Научная статья на тему 'Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии конца XIX начала xx вв'

Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии конца XIX начала xx вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

В статье характеризуется содержание и формы деятельности православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии (конец XIX -начачо XX вв.). Особое внимание уделено характеристике православных братств, попечительств и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии конца XIX начала xx вв»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Н.Ф. Басов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО БОРЬБЕ С НИЩЕТОЙ И БЕДНОСТЬЮ В КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.*

В статье характеризуется содержание и формы деятельности православной церкви по борьбе с нищетой и бедностью в Костромской губернии (конец XIX -начало XX вв.). Особое внимание уделено характеристике православных братств, попечителъств и т.д.

Православная церковь всегда принимала активное участие в оказании помощи нуждающимся: бедным, неимущим, нищим...Основанием этой деятельности является идея милосердия, с проповедью которой всегда выступало христианство. Милосердие это, прежде всего, сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся. Одной из важнейших заповедей христианства является: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Простейшей формой проявления милосердия всегда была подача милостыни. Считалось, что подать нищему - значило проложить себе путь к прощению от Бога. Именно поэтому часто говорили, что «в рай входят святой милостыней», «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Это во многом определяло огромное скопление нищих у церквей и монастырей. Они считались «красою церкви»,« Христовой братией», «церковными людьми», «богомольцами за мир» и т.д, [ 1 ].

Костромской край не являлся исключением. Из общего населения губернии в 1894 г., составляющего 1 416 366 чел., 1 388 865 чел. были людьми православными [2]. В начале XX в в Костромской епархии насчитывалось 28 соборных церквей, 1015 приходских, 23 домовых, 22 приписных, 44 кладбищенских. Кроме того, в губернии было 1711 часовен [3]. Только в Костроме насчитывалось более 47 православных церквей. Крупнейшим монастырем губернии являлся Ипатьевский

* проект поддержан РГНФ (№ 08-01 -5400 а/ц)

монастырь в Костроме. Здесь же располагался Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Можно представить себе каким было скопление нищих вокруг этих церквей, особенно в выходные дни и церковные праздники, и каждый из них мог рассчитывать на подаяние.

Во второй половине XIX в. в России наблюдается оживление благотворительной деятельности православной церкви. Спад такой работы, вызываемый ликвидацией нрава церковного прихода избирать своего священника (самоуправляю-щего прихода), постепенно преодолевался.

Важным обстоятельством развития этого процесса стало появление в мае 1864 г. «Основных правил для учреждения церковных братств». Согласно уставу Александровского православного братства в Костроме его членами являлись почетные пожизненные члены, пожертвовавшие в его пользу 100 рублей и больше; действительные члены, платившие ежегодные взносы в размере от 3 до 5 рублей; члены сотрудники, оказывавшие содействие братству своим трудом (например, содержали мастерские при братстве, лица, обучавшие бесплатно бедных детей ремеслам, принявшие на себя уход за больными в братских лечебницах и богадельнях и др.). По сути дела это были объединения православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для создания и украшения православных храмов и т.д. Братства учреждались при церквях и монастырях с благо-словления епархиального архиерея и по согласованию с губернатором.

Формы оказания благотворительной помощи нуждавшимся включали ежемесячные пособия продуктами (мукой, крупой, солью, чаем, сахаром); единовременные пособия к великим христианским праздникам; организацию бесплатного или со скидкой медицинского обслуживания; оказание материальной помощи молодоженам и при организации похорон; оказание нуждаю-нцшся прихожанам помощи одеждой и обувью; денежное пособие на наем квартиры. Кроме того братства открывали библиотеки и содержали приходские школы и богадельни.

Наряду с церковно — корпоративными целями Александровское православное братство брало на себя и ответственность за социальные нужды прихожан. В параграфе 6 Устава общества говорится, что братство но мере своих средств утверждает ремесленные училища, приюты, лечебницы для приходящих, богадельни и больницы. Братство брало опеку над безработными, помогая одним - в «приискание соответственно их силам и способностям занятий» (12 Устава братства), другим-денежными вспомоществованиями (13 Устава братства) [4].

