Научная статья на тему 'Деятельность Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области'

Деятельность Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баптизм / Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) / евангелизм / протестантизм / религия / советская власть / христианство. / Baptism / All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB) / evangelism / Protestantism / religion / Soviet power / Christianity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Михайленков Сергей Юрьевич

данная статья посвящена изучению положения одной из ветвей христианского протестантизма, а именно баптизма. Авторы рассматривают деятельность баптистов в советские времена на примере Смоленской области. Проделана аналитическая работа с материалами, вводятся в оборот новые архивные источники, а также представлена авторская позиция касаемо баптистского учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB) in the second half of the XX century based on the materials of the Smolensk region

This article is devoted to the study of the position of one of the branches of Christian Protestantism, namely Baptism. The authors consider the activities of Baptists in Soviet times on the example of the Smolensk region. Analytical work with materials has been done, new archival sources are being introduced into circulation, and the author's position regarding Baptist teaching is presented.

Текст научной работы на тему «Деятельность Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области»

Сектоведение

Теологический вестник УДК 94/95

Смоленской православной духовной Шс1нов Александр Михайлович

семишрш. 2022 №4. С 98-109 Смоленский филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Михайленков Сергей Юрьевич Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Деятельность Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области

Аннотация: данная статья посвящена изучению положения одной из ветвей христианского протестантизма, а именно баптизма. Авторы рассматривают деятельность баптистов в советские времена на примере Смоленской области. Проделана аналитическая работа с материалами, вводятся в оборот новые архивные источники, а также представлена авторская позиция касаемо баптистского учения.

Ключевые слова: баптизм, Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), евангелизм, протестантизм, религия, советская власть, христианство.

Прежде чем приступить к теме изучения баптизма в Смоленском регионе, необходимо разобраться с самим религиозным учением, что же оно из себя представляет, как зародилось и какие цели преследует. Для того, чтобы разобраться с этими вопросами необходимо обратиться к работам Романа Михайловича Коня и Ивана Александровича Глухова - «Сектоведение». Оба автора авторитеты и являются исследователями сектантских движений, оба кандидаты Богословия и преподаватели Московской духовной академии. Как пишет Роман Михайлович баптизм зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах его появлению способствовали антикатолические выступления Х1У-ХУ вв, а также движение реформации XIV в. В конце XIV века с близкими реформаторскими идеями начал выступать Английский

98

священник и преподаватель Оксфорда - Джон Уиклиф. Уиклиф ратовал за дословное толкование Священного Писания, за отмену монашества как не библейского явления, а также выступал против роскоши у духовенства и секуляризацию церковных земель. Требовал перевода Священного Писания на национальный язык. И хоть идеи Уиклифа не противоречили церковным реформам, он подвергся осуждению со стороны Папы Римского Григория XI, а в 1428 г. после смерти его останки были извлечены из могилы и брошены в костер. Стоит отметить и тот факт, что Уиклиф дал толчок общеевропейскому процессу реформации церкви, первым за ним последовал чешский Богослов Ян Гус, далее реформация Мартина Лютера и реформация Жана Кальвина.

Итак, основная история баптизма берет свое начало в 1606 г. и связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита, который был проповедником, но из-за резких высказываний в адрес государственной религии был уволен, в тот же год он вступил в общину сепаратистов. Преследование Смита и его приспешников вынудили его бежать в Голландию. В 1607 г. он обосновался в Амстердаме.

В Россию баптизм проник в середине XIX в. Основными центрами баптизма были города: Херсон, Днепропетровск, Киев и Санкт-Петербург. Также присутствовал в Закавказье. Как считает Богослов Иван Александрович Глухов основными причинами возникновения баптизма на территории Российской империи были: наличие иностранных колонистов; наличие вольного люда, спасавшегося от финансовых и хозяйственных проблем, от призыва в армию, от жестокого обращения с ними помещиков (увеличению свободных людей способствовала отмена крепостного права в 1861 г.); тяжелое экономическое положение русских крестьян вынужденных наниматься к колонистам (согласно указу Екатерины колонисты были поставлены в более выгодные экономические условия чем местные жители); кроме того, юг России был местом высылки сектантов из центральных губерний; недовольство духовным состоянием Русской Православной церкви; сами баптисты говорят, что во многом распространению баптизма способствовал перевод Писания на современный русский язык.

