Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
1 (2017), 237-247 1 (2017), 237-247
© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017
МОНАСТЫРИ ТЮМЕНИ В XVII-XVIII ВЕКАХ А.В. Трифонов
Тюменский Государственный университет, Тюмень,
tobkreml@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию истории появления монастырей на территории г. Тюмени города, построенного за Уралом переселенцами из Центральной России, и краткому описанию их деятельности на протяжении XVII-XVIII вв. Цель исследования - определить значимость и роль деятельности Тюменского Свято-Троицкого монастыря и Тюменского девичьего Успенско-Алексеевского монастыря в XVII-XVIII вв. для жизни города в целом и выявить какое влияние они оказывали на жизнь общества в данный период. В результате проведенных исследований сделаны выводы о значительном влиянии Тюменского Свято-Троицкого монастыря на жизнь местных жителей - это проведение богослужений, проповедническая и миссионерская деятельность, организация школы на территории монастыря для обучения детей, организация госпиталя для помощи больным, участие в благотворительных сборах с целью оказания помощи; Тюменский Успенско-Алексеевский монастырь, возникший в 1620 г., существовал не так долго, как Троицкий мужской монастырь, девичий монастырь был упразднен в конце XVIII в., и о его деятельности сохранилось не так много сведений, из-за того, что многие документы сгорели во время пожаров в г. Тюмени. Статья представляет интерес как описание деятельности Тюменского Свято-Троицкого монастыря и Тюменского девичьего Успенско-Алексеевского монастыря в XVII-XVIII вв., особенно в сфере образования, миссионерской и благотворительной деятельности, так как именно при Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре возникло первое учебное заведение в г. Тюмени в 1761 г., первое известное лечебное учреждение - «гошпиталь», в 1703 г. В Тюменском Свято-Троицком монастыре жил святитель Филофей (Лещинский), митрополит Тобольский и Сибирский, известный миссионер, крестивший около 40 тысяч жителей Сибири - остяков, вогулов, тунгусов и татар. Так же монастырь был известен как миссионерский центр с начала XVIII века.
Ключевые слова: история России, Тюмень, церковь, монастыри, XVII-XVIII вв.
Введение
Начало освоения Западной Сибири русским населением в XVII-XVIII вв. ознаменовалось основанием и строительством на новых землях городов-крепостей, таких, как Верхотурье, Кетск, Нарым, Пелым, Сургут, Тара, Тобольск, Туринск, Тюмень и далее на Восток и Север - Мангазея, Томск и др. Параллельно в крае
Трифонов Александр Вячеславович - соискатель кафедры отечественной истории Тюменского Государственного университета.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992-0431-2017-1-55-237-247
распространялось и утверждалось православие как основополагающее вероучение на территории Российского государства, повсеместно строились церкви и возникали монастыри во всех новых городах и некоторых селениях одновременно с другими городскими сооружениями: строились деревянные стены крепости, возле крепости возникал посад - такова была основная схема строительства города в ХУП-ХУШ вв.1 На территории крепости сооружалась приказная изба, дом воеводы, обязательно строилась церковь - одна или несколько2.
В то время особую роль в жизни поселений играли церкви и монастыри. На них смотрели, как на составную часть города, и кроме основного своего назначения как религиозного учреждения, они выполняли и социальную задачу - занимались просветительской и миссионерской деятельностью среди местного населения. Монастыри на окраинах Российского государства и, в частности, в Сибири служили также и опорными сторожевыми пунктами для отражения нападений кочевых и полукочевых народов в то время, для этого монастыри строились с толстыми неприступными стенами и бойницами.
Среди монастырей Тобольской губернии особого внимания заслуживает Свято-Троицкий Тюменский монастырь, 400 лет украшающий город Тюмень и являющийся одним из старейших в Сибири. Он всегда играл важную роль в структуре и панораме Тюмени. Немалое значение имело местонахождение монастыря на мысу, образованном поймами рек Туры и Тюменки. Возникнув здесь, монастырь сразу получил очень важное градостроительное значение, как далеко видимый и фиксирующий северную границу города Тюмени. Поэтому комплекс Троицкого монастыря можно считать важной архитектурной составляющей города - города, построенного за Уралом в 1586 г., отметившего в этом году 430 лет со дня своего основания, и монастырские храмы нам напоминают о его древности3.
