Научная статья на тему 'Деятельность Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Смоленской области и изменение в сети религиозных учреждений 1987-1990 гг.'

Деятельность Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Смоленской области и изменение в сети религиозных учреждений 1987-1990 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимоотношение государства и церкви / Перестройка / религиозная политика СССР / Русская Православная Церковь / 1000-летие Крещения Руси / Уполномоченный по делам религии / администрирование / демократизация общества. / relationship between state and Church / Perestroika / religious policy of the USSR / Russian Orthodox Church / 1000th anniversary of Baptism of Rus / Commissioner for Religious Affairs / administering / democratization of society.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович

Перестройка не только положила начало изменению политической и социально-экономической реальности в СССР, но и привела к трансформации религиозной жизни. В эти условиях одним из ключевых звеньев при выстраивании связей государства и религиозных организаций оставался Совет по делам религий при Совете министров СССР. Его уполномоченные в регионах, в связи с изменением курса партии, также должны были менять прежние установки и методы своей работы. При новой конфигурации их действия приобрели не сдерживающий характер, но порой, напротив, способствующий развитию религиозной жизни, о чем свидетельствует активное открытие новых и реставрация старых религиозных сооружений в Смоленской области в рассматриваемый период. В настоящей статье на основе архивных данных и статистики по открытию религиозных объединений автор делает вывод о том, что в период Перестройки региональные власти достаточно быстро приняли изменившиеся условия и предприняли усилия для следования новому внутриполитическому курсу на ослабление напряжения между государством и религиозными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of the Commissioner for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR for the Smolensk Region and changes in the network of religious institutions in 1987–1990

Perestroika initiated change not only in the political and socio-economic reality in the USSR, but also led to the transformation of religious life. Under these conditions, the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR remained one of the key links in building ties between the state and religious organizations. Its commissioners in the regions, in connection with the change in the course of the party, also had to change their previous attitudes and methods of work. Under the new configuration, their actions acquired not a restraining character, but sometimes, on the contrary, a character contributing to the development of religious life, as evidenced by the active opening of new and restoration of old religious buildings in the Smolensk region during the period under review. In this article the author, basing on the archival data and statistics on the opening of religious comunities, makes a conclusion that during the period of Perestroika, the regional authorities quickly accepted the changed conditions and made efforts to follow a new domestic political course aimed at easing the tension between the state and religious organizations.

Текст научной работы на тему «Деятельность Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Смоленской области и изменение в сети религиозных учреждений 1987-1990 гг.»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 163-174

УДК 94/95 Иванов Александр Михайлович Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Деятельность Уполномоченного по делам религии при

Совете Министров СССР по Смоленской области и изменение в сети религиозных учреждений 1987-1990 гг.

Аннотация: Перестройка не только положила начало изменению политической и социально-экономической реальности в СССР, но и привела к трансформации религиозной жизни. В эти условиях одним из ключевых звеньев при выстраивании связей государства и религиозных организаций оставался Совет по делам религий при Совете министров СССР. Его уполномоченные в регионах, в связи с изменением курса партии, также должны были менять прежние установки и методы своей работы. При новой конфигурации их действия приобрели не сдерживающий характер, но порой, напротив, способствующий развитию религиозной жизни, о чем свидетельствует активное открытие новых и реставрация старых религиозных сооружений в Смоленской области в рассматриваемый период. В настоящей статье на основе архивных данных и статистики по открытию религиозных объединений автор делает вывод о том, что в период Перестройки региональные власти достаточно быстро приняли изменившиеся условия и предприняли усилия для следования новому внутриполитическому курсу на ослабление напряжения между государством и религиозными организациями.

Ключевые слова: взаимоотношение государства и церкви; Перестройка; религиозная политика СССР; Русская Православная Церковь; 1000-летие Крещения Руси; Уполномоченный по делам религии; администрирование; демократизация общества.

Большое внимание светскими и церковными учеными уделяется проблемам взаимоотношения Церкви и государства в Советском Союзе. Однако практически отсутствуют фундаментальные исследования об этом в период Перестройки, когда были сняты ограничения на религиозную жизнь. XXVII съезд КПСС в 1986 г. подчеркнул необходимость неукоснительного соблюдения конституционных гарантий свободы совести, советского законодательства о религиозных культах, недопустимость использования религии в ущерб интересам общества и личности.

