УДК 726
КОЗЫРЕНКО Н. Е. ЛАВА Д. А.
Архитектура православных храмов эмигрантского периода на территории США и Канады
Козыренко
Наталья
Ефремовна
кандидат архитектуры, доцент Тихоокеанского государственного университета
e-mail: [email protected]
Лава
Дарья
Андреевна
аспирант, Тихоокеанский
государственный
университет
e-mail: dashulia [email protected]
Целью исследования является выявление архитектурных особенностей православных храмов на территории США и Канады. В статье рассматриваются православные культовые сооружения периода 1918-1959 гг. (эмигрантский этап), связанного с массовой эмиграцией славянских народов. В работе выявлены основные тенденции строительства храмов данного этапа, рассмотрены объемно-планировочные и стилистические особенности, а также особенности интерьеров значимых культовых сооружений.
Ключевые слова: эмигрантский период, архитекторы-эмигранты, деревянные каркасные церкви, храмостроение, основные тенденции.
KOZYRENKO N. E., LAVA D. A.
ARCHITECTURE OF ORTHODOX CHURCHES OF AN EMIGRANT STAGE IN THE TERRITORY OF THE USA AND CANADA
Research objective is detection of architectural features of Orthodox churches in the territory of the USA and Canada. Orthodox churches of the period of1918-1959 or an emigrant stage are considered in this article. The stage is connected with mass emigration of the Slavic people to the USA and Canada. The main tendencies of construction of temples of this stage are revealed in work, space-planning, stylistic features, and also features of interiors of significant temples are considered.
Keywords: emigrant period, architects emigrants, woodenframe churches, key tendencies.
ременной период 1918-1959 гг. в США связан с массовой эмигра-| цией русских. После революционных изменений 1917 г. Россию покинуло около 1,16 млн человек. Вторая волна эмиграции отмечается после Второй мировой войны (1940-1950 гг.), когда за рубежом осталось более 1,5 млн человек.
Строительство православных храмов отмечается в местах концентрации славянского населения, география храмостроения обширная: северные штаты побережья Атлантического океана (Пенсильвания, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Массачусетс, Коннектикут, Вермонт, Нью-Гемпшир, Род-Айленд), район Великих озер (Иллинойс, Индиана, Мичиган, Миннесота), Аляска, а также штаты Калифорния, Канзас, Колорадо, Вашингтон, Миссури, Орегон, Флорида. Наибольшее количество храмов насчитывается в штатах Аляска (38), Пенсильвания (23), Нью-Йорк (18), Калифорния (13), Огайо (9), Нью-Джерси (8), Мичиган (7). Православные храмы активно строятся в таких крупных
городах, как Сан-Франциско, Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго.
На данном этапе растет количество православных верующих, но темпы строительства храмов резко замедляются. Причинами этого являются разрыв связи с Русской Православной Церковью (РПЦ) и отсутствие финансирования вследствие неблагоприятной обстановки в стране (экономический кризис, Вторая мировая война). Как правило, эмигранты первоначально арендовали здания или часть помещений других религиозных общин. Строительство собственного храма могло затягиваться до 30 лет. Поэтому выкупались уже построенная церковь другой общины или здание с другим функциональным назначением. Существующие постройки трансформировались в православный храм. При этом основные изменения происходили во внутреннем пространстве. Минимальными средствами оборудовались интерьеры, которые в самых общих чертах напоминали о православии. Внешний облик культового со-
Иллюстрация 2. Церковь Св. Петра и Павла, г. Минерсвиль, Пенсильвания: а — главный фасад; б — схема плана; в — внешний вид; г — боковой фасад. Источник: Иллюстрация 2, в: http://oca. org /parishes/oca-ep-minspp
Иллюстрация 1. Церковь Св. Михаила Архангела, г. Филадельфия: а — общий вид; б — интерьер; в — схема плана; г — главный фасад; д — боковой фасад. Источники: Иллюстрация 1, а: http:// www.philaplace.org/story/235/; Иллюстрация 1, б: http://www. yelp.com/biz_photos/st-michael-the-archangel-russian-orthodox-church-philadelphia?select=-zl7bORr12whKul KrQQpkg
оружения оставался более характерным для протестантской церкви. Этим объясняется большое количество храмов, напоминающих базилики и неоготические церкви. К внешнему облику здания добавлялся луковичный купол или православный крест.