История Свято-Троицкого монастыря тесно связана с духовной жизнью Тюмени. В литературе данные о развитии и деятельности монастыря представлены весьма широко. Точных сведений о времени его основания не сохранилось. Имеются две точки зрения на историю возникновения Свято-Троицкого монастыря в Тюмени.
Первую версию выдвинул дореволюционный исследователь Н.А. Абрамов. По его мнению, Свято-Троицкий монастырь был основан в 1616 г. старцем Нифонтом Казанским и первоначально был освящен во имя Преображения Господня4. Так как монастырь был заведен без Указа, документов о дате его основания мы не находим. Н.А. Абрамов при этом ссылается на Г.Ф. Миллера5. Это же мнение высказал епископ Ишимский и Аромашевский Тихон (Бобов), бывший наместником в 1995-2013 гг. Тюменского Свято-Троицкого монастыря. В своей монографии он указывает на 1616 г., как на год основания Спасо-Преображенского (позднее переименованного в Свято-Троицкий) монастыря в Тюмени6. Г.Ф. Миллер упоминает о грамоте, посланной в Тюмени воеводам Федору Пушкину и Михаилу Елизарову
1 Кочедамов 1978, 11-13.
2 Заварихин 2004, 20-21.
3 Заварихин 2004, 20-21.
4 Абрамов 1998, 417.
5 Миллер 2000, 265, 312.
6 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 16.
о жаловании и землях Тюменскому Преображенскому монастырю, в которой говорится: «А в Казанском дворце... тюменский черной поп Иона сказал: поставил де в Тюмени за Ямской слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 г. мирскою (на деньги местных жителей) дачею»7, то есть, в 1616 году. Из этого Н.А. Абрамов делает вывод, что Спасо-Преображенский монастырь был основан старцем Нифонтом Казанским, как об этом упоминает черный поп Иона.
Вторую точку зрения в новейшее время обосновывали Б. А. Жученко и С.П. Заварихин8, по их мнению, монастырь был основан в 1606 (1608) г. близ Ямской слободы на высоком Затюменском мысу. Однако убедительного доказательства этой даты они не дают.
До 1624 г. монастырь находился в стадии становления. Так как обитель была открыта без Указа, она сначала не имела ни крестьян, ни земельных угодий. Первые монахи обители никакого казенного жалования не получали, существуя за счет людских приношений и своего труда на земле, которую сами и обрабатывали.
Положение монастыря стало меняться после создания в 1620 г. Тобольской епархии9. Первым Сибирским архиепископом стал Киприан (Старорусеников) из архимандритов Новгородского Спасского Хутынского монастыря. Он много сделал для развития тюменского Спасо-Преображенского мужского монастыря, направил туда игумена Авраама, строителей-старцев Иону Лихорева и Онуфрия.
Постепенно монастырь обзавелся собственным хозяйством. В 1625 г. ему, кроме двух рыболовных участков, принадлежали 49 дес. пашни, сенокосные угодья на 500 копен и 39 дес. «дубрав» по реке Туре, в 30 верстах от города. Здесь же у монастыря была деревня-однодворка, где жили монастырские работники. За ним также числилось озеро Щучье, мукомольная мельница и 72 крестьянских души. К 1624 г. в монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, теплая деревянная шатровая церковь Преображения Господня, возведенная монахом Корнилием (Хоревым), «а в ней церковные строения, образы и книги и колокола государева жалованья»10, эти постройки были обнесены высокой оградой, с внешней стороны которой стояли дворы монастырского подьячего Ивашки Огня и пономаря Елизарки Иванова11.
