Научная статья на тему 'Государственная власть и старообрядчество в период с 1905 по 1917 гг.'

Государственная власть и старообрядчество в период с 1905 по 1917 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / старообрядчество / Российская империя / государственная власть / православные раскольники / архивные данные. / Russian Orthodox Church / Old Belief / Russian Empire / state power / Orthodox schismatics / archival data.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иерей Дмитрий Гамиловский (гамиловский Дмитрий Михайлович)

Старообрядчество, как и Русская Православная Церковь, относится к православию. Условия существования старообрядческих общин в Российской империи были сложными. Государственная власть признавала старообрядцев православными раскольниками и вводила разнообразные ограничения с целью недопущения развития старообрядческого движения в Российской империи. Ограничения были связаны с особенностями заключения браков старообрядцами, строительством храмовых сооружений, миссионерской деятельностью, расселением по территориям империи. Русская Православная Церковь в данный период выступала как часть государственного аппарата, поэтому, в отличие от старообрядцев, имела достаточную административную поддержку. В государственном архиве Смоленской области находится обширное количество материалов, раскрывающих положение старообрядцев в Смоленской губернии. При их изучении становится понятным, что состояние старообрядцев в указанный нами период, в сравнении с иными сектантскими религиозными деноминациями, было относительно благополучным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иерей Дмитрий Гамиловский (гамиловский Дмитрий Михайлович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State power and Old Belief in the period from 1905 to 1917

The Old Belief, as well as the Russian Orthodox Church, belongs to Orthodoxy. The conditions for the existence of Old Believer communities in the Russian Empire were difficult. The state power of the Russian Empire recognized the Old Believers as Orthodox schismatics and imposed various restrictions in order to prevent the development of the Old Belief in the Russian Empire. The restrictions were related to the peculiarities of marriage among Old Believers, construction of church buildings, missionary activity, and settlement in the territories of the empire. The Russian Orthodox Church in the given period acted as part of the state apparatus, therefore, unlike the Old Believers, it had sufficient administrative support. The State Archive of the Smolensk region contains an extensive amount of materials revealing the status of Old Believers in the Smolensk province. When studying them, it becomes clear that the state of the Old Believers in the indicated period was relatively prosperous, in comparison with other sectarian religious denominations.

Текст научной работы на тему «Государственная власть и старообрядчество в период с 1905 по 1917 гг.»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 175-186

УДК 2-79

Иерей Дмитрий Гамиловский (Гамиловский Дмитрий Михайлович) Смоленская православная духовная семинария

Государственная власть и старообрядчество в период с 1905 по 1917 гг.

Аннотация: Старообрядчество, как и Русская Православная Церковь, относится к православию. Условия существования старообрядческих общин в Российской империи были сложными. Государственная власть признавала старообрядцев православными раскольниками и вводила разнообразные ограничения с целью недопущения развития старообрядческого движения в Российской империи. Ограничения были связаны с особенностями заключения браков старообрядцами, строительством храмовых сооружений, миссионерской деятельностью, расселением по территориям империи. Русская Православная Церковь в данный период выступала как часть государственного аппарата, поэтому, в отличие от старообрядцев, имела достаточную административную поддержку. В государственном архиве Смоленской области находится обширное количество материалов, раскрывающих положение старообрядцев в Смоленской губернии. При их изучении становится понятным, что состояние старообрядцев в указанный нами период, в сравнении с иными сектантскими религиозными деноминациями, было относительно благополучным.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; старообрядчество; Российская империя; государственная власть; православные раскольники; архивные данные.

Ряд исторических и судьбоносных событий, которые произошли в начале XX века, существенно стали влиять на общественную жизнь Российской империи. Русско-японская война 1904-1905 гг., создание законодательных актов, получивших неофициальное название «конституции 1906 года», учреждение Государственной думы - все перечисленные события, а также другие факторы, повлияли на взаимодействие государственной власти Российской империи со старообрядцами и другими религиозными деноминациями.

Однако начало всему вышеперечисленному было положено Манифестом Николая II от 26 февраля 1903 года и Именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию Государственного порядка». В первом из указанных документов речь шла о предоставлении свободы веры всем инославным и иноверным исповеданиям, что позволило беспрепятственно совершать культовые действия и вести миссионерскую деятельность1. В дополнение к

1 Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Отдел первый. Первое полугодие. СПб., 1903. С. 245.