К 1986 г. была подготовлена почва для организации нового ведомства -Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР (республиканский Совет). Реально действовать он стал в марте-апреле 1987 г., когда были

назначены председатель и основные работники. Уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров по Смоленской области был назначен В.Л. Корольков1.

Деятельность аппарата Уполномоченного Совета была направлена на проведение в жизнь государственной политики в отношении религии и Церкви в свете положений XIX партийной конференции, Пленумов ЦК КПСС, в частности выступления Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на встрече с членами Священного Синода РПЦ, установками Советов по делам религии при Совете Министров СССР и совете Министров РСФСР. Уполномоченный ставил своей целью акцентировать внимание партийных и советских органов на проблемах государственно-церковных отношений на современном этапе, политике партии и государства в отношении религии, Церкви и верующих в условиях Перестройки и демократизации общества. Данные мероприятия сыграли положительную роль в упорядочивании сети религиозных объединений, налаживанию деловых взаимоотношений между общинами верующих и местными органами власти, что позитивно сказывалось на развитии религиозной обстановки в Смоленской области.

Подготовка и празднование церковного юбилея - 1000-летия принятия христианства на Руси вызвали оживление в деятельности религиозных объединений и служителей культа, постановку вопросов о регистрации новых общин. Как правило, такие заявления поступали из тех райцентров и городов, на территории которых действующих церквей не было.

Горисполкомы Смоленской области в 1987 г. проводили определенную работу по контролю за соблюдением законности о культах, упорядочиванию религиозной сети, вовлечению верующих в активную общественную жизнь. Принимались меры по укреплению состава комиссий содействия инициативными грамотными работниками по изучению специфики деятельности религиозных организаций и духовенства. Так, члены комиссии Заднепровского райисполкома в течение 1988 г. побывали на 28 молитвенных собраниях, Сычевского райисполкома - на 19, Холм-Жирковского и Смоленского райисполкомов - на 18, Гагаринского горисполкома - на 21.

Религиозная обстановка в Смоленской области характеризовалась как спокойная, тем не менее подчеркивалось, что в период подготовки к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси в церковной жизни произошла активация и возросло влияние духовенства на верующих, прослеживалась тенденция по созданию новых религиозных объединений. Так в 1987 г. было зарегистрировано религиозное объединение Русской Православной Церкви в

1 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 189.

г. Ярцево, поступали заявления от верующих о регистрации религиозных объединений в гг. Ельня и Дорогобуж.

По состоянию на 1 января 1988 г. в Смоленской области действовало 45 зарегистрированных религиозных объединений, в том числе 37 РПЦ, 1 старообрядческая община, 4 общины евангельских христиан баптистов, 2 -адвентистов седьмого дня, 1 - пятидесятников. Кроме того действовало 6 незарегистрированных религиозных групп, которые находились на учете в горрайисполкомах и аппарате уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР.

Между тем со стороны советских органов не всегда уделялось необходимое внимание изучению процессов, происходящих в религиозных объединениях, не было в связи с этим соответствующего реагирования. В ряде случаев на местах кропотливую работу по преодолению религиозных пережитков подменяли администрированием в отношении Церкви. Это выражалось в различных препятствиях ремонту, реконструкции аварийных культовых зданий, ущемлении прав верующих, оскорблении их религиозных чувств. Подобные факты вызывали недовольство верующих, порождали обоснованные жалобы.

Уполномоченный по делам религии по Смоленской области В. П. Корольков в своем отчете за 1987 г. писал: «нельзя не подчеркивать, что в современных условиях наши идеологические противники возлагают немалые надежды на использование религии в антисоветских целях, стремятся искусственно вызвать напряженность между верующими и государством. Особенно активизировались такие попытки зарубежной буржуазной и клерикальной пропаганды в связи с приближением церковного юбилея 1000-летия принятия христианства на Руси. Город Смоленск ежегодно посещают иностранные религиозные делегации, которые проявляют повышенный интерес к вопросам, связанным с религией и свободой совести. В связи с церковным юбилеем их количество значительно возрастет в 1988 г.» .

