Научная статья на тему 'ТРУД И.П. СПЕРАНСКОГО О БЛАГОТВОРИТЕЛЯХ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА'

ТРУД И.П. СПЕРАНСКОГО О БЛАГОТВОРИТЕЛЯХ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / КУПЕЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспаленок Елена Дмитриевна

Статья исследует вопрос изучения истории храмостроительства в Смоленском крае. Большую роль в исследовании этого явления сыграл И.П. Сперанский, создавший обобщающий труд по истории церковной благотворительности.The article deals with the issue on the history study of the church building in Smolensk region. I.P. Speranskii played a major role in the study of this phenomenon and created a synthesis work on the history of the church charity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУД И.П. СПЕРАНСКОГО О БЛАГОТВОРИТЕЛЯХ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 69-73

УДК 908(470.332) Беспаленок Елена Дмитриевна, Смоленский государственный университет

Труд И.П. СПЕРАНСКОГО о БЛАГОТВОРИТЕЛяХ

Смоленского края как источник по истории

ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: церковная благотворительность, храмостроительство, купечество.

Статья исследует вопрос изучения истории храмостроительства в Смоленском крае. Большую роль в исследовании этого явления сыграл И.П. Сперанский, создавший обобщающий труд по истории церковной благотворительности.

Заметным явлением современной российской действительности становятся пожертвования предпринимателей на нужды Церкви. Нередко люди, обладающие немалыми капиталами, жертвуют средства на строительство православных храмов. В этих условиях становится актуальным обращение к историческому опыту. Однако о купцах, построивших храмы как в Смоленске, так и других городах губернии, к сожалению, не написано ни в энциклопедии «Смоленская область», ни в других современных справочных изданиях по истории и культуре Смоленского края. Не было до недавнего времени и специальных работ о купцах-храмостроителях.

Однако начало исследованию этого исторического опыта было положено еще в XIX веке. Из этих работ известно, что в XVIII веке известными и богатыми купцами в Смоленске и его окрестностях было построено 9 новых каменных храмов. 10-й — это деревянная церковь (во имя Всех Святых). Была также обновлена одна церковь XII века (Михаило-Архангельская). Еще три церкви (Ильинская, Георгиевская и Одигитриевская) были построены на средства купцов и горожан, которые, не обладая крупными капиталами, возводили храмы вскладчину, под руководством священников [5, с. 44, 45, 49]. Заметное место среди работ XIX века этого плана занимает публикация И.П. Сперанского «Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народнаго образования». Эта работа появилась в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» в 1899 году. Здесь собраны сведения о строительстве храмов в Смоленской губернии на частные средства представителями разных сословий, в том числе и купечества, самой многочисленной группы храмостроителей. Это — ценная публикация с точки зрения того, что в ней собраны вместе основные сведения о благотворителях Смоленского края. Она может быть отправной точкой для новых исследований, но при этом следует учесть, что в этой публикации есть и весьма спорные

и даже ошибочные места. В таких случаях на помощь приходят другие труды, написанные смоленскими историками, а также сохранившиеся редкие архивные материалы.

Кроме И.П. Сперанского, о том, какие храмы были построены в Смоленской губернии за счет жертвователей, в XIX веке писали, упоминая имена этих жертвователей, Н.А. Мурзакевич, Н.В. Трофимовский, А. Санковский и другие авторы [3; 7; 5; 4]. Однако обращает на себя внимание обилие противоречий в литературе XIX века. В трудах известных авторов встречаются разные даты построек храмов в Смоленске и губернии, называются разные имена храмостроителей. Например, это касается истории создания храма святой Варвары, Нижне-Николаевской, Благовещенской и других церквей Смоленска, а также Вязьмы. К сожалению, и в немногочисленных современных изданиях нередко отсутствует критический подход к сведениям из ранее опубликованной информации, поэтому ошибки повторяются от издания к изданию [например: 8, с. 27].

Как известно, архив Смоленской консистории сохранился лишь весьма фрагментарно, что придает работам XIX в. особенное значение. Важно, что некоторые из них были опубликованы именно в «Смоленских епархиальных ведомостях» [5; 6; 1]. Первое место среди них занимает труд И.П. Сперанского, поскольку его тема прямо относится к рассматриваемой проблеме.

Что представляет собой информация по истории храмостроительства в Смоленском крае, которую содержит этот труд? Записи не имеют единой формы, так как автор зависел от того ограниченного объема сведений, которыми он располагал. Однако Сперанский стремился передать читателям, по возможности, полную информацию. Вот, например, как он рассказывал о строительстве церкви Всех Святых: «В этом же 1787 г., в рукописи, составленной к приезду Императрицы Екатерины II, упоминается деревянная церковь во имя Всех Святых, которая построена была на кладбище при Солдатской слободе в г. Смоленске. Ктитором ея признается олонецкий купец Василий Захаров. Храм этот сожжен был в 1812 г. 4 августа французами» [6, с. 890]. Как видим, И.П. Сперанский делал указания на использованные им документы, а также, при наличии сведений, сообщал о дальнейшей судьбе храма.

В труде Сперанского упомянуты самые известные церковные благотворители Смоленска XVIII в. Отмечается, что староста церкви Архангела Михаила — Василий Григорьевич Хлебников — с 1775 по 1785 г., то есть за десять с лишним лет «возобновил все обветшавшее внутри храма, построил вновь каменную колокольню и обнес церковь каменною оградою» [6, с. 888]. В.Г. Хлебников не ограничился только обустройством древнего храма. Рядом с храмом купец построил каменный дом, в котором устроил училище для бедных и бесприютных детей всех сословий. Это было первое народное училище в Смоленске после освобождения его в середине XVII в. от польского владычества.