этому Сенату был направлен указ, в котором утверждались права «раскольников» на свободу вероисповедания наряду с другими конфессиями и воспрещалось какое-либо их стеснение со стороны административных органов2.

Опубликование указа от 12 декабря 1904 года в большей степени из числа всех раскольников оживило деятельность старообрядцев. Наиболее активными стали поповцы белокриницкой иерархии. Во время рождественских праздников в конце декабря 1904 года представителями данного согласия на съезде в Москве было подано прошение «о даровании старообрядцам религиозных и гражданских прав» . После опубликования указа данный вопрос о религиозных и гражданских правах стал ключевым как для старообрядцев, так и для государственной власти. Для старообрядцев всех толков важным был вопрос о том, все ли согласия и толки получат гражданские и религиозные права в силу того, что у них было разное отношение и к институту власти и к семье4.

Возникал еще один вопрос - вопрос о свободе совести и вероисповеданий. Взгляд исследователей по указанным вопросам свободы совести и веротерпимости и самих старообрядцев обращался к закону от 3 мая 1883 года, в котором устранялась всякая «возможность посягательств со стороны раскола на веру членов православной церкви, открывается ли она в сфере собственно религиозных отношений или в отношениях гражданских»5. Это означало, что, например, старообрядцы, даже если будут уравнены в правах, то не смогут проповедовать свои вероучения.

Старообрядцы своим прошением предлагали пересмотреть вопросы, связанные с распечатыванием молитвенных домов, часовен, разрешение училищ, упорядочивания ведения метрических книг и т.д.6 На это 11.02.1905 г. последовала публикация разъяснительного положения, которое включало в себя ряд пунктов7. Так, в первом из них была отмечена необходимость устранить в течение трех месяце все административные ограничения для

о

вероисповеданий . Кроме того, была зафиксирована необходимость оставить в силе те установления, которые были призваны обеспечить государственный порядок, для чего необходимо было получить соответствующее распоряжение со стороны Государственного Совета9. И в заключении первого пункта всем представителям власти вменялось в обязанность не допускать действий, ограничивающих свободу вероисповедания, за исключением тех, что

2 Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Пр. Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. Изд. 3-е, пересм. и доп. по 1 сентября 1908 года. СПб., 1909. С. 5.

3 СмирновП.С. Новый пересмотр узаконений о правах раскольников // Христианское чтение. 1905. № 2. С. 215.

4 Там же. С. 217.

5 Там же. С. 219-220.

6 Там же. С. 225-236.

7 Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. С. 16-17.

8 Там же. С. 16.

9 Там же. С. 16-17.

установлены законом10. Таким образом, ещё до опубликования манифеста 17 апреля 1905 года в отношении раскольников устанавливались начала принципа свободы совести.

Новый период отношений между государственной властью Российской империи и старообрядцами был ознаменован изданием Высочайших указов императора Николая II. 17 апреля 1905 года был издан Указ «Об укреплении начал веротерпимости». В разделе II было дано описание нового отношения к старообрядчеству и сектантству. На смену общему названию «раскол» пришли такие названия, как «старообрядческие согласия», «сектантство» и «изуверные секты»11. Согласно положению старообрядческих согласий по Указу от 17 апреля 1905 года отныне те, кто практиковал старый обряд и находился в согласии с основными православными догматами, именовались «старообрядцами», взамен более оценочного и негативного «раскольники»12. Более того, старообрядцам предоставлялось право владения движимым и недвижимым имуществом и создания социальных учреждений .

В соответствии с пунктом 5 сооружение старообрядческих молитвенных домов, ремонт, закрытие приравнивались к основаниям, которые применялись к храмам инославных исповеданий. С согласия Министерства внутренних дел старообрядцам разрешалось создавать скиты и обители. Расширялись права руководителей общин: они имели возможность совершать требы не только в храмах, но и на дому у прихожан14. В той местности, где преобладало население, придерживающееся старого обряда, позволялось открытие начальных школ и преподавание Закона Божия. Также Указом было установлено свободное печатание и ввоз богослужебной литературы. Метрические книги стали заполняться уполномоченными духовными лицами из числа самих старообрядцев15. Кроме того, Указ упразднял действие Высочайшего повеления от 31 марта 1898 года, которым устанавливалось ограничение для раскольников при поступлении в юнкерские и военные училища.

