Научная статья на тему 'История Градоякутского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы висследованиях краеведов и архитекторов'

История Градоякутского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы висследованиях краеведов и архитекторов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЯКУТСКОЙ ЕПАРХИИ / ГРАДОЯКУТСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ХРАМА / МОСКОВСКОЕ БАРОККО / АРХИТЕКТУРА ЯКУТСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ / ORTHODOX CHURCHES OF THE YAKUT DIOCESE / THE CITY-YAKUT CHURCH OF THE VIRGIN MARY / THE INTERNAL DECORATION OF THE CHURCH / "MOSCOW BAROQUE" / ARCHITECTURE OF THE YAKUT ORTHODOX CHURCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романенко Николай Николаевич

В статье представлен краткий обзор истории Градоякутской Богородицкой церкви одного из древних храмов Якутска. В настоящее время в научный оборот введены все основные фактические сведения по истории храма, произведено его архитектурное описание. Но вместе с тем имеющийся материал рассредоточен по разным публикациям, специальное исследование истории данного храма отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Градоякутского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы висследованиях краеведов и архитекторов»

H.H. Романенко

История Градоякутского храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в исследованиях краеведов и архитекторов

В статье представлен краткий обзор истории Градоякутской Богородиц-кой церкви - одного из древних храмов Якутска. В настоящее время в научный оборот введены все основные фактические сведения по истории храма, произведено его архитектурное описание. Но вместе с тем имеющийся материал рассредоточен по разным публикациям, специальное исследование истории данного храма отсутствует.

Ключевые слова: православные храмы Якутской епархии, Градоякутская Богородицкая церковь, внутреннее убранство храма, московское барокко, архитектура якутских православных храмов

В Якутском крае православные храмы появились в первой половине

XVII в., на семь веков позже, чем на Руси. Распространение храмов связано с христианизацией местного коренного населения. Первые храмы появились в г. Якутске. По данным историка Г.А. Попова, в первой половине

XVIII в. в Якутске, небольшом и малочисленном, стояло девять церквей [1, с. 43]. Большинство из них не сохранилось. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVIII в., под стенами которого прошла жизнь почти тридцати поколений якутян, до сих пор находится там, где его построили, и является украшением города.

Первый историк, у которого выявлены сведения о Богородицкой церкви, - П.П. Явловский. Прокопий Прокопьевич родился в 1868 г. в семье казака Якутского городового пешего казачьего полка. В 1876 г. Прокопий поступил в Якутское духовное училище, а затем в Якутскую духовную семинарию, которую в 1890 г. успешно окончил и получил аттестат. В том же году будущий автор «Летописи...» поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1894 г. со степенью кандидата богословия, после чего был назначен в Якутск епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. С 1895 г. он работал учителем географии в Якутском епархиальном женском духовном училище. С февраля 1896 г. был назначен на должность преподавателя теории словесности, истории русской литературы и русского языка в духовную семинарию, где также преподавал географию. Кроме этого, П.П. Явловский состоял членом епархиального училищного совета и с 1900 г. в церковно-миссионерской переводческой комиссии. С 15 июня 1900 г. по 1 февраля 1906 г. он редактировал официальный орган Якутской епархии -

«Якутские епархиальные ведомости». В последние годы жизни преподавал греческий язык в Иркутском духовном училище. Накануне Октябрьской революции Явловский вернулся на родину в Якутск. Награжден орденами Святого Станислава III степени (1901) и Святой Анны III степени (1906) [2, с. 5-8].

Ныне изданы две книги, над которыми работал П.П. Явловский. Это «Систематический указатель статей, помещенных в неофициальной части Якутских епархиальных ведомостей... »(Сергиев Посад, 1898) и «Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени (1632-1914 гг.)» (Якутск, 2000-2002). Над рукописью последней книги автор трудился до конца своих дней. Прокопий Прокопьевич имел возможность работать с архивом Якутской епархии и в «Летописи.» отразил, кроме гражданской истории, историю Православия в Якутии на протяжение почти трех столетий. В своем труде П.П. Явловский широко использовал подлинные архивные документы, в настоящее время утраченные или вывезенные из Якутии, периодическую печать, публикации и исследования по истории Якутска. Книга была издана в 2002 г. к 370-летнему юбилею города.

