ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Живаева О.О.
старший преподаватель Оренбургского государственного университета
гЫ1уаеуао@1пЪох. ги
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Аннотация: православный храм как вид христианской архитектуры представляет собой многогранное явление. История каждого храма - это возможность обратиться к судьбе людей, построивших его. История церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Оренбурга представлена в контексте темы купеческого храмостроительства в России, смысла и значения этой деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров.
Ключевые слова: архитектура православного храма, купечество, купеческое храмостроительство, благотворительность в России
Культурный ландшафт городов, сел, деревень России невозможно представить без православных соборов и церквей с их куполами, крестами и колокольнями, величественно и радостно устремленными в небеса.
О чем свидетельствует архитектура православного храма в средовом пространстве? Какие смыслы она заключает в себе? Какие вопросы задает тому, кто ее созерцает? Какие факты сохраняет, кого помнят ее стены?
Многоаспектность вопросов для диалога, которые могут быть сформулированы и рассмотрены при обращении к архитектуре православного храма, является следствием неисчерпаемой многомерности и многогранности религиозной архитектуры в целом, и христианской православной, в частности.
Архитектуру метафорически называют каменной летописью мира. В отношении культовых сооружений можно сказать, что это свидетельство в камне духовного горения человека, его устремлений к горнему, божественному началу.
Архитектурный облик православного храма формирует сакральность пространства, в которое он вписан. Форма, композиция храма несет в себе глубокий символический смысл, выражает языком культовой архитектуры основы православной веры. Созерцая материальное тело храма в пространстве, человек воспаряет и взором, и мыслями к горнему миру нематериальных духовных сущностей. Для верующего созерцать архитектурную форму православного храма является жизненной потребностью, неисчерпаемым источником духовной радости и веры. Но и для людей, далеких от религии, не принадлежащих православию или исповедующих другую веру, облик культового сооружения также является свидетельством духовного преображения места, освященного языком архитектурной художественной формы.
Дискурс об архитектурном наследии православия может быть развернут в различных научных областях: искусствознании, философии, эстетики, богословии, истории, социологии, культурологии. Наиболее перспективным и актуальным сегодня является стремление к
интеграции различных областей знания в постижении такого многомерного явления как культовая архитектура вообще, и православные храмы, в частности.
В статье мы помещаем православный храм в культурно-исторический дискурс. Среди многих возможных аспектов для диалога мы сосредотачиваем внимание на следующих вопросах:
- судьба конкретного православного храма через судьбы людей, построивших его;
- оренбургские купцы-храмостроители Деевы в контексте купеческого храмостроительства и благотворительности России.
Предметом культурно-исторического диалога в статье стал Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Оренбурга.
Материалами по теме статьи стали данные архивных документов по истории создания церквей в Оренбурге, взятые на сайтах церковных приходов, факты биографии оренбургских купцов Деевых, привлеченные по работам исследователей истории купечества в Оренбургской губернии, публикации оренбургских краеведов в периодических изданиях о храмах города. Также к написанию статьи были привечены исторические исследования о роли православия в купеческом сословии, о месте и значении благотворительности среди московского купечестве, о купеческом храмостроительстве в провинции.
Задавшись вопросом о том, кто построил тот или иной храм, исследователь выходит на изучение судьбы людей и тех обстоятельств, при которых возникла идея возведения церкви.
История оренбургской церкви Покрова Пресвятой Богородицы связана с известным купеческим родом Деевых.
Город Оренбург, основанный в середине XVIII в. как крепость на южных рубежах империи, стал центром пересечения торговых путей России и Азии, воротами с ней. Оренбургские купцы делали свои капиталы на торговле с Хивой, Бухарой. Одной из известных и преуспевающих в Оренбургской губернии стала династия купцов Деевых, ведущих свое дело с середины XVIII до начала ХХ в.
Деевы успешно и смело торговали с азиатами киргиз-кайсаками. Это было делом сложным, хлопотным и не всегда прибыльным, требовало многих усилий, умений, смекалки, предприимчивости, знаний языка, потребностей киргизов1.
