Научная статья на тему 'Основные направления религиозно - просветительско й деятельности костромского Александровского православного братства (конец XIX - начало XX вв. )1'

Основные направления религиозно - просветительско й деятельности костромского Александровского православного братства (конец XIX - начало XX вв. )1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСТРОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / KOSTROMA PROVINCE / ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PARISH SCHOOLS / ЦЕРКОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / CHURCH LIBRARY / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL WORK / АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО / ALEXANDER ORTHODOX BROTHERHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бауэр И.А.

Статья посвящена исследованию религиозно-просветительской деятельности костромского Александровского православного братства. Братство принимало деятельное участие в развитии народного образования и оказывало материальную помощь наиболее нуждающимся ученикам церковно-приходских школ, открывало церковные библиотеки, распространяло среди народа книги религиозно-нравственного содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS of RELIGIOUS educational WORK of THE Alexander orthodox FRATERNITY of kostroma province (LATE 19TH - EARLY 20TH centurIES)

The article examines the religious educational work of the Alexander Orthodox Fraternity of Kostroma province. The Fraternity took an active part in developing public education and provided financial and other support for the poorest students of parish schools, opened church libraries, distributed books of religious and moral contents among poor people

Текст научной работы на тему «Основные направления религиозно - просветительско й деятельности костромского Александровского православного братства (конец XIX - начало XX вв. )1»

честь... страны, которой они управляют, и не предадут священные принципы свободы и терпимости, которые они провозгласили» [14], поэтому «Таймс» призывала правительство Великобритании «установить сердечное согласие с обновленным правительством и просвещенным монархом Франции» [9]. Таким образом, с восшествием на престол Луи Филиппа Орлеанского Июльская революция 1830 г. была завершена, но еще долгое время в газете обсуждались июльские события во Франции и их последствия для остальной Европы, выразившиеся в серии революционных потрясений в Бельгии, некоторых государствах Германского союза, итальянских герцогствах и Польше.

Итак, лондонская ежедневная газета «Таймс» приветствовала Июльскую революцию 1830 г. во Франции, потому что французам, сумевшим избежать массовых кровопролитных столкновений, удалось предотвратить зарождающуюся тиранию и отстоять свои демократические права, зафиксированные в Хартии 1814 г. Ответственность за революционные потрясения в стране возлагалась на последнего монарха из династии Бурбонов Карла X и французское правительство, чья реакционная политика не только навлекла на них гнев подданных, но и подорвала доверие великих держав, которые не решились выступить в защиту свергнутого монарха. Надежды на стабилизацию обстановки в стране «Таймс» связывала с предста-

вителем младшей ветви династии Бурбонов Луи Филиппом Орлеанским, вступление на престол которого открывало новую страницу не только в истории Франции, но и всего европейского континента.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Молок А. И. Англия и революция 1830 г. во Франции // Международные отношения. Политика. Дипломатия. XVI-XX вв. - М., 1964.

2. Times. - 1830. - 2 August.

3. Дубровский А. В. Английское буржуазное общественное мнение и реставрация Бурбонов во Франции (1814-1830). - М., 1981.

4. Times. - 1823. - 4 February.

5. Times. - 1824. - 18 September.

6. Times. - 1824. - 21 September.

7. Times. - 1830. - 2 August.

8. Times. - 1830. - 5 August.

9. Times. - 1830. - 16 August.

10. Times. - 1830. - 3 August.

11. Times. - 1830. - 19 August.

12. Times. - 1830. - 20 August.

13. Times. - 1830. - 4 August.

14. Times. - 1830. - 11 August.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)1

MAIN AREAS OF RELIGIOUS EDUCATIONAL WORK OF THE ALEXANDER ORTHODOX FRATERNITY OF KOSTROMA PROVINCE (LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES)

И. А. Бауэр

Статья посвящена исследованию религиозно-просветительской деятельности костромского Александровского православного братства. Братство принимало деятельное участие в развитии народного образования и оказывало материальную помощь наиболее нуждающимся ученикам церковно приходских школ, открывало церковные библиотеки, распространяло среди народа книги религиозно-нравственного содержания.

I. A. Bauer

The article examines the religious educational work of the Alexander Orthodox Fraternity of Kostroma province. The Fraternity took an active part in developing public education and provided financial and other support for the poorest students of parish schools, opened church libraries, distributed books of religious and moral contents among poor people.

Ключевые слова: Костромская губерния, церковноприходские школы, церковные библиотеки, просветительская деятельность, Александровское православное братство.

Keywords: Kostroma province, parish schools, church library, educational work, Alexander Orthodox Brotherhood.

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры в инновационной России» на 2009-2013 гг. ГК № П 1142 от 2 июня 2010 г.

