Научная статья на тему 'Вяземские купцы Болотины и Михаил Кириллов (Флоровский): к истории храмостроительства в XVIII веке'

Вяземские купцы Болотины и Михаил Кириллов (Флоровский): к истории храмостроительства в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
купечество / купеческая династия / торговое предпринимательство / преемственность капиталов / менталитет / бургомистр / купеческое храмостроительство / межличностные связи / городская верхушка / merchants / merchant dynasty / trade entrepreneurship / continuity of capitals / mentality / burgomaster / the construction of temples by merchants / interpersonal relationships / urban elite.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалёнок Елена Дмитриевна

Статья решает задачу рассмотрения на уровне микроистории развития купеческих династий в России XVIII века, формирования купеческого сословия и его менталитета, межличностных связей, а также купеческого храмостроительства как весьма характерного явления российской истории XVIII века. Исследование проведено на основе комплексного изучения данных из архивных документов, хранящихся в фондах Российского государственного архива древних актов – приходо-расходные книги Вяземской таможни второй половины XVII века, а также судебные дела из фонда Главного магистрата. Дополнительно были исследованы метрические книги второй половины XVIII века, хранящиеся в фонде Консистории Государственного архива Смоленской области. В центре внимания статьи – представители вяземской купеческой династии Болотиных, которые были типичными российскими купцами XVIII века, а также тесно связанный с Болотиными купец М. Кириллов. Одним из важнейших результатов их совместной деятельности стало строительство Вяземского Входо-Иерусалимского храма в Вязьме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vyazma’s merchants Bolotins and Mikhail Kirillov (Florovsky): on the history of temple building in the 18th century

The article provides research of the development of merchant dynasties, the formation of the merchant class and its mentality, interpersonal relations, distinctive phenomenon of merchant temple building at history micro-level in 18th century in Russia. The study was carried out on the basis of a comprehensive study of data from archival documents stored in the Russian State Archive of Ancient Acts income and expense books of the Vyazma’s customs of the second half of the 17th century, as well as court cases from records of the Main Magistrate. Additionally, the registries of the second half of the 18th century from the Consistory of the State Archives of the Smolensk Region were examined. The article focuses on the representatives of Bolotins, typical for 18th century Russian merchant dynasty from Vyzma, and on the merchant M. Kirillov, closely associated with the Bolotins. One of the most important results of their collaboration was the construction of the Vyazemsky Entry-Jerusalem Church in Vyazma.

Текст научной работы на тему «Вяземские купцы Болотины и Михаил Кириллов (Флоровский): к истории храмостроительства в XVIII веке»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №1. С. 116-125

УДК 93/94

Беспалёнок Елена Дмитриевна Смоленский государственный университет

Вяземские купцы Болотины и Михаил Кириллов (Флоровский): к истории храмостроительства в XVIII веке

Аннотация: Статья решает задачу рассмотрения на уровне микроистории развития купеческих династий в России XVIII века, формирования купеческого сословия и его менталитета, межличностных связей, а также купеческого храмостроительства как весьма характерного явления российской истории XVIII века. Исследование проведено на основе комплексного изучения данных из архивных документов, хранящихся в фондах Российского государственного архива древних актов - приходо-расходные книги Вяземской таможни второй половины XVII века, а также судебные дела из фонда Главного магистрата. Дополнительно были исследованы метрические книги второй половины XVIII века, хранящиеся в фонде Консистории Государственного архива Смоленской области. В центре внимания статьи - представители вяземской купеческой династии Болотиных, которые были типичными российскими купцами XVIII века, а также тесно связанный с Болотиными купец М. Кириллов. Одним из важнейших результатов их совместной деятельности стало строительство Вяземского Входо-Иерусалимского храма в Вязьме.

Ключевые слова: купечество, купеческая династия, торговое предпринимательство, преемственность капиталов, менталитет, бургомистр, купеческое храмостроительство, межличностные связи, городская верхушка.

XVIII век был временем активного формирования купеческого сословия в России. Частью этого процесса было складывание купеческих династий. Формирующееся купеческое сословие обладало особым менталитетом, созревавшим в ходе активной предпринимательской деятельности, в условиях неопределенности и риска. Многие купцы, принадлежавшие к купеческой элите, становились крупными вкладчиками в строительство православных храмов. Определенную роль в развитии этого явления играли межличностные связи купцов.

