Научная статья на тему 'Якутские храмы: общее и особенное'

Якутские храмы: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / ХРАМЫ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ / ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ / РПЦ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутские храмы: общее и особенное»

И. И. Юрганова Якутские храмы: общее и особенное

История православия в Якутии, несмотря на опубликованные в последние десятилетия научные и научно-популярные труды, по-прежнему во-многом, является ter^ incognito (землей неизвестной). Возрождение Якутской епархии, строительство и освящение храмов, создание приходов, участие епархиальных структур в культурно-просветительной деятельности стало неотъемлемой частью современной Республики Саха (Якутия). Очевиден и объясним интерес современников к истории распространения и утверждения православной религии на якутской земле, имеющей традиции, актуальность и востребованность которых выдержали проверку временем и являются одним из гарантов сохранения стабильности и взаимопонимания между народами республики.

Начало храмостроительства в Якутском крае соотносимо со временем появления первых православных христиан. Распространение православия стало возможным благодаря начавшемуся в XVII в. масштабному освоению этой обширной, суровой и малонаселенной территории русскими поселенцами - носителями культуры, фундаментальной частью которой была православная вера. В 1638 г., после образования самостоятельного Якутского воеводства, «посылаются из центра священники» и начинается возведение первых храмов - «в крепости деревянная церковь Троицы..., в 1664 г. заложен Спасский монастырь» [3, Ф. 1084. Оп. 6. Д. 45 (т. 1.), Л. 284-290].

В 1641 г. вместе с первыми якутскими воеводами «прибыла целая церковная миссия» в составе «2 попов черных, 2 попов белых и дьякона» [9, с. 24]. К концу XVII века на весь огромный Ленско-Илимский край были две соборные церкви в Якутском и Илимском острогах и 7 приходских церквей [6, с. 80]. К началу XVIII в. в г. Якутске кроме Спасского монастыря действовали Троицкий собор и Никольская церковь (в городской стене). Со старого городища в монастырь была перенесена церковь М. Малеина [10, с. 8].

В 1722 г. Синодом было принято решение об обязательном согласовании церковного строительства с местной гражданской администрацией, указом 1757 г. предусматривалось разрешение строительства храма только в случае, если от селения до старой церкви расстояние превышало более 20-ти верст. Понятно, что подобные ограничения были актуальными для западных областей с большой плотностью населения, но в Якутском крае, где расстояния между храмами исчислялись не десятками или сотнями, а, как правило,

тысячами, они привели бы к ликвидации церковного строительства вообще.

Необходимость строительства православных храмов в Якутском крае, в связи с возросшей численностью крещенных из местного населения, рассматривалась в записке в Адмиралтейств-коллегию капитана флота Дмитрия Лаптева1. Коллегия, в свою очередь, передала наблюдения Лаптева в Святейший Синод, и в апреле 1741 г. последовал указ на имя епископа иркутского о предоставлении предложений по возведению новых церквей [5, с. 351-352].

В 1770 г. было разрешено возводить православные церкви при наличии в городских приходах не менее 20 дворов, в сельских приходах не менее 40. Контроль за соблюдением данных норм возлагался не только на духовные, но и на светские власти. Для Якутии такое нормирование могло стать причиной закрытия всех приходов, так как известно, что основная масса населения проживала разобщенно, откочевывая весной и осенью на новые места жительства. Вероятно, что данные указы, наряду с другими обстоятельствами, послужили одной из причин низких темпов церковного строительства в Якутии в XVIII в. Но в целом в Восточной Сибири был найден компромисс, состоящий в том, что к церковному приходу, с целью увеличения количества дворов, приписывались самые различные поселения - зимовья, заимки и др.

Предпринимаемые во второй половине XVIII в. попытки ограничения деревянного храмового строительства и переход к каменному зодчеству также были фактически невозможными в условиях Якутии, где стоимость камня делала нерентабельным его использование в строительных работах, тогда как дерево, используемое повсеместно, было дешево и доступно [1, Ф. 50. Оп. 1. Д. 790, Л. 94, 302]. Именно поэтому подавляющее большинство якутских храмов XVШ-начала ХХ вв. были деревянными. В 1805 г. синодальными властями было сделано исключение для Иркутской епархии, где «при крайней необходимости и по специальным разрешениям Синода» было разрешено деревянное церковное строительство [3, Ф. 225-и. Оп. 2. Д. 424].

