УДК 361.8:257(Р473.5)
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17805
Басов Николай Федорович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Костромской государственный университет E-mail: abba99@yandex.ru
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧАЩИМСЯ В КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ» (конец XIX - начало XX вв.)
Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии в конце XIX - начале XX вв. - одно из ярких примеров организации благотворительной деятельности в Костромской губернии. В статье представлена организационная структура, механизмы и результаты деятельности Общества
Ключевые слова: Костромская духовная семинария, благотворительность, Общество вспомоществования.
Костромская духовная семинария как специальное закрытое учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священно- и церковнослужителей, была основана в 1747 году. За время деятельности семинарии из ее стен вышло немало видных деятелей Русской Православной Церкви: митрополитов, архитекторов, ректоров духовных академий и семинарий, богословов, церковных историков, священников. При семинарии действовала церковно-приходская школа (1887), один из лучших в епархии хор. Семинария являлась центром епархиальной жизни.
К своему 150-летию Костромская духовная семинария представляла собой, пожалуй, самое крупное учебное заведение в губернии. Количество учащихся в ней составляло более 500 человек (1896 г. - 525, в 1901 году - 544)1. Потребность в священнослужителях была большая. К этому времени в губернии,
1 Басов Н.Ф. Общественное служение Костромской духовной семинарии в XIX - начале XX вв. // Ипатьевский вестник. - 2016 - №4. - С. 60.
Басов Николай Федорович доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы КГУ
не учитывая монастырей, насчитывалось более тысячи приходских (1015), соборных (28), приписных (22), домовых (23), кладбищенских (44) церквей. Кроме того, в Костромском крае было 1711 часовен. Только в Костроме насчитывалось более 47 православных церквей1.
Однако материальное положение учащихся семинарии было очень низким. Дело в том, что Костромская губерния в силу исторических особенностей и географического положения отличалась неравномерностью экономического развития отдельных районов. Более половины губернии занимали леса. В этой полосе располагались многие уезды: Кологривский, Макарьев-ский и др. Условия жизни сельского населения края были очень тяжелыми. Главным занятием жителей являлся лесной промысел, который не давал стабильного заработка. Подсечное земледелие, малоземье, малоплодородие почв, недостаток скота являлись причинами слабого развития сельского хозяйства, не дававшего больших прибылей. Основным источником средств существования становился отхожий промысел, поэтому многие крестьянские хозяйства приходили в упадок. Подавляющее большинство сельских жителей были неграмотными, что еще больше усугубляло проблему безработицы. Слабое развитие промышленности усиливало проблему трудоустройства жителей губернии. Все это порождало не только бедность, но и нищету в огромных масштабах. Первая всеобщая перепись населения 1897 года свидетельствовала о том, что в Костромской губернии нищих среди коренных жителей было выявлено в 1,5 раза больше, чем в Ярославской. Причем основную часть нищих (80%) составляли выходцы из деревень2.
Как отмечал один из исследователей проблем российской благотворительности С. К. Гогель, «бедность начала XX в. носит массовый характер. Она уже не представляет собой непреходящего явления (война, эпидемия, неурожай). Теперь она постоянна»3.
Для значительной массы населения спасением являлась благотворительная помощь. Именно в этот исторический период конца XIX - начало XX вв. в России сформировалась система благотворительной помощи нуждающимся. Интересно отметить, что общественные объединения регистрировались тогда в Министерстве внутренних дел, поскольку в его компетенции входило предупреждение нищенства, рост которого рассматривался как угроза национальному благосостоянию и стабильности общества. Кроме того, Министерство внутренних дел контролировало соответствие деятельности благотворительных организаций законодательству, предупреждение хищений и мошенничества в этой сфере. Несмотря на некоторую разрозненность благотворительной деятельности, отсутствие взаимной связи между учреждениями, обществами и заведениями, этот опыт представляет немалую ценность и в наши дни.
1 Там же.
2 Рождественская Н. Ю. Нищета и благотворительность в Костромской и Ярославской губерниях в кон. XIX - нач. XX вв. - Ярославль, 2004. - С. 17.
3 Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительной деятельности. - СПб., 1908 - С. 12.
Однако современные представления о дореволюционной благотворительности пока приблизительны и неполны. Многие не знают, что в этот период помощь из сострадания и сочувствия была непременной чертой жизни многих людей.
В конце XIX века в России действовало без малого 15 тыс. благотворительных учреждений, половину из которых составляли общества помощи нуждающимся1.
Широкое распространение имела и частичная инициатива, которая больше всего была распространена в Костромской губернии, которая входила в десять лучших губерний по уровню развития благотворительной деятель-ности2.
