6. Schwabe K. Im deutschen Diamantenlande: Deutsch-Südwestafrika von der Errichtung der deutschen Herrschaft bis zur Gegenwart (1884-1910). Berlin: Mittler und Sohn, 1909.
7. Conrad S. Deutsche Kolonialgeschichte. München: Verlag C.H.Beck, 2016.
8. Passarge S. Adamaua. Bericht über die Expedition des Deutschen Kamerun-Komitee in den Jahre 1893/1894. Berlin: Geographische Verlagshandlung Dietrich Reimer, 1895.
9. Puttkamer J. Gouverneursjahre im Kamerun. Berlin: Verlag von Georg Stilke, 1912.
10. Dernburg B. Zielpunkte des Deutschen Kolonialwesens. Berlin: Mittler und Sohn, 1907.
ФИЛИН СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ - магистр, Российский государственный гуманитарный университет (saf1998@rambler.ru). FILIN, SERGEY A. - master student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia (saf1998@rambler.ru).
УДК 94(47.332).083:281.93«1905/1917» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-71-77
ГАМИЛОВСКИЙ Д.М. ПОЛОЖЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В 1905-1917 ГГ.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Старообрядчество, Российская империя, государственная власть.
Старообрядчество, как и Русская Православная Церковь, относится к православию. Условия существования старообрядческих общин в Российской империи были сложными. Государственная власть Российской империи признавала старообрядцев православными раскольниками и вводила разнообразные ограничения, с целью недопущения развития старообрядцев в Российской империи. Ограничения были связаны с особенностями заключения браков старообрядцами, строительством храмовых сооружений, миссионерской деятельностью, расселением по территориям империи. Русская Православная Церковь в данный период выступала как часть государственного аппарата, поэтому, в отличие от старообрядцев, имела достаточную административную поддержку. В государственном архиве Смоленской области находится обширное количество материалов, раскрывающих положение старообрядцев в Смоленской губернии. При их изучении, становится понятным, что состояние старообрядцев в указанный нами период было относительно благополучным, в сравнении с иными сектантскими религиозными деноминациями.
GAMILOVSKII, D M.
SITUATION OF THE OLD RELIEVE IN THE SMOLENSK PROVINCE IN 1905-1917
Key words: Russian Orthodox Church, Old Believers, Russian Empire, state power.
The Old Believers, like the Russian Orthodox Church, belong to Orthodoxy. The conditions for the existence of Old Believer communities in the Russian Empire were difficult. The state power of the Russian Empire recognized the Old Believers as Orthodox schismatics and introduced various restrictions in order to prevent the development of Old Believers in the Russian Empire. Restrictions were associated with the peculiarities of marriage by Old Believers, the construction of temple structures, missionary activities, and resettlement throughout the empire. The Russian Orthodox Church in this period acted as part of the state apparatus, therefore, unlike the Old Believers, it had sufficient administrative support. The state archive of the Smolensk region contains a vast amount of materials revealing the situation of the Old Believers in the Smolensk province. When studying them, it becomes clear that the condition of the Old Believers in the period indicated by us was relatively prosperous, in comparison with other sectarian religious denominations.
Обращаясь к изучению истории эволюции старообрядчества в условиях нарастания революционного кризиса в России в начале XX столетия (в т.ч. в Смоленской губернии), следует отметить, что данная проблематика привлекала к себе значительное внимание, прежде всего православных миссионеров (А. Хотовицкий и др.) [1-9]. В советские годы исследования, связанные с историей старообрядчества на Смоленщине, фактически прекратились. И лишь в начале XXI в. появились исследования по истории старообрядчества на Смоленщине А.Гавриленкова и о.Рафаила (Д.Ивочкина) [10-13].
Положение старообрядцев в имперской России на стадии нарастания революционного кризиса определил подписанный Николаем II 17 октября 1906 года Указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов».