Советское государство себя объявило государством атеистическим, поэтому баптистам, как и представители иных конфессий, попали в немилость. Но все изменила Великая Отечественная Война, для религии стали делать послабление, с религиозными деятелями стали считаться. Итак, в 1944 г. по разрешению советского правительства состоялся съезд баптистов и евангелистов, на котором было принято решение о слиянии двух этих течений в один союз Евангельских Христиан и Баптистов. На этом съезде было выработано положение о СЕХБ, для руководства делами Союза была создана система уполномоченных ВСЕХиБ, позднее она была переименована в систему старших пресвитеров.

В 1945 г. ВСЕХиБ принял решение об изменение названия совета, с тех пор он стал именоваться ВСЕХБ. Стоит также сказать, что власти отказывали в регистрации тех общин, которые не подчинялись ВСЕХБ и отказывались

ставить на руководящие должности их протеже. Те общины, которые не были зарегистрированы ВСЕХБ считались сектантскими организациями и подвергались уголовному преследованию.

Вообще, тот, кто внимательно уловил суть баптистского учения, которое является протестантским христианским движением, должен был задаться вопросом, не нарушили ли советские баптисты свой же главный принцип, а именно отделение церкви от государства. Ситуация конечно спорная, поскольку выбора у советских баптистов особо и не было, контроль со стороны государства за их деятельностью был всеобъемлющим начиная от выборов пресвитеров, заканчивая редактурой баптистских журналов. В 1950-ые годы начались волнения советских баптистов, которые были недовольны тем, что старшие пресвитеры, по сути, являются ставленниками государства, баптисты которые долгое время были гонимы, выражали свое недовольство. Под бдительным присмотром советская власть выстроила пирамидальную систему управления церковью. На верху этой пирамиды находился ВСЕХБ и на должности пресвитеров кандидаты не избирались, а назначались.

В 1959 г. на пленуме ВСЕХБ было принято положение о союзе ЕХБ. Данное положение вызвало бурю негодования. Так как многих не устраивали его положения: состав ВСЕХБ оставался неизменным и не переизбирался; Съезды представителей общин не проводились; старшие пресвитеры во время посещения общин, должны ограничиваться наблюдением за установленным порядком; ограничивалось крещение молодых людей от 18 до 30 лет; к проповеди допускались только пресвитеры и члены ревизионной комиссии; ВСЕХБ предоставлялась монополия на издательскую деятельность, печатание Библий и сотрудничество с зарубежными организациями.

Фактически данное положение убило местные приходы, сделав их бесправными, сосредоточив тем самым всю власть в руках ВСЕХБ. Тем самым ВСЕХБ стал центральным органом церковной власти у баптистов. Из-за этого положения в баптистском движении произошел раскол. Баптисты, которые находились в оппозиции данным решениям, стали именовать баптистов подчиняющихся воли данного постановления - советскими баптистами.

После неуспешных попыток восстановить раскол в баптистском движении. В 1965 г. отделившиеся баптисты создают свой совет церквей ЕХБ куда отошло от ВСЕХБ порядка 10000 общин. Совет Церквей ЕХБ начал нелегальное издательство литературы, информационных брошюр, сборников духовных песнопений, а также проводили нелегальные собрания. Совет Церквей ЕХБ находился на подпольном положении, поскольку официально их общины не регистрировались, а следовательно их приспешники считались сектантами. Совет Церквей ЕХБ объявлял ВСЕХБ атеистической организацией из-за сотрудничества с советской властью, в свою очередь ВСЕХБ ссылалось на Священное Писание пытаясь доказать, что церковь должна повиноваться государству. Теперь же перейдем к знакомству с деятельностью баптистов на территории Смоленщины. В этом нам помогут архивные материалы

Государственного архива новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО) и Государственного архива Смоленской области (ГАСО).