Вернемся к истории возведения храма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была возведена за пределами крепостных валов города Оренбурга, в предместье, прозванном Голубиной или Старой слободкой. В XIX в. здесь по линиям или улицам стали селиться семьи купцов разного статуса. Улица, на которой проживал купец первой гильдии, почетный гражданин Оренбурга Михаил Степанович Деев, получила его фамилию - Деевская линия (современная Яицкая улица). На церковные службы слободским жителям - преимущественно представителям купеческого сословия - приходилось ходить в городскую крепость, преодолевая немалое расстояние при любой погоде. Необходимость в возведении церкви в Старой слободке ощущалась давно. События 1848 г. повлияли на принятие решения возвести там храм. В тот год в городе третья уже по счету эпидемия холеры (первая в 1829 г., вторая в 1831-1832 гг., третья,
1 Бурлуцкая Е.В. Оренбургские купцы Деевы в русско-азиатских контактах XIX века // Республика Казахстан и евразийское пространство: современность и перспективы развития. Материалы международной научно практической конференции, посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан. URL: https://articlekz.com/article/21434 (дата обращения: 10.10.2020).
самая масштабная - в 1848 г.) достигла ужасающих размеров. Согласно архивным документам, количество погибших от болезни в городе при населении 18 тысяч достигло 2800 человек1.
Семейство купцов Деевых благополучно смогло пережить три эпидемии, и в благодарность Богу за милость и заступничество, отец семейства Михаил Деев решил построить в слободке каменную церковь. В ответ на свое прошение генерал-губернатору В.А. Обручеву разрешить строительство храма, он получил под эту цель участок земли безвозмездно. Это была небольшая площадь, прилегавшая к дому купца. Со стороны городской крепости площадь, выделенная под церковь, находилась ниже уровни крепостных валов, а вот с западной стороны района она находилась на возвышении. В результате на фоне одно- и двухэтажной застройки местности Покровская церковь стала высотной доминантой, привлекая взор и облагораживая пространство силуэтом колокольни, куполов и крестов (Приложение. Рисунки 1, 2).
Церковь возвели в короткий срок, заложена 30 апреля 1852 г., а уже в ноябре 1853 г. освещена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм был решен в стиле классицизма, с одной главой на четверике, с колокольней шатрового типа на западном фасаде. Колокольня устроена в два яруса - первый ярус в форме четверика, второй ярус - вытянутый прямоугольный объем со сквозными арочными проемами, увенчанный шатровым перекрытием. Шестиколонный портик западного фасада, колокольня над западным порталом, лаконичный декор оконных проемов, обрамляющих их по периметру пилястрами с треугольными сандриками - эти элементы говорят о стилистике классицизма, в сочетании с приемами барочной архитектуры - раскрепованная линия карниза, овальные формы оконных проемов в четверике колокольни.
Вначале храм был однопрестольным. В 1855 г. сыновья Николай и Степан начали возводить два придела, испрашивая молитвенной помощи и небесной поддержки в исцелении заболевшего в 1855 г. родителя Михаила Степановича. В 1857 г. приделы были освящены во имя Архистратига Михаила и во имя преп. Сергия Радонежского.
Оренбург православный помнит Степана Михайловича Деева за предоставление возможности почитания в Оренбурге чудотворной иконы Табынской Божией Матери и ходатайстве о проведении крестного хода с иконой.
После смерти отца, следуя его примеру как завету, четыре сына купца продолжали всю жизнь жертвовать на возведение храмов, являлись попечителями Успенского женского монастыря города Оренбурга, приютов, гимназий.
Деятельное участие в создании женской монашеской обители города принял сын Михаила Деева Николай. Он откликнулся на прошение небольшой группы келейниц о предоставлении им места для общины. Сначала построил для них дом рядом с Покровской церковью в Старой слободке. Затем, когда в 1859 г. городское управление предоставило общине место рядом с христианским городским кладбищем, Николай построил в дар общине несколько зданий, фактически заложил первые постройки монастыря. В 1863 г. по ходатайству Н. Деева Оренбургское городское управление выделило 10 десятин земли (10, 9254 га).
Сыновья Михаила Степановича всю жизнь заботились о монастыре. Так, Петр Михайлович для каменной монастырской колокольни пожертвовал колокол, а также еще 1386 десятин земли, позаботился о возведении одноэтажного здания церковно-приходской школы при монастыре. За стенами Успенского монастыря купцы Деевы нашли вечный покой. Левее
1 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы: сайт. URL: http://www.oren-pokrov.prihod.ru/istorija_prikhoda (дата обращения: 10.10.2020).
здания главного монастырского храма Успения Богородицы находились фамильные склепы Петра и Василия Деевых, а над склепами установлены поминальные часовни. С приходом советской власти и началом гонений на Церковь монастырь в 1923 г. закрыли, в 1926 г. монастырские постройки отдали для городских нужд, в 1928 г. взорвали храм Успения и колокольню, разобрали каменную ограду монастыря. Фамильные склепы на территории монастыря были порушены, могилы вскрыты и поруганы1.
