними систематической работы, появлялась возможность более эффективно осуществлять контроль за соблюдением законодательства о культах, органы освободились от фанатиков, не способных прислушиваться к рекомендациям местных советских органов и уполномоченного по делам религии по Смоленской области. Считалось, что свобода совести являлась одним из важнейших принципов советской демократии, местные органы и уполномоченный Совета относились уважительно к верующим, не допуская вместе с тем примиренческого отношения к религии, ослаблению контроля за выполнением законодательства о культах.

В деятельности духовенства Смоленской епархии имелись попытки обновить, модернизировать, приспособить и приблизить старые церковные традиции православной церкви к современности и действительности. В этом церковники видели единственное и наиболее эффективное средство спасения престижа религии и церкви, так, например, в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, когда совершалась панихида по всем воинам, павшим на поле битвы, епископ Феодосий в проповеди о воинах, сложивших головы свои на поле боя, говорил: «о том великом значении их подвига в деле защиты Родины, в деле торжества справедливости, в деле торжества добра над злом. Далее верующие призывались свято хранить память погибших воинов от первых времен истории и до последней Великой Отечественной войны, когда воины Советской Армии во имя господа Иисуса Христа щедро смочили своей священной кровью поля битв в освободительной войне с мрачными силами исчадия ада фашизма и отстояли жизнь на всей планете».10

Вот фрагмент проповеди епископа на праздник Смоленской иконы Божьей матери Одигитрии: «Мы стоим перед прославленной святыней земли Русской, которая некогда была несена на поля боя под Бородино и благословляла на ратные подвиги наших предков - великих и славных воинов России. И как же нам не гордится за свою принадлежность к великому и могучему советскому народу, который там много бед и испытаний безропотно вынес в годы войны, когда, защищая священные пределы нашей Родины, он, тем самым защищал право на жизнь, на мирный труд, на беззаботный смех детей, на благодарственную молитву старцев во всей Вселенной! Поистине исполинский подвиг был под силу только нашей миролюбивой стране и ее доблестному воинству, в котором древние образцы и примеры мужества, храбрости и геройства порождали новые, современные образцы мужества и беспредельной любви к земле своих отцов - священной русской земле... Будем всегда помнить и свято чтить ратный подвиг наших доблестных воинов, отстоявших жизнь на земле . Будем свято чтить и посильно, искренне трудится в это вожделенное, мирное время, которое пришло благодаря усилиям павших и выстоявших во все времена на поле боя, особенно страшную и кровопролитную Великую Отечественную войну.

Святая православная церковь, следуя по пути исполнения заветов христовых, устами своих представителей постоянно возвещает священное дело защиты и сохранения мира во всем мире должны учувствовать и участвуем посильно в этом первостепенном деле нынешнего дня: благословением доброохотные, сердечные пожертвования в фонд мира, памятуя, что единственное, состояние страны и народов есть время мира, есть благодатный покой, в котором созидательный труд серпа и орала, но не меча и оружия».11

В Рожественском послании в январе 1975 г. епископ Феодосий обратился к верующим с такими словами: «Божьей милостью, смиренный ФЕОДОСИИ епископ Смоленский и Вяземский Возлюбленному духовенству и

