Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
1 (2017), 248-259 1 (2017), 248-259
© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКИХ ЦЕРКОВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВЕКА
А.В. Трифонов*, В.И. Усанов**
*Тюменский Государственный университет, Тюмень, tobkreml@mail.ru
**НОУ Православная гимназия, Тюмень, tobkreml@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются историко-социальные аспекты деятельности церковных учреждений, обозначаются проблемы, возникающие при организации и работе благотворительных обществ с участием церкви в городе Тюмени, подчеркивается активная роль священнослужителей в духовно-просветительской и благотворительной работе с населением. Цель исследования - определить значимость благотворительной деятельности церкви для общества и для развития города в целом в период с начала XVIII по начало XX веков. В результате проведенных исследований сделаны выводы о достаточно активной роли тюменского священства в деле благотворительности и значительном влиянии церкви на жизнь общества. Это и преподавание священнослужителей в школах с целью повышения грамотности и общей культуры населения, и произнесение проповедей, и работа священников в больницах, тюрьмах, и осуществление других видов благотворительной деятельности. Статья представляет интерес как описание благотворительной деятельности церкви в уездной Тюмени, описание активной политики церкви в сфере образования, проводимой с целью повышения уровня христианской культуры и нравственности населения.
Ключевые слова: история России, Тюмень, церковь, общество, духовное образование, благотворительность
Введение
Церковная благотворительность в своей основе имеет учение о делании добрых дел, оказании милости нуждающимся. Строились не только храмы, но и больницы, школы, богадельни для престарелых, немощных и инвалидов, прихожане призывались оказывать помощь бедным. В XIX в. благотворительность регламентировалась законодательством о церковных братствах, согласно которому после 1866 г. стало обязательным открытие при каждой новой обители благотво-
Трифонов, Усанов Трифонов Александр Вячеславович - соискатель кафедры отечественной истории Тюменского Государственного университета.
Усанов Виктор Иванович - доктор исторических наук, профессор НОУ Православной гимназии.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992-0431-2017-1-55-248-259
рительных и воспитательных заведений. В период с 6 апреля 1866 по 1869 гг. в России было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами.
Ежегодно росли вклады меценатов и поборников народного просвещения в развитие школьного дела. В 1895 г. тюменское мещанское общество передало в распоряжение уездного епархиально-училищного отдела для Спасско-Архангель-ской церковно-приходской школы (открыта в 1893 г.) сто рублей1.
Государство выделяло немало денежных ассигнований на благотворительные цели. Хотя отмечается и такой факт, что уездные отделы иногда не знали, как ими распорядиться, и достаточно крупные государственные пособия фиксировались в ежегодных отчетах как денежные остатки: «Так, в Тюменском отделении в годовом отчете за 1859 г. значится остаток от прошлого года размером более 35 тыс. руб. (это около 60 % всего прихода)»2.
К началу 70-х гг. XIX в. в Тобольской губернии уже существовало более 20 приютов. В 1844 г. открывается Томское губернское попечительство о бедных, в 1889 г. - Тюменское попечительство о бедных духовного звания. Еще в 1723 г. было предписано Святейшим Синодом собирать подаяние в храме в два кошелька, с назначением одного в пользу богаделен. Так, например, в летописи Градо-Тюменской Успенской церкви читаем: «В 1838 г. отдано по последовавшему из Тобольского попечительства о бедных духовного звания отношению от 24 июня № 263 господину благочинному протоиерею Льву Слопцову из церковной кошельковой суммы 100 руб. на жалованье вдовам и сиротам духовного звания»3.
В клировой ведомости за 1902 г. Градо-Тюменской Вознесенской церкви читаем: «Сиротствующие: священническая вдова Мария Иоаннова Беллюсова, получает от попечительства пособие 120 руб. в год». В клировой ведомости за 1876 г. Градо-Тюменской Михаило-Архангельской церкви читаем: «Заштатные и сиротствующие: бывшего в приходе сем священника Прохора Дезертовского дочери Татиана - 61 г. и Александра - 46 лет, живут в собственном доме, проживают от своего рукоделия и пособия от попечительства Татиана получает 6 руб. в год. Отец их скончался в 1844 г., служил в сей церкви два года. В сане священника служил 31 год. Поведения хорошего».
В Тобольском Епархиальном адрес-календаре печатался список лиц, получающих пособия от Епархиального Попечительства о бедных духовного звания и экономический отчет. Так, например, по городу Тюмени и округу получали в 1894 г. пособия: священнические вдовы: Любовь Рычкова, 68 лет - 30 руб.; Лидия Наумова, 74 г. - 21 руб.; Александра Протопопова на детей: Алексея, 8 лет, Параскеву, 19 лет, Клавдию, 18 лет, Анну, 10 лет, Серафиму, 6 лет, - 60 руб. и т.д.4.
