Научная статья на тему 'Участие Русской Православной церкви в борьбе с нищенством и бедностью во второй половинеXIX - начале ХХ В. (на материалах Ярославской епархии)'

Участие Русской Православной церкви в борьбе с нищенством и бедностью во второй половинеXIX - начале ХХ В. (на материалах Ярославской епархии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
16
Поделиться
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / НИЩЕНСТВО / БЕДНОСТЬ / МИЛОСТЫНЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / BEGGARY / POVERTY / ALMS / CHARITY / ORTHODOX PARISH / PARISH GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова Екатерина Витальевна

Рассматривается роль Русской Православной Церкви в борьбе с важной социальной проблемой российского общества второй половины XIX начала ХХ в. нищенством и бедностью. Данная проблема рассмотрена в региональном аспекте, на примере Ярославской епархии одной из самых крупных и богатых епархий центральной России.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Захарова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Participation of the Russian Orthodox Church in Struggle against Beggary and Poverty in the second half of XIX - beginning of

The role of the Russian Orthodox Church in the solution of the important social problem of the Russian society of second half XIX the beginnings of the XX-th centuries beggary and poverty is considered. The given problem is considered in a regional aspect, on the example of the Yaroslavl eparchy one of the largest and rich eparchies of Central Russia.

Текст научной работы на тему «Участие Русской Православной церкви в борьбе с нищенством и бедностью во второй половинеXIX - начале ХХ В. (на материалах Ярославской епархии)»

УДК 271.22

Е. В. Захарова

Участие Русской Православной Церкви в борьбе с нищенством и бедностью во второй половине XIX - начале ХХ в. (на материалах Ярославской епархии)

Рассматривается роль Русской Православной Церкви в борьбе с важной социальной проблемой российского общества второй половины XIX - начала ХХ в. - нищенством и бедностью. Данная проблема рассмотрена в региональном аспекте, на примере Ярославской епархии - одной из самых крупных и богатых епархий центральной России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, нищенство, бедность, милостыня, благотворительная деятельность, православный приход, приходское попечительство.

E. V. Zakharova

Participation of the Russian Orthodox Church in Struggle against Beggary and Poverty in the second half of XIX - beginning of ХХ of centuries (on materials of the Yaroslavl eparchy)

The role of the Russian Orthodox Church in the solution of the important social problem of the Russian society of second half XIX - the beginnings of the XX-th centuries - beggary and poverty is considered. The given problem is considered in a regional aspect, on the example of the Yaroslavl eparchy - one of the largest and rich eparchies of Central Russia.

Keywords: the Russian Orthodox Church, beggary, poverty, alms, charity, orthodox parish, parish guardianship.

Крестьянская реформа 1861 г., бесспорно, стала поворотным пунктом в истории России и оказала огромное влияние на все сферы жизни общества. Тем не менее, последствия проведения реформы оказались весьма тяжелыми для крестьян. Высокие выкупные платежи, малоземелье, неурожаи привели к тому, что часть крестьянства оказалась за гранью нищеты.

Бедность и нищенство в крестьянской среде во второй половине XIX - начале ХХ в. стали острейшими социальными проблемами в России. По данным Министерства внутренних дел, уже к 1870-м гг. в центральных губерниях насчитывалось как минимум 300 тысяч человек, которые жили за счет сбора подаяний [1]. Осознавая важность и необходимость выработки мер по борьбе с бедностью и нищенством, российское правительство создало специальную Комиссию для обсуждения вопроса о призрении нищих в сельских и городских обществах при Министерстве внутренних дел и Комитет по борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством при Министерстве юстиции. Не остались в стороне от участия в разрешении данных социальных проблем и различные общественные органи-

зации, в том числе и Русская Православная Церковь. Ко второй половине XIX столетия Церковь накопила значительные материальные богатства, а это, в свою очередь, позволило ей, наравне с существовавшими тогда благотворительными организациями, начать борьбу с бедностью и нищенством.

Цель данной статьи - показать на примере Ярославской епархии - одной из крупнейших епархий европейской части России, каким образом в православных приходах решалась проблема обеднения населения, насколько были эффективны способы и методы оказания помощи. По заявленной проблеме имеется солидная источниковая база: законодательные, делопроизводственные, статистические и публицистические материалы. Большая их часть представлена в фондах Государственного архива Ярославской области и в газете «Ярославские епархиальные ведомости», издававшейся епархией с 1860 до 1917 г.