Выяснение подробностей, связанных с историей возведения церкви Покрова Пресвятой Богородицы, обратило нас к теме купеческого храмостроения и традициям благотворительности в купеческой среде России.
Исторически сложилось, что именно богатые купцы, а потом и крупные промышленники России занимались устроением церквей, содержанием приходов, жертвовали капитал на помощь больным и бедным, содержали приюты, больницы, детские дома.
Благотворительность на устроение храмов с древних времен была частью купеческой
жизни.
Об этом свидетельствуют разыскания историков. Так, теме купеческого храмостроительства на западных рубежах России - в городах Смоленске и Вязьме, посвящены работы Е. Беспаленок2. Результатами ее исследования стали следующие выводы: расцвет купеческого храмостроения в Смоленске и Вязьме связан с временем подъема деятельности смоленского купечества, он пришелся на 18 век, с 1740 по 1770-е гг. Так, в XVIII в. на деньги семи смоленских купеческих семейств было построено шесть новых каменных православных церквей, и отреставрирована одна церковь домонгольского периода XII в. А в Вязьме в период с 1714 по 1795 г. купцами было построено тринадцать церквей из камня, и одна из дерева, возведены новые приделу у двух старых храмов. На основе изучения круга общения, личных связей купцов-храмостроителей исследователь установил их авторитетное положении в обществе. Доказательством авторитета являются архивные данные о приглашении купцов, жертвовавших на строение храмов капитал, крестными родителями к детям мещан, купцов и даже священников. К примеру, у одного из известных купцов Смоленска А.Ф. Сисоева было более 50 крестников. Именно купцы-храмостроители избирались на высокие должности в городском самоуправлении, как, например, должность бургомистра, что также свидетельствует о степени доверия к ним со стороны населения. Купцы-храмостроители принимали активное деятельное участие в общественной жизни города, занимаясь благотворительностью.
То, что благотворительность была глубоко укоренена в укладе купеческой жизни, свидетельствует о духовных потребностях русского купечества, об их служению и исповеданию основ православной веры.
Каковы духовные основы такой благотворительной деятельности в купеческой среде?
Потребность быть полезным обществу, вложить свое богатство в духовные ценности Отечества - одна из причин благотворительности купеческой. Сужение общественной пользе
1 Свято-Успенский оренбургский женский монастырь: сайт. URL: https://orenmonastir.ru/letopis-monastyrya/istoriya-monastyrya/ (дата обращения: 10.10.2020).
2 Беспалёнок Е.Д. Место купцов-храмостроителей в городском сообществе XVIII века (по материалам Смоленской губернии) // Социо-культурная среда российской провинции в прошлом и настоящем: Сб. научных статей. Елабуга, 2015. С. 49-52. URL: https://old-smolensk.ru/?p=33612 (дата обращения: 10.10.2020).; Беспалёнок Е.Д. Факторы развития купеческого храмостроительства в XVIII веке (по материалам Смоленской губернии) // Проблемы экономической и социокультурной истории феодальной России. URL: https://statehistory.ru/books/Problemy-ekonomicheskoy-i-sotsiokulturnoy-istorii-feodalnoy-Rossii/27 (дата обращения: 10.10.2020).
называется одной из причин добрых дел в работах о благотворительности российских купцов и промышленников XIX в1.
Религиозность воспринималась в купеческой и предпринимательской среде как добродетель. Внешние торжественные проявления преданности вере, публичное отправление религиозных образов занимали больше место в жизни русских купцов. Демонстративная набожность, благотворительность и храмосозидание были попыткой совместить реально прожитую жизнь со стремлением к спасению души2.
Безусловно, истинные мотивы добрых дел коренятся в христианской этике. Послужить ближнему своему по христианским заповедям означало спасти свою душу. Еще историк В.О. Ключевский проницательно и глубоко заключил, что «древнерусский благотворитель, менее всего помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования». В.О. Ключевский называл благотворительность необходимым «условием личного нравственного здоровья», когда «целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы (....) самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием»3.
Таким образом, можно заключить, что творить добрые дела, жертвовать на возведение и устроение церквей и монастырей, нужды людей для русского человека являлось инструментом регуляции духовно-нравственного равновесия, способом воспитания духа и утроения души в ценностях православной веры. Примеров высоких движений души много в биографиях русских купцов: не остаться равнодушным к чужой беде, и завершить дело, которое осталось незавершенным другим человеком из-за корысти и жадности, подлости родственников, дать обет благодарения за избавление от жизненных неурядиц, сложных ситуаций, болезней.