В иинформационном отчете о деятельности религиозных культов на территории Смоленской области Уполномоченный Совета по делам религий Ф. Навозов пишет, что в 1971 г. на территории Смоленской области «...осталось четыре зарегистрированных общины евангельских христиан баптистов, две незарегистрированных общины евангельских христиан баптистов, которые являлись сторонниками Всесоюзного совета евангельских христиан баптистов и одна отколовшаяся группа, так называемых сторонников Совета Церквей». Как повествуется в отчете важнейшей особенностью евангельских христиан-баптистов, является приспособление к социалистическому обществу. Вот цитата из него:: «Ведя борьбу за свое самосохранение вожаки-сектанты стараются внушить верующим, что коммунистическое мировоззрение основано на учение Христа и выражает собой надежды и чаяния верующего человека».1

Религиозную обстановку зарегистрированных общин кратко можно охарактеризовать так: Кустовская община - находилась в Починковском районе, начинала свою религиозную деятельность с 1947 г. и на 1 января 1972 г. в ней числилось 20 человек. Молитвенные собрания проводятся по воскресным дням, постоянного помещения не имеют, арендуют у своего единоверца. Ельнинская община евангельских христиан-баптистов находилась в г. Ельне и на 1 января 1972 г. в общине состояло 86 человек, из них более 70 престарелых, старше 60 лет. На молитвенных собраниях присутствует 30 человек, в праздники не более 50 человек. Несмотря на то, что несколько лет назад была попытка сторонников Совета Церквей переманить к себе верующих незарегистрированных общин, верующие не пошли за раскольниками, тем самым не нарушая советское законодательство.2

Смоленская община евангельских христиан-баптистов по своему составу являлась наиболее многочисленной из всех зарегистрированных. В ней состояли верующие из г. Смоленска, Ярцевского, Смоленского, Ельнинского, Починковского, Холм-Жирковского и Краснинского районов. В 1967 г. в общине приняли водное крещение 10 человек, в 1968 г. - 9 человек, в 1970 г. -5 человек, в 1971 г. - 11 человек. Отлучений от церкви не было. Молитвенные собрания проходили в г. Смоленске. На молитвенных собраниях присутствовало от 60 до 90 человек, а в праздничные дни и дни хлебопреломления более 100 человек. Значительная часть верующих проживала в городе Смоленске, община в большинстве своем состоит из престарелых женщин в возрасте 55-60 лет и старше. Денежные доходы общины в 1967 г. составили 2660 рублей, в 1968 г. - 3470, в 1969 г. - 2943, в 1970 г. -3184 и в 1971 г. - 3454 рубля. Пресвитером общины был некто Бекунов И.С. 1895 года рождения, имевший начальное образование, проживавший в деревне

1 Государственный архив Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Статистический и информационный отчеты о деятельности церкви за 1971 г. Л. 22-23.

2 Там же. Л. 22-23.

Смогово Ярцевского района Смоленской области, к органам советской власти

-5

был лоялен.

Теперь обратимся к отчету все того же Уполномоченного Совета по делам Религий Смоленской области Навозова за 1974 г.. В нем говорится, что в 1974 г. в Смоленской области все также продолжали действовать четыре секты евангельских христиан-баптистов (в гг. Смоленске, Ельне, в с. Коробино Смоленского района и деревне Кустово Починковского района). Как пишут в отчете сектантские объединения евангельских христиан-баптистов Смоленской области, подобно другим религиям переживали глубокий кризис. Они также как и другие религии, путем модернизации стремятся примирить общественные и религиозные задачи человека, с тем, чтобы, во что бы то ни стало выжить. Руководители названных зарегистрированных общин в своих проповедях призывают верующих честно выполнять гражданские обязанности. Они примерно говорят так: «мы не отказываемся от применения земной жизни, но мы считаем ее лишь подготовкой к жизни загробной, уготованной нам на небе, поэтому мы всех призываем к поискам "небесной Родины"».4

В составе ведущих евангельских христиан-баптистов главным образом преобладают люди пожилого возраста, пенсионеры, большинство из них являются малограмотными людьми, не принимающими участия в производственной и культурной жизни.