Православная церковь уделяла большое внимание борьбе с пьянством. «Ее роль сводилась в основном к деятельности обществ трезвости и различных братств попечения о лицах духовного звания. В Западной Сибири в 1911 г. функционировало около 50 обществ трезвости и только 2 из них являлись «гражданскими», как отмечает Е.А. Дегальцева. В Тюмени общество трезвости размещалось в т.н. На-
1 Половинкин 1991, 18.
2 Дегальцева 2002, 3.
3 ГАТО. Ф.И-110. Оп.1. Д.6. Л.21.
4 Тобольский епархиальный адрес-календарь 1895, 5-10.
родном доме. Церковные учреждения воздействовали на больных алкоголизмом через проповедь и примеры трезвенников.
Е.А. Дегальцева в работе «Общественная благотворительность Западной Сибири в XIX - начале XX в.» отмечает щедрость томских и тюменских купцов: «В 1836 г. последние пожертвовали значительную сумму на покупку книг для тобольской библиотеки, в 1844 г. - на создание городского общественного сада. Купцы посылали в столицы средства на сооружение различных памятников (Крылову, Кутузову, в честь тысячелетия Руси в г. Новгороде и др.), а в 1854 г. в г. Тюмени собрали 10 тысяч рублей для воинов, «находящихся на полях войны», ежегодно выделяли пособие больницам, школам». В храмах Тюмени проводились различные благотворительные сборы в пользу больных, сирот, увечных воинов и т.п. Так, в церковноприходской летописи Градо-Тюменского Крестовоздвижен-ского храма читаем: «Поступило в 1911 г. сбора денег: ... в пользу церковных школ 5 руб. 0 коп., в пользу попечительства о глухонемых 0 руб. 60 коп., ...в пользу попечительства о бедных 2 руб. 0 коп., в пользу Красного Креста 0 руб. 50 коп., в пользу Тюменского отдела борьбы с детской смертностью 1 руб. 10 коп. и т.д.»5.
Пресса регулярно освещала события о благотворительных акциях, происходивших в городе Тюмени. В региональных газетах («Тобольские губернские ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости», «Сибирский листок» и др.) часто освещались мероприятия, связанные с проявлением благотворительности в отношении церковных учреждений.
В «Тобольских губернских ведомостях» за 20 мая 1861 г. сообщалось: «Тюменский городской голова, 1-й гильдии купец Подаруев, заботясь о благосостоянии городских обывателей и желая дать беднейшим из них средство приобретения по умеренным ценам хлеба на продовольствие, особенно в продолжение весны, когда цены на оный возвышаются, по случаю занятия крестьян полевыми работами, и когда хлебная продажа остается в руках одних прасолов, заготовил для этой надобности 5 тыс. пудов ржаной муки, на собственный счет, и назначил в продажу ниже базарной цены по 10 коп. за пуд; кроме того, назначено господином Подару-евым к празднику Христова Воскресения и роздано бедным людям безвозмездно 500 пудов пшеничной муки. За такое попечение о бедных тюменских жителях и за пожертвования объявляется тюменскому городскому голове, 1-й гильдии купцу Подаруеву, признательность начальства»6.
По сравнению с щедрыми пожертвованиями состоятельных прихожан на содержание храмов, школ, больниц следует отметить, что помощь государства часто оказывалась весьма незначительной. Е.А. Дегальцева считает, что городская благотворительность в Сибири была развита крайне слабо, и на социальную помощь городские управы выделяли небольшую сумму из бюджета.
4 июля 1892 г. главное управление комитета общества помощи переселенцам организовало отделение в Тюмени для оказания помощи переселенцам, прибывающим в Сибирь из Европейской России. Предполагалось строительство церквей, школ на новых местах с выдачей необходимых субсидий и т.п.7. Общество имеет собственные деревянные, частью теплые бараки, в которых переселенцы
5 ГАТО. Ф.И-103. Оп.1. Д.38. Л.46-47.
6 Тобольские губернские ведомости 20.05.1861.
7 Обзор Тобольской губернии за 1895год. 1897.