Вместе с тем, как показывали проверки и анализ информационных отчетов за 1987 г., не все горрайисполкомы уделяли должное внимание вопросам деятельности религиозных организации, контролю за соблюдением законодательства о культах. Эти вопросы редко рассматривались Рославльским, Гагаринским городскими, Демидовским, Монастырщинским, Кардымовским, Шумяческим районных Советов народных депутатов. Не всегда должным образом координировалась работа советских правоохранительных органов и общественных организаций. Не во всех исполкомах был укреплен состав комиссий содействия контролю инициативными, знающими законодательства о культах товарищами, не была налажена их учеба. Члены комиссий редко бывали в религиозных объединениях, слабо разбирались в их деятельности, не изучали взгляды, настроения служителей культа, верующих, в ряде случаев

2 Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 1. Д. 122. Л. 35-36.

выполняли несвойственными им функции. Планы работы многих комиссий являлись поверхностными, некорректными, не были нацелены на изучение религиозной обстановки, на проведение профилактической работы в трудовых коллективах по предупреждению нарушений законодательства о религиозных культах. Горрайисполкомы не принимали необходимых мер по усилению сохранности культового имущества, установке в церковных зданиях пожарно-охранной сигнализации.

Сеть религиозных объединений по состоянию на 1 января 1989 г. характеризовалась следующими данными: имелось 47 зарегистрированных религиозных обществ, в том числе 39 РПЦ, 1 - старообрядческая Белокриницкого согласия, 4 - общины евангельских христиан-баптистов, 2 -адвентистов седьмого дня и 1 - христиан веры евангельской (пятидесятников). Кроме того, в смоленской области функционировало 4 незарегистрированных религиозные группы, в т.ч. христиан веры евангельской (пятидесятников) - 2, сторонников т.н. Совета церквей евангельских христиан-баптистов - 1. евангельских христиан-баптистов - 1 .

Отмечался тот факт, что религиозная обстановка в целом по Смоленской области характеризовалась как спокойная, тем не менее, имела место тенденция создания новых религиозных объединений РПЦ. Этот процесс носил как объективный, так и субъективный характер. К объективным причинам относилось, то, что заявления верующих поступали, из тех городов и райцентров, на территории которых не было действующих религиозных объединений РПЦ, и для удовлетворения своих религиозных потребностей они вынуждены выезжать в храмы, расположенные вдали от места их проживания. К числу субъективные причин следует отнести активную проповедническую деятельность духовенства, служители культа стремились укрепить свое влияние на людей.

Проповеди, с которыми выступало духовенство, носили социально-ориентированный характер. В них звучали не только традиционные веро- и нравоучительные идеи, но и проявлялась их реакция на жгучие вопросы современной жизни. Целиком и полностью одобрялась линия партии и государства на Перестройку, говорилось о возможностях, которые открывались по регистрации религиозных объединений, что являлось импульсом к их созданию, т.е. в проповедях указывались пути разрешения существующих противоречий между потребностями верующих и возможностями их удовлетворения. Процесс создания новых религиозных объединений на территории Смоленской области продолжался до тех пор, пока в каждом городе и райцентре не появлялась в первую очередь действующая религиозная организация Русской Православной Церкви. Практика 1987-1988 гг. подтвердила этот тезис, так в 1987 г. была открыта православная община в г. Ярцево. В 1988 г. были зарегистрированы религиозные объединения

3 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 77. Л. 1-18.

православных обществ верующих в Ельне, Дорогобуже, Сафонове. В Совете по делам религий при Совете Министров СССР находились материалы о регистрации религиозного объединения г. Велижа. Кроме того, в исполкомы местных Советов Народных депутатов поступали на рассмотрение в конце 1987 г. заявления о регистрации обществ верующих в п. Озерный Духовщинского района, с. Соколино Сычевского района,

Так, например, здание церкви с. Соколино Сычевского района являлось памятником архитектуры XIX в., состояло на учете в управлении культуры облисполкома, как памятник, охраняемый государством, но рационально не использовалось и разрушалось. Решением исполнительного комитета Сычевского районного Совета народных депутатов от 24 августа 1988 г. № 128 - было дано указание: «.директору совхоза «Соколинский» т. Тихомирову И. С. освободить помещение церкви от находившегося в нем имущества, в срок до 1 октября 1988 г.; передать здание церкви в с. Соколино исполнительному органу Николаевской Русской Православной церкви для реставрации с последующим использованием в культовых целях». Надпись на решение «По данному решению с т. Орешковым (председатель исполнительного комитета Сычевского районного СНД) состоялся телефонный разговор В. П. Королькова 16 сентября 1988 г. дал необходимые распоряжения»4.