Ближе, чем государственный аппарат, к народу была Церковь. Она всегда принимала активное участие в оказании помощи нуждающимся: бедным, неимущим, нищим. Основанием этой деятельности являлась идея милосердия, с проповедью которой всегда выступало христианство.
В епархии немало внимания уделялось помощи неимущим людям духовного звания, церковно-приходским школам, нуждающимся учащимся духовной семинарии и епархиального женского училища.
Своеобразной иллюстрацией материального положения учащихся и форм оказания помощи служит «Прошение воспитанника Костромской духовной семинарии 4 класса 2-го отделения Александра Махровского» от 12 сентября 1898 г.: «Отец мой, диакон на псаломщической вакансии, Михаил Махровский, служит при Богоотцовской церкви села Туровского Га-личского уезда и вследствие бедности и малочисленности прихода (370 душ) получает из братских сумм не более 100 руб. в год. Такого, хотя и незначительного жалования, может быть, было и достаточно для содержания семейства, состоящего из 8 человек детей, если бы я не истощал скудных отцовских средств, обучаясь в семинарии почти на полном своем содержании. Кроме того, скудные доходы моего отца истощаются тем, что каждогодно в течение трех или четырех месяцев приходится покупать хлеб с рынка, так как нехлебородная церковная земля не дает столько хлеба, чтобы его достало на целый год. Вследствие незначительности жалования, многочисленности семейства, недостатка хлеба и других хозяйственных припасов моему отцу приходится бороться с нуждой каждогодно при отправлении меня в семинарию, ему приходится входить в большие долги и через это отказывать себе и другим членам семейства в самом существенном и необходимом. Если материальное положение моего отца не улучшится, то он, к своему и моему прискорбию, вынужден будет в настоящем году отказать мне в продолжении образования. Желая продолжить образование в семинарии и, не надеясь на средства отца, я осмеливаюсь покорнейше просить...оказать мне денежное вспомоществование... Воспитанник 4 класса 2-го отделения Александр Махровский»3.
1 Благотворительные учреждения Российской империи. - Т. 1. - СПб., 1900. - С.12.
2 Там же - С.12.
3 Басов Н.Ф. Общественное служение Костромской духовной семинарии в XIX - начале XX вв. // Ипатьевский вестник. - 2016 - №4. - С. 64.
Здание
Костромской семинарии на Верхней
Набережной.
Фото начала ХХ века
Значительную помощь малоимущим учащимся Костромской духовной семинарии оказывало «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии».
Общество работало на основе Устава, утвержденного Костромским губернатором 15 января 1899 года за № 3401. В первом разделе отмечалось, что Общество утверждается в память 150-летия существования Костромской духовной семинарии. Здесь же определяется цель: «попечение о недостаточных учащихся» семинарии, для продолжения образования в высших учебных заведениях или пособия «для первоначального существования и устроения своей судьбы» по окончанию семинарского курса. Отмечалось также, что помощь может быть только единовременной и предназначенной для дальнейшей учебы - безвозвратной. Остальным - возвратить ссуду без процентов сразу или по частям при поступлению на службу.
В Уставе также указывались виды помощи: внесение платы за обучение, на бесплатное пользование учебной литературой, снабжение одеждой, питанием и приютом, снабжение бедных больных «медицинскими пособиями, а также помещение таких больных... в больницы», «назначение, в исключительных случаях, денежных пособий», «выдачи заимообразно от 1 до 5 рублей на крайние нужды» (поездка к родным, покупка продуктов и т.д.)2
Параграф третий устава предполагал инициативу Общества по открытию для бедных учеников столовых, дешевых квартир, общежитий, склада учебных книг и пособий.
Второй раздел Устава Общества определял членство в обществе («Состав общества»). В §5 отмечалось, что Общество может состоять из неограниченного числа лиц обоего пола.
1 См.: Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии. - Кострома, 1899. - 16 с.
2 Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии. - Кострома, 1899. - С. 2.
Членами общества не могли стать лица, находящиеся на действительной воинской службе, подвергшиеся ограничению прав по суду, административно ссыльные и курсанты военных и духовных учебных заведений.
Члены общества подразделились на почетных, действительных и соревнователей (или сотрудников) (§6). Покровителем считался Преосвященный Епископ Костромской. Почетными членами могли стать Губернатор, а также лица, «сделавшие значительные пожертвования в пользу общества или оказавшие ему иные существенные услуги и избранные в это звание общим собранием членов общества» (§7):.
Действительными членами Общества состояли лица, уплачивающие ежегодно в кассу Общества взнос в размере, определенном общим собранием, но не менее 3 рублей, или внесшие единовременно не менее 60 - 80 руб. Исключение делалось для медицинских работников, бесплатно лечивших больных, учителей, безвозмездно обучающих детей и т.д. (§8).