Традиция возведения храмов складывалась у русских купцов еще с древних времен. Купцы воздвигали храмы как благодарность Господу за успех в торговой деятельности или за спасение при нападении разбойников. Современные отечественные историки рассматривают благотворительность и храмостроительство, по словам профессора А.В. Семеновой, как одну из «отличительных черт предпринимательской практики купечества, напрямую связанной с православием»1. Профессор Н.В. Козлова обратила внимание на

1 Семенова А.В. Национально-православные традиции в менталитете русского купечества в период становления предпринимательства. // История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. М., 2000. С. 434.

представление российских купцов об успехе предпринимательской деятельности как награде за «добрые дела» от Бога. Немаловажным, по мнению историка, «было и наставление «святоотеческого писания» о возможности получения прощения душе того человека, чье богатство, «ащели и неправедне собранное», но будет праведно употреблено»2.

Цель этой работы - исследовать историю развития старинной вяземской купеческой династии Болотиных во второй половине XVII и в XVIII веке, способы формирования их семейных капиталов. В статье также анализируется, что связывало с этой семьей купца Михаила Кириллова, кем был этот купец и кем стали его потомки. Здесь также поставлен вопрос о возможных мотивах участия купцов Болотиных вместе с Михаилом Кирилловым в храмостроительстве.

В основу исследования положен анализ данных из архивных документов, хранящихся в фондах Российского государственного архива древних актов. Документы XVII века, содержащие данные о предках купцов Болотиных и Михаила Кириллова, - это в основном приходо-расходные книги Вяземской таможни второй половины этого столетия. Сведения о купцах Болотиных и Михаиле Кириллове, живших в XVIII веке, содержатся в судебных делах фонда Главного магистрата, ревизских сказках первой и второй ревизий, а также в Ведомости, составленной в Вяземском магистрате по запросу Комиссии о коммерции в 1764 году. В комплексе с этими материалами были изучены метрические книги второй половины XVIII века, хранящиеся в фонде Консистории Государственного архива Смоленской области.

Свидетельством того, что купцы Болотины и Михаил Кириллов с его потомками были связаны между собой, является совместное строительство ими каменного здания храма. Это была Входо-Иерусалимская церковь, в приходе которой жили многие известные своим богатством вяземские купцы. Храм был построен в 1714-1716 годах. Это была каменная двухэтажная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим - вверху, в нижнем этаже - во имя святых мучеников Флора и Лавра. Нередко вязьмичи называли храм Флоровским. Данные о жертвователях на постройку храма в разных изданиях различаются. Например, в «Кратком описании церквей Смоленской епархии», составленном А. Санковским, лаконично говорится, что «церковь устроена... вяземскими купцами Кирилловым и Болотиным»3. Более подробные сведения о храмостроителях привел в своем труде И. Сперанский: «Вяземские купцы Михаил Кириллович Флоровский и Яков Кириллович с детьми Болотиных»4.

2 Козлова Н.В. «Душу свою грешную строить и поминать...»: Забота о душевном спасении и благотворительность по духовным купцов и разночинцев Москвы XVIII века// Города Европейской России конца XV - первой половины XIX века: Материалы международной научной конференции 25-28 апреля 2002 г., Тверь - Кашин - Калязин. В 2 чч.: Ч. 2. Тверь: ТГУ, 2002. С. 349.

3 Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Вып. 1. Смоленск, 1898. С. 155.

4 Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народнаго образования. Смоленск, 1899. С. 675.

Вероятно, эти авторы опирались на разные источники. В сохранившемся в Смоленском областном архиве рукописном документе «Статистические сведения о родившихся, вступивших в брак и умерших по Входоиерусалимской церкви гор. Вязьмы с 1735 по 1820 год» содержится копия записи XVIII века, сделанная в XIX веке: «Строителями современнаго Входоиерусалимского храма, по летописным записям, были Вяземские купцы - Кириллов и Болотин, больших подробностей об именах и отчествах ктиторов не сохранилось». Их фамилии, и опять без имен, названы также в этом документе среди прихожан храма 1740-50-х годов5. Однако, как известно, существовал и другой документ, опубликованный во второй половине XIX века, - «Ведомость Вяземского Духовного правления 1774 года о церквах города Вязьмы и уезда». «Оная церковь построена тоя церкви вкладчиками и приходскими людьми, Вяземскими купцами: Михайлою Кирилловым, сыном Флоровским, да гостиной сотни Яковом Кирилловым с детьми Болотиных», - говорилось в этой публикации документа второй половины XVIII века6.