Кроме выше названных, имелось еще две причины, которые обуславливали процесс открытия православных храмов в городах и районных центрах, а также в отдельных населенных пунктах. Во-первых, миграция сельского населения в города и поселки. Этот процесс в Смоленской области носил устойчивый характер, во-вторых - наличие пустующих, разрушавшихся церковных зданий побуждало сельское население ходатайствовать о передаче их верующим. Регистрация новых религиозных объединений воспитывала уважительное отношение в соблюдению законов, способствовала оздоровлению социально-политической обстановки, установлению нормальных взаимоотношений между обществами верующих и органами государственной власти5.

Ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому, что по состоянию на 1 октября 1989 г. на территории Смоленской области было зарегистрировано 43 религиозных объединения РПЦ; 6 религиозных обществ евангельских христиан-баптистов (гг. Смоленск, Рославль, Вязьма, Ельня, Сафонове, ст. Игоревская Холм-Жирковского района), 2 религиозных общества адвентистов седьмого дня (гг. Смоленск, Сафоново), 1 - пятидесятников (г. Смоленск) и 1 старообрядческая церковь в г. Сычевке6.Эти религиозные

4 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 1. Д. 122. Л. 170.

5 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 77. Л. 1-18.

6 Иванов А.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/ivanov.pdf (доступ от 01.09.2021).

объединения действовали в рамках закона. Также на территории области действовало 3 незарегистрированные секты: сторонников т.н. Совета церквей евангельских христиан-баптистов (п. Колодня, Заднепровский район), две -

п

пятидесятников (гг. Рудня, Ярцево) .

За период с 1987 по 1989 гг. произошли следующие изменения в сети религиозных объединений по Смоленской области (таблица 1).

Таблица 1

Изменений в сети религиозных объединений 1987-1989 гг. по Смоленской

области8

Наименование населенного пункта, где зарегистрировано религиозное объединение Год регистрации Решение о церковном здании Что сделано по восстановлению, реставрации или строительству молитвенного здания.

г. Ярцево март 1987 Разрешено восстановление церкви в п. Ульхово Изготовлена проектно-сметная документация, ведутся реставрационные работы, восстановлено 2 купола из 3-х

г. Ельня (РПЦ) январь 1988 Передано для восстановления и приспособления для молитвенных целей жилое здание бывшего собора Здание приспосабливается для молитвенных целей, ведется пристройка алтаря.

г. Дорогобуж (РПЦ) июль 1988 Передано для восстановления здание церкви в городе Объект в основном отреставрирован. Здание церкви в хорошем состоянии

г. Сафоново (РПЦ) ноябрь 1988 Разрешено строительство церкви Изготовлена проектно-сметная документация, заложены фундаменты, начато возведение стен.

г. Велиж (РПЦ) декабрь 1988 Передано для восстановления Ведутся реставрационные

7 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. С. 189-198.

8 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 1. Д. 126. Л. 163-165.

церковное здание. работы, возводятся купола, ведут теплотрассу.

п. Красный (РПЦ) февраль 1989 Передано для восстановления церковное здание. Изготовлена проектно-сметная документация, ведутся реставрационные работы.

д. Горки (п. Озерный) Духовщинский район февраль 1989 Разрешено строительство церкви Строительство не начато

ПГТ Десногорск июль 1989 Разрешено строительство церкви Пока не решен вопрос о выделении места для строительства здания церкви.

Произошло перемещение прихода старообрядческой церкви из д. Малые Липки в г. Сычевку март 1989 Разрешено строительство церкви К строительству церкви не приступили, переоборудовали жилой дом под молитвенные цели.

0 г. Сафоново Зарегистрировано религиозное общество ЕХБ март 1989 Разрешено приобретение жилого дома с переоборудованием под молитвенные цели.

1 Ст. Игоревская, Холм-Жирковского района. Зарегистрировано религиозное общество ЕХБ Разрешено приобретение жилого дома с переоборудованием под молитвенные цели.

Переданы религиозным обществам следующие объекты:

2 п. Монастырщина июнь 1988 Передано для восстановления церковное здание Ведутся реставрационные работы

3 г. Демидов май 1989 Передано для восстановления здание Успенского собора Разобраны крыша и купола, восстанавливается первоначальный вид, ведутся реставрационные работы.