По линии партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций с верующими производится индивидуальная групповая работа, используются и другие формы и методы. Важным принципом системы атеистического воспитания остается дифференцированный подход к различным группам населения и остальным людям, объединяя усилия верующих и неверующих людей на решение задач коммунистического строительства.

Стремясь преодолеть кризисные явления в религии, вожаки-сектанты в своей проповеднической деятельности пытаются приспособить религиозную идеологию к современности и тем самым укрепиться в своих позициях и продлить свое существование. Например, пресвитер Смоленской общины Поляков В.В. в одной из своих проповедей говорил: «Свои усилия верующие должны отдать на верное служение своему отечеству, на строительство нового общества. Мы благодарим бога за дарованные им плоды мира, за укрепление дружбы между народами. Сплотим же наши силы и будем достойными помощниками у господа Иисуса Христа в утверждение нового человека. Да ниспошлет господь на нашу благодатную землю торжество нового мира и справедливости на всей планете».5

В 1974 г. деятельность евангельских христиан-баптистов в Смоленской области выглядит следующим образом: Ельнинская община - молитвенные собрания проводила в г. Ельня. На 1 января 1975 г. в общине состояло 75 человек из них 73 человека старше 50 лет. На молитвенных собраниях

3 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 24.

4 Там же. Л. 20.

5 Там же. Л. 21.

присутствовало не более 25-30 человек, а в годовые праздники и дни хлебопреломления не более 40-50 человек. Грубых нарушений советского законодательства верующими общины и ее руководителями не допускается. Пресвитером общины является Моисеенков И.К, 1909 года рождения, пенсионер, малограмотный, проживает в г. Ельня. Денежные доходы общины составили в 1972 г. - 315 рублей, в 1973 г. - 418 рублей, в 1974 г. - 48 рублей.6

Кустовская община - расположена на территории Починковского района, вело свою деятельность с 1947 г. На 1 января 1974 г. в ней состояло 25 человек, а на 1 января 1975 года уже 23 человека. Молитвенные собрания в этой общине проводились по воскресным дням в здании, арендованном у своего единоверца. Обязанности пресвитера выполняет Филимонов Г.М., который состоит в этой должности с 1971 г., советское законодательство не нарушает. Денежные доходы общины составили в 1972 г. - 260 рублей, в 1973 г. - 249 рублей, в 1974 г. - 264 рубля.

Коробинская община - в составе 20 человек, расположена на территории Смоленского района. Молитвенные собрания посещают часть верующих из Краснинского района Смоленской области. Пресвитером общины является колхозник, пенсионер Устиненков И.Ф., Советское законодательство о культах соблюдает добросовестно. На 1 января 1975 г. в общине состояло - 21 человек. На молитвенных собраниях присутствует не более 10 человек, в праздничные дни не более 20 человек. Община состоит преимущественно из престарелых женщин. Денежные доходы общины составили в 1972 г. - 407 рублей, в 1973 г.

о

- 436 рублей, в 1974 г. - 293 рубля.

Смоленская община - евангельских христиан-баптистов по своему составу по сравнению с другими зарегистрированными сектами является наиболее многочисленной. Наряду с верующими баптистами г. Смоленска в эту общину влились верующие Ярцевского, Смоленского, Ельнинского, Починковского, Холм-Жирковского и Краснинского районов. На 1 января 1975 г. в общине состояло - 272 человека. В 1966 году приняли водное крещение - 9 человек, в 1967 г. - 10, в 1970 г. - 5, в 1971 г. - 11, в 1972 г. - 8, в 1973 г. - 4, в 1974 г. - 8 человек. Отлучений от церкви не было. Молитвенные собрания проходили в г. Смоленске, по адресу ул. Можайская 9. На собраниях бывало 60-90 человек, в праздничные дни и дни хлебопреломления по 100 человек и более. Большинство верующих проживало в Смоленске. Община главным образом состояла из женщин, пенсионеров в возрасте 50-60 лет и выше. Денежные доходы общины составили в 1967 г. - 2260 рублей, 1968 г. - 3370 рублей, в 1969 г. - 2943 рублей, в 1970 г. - 3184 рублей, в 1971 г. - 3454 рублей, в 1972 г. - 4276 рублей, в 1973 г. - 4644 рублей, в 1974 г. - 3860 рублей. Пресвитером общины является Поляков В.В, образование среднее, работает кочегаром. Нарушений советского законодательства не допускает.9