помещаются безвозмездно; при бараках имеется отдельная кухня для приготовления пищи, баня и небольшая аптечка. В «Обзоре Тобольской губернии» за 1892 г. описывается, какие меры были приняты в борьбе с эпидемией холеры среди переселенцев (умерло 944 чел.): построен больничный барак на пожертвования купца Игнатова и А.И. Сибиряковой, переданы денежные средства для нуждающихся купцом Овсянниковым, А. Г. Мясниковой была открыта бесплатная столовая на средства И.М. Сибирякова, где питались от 300 до 650 человек. 800 пудов муки пожертвовали купец Игнатов И.И. и Давыдовский Н.И. Построена новая переселенческая больница и прачечная, четыре новых теплых барака на 50 мест каждый. Также для оказания помощи заболевшим прибыл санитарный отряд из 4-х студентов Военно-медицинской Академии и одного фельдшера для лечения больных. Тюменские священники напутствовали больных и отпевали умерших. В «Тобольских епархиальных ведомостях» за 1892 г., № 17-18 опубликована статья о тюменском протоиерее Иоанне Тихомирове: «... покойный показал себя истинным пастырем: он днем и ночью ехал и шел к больным и умершим, не страшась ни злой эпидемии, ни смерти. Он горячо, со слезами молился в храме и на крестных ходах о прекращении смертоносной язвы. В усилившейся эпидемии покойный с
19 по 21 июля наложил на себя строгий пост с крестными ходами по Заречью.
20 июля он почувствовал себя так дурно, что по прочтении коленопреклоненной молитвы Божией Матери подняться с колен уже не смог»8.
Сибирские купцы на благотворительные нужды губерний жертвовали до 50 тыс. руб. в год. Регулярно сообщалось о пожертвованиях от городских и сельских обществ на устройство больниц, школ и домов трудолюбия. В Тобольске и Тюмени были созданы отделения Общества Красного Креста9, в Тобольске был организован Дом Трудолюбия10.
Одной из многочисленных достопримечательностей Тюмени является Владимирское сиропитательное заведение с домовой церковью. Оно было возведено в 1872 г. как приют для сирот на средства и по инициативе богатого тюменского купца Семена Михайловича Трусова, а также его дочери Фотины Серебряковой. В честь посещения Тюмени князем Владимиром Александровичем приют получил название Владимирского. На строительство сооружения было затрачено 14 тыс. руб., а на содержание приюта пожертвовано купцом С.М. Трусовым около 10 тыс. рублей. За благотворительную деятельность С.М. Трусов был награжден в 1866 г. золотой медалью на Владимирской ленте, в 1871 г. - золотой медалью на Александровской ленте за строительство Владимирского сиропитательного заведения, а в 1873 г. - золотой медалью на Андреевской ленте за пожертвования в пользу сирот11.
В комплекс Сиропитательного заведения входило детское кладбище, примыкавшее к его торцу, домовая Симеоновская церковь, возведенная в 1885 г., и школа для обучения ребят. В приюте детей воспитывали до наступления совершеннолетия, давали профессию и обучали ремеслу.
8 Тобольские епархиальные ведомости 1.10.1892.
9 Тобольский епархиальный адрес-календарь 1901, 20.
10 Альмухаметова 2004, 22-23.
11 Сибирская право славная газета 1.11.2014.
В благодарственном адресе на имя дочери С.М. Трусова Ф.С. Серебряковой по его смерти гласные тюменской городской думы писали: «.Щедрость, с которой покойный делил свое состояние с неимущими, и готовность протянуть руку помощи всякому просящему олицетворяли в нем ту братскую любовь, которую завещал нам Божественный Учитель. Расточая вокруг себя добро, щедрая душа покойного не забывала страждущих и в отдаленных краях. Значительные пожертвования в пользу раненых и больных воинов являют в уважаемом Семене Михайловиче любовь к Родине. Непрестанные заботы о благолепии храмов, пожертвования в пользу церквей и истинное служение интересам православной религии занимают одно из видных мест в ряду добрых дел покойного, которые он завершил сооружением храма при Владимирском сиропитательном заведении».
В 1862 г. Семен Михайлович на свои средства отремонтировал Градо-Тюмен-скую Успенскую церковь. Как сообщается об этом в летописи Успенского храма: «... Ему Господь положил на сердце обновить сей храм снаружи и внутри, что он исполнил в год тысячелетия России. Он устроил на собственный счет три новых иконостаса, с полиментною резьбою, вызолоченных, иконы в новых серебряных ризах, вызолочены в нижнем ставе. В теплой церкви иконостасы белые, колонны вызолочены. Серебряные ризы во 2-м ставе сделаны почетным гражданином купцом Михаилом Васильевым Корчемкиным (стоимостью 763 руб. 81 коп. серебром). Стены отделаны лаком, с живописью. Полы выкрашены, крыши покрыты железом и выкрашены. Из утвари - Дарохранительница серебряная, Евангелие серебряное, напрестольный крест серебряный под золотом с камнями разноцветными, пасхальный серебряный подсвечник, 2 больших колокола. В 1861 г. в церковной ограде начали разводить сад.. ,»12.
