Научная статья на тему 'Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы'

Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская православная церковь / взаимоотношение государства и церкви / старообрядцы / Перестройка / религиозная политика СССР / Русская Православная Церковь / Уполномоченный по делам религии. / Russian Orthodox Church / the relationship between the state and the church / Old Believers / Reconstruction / religious policy of the USSR / Russian Orthodox Church / Commissioner for Religious Affairs.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азаренкова Алина Сергеевна, Иванов Александр Михайлович

в настоящей статье представлена мало изученная страница старообрядчества на Смоленщине, деятельность в 1950-1980-е гг. религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычевского района Смоленской области. В научный оборот вводятся новые архивные документы, в которых выявляются проблемы взаимоотношения Уполномоченного по делам религии при Совете министров по Смоленской области и верующих. Авторы приводят историю общины, с послевоенных лет до 1989 г., когда верующие ходатайствовали о переносе молитвенного здания из д. Малые Липки в г. Сычевку. Делается вывод, что, не смотря обилие религиозных объединений до сих пор нового прихода у старообрядцев не появилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Азаренкова Алина Сергеевна, Иванов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the religious association of the Holy Cross-Exaltation Old Believers Church of the Belokrinitsky Accord in the village of Malye Lipki, Sychevsky District, Smolensk Region, in the 1950s and 1980s

this article presents a little-studied page of the Old Believers in the Smolensk region, the activities in the 1950-1980s of the religious association of the Holy Cross-Exaltation Old Believers Church of the Belokrinitsky Accord in the village of Malye Lipki of the Sychevsky district of the Smolensk region. New archival documents are being introduced into scientific circulation, in which problems of the relationship between the Commissioner for Religious Affairs under the Council of Ministers for the Smolensk Region and believers are revealed. The authors cite the history of the community, from the post-war years until 1989, when believers petitioned for the transfer of the prayer building from the village of Malye Lipki to the city of Sychevka. It is concluded that, despite the abundance of religious associations, so far a new parish has not appeared among the Old Believers.

Текст научной работы на тему «Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №4. С. 52-58

УДК 94/95 Азаренкова А. С. Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Иванов А. М.

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы

Аннотация: в настоящей статье представлена мало изученная страница старообрядчества на Смоленщине, деятельность в 1950-1980-е гг. религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычевского района Смоленской области. В научный оборот вводятся новые архивные документы, в которых выявляются проблемы взаимоотношения Уполномоченного по делам религии при Совете министров по Смоленской области и верующих. Авторы приводят историю общины, с послевоенных лет до 1989 г., когда верующие ходатайствовали о переносе молитвенного здания из д. Малые Липки в г. Сычевку. Делается вывод, что, не смотря обилие религиозных объединений до сих пор нового прихода у старообрядцев не появилось.

Ключевые слова: Русская православная церковь; взаимоотношение государства и церкви; старообрядцы; Перестройка; религиозная политика СССР; Русская Православная Церковь; Уполномоченный по делам религии.

Старообрядцы - православные христиане, отвергающие проведенную церковную реформу московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в XVII веке. Ни в коем случае нельзя считать, что принципы старообрядчества, их культура, правила и обряды появились в XVII веке, в этот момент произошло всего лишь отделение данного религиозного течение, от общепринятого. Также ошибочным является и мнение о том, что в наши дни старообрядчество исчезло. В Смоленской области до сих пор действует Сычёвский Старообрядческий храм Святого Сергия Радонежского, находящийся по адресу г. Сычевка, ул. Бычкова, д. 51. Однако же авторам хотелось остановиться на деятельности старообрядческой церкви в области, а

именно в Сычевском районе, который считается центром старообрядчества на Смоленщине, за 1970-80 гг.

Сычевский район, один из самых удаленных от Смоленска районов области, располагающийся почти на границе с Тверской областью, недалеко от истоков великой славянской реки Днепр. Вполне предсказуемо, что конкретно в этих местах должна была сохраниться православная религия в том виде, в котором она существовала до реформ патриарха Никона. Общины старообрядцев уже активно действовали в Сычевкой земле в конце XVIII века. В начале ХХ века появляется деревянный молитвенный дом, который позже заменит храм. Однако же до наших дней он не сохранился. Скорее всего, он был разрушен в годы Великой Отечественной войны 1941-1954 гг. Как мы помним, с 1920-х годов начитаются репрессии, в результате которых пострадали многие священнослужители, многие церкви были разрушены, разграблены и закрыты. Так же во время войн пострадало немало церквей и, как было сказано, старообрядческий храм на Смоленской земле не стал исключением. И лишь в годы Великой Отечественной войны в отношениях государства и церкви наступило «потепление».