6 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 22-23.

7 Там же. Л. 22.

8 Там же. Л. 22-23.

9 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 22-23.

Сравнивая два типовых отчета Уполномоченного совета по делам религий мы можем обнаружить для себя много интересных моментов. Во-первых, советская власть считает даже зарегистрированные общины сектами, во-вторых, в отчетах часто фигурирует количественный и качественный состав общин: число человек пребывающих в общине, ее возрастной состав, уровень доходов общины, количество крещений. Сравнивая отчеты мы действительно пронаблюдаем в большинстве своем динамику уменьшения членов общинных организаций, связано это конечно с естественной убылью населения, т.к. ее возрастной состав в большинстве своем - пенсионеры. В отчетах также часто оговаривается тот факт, что пресвитеры для своего сохранения пытаются ужится с советской системой, часто переиначивая Священное Писание на новый манер, призывают прихожан работать на благо Отечества и приносить общественную пользу, то есть включали в свои проповеди идеологическую риторику, что, по сути, нарушало главный принцип евангельских христиан-баптистов о разделении церкви и государства. Но тяжело их за это осуждать, в годы советской власти, все религиозные организации слились в любовном экстазе с партией просто для того, чтобы выжить, чтобы сохранить свои обычаи сквозь годы, чтобы сохранить саму религию, чтобы сохранить веру в Бога.

Авторы достаточно осветили тему зарегистрированных баптистских организаций, теперь же хотелось затронуть незарегистрированные баптистские общины на примере деятельности религиозного объединения «чистых баптистов» в городе Смоленске (пос. Гнездово).

27 апреля 1978 г. инициативная группа вместе с секретарем Заднепровского райисполкома выехала в пос. Гнездово для уточнения религиозной обстановки, таким образом, выяснилось, что в течение ряда лет действует незарегистрированная религиозная группа «чистых баптистов» численностью около 10 человек. Молитвенные собрания проходили каждое воскресенье в домах Лебедевой Т.И., Ермаковой М.У., Бондаревой Д.Е., Титова Елена Кузьминична, 1906 года рождения, сообщила, что 17 лет назад приняла водное крещение в объединение ЕХБ в поселке Колодне. Однако пять лет тому назад перешла в общество «чистых баптистов» и приняла второй раз водное крещение по новому обряда (как она сказала: «с наложением на голову рук пресвитера»).10

Из справки о механизме моления «чистых баптистов» в пос. Гнездово города Смоленска: «В Гнездово на улице Курганной в доме номер 13 у Бондаревой Д.Е. собрались 11 человек. Состав молящихся: Бондарева Д.Е, Титова Е.К., Мирженевская П.А., Ермакова М.У., женщина лет 40 из Гнездово, две старушки из Витебска, один старичок из Майкопа, три женщины из деревни Сипачи Гнездовского сельского совета. Начало моления - 9 часов утра. Молитва на коленях. Глаза закрыты. Одна произносит молитву. Все - «Аминь». Потом другие произносят молитву и т.д. Встают. Садятся вокруг стола. Поют пасхальный гимн. Потом четыре женщины читают отрывки из евангелий и

10 Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. 985. Оп. 3. Д. 40. Л. 3-4.