Дальнейшие изменения в отношении старообрядцев всех толков и согласий прозвучали в Именном Высочайшем указе 17 октября 1906 года «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов»16. «Правила» включали два раздела: «О порядке устройства последователями старообрядческих согласий общин, а также о правах и обязанностях сих лиц» и «О порядке устройства отделившимися от православия сектантами общин, а

10 Там же. С. 17.

11 Там же. С. 39.

12 Там же. С. 40.

13 Там же.

14 Там же. С. 40-41.

15 Там же. С. 41-42.

16 Там же. С. 424-451.

также о правах и обязанностях сих лиц». В контексте указанной темы исследования рассмотрим раздел I, касающийся старообрядцев.

Данный раздел включал пять пунктов, которые дополняли и расширяли нормы Указа 17 апреля 1905 года: «Общие положения», «О старообрядческих общинах», «Об общих собраниях членов общин и о советах», «О духовных лицах, настоятелях и наставниках», «О ведении книг гражданского состояния

17

старообрядцев»17. Всего в разделе значилось 58 статей, касавшихся организации деятельности общин, ведения документации, деятельности духовных лиц.

В данном разделе для конкретизации положения старообрядцев в российском обществе было дано определение старообрядческой общины. В соответствии со статьей 2 «Общих положений» старообрядческой общиной называлось «общество последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в храме, молитвенном доме или ином предназначенном для сего помещении»18. Здесь же указывались категории лиц. которые считались членами общины: 1) лица, подписавшие заявление об образовании ее, 2) лица, изъявившие желание присоединиться к общине и принятые общим собранием ее, 3) лица, записанные в книгу рождений общины19.

Для учреждения общины старообрядцев необходимо было участие не

менее пятидесяти членов, которые подписывали соответствующее заявление,

20

направлявшееся в губернское управление . В заявлении указывалась информация о согласии или толке, которого придерживаются инициаторы, имеются ли священнослужители либо наставники, район распространения своей деятельности и личные данные подписантов21. Разрешение на сооружение храмов, молитвенных домов, скитов и обителей старообрядческая община получала у градоначальника или губернатора при соблюдении следующих правил: «а) постановление общего собрания членов общины с ходатайством относительно предположенной постройки, б) соблюдение в

представляемом проекте испрашиваемой постройки технических требований

22

устава строительного»22.

Важное место в деятельности старообрядческой общины отводилось общему собранию (совету). В статье 18 перечислялись все вопросы, которые относились к ведению общего собрания. Среди них ключевыми были решение кадровых вопросов - избрание руководителей общины, духовных наставников и настоятелей приходов; наблюдение за финансово-хозяйственными делами;

17 Там же. С. 425-439.

18 Там же. С. 425-426.

19 Там же. С. 426.

20 Там же. С. 427.

21 Там же.

22 Там же. С. 426.

23

взаимодействие с органами власти и проч. 23 Решения собрания считались действительными лишь в том случае, когда на нем присутствовало не менее трети членов общины24.

Особое место в «Правилах» отводилось деятельности духовных лиц, наставников, настоятелей. В статье 28 устанавливался запрет на занятие должности духовного лица, настоятеля и наставника следующим лицам: «а) неграмотные, б) не достигшие 25 лет, в) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собою, на основании Уложения о наказаниях, лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а на основании Высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. Уголовного уложения - наказание не ниже исправительного дома, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления, г) отрешенные по судебным приговорам от должности, в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления, д) состоящие под следствием или судом по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте в или влекущих за собой отрешение от должности, е) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойств ее, а из лиц, о коих дела приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными, и ж) исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат»25.

Наконец, отдельно следует сказать о пункте «О ведении книг гражданского состояния старообрядцев». Речь идет о трех разновидностях книг гражданского состояния старообрядцев: книга о родившихся, книга о бракосочетавшихся. книга об умерших26. Далее описывался механизм заполнения книг, оформления записей.

Таким образом, Именной Высочайший указ 17 октября 1906 года «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» провозглашал новые правила в отношении старообрядцев всех толков и согласий. Тем не менее, политику государственной власти в отношении к старообрядцам нельзя считать последовательной и стабильной. Примером может служить издание 13 апреля 1911 года положения Совета министров «О

23 Там же. С. 431.

24 Там же. С. 430.

25 Там же. С. 433-434.

26 Там же. С. 435-436.