Представить картину развития нищенства в ярославском регионе во второй половине XIX-начале ХХ в. позволяют ежегодные отчеты полицмейстеров о числе нищих и бродяг, задержанных на территории губернии. Следует сразу

© Захарова Е. В., 2011

отметить, что профессиональное нищенство в ярославском регионе было развито в сильной степени лишь в городе Ярославле. Щедрая раздача милостыни купечеством и торговцами привлекала в губернский город толпы нищих. К примеру, по сведениям полицейского управления, в 1874 г. в Ярославле были задержаны за бродяжничество и сбор подаяний 259 человек [2], в 1894 г. - 437 человек [3], а в 1908 г. уже 1600 человек, из них 1225 человек были жителями Архангельской, Вологодской, Новгородской и Костромской губерний [4]. В целом в Ярославской губернии профессиональное нищенство было развито слабо, в отличие от соседней Костромской губернии, где существовали «нищенские гнезда» - селения, жители которых занимались исключительно сбором милостыни.

Однако во многих деревнях и селах Ярославской губернии были бедные крестьяне, которых в сложившиеся обстоятельства вынуждали прибегнуть к прошению подаяний. Обстоятельства могли быть самыми разными: невозможность найти работу из-за отсутствия в уезде фабрик, заводов и отхожих промыслов, малочисленность приютов и богаделен для призрения престарелых и увечных крестьян, неурожаи, разорения и пожары, уничтожающие целые селения. Численность нищих в каждом уезде напрямую зависела от времени года. В основном это были осенние и зимние месяцы, когда становилось трудно найти какие-либо заработки, к тому же в это время у крестьян мог быть «избыток продуктов, потому они охотно подавали просящим» [5].

Православный приход, как самая малая территориальная церковная организация, был наиболее удобным для оказания помощи нуждающимся. Приходской священник и прихожане были прекрасно осведомлены о количестве бедных в их приходе и о том, кому и в каком размере должна быть оказана помощь. Для ярославского региона уникальным было то, что борьбу с бедностью и нищенством взяли на себя церковноприходские попечительства, учреждения, созданные Православной Церковью во второй половине XIX в., с целью улучшить экономическое положение самого приходского духовенства.

В первые десятилетия после отмены крепостного права, когда еще только наметилась тенденция к пауперизации части крестьянского населения, отдельные попечительства попытались решить проблему нищенства теми же методами и средствами, которые применяли полицейские управления, а именно путем введения каратель-

ных и предупредительных мер против лиц, занимающихся нищенством, и через установление административной ответственности для лиц, раздающих милостыню [6].

Ярким примером подобного способа решения проблемы распространения нищенства может послужить деятельность Корчкодомского приходского попечительского совета Любимского уезда. На общем собрании членов попечительства обсуждался вопрос о том, что в приходе пользуются подаянием люди, которые могли бы зарабатывать на хлеб собственным трудом. То есть, цель благотворения не достигается, поэтому приходской совет постановил: удовлетворять крайнюю нужду и бедность прихожан своего прихода через обращение к частной и добровольной благотворительности. Лицам нищенствующим отказывать, и прекратить всякое добровольное подаяние, изгоняя тех, кто будет скитаться в приходе.

С 15 сентября 1865 г. в Корчкодомском приходе прекратили раздачу милостыни. Наблюдение за исполнением постановления попечительства возлагалось на его членов и сельских старост. Уличенных в совершении подаяния штрафовали: в первый раз на 25 копеек, во второй раз - на 50 копеек и т. д. в пользу неимущих и бедных. Назначалось 16 выборных от приходского совета, которые с 15 сентября по 15 ноября должны были удалять нищих из прихода словом и убеждением, а с 15 ноября, когда распространится в народе постановление попечительства, должны были забирать бродяг, прибегая к содействию Земской полиции [7]. Однако мероприятие приходского совета оказалось неудачным: по-прежнему наблюдался приток нищих из других местностей, а из-за отсутствия у попечительства необходимых денежных средств оно не смогло оказать помощь даже бедным прихожанам, которые, как и прежде, были вынуждены просить милостыню.