В архивных источниках XVIII века - ревизских сказках, метрических книгах и других документах, - действительно, имеются записи о Михаиле Кириллове сыне Флоровском и его потомках, а также о купцах гостиной сотни Болотиных. Однако среди этих Болотиных в Вязьме первой четверти XVIII века не было Якова Кирилловича. При этом до 1720 года в Вязьме жили два брата Яков и Кирилл Вонифатьевы дети Болотины с взрослыми, или почти взрослыми, сыновьями: у Якова - Андриан и Евсигней, у Кирилла - Стефан, Григорий и Ефим. Все они, действительно, могли участвовать своими средствами в возведении храма. Таким образом, в позднейшей интерпретации записи о строителях храма, по всей вероятности, была сделана ошибка. Первоначально содержание записи о Болотиных могло быть следующим: «Яков и Кирилл с детьми Болотины».

Братья Яков и Кирилл Болотины принадлежали к богатейшей верхушке города Вязьмы. Их отцом был вяземский пушкарь Вонифатий (Юфан) Корнильев сын. Он, также как и другой вяземский пушкарь Евсигней Фокин сын Веленин, записался в гостиную сотню. В 60-70-х годах XVII века он был одним из самых предприимчивых людей Вязьмы. Как свидетельствуют приходо-расходные книги Вяземской таможни, он продавал железные сохи, сковороды, косы «немецкие», семена луковые и огуречные, «москотильный товар», соль и другие товары. Так, в январе 1667 года Вонифатий Корнильев вместе с вяземским посадским человеком С.А. Пенезевым явил 200 сох, 320 палиц, 30 сковород - на сумму 44 рубля с полтиной. В 1669 году он привёз 100 сох-лемешей, 100 палиц, 100 сковород - на сумму 34 рубля, а для самой таможни - стопу бумаги ценой в 1 рубль. С мая по октябрь 1673 года Вонифатий Корнильев четыре раза являл на таможне в Вязьме партии разных

5 Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 48. Оп. 2. Д. 1058. Л. 2 об.

6 Ведомость учиненная Вяземским Духовным правлением в 1774 г. о церквах города Вязьмы и уезда // Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). 1872. № 8. С. 350.

товаров - соли, «кос немецких, москотильного товару, сельдей, кумачей, пороху, сандалу, ладану, квасцов» - всего на сумму более 80 рублей. В 1674 году он привозил луковые и огуречные семена, свинец и москотильный товар. Начиная с середины 70-х годов XVII века, пушкарь Вонифатий Корнильев чаще всего стал торговать солью. Самая крупная оптовая партия соли, явленная им на вяземской таможне в 1675 году, была оценена в 280 рублей7. Так, посредством успешного торгового предпринимательства, формировались капиталы купеческой династии.

Может возникнуть сомнение в том, являлся ли в действительности Вонифатий Корнильев отцом братьев Болотиных, так как в таможенных книгах не указывалось его фамильное прозвище. Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, купцы Болотины, в отличие от некоторых других вязьмичей, например, Анисима Фокича Коноплина, не назывались «новоприбылыми посадскими людьми», то есть их отец был коренным жителем Вязьмы. А во-вторых, пушкаря, часто торговавшего, а потому хорошо знакомого с людьми, служившими на таможне, да еще носившего редкое для Вязьмы имя, не было необходимости называть по фамилии. К тому же практика записи торговых людей только по имени и отчеству была обычной для небольших городов второй половины XVII века. С другой стороны, редкое отчество и крупные капиталы купцов Якова и Кирилла Вонифатьевых детей Болотиных, вступивших в гостиную сотню, не могли возникнуть ниоткуда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно пушкарь Вонифатий Корнильев был отцом купцов Болотиных.

Ко времени проведения первой ревизии, то есть к 1722 году, Якову Вонифатьевичу Болотину исполнилось уже 57 лет, его сыну Андриану - 27, Евсигнею - 18. Я.В. Болотин сообщал в своей «сказке»: «А промышляю я, Иаков, с детми своими пенкою, воском и другими товары к Российским портам в Санкт-Питербурх. И в доме своем имею кожевной завод. Делают юхотной красной воловой товар. А на том заводе работники бывают времянные поденно и понеделно и помесечно, с пашпортоми и з записми»8. Таким образом, все временные работники Якова Вонифатьевича Болотина трудились на законных основаниях.