В чем причина такого усердия в деле храмостроительства именно в купеческом сословии?
Одна из причин - характер деятельности купцов. Это была рискованная работа: дальние путешествия, нападения разбойников, разорение и т.п. Помощь и заступничество, необходимость в молитвенной поддержке в делах. Но не только это. Потребность благотворительности - в чертах русского характера, главными из которых общепризнаны религиозность, доброта и широта души. Религиозные ценности личности делали необходимостью творить добрые дела на благо людям и во славу Господа. Благотворительность - душеспасительное дело. Так вершилась забота о душе, о том, чтобы получить молитвенную поддержку после смерти. Через дела проявлялись высокие духовные качества личности храмостроителей-купцов - религиозность и готовность пожертвовать капитал на устроение храма.
1 Боброва О.Ю. Стремление к общественной пользе. Статья. URL: Точка доступа: https://berdskasloboda.ru/blagotvoritelnost-orenburgskih-kupcov/ (дата обращения: 10.10.2020).; Федорец А.И., Володихин Д.М. Традиции православной благотворительности. - М.: Вече, 2010. 288 с. URL: https://scibook.net/religiya-pravoslavie/blagotvoritelnost-moskovskih-kuptsov-26076.html (дата обращения: 10.10.2020).
2 Галимова Л.Н. Роль православия в жизни провинциального купечества // Вестник чувашского университета, 2010. №4. С. 276-281. URL:file:///C:/Users/ADMIN/DownIoads/rol-pravoslaviya-v-zhizni-provintsialnogo-kupechestva.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
3 Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси // Публичная лекция, прочитанная в 1819 году в пользу пострадавших о неурожая. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/dobrye-lyudi-drevnej-rusi/ (дата обращения: 10.10.2020).
Еще одно важное чувство - чувство благодарности - одна из важнейших причин, побуждавших купцов возводить храмы. Быть благодарным - значить признавать милость и любовь Господа. Быть благодарным - уметь увидеть, что то, что ты уже имеешь, это твое достояния, дарованное тебе, ты принимаешь и понимаешь этот дар, сохраняешь и преумножаешь его.
Таким образом, архитектура православного храма открывает возможность обратиться к смыслам, необходимым для определения культурно-ценностного кода поколения. Посмотреть, как наша современная система ценностей сопрягается с духовным наследием русской культуры и через это соотношение увидеть вектор развития.
Храмы Оренбургского края несут в себе историческую память о людях. Через память о храме мы восстанавливаем историческую память о делах людей, их нравах и мотивах. Размышления над этим приводят нас к осознанию своего культурного кода, не позволяющему народу перестать быть таковым.
Литература:
1. Беспалёнок Е.Д. Место купцов-храмостроителей в городском сообществе XVIII века (по материалам Смоленской губернии) // Социо-культурная среда российской провинции в прошлом и настоящем: Сб. научных статей. - Елабуга, 2015. С. 49-52. URL: https://old-smolensk.ru/?p=33612 (дата обращения: 22.11.2020).
2. Беспалёнок Е.Д. Факторы развития купеческого храмостроительства в XVIII веке (по материалам Смоленской губернии)// Проблемы экономической и социокультурной истории феодальной России. URL: https://statehistory.ru/books/Problemy-ekonomicheskoy-i-sotsiokulturnoy-istorii-feodalnoy-Rossii/27 (дата обращения: 22.11.2020).
3. Боброва О.Ю. Стремление к общественной пользе. URL: https://berdskasloboda.ru/blagotvoritelnost-orenburgskih-kupcov/ (дата обращения: 22.11.2020).
4. Бурлуцкая Е.В. Оренбургские купцы Деевы в русско-азиатских контактах XIX века// Республика Казахстан и евразийское пространство: современность и перспективы развития. Материалы международной научно практической конференции, посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан. URL: https://articlekz.com/article/21434 (дата обращения: 22.11.2020).
5. Галимова Л.Н. Роль православия в жизни провинциального купечества // Вестник чувашского университета, 2010. № 4. С. 276-281. URL: file:///C:/Users/ADMIN/Downloads/rol-pravoslaviya-v-zhizni-provintsialnogo-kupechestva.pdf (дата обращения: 22.11.2020).
6. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси// Публичная лекция, прочитанная в 1819 году в пользу пострадавших о неурожая. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/dobrye-lyudi-drevnej-rusi/ (дата обращения: 22.11.2020).