Значительное количество новых храмов в США были построены по проектам архитекторов-эмигрантов. С одной стороны, они пытались воссоздать по всем канонам образ храма, с другой стороны, отмечается полный разрыв с традициями православного храмостроительства.
Примером храма, трансформированного из здания с другим функциональным назначением, является церковь Св. Михаила Архангела в г. Филадельфия (штат Пенсильвания). Построенное в 1874 г. для пресвитерианской церкви, здание было выкуплено православной общиной в 1923 г. (Иллюстрация 1). Двухэтажный храм, выполненный в неороманском стиле, имеет прямоугольную форму плана, его архитектурное решение отличается от традиционных образов православных церквей. Композиционной особенностью здания является выступающая квадратная башня на главном фасаде, которую венчает шпиль. С целью выделения композиционного центра определен минимальный набор декоративных элементов. Башня украшена треугольными фронтонами, круглыми окнами, пилястрами. По оси симметрии расположено арочное окно с витражом. На плоскостях боковых крыльев размещены вытянутые арочные окна. Боковые фасады решены метрическими рядами арочных окон с витражами, разделенных пилястрами.
Внешний облик церкви Св. Михаила Архангела, не характерный для традиционной православной церкви, не претерпел больших изменений (Иллюстрация 1). Но габариты сооружения (20 х 26 м) и его высота (40 м) выделяют его на фоне городской застройки. В интерьере были добавлены деревянный одноярусный иконостас с белой и золотой отделкой, иконы и фрески, из хора был удален орган. Зал для богослужений оформлен после демонтажа перегородок.
Особенностью внутреннего пространства церкви Св. Михаила Архангела является огромная арка, поддерживаемая дорическими колоннами. Внутри арки стену украшает фреска, написанная художником И. Новиковым. Другую часть стены алтаря за иконостасом занимают изображения Преображения и Воскресения Христа. До сих пор не установлены имена художников. Очевидно, что они пытались сохранить лучшие традиции
русской иконописной школы. Сводчатый потолок, с которого свешивается хрустальное паникадило, окрашен в голубой цвет, символизируя небо. Огромная высота внутренних помещений оказывала большое воздействие на прихожан [4, 1-6].
Аналогичное решение имеет православная церковь Св. Апостолов Петра и Павла в Минерсвиль, построенная в 1937 г. по проекту Джорджа Хронака и компании Wenner & Fink (Иллюстрация 2). Центральная башня,
Иллюстрация 3. Церковь Св. Николая Мирликийского, г Нью-Йорк: а — главный фасад; б — схема плана; в — боковой фасад; г — общий вид; д — интерьер. Источник: Иллюстрация 3, г https://www.flickr.com/photos/emilio_guerra/6013776587/in/ рЬю^^еат/; Иллюстрация 3, д: http://farm6.static.flickr.com/ 5006Z5252477329_c7ac27844d_m.jpg
Иллюстрация 4. Храм Св. Николая Чудотворца, г. Сиэтл, штат Вашингтон: а — главный фасад; б — схема плана; в — общий вид; г — интерьер. Источник: Иллюстрация 4, в, г: фотографии И. Ю. Грин (доцент каф. «Архитектуры и урбанистики», ТОГУ)
Иллюстрация 5. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поселок Джексон, Нью-Джерси: а — главный фасад; б — схема плана; в — боковой фасад; г — внешний вид; д — интерьер. Источник: Иллюстрация 5, г: http://oca.org/parishes/oca-ny-jnjnhv: Иллюстрация 5, д: http://saintmaryinjackson.com
прямоугольный неф и двухскатная крыша над ним впоследствии станут характерными приемами в архитектуре храмов в штате Пенсильвания. Сооружение было запроектировано специально для целей православного богослужения и строилось на средства общины. Архитектура церкви аскетична, практически отсутствуют декоративные элементы. Башня на оси симметрии центрального фасада завершается луковичной маковкой. Именно купол и апсида определяют типологические особенности сооружения. Габариты сооружения в плане 12 х 25 м, верхняя отметка равняется 23,5 м [2].