В Костромской епархии появление православных братств было вызвано рядом религиозно-нравственных и социальных проблем. Во-первых, Костромской край считался одним из центров старообрядчества в России, поэтому здесь еще в 1870 г. была основана Костромская миссия в форме Костромского епархиального комитета Православного миссионерского общества. Однако широкого распространения миссия не получила, и вся тяжесть борьбы с «инаковерием» легла на плечи приходского причта. Во-вторых, необходимость организации первоначального обучения детей и борьба с нищенством в церковных приходах определили просветительно-благотворительное направление деятельности православных братств [1].

Открывшееся в г. Костроме 16 сентября 1879 г. при церкви Иоанна Богослова близ Ипатьевского монастыря православное братство предполагало прежде всего вести благотворительную деятельность в Иоанно-Богословском приходе, а по мере увеличения средств и в других местностях. Учредителем-попечителем братства стал уроженец Иоанно-Богословского прихода тайный советник, старший чиновник Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Илларий Евфимьевич Беляев. Члены братства, преисполненные «отрадно-патриотическими воспоминаниями» о событиях в истории государства, связанных с началом царствования Михаила Федоровича Романова, на Общем собрании решили просить императора принять братство под покровительство наследника престола Александра Александровича. Получив 2 июня 1880 г. одобрительный ответ, оно стало именоваться Александровским православным братством. После вступления на престол Александра Александровича братство с 22 января 1883 г. стало именоваться «Александровское православное братство, состоящее под высочайшим покровительством его императорского величества Александра III».

Расширяющаяся с каждым годом просветительно-благотворительная деятельность братства потребовала пересмотра Устава. Он был дополнен и утвержден Костромским епархиальным начальством 19 октября 1884 г. Согласно новому Уставу, Александровское братство включило в круг своей деятельности распространение и утверждение религиозно-нравственного просвещения, попечение о приходских училищах и об учреждении при них библиотек исключительно из книг религиозно-нравственного содержания; оказание материальной помощи бедным прихожанам; благоустройство приходских церквей [2].

Первоначально Александровское православное братство распространяло свою просветительскую деятельность на Ипатьевскую слободу. Одной из главных забот в кругу деятельности братства было попечение о благоустройстве в Ипатьевской местности приходского училища, которое в первое время своего существования с 20 сентября 1877 г., помещалось в нанятой квартире. Стараниями братского управления и с помощью местных прихожан для училища в 1881 г. был выстроен деревянный двухэтажный дом. На первом этаже находился приют для временного проживания, преимущественно зимой, обучающихся в

училище детей крестьян из отдаленных селений. Ежегодно начиная с 1885 г. (со времени открытия приюта) в нем проживало и было обеспечено питанием 15 крестьянских детей. В училище дети обоего пола изучали Закон Божий, русский язык, письмо, арифметику и церковное пение; девочки, кроме того, обучались еще и рукоделию.

Поскольку желающих обучаться было много, а из-за недостатка помещения приходилось отказывать в приеме, братское управление в 1897 г. открыло в с. Стрельникове второе начальное народное училище, в которое с первого же дня поступило 50 учащихся. Тем не менее училище в Богословской слободе по-прежнему оставалось переполненным.

В начале 1898/99 учебного года Богословское училище было разделено на два - мужское с 80 учениками и женское с 60 ученицами [3]. Расходы на содержание самих училищ (на отопление, освещение, ремонт и т. д.) оплачивало Александровское православное братство. В 1914 г. на Богословское училище было израсходовано 651 руб. 66 коп. На содержание Стрельниковского братство выделило тогда же 677 руб. 8 коп. [4]. На вознаграждение учителям ежегодно отпускалось по 2200 руб. Министерством народного просвещения.

Не ограничиваясь деятельностью по Ипатьевскому отделу, братство по мере увеличения своих денежных средств распространило свою деятельность на Домнинский, Хри-пелевский, Макарьевский и Запрудненский приходы. Во всех этих четырех местностях братское управление основало попечительства, которые содействовали Совету братства в создании учреждений, имеющих своей целью удовлетворение разнообразных духовных и материальных нужд жителей [2]. Деятельность братства по Домнинско-Хрипелевскому отделу, открытому в 1886 г., выразилась в создании учреждений, которые служили развитию грамотности среди крестьян. Братское управление открыло в селах Домнине и Хрипелях церковно-приходские школы, которые первое время после открытия помещались в домах местных священников, а потом (Хрипелевская - с 1890 г., а Домнинская - с 1893 г.) были переведены в устроенные братством собственные помещения. Помимо училищ и общежитий при них Александровским братством были также открыты в Домнине кузнечно-слесарная мастерская для обучения в ней мальчиков-подростков изготовлению и починке сельскохозяйственных орудий, ковке лошадей, починке колес, тарантасов, телег, саней и т. п., а в Хрипелях -женская рукодельная школа, которая впоследствии была переведена в Домнино [3]. В 1890 г. в Домнинской церков-но-приходской школе обучалось 30 учеников, в Хрипелев-ской - 64. На содержание церковно-приходской школы по Домнинско-Хрипелевскому отделу братством было израсходовано 4385 руб. [5].