К 1680 г. хозяйство монастыря значительно расширилось. Ему теперь принадлежало 405,5 дес. пашни (в 3-х полях), 153 дес. залежной земли и 7.750 копен сенных покосов. Землевладение увеличилось за счет новых пожалований: в 1675 г. было отдано в пользование монастырю 75 дес. пашенной земли на реке Ирюме, в 50 верстах от Тюмени (за счет вкладов местных жителей, а также покупки земли). Количество монахов возросло незначительно, поэтому все работы выполнялись зависимыми крестьянами, которых в 1680 г. было около 200 человек. В период страды привлекались также наемные работники. До нашего времени дошли имена монастырских настоятелей и строителей этого периода: игумен Вар-
7 Миллер 2000, 312.
8 Заварихин 2004, 20-21.
9 Тобольский хронограф 1993, 198-201.
10 Головачев 1903, 30.
11 Головачев 1903, 30.
лаам (1639 г.), старец Феоктист (1662 г.), игумен Адриан (1665 г.), архимандрит Никифор (1668 г.), архимандрит Антоний (1698 г.)12.
На примере тюменского мужского монастыря можно увидеть заметное оживление церковной жизни в Сибирской епархии в XVII-XVIII вв. Огромную роль в развитии Свято-Троицкого монастыря сыграл управляющий епархией с 1702 г. Сибирский митрополит Филофей (Лещинский). Он построил в Сибири около 300 храмов, однако его любимым детищем стал мужской монастырь в Тюмени. В 1708 г. по его настоянию в городе начались работы по созданию каменного монастыря. Начало ему положило строительство Троицкого собора, давшее монастырю новое название13: из Спасо-Преображенского монастырь стал именоваться Свято-Троицким. Построенный Троицкий собор был завершен тремя большими и двумя малыми главами, напоминающими силуэты куполов украинских храмов14. Присутствие малороссийских мотивов в архитектуре Свято-Троицкого собора было не случайно, так как большинство сибирских митрополитов в XVIII в. имели украинское происхождение15.
Также митрополит Филофей в 1708 г. составил грамоту-завещание, где идет речь о строительстве и дальнейшем благоустройстве мужской обители. На данной грамоте имеются подписи митрополитов Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского), Антония II (Нарожницкого), Сильвестра, Варлаама (Петрова) -епископа Тобольского и Сибирского16.
Средства на строительство каменного Троицкого собора митрополит Фило-фей сумел получить от Петра I, который повелел Указом от 12 июня 1709 г. отпустить из Тобольской казны на возведение каменной церкви тысячу рублей, кроме выдачи листового железа на крышу, о чем сохранилась грамота Тобольским воеводам князю Михаилу Яковлевичу и стольнику князю Алексею Михайловичу Черкасским17.
Продолжил каменное строительство в Троицком монастыре преемник святителя Филофея (Лещинского) митрополит Иоанн (Максимович) в 1711-1715 гг., а окончательно архитектурный ансамбль сформировался во второй период правления митрополита Филофея в качестве митрополита Тобольского и Сибирского в 1711-1727 гг., частичная перестройка и реконструкция монастыря завершилась только к середине XIX в.
Так, в частности в 1727-1733 гг. строительство в монастыре не велось, поскольку мастера были отозваны на создание военных объектов, а также ощущалась недостаточность финансирования, о чем имеется запись в соборной книге обители, где содержится призыв священноначалия к населению Тюмени делать взносы для окончания строительства каменной церкви Двунадесяти апостолов и на завершение колокольни и ограды. В документе приводится список жертвователей и сумм, которые они внесли. Так, от митрополита Антония (Стаховского) - 28,72 руб. внес эконом Троицкого монастыря Иоанникий (Климонтов)18. Были
12 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 16.
13 Копылова 1975, 102-103.
14 Заварихин 2004, 20-21.
15 Тобольский хронограф 1993, 198-201.
16 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 49-51.
17 Абрамов 1998, 419.
18 ГАТО. Ф. И-85. Д.193. Л.1-6.
взносы и от других священнослужителей, дворян, купцов, чиновников и канцеляристов, посадских и служилых людей, крестьян, всего числилось 66 фамилий, на одной из них список обрывается, так как книга не имеет конца. В общей сложности было пожертвовано 138,12 рублей19.