В соответствии с Уставом членами соревнователями Общества могли состоять лица, вносящие ежегодно меньше 3 рублей, но не менее 1 руб. (§9).
Третий раздел Устава Общества определял финансовую составляющую организации - «Средства общества». Они состояли из членских взносов, доходов Общества, пожертвований, сбора средств по подписным листам, публичного сбора в кружку и т.д. (§13).
Все поступающие средства Общества подразделялись по своему назначению на неприкосновенный и расходный капиталы (§14).
Неприкосновенный капитал образовывался путем обязательных отчислений (20-25%) от всех доходов Общества и регулировался решением общего собрания (§15).
Расходный капитал состоял из всех прочих сумм, а также от процентов от неприкосновенного капитала (§16). Трата средств производилась только с разрешения общего собрания членов.
Четвертый раздел определял процесс управления делами Общества. Он предполагал создание и деятельность Правления Общества и высшего органа - общее собрание членов общества (§19).
В соответствии с Уставом в состав Правления входили четыре члена Общества, избираемые на два года общим собранием из числа членов Общества, три представителя Костромской духовной семинарии, назначаемые Епархиальным Преосвященным (§20).
На случай продолжительного отсутствия или выбытия членов Правления раньше срока, на который они были избраны, общее собрание избирало 2-4 кандидата Правления (§21).
Члены Правления избирали председателя сроком на один год, его заместителя, казначея и секретаря. Причем, председателем Правления не могло быть лицо, находящееся в подчинении ректору семинарии, если он входил в состав Правления в качестве непременного члена (§22).
Заседание Правления было правомощным в составе не менее Уг членов (§25).
1 Там же - С. 3 104
Устав определял, что Правление Общества распределяет поручения между членами, заботится о пополнении средств, сборе информации о нуждающихся в помощи, ведет списки членов общества и делопроизводство, а также осуществляет контроль за исполнением Устава, созывает общие собрания, рассматривает заявления членов Общества (§27).
В §28, 29 Устава определены обязанности Председателя Правления, его заместителя и секретаря (§30). §31 касается обязанностей казначея Общества.
Порядок проведения собраний определен в §35 рассматриваемого документа. Собрание избирает председателя, почетных членов Общества, членов Правления и ревизионной комиссии, рассматривает годовые отчеты, определяет размеры пособий и т.д.
Параграфы 42 - 45 Устава определяют состав и обязанности ревизионной комиссии.
Предпоследний, пятый, раздел касается общих правил Общества: постановки на учет (§46), требований к печати организации (§47), удостоверений членов Общества (§48), знаков или жетонов, публикации отчетов и т.д. (§49 - 52).
Шестой, последний, раздел Устава «Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии» касается порядка его закрытия (§53 - 55).
Устав Общества был опубликован в официальной части Костромских Епархиальных ведомостей за номером 3.
В конце опубликованного Устава был помещен список учредителей созданного«Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии». Покровителем стал Его Преосвященство Преосвященнейший Виссарион, епископ Костромской и Галичский (Епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) возглавлял епархию с 14 декабря 1891 года по 30 мая 1905 года. Доктор богословия. Скончался 30 мая 1905 года. Погребен в усыпальнице Костромского кафедрального собрания1. Непременным членом стал Его Превосходительство исправляющий должность Костромского губернатора в должности Егермейстера Высочайшего Двора, Иван Михайлович Леонтьев.
Учредителями явились Его Преосвященство Просвященнейший Сергий, епископ Астраханский, Его превосходительство, тайный советник Илларий Ефимович Беляев, Его Преосвященство Просвященный Филарет, епископ Ки-ренский, Его Высокопреподобие о. архимандрит Платон, настоятель Аврами-ева монастыря, ректор Костромской духовной семинарии протоиерей Иоанн Сырцов (Иоанн Яковлевич Сырцов (1837 - не ранее 1919), магистр богословия, церковный историк и писатель, светский советник. Ректор Костромской духовной семинарии с 30 января 1897 по 16 августа 1902 года).
Судя по годовым отчетам дальнейшей деятельности, работа Общества была довольно результативной. В частности, в отчете за шестой со дня открытия 1904 год отмечалось, что Общество только в форме ценных бумаг имело капитал 12.150 руб., что в среднем составляло по 2000 руб.
1 См.: 250 лет Костромской епархии. - Кострома - Мюнхен. 1994. - С. 30.
Семинарский Сретенский храм.
Фото начала ХХ века
в год, не считая расходов. Заметно возросли и расходы на оказание помощи с 669 руб. 85 коп. в первый год деятельности Общества до 1000 руб. 99 коп. за отмеченный год.