В книге автор пишет, что в 1773 г. в южной части города была построена каменная Градоякутская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (строительство начато в 1769 г.). На средства, пожертвованные Д.И. Кипчаковой, были приобретены иконостас, святые иконы и прочая утварь. Строительство заложенной с благословения епископа Иркутского Софрония (Кристалевского) церкви было завершено уже при его преемнике Михаиле (Миткевиче) [2, с. 170; 3, с. 188].

В 1932 г. Г.А. Попов - один из первых профессиональных историков Якутии - подготовил исследование по истории города Якутска. Григорий Андреевич родился в 1887 г., принадлежал к сословию священнослужителей. Получил образование в Казанской духовной академии (1917), после чего вернулся на родину и начал педагогическую деятельность. С установлением в Якутии советской власти Попов занялся просветительской и научно-исследовательской работой и был назначен уполномоченным подотдела исследования Сибири, а затем заведующим научным отделом при Наркомате просвещения ЯАССР. С 1923 г. работал заведующим Якутским краеведческим музеем, продолжая преподавательскую работу. Под его началом была организована Вилюйская экспедиция (1921), Якутское краевое географическое общество (1922), введено преподавание краеведения в школах города Якутска (1923). Попов - автор монографических работ, учебных пособий и большого числа статей в местной печати. В мае 1938 г. Григорий Андреевич был арестован органами НКВД, ему предъя-

вили обвинение в контрреволюционной деятельности. Скончался в заключении 6 декабря 1942 г., реабилитирован в 1956 г. [4, с. 3-30].

Над рукописью очерков по истории города ученый работал несколько лет, планируя издать книгу к 300-летнему юбилею города. В исследовании содержатся интересные сведения по градостроительству, управлению, сословиям, культурной жизни и пр. В разделе «Город Якутск в XVIII столетии» (часть «Движение русских на восток») автор пишет что «...в 30-х гг. XVIII столетия, упоминается Богородицкая церковь» [1, с. 43]. По данным автора, деревянная церковь была освящена во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Исследования по истории храма были возобновлены только в начале 2000-х гг. Были изданы работы, значительно дополнившие сведения по истории храма. В 2000 г. увидела свет книга «Якутия. Хроника. Факты. События», представляющая краткое хронологическое систематизированное изложение важнейших фактов и событий. Составитель хроники, A.A. Калашников, уроженец г. Нюрба Республики Саха (Якутия) несколько лет работал в авиации, затем в 1969 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт. Занимается архивной работой. При его участии вышло более десятка сборниковдокументов.

На основе обширного архивного материала A.A. Калашников описывает историю храмов Якутского края. О деревянной Богородицкой церкви сказано, что она была построена в 1760 г., имеет интересное архитектурное оформление, была отреставрирована в начале ХХ в. и в 1922 г. разрушена [5, с. 112-113]. Составитель книги сообщает, что на средства горожан в 1773 г. была построена каменная Богородицкая церковь [5, с. 121].

В 2005 г. вышла в свет книга И.И. Юргановой, где впервые была воссоздана в систематическом виде история храмостроительства в Якутии дореволюционного периода (переиздана в 2010 г.).

Инна Игоревна Юрганова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (ИГИиПМНС СО РАН), почетный профессор Якутской духовной семинарии, автор монографий и статей по истории Православия в Якутском крае.

В книге «Церкви Якутии» Юрганова сообщает дату постройки каменной трехпрестольной Богородицкой церкви (1773 г.), имя купца, на средства которого велось строительство (Д. Барабанов), называет постройки, находившиеся в церковной ограде (сторожка, амбар для кладовой и погреба, построенные в 1846 г. из бревен старой церковной колокольни). В октябре 1899 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа.