преподавании Закона Божия детям старообрядцев и сектантов». Так, уже в самом начале данного положения был заметен временный характер принимаемых норм, так как к преподаванию Закона Божия старообрядцам допускались лица не из этой среды, но имеющие необходимый уровень образования. Следовательно, государственная власть рассчитывала на один из двух вариантов развития событий: 1) все произошедшее после 17 апреля 1905 года считать временным явлением, 2) временно допускались к преподаванию Закона Божьего лица, не обладавшие установленным образовательным цензом, с учетом, что в скором будущем преподавать будут педагоги из среды старообрядцев.

Период в развитии старообрядчества после указа 17 апреля 1905 года принято называть «золотым веком». Тем не менее, это не означает, что старообрядчество смогло реализовать те права, которые получило уже по указу от 1906 года. Старообрядцам приходилось отстаивать свои права. Исследователь старообрядчества А. Б. Островский определяет данный период как период ограниченного социального признания. В масштабах страны происходили гонения и притеснения старообрядцев со стороны местных органов власти и/или православного духовенства. Притеснения были и в предшествующий период. Однако, теперь характер притеснений и гонений был другой. В первой случае, притеснения и гонения объяснялись нарушениями запретов старообрядцами. Старообрядцев принуждали следовать букве закона. Во втором случае провозглашенные права старообрядцев попирались со стороны, прежде всего, того института, который должен был их гарантировать. Речь шла о государственной власти. Менее чем через два года после опубликования указа 17 октября 1906 года органы государственной власти стали нарушать нормы указа. Об этом писали, например, московские старообрядцы, которые отмечали в докладной записке, поданной в старообрядческую комиссию Государственной Думы следующее: «...старообрядцы...решительно протестуют против всяких произвольных вмешательств администрации во внутреннюю жизнь общины и особенно против предоставления губернаторам собственною властью приостанавливать деятельность общины и закрывать общину»27.

А. Б. Островский называет наиболее типичные формы гонений старообрядцев со стороны государственной власти - «это запреты, шедшие вразрез с указами 1905-1906 гг., уголовные преследования (нередко

проводившиеся по заявлению местного священника), социальная

28

дискриминация по признаку принадлежности к старообрядчеству» . Однако, гонения осуществлялись не только со стороны государственной власти, но и господствующей церкви. Так, со стороны церкви гонения осуществлялись в

27 Докладная записка от старообрядцев, поданная на старообрядческую комиссию государственной думы старообрядческим братством в Москве // Старообрядцы. 1908. № 4-6. С. 454-461.

28 Островский А.Б. Старообрядчество в условиях ограниченного социального признания (по материалам журнала «Церковь» 1908-1917 гг.) // Старообрядчество: история, культура, современность. 2004. № 10. С. 5.

следующих формах: оскорбление, угрозы организовать преследование с

29

помощью властей, отказ сотрудничать в школе или училище .

В то же время государственная власть и господствующая церковь были вынуждены следовать нормам закона и признавать старообрядчество. А. Б. Островский называет следующие формы признания старообрядчества: присутствие администрации и/или господствующей церкви на старообрядческом богослужении, предложение администрации, чтобы старообрядцы отслужили молебен по тому или иному случаю, одобрительное отношение к конфессионально-смешанному браку, земское финансирование

30

старообрядческого учебного заведения .

С другой стороны, возникал вопрос о готовности старообрядцев пойти на взаимодействие с государственной властью или господствующей церковью по нормам действовавшего законодательства. Примечательной в этом смысле являлась статья старообрядческого священника белокриницкой иерархии

31

Алексея Ивановича Калягина «Церковь, но не секта» . Автор показал двойственное отношение старообрядцев-поповцев к данной проблеме. Так, с одной стороны, они признают, что исповедуют церковь. С другой стороны, об это говорит автор статьи, «эта вера в церковь, умалчивается старообрядцами там, где о ней следовало бы не только говорить, но и кричать - это пред народными представителями Государственной Думы, при установлении церковно-общественной жизни старообрядцев над сенью общественного закона, где старообрядцы. приемлющие священство, представляя законопроект

32

об общинах, умалчивают о положении церкви» . Здесь следует вспомнить слова И. А Кириллова, апологета старообрядчества в начале XX века: «При внимательном и беспристрастном взгляде на историю старообрядчества становится вполне очевидным и бесспорным глубоко, христианское, истинно

33

религиозное отношение старообрядчества к государственной власти» . Многие старообрядцы не осознавали значимости церкви для своей повседневной жизни. Мирское брало верх над церковным/религиозным, что противоречило духу первохристианства и идей старообрядчества.