Методы борьбы с нищенством, примененные Корчкодомским попечительством, вызвали возмущение отдельных представителей местного духовенства. На страницах газеты «Ярославские епархиальные ведомости» появилось сразу несколько публикаций, в которых приходской совет обвинялся в том, что он хочет обратить святое дело подачи милостыни в порок, преступление. Авторы статей полагали, что с нищенством не следует бороться: «Без религии нельзя ни понять, ни оценить нищеты, а потому нельзя придумать мер в утолении нищеты...» [8].

В последующие годы тема нищенства на страницах епархиальной газеты по-прежнему

оставалась дискуссионной. Представители духовенства высказывали и более умеренные взгляды по этому вопросу. Они признавали, что, раньше к нищему действительно относились как к божьему человеку, появление которого в доме было знаком особой божьей милости. Теперь же «среди нищих появилось много тунеядцев, пьяниц, отношение к ним общества изменилось к худшему» [9]. К аналогичным выводам пришли и депутаты XV Общеепархиального съезда духовенства, которые решили, что следует искоренять только профессиональное нищенство «как явление вредное и заботиться о возможном уменьшении нищенства, как явления неизбежного» [10].

Голод 1891-1892 гг. , охвативший всю среднюю полосу России, промышленный кризис 1900-1903 гг. и затяжная депрессия 1904-1908 гг. еще больше усугубили социально-экономическую ситуацию в стране и ускорили пауперизацию крестьян. Если в Ярославской губернии в 1874 г. насчитывалось 1135 нищих и бродяг [11], то в 1894 г. - уже 2680 человек [12], а к 1906 году только 2408 человек были задержаны полицией в Ярославле за прошение милостыни [13]. Сложившаяся ситуация потребовала от приходских попечительств пересмотра методов борьбы с нищенством и бедностью.

Особого внимания здесь заслуживает деятельность общества «Христианская помощь», открытого в 1891 г. в селе Великом Ярославского уезда. Приходское благотворительное учреждение было основано на средства и при поддержке купца первой гильдии, основателя самой крупной в Ярославской губернии прядильно-ткацкой мануфактуры А. А. Локалова. Село Великое во второй половине XIX столетия было одним из крупнейших торгово-промышленных сел Ярославской губернии. Сюда, чаще всего, направлялись нищие в поисках подаяний. Поэтому общество «Христианская помощь» начало свою деятельность с того, что запретило раздачу милостыни в приходе. Однако для всех желающих, кто хотел оказать денежную помощь бедным, учреждалась кружка «В пользу нуждающихся», которой во время богослужений обносили посетителей в приходской церкви и один раз в неделю - все дома прихожан [14].

Настоятелем приходской церкви, протоиреем В. Е. Соколовым, была предложена программа по оказанию помощи бедным прихожанам. В программе указывались основные, в социальном плане малозащищенные, группы населения, которые и пополняли ряды нищих, и уже с учетом

нужд и потребностей каждой группы населения предлагалась конкретная помощь. Так, для пожилых людей, неспособных к труду, для которых выпрашивание милостыни было основным источником существования, благотворительным обществом была создана богадельня для больных и немощных прихожан. К другой категории нищих были отнесены дети из бедных семей и сироты. Для таких детей в приходе был открыт интернат, куда принимались мальчики и девочки с 8-9 лет и оставались там до 14-15 лет [15].

Специально для прихожан, желающих собственным трудом зарабатывать деньги, но не имеющих возможности найти работу в пределах прихода, обществом «Христианская помощь» были созданы мастерские - швейная, сапожная, столярная, иконописная и другие, которые не только предоставляли дополнительные рабочие места в приходе, но и приносили существенный доход самому обществу. К примеру, за 1901 г. общий доход со всех мастерских составил около 3.000 р. [16]. В данном случае можно говорить о том, что приходское попечительство действовало как коммерческое предприятие, обеспечивавшее себя стабильным доходом для развития своей дальнейшей деятельности.