В 1909 г. прихожанами церкви были 193 человека, проживавшие в г. Якутске. Автор приводит сведения о том, что в годы советской власти в здании каменной церкви была размещена лаборатория Наркоммест-прома, а также дату первой службы в восстановленном храме (декабрь 2009 г.) [6,с. 28].

Продолжая исследование по теме «История Православия в Якутии», И.И. Юрганова публикует интересные факты из истории храмов. Так, по выявленным и опубликованным в 2008 г. данным, в конце 1920-х гг. в храмовом здании жили рабочие [7].

Обобщение всего изданного материала было предпринято И.Д. Дмитриевой в научно-популярной книге по истории Православия в Якутии (книга издана по материалам и под научным руководством И.И. Юргановой).

Ирина Александровна Дмитриева, член Союза журналистов РФ, кандидат философских наук, лауреат многих литературных и поэтических премий, редактор и автор молодежной православной газеты «Логос». В 2007 г. она была награждена орденом Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени. 24 сентября 2010 г. получила из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благодарственное письмо.

В книге «На Север сквозь века.» автором обобщен фактографический материал. Книга повествует о первых периодах распространения христианства в Якутии - тобольском и иркутском, которые заняли около двух веков. Автор сообщает о заложении Богородицкой церкви (середина XVIII в.); приводит сведения, что на расположенном неподалеку кладбище была похоронена опальная графиня А.Г. Бестужева, сосланная в Якутск во второй половине XIX в.; дает характеристику архитектурного стиля храма; приводит сведения о его внутреннем убранстве. Впервые приведены сведения об истории использования здания храма в годы советской власти (лаборатория по испытанию строительных материалов Наркомместпрома, геологические фонды, постоянная геологическая выставка-музей, станция космическихлучей № 1) [8, с. 113,120].

Особого внимания заслуживают работы архитекторов, оценка которых важна при описании архитектурных особенностей Градоякутского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первая работа, посвященная архитектуре храма, была опубликована в 1979 г. Ее автор Т.А. Проскурякова указывала на отличительную черту архитектуры Богородицкой церкви, свидетельствующую о связи с московским храмовым строительством XVII в., - декоративное убранство храма, отличающееся особой рельефностью. Колончатые наличники с клиновидными кокошниками,

угловые пилястры с профилированными поясами, пластичные элементы перспективных порталов храмов были выложены из правильного кирпича, но в отличие от ярусных церквей московского барокко для сибирских храмов характерны предельно простой силуэт и четкая форма основных объемов, все художественное убранство которых концентрируется на плоскостях стен.

Проскурякова отмечает, что в середине XIX в. завершается формирование композиции Богородицкой церкви, и с пристройкой трапезной, приделов и колокольни церковь, получает трехчастное членение вдоль главной оси здания. Таким образом, общая композиция плана стала традиционно русской, когда на одной композиционной оси последовательно с востока на запад располагаются основные помещения: собственно храм,трапезная и колокольня [9].

В 1992 г. вышла книга «Архитектурное наследие Якутска». Автор -Николай Петрович Крадин, доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектуры и урбанистки Тихоокеанского государственного университета. Родился в 1938 г. в Хабаровске, обучался на художественно-графическом отделении Биробиджанского педагогического училища (1956-1960). За научные и исто-рико-архитектурные исследования и изданные труды Н.П. Крадин имеет награды различныхтворческих конкурсов и архитектурных фестивалей.

В книге «Архитектурное наследие Якутска» Крадин указал, что Гра-доякутская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы является памятником градостроительства и архитектуры, назвал дату постройки храма (1773 г.), место строительства (заложная часть города) и имя купца-мецената (купец 1-й гильдии Д. Барабанов), отметив, что церковное здание является типичным провинциальным образцом поздней барочной архитектуры. «Здание церкви было построено с двумя приделами и ориентировано восток-запад. <...> Приземистый четверик главного объема органично переходит в восьмерик, завершенный низким куполом с небольшой главкой. На гранях восьмерика устроены прямоугольные оконные проемы с рельефными лепными обрамлениями» [10, с. 55].