В соответствие с ним, процедура образования (регистрации) старообрядческой общины начиналась с заявления старообрядцев определенной местности: «7. Старообрядцы, желающие образовать общину для целей, указанных в статье 2 сих правил, подают о том в местное губернское или областное правление письменное заявление, подписанное не менее чем 50 лицами». В заявлении давалось обоснование необходимости в регистрации общины и указывалось, что будущая община имеет действующий храм или предполагает строительство храма для проведения богослужений. Предоставление данной информации было обосновано пунктом 8 Указа Николая II от 17 октября 1906 года: «В заявлении указывается: а) наименование согласия или толка,
последователями коего образуется община, б) допускает ли согласие или толк духовных лиц, настоятелей или наставников, в) местности, на которые предполагается распространить деятельность общины, г) местонахождение существующего или предполагаемого к постройке храма, молитвенного дома или соответствующего ему помещения и д) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства лиц, подписавших заявление» [14, с. 427].
До регистрации общины, губернское правление получало информацию от уездного исправника о деятельности данной общины. Уездный миссионер также принимал участие в процедуре регистрации общины. Задача миссионера состояла в том, чтобы дать исчерпывающую информацию о том, каким было отношение старообрядцев к православным, были ли случаи совращения православных в старообрядчество, были ли случаи кощунства среди старообрядцев по отношению к православию. Уполномоченный регистрируемой общины был обязан оплатить гербовый сбор через приобретение гербовой марки стоимостью 75 копеек на копии постановления губернского правления об учреждении общины и 20 копеек в качестве канцелярских пошлин за оплату. В итоге, на основании Указа императора, постановления губернского правления старообрядческая община вносилась в реестр старообрядческих общин губернии, информация о чем публиковалась в газете «Смоленские губернские ведомости». В целом, информация обо всех старообрядческих общинах Смоленской губернии, внесенных в реестр, была соответствующим образом опубликована в газете «Смоленские губернские ведомости» [15].
Для учреждения и регистрации общины, а также внесения её в реестр старообрядческих общин необходимо было определенное количество верующих (в соответствии с указом 17 октября 1906 года, 50 человек) [14, с. 427]. Каждый вступающий в общину должен был поставить свою подпись, либо за них должны были расписаться другие, уполномоченные члены создаваемой общины [16].
За период с 1907 по 1912 годы на территории губернии были учреждены и зарегистрированы 12 старообрядческих общин поповцев Австрийского согласия, которые охватили один уездный город Сычевку и 158 деревень четырех уездов губернии - Бельского, Гжатского, Сычевского, Юхновского, а также 4 деревни Медынского уезда Калужской губернии. В период с 1913 по 1917 годы было зарегистрировано ещё две общины - Богородицко-Рождественская в Вяземском уезде и Писковская в Сычевском уезде [12, с. 164-166].
В Фонде 2 (Смоленское губернское правление) Государственного архива Смоленской области сохранились дела, посвященные образованию и регистрации трех старообрядческих общин - Курьяновской, Свято-Троицкой и Слободской [17]. Три дела данного фонда посвящены избранию членов и священников общин (Введенской, Курьяновской, Свято-Троицкой) [18]. В восьми делах представлены материалы о переходе православных верующих в старообрядчество за разные годы [19]. Сведения о старообрядцах, их численности представлены в двух делах за 1909/1910гг. и 1912 г. [20]. Наконец, в двух делах представлены статистические материалы по лицам, отошедшим от православия и перешедшим в другие вероисповедания, в том числе в старообрядчество [21]. Таким образом, в ГАСО сохранилось восемнадцать дел, в которых представлены материалы по старообрядчеству в 1905-1914 гг.
Хронологически первой была образована Курьяновская община старообрядцев Гжатского уезда [22, л.л. 1-3 об.]. 18 мая 1907 года 130 человек из 18 селений подписали заявление об образовании общины. Это была община, принадлежавшая к старообрядцам, приемлющим священство Белокриницкой иерархии [22, л. 1]. У членов общины был свой храм - храм Рождества Иоанна Предтечи в Курьяново.