благолюбивым мирянам Смоленской епархии о новорожденном радоваться «Христос Раждается, славите...». Слыша эту дивную церковную песнь, дающую нам радость снова встретить и праздновать Великий День Рождества Христова, мы вместе с ангелами благодарно восклицаем: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». При пении этой рождественской песни, перед нами раскрываются все события Рождества Христова. Мы снова видим вертеп - ту пещеру Вифлеемскую, где с неизъяснимой любовью Матерь Дева склонилась над яслями. А в яслях возлежит, сияя лучами горняго света, «Отрача Младо-Предвечный Бог». Зрим пастырей Вифлеемских, внимающих ангельскому пению. Видим и восточных мудрецов, принесших злато, ливан и смирну и, наконец, с горестию переживаем бегство Девы Марии с Младенцем в Египет, чтобы спасти его от ищущих души Отрачете. Все это так свято и непостижимо, и так дорого верующей душе, духовно созерцающей родившегося Младенца-Христа. Кроме этого песнопения, Церковь Христова даровала для верующего сердца много и других возвышенных рождественских песнопений, украшающих праздничные службы, полные священного восторга и высокой христианской назидательности. Вот одно из таких песнопений: «Небо и земля вновь пророчески да веселятся; ангелы и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явится сущим во тьме и сени седящим, рождайся от Девы. Вертеп и ясли прияша Его; пастырие чудо проповедуют; волови от Востока и Вифлеем дары приносят». Мы же хвалу недостойными устами ангельскими Ему принесем: «Слава во вышних Богу и на земле мир» - ибо пришло ожидание народов и спас на Христос от рабства вражиего. (Стихара на Литии). Рождество Христово поистине преобразило человечество, оно принесло мир в душу человека, и вся люди призваны сделаться чадами Отца Небесного. (Гал. 1У-4,6). Любовь родившегося Господа побеждает человеческое сердце. Его евангельское учение покоряет всех, кто принимает его всем своим существом и без него немыслима становится для нас жизнь на земле, и мы, как христиане, исповедуем его - Божию Силу и Божию Премудрость. Это сознание близости к нам Спасителя мира почти в течение двух тысячелетий, озаряет мир радостной надеждой получения мира и благословления Божия, а Святая Церковь неустанно несет людям проповедь мира, любви и братства между всеми народами, благословляя усилия защитников мира, молится о мире во всем мире и практически вводит обильные пожертвования во Всесоюзный Фонд Мира. Глава Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Пимен, выступая на мирных конференциях и собраниях, постоянно поднимает свой авторитетный голос в защиту всеобщего мира. Так, выступая перед церковными деятелями из социалистических стран в Загорске 23-26 июля 1974г., наш Святейший Отец сказал: «Наша воля к созиданию мира непреклонна, ибо мы твердо верим в торжество мира на земле». Дорог мир и нам с вами, возлюбленная о Господе паства Смоленская. Великую жертву на алтарь свободы и независимости нашей Родины принеси сыны и дщери Смоленской земли от первых войн, даже до последней. Память об этом пусть укрепит еще более наше желание деятельно

служить священному делу мира. Усердная молитва, ревностное участие в труде всего народа, доброхотные пожертвования в фонд мира - вот наш православный патриотический, христианский долг перед лицом нашей православной церкви и великой миролюбивой Родины. Сердечно поздравляю Вас, дорогие отцы, братие и сестры с праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом. Призываю на всех Вас Божие все деятельное благословение. Да будет благословенно имя Господа в сем наступающем новом

году, благости Божией и во все грядущие века! «Слава во вышних Богу и на

12

земле мир, в человецах благоволение»! Епископ Смоленский и Вяземский.

В приведенных высказываниях чувствовалась патриотическая позиция епископа в отношении советского государства, это не снимало ответственности за усиление контроля за деятельностью православной церкви, которая по-прежнему оставалась рассадником антинаучной религиозной идеологии. Поэтому Уполномоченный по делам религии в Смоленской области стремился со знанием дела информировать Совет, партийные и государственные органы о деятельности церкви с тем, чтобы это помогло правильно строить научно-атеистическую пропаганду.

Свою работу Уполномоченный проводил в тесном взаимодействии с партийными, советскими и другими общественными организациями. К атеистической работе в Смоленской области широко привлекались научные кадры, учителя, врачи, агрономы, юристы, что способствовало оживлению работы общественных комиссий содействия советскому законодательству о культах. С 1971 г. значительно увеличился объём пропаганды научно-атеистических знаний, тематика лекция стала более актуальной. Для населения систематически читались лекции на темы: «XXIV съезд КПСС и задача научно-атеистической пропаганды», «Отношение КПСС и советского государства к религии и церкви», «О происхождении религиозных праздников и обрядов», «О преодоление религиозных пережитков в сознании людей», «Русская православная церковь и ее идеология», «Наука и религия о происхождении жизни на земле», «Христианская церковь на современном этапе», «Критика религиозной морали», «Медицина и религия», «Химия и религия», «Об особенностях мировоззрения современных верующих», «Личность, ее

13

формирование и смысл жизни», «Человек, его жизнь и бессмертие» и другие.

Отделом пропаганды и агитации Смоленского обкома КПСС и областной организации общества «Знание» ежегодно проводились многодневные постоянно действующие семинары лекторов-атеистов. В их работе участвовало до 200 лекторов из всех районов Смоленской области. Работа семинара была построена по вузовской программе научного атеизма, для чтения лекций привлекались лучшие специалисты из Москвы, Ленинграда, Смоленска. Регулярно проводились областные семинары медицинских работников, выступавших по научно-атеистической тематике, один из таких семинаров был полностью посвящен вопросу научно-атеистическому воспитанию молодежи. В