Тюменские граждане много личных средств расходовали на благотворительные цели, так, например, купцы Евлампий Александров Котовщиков, Иван Василиев Оконишников, Филимон Стефанович Колмогоров жертвовали на ремонт и украшение Вознесенского храма Тюмени. Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 г. Вознесенский храм являлся первым среди других церквей по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. По оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 г. при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Купец Колмогоров пожертвовал большую сумму на строительство церковно-приходской школы при Вознесенском храме, а Г.М. Колмогорова вела в ней занятия по рукоделию13.
Проблема получения образования жителями г. Тюмени на протяжении нескольких столетий дореволюционного времени стояла нерешенной. В конце XIX в. из 29544 тюменцев каждый второй являлся неграмотным. Церковь принимала активное участие в открытии, комплектации законоучителями и содержании образовательных учреждений. Местное духовенство и горожане, понимая значимость в народной жизни церковно-приходской школы, также жертвовали личные сбережения для строительства новых школ. Так, священник Спасской церкви Александр Фокин пожертвовал на строительство при Спасской церкви школы 50 рублей. Его примеру
12 ГАТО. Ф.И-110. Оп.1. Д.6. Л.23.
13 Тобольские епархиальные ведомости 16.10.1890.
последовали и другие прихожане: «Первым откликнулся М.А. Вяткин, пожертвовав от себя на фундамент здания школы 10000 кирпича, затем И. А. Андреев преподнес на устройство школы деньгами 500 рублей, а вслед за этими пошли незначительные пожертвования. Тут же было решено к постройке школы приступить не позднее, как с наступлением весны, так как строительные материалы почти все имеются».
Данный факт показывает, что священнослужители и сами показывали пример благотворительности, и призывали своих прихожан оказывать помощь, а те завещали свой капитал на благие дела, как, например, прихожанин Гавриил Молодых, завещавший на вечное время капитал в 5 тысяч рублей, проценты с которых должны поступать на содержание Спасской церковно-приходской школы14. Прихожанка Крестовоздвиженского храма Анна Кунтова завещала свой дом в городе Тюмени, по Затюменской улице, в собственность Градо-Тюменской Крестовозд-виженской церкви, как указано в ее завещании, «... с тем, чтобы означенная церковь вечно молилась об упокоении моей души.»15.
Множество тюменских церковных учреждений и школ строились и реконструировались исключительно из местных источников, без какой-либо материальной поддержки Тобольской консистории, основная работа которой, в связи с недостаточностью средств, сводилась к тому, чтобы выражать лишь свое документальное согласие.
В «Тобольских губернских ведомостях» помещались извещения об актах благотворительности жителей губернии и выражалась благодарность дарителям. Так в № 23 за 1861 г. читаем: «В пользу Тюменской Женской школы пожертвовано: Фотиной Серебряковой 150 руб., Фелицатой Стефановской 3 руб., Луизой Пе-трановской-Белащ 3 руб., Анжеликой Паклевской-Козелло 3 руб., Александрой Неугодниковой и Марьей Шешуковой - разных книг и периодических изданий для фундаментальной библиотеки, первою 36, а последнею 44 тома. Главный Инспектор Училищ Западной Сибири изъявляет поименованным жертвователям свою признательность». Там же изъявлял свою благодарность благотворителям Святейший Синод: «Вследствие ходатайства Тобольского Епархиального начальства, указом Святейшего Правительствующего Синода от 13 сего мая за № 918 объявляется благословение Святейшего Синода за усердие к храму Божию и сделанные в пользу церквей пожертвования следующим лицам: . тюменскому 2-й гильдии купцу Ивану Егорову Решетникову, . прихожанину Градо-Тюменской Покровской церкви 1-й гильдии купцу Алексею Гласкову...»16.
Тюменские священнослужители наравне с другими представителями сибирского духовенства выступали в поддержку развития системы народного просвещения и образования. Распространение церковной литературы в Сибири, создание повестей-легенд о местных чудесах и «Житий» первых святых, комплектование семинарской и большинства приходских библиотек, минералогического кабинета Афанасия (1783-1842 гг.), развитие летописания, начиная от архиепископа Ки-приана (втор. пол. XVI ст. - 1635 г.), - все это, несомненно, было большим вкладом в общий процесс культурного преобразования края17.
14 Курмачев 2002, 33.
15 ГБУТО ГА Ф.И-156. Оп.29. Д.2641. Л.1-3.
16 Тобольские губернские ведомости 20.05.1861.