В 1943 году был создан новый государственный орган Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, который занимался всеми религиозными организациями, рассматривал обращения граждан и регистрировал церковные общины, предоставляя им церковные здания для прямого пользования. 23 марта 1945 года была зарегистрирована старообрядческая община в д. Малая Липка Сычевского района, так с 1940-х до 1980-х годов единственный приход у смоленских старообрядцев находился в деревне Малая Липка и лишь в 1987-1989 годах приход перевели в саму Сычевку.

К сожалению, сохранилось мало сведений о деятельности старообрядцев на Смоленской земле в годы советской власти, однако же, кое-что нам известно. В 1973 году, по просьбе прихожан, Москвой был отправлен во служение священник Григорий Дементьевич Антошкин (о котором мы еще упомянем чуть позже), т.к. священник Александр Самуилович Хомяков, который был проставлен в Сычёвский приход еще в 1956 году, скончался.1 В эти года прихожан было уже не так много, в основном пенсионеры, либо же те, кто хотел помянуть родственников или же совершить иные церковные обряды. Исключением являлись большие праздники, когда собиралось много народа, как и в старые времена. За церковью присматривали дьячки супруги Петр и Нина. Но в скором времени Петр тяжело заболел и скончался, а Нина, которая не привыкла находиться одна, вновь выходит замуж. Обвенчал их отец Григорий (Антошкин). Молодожены переехали в Моховатку, где им было

л

предоставлено жильё. [4] Теперь женщина на службу в Малую Липку могла приезжать крайне редко, поэтому примерно с 1975 года храм пустовал и

1 Чунин Евгений. Сычевка и окрестные приходы в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время // 27.07.2020. URL: https://rpsc.ru/publications/war/sychevka-vov/ (доступ от: 12.11.2022).

2 Реквием по Малой Липке // 28.07.2020. URL: https://rpsc.ru/publications/history/rekviem-po-maloj-lipke/ (доступ от:12.11.2022).

открывался только по праздникам. Отец Григорий на тот момент было уже в преклонном возрасте (ближе к 90 годам), поэтому самому смотреть за церковью было крайне тяжело. Этим воспользовались и в одну из ночей неизвестные вынесли несколько десятков икон и ценные книги. Прихожане обратились в милицию, но результатов это не принесло. Прихожане своими силами сменили замки и договорились, чтобы по ночам перед церковью горел фонарь. Ничего большего им предпринять не удалось.

В августе 1977 года, находясь в командировке, старший инспектор Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Смоленской области А.В. Гришовцев ознакомился с работой церквей, расположенных в Сычевском районе. Вот что он пишет о Старообрядческой Воздвиженской церкви: «Старообрядческая Воздвиженская церковь. Молитвенный дом (так называют церковь старообрядцы) находится в деревне Малая Липка на территории колхоза имени XXI съезда КПСС (Ломовский сельсовет). Священник Антошкин Григорий Дементьевич, председатель исполнительного органа Чудновская Евдокия Петровна. С каждым годом прихожан становится все меньше. 2 августа 1977 годя на праздник пророка Илии собралось всего I2 человек. Приход существует в основном на средства приезжающих в отпуск староверов-земляков, работающих и проживающих ныне в различных районах страны. Взносы многих таких верующих составляют по 50-100 рублей. Это позволяет церкви держать относительно большой штат платных работников. Священник имеет оклад 150 рублей, уставщик (псаломщик)- 80, председатель исполнительного органа - 35, кассир - 35, продавец свеч - 20, уборщица - 20 рублей. В настоящее время церковь капитально ремонтируется. Сметная стоимость ремонта составляет 2474 рубля. По имеющимся сведениям Сычёвского райисполкома, священник Антошки, которому исполнилось девяносто лет, отправляет без разрешения органов власти религиозные обряды в домах верующих. Следует отметить, что Сычёвский райисполком не использует эффективно имеющиеся возможности для применения советского законодательства о религиозных культах. До сих пор не созданы комиссии содействия по соблюдению этого законодательства при исполкомах районного, городского и сельских Советов депутатов трудящихся. С секретарем райисполкома т. Прошляковой А.А. был проведен подробный инструктаж по работе с религиозными объединениями. Результаты проверки сообщены председателю исполкома Сычёвского районного Совета депутатов трудящихся т. Елисееву Г.Т. и второму секретарю райисполкома КПСС т. Ермаковай Т.Д.».3

Как мы видим, данный документ подтверждает, что приход был уже не большим, однако же, верующие не оставляли отца Григория и помогали материально церкви, внося на тот период времени немалые суммы, в то время как средняя заработная плата по стране в 1970-е годы составляла около 180 рублей. Не стоит упускать и тот факт, что законодательство по делам религии

3 Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО) Ф-Р. 985. Оп. 3. Д. 28. Документы о деятельности Крестовоздвиженской старообрядческой церкви деревни Малые Липки Сычевского района за 1948-1988 гг. Л. 92-93.