Деятельность Костромского Александровского православного братства к концу XIX века охватывала пять Попечит ельств (Ипатьевское и Зан-рудненское в Костроме, Макарьевское, Домнен-ское и Хриплевское в губернии), а также сельскохозяйственную ферму близ деревни Деревеньки.

По инициативе Александровского православного братства 11 января 1886 г. была создана амбулаторная братская лечебница в Богословской слободе близ Ипатьевского монастыря, для чего братством был куплен полукаменный двухэтажный дом.

В день открытия лечебницу благословил Костромской преосвященный Александр, передав богато украшенный образ святителя и чудотворца Николая, и пожертвовал ценный медицинский электрический аппарат.'

Большую помощь в работе лечебницы оказывали врачи В.Н. Золотнитский, В.В. Нарбеков, В.В. Козлов, Л.II. Скворцов, К.К. Толвинский,И.П-. Кузнецов и др.

18 октября 1887 года состоялось торжественное открытие еще одного церковного братства -Православного Федоровско-Сергиевского. Оно было учреждено при Костромском кафедральном соборе. Активно занималось вопросами просвещения и ставило перед собой следующие задачи:

учреждение в городе Костроме епархиальной библиотеки; снабжение церковной литературой школ Костромы и Костромской губернии; распределение денежных пособий школам Костромской епархии; контроль над нуждами школ Костромской епархии.

Одной из задач деятельности Костромского Федоровско-Сергиевского братства являлась организация и содержание книжных складов. Их в 1903 г. по отчету братства насчитывалось 160. Кроме того, под крылом братства работало немало благочиннических библиотек. В Галичес-ком уезде их было 3, в Нерехтском - 18, Макарь-евском - 7, Буйском - 7 [5].

Активно действовало в Костромской губернии Кологривское церковное братство. Оно было основано в 1907 г. и состояло из 165 членов. Одной из важнейших задач братства была борьба с нищенством в приходе. С этой целью была учреждена школа пруда для нищих детей, с раздачей им бесплатных обедов. Кроме того, братство оказывало материальную помощь неимущим прихожанам, страдающим хроническими болезнями. Общество оказывало также поддержку бедным ученикам, а бедным крестьянам выдавали семена для посева и т. д.

При этом главной задачей правление братства считало: взять детей с улицы, освободить от попрошайничества, приютить их, одеть и накормить. Параллельно с этим предполагалось обучить их молитвам и началам закона Божия, научить читать и писать, познакомить с основами арифметики. Девочек обучали рукоделию, а мальчиков плетению корзин и вязанию сетей.

Школа была открыта 17 августа 1908 г. председателем братства протоиреем Ф.И. Иорданским. А уже 19 августа 1908 г. в ней начались регулярные занятия [6].

Церковные братства имелись и в отдельных сельских приходах. В мае 1903 г. было основано братство святителя Николая при Никольской церкви с. Одоевского Ветлужского уезда. В состав совета братства входили 3 священника, 5 учительниц, церковный староста, 8 человек крестьян. В

1904 г. общество объединяло 85 членов.

Довольно активно работало церковное братство во имя Царицы Небесной при церкви Оди-гитриевской г. Судая Чухломского уезда. Для изыскания средств для бедных учеников Беберинской второклассной церковноприходской школы Вар-навинского уезда при ней было основано в 1902 г.

церковное братство преподобного Варнавы. В 1910 г. при церкви Кинешемского духовного училища было основано Святодуховское церковное братство [7].

Костромская епархия немало внимания уделяла помощи неимущим лицам духовного звания. С этой целью в 1852 г. в губернии было открыто и активно работало вплоть до 1917 г. Костромское попечительство о бедных духовного звания. Оно устанавливало опеку над сиротами из семей духовенства. Кроме всего, в экстренных случаях создавались специальные комитеты, например, Комитет помощь духовенству неурожайных местностей Костромской губернии [8]. Попечительства финансировались только за счет епархии, поэтому в церквях выставлялись специальные кружки для сбора пожертвований, отчислялась часть дохода от продажи свечей и т.д.