В 1731 г. Якутский край переходит из ведения далекой Тобольской митрополии к Иркутску, во второй половине XVIII в. в составе Иркутской епархии было образовано Якутское заказное духовное управление. Затем в 1852 г. Якутия вошла в состав Камчатской епархии с выделением в 1858 г. Якутского викариатства. В 1869 г. на основании Указа императора была создана (с 1870 г.) самостоятельная, 53-я в составе Российской Империи, Якутская и Вилюйская епархия. Выделению Якутской области

1. Лаптев Дмитрий Яковлевич - контр-адмирал, участник Великой Северной экспедиции. В 1735 г. в чине лейтенанта прибыл в Якутск, в 1736 г. назначен начальником экспедиционного отряда, получившего задание описать берега р. Лены и пройти морем из Северного Ледовитого в Тихий океан. В 1743 г. вернулся в Якутск, откуда выехал в Санкт-Петербург.

в отдельную церковно-административную единицу способствовала активизация церковного строительства [8, с. 27-30].

Православные храмы на Руси всегда строились по определенным канонам и правилам и посвящались какому-либо святому или церковному празднику. Наиболее распространенным типом церковных строений в Восточной Сибири был деревянный шатровый храм, традиции строительства которого привнесены выходцами с Русского Севера.

В 1823 г. был опубликован правительственный указ о необходимости «издать и разослать по епархиям для руководства собрание планов и фасадов церквей, составленных по наилучшим и преимущественно древним образцам». Государственный заказ на составление «атласа образцовых церквей» получил петербургский архитектор К. А. Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя в Москве [7, с. 39]. Атлас, включавший несколько проектов храмов, различающихся по размерам, планировке и трактовке отдельных форм, получил название «первого тоновского» (русско-византийского) стиля. Был усилен контроль за строительством церквей и со стороны духовенства. «Свод законов Российской Империи» и «Устав духовных консисторий» обязывал всех подавших прошение на возведение церкви предоставлять планы и фасады будущих храмов.

Архиепископ Иннокентий (Вениаминов)2 отмечал, что «в Камчатской епархии, не исключая и Якутского округа, нет церкви, которая была бы ближе 70 верст от ближайшей церкви... дальняя Оймяконская отстоит от Якутска на 1000 верст» [1, Ф. 24. Оп. 12. Д. 753. Л. 12].

На основании архивных источников установлено, что в нач. XIX в. в Якутском заказе, помимо Спасского мужского монастыря действовало 19 церквей в том числе 5 - в г. Якутске и 14 в улусах (Кангаласская Покровская, Олекминская Спасская, Намская Предтеченская, Борогонская Вознесенская (строящаяся), Амгинская Преображенская, Удская Николаевская, Верхне-Вилюйская Николаевская, Сунтарская Введенская, Жиганская Николаевская, Охотская Преображенская, Гижигинская Спасская, Зашиверская Спасская, Средне-Колымская Покровская и Нижне-Колымская Спасская) [3, Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 30]. Прихожанами перечисленных храмов в 1806 г. являлось 81 776 человек. В 1826 г. упоминается 21 церковь [1, Ф. 50. Оп. 1. Д. 142]. На момент образования самостоятельной епархии в 1870 г. в Якутской области действовало уже 37 церквей и 120 часовен [3, Ф. 226-и. Оп. 1. Д. 2 Л. 11; Оп. 2. Д. 2. Л. 23-29]. Согласно списка церквей епархии за 1905 г. численность якутских храмов

2. Иннокентий (Вениаминов) (Попов Иван Евсеевич) (1797-1879), уроженец Верхоленского уезда Иркутской губернии. С 1823 г. - миссионер-священник в Русской Америке, затем Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1868 г. - митрополит Московский и Коломенский. Известный миссионер Сибири, Дальнего Востока и Аляски, член Синода, ученый-лингвист и этнолог, Почетный член Императорского Русского географического общества. В 1977 г. канонизирован и причислен к лику святых.

составляла 119, в 1919 г., в последний год своего существования, епархия контролировала деятельность 134 церквей [3, Ф. 343-и. Оп. 1. Д. 570. Л. 14-16; Ф. 226-и. Оп. 9. Д. 1, 11, 19, 20, 26, 28, 29, 30, 32, 41, 43, 47, 48, 55, 56, 57, 72, 88, 108, 113, 120, 126, 128, 130, 133, 134, 135, 138, 140, 142, 143, 149, 151, 156, 167, 183, 189, 210, 212, 350].

По архивным документам в большинстве случаев можно установить местонахождение церквей, так как в их названии была отражена местность, где они были расположены.

Таким образом, за период существования Якутской епархии (1870-1919 гг.) количество церквей возросло с 37 до 134. Наиболее интенсивное строительство церквей и освящение часовен в чин церкви относится к концу XIX в. Следует отметить, что в отчетах епархиальных архиереев Якутии подчеркивается, что «якуты сами просят разрешения на постройку церквей» [4, Ф. 796. Оп. 442. Д. 234. Л. 21-21 (об.)].