По мнению ученого, западная часть церкви, включающая трапезную с двумя приделами и колокольню, не увязывается с древним характером архитектуры. Описывая колокольню, автор приходит к заключению, что благодаря ей здание Богородицкой церкви отличается от других церквей города выразительным силуэтом и монолитностью. После революции были разрушены верхние объемы колокольни, сняты кресты и главки

храма. Фрески на внутренних стенах обезображены поздними наслоениями штукатурки [10, с. 55].

В 2000 г. была опубликована книга П.П. Петрова «Градоякутские православные храмы». Пантелеймон Пантелеймонович - кандидат исторических наук, специалист по истории городов северо-востока Азии, автор и составитель свыше 20 научных и научно-популярных книг, более 400 статей в сборниках и периодической печати по самым разным направлениям исторических исследований. Автор - историк, но в данном труде ставит целью показать архитектуру Якутских храмов. Петров пишет, что «история возведения церквей в Якутске включает в себя многовековой опыт строительства деревянных и каменных церковных сооружений и раскрывает роль города в утверждении Православия на северо-востоке страны». Используя данные Н.П. Крадина, исследователь дает описание храма и приводит сведения о его перестройке при архиепископе Иннокентии (Вениаминове) в середине XIX в. Ученый считает, что трехъярусная колокольня Богородицкой церкви имеет большое сходство с колокольней Никольской церкви, на основании чего можно предполагать, что при их строительстве был применен один и тот же проект [11, с. 23-24].

В 2010 г. вышла в свет статья Е.А. Местникова и С.В. Белолюбской, где храмовое здание рассматривается как памятник каменной архитектуры, дается характеристика его декоративного убранства, описывается формирование общей композиции храма и конструктивные особенности сибирской архитектуры. Авторы отмечают, что за два столетия в Якутске было возведено всего семь каменных церквей, и одна из них - Градо-якутская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Храмовая композиция формировалась на протяжении века - с середины XVIII до середины XIX в. В конце XVIII в. Богородицкая церковь представляла образец нарышкинского (московского) барокко. О связи архитектуры холодной Богородицкой церкви с московским стилем можно судить по характерной постановке восьмерика на четверике. Это было чрезвычайно компактное,двухчастное по структуре плана сооружение [12].

Интересные наблюдения сделаны авторами о декоре фасадов пристроенной части Богородицкой церкви. По мнению исследователей, они отличаются лаконизмом и сдержанностью. Пластика фасадов стала плоскостной, едва заметной. Изменение характера декоративного убранства было связано, прежде всего, с применением однотипного прямоугольного кирпича. Вызывает интерес высказывание авторов о том, что «наряду с традиционными архитектурными, декоративными и строительными приемами Богородицкая церковь обладает своими конструктивными особенностями, связанными с суровыми климатическими условиями

Якутии». Заметим, что в данной публикации использовано большое количество иллюстративного материала [12].

В 2011 г. архитектор С.В. Белолюбская защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры, посвященную православным христианским храмам на территории Якутии. Автор пишет, что в начале XVIII в. (1719 г.) с ростом посадского населения за стеной Якутска была построена деревянная Богородицкая церковь. Располагаясь обособленно на южной и северной окраине города, объемы храмов Спасского монастыря и Богородицкой церкви закрепили и местоположение города, и его габариты. «Заданная ими линейная структура поселения обусловила рост города в двух направлениях от городского ядра, выше и ниже по течению реки» [13, с. 13-15].