В Костромской епархии большое внимание уделялось церковно-приходским школам, являющимся наиболее доступными для масс бедноты. В начале XX в. в губернии насчитывалось более 500 церковно-приходских школ. Наибольшее рас-прос гра] гение получили такие типы этих школ, как школы грамоты, одноклассные, двухклассные и второклассные школы. Однако больше всего насчитывалось одноклассных школ, которых к 1913 г. в губернии было 355 [9].

Роль церквей, монастырей и братств в их развитии была довольно существенной. В частности в 1910 г. от церквей поступило 14 тыс.рублей. Приветствовались поступления от частных лиц. За этот же год от благотворителей было собрано более 14 тыс.рублей. Например, вдова псаломщика с.Чуди Макарьевского уезда пожертвовала и отремонтировала на свои средства здание для местной школы стоимостью около 1 тыс.рублей [Ю; 11].

На собранные деньги не только строили и ремонтировали школы, но и оказывали помощь неимущим ученикам, нуждающимся учителям, покупали учебники и наглядные пособия и т. д. Хотя в целом денег не хватало и положение церковно-приходских школ было тяжелым.

Примером с,1ужения делу школьного образования является деятельность сельского священника отца Алексея Александровича Скворцова из с. Клевцово Нерехтского уезда Костромской губернии. Именно по его инициативе еще в 1872 г. была организована церковно-приходская школа, которая до обретения отдельного здания в

1896 г: располагалась в доме священника. Он неоднократно назначался обществом опекуном си-рот[12].

С ростом количества таких школ обострилась проблема педагогических кадров. С этой целью в 1896 г. были открыты второклассные церковноприходские школы, имевшие целью готовить учителей для школ грамоты. В Костромской губернии таких учебных заведений в 1914 г. насчитывалось более десяти [13].

Кроме того, учителей для всех типов церковно-приходских школ готовили специальные церковно-учительские школы. Требования к уровню знаний в них были изложены в «Правилах для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителя или учительницы одноклассной церковно-приходской школы». Этот документ отражал программу по таким основным школьным предметам, как Закон Божий, церковнославянский и русский языки, чистописание, арифметика, история, география, церковное пение [14].

Некоторую потребность в кадрах для церковно-приходских школ удовлетворяло Костромское епархиальное женское училище, которое было открыто в Костроме в 1901 г. Количество учениц тогда достигло более 500 человек. Директрисой училища была дочь протоирея Л.И. Поспелова. В состав преподавателей Костромского епархиального женского училища Костромской духовной семинарии входили кандидаты Московской, Киевской, Казанской духовных академий [15]. Основная часть учениц была из семей духовенства. При училище имелось общежитие-интернат. Обучение было платным, однако дочери малоимущих родителей освобождались ог этого. Были и стипендиатки Костромского епархиального попечительства. В 1907 г. Их насчитывалось 15 человек. При училище существовало также общество вспомоществования бедным ученицам, которое оказывало поддержку малоимущим воспитанницам. В 1910 г. средства училища для оказания помощи нуждающимся складывались из следующих источников: ассигнования епархиального духовенства -1500 руб.; поступления от Костромского епархиального попечительства о бедных духовного звания - 3590 руб.; проценты со специального и вспомогательных капиталов епископа Костромского и Галичского Виссариона' -332 руб.; стипендия от Кривозерского монастыря— 120 руб.; пожертвования от разных лиц-745

руб.(всего6287 руб.) [16].