Особенностью Якутии было наличие большого количества часовен. Это связано, прежде всего, с большой территорией и полукочевым образом жизни значительной части населения. Якутские часовни существенно отличались от часовен европейской части России, которые не имели алтарей и строились в большинстве случаев, как кладбищенские. Количество часовен регламентировалось высшей духовной властью. С 1865 г. епархиальным архиереям было предоставлено право давать разрешения на строительство часовен, но уже в 1855 г., по предложению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) было сделано исключение для Камчатской епархии, в состав которой входила Якутия. Специальный указ Синода разрешал строительство часовен без ограничения их численности «с совершением всех таинств» [3, Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 1598. Л. 1].

Перевод часовни в чин церкви становился возможным при наличии штатных и оплачиваемых должностных мест для церковного причта. Прихожане были обязаны выразить письменную просьбу на имя местных церковных властей о причислении к новой церкви, дать обязательства о её содержании, обеспечить причт земельными участками и домами для проживания. Быстрый рост количества якутских церквей в конце XIX в. происходил путем освящения часовен в чин церкви, и население охотно поддерживало эту тенденцию, избавляя себя от необходимости строить храмы.

Население Якутии было связано с церковью через приходской храм, направлявший общественный быт, формировавший культурную среду и духовность. Храмы выступали в качестве культурно-информационного центра для населения; в церквях жители, особенно отдаленных округов и наслегов, узнавали о событиях, происходивших в стране и мире, а священник был одним из немногих образованных людей в приходе. Именно с деятельностью церковных учреждений Якутии

связано появление первой школы, первой книги на якутском языке, первой газеты. Представители духовного сословия проводили научные исследования, знакомили с жизнью якутской глубинки общественность Сибири и европейской части России.

После установления на территории Якутии советской власти православные храмы либо разрушались, либо перестраивались и приспосабливались для хозяйственных нужд. В архивах сохранилось незначительное количество документов о православии в советской Якутии. Имеются сведения, что к 1933 г. на территории Якутской АССР сохранилось свыше ста «молитвенных зданий, .приспособленных под различные нужды». В сообщении ЯЦИК на имя председателя Культовой комиссии ВЦИК СССР от 05 мая 1936 г. сообщается о единственном действующем в Якутии храме - Николаевской церкви в г. Якутске и 34 «зарегистрированных служителях культа православной веры» [2, Ф. 5263. Оп. 1. Д. 318. Л. 2; Д. 320. Л. 6]. В материалах Уполномоченного по делам русской православной церкви при Совете Министров ЯАССР отмечается, что в 1958 г. на территории республики действовало две церкви -Якутская Николаевская и Олекминская Спасская, входящие в состав Якутского благочиния, подчиненного Иркутской епархии [3, Ф. 1408. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-3]. Причты этих храмов состояли из 3 штатных и 3 внештатных священников, численность прихожан достигало 300 человек.

В настоящее время в воссозданной с 1993 г. Якутской и Ленской епархии Русской Православной церкви действуют более 50-ти приходов, мужской и женские монастыри, братство святителя Иннокентия митрополита Московского (при приходе Казанской иконы Пресвятой Богородицы г. Нерюнгри).

Департаментом по делам народов РС (Я), для составления перечня объектов культурного наследия религиозного значения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», была проведена работа по сбору и корректировке данных о состоянии храмовых зданий на территории республики. По результатам обследования установлено, что в Республике Саха (Якутия) находится 19 объектов культурного наследия религиозного назначения, из которых 2 объекта являются объектами федерального значения, 15 объектов регионального значения и 2 муниципального значения (список расширен за счет включения в него вновь выявленных объектов). В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», Постановлением Совета министров ЯАССР от 31.12.1976 г. № 484, указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского)

значения», Постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2005 № 270 (ред. от 19.10.2007) «Об утверждении Государственного списка недвижимых памятников истории и культуры г. Якутска» данные объекты были поставлены под государственную охрану.

Безусловно, что данный перечень не полный и будет пополняться в дальнейшим, но долгом властей и регионального, и муниципального уровней, а также общественности нашей республики является сохранение архитектурного наследия - храмовых комплексов и зданий, являющихся свидетелями исторической памяти.

Источники и литература

1. Государственный архив Иркутской области.

2. Государственный архив Российской Федерации.

3. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

4. Российский государственный исторический архив.

5. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1869. -№ 26. - 28 июня.

6. Сафронов Ф. Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. - Якутск, 1956.

7. Туманик А. Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX в. // Авторефер. дисс... докт. ист. наук. - Улан-Удэ, 2002.

8. Юрганова И. И. История Якутской епархии (деятельность духовной консистории). - Якутск, 2007.

9. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени (1632-1914 гг.). Т. 1. (1632-1800 гг.). Якутск, 2002.

10. Якутский Спасский монастырь. Краткий исторический обзор (1644-1904 гг.). - СПб. 1904.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.