Научная статья на тему 'Архитектура храмов Оренбурга XVIII середины XIX веков'

Архитектура храмов Оренбурга XVIII середины XIX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1191
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ ОРЕНБУРГА / ВОЗВЕДЕНИЕ КАМЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ / ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДЕРЕВЯННЫХ И КАМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ОРЕНБУРГА XVIIIПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / BUILDING OF THE FIRST WOODEN CHURCHES OF ORENBURG / ERECTION OF STONE CHURCHES / FEATURES OF ARCHITECTURE OF WOODEN AND STONE ORTHODOX TEMPLES OF ORENBURG XVIII-FIRST HALF XIX CENTURIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колобаева Татьяна Валерьевна

Работа посвящена архитектурным особенностям православных церквей г. Оренбурга XVIII середины XIX веков. Выявлены характерные черты архитектуры культовых зданий в период возникновения и роста поселения. Рассмотрены композиционные и планировочные решения церквей. Приведены описания и история строительства храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of temples of Orenburg XVIII the middle of XIX century

Work is devoted architectural features of orthodox churches of Orenburg XVIII the middle of XIX centuries. Characteristic lines of architecture of cult buildings in occurrence and settlement growth are revealed. Are considered composite decisions of churches. Descriptions and history of building of temples are resulted.

Текст научной работы на тему «Архитектура храмов Оренбурга XVIII середины XIX веков»

ББК T3(2P36)-7 УДК 72.03(09)(086.6)

АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ ОРЕНБУРГА XVIII — СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ*

Т.В. Колобаева

ARCHITECTURE OF TEMPLES OF ORENBURG XVIII — THE MIDDLE OF XIX CENTURY

T.V. Kolobaeva

Работа посвящена архитектурным особенностям православных церквей г. Оренбурга XVIII — середины XIX веков. Выявлены характерные черты архитектуры культовых зданий в период возникновения и роста поселения. Рассмотрены композиционные и планировочные решения церквей. Приведены описания и история строительства храмов.

Ключевые слова: строительство первых деревянных церквей Оренбурга, возведение каменных церквей, особенности архитектуры деревянных и каменных православных храмов Оренбурга XVIII— первой половины XIXвека.

Work is devoted architectural features of orthodox churches of Orenburg XVIII — the middle of XIX centuries. Characteristic lines of architecture of cult buildings in occurrence and settlement growth are revealed. Are considered composite decisions of churches. Descriptions and history of building of temples are resulted.

Keywords: building of the first wooden churches of Orenburg, erection of stone churches, features of architecture of wooden and stone orthodox temples of Orenburg XVIII— first half XIX centuries.

Город-крепость Оренбург заложили 19 (30) апреля 1743 года. Его строительство важно было завершить до наступления холодов. Казённые здания строили с деревянным каркасом. В основе такого сооружения лежит деревянный каркас из столбов, перекладин и раскосов, пространство между которыми заполняют камнем, битым кирпичом, и другими материалами. Эти постройки были временными. Для их возведения не требовалось большого количества строительного леса. В степной зоне вблизи строящейся крепости леса было не очень много.

Самыми интересными по архитектуре каркасными зданиями были церкви. В соответствии с утверждённым проектом крепости их построили три. Первая церковь с каркасом из брёвен была возведена всего за пять месяцев, й освящена в сентябре во имя Успения Пресвятой Богородицы. Она находилась между Дмитриевским и Южным переулками современного плана города. Ориентировано здание было точно на восток. Как выглядела эта церковь можно только предполагать на основе описаний очевидцев. «Её ширина согласно цифрам, приведённым в экспликации плана Оренбурга 1751 года, была 4 сажени, длина 10 сажень, что в метрической системе 8,52 метра и 21,8 метра соответственно»1. Успенская церковь стала соборной. В следующие за

её постройкой два года других церквей ещё построено не было.