4 г. Смоленск май 1989 Переданы епархиальному Произведен большой объем строительно-

управлению церковь и два нежилых дома под духовное училище. восстановительных работ. Реставрация продолжается.

5 г. Смоленск, община ехб ноябрь 1987 Разрешено строительство молитвенного здания Молитвенный дом построен ул. 2-ая Проезжая, д. 8.

6 г. Смоленск, община асд декабрь 1987 Разрешено приобретение жилого дома и переоборудование его под молитвенные цели. Дом приобретен и переоборудован под молитвенные цели. 4-й Мопровский пер., д. 23-а.

В 1989 г. на рассмотрении в Совете по делам религии при Совете Министров СССР находились материалы о регистрации религиозного объединения РПЦ в п. Шумячи, а также - о передаче Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Вязьма епархиальному управлению. Поступали в райисполкомы ходатайства верующих о регистрации религиозных объединений РПЦ в гг. Духовщине, Починок, дд. Болдино и Алексино Дорогобужского района, п. Каспля Смоленского района, с. Пржевальское Демидовского района.

Со стороны советских властных органов не всегда уделялось должное внимание интересам верующих, нуждам православной церкви. На территории Смоленской области в период перестройки существовало множество неиспользуемых и аварийных церковных зданий, что вызывало у верующих справедливое возмущение и обращение в исполком, в соответствии с действующим законодательством, с просьбами о передаче им для восстановления этих зданий и использования их для молитвенных целей. Так, например, после неоднократных обращений верующих к светским властям и сбора тысяч подписей вязьмичей с просьбой открыть в городе Вязьме мужского монастыря на его историческом месте 26 мая 1989 г. решением Вяземского городского Совета народных депутатов верующим был передан комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря9.

Значительно возросли расходы, связанные с ремонтом и содержанием церковных зданий, которые составили 857,4 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 1988 г. на 370 тыс. рублей. Это объясняется большим объемом реставрационно-восстановительных работ на 8 культовых зданиях, которые получили зарегистрированные религиозные объединения в 1986-1988 гг. Так, на 1 октября 1989 г. в г. Сафонове заложен фундамент храма, начато возведение стен; в г. Демидове в здании Успенского собора разобраны крыша и купола, восстанавливается первоначальный вид; в п. Ульхово Ярцевского района

9 Иванов А.М. Вязьма православная. Сер. Библиотека историко-литературного журнала «Странникъ». Смоленск, 2016. С. 27.

изготовлена проектно-сметная документация, в храме велись реставрационные работы, были восстановлены 2 купола из трех10.

Принятый в октябре 1990 г. закон «О свободе совести и религиозных объединениях» законодательно гарантировал свободу вероисповедания в СССР. В качестве основных задач данного закона было провозглашено освобождение религии от государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру. В нем запрещалась политика государственного атеизма, гарантировалось реальное равенство верующих и неверующих перед законом, не допускалось какого-либо «принуждения при определении гражданином своего отношения к религии»11.

В результате целенаправленного и комплексного осуществления мероприятий аппарата уполномоченного Совета с местными партийными и советскими органами, направленными на дальнейшее совершенствование государственно-церковных отношений, в Смоленской области религиозная обстановка оставалась спокойной, негативных явлений в ее характеристике не выявлялось. Главное внимание аппарата Уполномоченного было сосредоточено на оказании содействия горрайисполкомам, религиозным объединениям и служителям культа в правильном применении и использовании законодательства о культах, углубленное изучение процессов и тенденций, происходивших в жизни религиозных организаций, проведение политико-воспитательной работы с духовенством и церковным активом, обеспечении нормальных условий по организационному проведению юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию принятия христианства на Руси, своевременному и оперативному рассмотрению просьб и заявлений граждан.

Регистрация новых религиозных объединений формировала уважительное отношение к соблюдению законов, способствовала оздоровлению социально-

политической обстановки, установлению нормальных взаимоотношений между

12

обществами верующих и органами государственной власти . Рост авторитета церкви среди населения связан и с тем, что в своих проповедях духовенство от имени церкви выражало одобрение и активную поддержку происходящей в общественной жизни Перестройки, позитивных перемен в духовной жизни. В период Перестройки советская власть пошла на пересмотр отношений с Церковью. В Смоленской епархии в этот период, как и во всей Русской церкви,

13

началось возрождение церковной жизни .