Инициаторами и наставниками церковно-приходских школ были священнослужители. Большая часть из них вышли из стен Костромской духовной семинарии, которая была солидным учебным заведением того времени. Количество учащихся в ней с 1896 по 1912 гг. составляло: 1896 г. -526; 1901 Г.-544; 1906 г-599; 1911 Г.-472; 1912 г. — 501 чел. [17]. В семинарии имелся большой библиотечный фонд, который в 1913 г. составлял 19445 томов. Деятельность семинарии получила высокую оценку обер-прокурора Святейшего синода ст. секретаря В.Х. Саблера, который посетил это учебное заведение 18 мая 1913 г. [ 18].

Широкой известностью пользовалась деятельность «Общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии», открытого 2 февраля 1899 г. Покровителем общества являлся Епископ Костромской и Галический Виссарион. Непременным почетным членом общества являлся Костромской губернатор (Л.М. Князев, П.П. Стремеухов и др.). Кроме того, в обществе было в разное время от 23 (1914 г.) до 30(1904 г.) почетных членов, 4 пожизненных, более 100 действительных. Председателем правления общества являлся ректор семинарии (в 1904 г. протоирей М.И. Щеглов, в 1913г. протоирей В.Г. -Чекан). Многие годы секретарем правления был преподаватель семинарии А.И. Чсрницин, а казначеем В.И. Лаговский. В 1904 1 всего членов общества насчитывалось 271 человек. В 1910г. -98 чел [19].

Согласно уставу общество помогало нуждающимся учащимся взносом платы за обучение, снабжало бесплатными учебными пособиями, выдавало одежду и обувь, платило за проживание в Епархиальном общежитии, выдавало ссуды на лечение, на поездку в Духовную академию для продолжения образования и т.д.

Источниками материальных средств общества являлись членские взносы, проценты от «неприкосновенных капиталов общества», пожертвования, сборы по подписным листам. В 1913 г. общий капитал составлял 2616 руб. наличными и 17700 руб. ценными бумагами. Всего за 1913 г. Правлением общества было рассмотрено 284 прошения [20].

Развитие церковной благотворительности связано с деятельностью приходских попечительств. В августе 1864 г. появился «Закон о приходских попечительствах при православных церквах». В

соответствии с ним задачей деятельности попечительств наряду с заботой о благосостоянии местной церкви являлась благотворительность. Источниками средств попечительств являлись кружечные сборы, проводимые в храмах, членские взносы, сбор денег по подписными листами, пожертвования состоятельных лиц и т.д. Принимали помощь натурой - хлебом, мясом, картофелем, холстом, лесом, кирпичом и т.д. В начале XX века в Костромской епархии насчитывалось 35 церковноприходских попечительств [21].

Православная церковь активно поддерживала все благотворительные начинания костромичей. В 1898 г. в г. Кологриве купец Дометий Ми-неевич Звонов на собственной земле и на свои средства устроил богадельню для призрения свыше 20 человек, стоимостью 40000 рублей, и обеспечил содержание ее и призреваемых в ней лиц процентами с внесенного им 16 декабря того же года в Костромское отделение государственного банка капитал в 100 тыс. руб.

Хозяйство богадельни состояло из жилого дома, кухни, бани, трех колодцев, огорода. Отопление было дровяное, для чего требовалось 134 сажени дров. Расходы составляли от 2016 руб. в

1905 г. до 5302 руб. в 1913 г. Число проживающих составляло в разные годы от 29 до 40 человек (1912г.). Призреваемых опекали и обслуживали заведующий, смотритель, письмоводитель, посиделка, кухарка, два сторожа.

Богадельня была торжественно открыта 27 января 1899 г. и освящена протоиереем собора Успения пресвятой Богородицы Феоктистом Иорданским. Выступая перед собравшимися он отметил: «Слав Богу! Вот и богадельня, так давно в 1 ороде жданная, освящена, и сии старцы и старицы, от трудов и продолжительной жизни своей потерявшие силы, уже поселились в ней доживать свой век на покое. Христиански приветствуем тебя, Дометий Минеевич, с похвальным окончанием высокого дела христианского благотворения ближним... Тебя, Дометий Минеевич, Господь благословил хорошим достатком, и ты из него делаешь христианское употребление. Много твоих пожертвований на храмы Господни, лет десять тому назад ты употребил 2300 рублей на перелитие соборного благовестного колокола; лет пять тому назад ты употребил 5 тысяч рублей на внутреннее украшение соборного храма; года два тому назад ты пожертвовал 5000 рублей на возобновление кладбищенской церкви и ограды;