В 1882-1883 гг. по проекту архитектора Джеймса Ренвика в г. Нью-Йорке построен храм-памятник Св. Марка. В 1911 г. эту церковь арендовала словацкая об-
щина, а в 1925 г. ее приобрело православное сообщество. В настоящее время церковь посвящена Св. Николаю Мирликийскому (Иллюстрация 3). Фасады имеют неоготические мотивы. Архитектурное исполнение и планировочное решение не определяют функциональное назначение сооружения. В большей степени образ здания близок к административным типам. Как главный, так и боковые фасады асимметричны. Основной двухэтажный объем церкви перекрыт двускатной крышей. Центральный фасад скомпонован из разных частей, композиционно не связанных в единое целое. При абсолютно гладкой поверхности стены фрагменты церкви имеют самостоятельное решение.
На фронтальной плоскости центрального фасада выделен остроугольный портал, украшенный стрельчатыми архивольтами. Справа от портала выделен объем, который имеет три стрельчатых окна с витражами, объединенных масштабной аркой. Активным элементом фасада является колокольня, завершающаяся пирамидальным шатром. Небольшие оконные проемы расположены в шахматном порядке. К колокольне примыкает блок приходской школы, объем которой формирует перекресток улиц [6, 1-10].
Боковой фасад имеет двухчастное деление. Горизонтальные пояса выделяют этажи здания. Многоступенчатый карниз отделяет завершение фасада. Левая часть заканчивается мансардой с килевидными окнами в обрамлении. В правой части акцент сделан на высокой вставке верхнего уровня. Объем перекрыт высокой четырехскатной крышей. Общим элементом, который отмечен на всех фасадах церкви Св. Николая Мирликийского, являются оконные проемы характерной килевидной формы.
Особенностью интерьера церкви является арочная ниша в алтарной части, внутри которой вокруг арки развешены иконы в деревянных и золотых обрамлениях. Одноярусный деревянный иконостас отделан позолотой. Подобно внутреннему пространству церкви Св. Михаила Архангела, в интерьере приходского зала расставлены скамьи для удобства прихожан. План функционально разделен на несколько изолированных частей. С центрального холла входы ведут в храм, на колокольню и в школу.
Традиционные луковичные купола и шатровая колокольня над притвором, характерные для русских церквей, отмечены в облике храма Св. Николая Чудотворца (Иллюстрация 4), построенного по проекту Ивана Паль-мова в 1937 г. в г. Сиэтл (штат Вашингтон). Храм Св. Николая Чудотворца состоит из притвора, прямоугольного нефа и пятигранной апсиды. Акцентом храма является восьмигранная колокольня, завершенная шатром, украшенным закомарами на крыше и маленькой главкой. Главный объем перекрыт четырехскатной крышей и акцентирован пятью главками. Небольшая луковичная маковка выделяет центральный вход.
Главной особенностью храма Св. Николая Чудотворца является крыльцо с козырьком в виде закомары, опирающимся на две небольшие колонны. Форму закомар повторяют остроугольные ниши, в которых расположены прямоугольные окна нефа и притвора. Проемы в колокольне и апсиде имеют арочные очертания.
В интерьере храм Св. Николая Чудотворца имеет традиционный сводчатый потолок. На солее возвышается деревянный трехъярусный иконостас, отличающийся резными маковками, квадратными колонками, отделяющими друг от друга иконы, резьба на Царских вратах. В центре потолка традиционно подвешено позолоченное паникадило, украшенное изображениями святых, крестом и множеством лампочек, напоминающих свечи.