12 июля 1907 года Смоленское губернское правление приняло следующее решение: «Принимая во внимание, что необходимые на этот предмет требования 7 и 8 ст. I Отделен. ВЫСОЧАЙШЕГО указа 17 октября 1906 г., об образовании старообрядческих общин просителями исполнены, что, как видно из удостоверения Чальско-Дорского Волостного Правления от 18 мая сего года за № 779 у них имеется в деревне Курьянове молитвенный храм и в нем отправляется служба, а по сообщению Смоленской Духовной Консистории 10 сего июля за № 8602 старообрядцы эти принадлежат к Австрийской Белокриницкой иерархии. имеют при том храме священника, Губернское Правление, на основании 9 ст. I Отдел. ВЫСОЧАЙШЕГО указа 17 октября 1906 г., ОПРЕДЕЛЯЕТ: разрешить крестьянам-старообрядцам селений: Курьянова, Басманова, Пречистого, Занина, Антонова, Тюрьмина, Федосова, Жилина, Доронина, Игнатова,
Вырьевки, Желабкова, Красного, Долматова, Рязанова, Прохорова и Тростья, Чальско-Дорской волости и деревни Подсосонья, Климовской волости, Гжатского уезда, образовать Курьяновскую старообрядческую общину, с распространением ее деятельности на вышеозначенные селения, внести ее в надлежащий реестр и послать об этом извещение в Контору Сенатской Типографии и в Газетный стол сего Правления для напечатания их в Сенатских Объявлениях и Губернских Ведомостях, и просить выслать №№ этих изданий, в которых будут напечатаны публикации о внесении в реестр этих общин, при чем из представленных просителями 6 руб., состоящих в депозите Правления 3 руб. 25 коп. перечисленных в доход, а 1 руб. 40 коп. в специальные средства сего Правления и эти публикации и №№ изданий, в которых они будут помещены и о вышеизложенном объявить уполномоченному просителей крестьянину дер. Курьянова Ивану Петрову Беляеву, с выдачей ему выписки из реестра от этой общины и возвращения остальных денег, за исключением канцелярских пошлин, для чего Гжатскому Исправнику послать указ» [22, л.л. 10-10об.].
30 июля 1907 года гжатский уездный исправник отправил рапорт в Губернское правление, в котором отмечал, что к образованию Курьяновской общины не встречает препятствий [22, л. 19]. 30 августа 1907 года в № 35 газеты «Смоленские губернские ведомости» было напечатано объявление о внесении в реестр старообрядческих общин Курьяновской общины.
Аналогичным образом шла регистрация Свято-Троицкой и Слободской старообрядческих общин. 23 июня 1908 года губернское правление получило заявление от 59 жителей г. Сычевок и 6 окрестных деревень об образовании Свято-Троицкой общины и о разрешении ее регистрации [23, л.л. 7-9]. Молитвенный дом находился в деревне Дурнево Сычевского уезда. При этом старообрядцы предполагали построить свой храм в уездном городе [23, л. 10]. 16 августа 1908 года определением губернского правления образование данной общины было разрешено, и она была внесена в реестр старообрядческих общин Смоленской губернии [23, л. 17].
В марте 1910 года губернским правлением рассматривалось заявление о разрешении образования Слободской старообрядческой общины. Особенность образования данной общины состояла в том, что она создавалась на границе двух губерний - Смоленской и Калужской (всего 21 селение и 66 человек).
Поданное крестьянами-старообрядцами заявление, было неправильно оформлено. В резолюции от 24 марта 1910 года губернское правление за № 188 указывало, что в повторном прошении «должен быть точно поименован уполномоченный просителей и в конце содержания прошения должны быть сделаны подписи крестьян от каждого селения, входящего в состав общины, и в общем не менее 50 человек, причем подписи должны быть учинены по селениям, затем к прошению должно быть приложено удостоверение Волостного Правления о том, что в дер. Слободе имеется старообрядческий храм» [24, л. 3об.].
Социальный состав старообрядцев в рассматриваемый период мало изменился по сравнению с предыдущим периодом. Изменился источник информации. Так, если в 1861-1905 гг. информация поступала от православных миссионеров, то после публикации указов 1905-1906 гг. сами старообрядцы показывали свое социальное происхождение - крестьяне, купцы и мещане, подписываясь в заявлении, либо органы власти пуликовали данные в «Обзорах Смоленской губернии» [25].
Проблемы, связанные с получением образования в предшествующий период, проявлялись и в рассматриваемый период. Очевидно, что старообрядцам необходимо было получать образование, обучаться грамоте. Это была проблема для старообрядцев в масштабах всего общества.