В 1717 г. на территории монастыря была построена церковь Сорока мучеников. В 1719 г. по переписным книгам Мученическая церковь считалась действующей. К ней примыкали монашеские кельи и двухэтажная четырехугольная башенка, на первом этаже ее поселился, принявший схиму святитель Филофей (Лещинский), там же он молился в небольшой домовой церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы Боголюбской. Он завещал похоронить себя у самого входа в Троицкий собор, чтобы «мимоходящие попирали прах его ногами»20.
В 1726 г. было начато строительство церкви Петра и Павла, завершенное только в 1755 г. Храм был заложен при жизни святителя Филофея у южной монастырской стены и посвящался апостолам Петру и Павлу. Таким образом, святитель Филофей хотел увековечить день именин императора Петра I, которого высоко ценил21. Территория Троицкого собора с трех сторон была ограждена каменной стеной высотой 5 метров и протяженностью в 386,5 метра, ограда начала строиться в 1721 г. и была закончена только в 1739 г.
В 1739 г. в 77 метрах к западу от Троицкого собора были возведены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1744 г. завершилось строительство восьмигранной шатровой колокольни высотой около 39 метров, которая сначала располагалась отдельно от церкви св. Петра и Павла, а позднее была достроена в 1755 г. и сразу была освящена 30 августа по грамоте митрополита Сильвестра (Гловацкого)22.
Наиболее раннее из сохранившихся описаний этой церкви имеется в дополнении архимандрита Тюменского Троицкого монастыря Софрония митрополиту Павлу (Конюскевичу) от 25 апреля 1763 г., где сказано: «наподобие четвероко-нечного креста устроена прямо сей церкви на восток споряду ризница и при ней колокольня вокруг все строение обведено перилами деревянными»23. Пятиглавую Петропавловскую церковь (высотой 34,5 м. и шириной 21,6 м.) назвали крестообразной, поскольку по форме она напоминала равноконечный крест. В.И. Коче-дамов высказал предположение, что построена она по проекту С.У. Ремезова, который взял за основу Георгиевскую церковь Киевского Выдубецкого монастыря. Рисунок храма, похожего на Георгиевский, помещен в его «Служебной чертежной книге Сибири».
После завершения в 1755 г. постройки Петропавловской церкви в монастыре большого каменного строительства не было. Осуществлялся лишь ремонт и подновление уже существующих зданий, приходивших в ветхость и пострадавших от частых в Тюмени пожаров24.
19 ГАТО. Ф. И-85. Д.193. Л.1-6.
20 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 76.
21 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 56.
22 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 83-84.
23 Миненко 2004, 130.
24 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 84.
При разделении монастырей на классы тюменский мужской монастырь получил статус третьеклассного. По штату в нем должно было проживать только 12 монахов. Иногда количество братских насельников не достигало положенной штатной цифры. Численность братии монастыря часто менялась в силу необходимости и наличия желающих стать монахами25.
Свято-Троицкий мужской монастырь г. Тюмени известен с самого начала своего основания как миссионерский и просветительский центр: святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, живя в нем на протяжении многих лет, крестил и обучал инородцев и их детей26. Просветительская миссия при монастыре существовала вплоть до 1917 г.27. В 1761 г. при монастыре по повелению митрополита Павла (Конюскевича) было открыто первое учебное заведение в городе28, где обучались сначала дети священно-церковнослужителей, затем и дети горожан, и эта школа просуществовала с некоторыми перерывами до 1917 г. Так, например, в 1905 г. в церковно-приходской школе при монастыре обучалось бесплатно 78 детей жителей города Тюмени. Тобольский Епархиальный наблюдатель церковных школ в своем отчете за 1905 г. так отзывался о своем посещении монастырской школы: «В монастырской школе в 1 классе учеников 53, во 2-м - 26. Законоучитель священник Евлампий Седаков и учитель 1 класса А. Турунов относятся к делу по-прежнему с должным усердием. Учитель второго класса Чистяков, несмотря на первый год службы, ведет занятия очень хорошо. Всем необходимым школа снабжена достаточно»29.