нарушалось и священник Антошкин не получал должного наказания за свою деятельность вне своего прихода. Однако же из этого можно сделать вывод, что уже на тот момент ни верующие, ни священнослужители и те, кто, так или иначе связаны с религией, не боялись нарушать законодательство и совершать церковные обряды.

В 1978 году в Малую Липку возвращается Нина (так как её муж получил срок). Она помогала Антошкину вести службу и следить за приходом. Однако же это не особо помогало увеличить численность прихожан. Строились новые дороги, в деревню стали заезжать всё реже и реже, а местные жители постепенно переезжали в город. Но, тем не менее, спрос на церковные обряды, которые незаконно проводил отец Григорий, оставался прежним. Подтверждение этому есть в вышеуказанном деле. В справке от февраля 1979 года уполномоченный Совета по делам религии по Смоленской области указывает следующее: «Вместе с секретарем райисполкома тов. Прошляковой А.А. и председателем сельсовета тов. Ивановым мы посетили д. М. Липки, где встретились с пред. И.О. и священнослужителем. В результате выяснилось, что сельсовет и комиссия содействия исполкому сельсовета по соблюдению законодательства о культах не работают, исполком сельсовета не мешает нарушать законы священнослужителю Антошкину Г.Д. Священнослужитель, пользуясь попустительством сельсовета и райисполкома, грубо нарушает законодательство о культах. Без ведома и разрешения органов Советской власти он систематически выезжает за пределы своего прихода, производит религиозные обряды крещения, соборования, отпевания и другие в деревнях Сычёвского, Новодугинского, Вяземского и других районов. Деньги же за эти обряды священник присваивает себе. В религиозном объединении нет индивидуального дела, нет инвентарной книги (нет её и в райисполкоме, так как инвентаризация проведена формально), у уставщицы церкви отсутствуют

4

регистрационные документы».

Неудивительно, что «услуги» отца Григория пользовались спросом и в других деревнях, находящиеся вне прихода, ведь деревня до сих пор оставалась единственным центром старообрядчества на Смоленской земле, а добираться до Малых Липки было проблематично. Уже к 1985 году в деревне жили только священник Антошкин, Нина с мужем (был освобожден в 1983 году) и пенсионеры, которые не хотели покидать родные места и церковь. Приобретение необходимых документов тоже вполне объяснимо. Отец Григорий был уже довольно старым человек, который мало разбирался в законодательстве, а объяснить ему никто не мог, ведь мы сами видим, что в Сычёвском районе даже за ним особо и не следили. К тому же, за имуществом никто не следил, ведь сторожа как мы помним не было, что тоже отмечено в справках и архивных документах. Тут и возник вопрос о необходимости переноса прихода с город, ведь только так можно было сохранить церковное имущество и позволить верующим совершать церковные обряды без нарушения законодательства.

4 Там же. Л. 95

23 января 1988 г. было написано заявление учредителями религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия о переносе молитвенного дома из деревни Малая Липка в саму Сычевку. Власти, безусловно согласились, ведь были приведены весомые аргументы для переноса прихода. В Заключение Совета по делам религии при Совете Министров СССР от 15 марта 1988 г. было вынесено следующее решение: «Религиозное объединение Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки Сычёвского района зарегистрировано в 1947 году. Расстояние от д. Малые Липки до г. Сычевка около 20 км., автобусное сообщение отсутствует. В настоящее время большинство учредителей и верующих данной церкви проживает в г. Сычёвке и близ лежащих к нему деревнях. Пришло в ветхое состояние и молитвенное здание. Видя это, учредители и верующие Крестовоздвиженской церкви на своем собрании 27 ноября 1987 года приняли решение - просить исполком Сычёвского районного Совета народных депутатов возбудить ходатайство перед вышестоящими органами о снятии с регистрации религиозного объединения в д. Малые Липки и регистрации его в г. Сычёвке. Выражена была также просьба о переносе молитвенного здания в город. На собрании присутствовало 24 учредителя и часть прихожан церкви, все они единогласно голосовали за данное решение. Сычёвский райисполком поддержал просьбу верующих данного религиозного объединения. Изучив сложившуюся обстановку, уполномоченный Совета по делам религии по Смоленской области не возражает о снятии с регистрации религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые Липки и регистрации данного религиозного объединения в г. Сычёвке и разрешить ему перенос в город молитвенного здания».5