проповедуют на эту тему. Все поют пасхальный гимн (после каждой проповеди). Молитва на коленях. Все по очереди проговаривают свою молитву. Только молодая не проговорила свою молитву, видимо, она не крещенная. Подготовка к трапезе: крашеные яйца, куличи, холодное, березовый сок, квас, яичница, мясо вареное, пирожки с мясом. Молитва за столом, все стоят с закрытыми глазами. Все садятся к трапезе. Разговор о вере. Специально для присутствующей - два стихотворения божественных, несколько историй из жизни. Поздравляют друг друга «Христос Воскресе», «Воистину Воскресе». На вопрос, в чем же отличие их от других баптистов, старушки из Витебска ответили: «Те баптисты от Проханова, они недавно отметили юбилей, но как же они могут, отмечать юбилей, забывать, что истинные все баптисты начинаются от Иордана, истинная вера очень древняя».11

Ознакомившись с механизмом моления и ритуалами незарегистрированной общины, можно понять, что каких-то колоссальных отличий от других общин пусть даже и зарегистрированных они не имеют. Вернее у них отсутствует риторика в пользу советской власти и нет речей о единение с государством, оно и неудивительно, поскольку община очень мала и обособлена, пожилые женщины не зря упоминают Проханова, данный деятель баптистского движения в свое время предпринимал попытку создания надконфессиональной организации. Что противоречит истинной баптистской вере. Мало того, что данная баптистская община мало чем отличается от других, но они мало чем отличаются от обычных христиан, от православных христиан. Они также молятся, также читают проповеди, также празднуют пасху с пасхальными яйцами и куличами.

Новой вехой в религиозной политике государства стала - перестройка. Отношение к баптистам, как и к другим религиозным течениям, стало более лояльным. Для того, чтобы прояснить какое положение было у баптистов в 1980 годы, авторы обращается к материалам Государственного архива Новейшей истории Смоленской Области (ГАНИСО), а именно к информационному отчету уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Смоленской области за 1988 год. Из этого отчета можно узнать, что в Смоленской области на 1 января 1988 г. действовало 4 зарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов, в которых числилось 394 члена, в том числе в Смоленске - 263, Вязьме - 40, Рославле -48, Ельне - 43. Следует отметить, что притока новых верующих не наблюдалось. Основной базой для пополнения общины оставались баптисткие семьи.

Новым являлось то, что к руководству общиной ЕХБ в г. Смоленске пришло молодежной ядро во главе с пресвитером Игнатенковым В.В. 1955 г. рождения, работал термоизолировщиком Смоленского участка Западного цеха Московского комбината «Центральноэнерготехноизоляция», учился заочно в институте. В деятельность этой общины наблюдалось стремление не только к

11 ГАСО. Ф. 985. Оп. 3. Д. 40. Л. 3-4.

благотворительной деятельности, но и к участию в воспитательной работе. Так, руководство общины обратилось с просьбой разрешить им вести воспитательную работу среди осужденных лиц, находящихся в тюрьме.

По своему количественному составу община в г. Смоленске оставалась все также самой многочисленной, в ней около 30% молодежи, 40% имели среднее и среднее специальной образование. Наряду с верующими баптистами г. Смоленска в эту общину входили верующие Ярцевского, Смоленского, Починковского, Сафоновского районов. Последние в конце декабря 1988 г. подали заявление о регистрации религиозного объединения ЕХБ в г. Сафоново. Характеризуя деятельность общин евангельских христиан-баптистов следует отметить, что все они стояли на лояльных позициях к государству, поддерживают перестройку, соблюдают законодательство о религиозных культах.

25 - 27 ноября 1988 г. в Смоленске, на базе общины ВСЕХБ прошло региональное совещание служителей церквей ЕХБ Калининской, Смоленской и Тамбовской областей на котором присутствовало 45 человек, в том числе: из Калининской - 9, Тамбовской - 7, Смоленской - 25 человек. На семинаре присутствовали и выступали: Жидков М.Я. - зам.председателя ВСЕХБ, Шатров П.К. - зам.ст.пресвитера по РСФСР, Мицкевич В.А. - старший пресвитер по вышеназванным областям, Орлов А.И. - преподаватель на Библейских курсах.