На территории Тюменского Свято-Троицкого монастыря также существовал и функционировал «гошпиталь». Так, например, в 1703 г., в нем на излечении находились три человека, о чем сообщает в своих записях Г.Ф. Миллер30.
В Тюмени в начале XVII - конце XVIII вв. существовал также женский монастырь. Первоначально он назывался Ильинский и был известен позднее как Успенско-Алексеевский. Самый ранний документ, датируемый 1622 г., упоминающий о деятельности женского монастыря, находим у Г.Ф. Миллера. Он приводит письмо Тобольского воеводы Матвея Годунова тюменским воеводам Федору Пушкину и Михаилу Елизарову об игуменье Ильинского Тюменского монастыря Каптелине31. В. А. Курмачев утверждает, что обитель с момента основания не раз меняла свое название, и в разные времена упоминается в документах как Ильинская, Успенская и девичья Алексеевская32.
В Тобольской епархии хранится дело Тобольской духовной консистории 1751 г. о начальнице Успенского девичьего монастыря монахине Пелагее33. За 1753 г. имеется Указ Тобольской духовной консистории, составленный по прошению наместницы Тюменского девичьего монастыря о пострижении в мантию
25 Щербич 2001, 39-40.
26 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 111.
27 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 111-114.
28 Архимандрит Тихон (Бобов) 2007, 111
29 ГБУТО ГА. Ф. И-61. Оп.1. Д.64. Л.10-11.
30 Миллер 2000а, 312.
31 Миллер 2000б, 276.
32 Курмачев 2002, 4.
33 ГБУТО ГА. Ф.И-156. Оп.1. Д.893.161.
монахини Евдокии34. В. А. Курмачев сообщает, что первые упоминания об Ильинской церкви Тюмени относятся к 1586-1587 гг. Ильинская церковь размещалась первоначально в восточном углу городского посада, в нее царем Федором Ивановичем были пожалованы четыре иконы: образ Пророка Илии, образ св. Федора и Лавра, образ Владимирской Божией Материи, Деисус35. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин в монографии «Архитектура Тюмени» публикуют карту Тюмени конца XVII в., на которой в восточной стороне города указан женский монастырь36. В книге «Тюмень в XVII столетии» он также отмечен37. Возникает вопрос о причине неоднократного изменения названия монастыря в разные годы: Ильинский, Успенский, Алексеевский38. Ответ мы находим в истории города, который был деревянным и часто горел (в документах отмечаются пожары 1687, 1698, 1695, 1705, 1766 гг.)39. В источниках имеются данные о пожаре 1695 г., когда в огне погиб весь посад, в том числе и «девичий монастырь с двумя церквами»40.
В.А. Чупин в статье «Успенская церковь, Ильинская церковь и женский монастырь в Тюмени»41 писал, что после очередного пожара 1766 г. Ильинскую церковь на территории женского монастыря отстраивать не стали42. В документах в начале 70-х гг. XVIII в. она упоминается как приходская43 и возобновленная не в монастыре, а в полуверсте от него, вниз по течению реки Туры44.
Вероятно, после того, как с территории женского монастыря был перенесен в другое место ставший приходским храм Пророка Илии, монастырь получил новое наименование и стал называться Успенским по названию построенной в нем Успенской церкви. Решение Тобольской Духовной консистории о переименовании нами пока не обнаружено, поэтому точная дата и причина переименования неизвестна. Можно предположить, что это произошло после очередного пожара, а монастырь стал именоваться девичьим. В летописи Успенской церкви за 18001886 гг. о строительстве ее сообщается следующее: «До построения каменной церкви в 1765 г. была деревянная с приделом Параскевы Пятницы (икона эта в сей момент в 1800 г. в приделе св. Иоанна Богослова)», до образования прихода церковь была женским монастырем. В монастыре монахини вначале жили торговлей и продавали овощи с огорода (капуста, морковь, огурцы, репа). С закрытием монастыря торговля была перенесена на Хлебную площадь возле Единоверческой церкви. Главная церковь называлась во имя Успения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: 1) во имя св. апостола Иоанна Богослова; 2) во имя св. Алексия, митрополита Московского, чудотворца, церковь каменная, с благословления Павла, митрополита Тобольского и Сибирского, усердием благотворителей, при бывшей игуменье Иулите45. Монахини монастыря занимались рукоделием: в кни-
34 ГБУТО ГА. Ф.И-156. Оп.1. Д.1491.219.