Уже после указов 1905 и 1906 годов возникает необходимость развивать систему образования у старообрядцев по всей стране, в том числе и в Смоленской губернии. Старообрядцев губернии волновал вопрос о правовом положении старообрядцев в школьном вопросе. Возникал вопрос о том, сколько строить школ для нужд старообрядцев и в каких уездах/приходах. Так, учитель из Сычевского уезда писал: «Я со своей стороны предложил бы совету (съездов старообрядцев - Д.Г.) для более подробного ознакомления его с нуждами старообрядцев подыскать человека, который специально поездил бы по С. (Сычевскому - Д.Г.) уезду, да вообще по уздам и других губерний, дабы дать совету более определенные данные. Ведь такое дело, как постройка школ, дело очень трудное и, чтобы построить школу, нужно много сведений, дабы оно
обслуживало и приходило на помощь жаждущему народу. Те ничтожные сведения, которые я собрал, и то стоили много трудов» [26, с. 41-42].
В обучении старообрядцев возникали проблемы, которые зачастую решить было трудно или невозможно. Так, в губернии ощущалась нехватка учителей-старообрядцев и средств к обучению, обучающих славянскому языку и пению: «Желательно бы обучать славянскому чтению и пению, но человека нет и средств не имеется» [26, с. 74]. Старообрядцы сталкивались и с нежеланием открытия земствами школ для старообрядцев. В одних случаях это было оправдано. Так, земство Рославльского уезда ответило, что в уезде мало старообрядцев и живут они отдельными семьями [26, с. 90]. В другом случае земская управа Юхновского уезда дала ответ «об отсутствии в уезде старообрядцев» [26, с. 90]. Следует заметить, что Юхновский уезд был одним из четырех уездов губернии, в котором в значительном количестве и компактно проживали старообрядцы. В этом свидетельствовали отчеты и православных миссионеров и данные местных органов власти.
Тем не менее, в Гжатском уезде губернии было открыто земское училище, «исключительно для старообрядцев и учитель назначен тоже из старообрядцев» [26, с. 93].
Смоленские старообрядцы были недовольны земской и министерской школами, действовавшими в губернии [26, с. 125].
Перед старообрядцами губернии стоял вопрос обучения из своей среды молодых людей, склонных к педагогическому труду: «Есть между старообрядцами, пишет учитель из Смоленской губернии, молодые начитанные люди, которые могли бы заниматься с детьми, если бы их познакомить с приемами обучения и разрешить им открыть школу» [26, с. 153]. И хотя таковые были, но их было мало, как и соответствующих школ.
Тем не менее, в архивных материалах и документах мы находим незначительные, но проливающие свет на процесс развития образования у старообрядцев. В губернии, по данным на 1909 год, действовало 5 старообрядческих школ [27, л. 12]. В Гжатском уезде, по рапорту уездного исправника, у старообрядцев существовали различные виды школ: «У них имеется открытая школа в деревне Слободе, Климовской волости, с денежным пособием Земства, в деревне Малой-Холмине, Воронцовской волости, домашняя школа; но независимо от сего дети старообрядцев также обучаются в церковных и земских школах» [27, л. 44].
По данным Сычевского уездного исправника в уезде действовали три школы, принадлежавшие старообрядцам-поповцам белокриницкой иерархии, в которых были учителя, выдержавшие испытания на звание учителя начального училища: «Во всех трех школах учатся дети старообрядцев Австрийского толка; при чем в первой школе в деревне Малой Липке Бехтеевской волости (Малолипкинская) 73 учащихся, учитель Тимофей Елизаров Кондратьев, из крестьян, окончил Министерское училище, а потом выдержал испытание на звание учителя начального училища; во второй - в деревне Шанихе Бехтеевской волости (Шаниховская) 43 учащихся, учитель Петр Семенов Савин, из крестьян, окончил второклассную церковную школу, имеет звание учителя начального училища по экзамену и в третьей - в деревне Ширяихе той же волости (Ширяевская) 50 учащихся, учитель Евфимий Михайлович Дмитриев, из крестьян, образование получил во второклассной церковной школе, выдержал испытание на звание учителя начального училища» [27, л.л. 48-48об.].
В рассматриваемый период в губернии старообрядцы открывали храмы и молитвенные дома. В 1914 году в Сычевках храм во имя Святой Живоначальной Троицы будет построен. 6 февраля 1914 года храм был освящен. В газете «Смоленский вестник» была опубликована статья «Освящение старообрядческой церкви в Сычевке» [28, с. 2]. На строительство храма и приобретение церковной утвари было израсходовано 40 тысяч рублей. Сычевский крестьянин Ф.Ф. Андреев, ставший попечителем строительства храма, пожертвовал две трети всей суммы. Известно, что крестьянин Ф.Ф. Андреев был также санкт-петербургским купцом, крупным мясоторговцем и одновременно землевладелецем-лесопромышленником. Однако, подобная информация была исключением в губернии.