Как храмостроители отмечены в работе И. Сперанского и представители купеческой династии Пискаревых. В 1755 г. старанием основателя династии — Бориса Захаровича Пискарева — в Смоленском Авраамиевском монастыре была построена каменная двухэтажная церковь. Это одно из самых интересных сооружений барочной архитектуры в Смоленске. Верхний этаж храма был освящен во имя Преображения Господня, а нижний — во имя преподобного Авраамия [7, с. 271; 6, с. 734].

Сыновья Б.З. Пискарева — Иван и Матвей — построили на свои средства еще два храма. И.Б. Пискарев в 1765 году устроил каменную трехпрестольную церковь в честь Рождества Богородицы, трех Святителей и сошествия Св. Духа. Позднее к этой церкви была приписана кладбищенская каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (Окопная), построенная в 1776 г. на средства М.Б. Пискарева [5, с. 41; 6, с. 885].

И.П. Сперанский наряду с фактами индивидуального пожертвования описывал и случаи строительства храмов на коллективные средства, отмечая при этом влияние священников. Он писал: «Благотворители разных сословий, при пастырском воздействии священника Иакова Ершева, построили в 1787 г. нынешний каменный храм в г. Смоленске во имя святого пророка Илии с приделом св. мучеников Адриана и Наталии» [6, с. 890].

В труде И.П. Сперанского содержится много сведений и о храмостроитель-стве в Вязьме, втором по величине и значению городе губернии. Так, отмечено участие в конце XVII века в строительстве трехпрестольной каменной церкви святителя Николая Чудотворца вяземского купца Анисима Фокина сына Коноплина. (Правый ее придел был посвящен святым благоверным князьям Борису и Глебу, а левый — святым бессеребренникам Косьме и Дамиану. Эта церковь с приделами была построена в 1690 году). В 1756 году под колокольней Николаевской церкви расположилась еще одна церковь, освященная во имя святого великомученика Иоанна Воина. Ее строителями были сын А.Ф. Коноплина — Гавриил Анисимов сын Коноплин — и бургомистр Феодор Трофимов сын Юдичев [1, с. 352; 6, с. 340, 735; 5, с. 156, 157]. Отмечается участие в храмостроительстве также известных вяземских купцов Лелянова, Лютова, Гойдукова, Бубнова и других.

К сожалению, в труде И.П. Сперанского отсутствуют сведения о Кре-сто-Воздвиженской и Казанской церквях. Есть случаи неверного написания фамилий жертвователей. Например, вяземский купец Тимофей Филиппович Бубнов назван Бубковым. Следует признать неверной и дату постройки Ниж-не-Николаевской ц. в Смоленске, указанную И.П. Сперанским. Он относил сооружение храма к 1745 году [6, с. 730]. Дата не может быть признана верной, потому что постройка каменного здания последовала за пожаром деревянной церкви, произошедшим в 1747 году. Н.А. Мурзакевич описал стихийное бедствие, случившееся в ночь на 17 марта 1747 года в «новой крепости», с северной стороны города у Днепра. При том пожаре «сгорел казенной соляной магазин, Днепровский мост и деревянная церковь Никольская». Н.А. Мурза-

кевич, говоря о церкви, заметил: «На место оной каменная о двух этажах с колокольнею устроена вспоможением и старанием купца Федора Щедрина» [3, с. 107, 108, 110].

Неверно и утверждение о жертвователе на строительство Нижне-Благове-щенской церкви: «Полковник Лесли при участии прихожан» [5, с. 48; 6, 884]. Однако, если обратиться к более раннему автору, опиравшемуся на свидетельства современников строительства храма, — Н.А. Мурзакевичу, то в его труде можно увидеть точное указание на время строительства и личность храмостроителя: «1773... Вспоможением купца Филимона Щедрина» [3, с. 112]. Утверждение Н.А. Мурзакевича не могло противоречить истине, уже по той причине, что его отец служил настоятелем Благовещенского храма как раз в то время, когда было построено каменное здание [2, л. 39].

Неверно у И. Сперанского указана и дата постройки церкви св. Варвары: 1737 г. вместо 1757 г. Дату позволили уточнить архивные исследования, что было отражено в статье автора [9, с. 43—48].

Безусловно, труд И.П. Сперанского важен как отправная точка для исследования истории храмостроительства на Смоленщине. Однако полноценное исследование невозможно без одновременного использования публикаций Н.А. Мурзакевича, Н.В. Трофимовского и А.В. Санковского и тщательного и комплексного изучения документальных источников, многие из которых скрыты в глубинах архивных фондов, а также источников, опубликованных в «Смоленских епархиальных ведомостях».

Литература

1. Ведомость учиненная Вяземским Духовным правлением в 1774 г. о церквах города Вязьмы и уезда // Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). 1872. № 8.

2. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 48. Оп. 1 (ОЦ). Д. 1045.

3. Мурзакевич Н.А. История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 г. Смоленск, 1804.

4. Писарев С.П. Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк. Указатель и путеводитель. Смоленск, 1899.

5. Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. [Из №№ СЕВ за 1897 и 1898 г.]. Смоленск, 1898.

6. Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народнаго образования// СЕВ за 1899 г. Смоленск, 1899.

7. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864.

8. Священник Владислав Степанов. Краткая история церкви Петра и Павла // СЕВ. 1996. № 4.

9. Беспаленок Е.Д. Купцы Кремлицыны и строительство храма св. Варвары в Смоленске // СЕВ. № 3.

Bespalenok E. D. Smolensk State University

The work of I.P. speranskii about benefactors of Smolensk region as a source on the history of church building

Key words: church charity, church building, merchants.

The article deals with the issue on the history study of the church building in Smolensk region. I.P. Speranskii played a major role in the study of this phenomenon and created a synthesis work on the history of the church charity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.