35 Молодых 1924, 164.
36 Заварихин 2004, 23-24.
37 Головачев 1903, 30.
38 Курмачев 2002, 4.
39 Курмачев 2002, 4.
40 Справочник и адрес-календарь по Тюмени и Тюменскому уезду 1913, 29.
41 Чупин, http://www.radiopobeda.ruy
42 ГБУТО ГА. Ф.И-156. Оп.1. Д.49. Л.2.
43 ГАТО. Ф.И-47. Оп.1. Д.3686. Л.29.
44 ГАТО. Ф.И-110. Оп.1. Д.6. Л.2,10.
45 ГАТО. Ф.И-110. Оп.1. Д.6. Л.9-10.
ге приходно-расходных сумм на хозяйственные нужды монастыря за 1766 г. записано, что «игуменье Иулите за шитье одежды в Успенской церкви в алтаре на жертвенник и диаконского ораря, двух поручей заплачен один рубль»46.
Женский монастырь имел свои владения. Среди документов Тюменского госархива за 1725 г. сохранилась «Промемория из духовного суда Тюменского Троицкого монастыря в воеводскую канцелярию о передаче по Указу митрополита Тобольского Антония I (Стаховского) 100 крестьянских дворов в ведение девичьего монастыря»47. За 1750 г. есть запись о монастырских крестьянах монастыря: «О выдаче монастырским крестьянам Тюменского Успенского девичьего монастыря из казенных Усть-Ницинских житниц хлебного зерна для "развода на посев"». Имеется также Указ № 1475 митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра из Тобольской Духовной консистории наместнику Тюменского Свято-Троицкого монастыря иеромонаху Александру»48. За 1762 г. «О дачах (лесных и пр.) Тюменского Успенского девичьего монастыря. Указ № 133 митрополита Тобольского и Сибирского Павла II из Тобольской Духовной консистории настоятелю Тюменского Свято-Троицкого монастыря архимандриту Софронию 25 января 1762 г.»49.
В Тюменском госархиве в фонде Тюменской Воеводской канцелярии за 1764 г. хранится документ: обращение-письмо игумении Тюменского Успенского монастыря Иулиты с сестрами к Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, поданное 2 июля 1764 г. с просьбой об оказании помощи монастырю, так как келии пострадали от пожара и обветшали. Далее после текста письма следует решение - «Из Сибирской Губернской канцелярии в Тюменскую воеводскую канцелярию последовало распоряжение о построении монашеских келий, а "Тюменской канцелярии учинить по сем"»50. В конечном итоге монастырь получил помощь от императрицы.
Как уже отмечалось, деревянный монастырь неоднократно горел. В 1695 г. в Тюмени снова был пожар, приведший к тому, что в огне погиб почти весь посад, митрополичий Сибирский двор и «девичий монастырь с двумя церквами»51. Девичий Успенско-Алексеевский монастырь, вероятно, был закрыт после очередного пожара в конце XVIII в., а Успенская церковь была преобразована в приходскую. Можно предположить, что на решение о закрытии повлиял также и Указ о секуляризации церковных земель и о разделении монастырей по классам. Многие монастыри, не вошедшие в штаты после этого Указа, были закрыты на территории всей Российской империи. Принадлежавшие монастырю Андреевский сенокосный луг и при нем песок для рыбной ловли на речке Язевке в 1779 г. повелением губернатора Д.И. Гагарина были отданы во владение Тюменскому Свято-Троицкому мужскому монастырю52.