Иллюстрация 6. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, р-н села Киселев, Альберта, Канада: а — главный фасад; б — схема плана; в — внешний вид; г — боковой фасад; д — интерьер. Источник: Иллюстрация 6, в, д: http://www.historicplaces. ca/en/rep-reg/place-lieu.aspx?id=7917
Иллюстрация 7. Свято-Воскресенская церковь, деревня Сифтон, Манитоба: а — главный фасад; б — схема плана; в — внешний вид; г — боковой фасад; д — интерьер. Источник: Иллюстрация 7, в, д: http://www.historicplaces.ca/en/rep-reg/place-lieu. aspx?id=6259
Возведенный по инициативе митрополита Леонтия (Туркевича) храм Рождества Пресвятой Богородицы (Иллюстрация 5) в поселении Джексон имеет ярко выраженные индивидуальные характеристики (штат Нью-Джерси). Первый камень церкви заложен в 1940 г., а к 1951 г. строительство было окончено. Торжественное освящение храма состоялось 25 февраля 1952 г. [7].
Храм отличается необычным объемно-планировочным решением. Здание состоит из трех нисходящих по высоте и ширине прямоугольных объемов, увенчанных шатровыми крышами, над которыми возвышаются луковичные купола на цилиндрических барабанах. Первая, самая высокая часть здания отмечена колокольней. Главный фасад украшают архивольты, обрамляющие вход и криволинейный фронтон. На боковом фасаде все три объема имеют фронтоны в виде закомар.
В интерьере храм Рождества Пресвятой Богородицы перекрыт куполом. Позолоченный двухъярусный иконостас имеет резной орнамент в нижней части.
Наибольшее количество храмов в эмигрантский период в Канаде отмечено на территориях Альберты (21), Саскачевана (18), Манитобы (17). Церкви возводят в национальных деревнях, заселенных эмигрантами, и в крупнейших городах провинций — Эдмонтоне (Альберта), Виннипеге (Манитоба), Торонто (Онтарио), Монреале (Квебек), Ванкувере (Британская Колумбия).
В отличие от США, канадские православные храмы продолжают сохранять традиции народной архитектуры. Но если на начальном этапе церкви представляли собой очень простые объемно-пространственные решения, то в более поздний период их архитектура характеризуется большим количеством деталей и декоративных элементов. Большинство храмов в малых поселениях представляют собой деревянные каркасные здания, в крупных городах первые церкви были каменными. Проекты церквей разрабатывали как профессиональные архитекторы, так и обычные прихожане.
Самым крупным сооружением, которое построено в Канаде, является деревянная каркасная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Иллюстрация 6), возведенная в 1902 г. в районе села Киселев (провинция Альберта). Здание полностью уничтожено пожаром в 1949 г. Храм был перестроен в 1950 г. по проекту архитектора Джона Многолитни, спроектировавшего на территории страны более двадцати храмов [1].
Здание имеет традиционное для большинства церквей объемно-планировочное решение: прямоугольный притвор, крестообразный неф с крыльями, увенчанными двускатной крышей, на пересечении которых возвышается квадратная башня с пирамидальным завершением, переходящим в восьмигранный барабан; крылья креста с треугольными фронтонами и двумя арочными окнами; пятигранная апсида. Центральный купол обычно двухъярусный, состоящий из нижней полусферической части, переходящий с помощью восьмигранного барабана в луковичную маковку.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы имеет пять маковок: самую крупную — над нефом, среднюю — над притвором, меньшие по высоте — над апсидой. Особенностью храма является колокольня над притвором. Отмечено, что в большинстве канадских церквей колокольня располагается на участке отдельно. Основной объем фланкируют две вертикальные башенки, завершенные главками на восьмигранном барабане. Храм отличается небольшими круглыми окошками на фронтонах и над главным входом. Арочные витражи нефа и апсиды украшают переплеты в виде креста.