На семинаре были заслушаны и обсуждены рефераты на темы: «Церковь, служение и ответственность», «1000-летие Крещения Руси и его общественно-культурное значение», «Христианская семья». Участники семинара осмотрели Успенский кафедральный собор, были приняты архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом и уполномоченным Совета. На встрече обсуждались вопросы по усилению связей и контактов между данными конфессиями, определения места и роли церквей в благотворительной деятельности, о позитивном направлении в развитии государственно-церковных отношений.12

Проанализировав данный отрывок можно увидеть, как сильно поменялась государственно-религиозная политика СССР по отношению к баптистам. В отчете, зарегистрированные общины уже стараются не именовать сектами, а наставников общин и официальных представителей ЕХБ - вожаками. Также можно наблюдать положительную динамику в отношении возрастного состава общин. На примере общины евангельских христиан-баптистов г. Смоленска видно, что возрастной состав молодежи составляет на 1988 год - 30%, что, по мнению автора довольно-таки положительный результат, в сравнении с предшествующими годами. Также стоит отметить межконфессиональное сотрудничество Русской Православной церкви и баптистов Смоленщины, налаживанием связей с которыми занимался архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, в будущем известный как Патриарх Московский и всея Руси. Межконфессиональное сотрудничество на взгляд автора, всегда явление положительное, христианские течения всегда должны искать путь примирения

12 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 11-12.

между собой, несмотря на какие-то разногласия. Стоит отметить, что религиозным объединениям наконец-то было разрешено участвовать в благотворительной деятельности и баптисты не остались в стороне.

Теперь рассмотрим, как же во времена Перестройки обстояли дела с незарегистрированными общинами - сторонниками Совета Церквей ЕХБ. На всякий случай, чтобы не возникло путаницы, стоит сделать ремарку, что в отчете сторонников Совета по-прежнему именуют сектой, а их предводителей -вожаками. Секта сторонников т.н. Совета церквей ЕХБ в г. Смоленске насчитывает около 110 человек, проводит молитвенные собрания не реже 2-х раз в неделю в п. Колодня в доме № 13 по ул. Верхнемайской, принадлежащем их единоверцу Белякину А.М.

Эта секта по-прежнему уклоняется от регистрации в органах власти. На усилия аппарата уполномоченного, местных органов власти склонить общину к их регистрации вожаки выдвижением ряда прежних требований. Изменилась тактика работы местных органов власти с баптистами-раскольниками. Этому способствует сведенное по рекомендации Совета к минимуму применение административной практики. Как результат возрастает лояльность верующих СЦ ЕХБ, их доверие к государству.

Далее следует прямое цитирование из отчета: «Как мне кажется, авторитет у вожаков в общине начинает снижаться. В секте начали появляться недовольные деятельностью их лидера Лысенко В.Д., который по-прежнему остается на экстремистских позициях. Это убежденный фанатик, который нигде не работает и полностью перешел на содержание церкви. В его целях удержать секту на прежних позициях, но этому препятствует процесс демократизации, набирающий силу в нашем обществе. Теперь на молитвенных собраниях не

13

звучит предложение: помолимся за «узников».

Из вышеизложенного авторы приходят к выводу, что снижение административного давления на незарегистрированные общины, положительно сказалось для членов объединения. Их монолитность и сплоченность строилась только за счет того, что они были гонимы государством и преследуемы, а когда методы изменились и местные органы власти решили вступить в диалог с предводителями общины, а те в свою очередь, боялись потерять влияние и власть, отказывали представителям власти в регистрации, то члены общины, видя добрые намерения со стороны государства начинали проявлять недовольство своими предводителями.

В дальнейшем после начавшейся Перестройки произошли изменения во взаимоотношения государства и религиозных организаций, ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому, что по состоянию на 1 октября 1989 г. на территории Смоленской области было зарегистрировано 43 религиозных объединения РПЦ; 6 религиозных обществ евангельских христиан-баптистов (гг. Смоленск, Рославль, Вязьма, Ельня, Сафонове, ст. Игоревская Холм-Жирковского района), 2 религиозных общества адвентистов седьмого дня (гг.