В 1720 году Кирилл Вонифатьев сын Болотин с женой и тремя сыновьями, а также с купленным работником, по указу Петра I, был «взят в Москву к суконной фабрике в компанейщики»9. Затем дело Кирилла Вонифатьевича Болотина перешло одному из его сыновей - Ефиму. О нем в сказках первой ревизии говорилось: «по определению и по промемории Московской губернии ис канцелярий ревизий Гостиной сотни содержател в Москве суконной фабрики Ефим Кирилов сн Болотин 35 (лет)», а в деле из

7 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 27. Л. 50-50 об.; Кн. 28. Л. 30 об., 71 об.; Кн. 31. Л. 8, 14; Кн. 33. Л. 2, 13 об.-14, 98 об., 108; Кн. 36. Л. 64 об.-65.

8 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 764. Л. 376-377.

9 Там же. Л. 385.

фонда Главного магистрата за 1744 год он был упомянут как выбывший из Вязьмы в Москву с 1732 года: «Гостиные сотни Ефим Кирилов сн Болотин. Ныне имеетца при суконной фабрике компанейщиком»10. Впоследствии владельцем суконной мануфактуры в Москве стал внук Кирилла - Алексей Ефимов сын Болотин. Можно сделать вывод о вполне успешном развитии этой ветви предпринимателей Болотиных.

Предпринимательское дело оставшейся в Вязьме ветви рода Болотиных также развивалось относительно успешно. После смерти Якова Вонифатьевича и его сына Андриана, что произошло до 1748 года, торговый промысел перешел в руки внуков Якова Болотина - Антипа и Евсигнея Андриановых детей11. Братья вели раздельное хозяйство. Антип, записанный во вторую гильдию, торговал на внутреннем рынке России в разных городах и уездах. Наиболее удачливым продолжателем дела прадеда и деда был Евсигней. В 1760 году вяземское купечество выбрало его на должность бургомистра Вяземского магистрата. Исполнение обязанностей бургомистра городового магистрата было почетным делом, но оно же и ограничивало возможности выбранного купца в его предпринимательской деятельности. Главный магистрат далеко не всегда давал согласие на отъезд бургомистра из города по торговым делам. К тому же бургомистр служил «без всякого от купечества снабдения». Вести торговлю в таких условиях было сложно. Еще более затрудняло предпринимательство отсутствие у купца сыновей, как это и было у Евсигнея Андриановича Болотина. При этом у него имелось три дочери от двух браков, что становится известным из судебного дела по иску старшей дочери купца о разделе имущества после его смерти12. В 1764 году Евсигней Болотин, будучи купцом первой гильдии, занимался, главным образом, торговым промыслом. Оборотный капитал его, вместе «со взятьем на вексели» составлял до трех тысяч рублей. Никаких промышленных предприятий он не держал. Торговал Евсигней Андрианович Болотин внутри страны, скупая пеньку разных сортов, лен, мед, воск, яловичьи кожи, хлеб «разного урожая» в городе Вязьме у приезжавших крестьян, а также в других городах и уездах. Затем он перепродавал эти товары российским купцам из разных городов. При этом Е.А. Болотин не отправлял товары ни к Рижскому, ни Санкт-Петербургскому

13

портам . Это отчасти объясняет, почему Евсигней Болотин, будучи вяземским бургомистром, подписал в 1763 году доношение от вяземского купечества с отказом поддержать инициативу смолян об учреждении должности консула в Польше для содействия торговавшим там российским купцам. В ответе на запрос правительства по этому поводу, вязьмичи указали, что «из вяземскаго купечества по случаю некоторыя немногия купцы и то временно торги свои в Полшу производили». Такой ответ был мотивирован, по всей видимости, еще и нежеланием вяземских купцов тратить деньги на жалование консулу. Во всяком

10 Там же. Л. 169 об.-170; Ф. 291. Оп. 1. Д. 465. Л. 2 об.

11 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 776. Л. 163 об., 192.

12 РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 16500.