В 1744 году началось строительство церкви Пензенского полка на месте западной части современного квартала Оренбурга между улицами Пушкинская и Ленинская. Эта церковь, освящённая во имя Троицы, «из дикого камня»2 имела фахверковую конструкцию3 . Фасад ее, выходивший на штатную улицу, определил название Троицкой (ныне Кобозева). Камень на её строительство добывали у поймы реки (красный песчаник), и на Маячной горе (известняк). Земля насыпалась между камней для выравнивания плоскости стен, снаружи и внутри стены строения обмазывались глиной. Длина Троицкой церкви без апсиды составляла 17,8 м, ширина — 7,8 м.

Церковь «во имя Святителя Николая, состоящая по Артиллерийской улице» также имела фахверковую конструкцию. Она была несколько меньше Троицкой, что видно из архивных чертежей. Чертежи этих двух церквей были отправлены Петром Ивановичем Рычковым с письмом от 3 июня 1760 года профессору Миллеру, в числе 14-ти планов Оренбургских городских строений4. Фахверковые церкви не были рассчитаны на длительный срок функционирования. Со временем в городе начали возводить каменные церкви.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-96004.

Искусствоведение

Оренбургский губернатор И.И. Неплюев, основавший крепость, был глубоко и искренне верующим человеком. В его управление Оренбург быстро развивался, крепость постепенно становилась городом. По его инициативе были возведены три каменных церкви: Преображенская (летняя) и Введенская (зимняя); и пригородная церковь: Георгиевская. На набережной Оренбурга построены Преображенская и Введенская церкви.

В 1746 году началось строительство первого храма из кирпича во имя Преображения Господня. Его проект выполнил архитектор Иоганн Вернер Мюллер5 . Здание было выполнено в стиле петровского барокко. Церковь освятили 12 ноября 1750 года, сделав соборной. Этот храм возвели на самом высоком месте набережной Оренбурга. Трехъярусная колокольня собора была видна издалека с левого степного берега реки Яик (Урал). Пропорции ширины и высоты колокольни до расположенного на её куполе восьмигранного фонаря соотносились 1:4. Наружные стены собора имели толщину более метра (около 1,5 аршин). Церковь-базилика в плане имела трёхнефное строение, и пристроенную с запада высокую трёхъярусную колокольню. Более широкий средний неф, чем боковые нефы, отделялся от них шестью колоннами. Длина нефа до алтаря составляла примерно 20 метров. Общая длина церкви с апсидой составляла около 30-ти метров. Западная стена церкви и южная стена колокольни, внутри которых имелась лестница на верхний ярус звона, были толщиной в сажень (2,13 метра). В церковь вели три полуциркульных арочных входа, южного, северного и западного фасадов. Алтарь равный по ширине самой церкви состоял из трёх помещений. Среднее из них пятиугольное самое большое. На восточном фасаде его третья часть выступала за линию фасада как пятигранная апсида.

В западной части набережной над Яиком в 1756 году завершилась постройка и была освящена в 1758-м Введенская церковь. Она ближе всего располагалась к наплавному мосту или переправе. Её местоположение было выбрано так, чтобы сохранить симметрию зданий на набережной относительно центральной улицы города. Главный фасад церкви украшали барочные волюты, расположенные по боковым фасадам первого яруса колокольни. Объёмы алтаря и основного объема покрывались вальмой. Пропорции этих двух каменных церквей различны. Основное помещение Введенской было шире и ниже, чем Преображенской. Его размер по высоте составлял 7 м, ширине — 17 м, а у Преображенской соответственно 8 м, и 12,5 м.

Георгиевская приходская каменная церковь в загородной казачьей слободе не была большой. Освящена она была около 1756 года. Решение объёмов барочной двухъярусной колокольни было представлено восьмериком на четверике.

Дальнейшее развитие церковного строительства Оренбурга шло при активном участии купечества и простых прихожан. В 1853 году купец 1-й гильдии Михаил Стефанович Деев обратился с прошением на свои средства построить церковь в «старой слободке» Оренбурга. В январе 1852 года Высочайшее разрешение на её возведение было получено. 30 апреля 1852 года храм Покрова был заложен6. В «старой слободке» не было площадей, поэтому с места закладки были перенесены прежде некоторые частные строения. Освящение церкви состоялось 22 ноября 1853 года. Позднее сыновья купца Стефан и Николай Деевы пристроили к ней два боковых придела, освящённых в сентябре 1857 года — Архистратига Михаила и Сергия Радонежского. Это трёхпридельный трёхнефный храм на каменном цоколе с габаритными размерами 24,1 и 34,3 м. В западной стене притвора прорезано три входа. Трехнефная трапезная выполнена чуть меньше ширины помещения собственно храма.