1500 рублей ты употребил на устройство близ собора дома для просфорни и приезда богомольцев на богослужение с малыми людьми; ты послал 1000 рублей на устройство церкви... Известно нам и твое благотворение ближним: ты на всякий дом сгоревший, где бы то ни случилось, жертвуешь по три рубля. Ты иных бедных девиц удержал от падения нравственного, помогши им вступить в законный брак. Предавая гласности твои жертвы во славу Бога и во ближних, мы находим неуместным преподавать тебе пастырский совет. .. Дорого тебе стоит богадельня, но живущих в ней молитвенников за тебя более 20 дряхлых старцев и стариц. Это жизнь уже отцветшая и совсем увядающая. Их молитва-охи и вздохи, а иногда и ропог. Но и эти молитвенники молятся не столько за тебя, сколько за приснопамятную супругу твою, которой, как мы сказали, принадлежит первая мысль устройства сего старческого покоя...» [22].

Можно привести в качестве другого примера и такое событие. В июле 1908 г. в г. Чухломе было совершено освещение строительства здания для приюта на 100 детей бедных родителей. Он сооружался на средства почетных граждан Санкт-Петербурга, уроженцев из Чухломы братьев Дмитрия и Федора Парфеновых. На освещение места для строящегося дома 22 июля прибыл старший брат Дмитрий Лаврентьевич. Состоялась Божественная литургия с выносом из храма святых икон, и участием духовенства всего города, во главе с настоятелем Аврамиевского монастыря и священников двух сельских церквей, а также жителей города. Настоятель собора протоирей Николай Соболев произнес речь, в которой говорилось о том, что к существующей уже 15 лет богадельне для призрения бесприютных старцев добавляется еще одно богоугодное учреждение для воспитания детей бедных родителей. Строится оно благодаря «почтеннейших братьев Парфеновых, столь щедрых благотворителей наших» [23].

Приходская благотворительность развивалась и на селе. В материале «Деревенская благотворительность», опубликованном в 19 номере Костромских епархиальных ведомостях за 1908 г. дана яркая картина раздачи нуждающимся собранных прихожанами денег. «Великий четверг 1908 года... В церкви невольно обращают на себя внимание десеток - полтора дряхлых старух и стариков, больных, хромых... Сегодня раздача бедным прихода

«красного яичка» к Великому празднику. И вот собрались все нуждающиеся. Раздавать будут пожертвования самих же прихожан, собираемых в особую кружку, которая каждую обедню ставится при подхождении молящегося ко кресту по окончании службы.

Кончилась обедня... По окончании всего, когда богомольцы ушли и остались почти одни только бедняки, приступили к раздаче пожертвованных в кружку «копеек».

... Но вот печать снята, кружка вскрыта... Среди множества «медяков» серебра более чем на 20 руб. ... Всего высыпано 35 руб. 22 коп. Для

деревни... это очень много По подсчете денег

начинается сама раздача. Все нуждающиеся были переписаны; о крайней бедности большинства из них знает сам священник, а нужду некоторых подтверждает староста церковный и представители от прихода, присутствующие здесь. Каждый нуждающийся подходит и из рук батюшки принимает «лепту».

На лицах всех видны довольство и благодарность неизвестным благотворителям. Батюшка многим при подаче дает различные наставления...

И так один за другим подходят все и получают, смотря по нуждам от 50 коп. до 2 руб. Кончив раздачу, батюшка еще раз напомнил, что эти деньги общества, что поэтому обращаться с ними нужно как можно осторожнее, чтобы ни один жертвователь не мог сказать, что его «пятачок» пошел не на дело...