10 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. С. 195.

11 Там же. С. 196.

12 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 77. Л. 1-18.

13 Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Взаимоотношения религиозных организаций с советскими и партийными органами власти в период Перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Государство, Общество и Церковь: российская нация и национальное единство: материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29-30 октября 2019 г. В 2 чч.: Ч. 2. Новосибирск, 2019. С. 194.

Источники

1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО). Ф. 985. Оп.

2. Д. 77.

2. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 1. Д. 122.

3. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 1. Д. 126.

Литература

4. Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 189-198.

5. Аксёнова Е.К., Иванов А.М. Взаимоотношения религиозных организаций с советскими и партийными органами власти в период Перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Государство, Общество и Церковь: российская нация и национальное единство: материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29-30 октября 2019 г. В 2 чч.: Ч. 2. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2019. С. 190-194.

6. Иванов А.М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/ivanov.pdf (доступ от 01.09.2021).

7. Иванов А.М. Вязьма православная. Сер. Библиотека историко-литературного журнала «Странникъ». Смоленск: Маджента, 2016.

Ivanov Alexander Mikhailovich Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Activity of the Commissioner for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR for the Smolensk Region and changes in the network of religious institutions in 1987—1990

Abstract: Perestroika initiated change not only in the political and socio-economic reality in the USSR, but also led to the transformation of religious life. Under these conditions, the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR remained one of the key links in building ties between the state and religious organizations. Its commissioners in the regions, in connection with the change in the course of the party, also had to change their previous attitudes and methods of work. Under the new configuration, their actions acquired not a restraining character, but sometimes, on the contrary, a character contributing to the development of religious life, as evidenced by the active opening of new and restoration of old religious buildings in the Smolensk region during the period under review. In this article the author, basing on the archival data and statistics on the opening of religious comunities, makes a conclusion that during the period of Perestroika, the regional authorities quickly accepted the changed conditions and made efforts to follow a new domestic political course aimed at easing the tension between the state and religious organizations.

Keywords: relationship between state and Church; Perestroika; religious policy of the USSR; Russian Orthodox Church; 1000th anniversary of Baptism of Rus; Commissioner for Religious Affairs; administering; democratization of society.

References

Aksenova E.K., Ivanov A.M. 2020. Russkoe pravoslavnoe obshchestvo i organy sovetskoi vlasti: vzaimootnosheniia v period perestroiki (1985-1991 gg.) po materialam Smolenskoi oblasti [Russian Orthodox Society and the Soviet Government: Relations during the Perestroika Period (1985-1991) Based on the Materials of the Smolensk Region]. Traditsionnye obshchestva: neizvestnoe proshloe. Materialy XVI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Traditional Societies: An Unknown Past. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference]. Cheliabinsk, 2020, pp. 189-198.

Aksenova E.K., Ivanov A.M. 2019. Vzaimootnosheniia religioznykh organizatsii s sovetskimi i partiinymi organami vlasti v period Perestroiki (1985-1991 gg.) po materialam Smolenskoi oblasti [The relationship of religious organizations with the Soviet and party authorities during the Perestroika period (1985-1991) based on the materials of the Smolensk region]. Gosudarstvo, Obshchestvo i Tserkov': rossiiskaia natsiia i natsional'noe edinstvo: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem [State, Society and Church: the Russian nation and national unity:

scientific and practical materials. conf. with international participation]. Novosibirsk, 2019, part 2, pp.190-194.

Ivanov A.M. Sozdanie i deiatel'nost' pervykh neformal'nykh dvizhenii v period Perestroiki (1985-1991 gg.) na primere Smolenskoi oblasti [Creation and activity of the first informal movements during the Perestroika period (1985-1991) on the example of the Smolensk region]. Studia Humanitatis, 2018, no. 1. Available at: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/ivanov.pdf (accessed: 01.09.2021).

Ivanov A.M. Viaz'ma pravoslavnaia. Ser. Biblioteka istoriko-literaturnogo zhurnala «Strannik» [Vyazma is Orthodox. Ser. Library of the historical and literary magazine «Strannik»]. Smolensk, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.