проведении семинаров активное участие принимали профессора Давыдова Н.Г., Лагачева В.Я., Скударнова З.А., Лапицкий М.С., кандидаты наук Чуковенков Ю.А., Николаев А.А. На всех семинарах по вопросам советского законодательства выступал Уполномоченный Совета по делам религии по Смоленской области Навозов Ф.Д. В Рославле с 1970 г. работал постоянно действующий семинар по атеизму, его слушателями являлись преподаватели школ начальных знаний о природе и общества, лекторы-атеисты, культпросветработники. Слушателей знакомили с вопросами теории и организации пропаганды атеизма, практики антирелигиозной работы, с лекциями на семинарах выступали преподаватели смоленских ВУЗов и местные опытные пропагандисты атеизма. В г. Рославле и районе проводилась работа с учителями, классными руководителями, пионервожатыми, работниками дошкольных учреждений по вопросам практики атеистического воспитания, на которых выступали квалификационные лекторы из г. Смоленска.14

В Руднянском районе при всех 8-летних школах были созданы начальные школы о природе и обществе для малограмотных верующих, которые в течение одно-двух лет осваивали минимум знаний о происхождении человека, о природе, обществе. Такие школы с 1971 по 1974 гг. работали при большинстве школ Рославльского района, но, к сожалению, этот опыт не получил в Смоленской области широкого распространения.

В Сычевском районе в районном Доме культуры много лет работал факультет научного атеизма, который подготавливал лекторов-атеистов. Полезная работа по атеистическому воспитанию проводились областным домом санитарного просвещения, в его программе было гигиеническое обучение беременных женщин и матерей, проводившегося повсеместно в женских и детских консультациях, кабинетах, была включена тема: «Вредное влияние религиозных обрядов на здоровье». На основе обобщенного опыта Татарской средней школы Монастырщинского района в ряде школ Смоленской области действовал семинар организаторов внеклассной и внешкольной работы на тему: «Формы работы по атеистическому воспитанию школьников». Однако изучение всего нового, что происходило в религии, знание действительности церкви в ее живом виде, с ее сильными и слабыми сторонами было поставлено недостаточно, что не способствовало делу научно-атеистической пропаганды. Это обязывало органы советской власти значительно улучшить изучение правоведческой деятельности духовенства, приспособление религии к современности, ее модернизации.15

Значительно укрепляясь связь уполномоченного Совета по делам религии с обществом «Знание», в Смоленской области сложился костяк лекторов-атеистов, проводивших атеистическую работу повседневно и с большим знанием дела. Это преподаватели ВУЗов профессор Легачев В.Я., кандидаты наук Николаев А.А., Чуковенкова М.П., старший преподаватель Вирин,

преподаватель школы рабочей молодежи Прокощенков Л.Д. В Сычевском районе большую научно-атеистическую работу вели Колесникова И.И., Кондрашов А.П., Карцева В.П., Смирнова Е.Ф. Королева Г.И.; в Монастырщинском районе Ротмистров М.Б., Самуйленкова Н.А.; в Новодугинском районе - Шабейкина З.И., Ефименко Н.И., Аникеева А.М., Вахтерова А.С.; в Руднянском районе - Ковалишина Н.Г., Липкина Г.М.; в Демидовском районе - Игнатова Е.К., Орлова Л.А.; в Ельнинском районе -Ивченкова В.И., Жихарева А.Т.; в Велижском районе - Сабежко Т.Н.; в Вяземском районе - Гурьянова Т.К., Заболотная В.Г., Проценко Л.И.; в Рославльском районе - Лукашева А.В., Голубев А.П., Лемешина И.Е. и многие другие. Их выступления были глубоки по содержанию, всегда тесно были связаны с жизнью и делами верующих.16

Проведенная работа по организации контроля за деятельностью религиозных организаций местными советскими органами позволила более надежно держать церковь в рамках закона, не допуская в ней послабления, проявляя классовый подход к религии. Должностные лица, которым было поручено заниматься церковью стали более четко представлять, что церкви было положено делать, что не положено, повысилась требовательность к духовенству за неукоснительное выполнение советского закона о религии и

17

церкви.

В результате принятых мер по осуществлению контроля за выполнением законодательства о культах улучшилась организация управления религиозными обществами. Органы по контролю за религией добивались того, чтобы вопросы управления ...церковью стояли в центре внимания с тем, чтобы во главе исполнительных органов стояли лояльные люди из числа верующих, добросовестно выполнявшие все требования законодательства.

Большинство священнослужителей перестали вмешивается в финансово-хозяйственные дела религиозных обществ, работа по управлению делами религиозных объединений все более стала соответствовать требованиям законодательства о культах. Некоторые служители культа, например: Никитский В.Л. (Никольская церковь, г. Сычевка), Матюх С.Л. (Троицкий собор, г. Вязьма), Андилевко (Покровская церковь, г. Демидов) допускали факты грубого вмешательства в дела исполнительных органов, за что они были серьезно предупреждены, а в отношении отдельных лиц были сделаны более серьезные выводы.