13 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 13.

Смоленск, Сафоново), 1 - пятидесятников (г. Смоленск) и 1 старообрядческая церковь в г. Сычевке.14 Эти религиозные объединения действовали в рамках закона. Также на территории Смоленской области действовало 3 незарегистрированные секты: сторонников т.н. Совета церквей евангельских христиан-баптистов (п. Колодня, Заднепровский район), две - пятидесятников (гг. Рудня, Ярцево).15

Таким образом, авторы делают вывод, что в российском обществе часто принято считать баптистов сектантами, но ведь это такие же верующие, просто обособленные отделяющие церковь от государства, так неужели истинность веры заключается в том к какому из христианских течений ты принадлежишь, совершаешь молитвы в церкви или на молитвенных собраниях в доме, можно долго спорить об истинности их вероучения, но оставим это теологам и богословам. По мнению автора, баптисты из всех протестантов самые близкие к православным христианам, они празднуют все те же праздники, что и православные верующие и также постятся, также считают адвентистов сектантами. Многие становятся баптистами из-за национального аспекта, другие же в свою очередь совершают переход из православия в баптизм из-за равнодушия со стороны церкви. Из-за того, что на их взгляд православная церковь не всегда заинтересована в сохранении «истинной» веры, также не стоит и отрицать фактор пропагандистов-проповедников, которые вербуют на свою сторону православных верующих. Как бы то ни было - они такие же христиане, как и мы, поэтому следует чтить свободу совести и свободу выбора любой конфессии, а также развивать межконфессиональное сотрудничество между РПЦ и баптистами, как когда-то это начинал делать Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источники

1. Государственный архив Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 11-16.

2. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 8-29.

3. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 8. Д 77. Л. 11-12.

4. Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. 985. Оп. 3. Д. 40. Л. 1-9.

Литература

5. Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 189-198.

6. Глухов И. А. Сектоведение. М.: Изд. Московской духовной семинарии, 2005. - 80 с.

14 ИвановА.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

15 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 197.

7. Иванов А. М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

8. Королёва Л. А., Молькин А. Н. Евангельские христиане-баптисты в СССР (середина 1940-х - начало 1980-х гг.) // История и археология. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/09/1142 (дата обращения: 19.11.2022).

9. Конь Р. М. Сектоведение. Конспект лекций. Сергиев Посад. 2006.

Ivanov Alexander Mikhailovich Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Mikhailenkov Sergey Yurievich Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Activities of the All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB) in the second half of the XX century based on the materials of the Smolensk region

Abstract: This article is devoted to the study of the position of one of the branches of Christian Protestantism, namely Baptism. The authors consider the activities of Baptists in Soviet times on the example of the Smolensk region. Analytical work with materials has been done, new archival sources are being introduced into circulation, and the author's position regarding Baptist teaching is presented.

Keywords: Baptism, All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB), evangelism, Protestantism, religion, Soviet power, Christianity.

References

• Aksyonova E.K., Ivanov A.M. Russian Orthodox Society and Bodies of Soviet Power: Relations in the Period of Perestroika (1985-1991) on the Materials of the Smolensk Region. Traditional Societies: An Unknown Past. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, 2020. S. 189-198.

• Glukhov I.A. Sektovedenie. M.: Izd. Moscow Theological Seminary, 2005. - 80 p.

• Ivanov A.M. Creation and activity of the first informal movements in the period of Perestroika (1985-1991) on the example of the Smolensk region // Studia Humanitatis. 2018. № 1. p. 3.

• Koroleva L.A., Molkin A.N. Evangelskie khristiani-baptisty v SSSR (sredina 1940-kh - nachale 1980-kh gg.) // Istoriya i arkheologiya. 2014. No 9 [Elektronnyi resurs]. URL: https://history.snauka.ru/2014/09/1142 (date of access: 19.11.2022).

• Kon'R.M. Sectovedenie. Lecture notes. Sergiev Posad. 2006.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.