7. Федорец А.И., Володихин Д.М. Традиции православной благотворительности. М.: Вече, 2010. 288 с. URL: https://scibook.net/religiya-pravoslavie/blagotvoritelnost-moskovskih-kuptsov-26076.html (дата обращения: 22.11.2020).
References:
1. Bespaljonok E.D. Mesto kupcov-hramostroitelej v gorodskom soobshhestve XVIII veka (po materialam Smolenskoj gubernii) [Place of merchants-temple builders in the urban community of the XVIII century (based on the materials of the Smolensk province)]. Socio-kul'turnaja sreda rossijskoj provincii v proshlom i nastojashhem [Socio-cultural environment of the Russian province in the past
31
and present]. - Elabuga, 2015, pp. 49-52. (In Russian) URL: https://old-smolensk.ru/?p=33612 (data obrashcheniia: 22.11.2020).
2. Bespaljonok E.D. Faktory razvitija kupecheskogo hramostroitel'stva v XVIII veke (po materialam Smolenskoj gubernii) [Factors of development of merchant Church building in the XVIII century (based on the materials of the Smolensk province)]. Problemy jekonomicheskoj i sociokul'turnoj istorii feodal'noj Rossii [Problems of economic and socio-cultural history of feudal Russia]. (In Russian) URL: https://statehistory.ru/books/Problemy-ekonomicheskoy-i-sotsiokulturnoy-istorii-feodalnoy-Rossii/27 (data obrashcheniia: 22.11.2020).
3. Bobrova OJu. Stremlenie k obshhestvennoj pol'ze [The pursuit of the common good.]. (In Russian) URL: https://berdskasloboda.ru/blagotvoritelnost-orenburgskih-kupcov/ (data obrashcheniia: 22.11.2020).
4. Burluckaja E.V. Orenburgskie kupcy Deevy v russko-aziatskih kontaktah XIX veka [Orenburg merchants Deevs in Russian-Asian contacts of the XIX century]. Respublika Kazahstan i evrazijskoe prostranstvo: sovremennost' i perspektivy razvitija. Materialy mezhdunarodnoj nauchno prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 25-letiju Nezavisimosti Respubliki Kazahstan [The Republic of Kazakhstan and the Eurasian space: modernity and development prospects. Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of Independence of the Republic of Kazakhstan]. (In Russian) URL: https://articlekz.com/article/21434 (data obrashcheniia: 22.11.2020).
5. Galimova L.N. Rol' pravoslavija v zhizni provincial'nogo kupechestva [The role of Orthodoxy in the life of provincial merchants]. Vestnik chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. 2010, no. 4, pp. 276-281. (In Russian) URL: file:///C:/Users/ADMIN/Downloads/rol-pravoslaviya-v-zhizni-provintsialnogo-kupechestva.pdf (data obrashcheniia: 22.11.2020).
6. Kljuchevskij V.O. Dobrye ljudi Drevnej Rusi [Good people of Ancient Russia]. Publichnaja lekcija, prochitannaja v 1819 godu v pol'zu postradavshih o neurozhaja [A public lecture given in 1819 in favor of victims of crop failure]. (In Russian) URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/dobrye-lyudi-drevnej-rusi/ (data obrashcheniia: 22.11.2020).
7. Fedorec A.I., Volodihin D.M. Tradicii pravoslavnoj blagotvoritel'nosti [The tradition of the Orthodox charity]. M.: Veche, 2010. 288 s. (In Russian) URL: https://scibook.net/religiya-pravoslavie/blagotvoritelnost-moskovskih-kuptsov-26076.html_(data obrashcheniia: 22.11.2020).
Приложения
Рис. 1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Оренбург, ул. Маврицкого, 59.
Рис. 2
ORTHODOX CHURCH AS A SUBJECT OF CULTURAL AND HISTORICAL DISCOURSE
Zhivaeva O.O.
senior teacher Orenburg State University zhivaevao@inbox. ru
Abstract: the Orthodox Church as a type of Christian architecture is a multi-faceted phenomenon. The history of each temple is an opportunity to address the fate of the people who built it. The history of the Church of the Intercession of the most Holy Theotokos in Orenburg is presented in the context of the theme of merchant Church building in Russia, the meaning and significance of this activity in the formation of spiritual and moral values and guidelines.
Keywords: architecture of an Orthodox Church, the merchant, the merchant temple construction, charity in Russia
Для цитирования: Живаева О.О. Православный храм как предмет культурно-исторического дискурса// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 26-33.