13 РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 445/11. Л. 2, 11.

случае, бургомистр Евсигней Болотин стоял на защите интересов вяземского

14

купечества14.

Как уже было отмечено, пребывание в должности бургомистра не способствовало развитию предпринимательства купца. Из доношения бургомистра Евсигнея Болотина в Смоленский губернский магистрат в 1766 году следовало, что он, находясь в должности бургомистра по выбору с 1760 года «беспорочно, и оттого, будучи безотлучным и не имея никакой к торговым промыслам свободы, паче ж находясь одинаким, лишился торгового своего промысла». Евсигней Андрианович Болотин объяснял также и провал в деле отдачи денег купцам в долг под вексели: «К тому же последовало мне во оные годы несчастие по случаю обезавшегося с вяземскими купцами Иваном Чертолиным з братьями, тоже Екимом Рыбниковым и Васильем Дудовым и протчими немало торга, в котором заключается немалая сумма... о чем доволно значит у здешняго учрежденного публичного натариуса»15. Иначе говоря, из-за проблем в торговле должники бургомистра не смогли с ним расплатиться. Этот долг оставался и после смерти Е.А. Болотина. Евсигней Андрианович Болотин умер в декабре 1769 года в возрасте 53 лет.

По словам его старшей дочери, от первого брака, Анисьи Евсигнеевой дочери Скворцовой, «после родителя ее осталось денег наличных и в надежных векселях до 16 тысяч рублев». Об этом Анисья вспоминала в 1771 году в своей челобитной по поводу спора её с мачехой о наследстве, оставшемся от её деда по материнской линии - Ивана Фокича Веленина, купца первой гильдии и гостиной сотни. Овдовев и будучи бездетной, Анисья жила у своего отца, Евсигнея Андриановича Болотина. При жизни отца она боялась спросить его об имуществе, оставшемся после смерти матери. «В прошлом же 769-м году в майе месяце, - сообщала Анисья, - выдана вторично в замужество с прежним же моим дедовским наследственным приданым, не толко без всякого ево родителского награждения, но и наследственное дедовское движимое в немалой сумме имение осталось, по власти родителской, в ево же руках. А и недвижимым всем же по самую смерть владел же он, родитель мой, и что мне, нижайшей, за малолетством и за ево родителскою властию просить при жизни ево было не можно, то и принужденною нахадилась все то терпеливо сносить»16. С одной стороны, здесь весьма показательно отношение к дочерям в купеческих семьях. С другой стороны, ясно обнаружились характерные черты купца - властность и скупость. Примечательно, что скупость не распространялась на церковные пожертвования, так как они совершались купцами, прежде всего, для спасения своей души.

Купцы Болотины, типичные представители городской верхушки Вязьмы, общались главным образом с равными себе людьми. Об этом свидетельствуют

14 РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 11573. Л. 93.

15 РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 13528. Л. 1, 10.

16 РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 16500. Л. 1 об., 33 об.

материалы метрических книг вяземских церквей. Среди кумовьев Болотиных нередко встречаются купцы-храмостроители и члены их семей, то есть купеческая элита города. В 1765 году Антип Андрианов сын Болотин вместе с женой смоленского купца-храмостроителя Андрея Федоровича Сисоева Матроной Логиновной, был восприемником при крещении дочери вяземского

17

купца-храмостроителя Лаврентия Парфеновича Гайдукова . Затем в 1769 и

1770 годах Антип Адрианович Болотин стал крестным отцом еще двух детей

18

Лаврентия Парфеновича Гайдукова . А жена Лаврентия Парфеновича Гайдукова - Ксения Петровна - была крестной матерью дочери Евсигнея Болотина Праскевы19. В 90-х годах XVIII века вдова Евсигнея Андриановича Болотина Пораскева Карповна стала восприемницей при крещении детей у

купца П.С. Колесникова вместе с сыновьями еще одного вяземского купца-

20

храмостроителя М.И. Лютова - Герасимом и Михаилом .

Примечательно, что в 70-х годах XVIII века «купецкая вдова» Пораскева Карпова дочь Болотина стала крестной матерью троих детей «дьячка» Входо-Иерусалимской церкви Иоанна Иоаннова. Этих детей крестил священник Иоанн Иоаннов, внук храмостроителя Михаила Кириллова Флоровского. Он же был крестным отцом этих детей, которым, по всей вероятности, он приходился еще и дедом21. Таким образом, связь между семьями храмостроителей Болотиных и Кирилловых (Флоровских) сохранялась на протяжении десятилетий после совместного строительства храма.