Говоря о противоречивости рассматриваемого периода в отношении старообрядчества, следует остановиться и на такой проблеме, как проблема образования и просвещения старообрядцев. Притеснения, гонения и непонимание нужд старообрядчества в сфере образования свидетельствовали о том, что процесс наделения старообрядцев правами, который был обозначен указами 1905 и 1906 гг., был непоследовательным.

В период с 1900 до 1908 гг. прошли восемь съездов старообрядцев всех толков, включая и единоверие. Рассматривая различные вопросы религиозной

29 Там же.

30 Там же. С. 7-9.

31 КалягинА.И. Церковь, но не секта // Старообрядцы. 1908. № 4-6. С. 461-463.

32 Там же. С. 462.

33 Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008. С. 66.

жизни, старообрядцы остановились и на вопросах просвещения и образования: «В основу работы съездов легли прежде всего церковно-религиозные вопросы.... Вместе с тем, с первых же заседаний съездов последовательно через все съезды, не исключая самых горячих и живых моментов, проходит красной нитью забота старообрядцев о просвещении»34.

Перед восьмым съездом была разослана анкета, в которой нашли отражения нужды и проблемы старообрядчества относительно просвещения и образования старообрядцев всех толков и согласий. Анкеты были разосланы в губернские и уездные земства. Всего приняли участие в анкетировании 57 губерний и областей. Количество ответов, присланных старообрядческими общинами, приходами и группами верующих по губерниям, было различным. Так, старообрядцы Области Войска Донского, Саратовской и Нижегородской губерний оказались самыми активными - соответственно 37, 34, 31 ответ35. Наименьшую активность проявили старообрядцы Таврической, Варшавской, Бакинской, Вологодской, Санкт-Петербургской губерний и Якутской области -соответственно по одному ответу36.

Ответы на поставленные перед респондентами вопросы показали наличие проблемных точек, которые существовали, как до указов 1905 и 1906 гг., так продолжали существовать и после указов.

Анализ анкет показал, что главная проблема для старообрядцев - это просвещение подрастающего поколения старообрядцев и создание условий для получения ими образования: «Побуждения к открытию школ весьма разнообразны, но в них красной нитью проходит ясное сознание необходимости просвещения подрастающих поколений, как неотложной нужды. Ради этой нужды приходится довольствоваться и школами для детей

37

господствующей церкви»37.

Старообрядцы отмечали, что органы государственной власти и местные органы власти тормозили процесс развития образования у старообрядцев, задерживали открытие старообрядческих училищ и препятствовали этому, не

38

проявляли инициативу по открытию школ38. Совет съездов старообрядцев сделал закономерный вывод: «Среди представителей министерства народного просвещения и земских учреждений мысль о просвещении старообрядцев еще не окрепла вполне и не сложилась в определенные формы»39.

Таким образом, уже после публикации указов 1905 и 1906 годов, которые должны были изменить положение старообрядцев в российском государстве, сохранялось двойственное отношение к ним. С одной стороны, государственная власть должна была следовать вновь изданным указам, создавать условия для

34 Вопросы народного образования среди старообрядцев. М., 1909. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же. С. 19.

36 Там же. С. 19-20.

37 Там же. С. 30.

38 Там же. С. 41-46, 65.

39 Там же. С. 99.

интеграции старообрядчества в российское общество. С другой стороны, тесное сотрудничество и связь с Православной церковью не позволяло государственной власти отступить от прежних позиций в отношении старообрядчества. Старообрядчество сохраняло свои позиции по отношению к государственной власти, но не противостояло последней. Государство продолжало в новых условиях, где это было возможно, например, в системе образования, оказывать давление на старообрядчество.

Список литературы

1. Вопросы народного образования среди старообрядцев. М.: Типография П.П. Рябушинского, 1909.

2. Докладная записка от старообрядцев, поданная на старообрядческую комиссию государственной думы старообрядческим братством в Москве // Старообрядцы. 1908. № 4-6. С.454-461.

3. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Пр. Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. Изд. 3-е, пересм. и доп. по 1 сентября 1908 года. СПб.: Юрид. кн. склад «Право», 1909.