На повышении эффективности в работе по борьбе с нарушителями законодательства о культах сказывалось тесное взаимодействие с органами прокуратуры, суды, МВД и другими компетентными органами. Такое взаимоотношение способствовало исключению необоснованных привлечений к административной и уголовной ответственности и не дали возможности нарушителям закона остаться безнаказанными. Улучшалась связь с научными работниками г. Смоленска, отдельные из них стали глубже вникать в изучение

проповеднической деятельности духовенства, включавшаяся в изучение приспособленчества духовенства Смоленской области к действительности,

модернизации вероучений, занимались анализом состава верующих, новых

18

тенденций и сдвигов, наблюдаемых в деятельности церквей.

Анализ работы исполкомов райгорсоветов и их общественных комиссий за 1973 - 1974 гг. показывал, что многие райгорисполкомы проделывали определенную работу по выполнению постановления ЦК КПСС от 16 июня 1971 г. «Об усилении атеистического воспитания населения» и постановления Совета Министров РСФСР от 24 июня 1968 г. № 494 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах». Они выявляли и своевременно пресекали нарушения законодательства о религиозных культах, так, например, общественная комиссия Шумячского исполкома райсовета после неоднократного предупреждения священника Сечно о недопущении нарушений законодательства поставила этот вопрос на рассмотрение административной комиссии исполкома, которая строго наказала священника и исполнительный орган церкви, кроме того, комиссия поставила вопрос о нежелательности дальнейшего пребывания священника Сечно в районе. Смоленским епископом он был переведен в другой район. По результатам проверки комиссия содействовала Рославльским горисполкомом была пресечена попытка священника Тимофеева вмешаться в дела исполнительного органа Преображенской церкви. По сигналу комиссии содействия Смоленского горисполкома священнослужители Смоленского собора и, в частности, епископ Феодосий были строго предупреждены о недопустимости каких б то ни было

19

нарушений законодательства о культах.

Комиссия содействия Демидовского и Дорогобужского исполкомов райсоветов и Вяземского горисполкома активно помогали райгорсоветам осуществлять контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах. Задания в комиссиях так были распределены, что каждый член комиссии получал конкретное задание и о выполнении докладывал на заседании. Проводимая воспитательная работа среди населения учреждениями культуры и органами народного образования под руководством партийных

организаций, позволила по отдельным городам и районам Смоленской области

20

добиться снижения религиозной обрядности. Следует отметить, что созданные и утверждённые исполкомами районных и городских Советов депутатов трудящихся комиссия содействия исполкомам райгорсоветов оказывали серьезную помощь местным органам власти в улучшении их работы, усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах. Председателями комиссий были утверждены секретари райгорисполкомов, всего в области было создано 23 общественных комиссии, с количеством членов в них 172 человека. В состав комиссии вошли наиболее авторитетные люди из финансовых органов, органов народного образования и других

административных учреждений. Комиссии осуществляли постоянное наблюдение за деятельностью религиозных объединений и духовенства по выполнению ими законодательства о религиозных культах.

Вместе с тем в работе исполкомов райгорсоветов и их общественных комиссий имелись серьёзные недостатки, уровень контроля за соблюдением законодательства и воспитательной работы среди населения оставался низким. Слабо был поставлен контроль за соблюдением законодательства в Монастырщинском районе, там долгое время священник Колола грубо нарушал законодательство о культах, но исполком райсовета не спешил призывать к порядку обнаглевшего пьяницу. Не было надлежащего контроля за духовенством и религиозными организациями в Новодугинском районе.

Ряд райгорисполкомов не глубоко изучал формы и методы влияния духовенства на религиозное население, слабо привлекались учреждения культуры и органы народного образования для проведения воспитательной работы среди молодежи и школьников. В результате чего в отдельных городах Гагарине, Рославле, Ярцево, в Хиславичском, Демидовском, Смоленском, Руднянском, Починковском, Угранском районах продолжала расти религиозная обрядность. Если в Гагарине в 1973 г. было окрещено 16,7 % к народившимся, то в 1974 г. - 36,7 %, в Рославле соответственно 35 % и 48 %. Вызывали тревогу крещение подростков и детей дошкольного и школьного возраста, так в 1973 г. было окрещено от 3 до 7 лет - 525 детей, от 7 до 18 лет - 147 детей, от 18 и старше - 49 человек; в 1974 г. было окрещено от 3 до 7 лет - 532 человека, от 7 до 18 - 209 человек и старше 18 лет - 44 человека. Все это говорило о том, что во многих школах народного образования была слабо поставлена воспитательная работа среди учащихся.