Важным было конфессиональное взаимодействие представителей различных толков в старообрядчестве. Так, в 1908 году поповцы и беспоповцы одного из старообрядческих приходов губернии приняли решение провести совместную молитву.
Представители единоверчества присутствовали при закладке храма поповцев белокриницкой иерархии в 1914 году [29].
Тем не менее, несмотря на то, что нормы нового законодательства пробивали дорогу и за старообрядцами закреплялись права, сохранялись случаи, когда старообрядцы притеснялись. Это касалось и положения в Смоленской губернии. В 1912 году были зафиксированы «противодействие погребальной процессии старообрядцев» и ходатайства о запрете старообрядческих крестных ходов. В 1916 году органы местной власти осуществили «преследования за отпевание «по раскольничьему обряду» хотя покойный лишь числился «православным» [29].
В отношении тех православных, которые изъявили перейти в старообрядчество проводилось увещания, чтобы верующий остался в православии [30]. При этом переходящий в старообрядчество должен был указать общину, в которую переходил.
В официальных документах можно было встретить наименования старообрядцев из прошлого периода - раскольники, сектанты, а организация старообрядцев называлась сектой. Приведем выдержки из рапортов гжатского и сычевского уездных исправников. Описывая старообрядцев-поповцев белокриницкой иерархии, гжатский уездный исправник, отмечал: «РАСКОЛЬНИКИ, означенного толка, имеют в Гжатском уезде шесть общин... Третья РАСКОЛЬНИЧЕСКАЯ СЕКТА (выделено - Д.Г.) самая малочисленная Беспоопвцы-федосеевцы» [27, л.л. 44-44об.].
Сычевский уездный исправник рапортовал, подводя итог описанию религиозной ситуации в уезде: «При чем присовокупляю, что других СЕКТ (выделено - Д.Г.), кроме вышепоименованных, в Сычевском уезде не имеется» [27, л. 48об.].
Не был решен вопрос и с точностью данных по старообрядцам всех толков, действовавших на территории губернии. Показательны следующие данные по количеству старообрядцев за 1911 год. Официальные статистические данные, взятые из «Обзора Смоленской губернии за 1911 год» и данные миссионеров за 1911 год расходятся. Примечателен тот факт, что данные органов государственной власти расходились между собой. В деле № 43 5 «О доставлении в Министерство сведений о старообрядцах и сектантах» документ на семи страницах «Статистические сведения о старообрядцах по Смоленской губернии. К 1-му Января 1912 года», а также данные по Вяземскому, Смоленскому и Рославльскому уездах. В документах перечислены старообрядцы всех толков по уездам, по городам, деревням и селам - всего 22247 человек [31, л.л. 40об, 49об., 75об., 90-93об.]. Однако, уже на листе 171об даны другие цифры по старообрядцам в губернии - 23063 человек [31, л. 171об.].
Данные православных миссионеров, опубликованные в «Смоленских епархиальных ведомостях» свидетельствуют о 22177 старообрядцах в губернии.
Наконец, по «Обзору Смоленской губернии за 1911 год» в губернии числилось 38700 старообрядцев, включая и представителей единоверия [32].
Таким образом, отметим, что в губернии в начале XX века отсутствовали точные данные по количеству старообрядцев всех толков.
Подводя итог вышеизложенному, заметим, что, несмотря на то, что указы 1905 и 1906 годов создавали условия для реализации свободы вероисповеданий и свободы совести, данный процесс шел достаточно медленно. Инерция прошлого (ущемление старообрядцев, наименование старообрядцев раскольниками, отказ от признания прав старообрядцев) не позволяла в полной мере реализовать принцип свободы вероисповеданий и свободы совести. История старообрядчества на территории Смоленской губернии в 1905-1917 гг. является ярким свидетельством происходящего.
Старообрядчество на территории Смоленской губернии в 1861-1917 гг. прошло в своем развитии достаточно сложный и противоречивый период. Несмотря на тот факт, что в рассматриваемый период в России положение старообрядцев было критическим, а старообрядцы постоянно притеснялись, в Смоленской губернии, вероятно в силу того, что их было незначительное количество, особенно в первые годы указанного периода, подобных притеснений и наступления на старообрядчество явно не было зафиксировано. На протяжении всего периода, с 1861 года по 1905 год, шел процесс увеличения количественного состава всех толков в старообрядчестве, действовавших на территории губернии.