17 Половинкин 1991, 16.
Так, митрополит Антоний (Стаховский) оставил Тобольской семинарии большую библиотеку, о которой с восторгом писал в своей книге «О церковных древностях Сибири» протоиерей А. Сулоцкий. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский), кроме того, что он основал первую духовную школу в Сибири, сочинял духовные песнопения, например, тропарь и кондак святому праведному Симеону Верхотурскому и канон св. мученику Василию Мангазей-скому, а также стихи религиозного содержания; под его руководством ставились театральные представления учащимися духовной школы для жителей Тобольска. Митрополитом Филофеем был составлен рукописный «Сибирский Лествичник», не так давно изданный в Тюмени, содержание для которого святитель заимствовал из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского и других святых отцов. Митрополит Иоанн (Максимович) обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем послужил распространению просвещения в Сибирском крае, он был автором множества духовных сочинений, написанными еще во время его пребывания в Малороссии, самыми известными из которых являются «Илио-тропион», «Феатрон», «Царский путь Креста Господня»18. Все эти три митрополита Сибирских и Тобольских, возглавлявшие архиерейскую кафедру в Тобольске в начале XVIII в., были впоследствии канонизированы и прославлены в лике святых русской православной церковью.
Выпускниками духовных школ Тобольской епархии были выдающиеся люди, своими достижениями обогатившие российскую науку и культуру: выпускник Далматовского духовного училища - настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А.С. Попов; ученый Иакинф Бичурин; ученый П.А. Словцов; писатель и краевед Н.А. Абрамов; домашний учитель М.Ю. Лермонтова, профессор словесности и красноречия А.Ф. Мерзляков; организатор Томского университета профессор В.М. Флоринский, краевед, археолог и писатель А.Н. Зырянов; писатель, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.
Церковь являлась вдохновительницей благотворительности, просвещения населения края. Совместно с состоятельными гражданами, являвшимися прихожанами, церковью оказывалась помощь нуждающимся, строились богадельни, больницы, библиотеки, школы с целью повышения уровня культуры и жизни, благосостояния и здоровья населения, и не только в городе Тюмени, но и во всей империи и даже за границей: так, например, лекция, прочитанная священником Успенской церкви А. А. Ребриным в марте 1899 г., являлась актом благотворительности для поддержки православия в Иерусалиме и его окрестностях. Целью беседы был призыв русских паломников на посещение святых мест Палестины и устройства там гостиниц, приютов, церквей и школ.
Благодаря обращениям церкви горожане не были оторваны от жизни государства и участвовали в сборе средств для оказания материальной помощи не только для отдельных людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и для общих нужд: так, например, клировые ведомости храмов повествуют о кружечных сборах в пользу увечных воинов, Красного Креста, комитета о слепых, семейств убитых солдат в войне с Японией и т.д.19.
18 Ермолина 1998, 75.
19 ГАТО. Ф.И-103. Оп.1. Д.38. Л.46-47.
Священники проповедовали о том, что нужно творить добрые дела, дела милосердия, помогать нуждающимся, исправлять свои недостатки, изменять себя к лучшему, старались усовестить нарушителей, устыдить, исправить и привести к покаянию тех, кто нарушал закон. Священники сами служили примером для прихожан, делая добрые дела: архимандрит Филарет (Кожевников), наместник Тюменского Свято-Троицкого монастыря, на свои средства выстроил бесплатную школу при монастыре на 40 мест для детей Затюменки, за что был удостоен Архипастырской благодарности. В начале войны 1914 г. Тюменский Свято-Троицкий монастырь, как и другие монастыри епархии, дал свое согласие приютить у себя 10 человек увечных воинов и 5 мальчиков-сирот. В резолюции Его Преосвященства от 30 мая 1915 г. игумен Мартиниан, наместник Свято-Троицкого Тюменского монастыря, назван человеком редкой доброты, который рад будет принять защитников Родины. Монастырь, кроме этого, принял также около 30 семей беженцев. Раненым воинам монастырь предоставлял помещение, а лазарет устраивался на средства военного ведомства. Пожертвования от монастыря поступали на нужды раненых, на нужды церковно-приходских школ, на построение церквей и школ для переселенцев20.