Принимая во внимание этот документ, можно предположительно считать 1779 г. временем закрытия Успенского (Успенско-Алексеевского) девичьего монастыря в г. Тюмени.
46 ГАТО. Ф.И-85. Д.249. Л.2.
47 ГАТО. Ф.И-47. Оп.1. Д.4764. Л.16-17.
48 ГАТО. Ф.И-85. Оп.1. Д.312. Л.59.
49 ГАТО. Ф.И-85. Оп.1. Д.5. Л.10 и об.
50 ГАТО. Ф.И-47. Оп.1. Д.4773. Л.54-55.
51 Справочник и адрес-календарь по Тюмени и Тюменскому уезду 1913, 29.
52 ГАТО. Ф.И-85. Оп.1. Д.1779. Л.1.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение монастырей в сибирском городе Тюмени в ХУП-ХУШ вв. значительно повлияло на оживление церковной жизни как в самом городе Тюмени, так и в Сибирской епархии в целом; в этом процессе участвовали не только деятели церкви, но и государственные и городские власти: первые храмы в новом городе были построены из дерева одновременно с городскими крепостными стенами по приказу городского воеводы; император Петр I повелел выдать из казны тысячу рублей на строительство Свято-Троицкого собора в тюменском мужском монастыре; принимали участие в строительстве и местные жители, собиравшие средства на строительство храмов: в документах указывается, что Тюменский Спасо-Преображенский монастырь (позже переименованный в Свято-Троицкий) строился «мирскою дачею», то есть на деньги, собранные добровольно с местных жителей.
Таким образом, можно заключить, что монастыри осуществляли важную богослужебную и социальную деятельность в городе. Если про девичий Успен-ско-Алексеевский монастырь, упраздненный в конце ХУ111 в., сохранилось не так много сведений из-за частых пожаров в городе, то Свято-Троицкий мужской монастырь на протяжении 400 лет своего существования в г. Тюмени играл особенно значительную роль не только для самого города, но и для всей Тобольской губернии. Свято-Троицкий мужской монастырь был известен как просветительский, образовательный и миссионерский центр в городе и в епархии. В 1761 г. именно при Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре было открыто первое учебное заведение в г. Тюмени, а до этого времени в 1703 г. первое известное лечебное учреждение города - больничный «гошпиталь».
В Тюменском Свято-Троицком монастыре жили известные епархиальные деятели, такие, как святитель Филофей (Лещинский), митрополит Тобольский и Сибирский, известный миссионер, крестивший около 40 тысяч человек.
С начала ХУ111 в. и в последующие годы во всей Тобольской епархии мужской монастырь был известен как миссионерский центр, осуществляющий просвещение, в том числе среди старообрядцев.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов, Н.А. 1998: Город Тюмень: из истории Тобольской епархии. Тюмень. Архимандрит Тихон Бобов 2007: Апостол Сибири. Святитель Филофей Лещинский и
Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Тюмень. Головачев, П.М. 1903: Тюмень в 17-м столетии. М. Заварихин,С.П., Жученко, Б.А. 2004: Архитектура Тюмени. Тюмень. Копылова, С.В. 1975: К датировке каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию ТГИАМЗ. Тобольск, 102-103. Кочедамов, В.И. 1978: Первые русские города в Сибири. М.
Курмачев, В.А. 2002: Церковь Пророка Илии с приделом Покрова Пресвятой Богородицы
города Тюмени (1833-2002).Тюмень. Миллер, Г.Ф. 2000а: История Сибири. Т. 2. М.
Миллер, Г.Ф. 20006: Сибирская история Миллера. В кн.: Дополнение к историческим актам. Т. 4. М.
Миненко, Н.А. 2002: Тюмень. Летопись четырех столетий. СПб.
Молодых, В.Г. 1924: Материалы к истории иконописания в Западной Сибири. Записки
Тюменского общества научного изучения местного края 1, 164. Справочник и адрес-календарь по Тюмени и Тюменскому уезду. 1913. Тюмень. Тобольский хронограф 1993.Омск.