В целом, на протяжении всего период старообрядчество динамично развивалось. Иерархи Смоленской православной епархии признавали, что численность старообрядцев растет год от года. При этом, правда. отмечали, что увеличение происходило за счет естественного прироста старообрядцев, что не всегда соответствовало истине. Притеснения со стороны органов государственной власти и епархиального руководства Смоленской епархии было незначительным. Православные миссионеры признавали, что старообрядцы (особенно в 1861-1905 гг. - Д.Г.) проживали в городах и сельских пунктах, свободно посещали свои храмы и молитвенные дома. Миссионер хорошо знали устройство старообрядческих молелен и храмов, периодически проводили со старообрядцами беседы.
После публикации указов 1905 и 1906 гг. старообрядчество в Смоленской губернии развивалось в условиях, при которых должно было отстаивать вновь приобретенные права. Хотя в целом, следует признать, что местные органы власти стремились отстаивать права различных вероисповеданий, в том числе и старообрядцев.
В целом, вероисповедные реформы начала XX века постепенно меняли отношение к старообрядчеству, которое на территории Смоленской губернии в рассматриваемый нами период динамично развивалось.
Литература и источники
1. Состояние старообрядчества и сектантства и деятельность православной миссии в Смоленской епархии за 1904 год // Смоленские епархиальные ведомости. 1905. № 14. С. 683-706.
2. Миссионерские данные о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к 1906-му году // Смоленские епархиальные ведомости. 1906. № 9. С. 525-536.
3. Миссионерские данные о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к 1906-му году // Смоленские епархиальные ведомости. 1906. № 10. С. 591-607.
4. Н.В. Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к
1907-му году // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. № 14. С. 620-629.
5. Н.В. Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к
1908-му году // Смоленские епархиальные ведомости. 1908. № 114. С. 463-473.
6. Н.В. Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к 1909 году // Смоленские епархиальные ведомости. 1909. № 17. С. 593-604ю
7. Н.С. Раскол в Смоленской губернии и борьба с ним в 1911-м году // Смоленские епархиальные ведомости. 1912. № 14. С. 660-673.
8. Н.В. Данные миссионерских отчетов о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии в 1911-м году // Смоленские епархиальные ведомости. 1911. № 11. С. 495-507.
9. П.О. Миссионерские данные о состоянии старообрядчества и сектантства в Смоленской епархии к 1910-му году // Смоленские епархиальные ведомости. 1910. № 14. С. 470-485.
10. ГавриленковА.Ф. Вероисповедная политика Российской империи в 1721-1917 гг. (на материале Государственного архива Смоленской области): монография. - Смоленск: ООО Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2008. - С. 91121.
11. Гавриленков А. Ф. Политика российской государственной власти по отношению к Православной церкви, христианским конфессиям и авраамическим вероисповеданиям в Смоленской губернии (1721-1917 гг.). - Смоленск: "Маджента", 2009. - С. 121-145.
12. Гавриленков А.Ф. Свобода совести и веротерпимость в Смоленской губернии (1905-1917 гг.). - Смоленск: Издательство "Маджента", 2018. - С. 73-77, 101-105, 119.
13. Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Гжатская земля: православные храмы. - Смоленск, 2015. - С. 30-35.
14. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Пр.Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. Изд. 3-е, пересм. и доп. по 1 сентября 1908 года/ Под ред. пр.-доц. Н.И. Лазаревского. -СПб.: Юрид.кн.склад «Право», 1909.
15. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 94. Д. 1056. Л. 21; Оп. 95. Д. 479. Л. 20; Оп. 97. Д. 534. Л. 32.
16. ГАСО. Ф. 2. Оп. 94. Д. 1056. Л. 2-3об.; Оп. 95. Д. 479. Л. 8-9; Оп. 97. Д. 534. Л. 7об-9.
17. ГАСО. Ф. 2. Оп. 94. Д. 1056; Оп.95. Д. 479; Оп.97. Д. 534.
18. ГАСО. Ф. 2. Оп. 95. Д. 687; Оп. 95. Д. 733; Оп. 102. Д.339.