Макарьевское братское попечительство, открытое в 1888 г., в первый год своей деятельности пришло к заключению о необходимости учреждения в г. Макарьеве женской рукодельной школы для бесплатного обучения в ней дочерей малообеспеченных родителей. Тогда же за счет средств Александровского братства в Санкт-Петербургские

мастерские при Императорском Человеколюбивом Обществе были направлены 4 девочки-сироты. За четыре года они должны были обучиться кройке и шитью дамских и детских костюмов, а также белошвейному мастерству. В 1892 г. в г. Макарьеве была открыта, как и планировалось, женская рукодельная школа, в которой практическое обучение кройке и шитью велось в соответствии с учебным планом женских профессиональных школ Императорского Человеколюбивого Общества. В последствие появилась необходимость и в открытии женской церковно-приход-ской школы. Она помещалась в построенном в 1900 г. на средства братства одноэтажном деревянном доме в г. Ма-карьеве. В первый год работы школы в нее поступило 46 учениц, в 1913 г. число учащихся доходило до 100 [6]. Учителя получали от казны жалование в размере 780 руб. в год. Хозяйственные расходы братства на эту школу составили 333 руб. 93 коп. По свидетельству попечительства, эта церковно-приходская школа как в отношении внешнего благоустройства, так и учебно-воспитательной части занимала одно из первых мест в уезде [4].

Просветительская деятельность братства по Запруд-ненскому попечительству началась с открытия в 1889 г. в г. Костроме женской рукодельной школы с четырехлетним курсом обучения. Просуществовала она в этой местности недолго, год спустя после ее открытия она была переведена в центральную часть г. Костромы и до 1896 г. находилась в наемном помещении. Затем в этом же году для школы братством был приобретен двухэтажный каменный дом, который в 1901 г. был расширен для устройства при школе общежития на 15 иногородних учащихся. В 1906 г. братское управление устроило при рукодельной школе общеобразовательные воскресные классы, а на средства попечительницы школы Л. С. Чумаковой был открыт класс хорового пения [7]. В рукодельной школе в 1914 г. обучалось 65 учениц, из которых 46 платно (15 руб. в год) и 19 учениц духовного звания бесплатно. В школе существовало три отделения: бельевое, где обучали кройке и шитью белья; швейное отделение - обучали кройке и шитью дамской и детской одежды; отделение изящных рукоделий - обучали вязанию, а также машинному и ручному вышиванию. Ученицам, сдавшим экзамены по знанию курса кройки и шитья, выдавали еще и удостоверения о том, что они прослушали курс воскресной школы. На содержание рукодельной школы и общежития при ней братством было израсходовано в 1914 г. 4887 руб. 83 коп. [4]. В течение 10 лет костромская потомственная почетная гражданка Л. С. Чумакова раздавала учащимся книги религиозно-нравственного и литературного содержания, устраивала литературно-музыкальные вечера, в которых учащиеся исполняли как литературные, так и музыкальные произведения.

С 1909 г. по праздничным дням при школе для всех желающих проводились чтения со «световым картинами» религиозно-нравственного, исторического, литературного содержания и по гигиене.

Костромское Александровское братство, открывая народные училища, также стремилось организовать при них библиотеки. Устав братства, Параграф 5, содержал

сведения о том, что, «открывая приходские училища, братство учреждает при них библиотеки из книг религиозно-нравственного содержания, сказаний о жизни святых, повествований из русской истории...» [2].

Библиотеки пополнялись за счет средств Александровского братства и пожертвований. Например, «197 экземпляров отпечатанных на особых листах разнородных молитв» поступили в 1886 г. от почетного члена настоятеля Ораниенбауманской Дворцовой церкви протоиерея Г. Любимова и 776 экземпляров своих сочинений предоставил в распоряжение братства действительный статский советник Л. И. Бутовский. В 1890 г. Александровским братством было приобретено 225 экземпляров книг для училищной библиотеки в Ипатьевской местности. Санкт-Петербургский комитет грамотности тогда же пожертвовал 215 книг. В 1899 г. протоиреем церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, автором многочисленных богословских книг Д. П. Соколовым были пожертвованы 150 экземпляров его сочинения «Беседы с детьми о вере и нравственности христианской в рассказах из священной истории». К 1915 г. библиотека в Ипатьевской местности состояла из 418 книг разных названий в 599 томах. Библиотека при Стрельниковском училище - из 750 книг. Учительницей Богословского женского училища А. Л. Дурново для Стрельниковской библиотеки в 1915 г. было пожертвовано 150 томов. При Запрудненской рукодельной школе библиотека состояла из 577 томов книг религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания. Попечительница Запрудненской женской рукодельной школы Л. С. Чумакова передала в школьную библиотеку 87 томов. Просветительская деятельность Александровского братства выражалась также в снабжении жителей Ипатьевской местности книгами духовно-нравственного и исторического содержания [3].