4. Калягин А.И. Церковь, но не секта // Старообрядцы. 1908. № 4-6. С. 461-463.

5. Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул: Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова, 2008.

6. Островский А.Б. Формы общественного признания старообрядчества после принятия указов 1905-1906 гг., легитимировавших веротерпимость // Старообрядчество: история, культура, современность. М: Изд-е Музея истории и культуры старообрядчества, 2002. С. 163-173.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 31. СПб.: Государственная типография, 1914.

8. Смирнов П.С. Новый пересмотр узаконений о правах раскольников // Христианское чтение. 1905. № 2. С. 215-236.

9. Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Отдел первый. Первое полугодие. СПб.: Сенатская типография, 1903.

Priest Dmitry Gamilovsky (Gamilovsky Dmitry Mikhailovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary

State power and Old Belief in the period from 1905 to 1917

Abstract: The Old Belief, as well as the Russian Orthodox Church, belongs to Orthodoxy. The conditions for the existence of Old Believer communities in the Russian Empire were difficult. The state power of the Russian Empire recognized the Old Believers as Orthodox schismatics and imposed various restrictions in order to prevent the development of the Old Belief in the Russian Empire. The restrictions were related to the peculiarities of marriage among Old Believers, construction of church buildings, missionary activity, and settlement in the territories of the empire. The Russian Orthodox Church in the given period acted as part of the state apparatus, therefore, unlike the Old Believers, it had sufficient administrative support. The State Archive of the Smolensk region contains an extensive amount of materials revealing the status of Old Believers in the Smolensk province. When studying them, it becomes clear that the state of the Old Believers in the indicated period was relatively prosperous, in comparison with other sectarian religious denominations.

Keywords: Russian Orthodox Church; Old Belief; Russian Empire; state power; Orthodox schismatics; archival data.

References

Voprosy narodnogo obrazovaniia sredi staroobriadtsev [Questions of public education among the Old Believers]. Moscow, 1909.

Dokladnaia zapiska ot staroobriadtsev, podannaia na staroobriadcheskuiu komissiiu gosudarstvennoi dumy staroobriadcheskim bratstvom v Moskve [Memorandum from the Old Believers submitted to the Old Believers Commission of the State Duma by the Old Believers' brotherhood in Moscow]. Staroobriadtsy - Old Believers, 1908, no. 4-6, pp. 454-461.

Zakonodatel'nye akty perekhodnogo vremeni. 1904-1908 gg.: Sbornik zakonov, manifestov, ukazov Pr. Senatu, reskriptov i polozhenii komiteta ministrov, otnosiashchikhsia k preobrazovaniiu gosudarstvennogo stroia Rossii, s prilozheniem alfavitnogo predmetnogo ukazatelia [Transitional legislative acts. 1904-1908: Collection of laws, manifestos, decrees Pr. To the Senate, rescripts and provisions of the committee of ministers relating to the transformation of the state system of Russia, with the attachment of an alphabetical subject index]. S. Petersburg, 1909.

Kaliagin A.I. Tserkov', no ne sekta [Church, but not a sect]. Staroobriadtsy -Old Believers, 1908, № 4-6, pp. 461-463.

Kirillov I.A. Pravda staroi very [The truth of the old faith]. Barnaul, 2008.

Ostrovskii A.B. 2002. Formy obshchestvennogo priznaniia staroobriadchestva posle priniatiia ukazov 1905-1906 gg., legitimirovavshikh veroterpimost' [Forms of

public recognition of the Old Believers after the adoption of decrees of 1905-1906 that legitimized religious tolerance]. Staroobriadchestvo: istoriia, kul'tura, sovremennost' [Old Believers: history, culture, modernity]. Moscow, 2002, pp. 163173.

Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie tret'e [Complete collection of laws of the Russian Empire. Third meeting]. S. Petersburg, 1914, vol. 31.

Smirnov P.S. Novyi peresmotr uzakonenii o pravakh raskol'nikov [A new revision of the legalizations on the rights of schismatics] Khristianskoe chtenie -Christian reading, 1905, no. 2, pp. 215-236.

Sobranie Uzakonenii i Rasporiazhenii Pravitel'stva, izdavaemoe pri Pravitel'stvuiushchem Senate. Otdel pervyi. Pervoe polugodie [Collection of Laws and Orders of the Government, published by the Governing Senate. Section one. First half of the year]. S. Petersburg, 1903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.