19. ГАСО. Ф. 2. Оп. 96. Д. 274; Оп. 100. Д. 503. Д. 505; Оп. 102. Д. 239. Д. 282. Д. 284. Д. 316. Д. 346.
20. ГАСО. Ф. 2. Оп. 96. Д. 442; Оп. 99. Д. 435.
21. ГАСО. Ф. 2. Оп. 98. Д. 583; Оп. 102. Д. 230.
22. ГАСО. Ф. 2. Оп. 94. Д. 1056.
23. ГАСО. Ф. 2. Оп. 95. Д. 479.
24. ГАСО. Ф. 2. Оп. 97. Д. 534.
25. ГАСО. Ф. 2. Оп. 94. Д. 1056. Л. 2-3об.; Оп. 95. Д. 479. Л. 8-9; Оп. 97. Д. 534. Л.7-9.
26. Вопросы народного образования среди старообрядцев. - М.: Типография П.П. Рябушинского, 1909.
27. ГАСО. Ф. 2. Оп. 96. Д. 442.
28. Освящение старообрядческой церкви в Сычевке // Смоленский вестник. - 1914. - № 32. - 8 февраля.
29. Островский А.Б. Формы общественного признания старообрядчества после принятия указов 1905-1906 гг., легитимировавших веротерпимость // Старообрядчество: история, культура, современность. - М., 2002. - С. 163-173.
30. ГАСО. Ф. 2. Оп. 100. Д. 503; Оп. 100. Д. 505; Оп. 102. Д. 239; Оп. 102. Д. 284; Оп. 102. Д. 316; Оп. 2. Д. 346.
31. ГАСО. Ф. 2. Оп. 99. Д. 435.
32. Обзор Смоленской губернии за 1911 год. -- Смоленск: Губернская типография, 1912. № IX. Ведомость о числе жителей по вероисповеданиям в Смоленской губернии за 1911 год.
References and Sources
1. Sostoyanie staroobryadchestva i sektantstva i deyatel'nost' pravoslavnoj missii v Smolenskoj eparhii za 1904 god // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1905. № 14. S. 683-706.
2. Missionerskie dannye o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1906-mu godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1906. № 9. S. 525-536.
3. Missionerskie dannye o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1906-mu godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1906. № 10. S. 591-607.
4. N.V. Izvlechenie iz otchetov uezdnyh missionerov o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1907-mu godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1907. № 14. S. 620-629.
5. N.V. Izvlechenie iz otchetov uezdnyh missionerov o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1908-mu godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1908. № 114. S. 463-473.
6. N.V. Izvlechenie iz otchetov uezdnyh missionerov o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1909 godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1909. № 17. S. 593-604yu
7. N.S. Raskol v Smolenskoj gubernii i bor'ba s nim v 1911-m godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1912. № 14. S. 660-673.
8. N.V. Dannye missionerskih otchetov o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii v 1911-m godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1911. № 11. S. 495-507.
9. P.O. Missionerskie dannye o sostoyanii staroobryadchestva i sektantstva v Smolenskoj eparhii k 1910-mu godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1910. № 14. S. 470-485.
10. Gavrilenkov A.F. Veroispovednaya politika Rossijskoj imperii v 1721-1917 gg. (na materiale Gosudarstvennogo arhiva Smolenskoj oblasti): monografiya. - Smolensk: OOO Smolenskoe oblastnoe knizhnoe izdatel'stvo «Smyadyn'», 2008. - S. 91-121.
11. Gavrilenkov A.F. Politika rossijskoj gosudarstvennoj vlasti po otnosheniyu k Pravoslavnoj cerkvi, hristianskim konfessiyam i avraamicheskim veroispovedaniyam v Smolenskoj gubernii (1721-1917 gg.). - Smolensk: "Madzhenta", 2009. - S. 121-145.
12. Gavrilenkov A.F. Svoboda sovesti i veroterpimost' v Smolenskoj gubernii (1905-1917 gg.). - Smolensk: Izdatel'stvo "Madzhenta", 2018. - S. 7377, 101-105, 119.