В целом можно констатировать, что архитектура самых первых фахверковых церковных построек Оренбурга не была лишена своеобразия, благодаря барочным завершениям их колоколен. Композиция этих церквей отличалась единообразием. Их планировочные решения типа «корабль» имели четырёхчастное строение. Звон колоколен был надстроен над входным притвором. Храмовый столп церквей решён в два яруса в формах восьмерика на четверике. Верхний ярус столпа не имел окон. Притвор, трапезная, и нижний ярус храмового столпа были равноширокими. Сильно развитые пятигранные алтари обеих церквей сделаны чуть меньшими по ширине относительно ширины других помещений. В каждом из них с востока прорезано по три окна.

Первые каменные церкви Оренбурга середины XVIII века были выполнены в стиле петровское барокко. В середине XIX века некоторые из них были перестроены в классической стилистике. Например, храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке каменные храмы имели зальное строение базилики. Планы их зданий состояли из трёх основных равношироких объемов. Как правило, помещения для молящихся прихожан, алтаря и притвора. К притвору с запада пристраивали колокольню или надстраивали её над его средней частью, по главной оси храма. Основное помещение храма четырьмя или шестью колоннами делилось на три нефа. (Во Введенской и Преображенской соборных церквях—шестью, а Георгиевской приходской — четырьмя.) Алтарь имел равную ширину с основным помещением церкви и состоял из трёх помещений. Среднее из них самое большое имело с востока гранёную или полукруглую форму. На восточном фасаде его треть выступала за линию фасада в виде апсиды. Два меньших по разменам алтарных помещения прямоугольной формы соединялись

38

Вестник ЮУрГУ, № 9(142), 2009

Т.В. Колобаева

Архитектура храмов Оренбурга XVIII — середины XIX века

с основным небольшими входными проёмами. Оба боковых алтарных помещения имели по одному оконному проёму. Главный алтарь с востока освещался тремя окнами. Вертикаль колокольни доминировала в объемах каменных церквей, горизонтальная ось молельного помещения храма была основной в интерьере.

В XIX веке храмы, возводившиеся на деньги богатого купечества, проектировали в соответствии с планировочным типом «корабль». Первоначально здания, как правило, были однопредельными. Впоследствии многие из этих храмов достраивались

и приобретали строение трёхнефных и трехпредельных зальных церквей.

Примечания

1. Дорофеев, В.В. Архитектура Оренбурга XVIII — XX веков / В.В. Дорофеев. — Оренбург : Южный Урал, 2007, —С. 12.

2. Дорофеев, В.В. Цит. соч. — С. 13.

3. РГАДА. Ф. 192, Оп. 1, ед. хр. 12. — Л. 4—5.

4. РГАДА. Ф. 192, Оп. 1, ед. хр. 12. — Л. 3.

5. Дорофеев, В.В. Цит. соч. — С. 16.

6. Оренбургские Епархиальные Ведомости № 6. — 14 октября 1999. — С. 7.

Поступила в редакцию 19 января 2009 г.

Колобаева Татьяна Валерьевна, аспирант кафедры «Искусствоведение и культурология» ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры «Графика» ЮУрГУ. Область научных интересов: история и теория архитектуры, реставрация и сохранение памятников архитектуры, архитектура Южного Урала в XVIII — начале XX вв.

Kolobaeva Tatyana Valerevna, the post-graduate student of chair «Iskusstvo-vedeniya and kulturologii» JUURGU, the teacher of chair «Grafika» JUURGU. Area of scientific interests: history and the architecture theory, restoration and preservation of monuments of architecture, architecture of Southern Urals Mountains in XVIII — beginning XX centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.