Внутреннее пространство церкви Рождества Пресвятой Богородицы, как и интерьеры большинства православных храмов, в Канаде традиционно. Деревянный иконостас отличается полукруглыми завершениями в верхнем ярусе. Стены и сводчатый потолок с открытым в интерьере куполом облицован деревянными панелями. Под куполом подвешено хрустальное паникадило. Стены украшают иконы, написанные отцом Иоанном Василем.
Большую историческую ценность среди канадских культовых сооружений имеет Свято-Воскресенская церковь (Иллюстрация 7), построенная в 1926 г. в деревне Сифтон (провинция Манитоба) [3].
Здание имеет характерные отличительные особенности в объемно-пространственной композиции. Самой высокой частью церкви является колокольня. В рассмотренных храмах по высоте выделялась башня над нефом. В планировочной организации Свято-Вос-кресенскую церковь отличают крылья креста, которые незначительно выступают из основного объема храма. В объемном построении отмечено расположение маковок по возрастанию от алтаря к притвору, необычная форма одноярусного центрального купола, отсутствие барабана на колокольне.
Иллюстрация 8. Собор Св. Марии Одигитрии, г Виннипег, Манитоба: а — главный фасад; б — схема плана; в — боковой фасад; г — внешний вид; д — интерьер. Источник: Иллюстрация 8, г: http://www.ukrainianchurchesofcanada.ca/architectural_ stylesZtraditional_kievan.html; Иллюстрация 8, д: http://www. stmarytheprotectress.org/
Интерьер Свято-Воскресенской церкви отличается резной деревянной мебелью. Детально выполнен двухъярусный деревянный иконостас. Основное внутреннее пространство храма занимают скамьи, которые являются нетрадиционными элементами для православной церкви. Стены и сводчатый потолок с открытым куполом покрыты штукатуркой, а нижняя часть стен отделана деревянными панелями.
Помимо деревянных церквей в эмигрантский период в Канаде начинается строительство каменных храмов. Эта тенденция отмечена в городах Виннипег и Монреаль.
Каменная церковь Св. Марии Одигитрии (Иллюстрация 8) в г. Виннипег построена в период 1925-1951 гг. Чертежи здания разработаны Семеном Ковбелем, который курировал строительство. Из-за того, что храм возводили по большей части сами прихожане, строительство затянулось на много лет. Все это время богослужения проходили в недостроенном здании.
Храм построен из красного кирпича и состоит из основного крестообразного объема, который выделяется с флангов двумя двухэтажными квадратными башнями.
Верующие, мигрируя в Канаду, приняли для строительства своих храмов некоторые элементы традиционного искусства. Для украинских церквей характерны многоярусные купола грушевидной формы (примерами являются Софийский собор и церковь Феодосия Печер-ского в г. Киеве). Часто барабан венчался полусферическим куполом, переходящим в луковичный. Особенностью церкви Св. Марии Одигитрии являются необычные многоярусные купола в виде бутонов с луковичными
Иллюстрация 9. Церковь Св. Иоанна Сачавского, г. Виннипег: а — внешний вид, 1903 г.; б — внешний вид, современное состояние; в — главный фасад; г — схема плана. Источник: Иллюстрация 9, а: http://www.mhs.mb.ca/docs/sites/mcdougallmemorialmethodist. shtml; Иллюстрация 9, б: http://www.ukrainianchurchesofcanada. ca/architectural_styles/ukrainian_canadian_fusions.html
завершениями. Причем самый крупный купол над нефом имеет полусферическое основание, а две меньших по размеру маковки над квадратными башнями — четырехгранное. Плавная линия по плоскости барабана подчеркивает форму арочных проемов.
Главный фасад храма разделен на три части, которые составляют входная группа и две башни. Портал, увенчанный треугольным фронтоном, разделен условными пилястрами еще на три части. Особенностью центральной секции является окно-роза над главным входом, а двух боковых — симметричные витражи в виде креста с мелкими членениями.