Известными благотворителями в Тюмени были купцы Колокольниковы Иван Петрович и его сыновья Степан Иванович и Виктор Иванович, построившие на свои средства коммерческое училище, частную школу по ул. Никольской, сейчас ул. Луначарского, в которой дети - жители Затюменки - учились бесплатно. Купцы Колокольниковы, проживавшие на территории района Затюменки, помогали содержать и ремонтировать Крестовоздвиженский храм. Особо следует выделить Колокольникова Ивана Петровича, полностью оплатившего расходы по капитальному ремонту и реконструкции Крестовоздвиженского храма: к притвору колокольни была пристроена крытая паперть, расширена арка, под которой был вход из придела в храм, Никольский придел удлинен, отремонтирована колокольня. Прихожане следили за внутренним состоянием храма, благоустройством территории вокруг храма, дарили храму иконы и церковную утварь. Колокольников И.П. в своем завещании выделил сумму по двести рублей всем церквям города и также средства на ремонт Крестовоздвиженского храма. На средства купцов Колоколь-никовых было возведено новое здание тюменской женской гимназии в 1904 г., Степан Иванович Колокольников дал пять тысяч личных рублей и стал членом попечительского совета. Прежнее здание гимназии или первоначально женского училища было выстроено на средства купца и городского головы Кондратия Кузьмича Шешукова.
Тобольские епархиальные ведомости за 1895 г. сообщали, что тюменский па-роходовладелец И.И. Игнатов помогал вместе с другими прихожанами ремонтировать Пророко-Ильинский храм и построить Покровский придел в 1884 г. Кроме помощи Ильинскому храму г. Тюмени И.И. Игнатов оказал большую денежную помощь монастырской церковно-приходской школе. Являясь владельцем судостроительного завода, он на территории завода построил училище и пристроил к нему часовню.
20 ГБУТО ГА. Ф.И-85. Оп.1. Д.222, 223.
Купцы Иван и Федор Дьяконовы возвели в 1862 г. на свои средства Трех-святительскую церковь на Парфеновском кладбище. При церкви имелся капитал 1500 руб., вложенный в Тюменский общественный банк на вечное время купцом Рычковым Павлом Александровичем. Жалованья причитающееся церкви, приписной к Вознесенскому храму, от казны не получал, а довольствовался от духовных завещаний, получаемых на проценты от сумм: 500 руб., положенных купцом П.А. Рычковым, в 1862 г., а в 1865 г. от суммы 600 руб. от купца И.В. Оконишни-кова и в 1877 г. от суммы 50 руб. от почетной гражданки Д.Я. Щетининой.
Новое каменное здание Знаменской церкви в Тюмени заложили в 1851 г. на средства купца 1-й гильдии городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Он помог отремонтировать алтарь и установить новый иконостас. Также он пожертвовал в храм новые богослужебные сосуды. Все пожертвования Знаменской церкви обошлись купцу Иконникову в 7000 руб. серебром. И.В. Иконников также в 1849 г. пожертвовал серебряную ризу с драгоценными камнями для написанной его предком Спиридоном-иконником иконы Знамения Божией Матери в Знаменском храме. За благотворительную деятельность Иконников И.В. был награжден медалью «За усердие», от горожан Тюмени ему преподнесли Благодарственный лист, выделили почетное место в зале заседаний градского общества и присвоили звание «степенного». Знаменская церковь несколько раз подвергалась ремонту, и в 1903 г. самую большую сумму на ремонт - 55 тыс. руб. - внес екатеринбургский купец Иванов Михаил Иванович, впоследствии ставший почетным гражданином Тюмени.
Купец И.Е. Решетников в 1856 г. помог открыть церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости при Тюменской центральной пересылочной тюрьме. И.Е. Решетников был удостоен благословения Святейшего Синода в 1861 г.21.
Почетный гражданин Тюмени и Ишима, купец первой гильдии, городской голова Тюмени (1899-1911 гг.) Текутьев Андрей Иванович с 1902 г. по 1916 г. являлся церковным старостой Спасской церкви. В 1902 г. им было израсходовано личных средств на нужды прихода - 865 руб. 79 коп., в 1903 г. - 3159 руб., в 19081909 г. - 6566 руб. 61 коп., он также возвел на свои средства придел к Спасской церкви и содержал на свои средства сад возле храма. Его благотворительность была оценена Священным Синодом золотой медалью на Станиславской ленте «За усердие», похвальным листом и грамотами.
Текутьев А.И. известен также тем, что построил церковь и школу в родном селе Борки, ремесленное училище в Тюмени с литейной мастерской, выделил и отремонтировал в 1892 г. здание для тюменского драматического театра, на собственные деньги он содержал оркестр театра и платил зарплату артистам. В 19031904 гг. он построил двухэтажную каменную больницу на 128 мест по ул. Спасской, а в 1914 г. начал строительство больницы по ул. Даудельной, один из своих домов отдал под школу. В доме Текутьева вначале располагалась библиотека им. А.С. Пушкина, открытая на средства Андрея Ивановича в 1899 г. Также он выделил средства для строительства деревянного моста через Туру, из личных запасов пожертвовал 15 тыс. пудов зерна для бедняков и погорельцев. При нем появи-
21 ГБУТО ГА. Ф.СИФ. Д.3324. Л.20.