История семьи Кирилловых (Флоровских) самым тесным образом связана с историей храма Флора и Лавра (или Входо-Иерусалимского). Даже фамильное прозвище семья получила по церковному приходу. Упоминаний об

отце Михаила Флоровского - вяземском посадском человеке Кириле

22

Фроловском , жившем в Вязьме в XVII веке, в материалах приходо-расходных книг Вяземской таможни практически не встречается. Но в смоленской таможенной книге есть одна запись о его торговой деятельности. Из нее следует, что вязьмитин Кирила Фроловский в октябре 1678 года «явил 30

23

скотин рогатых на 35 рублей» . Следовательно, он занимался скупкой скота у крестьян и перепродавал его мясникам. Но, более вероятно, что его предпринимательство состояло из разных видов деятельности. Не случайно его сын занимался винокурением.

Во время первой ревизии 66-летний Михаил Кириллов сообщал о своих занятиях: «Кормлюсь винокуренным малым промыслом. Отдаю [вино] на подряд в разные городы». Винокуренный завод Михаила Кириллова располагался на пустоши Борисовой. У Михаила Кирилловича Флоровского

17 ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 212. Л. 1.

18 Там же. Л. 58, 63 об.

19 ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 225. Л. 5.

20 ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 221. Л. 133 об., 140.

21 ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 296. Л. 48, 77, 86

22 Написание фамилии и имени в XVII и XVIII веках различалось. - (Примечание авт.)

23 РГАДА. Ф. 145. Оп. 1. Кн. 12. Ч. 2. Л. 420.

было три взрослых сына - Прокофий, Василий и Иван. Причем о последнем отец не без гордости сообщал: «Да при мне ж во дворе моем живет приходцкой нашей церкви диакон - сын мой родной Иван»24.

В последующие годы Иван Флоровский женился и был рукоположен в священники. В образцах записей за 1744 год в упоминавшемся архивном документе «Статистические сведения... по Входоиерусалимской церкви» имеется «рукоприкладство», то есть подпись, «Флоровского попа Ивана

25

Михайлова» . Его сын Иван также служил в своей церкви.

Другие потомки Михаила Кирилловича Флоровского не были известны в Вязьме как купцы, даже средней руки. Таким образом, в тандеме строителей Входо-Иерусалимского храма Михаил Кириллов сын Флоровский, не очень богатый купец, но тяготевший к церкви ревностный прихожанин, скорее всего, был идейным вдохновителем весьма состоятельных жертвователей Болотиных.

Любимая вязьмичами Входо-Иерусалимская церковь с приходом советской власти была закрыта. В ее здании были помещены склады, а с 1933 года устроен клуб. В дальнейшем храм был снесен26.

Эта история вяземских купцов-храмостроителей показывает, как складывались условия, необходимые для развития храмостроительства. С одной стороны, это было формирование значительных денежных средств стараниями нескольких поколений успешных предпринимателей, образец чего показала династия Болотиных, с другой - это была духовная составляющая, которую в рассмотренном случае внес в тандем храмостроителей Михаил Кириллов. Рассмотренный пример показывает, как проявлялись черты купеческого менталитета, в том числе - духовность. Купцы-храмостроители воздвигали храмы в благодарность Богу и заботились о «строительстве своей души».

Источники и литература

1. Ведомость учиненная Вяземским Духовным правлением в 1774 г. о церквах города Вязьмы и уезда // Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). 1872. № 8.

2. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 212.

3. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 221.

4. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (оц). Д. 225.

5. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1 (оц). Д. 296.

6. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1058.

7. ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67.

8. Козлова Н.В. «Душу свою грешную строить и поминать...»: Забота о душевном спасении и благотворительность по духовным купцов и разночинцев Москвы XVIII века// Города Европейской России конца XV - первой половины XIX века: Материалы международной

24 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 764. Л. 387.

25 ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1058. Л. 2.

26 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 13.

научной конференции 25-28 апреля 2002 г., Тверь - Кашин - Калязин. В 2 чч.: Ч. 2. Тверь: ТГУ, 2002. С. 349-359.

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 27.