Благотворительное общество стремилось не только уничтожить нищенство в приходе, но и не допустить в дальнейшем возникновения данного социального явления. С этой целью наиболее бедным семьям с детьми (около 100 семей) помощь оказывалась продуктами. Например, в 1906 г. было выдано продуктовых пайков на сумму 1900 р. [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, ряд приходских попечительств для борьбы с нищенством и бедностью принимали решение объединить свои усилия. Примером тому служит деятельность Общего приходского Закоторостных церквей города Ярославля Попечительства. В 1898 г. такое попечительство было создано в Закоторосльном районе города Ярославля, которое сосредоточило все свои усилия на создании различных благотворительных заведений. Следует отметить, что в данном районе были расположены многие промышленные предприятия, такие как фабрика Товарищества Ярославской Большой Мануфактуры, фабрики купца Н. Н. Вахромеева и др. Поэтому основное население приходов, расположенных за р. Которос-лью, составляли рабочие, материальное положение которых было достаточно нестабильным. Промышленный кризис на рубеже XIX-ХХ вв. оказал самое негативное влияние на жизненный

уровень рабочих, многие из которых были вынуждены пополнить ряды нищих.

Общее приходское Закоторостных церквей города Ярославля попечительство объединило пять церковно-приходских попечительств: Николо-Мельницкое, Петропавловское, Предтечевское, Донское и Федоровское, учрежденные при ярославских одноименных церквях. Соединенное попечительство по числу приходов разделялось на пять отделов, каждый из которых был самостоятельным в своей деятельности, но вместе с тем, они имели общую кассу и проводили совместные собрания членов общества для обсуждения текущих дел.

Своей целью данные приходские общества провозгласили «объединение деятельности для поддержания материальными средствами благотворительных, просветительных и ремесленных учреждений и выдачу денежных пособий нуждающимся» [18]. Для создания благотворительных заведений в православных приходах за р. Которослью соединенное попечительство привлекало самые разнообразные финансовые источники, такие как кружечные сборы в церквях, на промышленных предприятиях и в конторах, пожертвования членов попечительства и посторонних лиц, проценты с капиталов, случайные поступления [19]. Значительную материальную помощь оказывал общеприходскому попечительству купец, потомственный почетный гражданин Н. Н. Вахромеев.

В имении Вахромеевых были учреждены приюты для мальчиков и девочек. Детские учреждения выполняли и воспитательные, и образовательные функции. Все призреваемые обучались бесплатно в местных церковно-приходских школах и в мастерских, созданных при приютах, где получали определенную специальность. Благодаря этому впоследствии они могли пойти работать в ремесленные мастерские, на мануфактуры или заводы.

В доме Н. Н. Вахромеева на Федоровской улице размещалось сразу несколько благотворительных заведений. Прежде всего, это дневной приют (ясли) для маленьких детей, родители которых работали на фабриках или занимались поденным трудом. В яслях младенцы проводили весь день под надзором двух нянек. Ежедневно в дневном приюте находилось 10-15 детей [20]. Здесь же располагались богадельня для пожилых женщин и бесплатная столовая для бедняков, которую ежедневно посещали в среднем 70-75 человек. Несмотря на это, расходы соединенного попечитель-

ства по содержанию столовой были совсем небольшими, примерно 1500 рублей ежегодно, так как продукты питания доставлялись с фабрики Н. Н. Вахромеева по оптовым ценам [21].

При Ярославской Предтечевской церкви для мальчиков из малообеспеченных семей был создан работный дом. Данное учреждение позволяло детям самостоятельно зарабатывать себе на пропитание. Сюда ежедневно приходило 15-30 мальчиков в возрасте от 9-14 лет, которые под руководством мастера занимались клейкой бумажных картузов (пакетов) для упаковки в них табака. Бумага доставлялась с фабрики Н. Н. Ва-хромеева, на которую и сдавались склеенные картузы по цене, назначенной фабрикой. За выполненную работу подростки получали чай и обед, а также обувь и одежду [22].

Однако у благотворительного общества, несмотря на успешную и эффективную социальную работу, часто возникали финансовые трудности: расход превышал доход. К 1906 г. долг попечительства составил 1950 р. [23]. Однако оно продолжало свою деятельность, но было вынуждено сократить количество мест в благотворительных заведениях.