лись в городе электричество и первый телефон, началось строительство железной дороги Тюмень-Омск. Известной благотворительницей была и его жена Евдокия Яковлевна - она развозила по школам для детей бедняков одежду и обувь, учебники, организовывала елки для детей на праздник Рождества Христова, дарила подарки детям тюремной школы, вносила средства в пользу общества Красного Креста, как об этом сообщал «Сибирский листок» № 77 от 2 июля 1913 г.
Тюменский купец Чукмалдин Николай Мартемьянович в 1891 г. купил у директора Александровского реального училища Словцова И.Я. коллекцию материалов по археологии и передал их в дар училищу, чем положил начало созданию краеведческого музея г. Тюмени. С его именем связано открытие в Тюмени Народного дома комитета попечительства о народной трезвости, бесплатной библиотеки в г. Тюмени, для которой ему удалось приобрести уникальные исторические экспонаты - «Апостол» первопечатника диакона Ивана Федорова 1597 г. и др. Экземпляр Острожской Библии 1581 г., подаренный Н.М. Чукмалдиным, сейчас является экспонатом Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова. Он также построил церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Кулаково, школу для детей села. Большую часть своих доходов Н.М. Чукмалдин тратил на благотворительность и развитие образования в г. Тюмени и в родном селе Кулаково.
При Александровском реальном училище, построенном на средства тюменского купца - городского головы Подаруева Прокопия Ивановича, существовала церковь во имя св. вел. кн. Александра Невского, также устроенная на его личные средства, его в ней и отпевали в 1900 г. Также Прокопий Иванович построил храм в селе Плеханово возле Тюмени. Долгие годы Подаруев на свои средства содержал городскую богадельню, выделял значительные суммы на Сиропитательное заведение, церковно-приходские школы города. Одно только здание Александровского реального училища, подаренное городу Подаруевым, обошлось в 200 тыс. руб. серебром, а для содержания штата преподавателей, поддержания бедных учащихся Подаруев определил ежегодные выплаты в 10 тыс. рублей.
Благотворительные формирования составляли большую часть добровольных общественных организаций, активно действовавших до революции и формирующих гражданское общество.
В Тюмени в конце XIX в. существовали благотворительные общества, о которых сообщалось в отчетах Тобольского Губернского Статистического комитета: «. Общество попечения об учащихся в уездном и начальных училищах г. Тюмени (в 1895 г. израсходовано на пособия учащимся 1510 руб. 66 коп.); Тюменское попечительное общество о бедных (в 1895 г. оказана помощь 71 человеку на 649 руб. 99 коп.); Александровский родильный дом (в 1892 г. оказана помощь 48 женщинам в родильном доме и в амбулаторном отделении 160 женщинам); Тюменское общество для оказания помощи переселенцам (в 1892 г. оказана помощь 1198 чел.); Тюменская городская богадельня (в 1895 г. на содержание 34 нуждающихся израсходовано 641 руб. 63 коп.); Тюменское Владимирское сиропитательное заведение (в 1895 г. на содержание 55 сирот израсходовано 5894 руб. 34 коп.). Так городские общества оказывали помощь тем, кто в ней нуждался, и городские власти помогали благотворительным обществам, выделяли некоторые суммы на их деятельность; благотворители также вкладывали и свои личные средства на помощь страждущим.
Купец первой гильдии Иван Петрович Воинов на свои средства по обету построил первый в Тюмени родильный дом в 1891 г. и назвал его Александровским в честь императора Александра II, который в юношестве посетил Тюмень. На его содержание И.П. Воинов положил в банк 30 тысяч рублей, проценты с капитала обеспечивали работу родильного дома. Этот роддом был и для неимущих рожениц. Не одно поколение тюменцев увидело свет именно здесь, так как новые роддома стали строить лишь в 60-е гг. XX в. 7 декабря 1899 г. попечительский совет Александровского роддома докладывал городской думе, что планировалось обслуживать 100-120 рожениц в год, но постепенно заведение стало пользоваться популярностью, и количество рожениц увеличилось: в 1891 г. их было 38, в 1893 г. - 91, в 1895 г. - 147, в 1897 г. - 216, в 1899 г. ожидалось более 300, в связи с чем совет просил Думу увеличить финансирование роддома до 600 руб. в год, с чем Дума согласилась.