Другая тенденция в работе Общества - рост числа жертвователей из числа бывших воспитанников семинарии.
В отчете деятельности правления по оказанию помощи учащимся семинарии отмечалось что больше всего средств было потрачено на снабжение нуждающихся одеждой (288 руб. 66 коп.), обувью (65 руб. 50 коп.), оплату за общежитие (75 руб.) и квартир (377 руб.). На покупку книг и учебных пособий было потрачено 12 руб. 45 коп., выплату денежных сумм на лечение (55 руб.) и на поездку в высшие учебные заведения (36 руб.).
В отчете о составе членов Общества отмечалось, что покровителем Общества стал Преосвященный Виссарион, епископ Костромской и Галич-ский. Непременными почетными членами общества являлись: костромской губернатор Л.М. Князев, 30 почетных членов, 4 пожизненных, 165 действительных и 70 членов - сотрудников. Всего же в состав Общества входил 271 человек.
В состав правления Общества входили: председатель, ректор семинарии протоирей М. И. Щеглов, инспектор семинарии Е. А. Зафиров и преподаватель семинарии Л. И. Черницин (секретарь правления). Заместителем председателя был Н. О. Кудрявцев, членами правления были священник П. П. Ле-вашев, преподаватели В. А. Горицкий и В. Н. Лаговский (казначей).
Членами ревизионной комиссии были преподаватели семинарии А. И. Рейпольский и В. Г. Фрязинов.
В течение года правление Общества рассмотрело 253 заявления, удовлетворено из них 115.
В части привлечения средств в отчете указывались имена наиболее активных жертвователей: купцы Дмитрий и Федор Парфеновы, епископ Вятский Филарет и др. По завещанию покойного учителя Виленского духовного училища Ф. В. Покровского поступила сумма 1009 руб. 50 коп.
В целом, работа Общества была признана вполне удовлетворительной.
Судя по отчету за 1913 год, пятнадцатый год со дня открытия Общества, деятельность организации была не менее эффективной, чем в прежние годы.
Основными статьями расходов, как и раньше, являлись: бесплатная выдача учебных пособий, выдача одежды и обуви нуждающимся, внесение платы за проживание в епархиальном общежитии и уплата за съем квартир, выдача денег на лечение, на поездку в Духовную академию для продолжения образования и т.д.
В течение 1913 года Правление Общества рассмотрело 284 прошения, из которых 176 были удовлетворены. Общая смета расходов составляла 1861 руб. 59 коп.
Правление Общества возглавлял ректор семинарии протоирей В. Г. Чекан, инспектором был преподаватель В. К. Магнитский. Долгое время членами правления были преподаватели В. И. Лаговский, А. И. Черни-цин (секретарь), а также члены ревизионной комиссии А. И. Рейпольский и В. Г. Фрязинов.
В целом, даже такой краткий анализ деятельности «Общества вспомоществования (к 1913 г. взаимопомощи) нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии» говорит о том, что был накоплен ценный опыт оказания помощи малоимущим воспитанникам, который может быть использован и в наше время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басов Н. Ф. Общественное служение Костромской духовной семинарии в XIX - начале XX веков. // Ипатьевский вестник. - 2016. - № 4. - С. 59 - 65.
2. Благотворительные учреждения Российской империи. - Т. 1. - СПб., 1900. - С.35.
3. Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительной деятельности. - СПб., 1908 - С. 12.
4. Новикова Е. (Л. И. Сизинцева). «Золотой век» Костромской духовной семинарии // Губернский дом - 1994. - № 5. - С. 50 - 53.
5. Отчет о состоянии и деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской дух. Семинарии за 1904 год. // Костромские ведомости, 1905. - № 8. - С. 1 - 4.
6. Отчет о деятельности Общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской Духовной Семинарии и состоянии его денежных средств за 1913 год.
7. Рождественская Н. Ю. Нищета и благотворительность в Костромской и Ярославской губерниях в кон. XIX - нач. XX вв. - Ярославль, 2004. - С. 17.
8. Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии. - Кострома, 1899. - 16 с.
Basov Nikolay Fedorovich
doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of Social Work Kostroma State University E-mail: abba99@yandex.ru
WORK EXPERIENCE OF THE SOCIETY OF ASSISTANCE TO NEEDING STUDENTS OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY (late XIX - early XX centuries)
A society of assistance to needy students in the Kostroma Theological Seminary in the late XIX - early XX centuries is one of the vivid examples of the organization of charitable activities in Kostroma province. The article presents an organizational structure, mechanisms and results of the company's activities Key words: Kostroma Theological Seminary, charity, welfare society.