Таким образом, Общее приходское Закоторо-стных церквей города Ярославля попечительство и Общество «Христианская помощь» в селе Великом Ярославского уезда являются яркими примерами того, насколько эффективна могла быть деятельность приходских попечительств в борьбе с нищенством и бедностью. Успешное функционирование данных учреждений было обусловлено рядом факторов, а именно: продуманной программой действий, наличием денежных средств и, конечно, такая разнообразная социальная работа требовала от членов попечительства личного участия.

Тем не менее, положительный опыт по искоренению нищенства и предотвращению нужды в будущем в основном не был перенят остальными попечительствами Ярославской епархии. Официальные отчеты о деятельности приходских обществ показывают незначительные результаты. Так, к 1910 г. в епархии существовало 216 попе-чительств, из них 12 % вообще не имели денежных средств, 47 % ежегодно расходовали на благотворительность в среднем 5-50 рублей, а 7 % занимались исключительно благоустройством приходских храмов. За 1910 г. всеми попечитель-ствами Ярославской Епархии была потрачена на благотворительность значительная сумма - 33 тыс. рублей, из них 16 тыс. рублей, то есть поло-

вина суммы, приходились всего лишь на девять попечительств, к которым относились общество «Христианская помощь» и Общее приходское Закоторостных церквей города Ярославля попечительство [24].

Примечания

1. Левенстим, А. А. Профессиональное нищенство. Его причины и формы [Текст] / Нищенство. Ретроспектива проблемы. - СПб. , 2004. - С. 18.

2. Государственный архив Ярославской области (далее ГАЯО). - Ф. 642. - Оп. 1. - Д. 22791. - Л. 1.

3. Там же. - Д. 23553. - Л. 1.

4. Там же. - Ф. 73. - Оп. 1. - Д. 7312. - Л. 2-205.

5. Там же. - Д. 6976. - Л. 8.

6. См. подробнее: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. - СПб. , 1904. -С. 534.

7. Ярославские епархиальные ведомости (далее ЯЕВ) [Текст]. - 1865. - Ч. неоф. - № 38.

8. Там же. - 1866. - Ч. неоф. - № 30.

9. К вопросу о нищенстве [Текст] // Там же. -1914. - Ч. неоф. - № 31.

10. Журналы заседания Ярославского XV общеепархиального съезда духовенства 1908 года [Текст]. -Ярославль, 1908. - С. 10.

11. ГАЯО. - Ф. 642. - Оп. 1. - Д. 22791. - Л. 1.

12. Там же. - Д. 23553. - Л. 1.

13. Там же. - Д. 24009. - Л. 1.

14. Общество «Христианская помощь» при церкви Рождества пресвятой Богородицы в селе Великом, Ярославской губернии и уезда [Текст]. - Ярославль, 1892. - С. 3.

15. ГАЯО. - Ф. 230. - Оп. 4. - Д. 1847. - Л. 77.

16. Отчет Правления общества «Христианская помощь» в селе Великом, при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, читанный 1 июня 1901 года, за девятый год существования общества [Текст] // ЯЕВ. -1902. - Ч. неоф. - № 31.

17. О деятельности церковно-приходских попечи-тельств в 1906 году [Текст] // Там же. - 1907. - Ч. не-оф. - № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Отчет Общего приходского Закоторостных церквей города Ярославля Попечительства [Текст]. -Ярославль, 1906. - С. 2.

19. Сведения о церковно-приходских попечитель-ствах за 1905 год [Текст] // ЯЕВ. - 1906. - Ч. оф. -№ 11.

20. Отчет Общего приходского Закоторостных церквей города Ярославля Попечительства за второй год, с 1 января 1899 г. по 1 января 1900 г. [Текст] // Приходская жизнь. - 1900. - Апрель. - С. 144-151, 181-183.

21. Церковно-приходские попечительства за 1908 отчетный год [Текст] // ЯЕВ. - 1909. - Ч. оф. - № 21.

22. Благотворительные и просветительные учреждения Ярославской Предтечевской церкви за 1912 год [Текст] // Там же. - 1913. - Ч. оф. - № 51, 52.

23. Отчет Общего приходского Закоторостных церквей города Ярославля Попечительства [Текст]. -Ярославль, 1906. - С. 12.

24. ГАЯО. - Ф. 642. - Оп. 1. - Д. 24260. - Л. 3-16.