Церковь Всех Святых в г. Тюмени была построена в 1839 г. на средства титулярного советника Воинова Дмитрия Иванова и его сына Матвея. Тюменские купцы Андрей Яковлевич Максимов и Иван Петрович Воинов в 1880 г. построили городскую богадельню по ул. Елецкой, 1 для немощных неимущих стариков.
На средства действительного статского советника Николая Ивановича Давыдовского возведен вблизи городской больницы по ул. Даудельной ночлежный дом, на его содержание Давыдовский Н.И. пожертвовал 20 тыс. рублей. Николай Иванович служил в Тюменском полицейском управлении. Он входил в состав попечительского совета Александровского реального училища, шесть раз избирался в городскую Думу, давал большие суммы на содержание школ города, сиропита-тельное заведение, ночлежный дом. В 1907 г. городская Дума решила присвоить Николаю Ивановичу звание почетного гражданина г. Тюмени. Узнав об этом, он попросил Думу не ставить этот вопрос на обсуждение, поскольку считает себя недостойным этого высокого звания.
Заключение
Церковные учреждения г. Тюмени на протяжении XVIII - начала XX вв. являлись вдохновителями благотворительности среди местного населения. Многие тюменские купцы финансировали не только возведение или реставрацию храмов, но и активно участвовали в жизни своей церкви. Состоятельные прихожане строили школы, больницы, богадельни, родильные дома и сиротские приюты. Граждане Тюмени, являющиеся прихожанами храмов города, много сил и личных материальных средств вкладывали в украшение храмов города. Также они, помогая бедным и больным, много личных сбережений тратили на образование, строили культурные учреждения в городе, библиотеки и музеи.
ЛИТЕРАТУРА
Альмухаметова, М.Ш. 2004: Тобольский Дом трудолюбия. В сб: 16-е Словцовские чтения.
Материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Тюмень,
22-23.
Дегальцева, Е.А. 2002: Общественная благотворительность Западной Сибири в XIX -начале XX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// zaimka.ru/ degaltseva-charity/
Ермолина, Е.Г. (ред.) 1998: Жития сибирских святых. Новосибирск. Курмачев, В. А. 2002: Церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя в Тюмени. Тюмень.
Обзор Тобольской губернии за 1895 год. 1897. Тобольск.
Половинкин, Н.С., Чернышов, А.В. 1991: Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения в крае. XVIII - начало XX вв. В сб.: Религия и церковь в Сибири 2, Тюмень, 14-21.
REFERENCES
Almuhametova, M.Sh. 2004: Tobolskiy dom trudolyubiya. In: 16 Slovtsovskie Chteniya.
Materialy 16 Vserossiyskoy nauchno-practicheskoy konferentsii. Ch. 1.Tyumen, 22-23. Dеgаltsеvа, Е.А. 2002: Оbshchestvennaya blagotvoritelnost' Zapadnoi Sibiri v 19-nachale 20
veka, http:// zaimka.ru/degaltseva-charity/ Еrmolinа, Е.в. (red.) 1998: Zhitiya sibirskih svyatyh. Nоvоsibirsk.
Кurmachev, УА. 2002: Tserkov' Nerukotvornogo оbrazа Hristа Spasitelia v Тyumeni. Тyumen. ОЬЮГ ТОЬОЬ^ gubеrnii zа 1895 gоd.1897. Тоbоlsk.
Polovinkin, N.S., Chеrnyshоv, АУ 1991: Rоl' ТоЬоГя^ ераЛН v sistеmе оbrаzоvаniya i рrоsvеshchеniya v кте. XVIII - шЛаЬ XX вв. In.: Rеligiya i tsеrkоv v Sibiri 2. Тyumen, 14-21.
CHURCH CHARITY IN TYUMEN IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY
Alexander V. Trifonov*, Viktor I. Usanov**
* Tyumen State University, Russia, tobkreml@mail.ru
** Orthodox gymnasium, Russia, tobkreml@mail.ru
Abstract. The authors define the historical and social aspects of the activity of Church institutions in Tyumen. The problems, arising at the organization and work of charitable societies with church participation in the city of Tyumen, are designated; the active role of priests in clerical, educational and charitable work with the population is emphasized by the authors. The aim of the investigation presented is to describe the process of the influence of church on the local society. The authors believe the charitable activity of the orthodox church in Tyumen was sufficiently extensive in the 19th - 20th centuries, including school teaching, preaching, working in hospitals and prisons, etc. The article describes the active influence of Orthodox Church in Tyumen in establishment of some charitable organizations to help poor people, orphans and widows, especially in the sphere of education, in order to raise living and culture standards for the local population.
Key words: Russian history, Tyumen, church, society, clerical education, charity