Религиозная обрядность и денежные доходы православных церквей в г. Гагарина, г. Рославле продолжали расти, а посещение церквей городским населением, особенно школьников, не уменьшалось. Уполномоченный по делам религии разрабатывал конкретные мероприятия по усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах. Внимание комиссий содействия было сосредоточено на более глубоком и всестороннем изучение деятельности религиозных обществ и духовенства, на усиление контроля за соблюдением законодательства о культах. Вместе с советскими и административными органами осуществлялись меры по предупреждению и пресечению противозаконной деятельности отколовшихся баптистов, по выходу рядовых верующих из-под влияния вожаков-раскольников. За 19711974 гг. Уполномоченным по делам религии и инспектором была проведена работа по разъяснению советского законодательства и оказывалась конкретная помощь руководителям местных органов, секретарям райисполкомом, председателям и секретарям сельских и поселковых советов, секретарям партийных организаций, предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, лекторам-атеистам, медицинским работникам г. Смоленска, слушателям постоянных курсов при Смоленском обкоме КПСС. Внимание данных товарищей было направлено на усиление пропаганды советского

законодательства о культах, на поднятие его авторитета, воспитание всех верующих в духе сознательного отношения к соблюдению законодательства. Эти и другие меры позволили улучшить организацию управления религиозными обществами, исполнительные органы в основном были укреплены лояльными советскими гражданами, добросовестно соблюдавшими законодательство.21

Таким образом, духовенство Смоленской епархии поддерживало внутреннюю и внешнюю политику советского государства. Уполномоченный по делам религии по Смоленской области Навозов Ф.Д. в начале 1970-х гг. постоянно работал в тесном взаимодействии с областными и местными органами. Смоленский обком КПСС, облисполком, Совет оказывали постоянную и конкретную помощь уполномоченному по осуществлению политики партии и государства в отношении религии и церкви, усилению контроля за соблюдением законодательства о культах, принимали меры по улучшению работы уполномоченного и инспектора.22

В 1970-е годы гонения на православную церковь практически прекратились. Более того, в целях сохранения православной архитектуры периодически проводилась консервация отдельных церквей.23 Только во второй половине 1980-х годов ослабляется партийно-правительственный контроль над Русской Православной Церковью.

С началом Перестройки произошли изменения во взаимоотношении государства и религиозных организаций, ослабление партийно -государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к увеличению зарегистрированных религиозных обществ, по состоянию на 1 октября 1989 г. на территории Смоленской области

24

было зарегистрировано 43 религиозных объединения РПЦ. Регистрация новых религиозных объединений воспитывало уважительное отношение к соблюдению законов, способствовало оздоровлению социально-политической обстановки, установлению нормальных взаимоотношений между обществами верующих и органами государственной власти.25

Источники

1. Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 58. Л. 1229.

2. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 2. Д. 62. Л. 9-29.

21 Там же. Л. 28.

22 Там же. Л. 28-29.

23 Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. С. 19.

24 Иванов А.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Нитапка^. 2018. № 1. С. 3.

25 Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 198.

Литература

1. Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 197-198.

2. Иванов А.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

3. Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. 216 с.

Ivanov A. М. Silina K. V.

Activities of the Russian Orthodox Church in the Early 1970s According to the Reports of the Commissioner for Religious Affairs at the Council of Ministers for the Smolensk Region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article is written on the basis of the reports of the Plenipotentiary for Religious Affairs at the Council of Ministers of the USSR in the Smolensk region and covers the relationship between the Soviet authorities and the Russian Orthodox Church in the early 1970s. In the course of writing the article, the materials of the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter referred to as GANISO) were used, many of which are introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: the relationship between the state and the church; religious groups; religious policy of the USSR; Russian Orthodox Church; Commissioner for Religious Affairs.

References

• Aksenova E. K., Ivanov A. M. Russian Orthodox Society and Organs of Soviet Power: Relationships in the Period of Perestroika (1985-1991) Based on the Materials of the Smolensk Region. Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, 2020. P. 197-198.

• Ivanov A.M. Creation and Activity of the First Informal Movements in the Period of Perestroika (1985-1991) on the Example of the Smolensk Region // Studia Humanitatis. 2018. № 1. P. 3.

• Ivanov A.M. Orthodox Vyazma. Smolensk: Magenta, 2016. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.