Чупин, В.А. Успенская церковь, Ильинская церковь и женский монастырь в Тюмени.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radiopobeda.ru/ Щербич, С.Н. 2001: История монастырей Тобольской епархии во второй половине XVIII-началеXXвв. Опыт социокультурного исследования: дис. ... канд. ист. наук. Тюмень.
REFERENCES
Abramov, N.A. 1998: Оотой Туитеп: iz istorii ТоЬоЬ'коу ерагкИ.Туитеп.
АгЫшаМгк ТШои Bоbоv 2007: Аpоstol Sibiri. Svyatitel П1о/еу Leshchinskiy i Туитетку
БууШо-ТгоШИу mоnаstyr. Туитеп. Chupin, VA. Uspеnskаya ts^r^v, Ilyinskaya tsеrkоv i zhеnskiy топасу v Туитет, http://
www.radiopobeda.ru/ Gоlоvаchеv, P.М.1903: Тyumеn v 17 stokta. Мoscow. Коchеdаmоv,V.I. 1978: Ретууе russkiе gоrоdа v Sibiri. Мoscow.
Коpylоvа, S.V. 1975: К даtirоvkе kаmеnnоgо strоitеlstvа v ТуитетЫт Тrоitskоm mоnаstyrе.
Маtеriаly nаuchnоy kоnfеrеntsii, pоsvyashchеnnоy 100-1ейуи Т01АМ1. Тоbоlsk. КштаЛе% V. А. 2002: Tsеrkоv Prоrоkа Ilii s pridеlоm Pоkrоvа Prеsvyatоy Bоgоrоditsy gоrоdа
Туитет (1833-2002). Туитеп. МШе^ G.F. 2000а: Istoriya Sibiri. Мoscow.
МШе^ G.F. 2000b: Sibirskaya istoriya МШега. In: Dоpоlnеniе к istоrichеskim аШат. T. 4. Мoscow.
Minenfo, N.A. 2002: Тyumеn. Lеtоpis chеtyrеh sta^Uy. Saint-Petersburg. Моlоdyh,VG.1924: Маtеriаly k istorii ikоnоpisаniya v Zаpаdnоy Sibiri. Zаpiski Тyum.
nauchnоgо izuchеniya mеstnоgо kraya 1, 164. Sprаvоchnik i аdrеs-kаlеndаr pо Туттеш i Тyumеnskomu rnzdu 1913. Тyumеn. Shchеrbich, S.N. 2001: Istoriya mоnаstyrеy ТоЬо^оу еpаrhii vо vtоrоy pоlоvinе XVIII -
nаchаlеXXvv. Оpytsоtsiокkulturnоgо isslеdоvаniya: dis. ... kand. ist. nauk. Тyumеn. Zаvаrihin, S.P., Z^^n^, B.A. 2004: Аrhitеkturа Тyumеni. Тyumеn.
MONASTERIES IN TYUMEN IN THE 17th - 18th CENTURIES
Alexander V. Trifonov
Tyumen State University, Russia, tobkreml@mail.ru
Abstract. The article is the study of the history and activities of orthodox monasteries in the town of Tyumen in Siberia in 17th - 18th centuries. The aim of the investigation is to indicate the role and influence of the orthodox monasteries activity on the local society in the town of Tyumen. As a result of the study the author came to the conclusion that missionary work in Saint Trinity monastery was most active at the beginning of the 18th century, because of the Siberian Metropolitan Philotheus lived in the monastery and christened about 40 000 inhabitants. The
article describes the tremendous activity of Tyumen Saint Trinity monastery: the first school in Tyumen appeared in 1761 in the monastery, as well as the first hospital in 1703. The Uspensky-Alekseevsky Monastery for women (first Ilyinsky) was organized in 1620 and abolished at the end of the 18th century. Unfortunately, there are not many documents in archives describing the monastery life because of lots of fires in Tyumen in those times.
Key words: Russian history, Tyumen, church, monastery, 17th-18th centuries