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате Перестройки и ослабления партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому, что по состоянию на 1 октября 1989 г. на территории Смоленской области было зарегистрировано 43 религиозных объединения РПЦ; 6 религиозных обществ евангельских христиан-баптистов (гг. Смоленск, Рославль, Вязьма, Ельня, Сафонове, ст. Игоревская Холм-Жирковского района), 2 религиозных общества адвентистов седьмого дня (гг. Смоленск, Сафоново), 1 - пятидесятников (г. Смоленск) и 1 старообрядческая церковь в г. Сычёвке.6 Эти религиозные объединения действовали в рамках закона. Также на территории Смоленской области действовало 3 незарегистрированные секты: сторонников т.н. Совета церквей евангельских христиан-баптистов (п. Колодня, Заднепровский район), две -

п

пятидесятников (гг. Рудня, Ярцево).

5 ГАСО. Ф-Р. 985. Оп. 3. Д. 28. Документы о деятельности Крестовоздвиженской старообрядческой церкви деревни Малые Липки Сычевского района за 1948-1988 гг. Л. 111.

6 ИвановА.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

7 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. // Традиционные общества:

Религиозная обстановка в 1980-е гг. характеризовалась как спокойная, и тем не менее, в Смоленской области имелась тенденция создания новых религиозных объединений, но нового старообрядческого храма к сожалению до сих и не появилось.

Источники

1. Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО) Ф-Р. 985. Оп. 3. Д. 28. Документы о деятельности Крестовоздвиженской старообрядческой церкви деревни Малые Липки Сычевского района за 1948-1988 гг. Л. 87-112.

2. Реквием по Малой Липке // 28.07.2020. URL: https://rpsc.ru/publications/history/rekviem-po-maloj-lipke/ (доступ от: 12.11.2022).

3. Чунин Евгений. Сычёвка и окрестные приходы в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время // 27.07.2020. URL: https://rpsc.ru/publications/war/sychevka-vov/ (доступ от: 12.11.2022).

4. Узланер Д. «Панк-молебен» и граница религиозное/светское // Русский журнал. 11.03.2012. URL: http://www.russ.ru / pole / Pank-moleben-i-granicareligioznoesvetskoe (доступ от: 22.05.2019).

Литература

1. Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 189-198.

2. Иванов А.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 197.

Azarenkova Alina Sergeevna Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Ivanov Alexander Mikhailovich Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Activities of the religious association of the Holy Cross-Exaltation Old Believers Church of the Belokrinitsky Accord in the village of Malye Lipki, Sychevsky District, Smolensk Region, in the 1950s and 1980s

Abstract: this article presents a little-studied page of the Old Believers in the Smolensk region, the activities in the 1950-1980s of the religious association of the Holy Cross-Exaltation Old Believers Church of the Belokrinitsky Accord in the village of Malye Lipki of the Sychevsky district of the Smolensk region. New archival documents are being introduced into scientific circulation, in which problems of the relationship between the Commissioner for Religious Affairs under the Council of Ministers for the Smolensk Region and believers are revealed. The authors cite the history of the community, from the post-war years until 1989, when believers petitioned for the transfer of the prayer building from the village of Malye Lipki to the city of Sychevka. It is concluded that, despite the abundance of religious associations, so far a new parish has not appeared among the Old Believers.

Keywords: Russian Orthodox Church; the relationship between the state and the church; Old Believers; Reconstruction; religious policy of the USSR; Russian Orthodox Church; Commissioner for Religious Affairs.

References

1. Aksyonova E.K., Ivanov A.M. Russian Orthodox Society and Soviet Authorities: Relations in the Period of Perestroika (1985-1991) based on the materials of the Smolensk region. Traditional Societies: An Unknown Past. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, 2020. S. 189-198.

2. Ivanov A.M. Creation and activity of the first informal movements in the period of Perestroika (1985-1991) on the example of the Smolensk region // StudiaHumanitatis. 2018. № 1. p. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.