На боковом фасаде имеются два композиционных центра: башня колокольни и объем храма. Другими особенностями культового сооружения являются ниши в виде креста с боковых сторон, арочные окна с членениями в виде креста. Рисунок креста образуется и на круглом окне главного фасада.
Внутри церкви Св. Марии Одигитрии раскрывается огромное пространство со сводчатым потолком и открытым в интерьере куполом, окрашенным в голубой цвет и украшенным росписями; трехъярусным деревянным иконостасом, хрустальным паникадилом, жертвенниками и скамьями для удобства прихожан.
В Канаде, как в США, в эмигрантский период появляются храмы, трансформированные из зданий с другим конфессиональным и функциональным назначением.
Так, здание нынешнего собора Св. Иоанна Сачавского (Иллюстрация 9) в г. Виннипег изначально служило методистской церкви, построенной по проекту архитектора Эдварда Ловери, пока не было выкуплено в 1931 г. православным сообществом [5]. Здание претерпело значительные изменения, и храм в неоготическом стиле получил другие стилистические характеристики. В результате кубический объем завершился главками. Центральный купол самого крупного размера был добавлен над нефом, а два меньшего размера заменили шпиль и пирамидальную крышу над башнями. Кроме того, вместо центрального витража добавлен еще один вход в храм.
Особенностями храма являются окна-розы на треугольных фронтонах с каждой стороны здания и на каж-
дой грани квадратных башен, а также попарно расположенные вытянутые арочные витражи с полукруглыми поясками над ними. Внутри собор Св. Иоанна отличается галереями с трех сторон крестообразного нефа, отделяемыми колоннами.
Заключение
В эмигрантский период (19171959) на территории США многие традиции русского православного храмостроительства были утрачены, поэтому в большинстве своем храмы имеют различные вариации объемно-планировочного решения и разные стилистические мотивы. На данном этапе можно встретить как готические церкви с прямоугольным планом и высоким шпилем, так и крестообразные храмы с луковичными куполами.
В отличие от США, православные храмы эмигрантского периода в Канаде продолжали сохранять традиции народной архитектуры. Храмы здесь чаще имеют деревянную каркасную конструкцию, отличаются небольшими размерами, простым оформлением фасадов. При строительстве церквей на данном этапе применяли более сложные объемно-планировочные решения и, чаще всего, крестообразную форму плана. Активными архитектурными элементами являются фронтоны на боковых фасадах, высокие двухскатные крыши над крыльями креста и крупный двухъярусный купол, открытый в интерьере.
Интерьеры американских православных культовых сооружений довольно традиционные, за исключением скамей, часто встречающихся в канадских церквях.
Список использованной литературы
1 Lamont County. Research file: The Nativity of the Holy Virgin Orthodox Church of Kysylew, The Canadian Register of Historic Places [Электронный ресурс]. URL: http:// www.historicplaces.ca / en/ rep-reg /place-lieu.aspx?id=7917.
2 New York City Landmarks Preservation Commission, JM., December 16, 2008, Designation List 408, LP-2312, p. 1-10.
3 Rural Municipality of Dauphin By-law № 2877, March 8, 2005, The Canadian Register of Historic Places.
4 St. Michael the Archangel Russian Orthodox Church, Fourth Street & Fairmount Avenue, Philadelphia, Philadelphia County, Pennsylvania. Written historical and descriptive
data, Church Collection, Library of Congress, Washington, D. C., p. 1-6.
5 Исторический участок провинции Манитоба: собор Св. Иоанна Са-чавского [Электронный ресурс]. URL: http://www.mhs.mb.ca/doc s / sites / mcdougallmemorialmetho dist.shtml.
6 Православная церковь в Америке. Церковь св. Михаила Архангела, г. Миннерсвиль, Пенсильвания [Электронный ресурс]. URL: http://oca.org/parishes/ oca-ep-minspp.
7 Православная церковь в Америке. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, пос. Джексон, Нью-Джерси [Электронный ресурс]. URL: http://oca.org/ parishes/ oca-ny-jnjnhv.