10. РГАДА. Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 28.

11. РГАДА. Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 31.

12. РГАДА. Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 33.

13. РГАДА. Ф. 137. Оп. 1 (Вязьма). Кн. 36.

14. РГАДА. Ф. 145. Оп. 1. Кн. 12. Ч. 2.

15. РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 465.

16. РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 11573.

17. РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 13528.

18. РГАДА. Ф. 291. Оп. 1. Д. 16500.

19. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 764.

20. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 776.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 445/11.

22. Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Вып. 1. Смоленск: Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1898.

23. Семенова А.В. Национально-православные традиции в менталитете русского купечества в период становления предпринимательства. // История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. М., 2000. С. 433-439.

24. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народнаго образования. Смоленск: Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1899.

Bespalenok E. D.

Smolensk State University

Vyazma's merchants Bolotins and Mikhail Kirillov (Florovsky): on the history of temple building in the 18th century

Abstract: The article provides research of the development of merchant dynasties, the formation of the merchant class and its mentality, interpersonal relations, distinctive phenomenon of merchant temple building at history micro-level in 18th century in Russia. The study was carried out on the basis of a comprehensive study of data from archival documents stored in the Russian State Archive of Ancient Acts - income and expense books of the Vyazma's customs of the second half of the 17th century, as well as court cases from records of the Main Magistrate. Additionally, the registries of the second half of the 18th century from the Consistory of the State Archives of the Smolensk Region were examined. The article focuses on the representatives of Bolotins, typical for 18th century Russian merchant dynasty from Vyzma, and on the merchant M. Kirillov, closely associated with the Bolotins. One of the most important results of their collaboration was the construction of the Vyazemsky Entry-Jerusalem Church in Vyazma.

Keywords: merchants; merchant dynasty; trade entrepreneurship; continuity of capitals; mentality; burgomaster; the construction of temples by merchants; interpersonal relationships; urban elite.

References

Vedomost' uchinennaya Vyazemskim Duhovnym pravleniem v 1774 g. o cerkvah goroda Vyaz'my i uezda []. Smolenskie eparhial'nye vedomosti (SEV). 1872. № 8. (A statement issued by the Vyazemsky Spiritual Board in 1774 about the churches of the city of Vyazma and the district // Smolensk Diocesan Bulletin (SEV). 1872. No. 8).

Kozlova N.V. «Dushu svoyu greshnuyu stroit' i pominat'...»: Zabota o dushevnom spasenii i blagotvoritel'nost' po duhovnym kupcov i raznochincev Moskvy XVIII veka// Goroda Evropejskoj Rossii konca XV - pervoj poloviny XIX veka: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 2528 aprelya 2002 g., Tver' - Kashin - Kalyazin. V 2 ch. Tver': TGU, 2002. CH. 2. S. 349-359. (Kozlova N.V. "To build and remember your sinful soul ...": Concern for spiritual salvation and spiritual charity of merchants and commoners of Moscow in the 18th century // Cities of European Russia at the end of the 15th - first half of the 19th centuries: Materials of an international scientific conference on April 25-28, 2002, Tver - Kashin - Kalyazin. At 2 pm Tver: TSU, 2002. Part 2. P. 349-359).

Sankovskij A.V. Kratkoe opisanie cerkvej Smolenskoj eparhii. Smolensk, 1898. (Sankovskiy A.V. Brief description of the churches of the Smolensk diocese. Smolensk, 1898).

Semenova A.V. Nacional'no-pravoslavnye tradicii v mentalitete russkogo kupechestva v period stanovleniya predprinimatel'stva. // Istoriya predprinimatel'stva v Rossii / Kniga pervaya. Ot srednevekov'ya do serediny XIX veka. M., 2000. S. 433-439. (Semenova A.V. National-Orthodox traditions in the mentality of the Russian merchants during the formation of entrepreneurship. // History of Entrepreneurship in Russia / Book One. From the Middle Ages to the middle of the 19th century. M., 2000.S. 433-439).

Speranskij I. Deyateli Smolenskogo kraya na pol'zu cerkvi, obshchestvennoj blagotvoritel'nosti, nauki i narodnago obrazovaniya // SEV. Smolensk, 1899. (Speransky I. Figures of the Smolensk Territory for the benefit of the church, public charity, science and public education // SEV. Smolensk, 1899).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.