13. Rafail (Ivochkin), ieromonah. Gzhatskaya zemlya: pravoslavnye hramy. - Smolensk, 2015. - S. 30-35.
14. Zakonodatel'nye akty perekhodnogo vremeni. 1904-1908 gg.: Sbornik zakonov, manifestov, ukazov Pr.Senatu, reskriptov i polozhenij komiteta ministrov, otnosyashchihsya k preobrazovaniyu gosudarstvennogo stroya Rossii, s prilozheniem alfavitnogo predmetnogo ukazatelya. Izd. 3-e, peresm. i dop. po 1 sentyabrya 1908 goda/ Pod red. pr.-doc. N.I. Lazarevskogo. - SPb.: YUrid.kn.sklad «Pravo», 1909.
15. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti (GASO). F. 2. Op. 94. D. 1056. L. 21; Op. 95. D. 479. L. 20; Op. 97. D. 534. L. 32.
16. GASO. F. 2. Op. 94. D. 1056. L. 2-3ob.; Op. 95. D. 479. L. 8-9; Op. 97. D. 534. L. 7ob-9.
17. GASO. F. 2. Op. 94. D. 1056; Op.95. D. 479; Op.97. D. 534.
18. GASO. F. 2. Op. 95. D. 687; Op. 95. D. 733; Op. 102. D.339.
19. GASO. F. 2. Op. 96. D. 274; Op. 100. D. 503. D. 505; Op. 102. D. 239. D. 282. D. 284. D. 316. D. 346.
20. GASO. F. 2. Op. 96. D. 442; Op. 99. D. 435.
21. GASO. F. 2. Op. 98. D. 583; Op. 102. D. 230.
22. GASO. F. 2. Op. 94. D. 1056.
23. GASO. F. 2. Op. 95. D. 479.
24. GASO. F. 2. Op. 97. D. 534.
25. GASO. F. 2. Op. 94. D. 1056. L. 2-3ob.; Op. 95. D. 479. L. 8-9; Op. 97. D. 534. L.7-9.
26. Voprosy narodnogo obrazovaniya sredi staroobryadcev. - M.: Tipografiya P.P. Ryabushinskogo, 1909.
27. GASO. F. 2. Op. 96. D. 442.
28. Osvyashchenie staroobryadcheskoj cerkvi v Sychevke // Smolenskij vestnik. - 1914. - № 32. - 8 fevralya.
29. Ostrovskij A.B. Formy obshchestvennogo priznaniya staroobryadchestva posle prinyatiya ukazov 1905-1906 gg., legitimirovavshih veroterpimost' // Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost'. - M., 2002. - S. 163-173.
30. GASO. F. 2. Op. 100. D. 503; Op. 100. D. 505; Op. 102. D. 239; Op. 102. D. 284; Op. 102. D. 316; Op. 2. D. 346.
31. GASO. F. 2. Op. 99. D. 435.
32. Obzor Smolenskoj gubernii za 1911 god. -- Smolensk: Gubernskaya tipografiya, 1912. № IX. Vedomost' o chisle zhitelej po veroispovedaniyam v Smolenskoj gubernii za 1911 god.
ИЕРЕЙ ДМИТРИЙ ГАМИЛОВСКИЙ (ГАМИЛОВСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ) - магистр теологии, старший преподаватель Смоленской православной духовной семинарии (gamilowskij@yandex.ru).
PRIEST DMITRY GAMILOVSKY (GAMILOVSKY, DMITRY M.) - Master of Theology, Senior Lecturer at the Smolensk Orthodox Theological Seminary (gamilowskij@yandex.ru).
УДК 94(47.23-25).083:616-036.22.93/94 Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-3-77-85
ОРЛОВА А.П.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАРОДНОГО ЗДРАВИЯ В ПЕТРОГРАДЕ В ГОДЫ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: Первая мировая война, история повседневности, здравоохранение, санитарное дело, медицинский персонал, эпидемии, беженцы.
В статье рассмотрены документы санитарной части Медицинского отдела Санкт-Петербургской уездной управы, которые отражают усложнение эпидемиологической ситуации в Петрограде в 1915-1917 гг. Показано, что, по мере нарастания войны, положение дел в сфере народного здравия в Петроградском уезде порождало все большую тревогу. Отмечалось значительное ухудшение условий жизни, способствовавших росту заболеваемости и смертности населения. Среди ведущих причин усложнения обстановки особое значение приобрели, с одной стороны, приток в город беженцев, а с другой - отъезд медицинских сил на театр военных действий. По оценкам медиков, рост заболеваемости в 1916 г. в два-три раза превышал