С.В. Белолюбская принимала участие в восстановлении храма, о чем рассказала в интервью, которое было опубликовано в журнале «Логос» в 2014 г. Архитектор поведала о том, как при подготовке к реконструкции и расчистке здания от современных надстроек открывалось все архитектурное великолепие древнего храма, и о том, что в 2005 г. в храме еще оставались «внутренности» бывшей лаборатории: железобетонные опоры, лестницы на второй этаж, где прежде находился космический шар. И лишь когда ученые окончательно переехали в новое здание и появилась возможность ломать все, что в советское время было пристроено, -оказалось, что под слоем штукатурки сохранился, хоть и сбитый, профильный кирпич, которым было украшено здание храма. Архитектор выделила 15 разновидностей кирпича с различным профилем, которым выкладывались наличники, перспективный портал и т. д. «Восхищает искусство старых мастеров - как они строили!» - отмечает Белолюбская. -«Для меня это была не школа - университеты. Одно дело - читать в учебниках, рекомендациях. И совсем другое-увидеть своими глазами» [14].

Таким образом, первые данные по истории храма были введены в научный оборот в первое десятилетие ХХ в. (П.П. Явловский, Г.А. Попов). В последней четверти века появился ряд публикаций (А.А. Калашников, И.И. Юрганова, И.А. Дмитриева), в том числе работы по архитектуре храма (Н.П. Крадин, П.П. Петров, А.Е. Местников, С.В. Белолюбская). Можно сделать вывод, что в научный оборот введены все основные фактические сведения по истории храма и сделано его архитектурное описание, но имеющийся материал рассредоточен по разным публикациям.

Литература

1. Попов Г.А. Сочинения: в 4т. / Г.А. Попов. Якутск, 2007. Т. 3: История города Якутска, 1632-1917.

2. Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени (1632-1914 гг.): в2т./П.П. Явловский. Якутск, 2002. Т. 1.

3. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006.

4. Жукова Л.Н. Историк Г.А. Попов, его жизнь и научное наследие / Л.Н. Жукова // Попов Г.А. Сочинения: в 4 т. / Г.А. Попов. 2-е изд., доп. Якутск, 2013. Т. 1: История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области.

5. Якутия: Хроника. Факты. События. 1632-1917 гг. / сост. А.А. Калашников. 2-е изд., доп. Якутск, 2002.

6. Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история) / И.И. Юрганова. 2-е изд., доп. и перераб. Якутск, 2010.

7. Юрганова И.И. Неизвестные страницы истории обновленчества в Якутии / И.И. Юрганова // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Т. 14. С. 218-219.

8. Дмитриева И.А. На Север сквозь века. История Православия в Якутии / И.А. Дмитриева. Якутск, 2013. Ч. 1: Середина XVII — первая половина XIX в.

9. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко / Т.С. Проскурякова //Архитектурное наследство. 1979. № 27. С. 147-149.

10. Крадин Н.П. Архитектурное наследие Якутска (аннотированный каталог) / Н.П. Крадин. Хабаровск, 1992.

11. Петров П.П. Градоякутские православные храмы / П.П. Петров. Якутск, 2000.

12. Местников А.Е. Градоякутская Богородицкая церковь - памятник архитектуры XVIII-XIX вв. / А.Е. Местников, С.В. Белолюбская // Строительные материалы. 2010. № 4. С. 105-107.

13. Белолюбская С.В. Православные христианские храмы на территории Якутии (нач. XVII — нач. XXI в.): автореф. дис.... канд. архитектуры: 05.23.20. Екатеринбург, 2011.

14. Данилевская Т. «Раскрытие» Богородицкого храма // Логос. Творящие историю. 20 лет Якутской и Ленской епархии. Спецвыпуск. Якутск, 2014. С. 123-125.

N. N. Romanenko

History ofGraduacauda temple in the name of the Nativity of the Blessed Virgin Mary in the research ofscientists, local historians, architects

The article provides a brief historiographical overview of the history of one of the ancient temples of Yakutsk and the North-East of the Asian

part of Russia, in general, the city-Yakut Church of Virgin Mary. The author concludes that currently in scientific circulation introduced all the basic factual information on the history of the temple, its architectural description is made, but at the same time, the available material is dispersed in various publications and there is no special study ofthe ancient temple.

Key words: Orthodox churches Ofthe Yakut diocese, the city-Yakut Church ofthe virgin Mary, the internal decoration ofthe Church, «Moscow Baroque», architecture ofthe Yakut Orthodox churches

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.