«Не забывайте, - заключил наставления батюшка - в молитвах своих неизвестных благотворителей, помните, что это все ваши соседи, ваши односельчане» [24].

В заключение заметим, что даже такой небольшой обзор благотворительной деятельности православной церкви в Костромской епархии конца XIX - начала XX вв. говорит о многообразии форм призрения нуждающихся. В дополнение к разнообразным мерам, принимаемым в этом направлении земствами, частными лицами, благотворительными обществами, церковная благотворительность давала ощутимый результат, смягчала проявления нищеты и бедности.

Библиографический список

1. Прыжов И. Нищие на святой Руси. - Казань, 1913.

2. Справочная книжка Костромской губер-

Социокультурное положение женщины в кавка жом обществе...

нии и Календарь на 1914 г.-С. 395.

3. Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1909г. -С. 35.

4. Отчеты по Костромскому Александровскому православному братству, состоящему под Его Императорского Величества покровительством за 1880,1886 и 1899 годы.

5. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX - нач. XX вв. - Кострома, 2002. - С. 127.

6. Костромские епархиальные ведомости. -

1909. Приложение к офиц. ч.

7. Костромские епархиальные ведомости. -1902, —№ П.Неофиц.ч.-С. 124.

8. Костромские епархиальные ведомости. -1901,—№ 19. Неофиц. ч.-С. 90-95.

9. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX-нач. XX вв.-Кострома, 2002.-С. 40.

10. Костромские епархиальные ведомости. -

1910. -№10. Неофиц.ч. —С. 216.

11. Костромские епархиальные ведомости. -1906. - № 6. Приложение к офиц. ч. - С. 3

12. Костромские епархиальные ведомости. -1906.-№ 17. Неофиц. ч.-С. 565

13. Костромские епархиальные ведомости. —

1906. Неофиц. ч.-С. 390.

14. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX - нач. XX вв. - Кострома, 2002. - С. 49.

15. Костромские епархиальные ведомости. -

1907.-№1.Нсофип. ч.-С. 16.

16. Костромские епархиальные ведомости. -1905. -№29.Неофиц. ч. -С. 625.

17. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX-нач. XX вв. - Кострома, 2002.-С.64.

18. Костромские епархиальные ведомости. -

1907. - №23. Неофиц. ч. - С. 702; Костромские епархиальные ведомости. -1913. - № 12. Неофиц-. ч.-С. 311.

19. Отчет о состоянии и деятельности общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1904г. Приложение к офиц.ч. Костромских епархиальных ведомостей. -1905.-№ 8.-С. 1-5.

20. Отчет о состоянии и деятельности общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1913 г.

21. Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1909г. - С. 35.

22. Протоирей Феоктист Иорданский. Сочинения. - Кострома, 1911. - С. 88-90.

23. Костромские епархиальные ведомости. -

1908. - № 19. - С.487-489

24. Костромские епархиальные ведомости. —

1908.-№19.-С. 521-524.

25. Андреев Я. Краткий очерк деятельности Костромского земства по народному образованию. - Кострома, 1906.

26. Баженов И. В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911.

27. Покровский Н.В. Памятники церковной старины Костромы.-СПб., 1909.

28. Церкви Костромской епархии: По данным архива археологической комиссии. -СПб., 1909.

И.Н. Болтенкова

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КАВКАЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ ГОРСКИХ

ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ)

Социокультурное положение женщины в кавказском обществе нашло широкое отражение в творчестве прогрессивной горской интелчигенции, яркие представители которой (Г. Дзасохов, А. Гассиев, И. Кануков, X. Уруймагов, Ч. Ахриев, М. Абаев, Б. Далгат, П. Тамбиев, К. Хетагуров и др.) были воспитаны на лучших традициях русского и кавказского народов. Они разработали особые подходы, сыгравшие важную роль в становлении и развитии педагогической мысли северокавказских народов. Просветители выступали за образование женщин, пробуждали стремление к знаниям, противодействовали невежеству в быту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© И.Н. Болтенкова, 2008

1219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.