В целом деятельность Александровского православного братства носила просветительно-благотворительный характер. Во всеподданнейшем отчете о состоянии Костромской губернии за 1886 г. говорилось о том, что, «развивая предуказанную его уставом благотворительную деятельность, братство содействовало развитию народного образования, устроило амбулаторную лечебницу и продолжает оказывать денежную помощь беднейшим из жителей Ипатьевской местности».

За 35-летний период деятельности костромского православного Александровского братства в его ведении находилось всего 7 школ. Несмотря на это деятельность Александровского православного братства оказала положительное влияние как на развитие народного образования, так и на распространение основ православной нравственности в Костромской губернии.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати конца XIX - начала XX в. - Кострома, 2002.

2. Устав Александровского православного братства в Костроме, состоящего под высочайшим Его

Императорского Величества покровительством. - Кострома, 1907.

3. Студитский И. Состоящее под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровское православное братство в г. Костроме. Исторический очерк 1879-1913 гг. - Кострома, 1913.

4. Деятельность Александровского православного братства за 1914-1915 гг. - Кострома, 1916.

5. Отчет по Костромскому Александровскому братству за 1890 г. (11 год существования) // Костромские епархиальные ведомости. - 1891. - № 12.

6. Студитский И. К XXXV-летию просветительно-благотворительной деятельности Александровского православного братства в г. Костроме. -Кострома, 1914.

7. Костромское Александровское братство. Годовой отчет. 1906-1907 гг. - Кострома, 1907.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА В РАЗВИТИИ ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.1

WORK OF THE VLADIMIR ORTHODOX FRATERNITY IN DEVELOPING CHURCH SCHOOL EDUCATION IN THE 2nd HALF OF THE 19th CENTURY - EARLY 20th CENTURY

Т. А. Красницкая, Т. А. Добычина

Статья раскрывает деятельность владимирского православного церковного братства Александра Невского во второй половине XIX - начале XX в. в области народного образования. Анализируя статистические данные, автор показывает масштаб и роль, которую сыграла просветительская работа братства в решении проблемы неграмотности населения, в становлении и развитии системы начального народного образования.

^ А. Krasnitskaya, T. A. Dobychina

The article examines the work of Alexander Nevsky Vladimir Orthodox Fraternity in public education in the 2nd half of the 19th century - early 20th century. The author analyzes the corresponding statistic data to show the scope and role of the Fraternity's work in solving the problem of public illiteracy, as well as establishing and developing the system of public primary education.

Ключевые слова: православные церковные братства, народное просвещение, церковно-приходские школы, начальное образование.

Keywords: Orthodox fraternities, public education, parish school, primary education.

Во второй половине XIX в. в России в связи с реформами 1860-1870 гг. остро встала проблема народного образования. В ее решении активную помощь государству оказывала православная церковь. 8 мая 1864 г. были приняты «Основные правила для учреждения православных церковных братств», что содействовало повсеместному возрождению в России этих общественно-церковных организаций. Целью деятельности братств была миссионерская работа. Одним из важных средств в ее достижении было развитие народного образования. Просветительская и миссионерская работа успешно велась в церковно-приходских школах. Потому одним из приоритетных направлений в деятельности существовавших братств была работа по устройству и поддержке подобных учебных заведений.

Во Владимирской губернии, достаточно типичной в дореволюционный период в Центральной России, становление и развитие церковно-школьного образования было связано с деятельностью братства Александра Невского, учрежденного в 1879 г. по инициативе епископа Владимирского и Суздальского Феогноста.

В это время на территории Владимирской губернии общественными городскими и земскими учреждениями было открыто более 300 «правильно организованных» народных школ [1, с. 5]. Кроме них по местам епархии существовали народные училища, добровольно открытые приходским духовенством. Братство в первый год своей деятельности взяло 10 училищ под свое покровительство, выделив денежное пособие в размере 100 руб. Братство содействовало открытию новых начальных учебных заве-

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. ГК № П 563 от 17 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.